Трудовые ресурсы и занятость. Характеристика трудовых ресурсов. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Человеку, как любому биологическому виду свойственны рождения и смерть. От количества рождений и смертей зависит численность людей на планете. Изменение численности населения так называемым естественным путем именуется естественным движением населения. Так же различают механическое (миграции) и социальное движение населения.

Под естественным движением населения понимают совокупность рождений и смертей (а иногда также совокупность браков и разводов).

Главными показателями для измерения естественного движения служат рождаемость и смертность.

Рождаемость определяется как частота рождений во всем населении или отдельных его группах. Измеряют ее при помощи разных показателей. Основным показателем является общий коэффициент рождаемости - число рождений за год в расчете на 1000 человек населения (измеряются в промилле - ‰).

Для составления более точной картины рождаемости разработан брутто-коэффициент (или валовой), являющийся показателем замещения поколений и не учитывающий смертности. Его исчисляют отдельно для населения каждого пола, но чаще - только для женской его половины, показывая среднее количество девочек, которое родила бы одна женщина, прожившая до конца репродуктивного периода. Однако не все родившиеся девочки доживают до возраста своих матерей, т. е. принимают участие в создании новых поколений. Именно это учитывает нетто-коэффициент (или чистый), который всегда меньше брутто-коэффициента. Широко применяют также суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений у одной женщины, прожившей весь плодовитый период. Он, в свою очередь, тесно связан с продолжительностью репродуктивного (плодовитого) периода, или фертильного цикла женщин. Ученые считают, что плодовитость человека как биологического вида составляет 10-12 рождений за весь детородный период женщины (обычно с 15 до 49 лет). Однако, такое количество рождений в настоящее время является редкостью. Существуют множество причины по которым количество детей различно. Факторы, влияющие на рождаемость можно объединить в несколько групп:

Природно-физиологические факторы - например, разное время достижения половой зрелости в странах с жарким и холодным климатом (это увеличивает или сокращает продолжительность фертильного цикла женщин).

Демографические факторы. К ним относится половая структура населения, которая может быть либо пропорциональной, либо сильно деформированной - с большим перевесом одного из полов. Еще большее воздействие на коэффициенты рождаемости оказывает возрастная структура. Чем больше доля лиц молодых возрастов, тем выше демографический потенциал общества. Можно утверждать также, что коэффициент рождаемости находится в прямой зависимости от показателя детской смертности. В отсталых странах, где семья нуждается в детях как в работниках, родители обычно заводят «лишних» детей в качестве заведомой компенсации неизбежных потерь среди них.

Социально-экономические, культурные и психологические факторы. К их числу обычно относят общий уровень благосостояния, повышение которого способствует увеличению средней продолжительности жизни людей и соответственно «старению» населения в целом с вытекающими из него демографическими последствиями. В связи с этим можно заметить, что в периоды длительных социально-экономических кризисов рождаемость обычно резко падает. Примерами такого рода могут служить США в годы Великой депрессии 1929-1933 гг. и Россия в 1990-е гг.

Высокий уровень благосостояния обычно подразумевает и высокий уровень образованности. Коэффициент рождаемости снижается в тех случаях, когда женщина имеет возможность получить образование, и повышается, когда она лишена ее. Высокий уровень благосостояния подразумевает также высокую стоимость образования и воспитания детей. В экономически развитых странах, где существует обязательное среднее образование, а детский труд к тому же запрещен законом, «цена» ребенка теперь настолько высока, что влияет на уменьшение коэффициента рождаемости. Ко всем этим производным высокого уровня благосостояния остается добавить систему государственного и частного социального обеспечения. При наличии такого обеспечения вовсе не обязательно иметь много детей, чтобы не тревожиться за свою старость.

К числу социально-экономических факторов, влияющих на динамику рождаемости, принято относить и уровень урбанизации. Уже давно замечено, что у городского населения рождаемость ниже, чем у сельских жителей, которым дети помогают в сельскохозяйственных работах. Разница в рождаемости составляет примерно 1/3, но действие этого фактора происходит медленно из-за устойчивого сельского стереотипа репродуктивного поведения.

