Основные черты модернизации таблица. Модернизация в начале хх века в россии. Критичное сословие и новый класс общества

Основные черты модернизации таблица. Модернизация в начале хх века в россии. Критичное сословие и новый класс общества

Почему Жириновский не хочет становиться сенатором. Кто может сменить Георгия Полтавченко на посту губернатора Санкт-Петербурга. Какую синекуру пророчат премьеру Дмитрию Медведеву. Почему в Подмосковье снова заговорили о возможных сменщиках губернатора Андрея Воробьева. Сколько губернаторов покинут свои посты после региональных сентябрьских выборов.

В «черном списке» Кремля порядка 20 губернаторов «на вылет», уверяют в кругах, близких к Экспертному институту социальных исследований. В ЭИСИ, связанном с первым замглавы АП Сергеем Кириенко , разработан новый сценарий увольнения глав регионов. Теперь Владимир Путин будет отправлять губернатора в отставку не сразу, а даст ему 2–3 месяца на ликвидацию недостатков. Периодически президент будет вызывать его к себе для отчетов, а СМИ будут сообщать, что губернатор не справляется с путинским заданием. В итоге главу региона уволят, но такая схема позволит поддерживать интерес граждан к деятельности Путина до выборов 2018 года. Эксперты, связанные с ЭИСИ, утверждают, что это ноу-хау Кириенко уже одобрено Путиным. Поэтому он и берет на все встречи с главами регионов «зеленую папку» с жалобами населения.

В центральном аппарате «Газпрома» возобновились слухи о возможной смене руководителя компании. Якобы уже в начале сентября председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер будет назначен губернатором Санкт-Петербурга вместо Георгия Полтавченко , и перед ним будет поставлена задача подготовки объединения города с Ленинградской областью. А «Газпром» возглавит премьер-министр Дмитрий Медведев . Вместе с тем среди газпромовских аппаратчиков немало скептиков, не верящих в такой сценарий. По их мнению, слухи о назначении Миллера главой Санкт-Петербурга ходят по компании минимум два года, но он по-прежнему сидит в своем нынешнем кресле. Эти же скептики утверждают, что аппаратные позиции Медведева в последнее время укрепились, и он вовсе не «сбитый летчик», как стали уверять СМИ и эксперты после нашумевшего фильма «Он вам не Димон» Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального . И поэтому спешить с переездом из Белого дома в «Газпром» Медведеву смысла нет.

Источники в администрации Московской области утверждают, что эпопея с заменой ее губернатора получила новое развитие. Андрей Воробьев якобы подал в Кремль заявление об отставке по состоянию здоровья. Одним из возможных кандидатов на замену называют замминистра обороны Тимура Иванова . По слухам, его продвигает Сергей Шойгу с подачи своего первого зама Руслана Цаликова . Сам Иванов, по словам источников, близких к Минобороны, в губернаторы не рвется. Но кандидатов хватает и без него. В областной администрации называют кандидатуру единоросса Сергея Неверова , которого сватает на этот пост Вячеслав Володин . Своего человека хочет видеть в Подмосковье и мэр Москвы Сергей Собянин . Если исходить из слухов об аппаратном союзе Володина и Собянина, кандидатура Неверова может устроить и столичного мэра.

Как утверждают думские источники, заявление лидера ЛДПР Владимира Жириновского , что он не собирается переходить из Госдумы в Совет Федерации, было инициировано Вячеславом Володиным в рамках его аппаратной борьбы с первым замглавы АП Сергеем Кириенко . Для Кириенко выдавливание лидеров ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» на «пенсию» в Совфед – первый шаг по замене руководителей парламентских партий. Это нужно ему не только для обновления «линейки» участников выборов 2018 года, но и для укрепления влияния на эти партии. Между тем Володин не желает дальнейшего усиления Совета Федерации, в котором и так уже много сильных фигур. Кроме того, он боится потерять контроль над парламентскими партиями, если их лидеры не будут работать в Госдуме.

