Модель общего равновесия ad as. Макроэкономическое равновесие - Экономическая теория (Васильева Е.В.). Изменение рановесного ЧНП и мультипликатор

Модель общего равновесия ad as. Макроэкономическое равновесие - Экономическая теория (Васильева Е.В.). Изменение рановесного ЧНП и мультипликатор

Совокупность средств и мероприятий, направляемых на охрану прав граждан РФ, а также удовлетворение их социальных нужд называется социальной защитой населения России. Ее проблемы в 2019 по-прежнему остаются актуальными, что напрямую связано с недостаточным финансированием данной сферы, пробелами в законодательстве и прочими аспектами. Несмотря на трудности, можно наблюдать положительные изменения.

Проблемы социальной защиты населения России в 2019 году

Соцобеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из т. н. фондов потребления.

Наряду с и инвалидности, соцобеспечение предусматривало выдачу специальных пособий роженицам, ухаживающим за младенцами женщинам (до 1-го года), гражданам, внезапно потерявшим трудоспособность или кормильца. Были разработаны программы по созданию учреждений типа домов для престарелых, сиротских приютов. Со временем первоначальные функции системы соцобеспечения несколько трансформировались, хотя львиная доля ее элементов мигрировала в современный аппарат соцзащиты.

Под политикой социальной защиты 2019 г. нужно понимать систему законодательных актов, мер и норм, которые применяются правительством для создания благоприятных жизненных условий для граждан, гарантии государственной поддержки на случай повышенных социальных рисков. Последние означают опасность возникновения обстоятельств, которые потенциально могут нанести серьезный ущерб благополучию человека из-за не зависящих от него факторов :

  • увольнения;
  • потери кормильца;
  • инфляции;
  • необратимых последствий возрастных изменений;
  • получения травм;
  • возникновения психических или соматических патологий, провоцирующих стабильную/преходящую нетрудоспособность и т. д.

В 2019 году система социальной защиты населения будет опираться на целый комплекс принципов, среди которых адресность попечительства, уважение к личности каждого гражданина, гибкость, законность и др.

В особом внимании соцслужб нуждаются инвалиды, безработные, дети-сироты, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и др. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. 01.01.2018):

«Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном Законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».

В РФ за данную сферу отвечает Министерство труда и соцзащиты. Ее стратегия осуществляется благодаря функционированию органов социальной защиты. В 2019 году по этому направлению действуют, например, такие организации, как Ассоциация соцслужб, Пенсионный фонд и др.

Положительным результатом стараний соцработников считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности и пр.

Изменения в системе социальной защиты в 2019 году

Социальная защита населения РФ в 2019 г. реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Выдаются бесплатно школьные завтраки или обеды, гуманитарная помощь – поставка одежды, игрушек, продовольствия. Помощь, положенная очутившимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена также для тех членов общества, реальная ежемесячная прибыль которых не соответствует параметрам действующей прожиточной нормы.

Помощь также может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.

Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией. Правительством РФ такими признаны, например:

  • безвозмездный медицинский сервис;
  • равноправный доступ к образованию;
  • закрепление обязательного зарплатного минимума;
  • пособия инвалидам, сиротам, неполным семействам;
  • выплата денег при рождении ребенка.

Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и др. Льготники ежемесячно получают пенсии. Эти люди могут безвозмездно пользоваться общественным транспортом (автобусами, электричками, трамваями, троллейбусами), бесплатно получать некоторые медикаменты при необходимости, путевки на курорты (по показаниям).

Соцстрахованием называют государственную/частную систему предоставления денежной помощи. Она выделяется из специальных платежей (принудительных или добровольных), при соблюдении равновесия между масштабами (ценой) услуги и размерами осуществленного вклада. Финансы поступают из фондов, сформированных за счет взносов работодателей и работающих лиц, правительственных субсидий.