Воздействие на рождаемость оказывают также брачность, разводимостъ и семейное положение. Эти факторы находятся на стыке демографических и социально-экономических факторов, т.к. брачные и репродуктивные отношения регулируются обычно культурными традициями. От особенностей культуры зависит возраст вступления в брак, возможности планирования семьи и т.д. К примеру, в мусульманских странах девочки могут вступать в брак с 9 лет. Еще в 1980-х гг. минимальный установленный законом возраст вступления в брак для женщин в некоторых католических странах (Испания, Перу, Эквадор, Гондурас) оставался на уровне 12 лет, в большинстве других стран Латинской Америки - на уровне 14.

Смертность, так же как и рождаемость определяют через общий коэффициент смертности, то есть количество смертей на 1000 человек населения, исчисляемое в тысячных долях (‰).

Смертность, как и рождаемость, в основе своей - явление биологическое, однако она испытывает на себе воздействие ряда социальных и иных факторов. Факторы смертности, подразделяют на эндогенные (генетические и другие), обусловленные старением человеческого организма, иэкзогенные, связанные с внешним воздействием. К ним относятся: природно-климатические, социально-экономические, культурные, политические и др.

На протяжении тысячелетий - при сохранении традиционно высокого уровня рождаемости - именно смертность была главным регулятором воспроизводства населения. Голод, эпидемии, постоянные кровопролитные войны наносили народонаселению такой огромный урон, который мог «погасить» самую высокую рождаемость. В особенности это относится к войнам, тем более к мировым войнам XX в. Правда, после их окончания наступал период бурного компенсационного увеличения рождаемости - так называемый беби-бум (от англ. baby boom - взрыв рождений), но это могло восполнить лишь сравнительно небольшую часть военных потерь.

Во второй половине XX в. уже довольно отчетливо проявилась тенденция к снижению общего коэффициента смертности. Она вызвана в первую очередь:

совершенствованием медицинского обслуживания;

сокращением эпидемических и инфекционных заболеваний в результате улучшения, как личной гигиены людей, так и общих санитарно-гигиенических условий жизни;

улучшением условий питания в результате возросшего производства продовольствия и его лучшего распределения;

общей тенденцией к повышению уровня жизни и благосостояния людей.

Показателем уровня смертности, аналогично уровню рождаемости, служит коэффициент смертности, который определяется отношением общего числа умерших в стране за год к численности населения. Скорость роста населения равна разности между коэффициентами рождаемости и смертности.

Показатели рождаемости и смертности служат основой для исчисления естественного прироста населения.

Естественный прирост - абсолютная величина разности между числом родившихся и умерших за определенный промежуток времени.

Общий коэффициент естественного прироста населения представляет собой разность коэффициентов рождаемости и смертности (на 1000). Если рождаемость выше смертности, то наблюдается положительный естественный прирост населения, если наоборот - отрицательный прирост (или естественная убыль населения). Естественный прирост наиболее полно отражает режим воспроизводства населения

Трудовые ресурсы - это те люди, которые могут работать. Их основу составляет трудо­способное население в трудоспособ­ном возрасте (т.е. не пенсионеры по инвалидности). Сравнительно не­большая доля трудовых ресурсов приходится на работающих детей и работающих пенсионеров. Трудоспо­собный возраст в мире определен воз­растными рамками 15 и 65 лет.

В развитых странах детям разре­шается работать в исключительных случаях (потеря кормильца) и неполный рабочий день. Пенсионеры обычно работают, если им позволяет здоровье. В развивающихся странах из-за низкого среднего дохода семьи широко используется нелегальный (или неучтенный) детский труд. Дети, например, могут помогать своим ро­дителям на их мелких частных пред­приятиях (крестьянские хозяйства, ремесленные, торговые лавки и т. п.). По этим же причинам уже после вы­хода на пенсию вынуждены продол­жать работать и многие пенсионеры.

В 2007 г. численность населения в трудоспособном возрасте в мире пре­вышала 4,3 млрд человек. Среди от­дельных стран наибольшей числен­ностью населения в трудоспособном возрасте обладали Китай (950 млн человек), Индия (720 млн), США (200 млн), Индонезия (150 млн), Бра­зилия (125 млн) и Россия (около 100 млн человек).

