Ндс какой вид налога. НДС: самый особенный и сложный налог. Почему вычет по НДС может быть больше налога к перечислению

Ндс какой вид налога. НДС: самый особенный и сложный налог. Почему вычет по НДС может быть больше налога к перечислению

Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическими строями. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость. Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

Финансы РФ - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

По своему материальному содержанию финансы представляют денежные фонды, а их совокупность - финансовые ресурсы страны, которые отражаются в свободном финансовом балансе по территории РФ.

Однако сущность финансов раскрывается через содержание тех общественных отношений, которые возникают в связи с их функционированием.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу.

Хотя право не только отражает общественные отношения. Его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм и формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права – это Общая и Особенная части.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему госу­дарственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области. Также рассматриваются основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой дея­тельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. Например, в раздел «Правовое регулирование государ­ственных доходов» - институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

1) государственной бюджетной системы;

2) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;

3) финансов государственных предприятий;

4) государственных доходов;

5) государственного кредита;

6) государственного страхования;

7) государственных расходов

8) банковского кредитования;

9) денежного обращения и расчетов;

10)валютного регулирования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в разнообразных правовых нормативных актах (источниках). К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные). Итак, источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправ­ления, в которых содержатся нормы финансового права. Главный источник финансового права – это Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации. Кроме того, к источникам финансового права относятся законы и подзаконные акты, Бюджетный и Налоговый Кодекс РФ (от 31 июля 1998 г.) и закон о Центральном Банке (от 6 июня 2002 г.), федеральный закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» (от 10 октября 1991 г.), «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.).

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, вы­раженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особенностях содержания финансово-правовых норм, характера установленных в них предписаний, мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, предприятий, граждан) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам - уплатить своевременно эти платежи.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Например, банкам запрещено задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

<Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

<Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее право-субъектностыо, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты и индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся государства, автономные и административно-территориальные образования. Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям является необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу - государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансовою права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти является характерной особенностью круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия. Такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита и других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права - это граждане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок).

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целе­направленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т. е. финансовую деятельность. Главной целью этой деятельности должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие (ст. 7 Конституции РФ).

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы и программы, но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной.

1. Конституция РФ – М., Юридическая литература, 1999

2. Бюджетный Кодекс РФ – М., Юридическая литература, 1998

3. Налоговый Кодекс РФ – М., Юридическая литература, 1998

4. Коваленко А.И., Конституционное право РФ – М., Артания, 1997

Уплата НДС в 2019 году - сроки уплаты рассмотрим в статье - осуществляется равными частями в течение трех месяцев после отчетного квартала. Какой порядок и сроки предусмотрены законодательством РФ для сдачи отчетности и уплаты НДС, читайте в материале.

Порядок исчисления и срок сдачи НДС

НДС — налог, который в обязательном порядке должны рассчитывать хозсубъекты, применяющие общие правила налогообложения. В определенных ситуациях его придется считать и неплательщикам.

Порядок исчисления, как правило, не вызывает затруднений. При реализации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или услуг плательщик НДС увеличивает сумму продажи на ставку НДС, а входной налог принимает к вычету, уменьшая тем самым налог, начисленный при продаже. Фактически НДС рассчитывается с наценки. Например, компания купила ТМЦ за 12 000 руб. (10 000 — за товар и 2 000 — НДС), а продала их за 18 000 руб. (15 000 — за ТМЦ с наценкой и 3 000 руб. — НДС). Заплатить в бюджет необходимо разницу между налогом с реализации и входным налогом, то есть 1 000 руб. (3 000 - 2 000). Неплательщики налога вычетом пользоваться не вправе.

ВНИМАНИЕ! Декларация НДС обновилась. С апреля 2019 года отчитаться следует уже по новой форме. Подробности см. .

Информацию о входящем НДС следует зафиксировать в книге покупок , а об исходящем — в книге продаж . Разница выводится в декларации по итогам квартала. Данные книг покупок и продаж входят в этот отчет составной частью. Декларацию необходимо передать в ФНС по месту учета налогоплательщика не позднее 25-го числа следующего за отчетным кварталом месяца (п. 5 ст. 174 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плательщики НДС могут отправлять декларации в ИФНС только в электронном виде по защищенным каналам связи, предварительно заверив файлы электронно-цифровой подписью. Неплательщики имеют право сдавать этот отчет и на бумаге.

