Современное состояние государственного долга российской федерации. Современные проблемы науки и образования

Современное состояние государственного долга российской федерации. Современные проблемы науки и образования

1

В статье дается понятие государственного долга Российской Федерации, рассмотрены формы государственного долга, структура государственного долга. Представлены основные кредиторы Российской Федерации. На основании чего сделан вывод, что основными кредиторами являются страны Евросоюза. Проведен анализ по погашению внешнего долга за период с 2012 по 2015 год в разрезе кредиторов. Сравниваются абсолютные показатели внешнего долга с аналогичным показателем в других странах. Акцент сделан на том, что объем государственного долга по отношению к ВВП в России значительно ниже, чем во многих европейских странах. На сегодняшний день большая часть внешнего долга приходится на российские компании, зарегистрированные за рубежом, а данный вид долга более свободно рефинансируется.

структура внешнего долга РФ

источники погашения внешнего долга РФ

формы государственного долга

государственный внешний долг

государственный долг

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Консультант-Плюс. (действующая редакция от 26.12.2014,с изм. от 01.03.2015)

2.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru/ru.

4.Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru.

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 02.12.14 г. №308.

Государственный долг России определяют как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Рис.1. Формы государственного долга

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Основными кредиторами Российской Федерации являются страны Евросоюза - 82% от общей суммы долга. составляет 7% внешнего долга РФ. 10% внешнего долга Российской Федерации составляют задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, членами Парижского клуба, бывшими странами СЭВ. составляет 0,33 % от внешнего долга России.

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в табл.1.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2015 года

2015г. млн. долларов США

млн. евро


Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Средний показатель внешнего долга Российской Федерации за 12 лет составляет 90,42 млрд. долларов США, а ВВП - 885,50 млрд. долларов. Бремя государственного долга для экономики РФ равно отношению величины долга к объёму ВВП, что составляет 10% за 12 лет, а за 2011 год 2%, что на 61% и 97,6%, соответственно, меньше чем в США.

Таблица 2

млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Согласно данным представленным в таблице 2 за истекшие внешний долг РФ сократился в 3 раза. Выплачена задолженность по кредитам Внешэкономбанка, представленным за счет средств Банка России. Задолженность же перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ составила к 2015г - 1022, 3 млн долл. Основными выплатами за этот год являлось погашение долга: членам Парижского клуба - 45 769,0 млн. долларов США и по облигациям внутреннего государственного валютного займа - 7 075,8 млн. долларов США (практически погашена). Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте увеличилась почти в 2 раза. А коммерческая задолженность бывшего СССР на 2015 год составляет всего 2,6% по сравнению с уровнем 2011 года.

Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. В связи с этим ЦБ РФ проводит детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором представлены данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.

По состоянию на начало июля 2014 года совокупная задолженность России составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько ниже данного показателя на декабрь 2013 года, но выше аналогичного периода 2014года. На основании, представленном Центробанком можно констатировать, что задолженность выросла у нефинансового сектора, что же касается ЦБ РФ, он значительно снизил свои долги. Большую часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР. По ним за последние годы Парижскому клубу кредиторов было выплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года. В декабре 2013 года Россия погасила свои финансовые обязательства перед Финляндией, Чехией и Черногорией на общую сумму свыше 3,6 млрд. долларов.

В целом по абсолютным показателям внешний долг России - один из самых низких в Европе, а финансовые и экономические показатели дают возможность одномоментного погашения внешних обязательств.

Рис.2. Источники погашения внешнего долга

В условиях рыночной экономики необходима разработка и реализация стратегии сдерживания роста государственного долга, которая должна основываться на уменьшении стоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпами экономического роста.

Таблица 6

Сравнение государственного внешнего долга Российской Федерации

Млн. долл. США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

Как показывает таблица 6, на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50-200 %. На октябрь 2015 общий объем внешнего долга РФ составил 521,610 миллиарда долларов (20% ВВП), но обязательства государства составляют 36 миллиардов долларов (2%). Если сравнивать данный показатель с аналогичным в США, то он превысил 100% ВВП. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно заметить, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что внешний долг, с одной стороны, приводит к росту финансовых ресурсов государства, с другой - увеличивает финансовые риски в условиях экономического кризиса. Размеры суммарного внешнего долга и просроченной задолженности значительно влияют на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Кредитный рейтинг страны влияет и на условия предоставления кредитов. Таким образом, государства, имеющие высокий уровень просроченной задолженности, не имеют возможности доступа на мировые финансовые рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы Международного Валютного Фонда и группы Всемирного банка. При возникновении просроченной задолженности государство должно урегулировать вопросы выплаты внешнего долга. Большая часть внешнего долга находится в руках стран - членов Парижского клуба, а частного долга - в введенье банков, входящих в Лондонский клуб.