Выполнение программ соцзащиты осуществляется посредством соблюдения определенных принципов. Во-первых, это принцип сочетания мер государственной политики и актов благотворительности, которая опирается на общепринятые ценности гражданской солидарности, сочувствия, взаимовыручки. Во-вторых, это принцип «гибкости», который означает рациональную смену ключевых приоритетов социальной стратегии во время переломного периода, дефицита финансов.

Качественные изменения в социальной защите в 2019 году будут происходить регулярно, правительство планирует внедрение инновационных техник, способов оптимизации работы.

Социальная защита военных пенсионеров, инвалидов и детей в 2019 году

Социальная защита военных пенсионеров в 2019 году предусматривает повышение выплат при возрастании понижающего коэффициента до 58%. По прогнозам, годовая выплата должна подняться на 12% (при инфляции 8%). Те граждане, которые во время несения военной службы получили ранения (травму) и имеют статус военного инвалида, также будут обеспечены пенсионной прибавкой. Размер последней составит 100% от величины пенсии.

В сфере социальной защиты инвалидов в 2019 году также ожидаются положительные изменения. С 1 января люди, получившие группу инвалидности, могут претендовать на сопровождение. Это услуга будет оказываться соцработниками, сотрудниками сервисных служб по программе соцобеспечения инвалидов. Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг станет развитие диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям будет оказано активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к доктору.

В 2019 году принципы социальной защиты детей и женщин будут пересмотрены. Правительство обещает:

2018 год ознаменуется расширением графика проведения различных мероприятий, имеющих воспитательный, развивающий, культурный, обучающий характер. Для участия в подобных акциях будут массово привлекаться ребята из многодетных, неполных, неблагополучных семей.

Итак, социальная защита России в текущем 2019 году будет нацелена на реализацию необходимых условий для улучшения демографической обстановки и уровня жизни населения в целом. Первостепенными задачами данной стратегии являются преодоление безработицы, финансовая поддержка многодетных семейств, обеспечение справедливого доступа граждан к образованию, гарантия соблюдения прав взрослых граждан, детей, предоставление льгот и т. д.

Равновесие в модели AD-AS.

Пересечение кривой совокупного предложения и совокупного спроса определяют равновесный уровень цен и равновесный реальный объём национального производства (рис.63). При этом не всякое пересечение кривых спроса и предложения обеспечивает стабильность цен, полную занятость, экономический рост.

В точке А на рисунке пересекаются кривые совокупного спроса, краткосрочного совокупного предложения и долгосрочного совокупного предложения (AD = AS 0 = AS долг). Это означает что экономика находится в состоянии и краткосрочного и долгосрочного равновесия. Пересечение AS 0 и AS долг показывает ожидаемый уровень цен на ресурсы. Пересечение AD и AS 0 показывает сложившийся уровень цен на готовые блага и отражает параметры краткосрочного равновесия. Точка, в которой пересекаются AD и AS долг характеризует параметры долгосрочного равновесия и означает, что совокупные расходы равны естественному уровню выпуска Y f . e. .

В случае если равновесие достигается на уровне, превышающем естественный уровень производства, то это вызывает инфляцию. В случае если же равновесие достигается на уровне ниже естественного объёма производства, то в стране будет безработица или стагфляция. Т.о., изменения совокупного спроса или совокупного предложения могут привести к нестабильности в экономике.

Теоретически признается, что экономическая система может восстановить равновесие в точке естественного уровня объёма автоматически. Необходимым условием автоматического восстановления естественного уровня производства выступает оперативность приспособления издержек производства к изменению уровня цен. Анализ восстановления естественного уровня производства осуществляется на базе изучения реакции изменения издержек производства на изменение цен в краткосрочном и долгосрочном временных интервалах. На краткосрочных интервалах экономическая система реагирует на изменения в совокупном спросœе сохранением прежних издержек производства, на долгосрочных – стоимость факторов производства изменяется в соответствии с изменением общего уровня цен.

Любое изменение со сторона совокупного спроса или совокупного предложения считается неожиданным для фирм, в связи с этим принято называть ʼʼшоками ʼʼ.