В политических и деловых кругах Санкт-Петербурга перспективы замены Георгия Полтавченко оценивают иначе. Там говорят, что, поскольку борьбу за губернаторский пост ведут очень сильные фигуры из ближнего окружения Владимира Путина, ситуация зашла в тупик: возможные кандидаты взаимно блокируются их покровителями. Якобы, понимая это, интересный аппаратный ход сделали братья Юрий и Михаил Ковальчуки , близкие к президенту. Они пролоббировали в число кандидатов на «место Полтавченко» Любовь Совершаеву , заместителя полпреда в СЗФО, давно пользующуюся их покровительством. Пока ее шансы незначительны, но в теории она может стать компромиссным вариантом, если в верхах поймут, что ни одна из рассматриваемых кандидатур не проходит. Ковальчуки рассчитывают и на стремление Путина соблюдать гендерный баланс во власти, к тому же женщина (Валентина Матвиенко , ныне глава Совета Федерации) Санкт-Петербургом уже руководила.

Президенту России Владимиру Путину передано письмо от представителей власти муниципалитетов Подмосковья с требованием отставки губернатора Андрея Воробьёва. Сделал это депутат Совета депутатов Серпуховского района, руководитель РОО «Гражданский форум местного самоуправления» Николай Дижур в приемной администрации президента России, сообщает издание Oka-info.ru.

Авторы письма обосновали свои претензии, связанные с рассматриваемыми сейчас Госдумой поправками в законодательство о местном самоуправлении. Одна из поправок, «поправка Терентьева», по сути, отменяет действие статьи 8 Конституции России и уничтожает сложившуюся в стране систему местного самоуправления, устраняет простых людей от управления территориями, на которых они проживают.

Документы от Дижура приняли и направили на рассмотрение в ускоренном порядке, учитывая, что очередное слушание по «поправке Терентьева» намечено на 24 марта.

В своем письме лидеры общественного мнения просят президента отправить губернатора в отставку.

Президенту РФ Путину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Вынуждены обратиться к Вам в силу того, что социально-экономическая ситуация в Московской области деградирует, а пропагандистская машина правительства Московской области искажает объективную информацию, выдавая каждое поражение, как успех.

Так, называемая «идеология лидерства», идеология очковтирательства, волюнтаризма и полного игнорирования жизненных интересов населения региона, призвана формировать в общественном сознании клише региона - лидера во всех отраслях деятельности органов государственной власти Подмосковья. Что не соответствует действительности.

Приведем только один пример.

Плановые объемы переселения из ветхого и аварийного жилья в Московской области (численность населения 7,5 млн) находятся на уровне Якутии (численность населения менее 1 млн) – чуть более 200 тыс. кв.м. Программой переселения Московской области, рассчитанной на 2016 – 20 годы, планируется построить 215 тыс. кв. м жилья и переселить 1400 человек. Темпы строительства жилья в Московской области по заявлению Губернатора Московской области составляют 10 миллионов кв. м в год. Удельный вес нового жилья для переселения из ветхого и аварийного жилья за пятилетний период действия программы в общем объеме строительства составляет 0,4%. В Якутии объем ввода жилья намного скромнее – 600 тыс. кв. м. в год (в основном за счет объектов ИЖС), аналогичный показатель составляет 7%. Темпы строительства жилья в Московской области не имеют обоснования обеспечения роста экономики, ведут к экономическим диспропорциям, несут угрозы деградации территории Московской области. Разработка генеральных планов поселений, переданная законом Московской области на региональный уровень, ведется в авральном порядке, используя первоначальные варианты с 2009 года, не имеющие границ населенных пунктов, утвержденных зон культурного наследия, XML–карт. Технические задания вновь разрабатываемых ведомствами Московской области генпланов поселений не содержат вышеперечисленных требований Градостроительного кодекса и Росреестра. Отсутствие XML-карт в базе Росреестра, после утверждения генплана, приводит к невозможности оформления прав на недвижимость, сохранению выпадающих доходов в бюджете поселения и их дотационного статуса.

Налицо отсутствие промышленной политики, сопряженной с балансом трудовых ресурсов и объема производства отраслей экономики, что, в свою очередь сигнализирует о формальном подходе к исполнению изданных Вами майских указов. Государственный долг Московской области уже более 100 млрд рублей, а предельный объем госдолга с 2015 года в размере 335 миллиардов рублей к 2019 году увеличивается до 417 миллиардов рублей!

Общественно-политическая ситуация в регионе в результате насильственного уничтожения муниципальных районов, сельских и городских поселений, массового попрания прав граждан на местное самоуправление и игнорирования фундаментальных положений Конституции РФ доведена до предела.