Поскольку государственные заимствования - важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

Разразившейся финансовый кризис РФ, связанный с введением санкций со стороны западных стран, вызвал спекуляции на тему урегулирования внешнего долга. В действительности, большая часть российского внешнего долга составляет долг не западным банкам, а российским компаниям-учредителям или холдинговым компаниям, зарегистрированным за рубежом. Данный вид долгов свободно рефинансируются, таким образом, России валютный кризис не грозит.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент зав. кафедрой менеджмента ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Хубаев Т.А. д.э.н., профессор кафедры менеджмента Владикавказский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Лазарова Л.Б., Мамсурова Е.Т. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23273 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Министерство финансов добилось полного провала при проведении приватизации, почти потратило весь Резервный фонд. И теперь оно шаг за шагом переходит к последнему варианту финансирования бюджета и планирует увеличить госдолг России в 2017-2019 году до критических отметок. В результате еще при нашей жизни, скорее всего, нас ждет дефолт. А наших детей – пожизненные выплаты заимствований, сделанных при Путине и его команде.

Госдолг России в 2017 году: планы

Обо всем этом свидетельствуют опубликованные на сайте Минфина «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг». Согласно этому документу, правительство намерено занимать более триллиона рублей ежегодно на внутреннем рынке. Это в несколько раз больше, чем во все предыдущие годы.


Источник: Минфин РФ

В итоге к концу периода общая сумма задолженности должна превысить максимальную допустимую по закону отметку. До настоящего времени общий объем займов не может превышать суммарные годовые поступления бюджета от налогов и других поборов.

В прошлом году так и было: всего государство было должно 82,5% от объема собираемых денег. Но к 2018 году этот показатель должен приблизиться к критической отметки в 99,8%. А к 2019 году – уже превысить предел на 4,2%.

Госдолг России и другие долги

На самом деле, федеральный долг Минфина – не единственный, который наша страна должна выплачивать. Помимо него есть еще и местные займы, за которые центральная власть также будет в ответе.

Бомбой замедленного действия становятся долги регионов. На сегодняшний день официально известно, что объем займов как минимум 14 субъектов Российской Федерации уже превышает сумму налоговых поступлений за год. На сколько критически ситуация складывается на местах – сказать сложно. Прежде всего, из-за слабого развития реальной статистики в нашей стране, где все держится на приписках и положительной отчетности для высшего руководства. Почти наверняка эти данные не содержат информации, например, о местных гарантиях приближенным к власти «бизнесменам», подписанных от лица государства контрактах, и так далее.

Помимо собственно государственного долга, существуют также и корпоративные заимствования, за которые формально власть не отвечает. Однако при наступлении дефолта могут возникнуть вопросы. Так как основным акционером целого ряда компаний – крупнейших должников по-прежнему считается государство, которое в том числе назначает высший менеджмент.

По состоянию на 1 января 2017 года общий долг России, если в сумму включить государственные займы плюс долги банковского сектора и других предприятий, составил 518,7 млрд долларов США. Что по курсу на эту дату эквивалентно 31 459 621 830 000 рублей.

Цифра, которая уже относится к разряду финансовой астрономии… Может быть, специально для этого в российских школах отменили уроки астрономии, чтобы люди не могли оценить реально – размеры внешнего долга?

Госдолг России: на Западе не дадут

Не удивительно, что основные мировые рейтинговые агентства сохраняют оценку финансовых возможностей России на мусорном уровне. В этом нет никакой политики, просто анализ данных показывает, что платить по своим займам стране в самом ближайшем будущем может оказаться не чем.

Так, например, буквально на днях Мориц Кремер, представитель рейтингового агентства S&P, заявил о том, что мусорный рейтинг нашей страны сохранится еще как минимум на год или два. Из-за отсутствия каких бы то ни было перемен, из-за того, что экономика России не диверсифицирована, и так далее.