Предположим, под влиянием какого-либо фактора происходит рост совокупного спроса (увеличение инвестиций, госрасходов, денег в обращении и др.). Имеет место шок со стороны совокупного спроса. (см. рис. 64)

Рис.64. Шок со стороны AD
Рассмотрим экономику, которая находится в долгосрочном равновесии в точке А, как показано на рисунке. Пусть в результате роста денежной массы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо. Это означает, что в краткосрочном периоде цены вырастут (т.В, уровень цен - P 1). Издержки производства в краткосрочном периоде при этом остаются неизменными. Это значит, что существует возможность получать дополнительную прибыль. Фирмы стремятся расширить производство, уровень занятости растет. Следовательно, в экономике будет наблюдаться прирост производства по отношению к естественному объёму выпуска.

При этом в долгосрочном периоде цены вырастут еще сильнее до уровня P 2 , поскольку цены на ресурсы будут расти пропорционально ценам на готовые блага. Т.е. будет сдвигаться вверх и краткосрочная кривая совокупного предложения. Увеличение издержек в долгосрочной перспективе обусловливает начало движения к сокращению объёма производства и восстановление его на исходном, естественном уровне. Так будет происходить до тех пор пока не буде достигнуто соответствие между уровнем цен на ресурсы и готовые блага. В случае если более никаких изменений не произойдет, то экономика вернется в долгосрочное равновесие, правда при более высоком уровне цен P 2 , и далее будет находиться в точке С.

Шоки предложения бывают связаны, к примеру, с резкими скачками цен на ресурсы, стихийными бедствиями, приводящими к потере ресурсов, усилением активности профсоюзов и др.
Размещено на реф.рф
Предположим, увеличились цены на нефть. В результате кривая краткосрочного совокупного предложения сдвигается вверх в силу роста издержек производства.

Рис.65. Шок со стороны AS
Точкой краткосрочного равновесия будет точка Е 1 , характеризующая отставание цен на готовые блага (Р" 1) от цен на ресурсы (Р 1). до уровня. Издержки производителœей высоки, они ищут пути для их снижения и начинают сокращать производство и занятость. В результате кривая краткосрочного равновесия начинает снижаться.

Этот процесс связан с большой безработицей и снижением доходов населœения. В долгосрочной перспективе без вмешательства государства может привести к спаду в экономике. По этой причине государство может увеличить совокупные расходы (AD 1), выпустив дополнительное количество денег или увеличив госрасходы. В результате экономика останется на уровне полной занятости, но при более высоком уровне цен (т.Е 2).

Т.о. государственная политика сталкивается с дилеммой: длительный спад в экономике и большая безработица или сохранение уровня занятости и рост цен.

Следует подчеркнуть, что автоматическое восстановление равновесия носит затяжной и ограниченный характер в силу слабой эластичности цен в сторону их понижения в условиях преобладания рынков несовершенной конкуренции. Важно заметить, что для стабилизации экономики крайне важно использовать различные инструменты государственного воздействия на совокупное предложение и совокупный спрос.

Равновесие в модели AD-AS. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Равновесие в модели AD-AS." 2017, 2018.

  • - Равновесие в модели IS-LM

    Взаимосвязь фискальной и кредитно-денежной политики в рамках модели IS-LM Рассмотрение рынков товаров и денег приводит к необходимости показать условия, при которых оба рынка одновременно находятся в равновесии. Как известно, кривая IS показывает возможный... .


  • - Влияние фискальной и кредитно-денежной политики на равновесие в модели

    Модель IS-LM, с точки зрения кейнсианства, позволяет проанализировать последствия влияния внешних факторов на равновесное состояние. Изменение условий равновесия в модели происходит в результате изменения совокупного спроса, спроса на деньги и предложения денег. Эти... .


  • - Равновесие в модели АД-АS

    Рыночное равновесие определяется точкой пересечения совокупного спроса и совокупного предложения. Оно определяет равновесный объем ВНП, уровень занятости и цен. Равновесие может достигаться на любом из отрезков кривой совокупного предложения (рис.10.5, точки Е). При этом... .