На проведенных публичных слушаниях, затрагивающих интересы около трех миллионов человек, население крайне отрицательно высказалось по вопросу объединения поселений в городской округ. Однако депутаты 15-и муниципальных районов под давлением приняли решения об объединении поселений вопреки воле своих избирателей, прямо нарушая действующее законодательство. Вместе с тем, в оставшихся 21-м районе депутаты советов депутатов выступают против попрания концептуального положения закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», выступают за сохранение базового уровня народовластия, за право населения на местное самоуправление.

На проведенном Конгрессе местного самоуправления в ГК «Космос» 20 февраля 2017 года местным сообществом глав, депутатов и представителей общественных организаций был поставлен вопрос о вырождении органов государственной власти Московской области в преступное сообщество, приведены многочисленные факты диких коррупционных проявлений.

Мы убеждены в том, что политика губернатора Московской области, направленная на тотальное уничтожение поселенческого уровня - фундамента государственной власти, в период важного для страны политического события, выборов Президента РФ, ведет к эскалации протестных настроений и никоим образом не способствует консолидации нации в важный исторических момент для страны.

Мы, депутаты и главы городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений Московской области выражаем недоверие губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьеву и ходатайствуем перед Вами о принятии кадрового решения.

Охватила все сферы жизни общества. Где-то она протекала с меньшим успехом, а где-то с большим. Ее потенциал был огромен. Премьер-министр Столыпин известен несколькими крылатыми выражениями. Одно из них как раз затрагивало развитие экономики страны. Однажды в Думе Петр Аркадьевич заявил, что стране необходимо двадцать лет мирной жизни, чтобы стать мировым лидером по большинству показателей. К сожалению, начавшаяся в 1914 году война разрушила эти перспективы.

Освоение Сибири

Важные предпосылки российской модернизации заключались в массовом оттоке активного населения на восток, на неосвоенные сибирские земли. Государство поддерживало этих людей (по большей части крестьян). Также этому процессу способствовала новая Сибирская железная дорога. Переселенческое движение сильно пострадало во время русско-японской войны, когда стране было не до мирного развития экономики. Однако после окончания конфликта миграция возобновилась с новой силой.

Особенности российской модернизации (начало 20 века) заключались в успешной аграрной реформе Столыпина и Кривошеина, благодаря которой трудолюбивые крестьяне могли обзавестись собственным эффективным хозяйством, о чем они мечтали еще со времен окончания крепостного права.

Переселенцы получали государственные субсидии, которые могли составлять 400 рублей (размер зависел от величины хозяйства). Крестьяне переезжали в специальных вагонах, которые были подготовлены для того, чтобы перевозить хозяйский скарб. В новых деревнях и селах организовывались помещения для хранения зерна, торговые лавки и другая жизненно важная инфраструктура. Новые хозяйства отличались от старых применением модифицированных инструментов. Урожай на таких участках был богаче и качественнее. Сибирские аграрии создали житницу страны. Лишнее зерно пошло на продажу за рубеж.

Аграрные новшества

Особенности российской модернизации (начало 20 века) в деревне заключались еще и в зарождении организованного кооперативного движения. Даже самому крепкому хозяйственнику было тяжело освоиться на новом месте в одиночку. Поэтому создавались кооперативы. Соседи помогали друг другу в случае возникновения проблем. Новые порядки были гораздо эффективнее архаичных общин.

За период с 1906 по 1914 г. в Сибирь, по разным оценкам, переехало около 3 миллионов 700 тысяч человек. Две трети из них в итоге остались на новой родине. Сибирская железная дорога, которая в первые годы своего функционирования была убыточной, стала приносить постоянный доход благодаря востребованности. Накануне Первой мировой войны из восточных регионов страны поставлялось 50 миллионов пудов хлеба и 5 миллионов пудов сливочного масла. Сельскохозяйственные земли Западной Сибири были заболоченными и не освоенными, поэтому правительство ежегодно выдавало суммы на мелиорацию угодий. В эффективном взаимодействии активных граждан и государства заключались особенности российской модернизации (начало 20 века).

Россия в 1913 году

Пик пришелся на 1913 год (это был последний мирный год царского государства). Поэтому именно на этот период ссылаются как на точку расцвета экономики при монархии.

Повышение уровня жизни и возможность самореализации сказывались на демографической ситуации. Накануне войны население империи составляло без малого 173 миллиона человек. Крестьянские семьи с дюжиной детей были нормой.