Однако кто-то не ра­ботает, потому что учится, находится в отпуске по уходу за ребенком, зани­мается ведением домашнего хозяй­ства (при наличии других источни­ков дохода) и т.д. По этой причине для более точного учета населения, вносящего реальный вклад в обще­ственное производство, необходимо ввести еще одну категорию.

Экономически активное населе­ние (ЭАН), или рабочая сила, - сум­марная численность занятых и безра­ботных. Занятые - это те, кто работает (с юридическим оформлением на работу). Безработные - это те, кто потерял работу, но активно ищет ее (через биржу труда). Численность ЭАН в мире, как правило, значитель­но ниже численности трудовых ре­сурсов. Его доля составляет примерно 45 % мирового населения, что в абсо­лютном исчислении равно 3 млрд че­ловек.

Если в развитых стра­нах практически все имеющие работу входят в категорию занятых, в разви­вающихся странах среди них очень велика доля самозанятых (кустари-ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне-единоличники, совершив­шие самозахват земель, и др.). Кроме того, в развитых странах безработ­ные обычно ищут работу исключи­тельно через биржу труда, в развива­ющихся странах - в основном само­стоятельно. В развивающихся стра­нах значительная часть ЭАН (от 10 до 25 %) просто не учтена.

Уровень безработицы (Б/ЭАН отношение численности безработных к общей численности ЭАН) в развитых странах колеблется от 3 - 4 % в патерналист­ских экономических системах вос­точно-азиатских стран (Япония, Юж­ная Корея и Тайвань) до 10-11 % в некоторых европейских странах. В развивающихся странах официаль­ный уровень безработицы, как прави­ло, невысокий (около 10 %), реаль­ный же может достигать 50 - 75 % .


Патернализм (от лат. pater - отец) - система взаимоотношений между работо­дателем (начальником) и наемным работ­ником (подчиненным), которая строится по принципу «единой семьи». Начальник(«отец») как бы покровительствует подчи­ненному («сыну» или «дочери») и всячески его опекает. За это подчиненный платит ему своей абсолютной преданностью. Для этой системы характерны пожизненный наем рабочей силы, низкий уровень без­работицы и нередко отсутствие отпусков. Патернализм противостоит индивидуа­лизму стран Запада (Северной Америки и Европы), для которого характерна очень высокая (практически полная) степень не­зависимости наемного работника (подчи­ненного) от работодателя (начальника).

Для развитых стран , как правило, характерен дефицит рабочей силы . Собственная рабочая сила не всегда способна удовлетворить запросы ра­ботодателей - она может не обладать достаточной квалификацией, быть чрезмерно требовательной, очень до­рогой и т. д. Развитые страны при сравнительно высоком уровне безработицы ввозят большое количе­ство рабочей силы из развивающих­ся стран. В развивающихся странах – избыток ра­бочей силы, они вынуж­дены искать работу за рубежом.

Са­модеятельное население – все, кто имеет какой-либо источник дохода (зарплата, прибыль, процент, рента и т.д.). Кроме наемного работника, предпринимателя, крупного домо- или землевладельца к этой категории может быть отнесена и вдова, унасле­довавшая состояние мужа.

Оценка социальной структуры общества.

В раз­витых странах 1 - 2 % населения (с учетом членов семей) являются крупными частными собственника­ми, около 10- 15 % - мелкими част­ными собственниками, остальные 80 - 85 % - наемными работниками. Высокая техническая оснащенность производства в
развитых странах определили высокую производительность труда. Это позволяет сокращать продолжительность рабочего времени. Так, продолжительность рабочей недели во многих европейских странах составляет 35 - 40 ч (для сравнения в США и России - по 40 ч).

В развивающихся странах доля круп­ных частных собственников примерно такая же, доля мелких частных соб­ственников существенно выше (30 - 40 %), доля наемных работников су­щественно ниже (55 - 60 %). В Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах рабочий день продолжается 14 -16 ч. В не­давнем прошлом в схожей ситуации находились Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. В Японии в те­чение нескольких десятилетий тя­желого интенсивного труда население заработало болезнь намари ти, симптомами которой являются хро­ническая усталость, апатия, пони­женное внимание и т. п.