  • - Равновесие в модели AD-AS. Изменения в равновесии.

    «Эффект храповика» Макроэкономическое равновесие – это состояние национальной экономики, при котором возникает равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие спроса и предложения в национальной экономике достигается в точке пересечения кривых... .


  • - Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Стабилизационная программа

    Пересечение кривых АD и АS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. Пересечение краткосрочной кривой AS с кривой ADпоказывает, что экономика находится в состоянии краткосрочного равновесия. Экономическая система находится в состоянии долгосрочного... [читать подробнее] .


  • - Равновесие в модели IS-LM при неполной занятости

    Мы попытаемся определить центральный аспект традиционного кейнсианства, кото­рый неявно уже содержался в вышеприведенных суждениях. Как было указано, в зависимости от спроса на рынке благ и конъюнктуры на рынке денег, создается определенный равновесный... .


  • - Равновесие в модели AD-AS: кратко- и долгосрочный периоды. Шоки спроса и предложения и стабилизационная политика государства

    Р 0 0 Упот У Упот0 Упот1 а б Рис.3 Кривая AS в классической модели и ее сдвиг Факторы изменения совокупного предложения классики связывают только с реальным сектором экономики. AS изменится (кривая AS сместится),... .


  • Равновесие в модели AD-AS устанавливается при таком уровне цен, при котором величина совокупного выпуска, предлагаемого к продаже всеми производителями, равна величине совокупного спроса, который предъявят все макроэкономические агенты. На графике равновесие соответствует точке пересечения кривой совокупного спроса с кривой совокупного предложения (в краткосрочном периоде - с кривой SRAS, а в долгосрочном - с кривой LRAS). Координаты этой точки пересечения позволяют определить величину равновесного объема выпуска Y (равновесного ВВП) и равновесного уровня

    цен Р. Изменения либо совокупного спроса, либо совокупного предложения ведут к изменению равновесия и равновесных значений выпуска и уровня цен.

    Рис. 6.9. Последствия увеличения совокупного спроса в модели AD-AS

    Последствия изменения совокупного спроса

    Последствия изменения совокупного спроса зависят от периода времени, скорости приспособления (адаптации) цен к изменениям в экономике и скорости уравновешивания рынков, т.е. от вида кривой совокупного предложения.

    В краткосрочном периоде, если цены на товары и на ресурсы жесткие и в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов и кривая совокупного предложения горизонтальна, изменение (например, рост) совокупного спроса ведет только к изменению (росту) равновесного объема выпуска (от , не изменяя уровня цен (движение из точки А в точку В на рис. 6.9,а). Если цены на товары гибкие, а цены на ресурсы жесткие, кривая краткосрочного совокупного предложения имеет положительный наклон, и увеличение совокупного спроса приводит к росту величины равновесного выпуска , и равновесного уровня цен(движение из точки А в точку В на рис. 6.9.б). В долгосрочном периоде, поскольку все цены гибкие, изменения совокупного спроса не влияют на величину равновесного выпуска (экономика остается на уровне потенциального ВВП - "}, а воздействуют только на изменение равновесного уровня цен (точка В на рис. 6.9,в).

    Последствия изменения совокупного предложения



    Последствия изменения совокупного предложения одинаковы в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде и не зависят от вида кривой AS. Изменение издержек на единицу продукции и количества и качества используемых ресурсов всегда ведет к изменению совокупного предложения и служит предпосылкой для изменения уровня цен. Рост совокупного предложения всегда ведет к росту равновесного уровня выпуска и снижению равновесного уровня цен (движение из точки А в точку В на рис. 3.10).

    Рис. 6.10. Последствия увеличения совокупного предложения в модели AD-AS

    Отличие состоит лишь в том, что в краткосрочном периоде при росте совокупного предложения (при сдвиге кривой SRAS) растет фактический выпуск (F) (рис. 6.10,а,б), в то время как в долгосрочном периоде (при сдвиге кривой LRAS) увеличивается потенциальный выпуск , т.е. производственные возможности экономики (рис. .10,в).