Национальный доход страны вырос до показателя в 7% от мирового уровня. Впереди были только США, Германия, а также Великобритания. По темпу экономического роста (также 7% в год) Россия была первой в мире.

Однако Россия уступала западным лидерам в такой важной цифре, как производительность труда. Она была ниже в 5 раз. Особенности российской модернизации (начало 20 века) заключались в ускоренном темпе роста, а это означало, что многие сферы просто не поспевали за такой поступью.

Развитие железных дорог

Как и в конце XIX века, росла сеть железных дорог. В 1906 году была открыта ветка из Оренбурга в Ташкент. Это позволило облегчить транспортировку узбекского хлопка высокого качества на европейские рынки, что давало заметную прибыль предпринимателям и государству в виде налогов в казну. Даже за первые два года войны успели соорудить дорогу по Кольскому полуострову. Она шла до Мурманска. Это был стратегически важный на северных рубежах страны. Через него продолжались поставки ресурсов.

Паровозы, изобретенные отечественными инженерами в 1910-е годы, не уступали в качестве американским или европейским аналогам. Каковы особенности российской модернизации? Это, конечно, постоянный рост грузоперевозок. Каждый год они увеличивались на 8%. Модернизация привела к тому, что в Петрограде появился первый электрифицированный участок железной дороги. Однако скорая революция и гражданская война отбросили страну назад. Многие успехи экономики царского периода были забыты или специально вычеркнуты из массового сознания усилиями советских цензоров.

Сфера связи

Все периоды российской модернизации, которые имели место быть до XX века, не приводили к такому бурному росту и развитию во всех сферах жизни. Это хорошо заметно по прогрессу в сфере услуг связи. На промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, газетах, на почте и т. д. появлялись новые приспособления. В 1910 году по всей стране было отправлено около 200 миллионов телеграмм. Количество отправлений по почте достигло двух миллиардов.

Что такое модернизация? Каковы особенности российской модернизации? Она должна была соответствовать запросам общества. В сфере связи страна столкнулась со своей ключевой особенностью - огромной территорией. Из-за большой никак не могла полностью обеспечить себя всем необходимым для быстрого и легкого сообщения между людьми. Показателен пример войны с Японией, когда полки неделями добирались до фронта на Дальнем Востоке, что имело самые печальные последствия.

Таковы были многочисленные особенности российской модернизации. Таблица показывает ключевые ее отличия.

Секторы экономики

Отечественные особенности индустриальной модернизации заключались в девятипроцентном росте в большинстве сфер народного хозяйства. За последние пять лет мирной жизни империи количество предприятий разного плана выросло на треть.

Вот еще некоторые показатели. За период с 1893 по 1913 год выплавка железа и стали выросла в 13 раз, угледобыча - в 4 раза, переработка среднеазиатского хлопка - в 7 раз и т. д. Сложились наиболее важные и перспективные секторы экономики. Это была текстильная, лесная, пищевая и металлургическая промышленность. Эти сферы приносили наибольшую прибыль.

В России в начале ХХ века в пищевой отрасли больше всего производилось спирта (потреблялся только на внутреннем рынке), сахара и муки (экспортировались).

Развитие регионов

В находилось больше 90% предприятий страны. Главным был центральный район, в который входили Московская, Ярославская, Тверская, Костромская и Нижегородская губернии. Также быстро развивалась и Сибирь. В 1914 году в Томской губернии началось освоение важного Кузнецкого угольного бассейна.

Из-за экономического роста был образован новый регион. Это была Алтайская губерния, в которой быстро развивался Новосибирск, оказавшийся на Транссибирской магистрали.

Монополии и торговля

К началу войны в стране существовало около двухсот крупных монополий. Они имели место в таких отраслях, как банковское дело и крупная промышленность.

Внешняя и внутренняя торговля втянула в себя два миллиона человек. Основными партнерами России на международном рынке оказались Англия и Германия. Примечательно, что из страны вывозилась пищевая продукция. В то же время, даже несмотря на бакинское месторождение нефти, в стране не хватало топлива из-за резкого роста промышленности и ее потребностей.

Известный французский экономист Э. Тьери посчитал накануне войны, что если бы не революция, то к середине XX столетия Россия была бы мировым экономическим лидером. В последние годы монархии она стала развитой аграрно-индустриальной страной.