Какой будет оценка после двух лет, на самом деле, никто не знает и прогнозировать не берется. Неужели мусорный рейтинг сменится на дефолтный?..

Госдолг России: внутренние займы

В то же самое время Минфин прощупывает почву, а нельзя ли кредитовать бюджет за счет госдолга России – внутри страны, за счет граждан. При этом власть утверждает, что выпускаемые облигации – не подвержены никаким рискам.

Оно и понятно, что для безграмотного в финансовом плане населения рейтинг госзаймов по определению находится на самой высокой позиции надежности. В особенности если сравнить не с чем: при банкротстве Минфина или ЦБ, ясное дело, и банки выплачивать ничего не станут.

Однако такой подход вызывает серьезные экономические сомнения. Потому что свободных средств для покупки щедро отматываемой Минфином туалетной бумаги у основной части населения России давно нет. И не было никогда в достаточном количестве.

Более того, как бы на словах ни поддерживали простые люди Путина, о чем говорят так называемые социологические опросы, это еще далеко не значит, что кто-то из них готов пожертвовать своим собственным рублем.

Таким образом, единственный возможный источник заимствований внутри страны – это добровольно-принудительное прямое изъятие денег из экономики. Например, можно создать такие условия, когда дышащий на ладан банковский сектор окажется вынужден держать часть своих активов в гособлигациях. И тому подобное.

Вполне возможно, что помимо финансистов, удастся запустить руку в карман и непосредственных производителей. Благо в настоящее время уже 70% ВВП создается предприятиями, связанными с государством. А куда они денутся, если потребуется?

Государственный долг 2017-2019: что в итоге

В конечном итоге финансирование бюджета будет происходить за счет изъятия денег из промышленности, развития производства и вообще любого бизнеса. Такие действия Минфина еще сильнее затормозят инвестиции в экономику, снизят спрос на выпущенную продукцию, сократят скорость делового оборота.

Удручающую картину дополняет размер предстоящих выплат по долгам. К 2019 году они должны достигнуть уровня в 870 млрд рублей в год. И это только плата за обслуживание непосредственно федеральных займов, не считая регионы и связанный с государством «частный» сектор.

Если сравнить с сегодняшним дефицитом бюджета, то это около трети. В общем, грядет время, когда налоги, штрафы и прочие поборы россияне будут платить уже не на некоторые социальные нужды, такие, как наука, образование, медицина. И даже не на армию и полицию. А на то, чтобы «избранный» в очередной раз президент Путин отдавал долги своего предшественника – ранее «избранного» президента Путина. Одна радость: может быть, денег не будет на развязывание очередной войны – ни в Сирии, ни в Украине, ни где-либо еще.

Управление государственным долгом, выбор правильной и эффективной долговой политики всегда являются крайне актуальными для любого государства. За последние годы ситуация на рынке международного ссудного капитала значительно изменилась. С 2014 года рынки капитала США и ЕС стали закрытыми для России, практически потерян доступ к рынкам еврооблигаций, а рынок синдицированного кредитования сузился и теперь доступен только ограниченному кругу наиболее надежных российских заемщиков. Тем самым, остро встал вопрос об управлении внешним государственным долгом России, ведь он является важным показателем экономики страны (особенно в отношении к ВВП), так как в процессе обслуживания долга происходит извлечение средств из федерального бюджета.

В статье 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорится о структуре внешнего долга России:

«Пункт 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте».

Государственный внешний долг Российской Федерации состоит из текущих обязательств государства и долгов, которые Россия взяла на себя после распада Советского Союза. Погашение задолженности по внешнему долгу всегда было приоритетным для СССР, но после того как союз распался ситуация изменилась. Россия столкнулась с платежным дефицитом, серьезным экономическим кризисом и вследствие этого не могла выплачивать платежи по долговым обязательствам. Российская Федерация была вынуждена обратиться к своим кредиторам с просьбой об отсрочке платежей, и также заимствовать средства для решения проблем страны.

Быстрый рост объема государственного внешнего долга России и значительное увеличение расходов, связанных с его обслуживанием, остро обозначили вопрос об управлении внешним долгом. Эффективное управление долгом для любой страны является важным фактором для экономического роста, потому как обеспечивает устойчивое положение государства на рынке международного ссудного капитала и позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, укрепляя статус государства как заемщика. К тому же кризис внешнего государственного долга страны негативно сказывается не только на ее экономическом положении, но и на политическом.