Качество рабочей силы (ее квалификация, дисциплинированность, гибкость и т.д.). В развитых странах рабочая сила, как правило, высококвалифи­цированная. Так, в США доля работ­ников высшей квалификации состав­ляет 50 % общей численности рабо­чей силы, а в Германии - 55 %. (В СССР был конкурс сварщиков на Байконур).

В развивающихся странах квалификация рабочей силы невысокая. Среднее образование здесь получают только 3/4 мужчин и 2/3 женщин, высшее образование - всего несколько процентов населе­ния. Лучше обстоят дела в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. По совокупно­му показателю качества рабочей силы (с учетом всех его параметров) мировыми лидерами являются стра­ны Европы (особенно Северной), Вос­точной и Юго-Восточной Азии.

В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет 70 - 80 %, в промышленности - 20 - 30 %, в сельском хозяйстве - 1 - 5 % . В развивающихся странах: для финансово из­быточных стран - экспортеров нефти и газа характерна повышенная доля занятых в промыш­ленности (20 - 30 %) и сфере услуг (60 - 70%). В мелких странах - квартиросдатчиках, которые сделали ставку на развитие оффшорных зон, явно преобладают занятые в сфере услуг (иногда свыше 90 %). В странах с бурно развивающейся промышлен­ностью (Латинская Америка и новые индустриальные страны Азии) доли занятых в промышленности и с/х почти сравнялись и составляют по 20-25%, при преобладают занятые в сфере услуг (50-60%). В остальных развивающихся странах доля занятых в с/х сильно опережает долю занятых в промышленности (50-60% против 10-20%), а доля занятых в сфере услуг не дотягивает до половины.

1. Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.

Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

2. Баланс трудовых ресурсов - это система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население.

Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение.

Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства.

3. Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%.

Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

  • Во - первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объём благ, который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
  • Во - вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения вы бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
  • В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.
  • В - четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы.
  • В - пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. Безработица - явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 млн. чел.

Опыт развитых стран показывает, что рынок труда - одно из важнейших условий рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать страны, создает конкурентную борьбу за рабочее место, способствует росту квалификации кадров и снижению их текучести. Вместе с тем рынок труда повышает мобильность рабочей силы и помогает распространению разнообразных форм занятости (в том числе и на неполный рабочий день).

Сегодня рынок труда фактически есть уже в странах Восточной Европы, и в Китае (где существует огромная избыточная сила в деревне), и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

Среди различных категорий населения мира особенно страдают от безработицы женщины. К сожалению, в мире еще сохранились страны, где женщины вообще не имеют политических, социальных и экономических прав. В некоторых из них эти права ограничены либо только формальны. Старые традиции и сегодня проявляются в таких дискриминационных мерах, как неравная плата за равный труд с мужчинами, ограничения при приеме женщин на работу и т. д.

Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли.

Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%.

4. Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что механизм рыночного регулирования неспособен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда.

В первую очередь это относится к безработице. Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания, как со стороны государства, так и со сторону профсоюзов.

Практика регулирование занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьирует от страны к стране в зависимости от особенностей социально - политического и экономического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются:

В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Основными органами МОТ являются: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).

Это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

— это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

  • общей численностью трудоспособного населения;
  • количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

  • состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
  • качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.

Качество мировых трудовых ресурсов

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, и это лишь основная часть ресурсов, поскольку остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством, служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активного населения в 2005 г. насчитывалось более 3 млрд человек, что составляло более 50% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е годы до 1,6% в 2000-е, что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.

В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля мировых трудовых ресурсов приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам но численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля последних в России составляет 51% обшей численности занятых.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько уровнем грамотности. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, тормозит технический прогресс.

Для более полной характеристики трудовых ресурсов на современном этапе используется показатель ИРЧП — . Он строится как агрегированный индекс из трех компонентов: образование, доход и здоровье (показателем последнего считается продолжительность предстоящей жизни, ожидаемая при рождении). Шкала ИРЧП — от 0 до 1. Цель ИРЧП — более широкое исследование уровня развития, чем основанное на одном лишь показателе бедности (бедной считается страна, для которой ИРЧП ниже 0,5), поскольку предполагается, что по мере повышения дохода сверх абсолютно насущного уровня круг интересов человека расширяется, не замыкаясь на одном лишь материальном благосостоянии.