Радикальные изменения, происходившие во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны в конце XIX – начале XX веков, получили название модернизации. И этот процесс в той или иной степени коснулся каждой из названных сфер.

Экономика . В экономическом разрезе модернизация привела к индустриализации – резкому росту промышленности и увеличению доли машинного производства. Развитие железнодорожной отрасли оказало огромное влияние на всю промышленность России, а высокие темпы роста привели, в свою очередь, к монополизации промышленной отрасли. Кроме того, в развитии экономики сыграли огромную роль реформы Витте и Столыпина.

Социум . В социальной сфере модернизация оказала влияние на рост численности городского населения – урбанизации. Однако в то же время усилилось расслоение жителей России, причем не только сословное: внутри каждой сословной группы появились свои отдельные подгруппы, каждая со своими интересами. Это вызвало резкое противостояние сословий – крестьяне выступали против дворянства, рабочие – против буржуазии.

Политика . В политической сфере были предприняты попытки перехода от традиционной формы правления – абсолютизма – к конституционной монархии и создание многопартийной системы.

  • богатство природных ресурсов
  • возможность анализа и заимствования чужого опыта;
  • высокая степень концентрации правительства
  • относительная новизна оборудования (промышленность начала бурно развиваться после 1861г.)
  • поддержка, подстраховка государства.
  • более сжатые сроки осуществления
  • наложение этапов, усложнение проблем
  • напряжение всех сил страны (рывок вперед за счет крайне низкого уровня жизни народа)
  • незавершенность процесса первоначального накопления (недостаточно ни средств, ни рабочих рук)
  • острота проблемы сохранения своего национального лица
  • жесткий государственный контроль, бюрократизация
  • противоречивое влияние западного капитала, зависимость от Запада.

Россия в начале XX века

Противоречия незавершенной модернизации

Их успешное преодоление

Нерешенность аграрного вопроса – результат половинчатой и непоследовательной отмены крепостного права

Резкие социально-политические противоречия в обществе. Отсутствие единства по вопросам модернизации

Нищенский уровень жизни в деревне

Резкое ускорение темпов развития

Жесткая протекционистская политика, завоевание международных рынков, развитие транспорта

1 место в мире по экспорту хлеба.

Рост и укрепление буржуазии. Слой крупных собственников, возглавлявших финансово-промышленные группы, контролировал значительную долю экономики.

Противоречия незавершенной модернизации

Поиск новых путей

  • жесткая протекционистская политика
  • низкий уровень грамотности
  • нерешенность аграрного вопроса. Огромные средства для модернизации выкачивались из деревни, что не позволяло ей выйти из кризиса; нарастала классовая ненависть
  • медленные темпы роста урожайности
  • российские банкиры и промышленники располагали меньшими средствами, чем монополии стран Запада
  • лучшие земли оставались в распоряжении дворянства; но только 10% помещичьих земель обрабатывались эффективно, 40% были заложены и находились на грани разорения
  • низкий уровень организованности наемных рабочих → большая продолжительность рабочего дня и тяжелые условия жизни; первые рабочие организации создавались по инициативе и под контролем полиции
  • главный источник пополнения казны – не рост производительности, а повышение налогов. Налоги выросли на 42,7% (острая нехватка ресурсов)
  • внешний долг страны
  • по показателям национального дохода и промышленного производства на душу населения Россия в 4-5 раз отставала от ведущих стран Запада; национальный доход на душу населения в 1913 году был
    • в 2 раза ниже, чем в Японии
    • в 5 раз ниже, чем во Франции, Англии, Германии
    • в 7 раз ниже, чем в США
    • а по населению Россия занимала 3 место в мире.
  • многоукладность экономики (сохранялись мануфактуры, ремесленные мастерские, мелкая оптовая и розничная торговля)
  • низкая емкость внутреннего рынка
  • относительная слабость русской буржуазии
  • завоевание международных рынков
  • развитие транспорта, Россия занимала 2 место в мире по протяженности ж/д
  • промышленный переворот
  • зажиточные крестьяне – 1/6 часть всех крестьян; но они владели половиной всех земель и производили 34% хлеба
  • процессы монополизации начались позже, но шли бурно
  • на Россию приходилось 36,9% мировой торговли пшеницей
  • активность рабочего движения, первые законы, регулирующие трудовые отношения
  • по производству чугуна и стали Россия вышла на 4 место в мире, опередив Францию, и уступая США, Германии, Англии
  • резкое ускорение темпов развития, темпы развития были выше, чем во Франции в 4 раза, в 2 раза – чем в Германии и Англии
  • развитие кооперации на селе (12000 кредитных товариществ)

Направления модернизации

1. Вытеснение крестьян из деревни

Падение жизненного уровня, рост социальной напряженности.