    Экономический механизм перехода от краткосрочного равновесия к долгосрочному при изменении совокупного спроса в модели AD-AS следующий.

    Предположим, что экономика первоначально находится в состоянии краткосрочного и долгосрочного равновесия (точка А), где пересекаются все три кривые: совокупного спроса , краткосрочного совокупного предложения и долгосрочного совокупного предложения (LRAS), и что кривая краткосрочного совокупного предложения горизонтальна (рис. 6.11,а).

    Если увеличивается совокупный спрос, то кривая сдвигается вправо до Рост совокупного спроса ведет к тому, что фирмы начинают распродавать запасы непроданных товаров и увеличивать производство, привлекая дополнительные ресурсы (движение вдоль кривой SRAS), и экономика попадает в точку В, где фактический объем производства превышает потенциальный ВВП (F*). Точка В является точкой краткосрочного равновесия (пересечение кривой совокупного спроса с кривой краткосрочного совокупного предложения ). Привлечение дополнительных ресурсов сверх уровня полной занятости требует дополнительных расходов, поэтому издержки фирм растут, и совокупное предложение сокращается (кривая постепенно сдвигается вверх до ), в результате чего растет уровень цен и величина совокупного спроса снижается до Y* (движение вдоль кривой. ). Экономика возвращается на кривую долгосрочного совокупного предложения LRAS (точка С), но при более высоком, по сравнению с первоначальным, уровне цен. Точка С (как и точка А) - это точка долгосрочного равновесия (пересечение кривой совокупного спроса с кривой долгосрочного совокупного предложения LRAS).

    Рис. 6.11. Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию

    Различают фактический равновесный объем выпуска (actual output) и потенциальный (естественный) объем выпуска (natural output). На рис. 3.11 равновесный выпуск соответствует всем трем точкам (А, В и С), но потенциальный выпуск соответствует только точкам А и С, в которых экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия. В точке В устанавливается фактический объем выпуска, т.е. равновесный ВВП в краткосрочном периоде.

    Экономический механизм установления краткосрочного и долгосрочного равновесия в экономике, если кривая SRAS имеет положительный наклон (рис. 6.11.б) аналогичный. Однако при обосновании перехода экономики из точки А в точку В следует иметь в виду, что при росте совокупного спроса фирмы не только распродают запасы и увеличивают объем производства, но и повышают цены на свою продукцию. Сначала экономика движется вдоль кривой краткосрочного совокупного предложения , так как действует только ценовой фактор и растет величина совокупного предложения. В результате экономика попадает в точку краткосрочного равновесия - точку В, которой соответствует не только более высокий, чем в точке А, объем выпуска i , но и более высокий уровень цен . Так как цены на ресурсы (например, номинальная ставка заработной платы) не изменились, а уровень цен вырос, реальные доходы (реальная заработная плата) сократились . Собственники экономических ресурсов начинают требовать повышения цен на ресурсы (номинальной заработной платы), что ведет к росту издержек (воздействию неценового фактора) и сокращению совокупного предложения (сдвиг влево- вверх кривой ), что ведет к еще большему росту уровня цен . В результате экономика попадает в точку С, соответствующую долгосрочному равновесию и потенциальному объему выпуска.

    Список литературы:

    1. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д.Камаева. 13-е изд., перераб. и доп. –М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

    2. Булатов А.С. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова -М.:БЕК, 2004.

    3. Станковская И.К. Экономическая теория: учебник: полный курс МВА / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ЭКСМО, 2009.

    4. Носова С.С. Основы экономики: учебник для ссузов/ С.С.Носова.-4-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2009.

    1. Курс экономической теории: Учебник. 5-е изд., исправл., доп. и перераб. Авт. Кол. Кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России / Под ред. Проф. М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. Киров:АСА, 2004.