Внешний государственный долг Российской Федерации на начало 2017 года составляет 17% от ВВП страны, что является низким уровнем госдолга в сравнении с крупнейшими экономиками мира. Однако внешние инвестиции играют важную роль в развитии производства и инфраструктуры, поэтому необходимо научиться грамотно управлять международными кредитами.

Государство может прибегать к иностранным кредитам, с целью привлечения средств в самые разнообразные сферы экономики. Это может быть покрытие дефицита федерального бюджета, проведение реформ в здравоохранении, энергетике, образовании, улучшение инфраструктуры, строительство инвестиционных объектов и многое другое. При этом государственные органы власти решают к кому именно обратиться, с целью получения необходимых средств. Можно прибегнуть к межправительственным займам, когда страна напрямую занимает финансовые ресурсы у другого государства, также существуют международные финансовые организации, такие как Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и многие другие. В таблице №1 рассмотрена динамика изменения структуры государственного внешнего долга Российской Федерации за 2014-2017 гг.

Таблица №1. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014-2017 гг.

млн. долларов США

млн. долларов США

млн. долларов США

млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами -

не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами -

бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

внешний облигационный заем с погашением в 2015

внешний облигационный заем с погашением в 2017

внешний облигационный заем с погашением в 2018

внешний облигационный заем с погашением в 2019

внешний облигационный заем с погашением в 2020

внешний облигационный займ с погашением в 2021

внешний облигационный заем с погашением в 2022

внешний облигационный заем с погашением в 2023

внешний облигационный заем с погашением в 2026

внешний облигационный заем с погашением в 2028

внешний облигационный заем с погашением в 2030

внешний облигационный заем с погашением в 2042

внешний облигационный заем с погашением в 2043

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Таким образом, основную часть государственного внешнего долга Российской Федерации составляют внешние облигационные займы, которые занимают около 70% от общей доли внешнего долга. Пусть кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций и оцениваются невысоко, однако вероятность их погашения своевременно и полностью является высокой, даже не в самой оптимистичной ситуации развития экономики Российской Федерации.

К тому же, одной из негативных особенностей структуры внешнего государственного долга Российской Федерации является то, что около 90% российских долговых обязательств приходятся на собственность нерезидентов. Внешние кредиторы владеют не только обязательствами Российской Федерации в иностранной валюте, но и большого количества государственных облигаций в рублях, относящихся уже к внутреннему долгу страны.

Российская Федерация совершенствует систему по управлению своей задолженностью перед иностранными кредиторами и для этого при необходимости прибегает к методам по ее управлению. Управление государственным долгом – это совокупность государственных мероприятий, которые осуществляются правительством, центральным банком, министерством финансов и другими экономическими органами, включающих в себя погашение внешних и внутренних займов, организацию выплат доходов, в качестве процентов по ним, изменение условий и сроков ранее выпушенных займов, размещение новых долговых обязательств.

Валютная, денежная, бюджетная и долговая политика страны тесно связаны друг с другом. Тем самым, государственный долг напрямую влияет на экономический рост, денежные потоки, инфляцию, объем инвестиций в экономику государства. От государственных заимствований зависят потоки ресурсов в экономике, воспроизводственные процессы, а также темпы экономического развития.

К основным проблемам управления государственным долгом на современном этапе можно отнести следующие:

1. система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

2. принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга;

3. механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

4. отсутствует законодательное разделение полномочий между ветвями государственных органов власти в области управления государственным долгом;

5. не разработана система долгосрочной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики с политикой управления государственным долгом, уровнем денежной массы в обращении.

6. значительные расходы, связанные с подготовкой и организацией инвестиционных программ;

7. недостаточный контроль за ходом реализации проектов, что приводит неэффективности использования заимствованных ресурсов.

Всё вышеперечисленное требует внимания органов власти и незамедлительного реагирования на сложившуюся ситуацию. В этих условиях необходимо повысить эффективность управления государственным долгом, проводить регулярный контроль осуществления программ, под которые и были заимствованы средства.