Об отдельных компонентах ИРЧП можно сказать следующее. Наибольшая продолжительность предстоящей жизни в самой передовой по этому критерию стране в 1970 г. составляла лишь 49,3 года, и этот уровень превышен ныне в большинстве стран. Исследования, кстати, показали, что в XX столетии повышение продолжительности предстоящей жизни в развивающихся странах определялось в основном достижениями медицинской науки и национального здравоохранения и мало зависело от изменения их среднедушевого ВВП. Так, те показатели продолжительности жизни (и ИРЧП в целом), которые имеют ныне, например, Алжир и Тунис, в 1970 г. были просто недостижимы для любой страны при тогдашнем состоянии медицины.

Напротив, уровень образования во многих развивающихся странах и по сей день остается более низким, чем в ведущих странах в 1970 г. Средние региональные ИРЧП (получены путем взвешивания ИРЧП отдельных входящих в регион стран по численности их населения) приведены в табл. 10.3. Эти показатели, в отличие от основанных на душевом ВВП, свидетельствуют о существенном уменьшении межрегиональных различий. По ИРЧП все регионы, включая Южную Азию и Африку, после 1950 г. подтягиваются к ведущим странам. При этом средние ИРЧП для Южной Азии и Африки в 2005 г. приближаются к североамериканскому уровню 1870 г. Практически все развивающиеся страны, для которых можно рассчитать ИРЧП 1950 г., к 2005 г. уменьшили абсолютное и относительное отставание от передовых стран по этому показателю.

Таблица 10.3. Средний индекс человеческого развития отдельных регионов

Австралия, Новая Зеландия

Северная Америка

Западная Европа

Восточная Европа

Латинская Америка

Восточная Азия

Южная Азия

  • 6. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития нэ.
  • 7. Состав совокупного экономического потенциала.
  • 8. Нац-е богатство как составная совок-о эк-о потенциала нац-ой хоз-ой сис-мы страны.
  • 9.Эк. Рост как категория нац. Хозяйственной системы. Показатели эк. Роста и их определение.
  • 10. Промышленный комплекс.
  • 11. Агропромышленный комплекс.
  • 12. Строительный комплекс.
  • 13. Транспорт и связь.
  • 14. Понятие и классификация природных ресурсов.
  • 16. Методы оценки природных ресурсов.
  • 18. Состав и структура трудового потенциала.
  • 19. Трудовые ресурсы и занятость населения.
  • 20. Сущность науки и её классификация.
  • 21. Наука в системе государственных приоритетов
  • 24. Эк-ое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала. Инновационная деятельность, показатели её оценки.
  • 26. Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности.
  • 27.Состав потребительского комплекса нац.Экономики.
  • 28.Роль и значение потребительского комплекса в воспроизводственном процессе страны и особенности его функционирования.
  • 29. Орг-ия упр-ия, функ-ия и развития подразделений потр-го комплекса най.Экономики.
  • 30. Состояние, факторы и тенденции развития потребит-ого комплекса и его отраслей.
  • 31. Региональная экономическая политика в рб.
  • 32. Региональный структурный анализ национальной экономики.
  • 33. Состояние, факторы и тенденции развития регионов
  • 34. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
  • 35. Проблемы переходного процесса нац-ых экономик России и стран Восточной Европы.
  • 36. Полит. И соц.-эк. Предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
  • 37. Основные черты и этапы соц.-экон. Развития пмэ.
  • 39. Основные формы ведения хозяйства. Преобразование форм собственности.
  • 40. Структурная перестройка национальной экономики. Диверсификация экономики.
  • 41. Госрегулирование экономики – фактор развития нац. Экономики.
  • 42. Регулирующие функции гос-ва в период перехода к новым эк-им отношениям.
  • 43. Формирование «вертикали» госвоздействия.
  • 44. Прогнозирование, планирование, программирование как формы госрег-ия эк-ки.
  • 45. Финансовая система нац. Экономики.
  • 46. Бюджетное регулирование. Бюджет рб.
  • 47.Кредитно-денежное регулирование.
  • 48. Налоговая система и пути её совершенствования в национальной экономике.
  • 49. Валютная политика и валютный контроль в национальной экономике рб.
  • 50. Инфляция в экономике рб. Антиинфляционная политика.
  • 51. Социальная политика рб и направления её развития.
  • 52. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни народа.
  • 53. Денежные доходы и расходы населения.
  • 54. Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения.
  • 55. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны.
  • 56. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономич. Систему.
  • 57. Формы экономической интеграции рб со странами ближнего и дальнего зарубежья.
  • 58. Понятие экономической безопасности.
  • 59. Жизненно важные интересы рб в эконом. Сфере.
  • 60. Функции госорганов рб в системе обеспечения безопасности.
  • 19. Трудовые ресурсы и занятость населения.