2. Превращение самодержавия в цивилизованную конституционную монархию.

Рост недоверия и враждебности.

3. Борьба с экстремизмом и радикализмом.

Столыпин действовал под прессом постоянной угрозы покушений со стороны террористов.

4. Необходимость сломать упорное сопротивление полуфеодального дворянства и самодержавной бюрократии, лишение их господствующего положения и привилегий.

Столыпин не имел ни команды, ни механизмов реализации реформ, ни политической базы.

5. Введение парламента и политических свобод по типу Западной Европы

Парламентаризм с самого начала был дефективным (исполнительная власть оставалась под контролем императора, правительство не было ответственным перед Думой).

6. Введение частной собственности на землю, превращение крестьян-общинников в самостоятельных хозяев-фермеров.

Ее подрывал произвол властей, посягательство крестьян на помещиков и кулаков.

Неблагоприятная международная обстановка, назревание Первой Мировой Войны.

7. Процессы монополизации экономики

8. Проводилась политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Начало модернизации обернулось огромными успехами в экономике и общем развитии государства. Однако незавершенность процесса преобразований обострила имевшиеся в стране проблемы, что и привело к революции.

ИА REX публикует статью эксперта Михаила Ошерова о модернизации в России

Модернизация — это процесс ускоренного догоняющего развития, осуществляющийся сверху, высшим руководством страны. В основном это происходит тогда, когда руководство страны недовольно отставанием своей страны от соседних или других, более развитых стран, и не видит возможность ликвидировать это отставание в рамках действующей системы власти. Общая схема модернизации примерна одинакова — неудачные попытки ускорить развитие страны в рамках действующей системы власти, сбор информации, подготовка, планирование, создание параллельных органов власти и введение туда исключительно новых людей, не связанных с действующей ранее системой власти и лично преданных руководителю страны, слом старых аппаратов власти и передача управления новым властным структурам параллельно с технической модернизацией, научным прогрессом и экономическим ростом. Модернизация сопровождается усилением автократии и снижением уровня демократии в обществе.

В истории России было три успешных модернизации — модернизация Ивана Грозного, модернизация Петра I и модернизация Сталина. Основная цель этой статьи — выявить общие черты и различия этих модернизаций.

Перед каждой российской модернизаций был период активного проникновения иностранных знаний в различных областях, в основном коснувшийся элиты общества. До модернизации Ивана Грозного после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в Россию вместе с невестой приехало много итальянцев, которые заняли различные места при дворе. Была привезена большая библиотека иностранных книг, которую ищут до сих пор. До Петра I были «тишайший» царь Алексей Михайлович и боярин Василий Голицин, привечавшие иностранцев. До Ленина и Сталина была эпоха активной капиталистической индустриализации России, принесшая массовые газеты, телеграф и большой и быстрый информационный обмен с европейскими столицами — Лондоном, Парижем и Берлином.

Собственно процесс модернизации состоит из нескольких процессов. Предварительный этап — это этап сбора информации, в основном, внешней. Внутренняя информация даёт правителю лишь отчёт о невозможности управлять страной в полной мере. Первый процесс, первый этап модернизации — это процесс реновации, обновления — создания нового параллельного аппарата власти или системы управления государством и обществом, в котором используются только так называемые «новые люди». Это нужно потому, что руководитель страны не может использовать по тем или иным причинам старый государственный аппарат, в данных первых двух случаях — боярскую думу.

Если говорить о реновации Ивана Грозного, то бояре, заседавшие в Боярской думе, были достаточно самостоятельными и относительно независимыми от царя. Когда им нужно было принимать и затем исполнять решения, противоречащие их непосредственным интересам, они либо противились им, либо саботировали их исполнение, что ограничивало возможности и волю правящего царя. В какой-то момент времени царь Иван Грозный понял, что самодержавное управление Россией через действующие институты власти более невозможно, и принял решение о начале реновационного проекта — первоначально в одной отдельно выделенной особой (опричь старой) части России — учредил опричнину. Опричные земли управлялись лично государем назначенными им людьми, взятыми из «низов» (точнее, не только из самых низов, но просто из слоёв общества, более низких, чем бояре, в частности, из служивых дворян). Остальную часть России он оставил на управление боярам, и даже на короткий период времени — 11 месяцев с 1575 по 1576 годов поставил править земщиной (оставшейся после выделения опричнины частью России) касимовского хана Симеона Бекбулатовича.