В качестве первоочередных мер по решению проблем с управлением внешним долгом должны быть следующие:

1. совершенствование правовых основ по управлению государственным долгом;

2. оптимизация структуры государственного долга;

3. использование заимствованных средств наиболее оптимально и эффективно;

4. поиск средств для выплаты долга по внешним заимствованиям (возможно на основе рефинансирования текущих задолженностей);

5. сохранение величины внешнего государственного долга на уровне безопасном для экономики страны (через механизм реструктуризации, инновации, унификации, конверсии и др.);

6. нейтрализация нежелательных последствий государственного долга;

7. разработка общей информационной базы, в состав которой входила бы ежедневная информация обо всех операциях с внешним долгом;

8. создание единой централизованной системы анализа и управления рисками заимствований, а также стратегического планирования государственного долга.

Эффективное управление государственным долгом – это одна из основ макроэкономической стабильности государства. От него зависит состояние федерального бюджета, золотовалютные резервы страны, темпы инфляции и инвестиционный климат. В современной ситуации на мировом рынке грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики нашей страны.

Список литературы

1. Документы Министерства Финансов Российской Федерации / «Структура государственного внешнего долга Российской Федерации»

2. Коллективная монография «Актуальные проблемы бюджетно-налоговой политики современной России» / Под редакцией Л. В. Перекрестовой. – Волгоград: Радуга, 2015. – 272 с.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

4. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие / Т. В. Никитина, А. В. Репета-Турсунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 115 с.

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация
Внешний государственный долг является неотъемлемым элементом экономики любой страны. При этом в условиях макроэкономической нестабильности важным является грамотное управление государственным внешним долгом и применение эффективной долговой политики с учетом различных внешних и внутренних факторов. Целью данной статьи является на основе анализа структуры и динамики внешнего государственного долга Российской Федерации выявление основных подходов к управлению, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственной долговой политики в современных условиях. В статье также приводятся авторские рекомендации в части инструментов управления внешним государственным долгом РФ.

THE EXTERNAL STATE DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CRISIS: STRUCTURE AND DYNAMICS ANALYSIS, PERSPECTIVES OF ITS ADMINISTRATION

Domashenko Anastasia Anatolevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
3rd year student of Credit and economic faculty


Abstract
External public debt is an essential part of any economy. In the context of macroeconomic instability the effective debt policy with taking into account various external and internal factors and the competent administration of state foreign debt are very important points of the Government policy. The purpose of this article is identifying the main approaches to the management and development of recommendations on improvement of the state debt policy in modern conditions based on the analysis of the structure and dynamics of the external state debt of the Russian Federation. The article also contains the author"s recommendations in terms of management tools of external debt of the Russian Federation.

Библиографическая ссылка на статью:
Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Научный руководитель: Шмиголь Н.С. , к.э.н., доцент Департамента общественных финансов Финансового университета

В современном мире, в условиях тесных экономических и политических связей между странами, их постоянного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества трудно представить себе государство, не прибегающее к внешним источникам финансирования. Определение оптимального размера внешнего долга Российской Федерации, его рационального использования и своевременного погашения остается одной из наиболее важных задач для правительства любой страны. Для Российской Федерации решение проблемы роста государственного внешнего долга РФ в условиях длительной макроэкономической нестабильности – это ключ к сбалансированности федерального бюджета, устойчивости национальной валюты, установлению благоприятного инвестиционного климата и стабилизации экономики в целом, а также один из ключевых моментов для обеспечения высоких позиций в мировой финансовой системе.

Наличие большого и постоянно растущего государственного долга РФ свидетельствует о негативных тенденциях, таких как: изъятие из экономики средств на погашение и обслуживание долговых обязательств, которые в свою очередь могли быть инвестированы в ту или иную отрасль; рост налоговых отчислений, необходимых для выплаты процентов по долгу, что приводит к дополнительным препятствиям в деятельности экономических субъектов; государственный долг может создавать угрозу высоких темпов инфляции, а также формирует рост «долгового» бремени для будущих поколений; может стать причиной политического давления и др.

Стоит отметить, что в эффективно развивающейся и стабильной экономике наличие государственного долга не трактуется исключительно как негативное явление. Заимствования на этапе экономического роста свидетельствуют о модернизации производства, о наличии инновационных проектов, которые требуют серьезных финансовых вложений не только частных инвесторов, но и государства.