    Трудовые ресурсы – та часть насел, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания мат-ых и немат-ых благ и услуг. К трудовым ресурсам относят: население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), лица старше и младше трудоспособ-ного возраста. В РБ к населению трудоспособного возраста относят: муж. 16-60, жен 16-55 лет.

    В РБ выделяю экономически активное и экономически неактивное население.

    Эк. активное население –часть жителей страны, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. Оно характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в % к общей численности населения. К занят в экономике относятся лица, работающие на предпр-ях и в орган-ях всех форм собственности.

    К эк. неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, кот-ые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведение, пенсионеры, безработные, не состоящие на учете в службе занятости др.

    Для оценки прогноза трудовых ресурсов большое значение имеет демографический потенциал страны, важнейшими показатели которого: 1)Численность населения (по переписи). В РБ низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. 2)Продолжительность жизни–количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся. Возрастной коэффициент смертности = число умерших в данном возрасте / среднегодовая численность лиц данного возраста. 3)Половозрастная структура. В РБ женщин больше чем мужчин. 4)Распределение населения на городское и сельское (по месту проживания). Городское - проживающее в городах и поселках городского типа, остальные – сельское.

    Для характеристики демографического и трудового потенциала используют также: 1)ИРЧП – показывает, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и все нации (от 0 до 1, чем ближе к 1 тем выше уровень развития чел. потенциала). В РБ в 2010 он составляет 0,732 (61-е место среди 169 стран). 2)человеческий капитал включает врожденные способности и талант, накопленные знания, умения, опыт, образование, квалификацию, физическое и психическое здоровье, духовное богатство, всестороннюю мобильность.

    Важные показатели: структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности; доля занятых в с/х, строительном, промышленном, транспорте, науке, лесном хозяйстве, связи, торговле, ЖКХ, отраслях сферы обслуживания; уровень образования населения, в. т.ч. занятого в экономике.

    20. Сущность науки и её классификация.

    Наука – специфическая область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получений новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных знаков развития общества для их использования в практической деятельности людей.

    В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого промышленного освоения.

    Они преобразуют производство, наращивают его объёмы, обновляют и расширяют ассортимента и улучшают качества продукции, делая её конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами. Всё это даёт основание для отнесения науки к производственным силам общества в качестве его важнейшей компоненты.

    Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу её получения, но и по результатам. Отличительный признак научного труда - неопределённый вероятностный характер получения положительного результата, т.е. наличие определённого риска. В развитии современной науки всё более ощутимую роль начинают играть эксперимент, который становиться одним из ведущих методов научных исследований.

    Наука как специфическая сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков:

    1)от предмета научного познания и методов исследования науки делится на: естественные, общественные и технические.

    2)по отношению к человеческой деятельности: фундаментальная и прикладная. Фундаментальная – исследует общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, для получения новых основополагающих знаний, а также для выяснения закономерностей явлений. Результаты не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Направлены эти науки на исследование первопричинных, основных законов.

    Прикладная – стремиться к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Результат исследования: создание и совершенствование новых технологий. Прикладной уровень научных исследований определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанности эк-их, правовых и иных механизмов деят-сти, конкретностью рекомендаций, кот могут быть непосредственно или после некоторой их доработки использованы в практической деят-сти людей.

    В соответствии с данным делением наук любое научное исследование может оцениваться с точки зрения его теоретического уровня и прикладной практической значимости . Теоретический уровень характеризуется вкладом в разработку законов и закономерностей исследуемых процессов, в методологию научного познания, в разработку проблем теории организации и управления. Прикладной – определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанностью экономических, правовых и иных механизмов деятельности, конкретностью рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности людей.