В случае несвоевременной сдачи отчетности по НДС имеют место штрафные санкции в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 руб. и не больше 30% от суммы налога (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Срок уплаты НДС в бюджет в 2019 году и за 4 квартал 2018 года

Порядок и сроки уплаты НДС регламентированы п. 1 ст. 174 НК РФ. Оплату следует производить ежемесячно до 25-го числа в течение квартала, следующего за отчетным периодом, разделив равными долями сумму исчисленного налога. При этом если срок платежа выпадает на выходной день, то он автоматически переносится на ближайшую следующую за выходным рабочую дату (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Рассмотрим срок уплаты НДС в 2019 году в таблице:

Пример

Сумма НДС к уплате ООО «Юг-Полимер» за 1 квартал 2019 года составила 34 549 руб. Чтобы определить размер платежа, необходимо величину налога разделить на 3 части. В условиях примера она составит 11 516,3333 руб. (34 549 / 3).

Поскольку размер платежа в результате деления получается с остатком, то транши 1 и 2 округляются до целых рублей в меньшую сторону, а 3 — в большую. При этом увеличение суммы в большую сторону в траншах 1 и 2 также не будет ошибкой. Такое условие отражено в письме УФНС России по Москве от 26.12.2008 № 19-12/121393.

То есть до 25.04.2019 и 27.05.2019 бухгалтеру необходимо перечислить по 11 516 руб., а до 25.06.2019 — 11 517 руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Порядок округления копеек в рубли утвержден только для налогов. Зачастую компании с целью упростить взаиморасчеты округляют копейки до рублей и в первичке. Это довольно опасно, поскольку фирма рискует занизить платежи, что повлечет за собой наложение штрафных санкций.

Налоговое законодательство допускает досрочную уплату налога. Не возбраняется уплатить всю сумму одним платежом до 25-го числа первого месяца или же 1/3 часть уплатить до 25-го числа первого месяца, а 2/3 — до 25-го числа второго месяца.

При перечислении налога следует внимательно проверить реквизиты налоговой инспекции в регионе.

На какие реквизиты обратить внимание при заполнении платежного поручения, узнайте в статье «Куда платить НДС и как и где найти правильные реквизиты для уплаты?» .

В случае просрочки платежа компанию ждут налоговые санкции в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если же налоговики смогут доказать, что НДС был не уплачен умышленно, то на компанию наложат штраф в размере 40% от суммы неуплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Подробнее об ответственности налогоплательщика за несвоевременную уплату НДС читайте в материале «Какая ответственность за несвоевременную уплату НДС?» .

Уплата и срок сдачи НДС налоговым агентом

Исключением из вышеприведенного порядка являются налоговые агенты (НА).

НА — это лица:

  1. Приобретающие ТМЦ и услуги у иностранных субъектов, не состоящих на учете в российской ФНС. При этом режим налогообложения НА не важен (п. 2 ст. 161 НК РФ).
  2. Приобретающие услуги (в виде аренды) у органов госвласти и местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Агент обязан уплатить НДС в бюджет до момента оплаты покупки. В противном случае банк не вправе принимать платежку на оплату ТМЦ продавцу, в отношении которого плательщик является НА. База для расчета налога определяется по каждой сделке отдельно. Декларация сдается по факту совершения сделки не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Например, если в течение года была совершена одна операция, то декларацию нужно сдать один раз за тот квартал, в котором эта операция осуществлена. Таким образом, для налоговых агентов определен особый порядок уплаты НДС в 2018 году, и сроки уплаты зависят от даты перечисления средств продавцу.

Итоги

Срок уплаты НДС зависит от того, кем является лицо, этот налог уплачивающее: обычным плательщиком НДС или налоговым агентом. Плательщикам следует уплачивать налог ежемесячно равными частями по 1/3 его суммы, начисленной в декларации, в срок до 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за отчетным. Исключением из этого правила являются налоговые агенты, уплачивающие НДС одновременно с платежом в адрес поставщика.

Какой бы вид деятельности, способ производства и разновидность предоставляемых услуг ни выбрали предприниматели и честные налогоплательщики, они обязательно сталкиваются с понятием налога на добавленную стоимость, занимаются его расчетом, исчислением и оплатой в госбюджет. Начисление НДС преследует каждую стадию производственного процесса предоставляемой услуги или товара.

Начисляют НДС, чтобы его в дальнейшем оплатить. Оплата налога является обязательной для лица, которое занимается предпринимательской деятельностью. Процессы его начисления и изъятия регулируются НК РФ. Это, по сути, налог на стоимость, которую добавил реализатор, но его размер зависит от суммы налоговой базы, то есть от стоимости товара. НДС исполняет фискальную функцию, то есть наполняет казну нашего государства средствами.