Анализ сегодняшних тенденций в России и возможных сценариев ее развития во многом определяется особенностями процессов, происходящих в мировом хозяйстве и финансовой системе. Являясь одним из крупных участников мирового рынка, Россия остро и в некоторых случаях весьма болезненно ощущает на себе его негативное влияние. Существенное снижение цен на нефть, падение кредитного рейтинга страны, применение экономических санкций, ослабление курса рубля – все это способствует ухудшению условий заимствований на мировом рынке капитала, а также негативно влияет на обслуживание уже имеющихся долговых обязательств. В частности, рост внешнего долга РФ в 2015 году был обусловлен преимущественно изменением курса национальной валюты.

Анализируя динамику внешнего долга Российской Федерации за период с 2010 по начало 2017 года (рис. 1), следует отметить рост государственного внешнего долга РФ, начиная с 2012 года. Темп прироста внешнего долга РФ 2016 года в сравнении с 2010 годом составляет 28,17 %. Наибольший объем внешних заимствований приходилось на начало 2014 года, затем вновь произошло его снижение, однако, на начало 2017 года государственный внешний долг РФ составлял 51 211,8 млн. долл. США. Как отмечалось ранее, рост долга в рублевом эквиваленте за последние два года обусловлен в большей степени снижением курса рубля по отношению к доллару.


Рисунок 1. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2010-2016 гг.), млн. долл. США

http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) “О федеральном бюджете на 2016 год” установил верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в размере 55,1 млрд. долл. США (49,7 млрд. евро). Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года определен в объеме 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро). В Федеральном законе от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” на 1 января 2019 года верхний предел государственного внешнего долга РФ определен значительно ниже – 52,8 млрд. долл. США (48,0 млрд. евро), и на 1 января 2020 года он устанавливается в размере 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро).

Тем не менее даже не превышающее предельное значение нарастание долговой нагрузки при недооценке возможности ее своевременного погашения может привести к усилению кризисных явлений в экономике страны. В связи с этим нужно не допускать не только превышение величины предельного объема государственного внешнего долга РФ, но и принимать во внимание такой показатель, как соотношение внешнего государственного долга РФ и валового внутреннего продукта. Этот показатель демонстрирует негативную тенденцию увеличения с 2,1 % в 2011 году до 4,5 % в 2015.

Характеризуя структуру государственного внешнего долга России (таблица 1), составившего по состоянию на 01.01.2017 года 51 211,8 млн.долл. США, следует выделить задолженность по облигационным займам РФ, которая в его общем объеме занимает наибольшую долю (73,43 %). Второе место по удельному весу в общем объеме государственного внешнего долга РФ занимают государственные гарантии в иностранной валюте (22,90 %). Такая тенденция объясняется активной поддержкой в докризисный период отечественных производителей со стороны государства с целью выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене. Как правило, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими организациями. Данные действия способствовали диверсификации экономики, росту доли негосударственного сектора в ней, а также развитию малого и среднего бизнеса.

Таблица 1 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года

Категория долга млн. долларов США Доля во внешнем долге, %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 51 211,8
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 629,3 1,23
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – бывшими странами СЭВ 399,9 0,78
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 822,1 1,61
Задолженность по внешним облигационным займам 37 607,0 73,43
Задолженность по ОВГВЗ 3,4 0,01
Прочая задолженность 19,6 0,04
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11 730,5 22,90

Составлено автором на основе данных Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Под системой управления государственным долгом понимаются взаимосвязанные бюджетные, финансовые, учетные, организационные и другие мероприятия, направленные на эффективное регулирование государственного долга, оптимизацию его структуры и снижение влияния долговой нагрузки и связанных с ней рисков на экономику страны.

В настоящее время серьезными вопросами в управлении государственным долгом являются:

    высокая стоимость заимствований в рублевом эквиваленте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;

    проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;

    значительное ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

По данным отчета об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2016 года, процент обслуживания государственного и муниципального долга составил 77,08 %, исполнение обязательств же по внешнему долгу РФ немного выше – 80,39 %, что можно охарактеризовать как положительное явление (Таблица 2).