Несколько аналогичными методами управления действовал молодой Пётр I, который отправившись с Великим посольством в Европу, оставил в России вместо себя наместником с царскими правами (с титулом князь-кесаря) потомка Рюрика князя Федора Юрьевича Ромодановского . В Великом посольстве Пётр I формально занимал низкую должность — что-то вроде прикомандированного к посольству, чтобы не тратить время на церемониалы, а изучать европейские науки, политику, экономику, военное дело, искусство и ремёсла. Формально Великим посольством при присутствующем самодержавном царе руководил триумвират — иностранец Франц Лефорт, боярин Фёдор Головин и высший дипломатический чиновник — думный дьяк Прокофий Возницын. Вернувшись в Россию, Пётр I проведение своих реформ осуществлял через административную опричнину — через создание новых министерств — коллегий вместо управлявших ранее страной приказов-министерств царя Алексея Михайловича.

Иосиф Сталин номинально высший пост в стране — должность председателя ВЦИК — председателя президиума Верховного Совета, оставил за «всесоюзным старостой» Михаилом Ивановичем Калининым.

Новые министерства — петровские коллегии наполнялись уже новыми людьми, в основном из молодых служивых дворян, молодых бояр, верных идеям Петра I, людьми из самых низов, типа дворецкого боярина Бориса Шереметьва Алексея Курбатова, придумавшего гербовую бумагу, на которой должны были оформляться договора и сделки, и цена которой заменяла фактический налог на сделки, пополнявший казну. Пётр I понял проект, реализовал его, а автора наградил — назначил его дьяком в Оружейный приказ, пожаловал дом в Москве, поместье и приказал наблюдать за сбором денег с продажи гербовой бумаги. Выходца из низов, из крестьян, Алексея Нестерова, Пётр I выдвинул на службу в свою тайную полицию, а затем назначил её руководителем — обер-фискалом. Самую значительную карьеру при Петре I сделал Александр Меньшиков, став самым влиятельным сановником России после смерти Петра I.

Новые петровские министерства пополнялись также иностранцами, которых Петр I старался не ставить на первые роли, памятуя о ненадёжности и относительной независимости иностранцев на службе у Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Если иностранец занимал руководящую роль в какой-нибудь коллегии, то к нему приставлялись заместителями верные лично Петру I молодые люди, которые по мере усвоения ими иностранного опыта управления выдвигались Петром I на первые роли, замещая иностранцев.

Возвращаясь к Ивану Грозному, он набирал в опричнину «новых людей». Ранее, тяготясь боярским правлением, он приблизил к себе не очень знатных Ивана Висковатого, Алексея Адашева и священника Сильвестра. «Новых людей» Иван Грозный набирал в основном из дворянских детей, преданных лично ему. Опричнина Ивана Грозного действовала жестокими методами, но в целом выполнила свою цель — создание единой самодержавной системы власти и ликвидация относительно независимых от Москвы земель и владений. Действовавшие во времена Ивана Грозного две параллельных системы управления — опричная и земская, в конце концов, были вновь объединены, но при более централизованной и управляемой системе власти. Таким образом, и опричинина Ивана Грозного, и петровские коллегии свои исторические задачи выполнили — сменили устаревшие системы власти на более новые, необходимые для дальнейших этапов модернизации.

Вторым этапом модернизации, проводившимся Петром I параллельно с реновацией, разве что с нескольким запаздыванием, явилась техническая революция, техническое перевооружение страны, в первую очередь армии. Для этого происходило усиленное образование петровских «новых людей», в основном за границей, создание российских школ и университетов, создание новых, в основном государственных, заводов и фабрик, развитие наук и ремёсел. Техническая модернизация стала одним из основных достижений эпохи Петра I, создавшим за короткий срок одну из самых сильных армий в Европе, и благодаря этому победившим в Северной войне самую сильную на тот момент армию в Европе — шведскую. Одновременно с технической модернизацией происходил резкий рост внешнеэкономических связей с Европой.