Когда происходит или не происходит начисление

НДС обязательно рассчитывается при проведении операции, являющейся . Это может быть реализация всех товаров, предоставление услуг, осуществление реализации импортного товара, строительство в собственное благо, передача блага на безвозмездной основе, передача прав собственности на результат проведенной работы или оказанной услуги и др.

Налоговый кодекс также детально регламентирует операции, не являющиеся объектом налогооблажения (продажа земли и паев, правопреемнический принцип передачи имущества и др.), а также приводит перечень товаров, услуг и видов предпринимательской деятельности, для которых ставка НДС равна 10%. Ознакомиться с полным списком можно в статье 164 НК РФ.

Кто рассчитывает НДС

Размер налога рассчитывается самим предприятием, так как именно в его интересах продать товар или услугу по стоимости, которая уже включила в себя размер НДС, то есть, по сути, его оплачивает конечный потребитель.

НДС начисляется на каждом этапе перепродажи или производственного процесса. Его рассчитывает и производитель, и оптовик, и перекупщик, и реализатор, потому что все обязаны заплатить этот налог.

Ну а в буквальном смысле расчет производит бухгалтер. Порядок проведения расчетов диктует налоговый Кодекс Российской Федерации.

Как начислить НДС

Для правильного расчета и, соответственно, соблюдения закона налогоплательщику необходимо:

  • Определить ставку НДС на НДС – в этом вопросе поможет НК, в отдельных статьях которого прописано, какие виды товаров или услуг подлежат тому или иному размеру налогообложения. Наибольшее их количество подлежит НДС размером 18%, реже 10%, редко 0%.
  • Вычислить сумму налоговой базы – статья 154 НК РФ регулирует этот вопрос. Данная сумма включает в себя сумму за реализованные товары с добавлением стоимости акцизов. Налоговая база определяется по дате отгрузки товара или получения полной или частичной суммы его платы, смотря какая из этих операций состоялась первой.
  • Рассчитать сумму НДС, умножая налоговую базу на налоговую ставку.

Более подробно про НДС можно узнать из этого видео:

Как происходит начисление — пример

Если налоговую базу умножить на ставку НДС, то мы непосредственно получим саму сумму начисления НДС. Тогда ее нужно прибавить к сумме налоговой базы, что не очень удобно.

Именно для удобства начисления НДС создана формула: налоговая база * 1,ХХ, где ХХ – это и есть налоговая ставка. То есть для обычного товара или услуги, который не входит в перечень подлежащих сниженному налогообложению, используется множитель 1,18, так как 18 – это процентная ставка.

Например, мы собираемся продать торт, купленный за 400 рублей.

То есть с учетом НДС мы должны взять за продаваемый торт 472 рубля.

В случае если вы хотите знать сумму НДС для определенной налоговой базы, воспользуйтесь формулой: налоговая база * 0,18=сумма НДС

Для облегчения труда бухгалтера созданы компьютерные программы и онлайн-калькуляторы, в определенные поля которых вводится необходимая сумма, указывается процент ставки, а также операция (начисление или вычисление), и программа делает все необходимые расчеты самостоятельно, а бухгалтеру остается только вносить их в определенные графы счета-фактуры.

Кстати, счет-фактура – определенная форма документа, который подтверждает, что операция по передаче товара, результата работы, предоставления услуги произошла и является оплаченной. Выдается такой счет не позднее 5 рабочих дней после передачи товара, проведения работы, перечисления аванса. Такой счет поставщик предъявляет покупателю, в нем указаны суммы без НДС, самого НДС, конечная сумма после начисления НДС.

Если на момент конечной оплаты стоимость товара или услуги претерпела изменения (например, предоставление квартальных скидок постоянному покупателю) или бухгалтер просто допустил ошибку, то на момент окончательной оплаты операции передается корректировочный счет-фактура, в котором поставщик обязан указать суммы без НДС, самого НДС, с НДС до, а также после перемену в цене на товар.

Регистрирует каждый из счетов-фактур, предъявленных покупателю. Фиксирование передачи такого счета также учитывается в книге продаж.

Пример счета-фактуры для обычного потребителя – это получение в магазине фискального чека.

В конце квартала каждый предприниматель не позднее числа следующего за отчетным кварталом месяца обязан предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС. Осуществляя проверку, инспекция контролирует, правильно ли произведены расчеты и выведена сумма к оплате в бюджет.

Итак, обложению НДС подлежат все виды товаров и предоставляемых услуг. Расчет и можно производить вручную по упрощенным формулам или с помощью компьютерных технологий, что способно значительно ускорить и облегчить процесс.