Таблица 2 – Исполнение сводной бюджетной росписи за 9 месяцев 2016 года в части обслуживания государственного долга РФ

Наименование показателя

Бюджетные ассигнования, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год

Бюджетные ассигнования, утвержденные сводной бюджетной росписью с учетом изменений

Исполнено

Процент исполнения сводной бюджетной росписи с учетом изменений

Обслуживание государственного и муниципального долга

645 836 909 900,00

645 836 909 900,00

497 835 197 601,99

Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга

481 961 680 600,00

481 961 680 600,00

366 088 969 045,72

Обслуживание государственного внешнего долга

163 875 229 300,00

163 875 229 300,00

131 746 228 556,27

Составлено автором на основе данных «Отчета об исполнении Федерального бюджета за 9 месяцев», представленного Федеральным казначейством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (Дата обращения: 27.12.2016)

Управление внешним долгом государства может включать в себя достаточно большой набор инструментов, включая конверсию, секьюритизацию, выкуп долга с дисконтом, консолидацию, рефинансировние, однако последствия использования каждого из них требуют детального изучения и проработки в каждом отдельном случае. Так, главный финансовый механизм конверсии состоит в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена на национальные активы. Операция представляет собой конвертацию долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника. Преимущество такой операции заключается в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Под секьюритизацией понимается выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Под секьюритизацией задолженности Парижскому клубу понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты. Наибольшее распространение получила секьюритизация через Brady-облигации . Выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке (buyback) будет выгоден заемщику, когда его долги торгуются с большим дисконтом, но страна-должник в этом случае должна иметь значительные объемы золотовалютных резервов или иметь возможность достаточно быстро нарастить их за счет стимулирования экспортных отраслей. Активная работа на вторичном рынке долговых обязательств может дать серьезную экономию бюджетных затрат, поскольку происходит уменьшение номинального долга и будущих процентных выплат. Метод бюджетной консолидации предполагает увеличение налоговых поступлений и/или снижение государственных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита. Некоторые ученые утверждают, что такого рода жесткие меры особенно эффективны тогда, когда государство преследует своей целью устранить причины дефицита бюджета, то есть слишком большие государственные затраты или же, наоборот, слишком малочисленные и недостаточные налоговые поступления. Приверженцы метода бюджетной консолидации также полагают, что он может привести к увеличению экономического роста, увеличить доверие иностранных инвесторов к правительству и снизить процентную ставку, взимаемую инвесторами по государственным облигациям .

В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” Правительство РФ планирует активно применять такой инструмент управления государственным внешним долгом РФ, как реструктуризация. В данном законе предусмотрено в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ и сокращения расходов на его обслуживание в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов право Правительства Российской Федерации в 2017 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами .

В условиях действующих ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований представляется обоснованным предложить в качестве приоритетных направлений государственной долговой политики Российской Федерации в части управления внешним долгом РФ следующие:

    в качестве первоочередной меры необходимо обеспечить расходование привлеченных средств от государственных внешних заимствований с максимальной эффективностью (в частности, на структурную перестройку экономики на основе инновационного подхода);

    сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики, что включает в себя грамотное планирование предельного уровня долга, закрепленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

    последовательно снижать зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов и повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе, что положительно повлияет не только на управление государственным долгом РФ, но и будет способствовать экономическому развитию страны;

Таким образом, наличие государственного внешнего долга РФ не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны. Если экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений и наличие государственного внешнего долга не влияет отрицательно на международную репутацию, то внешние заимствования могут способствовать стремительному инновационному развитию страны.

Представляется наиболее эффективным для регулирования размеров и структуры государственных внешних заимствований РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе сочетание нескольких методов управления государственным долгом. Например, при улучшении ситуации в экономике следует использовать досрочный выкуп долговых обязательств или конверсию, при менее благоприятных условиях – инструменты секьюритизации, обмена долга на акции государственных компаний или бюджетной консолидации. При этом государство должно выбирать именно те методы, которые в наименьшей мере подвергали бы экономических субъектов финансовым рискам, а в идеале способствовали бы их развитию на взаимовыгодной основе. Кроме того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного внешнего долга РФ в значительной степени сконцентрированы проблемы как экономического, так и политического характера, связанные с активной ролью нашей страны в современном мировом экономическом пространстве. Поэтому грамотное управление государственным внешним долгом РФ должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Российской Федерации в современных условиях.

  • Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4-7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  • Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2016. – № 7(8). – С. 53-55
  • Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 236-252
  • Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. – 2015. – № 1. – С. 6-11
  • Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.
  • Количество просмотров публикации: Please wait