Иван Грозный, понимая необходимость модернизации страны в целом, не осуществил техническую модернизацию. В результате общие задачи, стоящие перед страной, не были выполнены, а цена опричнины, проводившейся жесточайшими методами, оказалась очень высокой.

Иосиф Сталин проводил модернизацию в особенных послереволюционных условиях. Ему в 1921 году достались неработающие, митингующие и заседающие госаппарат и аппарат ВПКБ. Сталин начал с замены кадров в партаппарате на молодых, лично ему преданных людей, с одновременной борьбой за единство в партии с троцкистами и с бухаринско-зиновьевской оппозицией, с массового призыва в партию (после смерти Ленина в 1924 году) и с передачей фактических полномочий государственной власти от госаппарата в партийный аппарат. После чего сталинская реновация была завершена. Сталинская техническая модернизация по масштабам не имела и до сих пор не имеет аналогов в мире — «Сталин принял Россию с сохой и оставил с ракетами». Индустриализация, проведённая Сталиным, была самым успешным модернизаторским проектом 20 века. За несколько коротких лет Советский Союз из полуаграрной страны превратился в мощную индустриальную державу.

В нынешней России действующий государственный аппарат не способен ни к какой модернизации. Это означает, что у руководства страны просто нет выбора.

Если раньше, до середины 2000-х годов российская элита формировалась, причём из разных источников — бизнес, государева служба, армия, то сейчас она представляет собой практически единое целое — через браки детей и через различные альянсы бизнеса, государственного бизнеса, чиновников и силовиков. И политическая идеология этой элиты ужасна. Если иногда почитать антисоциальные, практически людоедские и иногда просто русофобские высказывания людей, занимающих высокие посты, и выражающих интересы многих — Юргенса, Гонтмахера, Гозмана, Авена, если послушать, о чём и как говорили представители элиты на Болотной, то за будущее России просто становится страшно. Ещё один, технический, казалось бы вопрос — как с поста президента управлять правительством, идеологически и материально связанным с такой элитой, как обеспечить управляемость министров, как обеспечить управляемость министрами министерств, как обеспечить получение надёжной информации о деятельности министерств и правительства независимо от него — при такой связке всех высших чиновников с нынешней элитой перерастает в вопрос политический.

Чтобы решить эти два вопроса, Владимир Путин не имеет права сейчас вводить во власть и ставить на княжение людей из старой обоймы — они объективно будут своими интересами связаны с нынешней, фактически враждебной ему элите. Чтобы не «сдать» страну с потрохами американцам и их прихвостням, Владимир Путин сейчас будет вынужден «перебирать людишек», выражаясь словами Ивана Грозного, вводить новых людей во власть. Его возможности тут резко ограничены. Людей, которым Владимир Путин лично доверяет не так много. Это те, кто вместе с ним учились, работали. Они фактически все уже на виду, и организационные возможности их вполне известны. Многие из них имеют свои достаточно большие бизнесы, и соответственно, бизнес-интересы, и поэтому не смогут служить России как государственные чиновники.

Следующий идеологический кадровый резерв — это «Наши». Но тут возникает проблема компетенции. За 20 лет в России создано несколько институтов государственной службы, но не создано ничего, что противостояло бы ультралиберальной экономической школе, которая инcтитуциировалась и зомбирует подрастающую молодёжь через ВШЭ и РЭШ и подобные экономические институты. Школа государственных финансов, финансов социальных, сохранилась только в экономических факультетах «старых» университетов, и то через некоторое время там к власти тоже могут прийти ультралибералы, подобные тем, кто вместе с Ельциным, почти уничтожили российскую экономику.

То, что нужно сейчас делать Владимиру Путину — это набирать на государственную службу людей независимых, «государственных», свободно мыслящих, независимо от их должностей и образования. Людей мыслящих о благе страны и народа, а не о своём кошельке или о заокеанских грантодателях. Людей, не связанных с нынешней элитой. Старые институты власти сейчас использовать тоже невозможно — все посты заняты «своими людьми» нынешней элиты. России сейчас, именно сейчас нужны новые государственные институты власти, свободные от старых чиновников и старых схем влияния. Нашей России нужна новая опричнина, ибо все бояре заворовались и не желают служить своей стране.

эксперт в области экономики и политики Михаил Ошеров