    5. Сборник задач по микроэкономике: к «Курсы микроэкономики»

    Р. М. Нуреева. М.: Норма, 2008.

    Дополнительный список:

    1. Кейес Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег /Пер. с англ. М., 1978.

    2. Макконнел К., Брю С. Экономикс. 15-е изд. М.:Инфра-М, 2005. Ч. 2-4, 7.

    3. Добрынин А.И. Общая экономическая теория: учеб. Пособие / А.И.Добрынин, Г.П.Журавлев. – СПб.:Питер,2003.

    4. Гоголева Т.Н. Международная экономика: учеб. Пособие для вузов / Т.Н. Гоголева, В.Г. Ключищева, Ю.И. Хаустов. – М.: Кнорус, 2010.

    5. Экономическая теория: базовый курс / сост.: Е.В. Сарафанова, Е.А. Татарникова, Е.В. Романова. – М.: Приор-издат, 2009.

    6. Фаминский И.П. Глоболизация – новое качество мировой экономики: учеб. пособие / И.П. Фаминский. – М.: Магистр., 2009.

    Состояние национальной экономики, при котором существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными и финансовыми потоками, – характеризует общее (или макроэкономическое) экономическое равновесие (ОЭР). Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта. Рыночная экономика, построенная на принципах свободной конкуренции, обладает экономическими механизмами саморегуляции и способностью достижения равновесного состояния за счет гибких цен, особенно в условиях, близких к совершенной конкуренции, а также в долгосрочном периоде.

    Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS и пересечение их в некоторой точке. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) дает характеристику величины национального дохода при данном уровне цен, а в целом – равновесие на уровне общества, т. е. когда объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. Эта модель макроэкономического равновесия базовая. Кривая AD может пересечь кривую AS на разных участках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Поэтому различают три варианта возможного макроэкономического равновесия (рис. 12.5).

    Рис. 12.5. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS.

    Точка Е3 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т. е. без инфляции. Точка Е1 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е2 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.

    Рассмотрим, как устанавливается равновесие при пересечении кривой совокупного спроса кривой совокупного предложения на промежуточном участке в точке Е (рис. 12.6).

    Рис. 12.6. Установление макроэкономического равновесия.

    Пересечение кривых определяет равновесный уровень цен РЕ и равновесный уровень национального производства QE. Чтобы показать, почему РЕ представляет собой равновесную цену, a QE - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной P1, а не PE. По кривой AS определяем, что при уровне цен Р1 реальный объем национального продукта не превысит YAS , тогда как потребители внутри страны и иностранные покупатели готовы потребить его в объеме YAD.

    Конкуренция среди покупателей за возможность приобрести данный объем производства окажет повышающее влияние на уровень цен. В сложившейся ситуации вполне естественной реакцией производителей на повышение уровня цен будет увеличение объема производства. Совместными усилиями потребителей и производителей рыночная цена при отмеченном росте объема производства начнет повышаться до величины РЕ , когда реальные объемы покупаемого и производимого национального продукта будут равны и в экономике наступит равновесие.

    В действительности происходят постоянные отклонения от желаемого устойчивого равновесия под воздействием различных факторов – как объективного, так и субъективного характера. К их числу относятся в первую очередь инерционность экономических процессов (неспособность экономики мгновенно реагировать на изменение рыночных условий), влияние монополий и излишнее вмешательство государства, деятельность профсоюзов и др. Эти факторы препятствуют свободному перемещению ресурсов, осуществлению законов спроса и предложения и других неотъемлемых условий рынка.

    Предпосылкой макроэкономического анализа является агрегирование показателей. Совокупное предложение товаров при равновесном состоянии балансируется совокупным спросом и представляет собой валовой национальный продукт общества.

    Равновесный национальный продукт обеспечивается установлением равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что осуществляется в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение равновесного объема производства в условиях всегда существующей ограниченности ресурсов является целью национальной экономической политики.

    Все основные проблемы общества так или иначе связаны с несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения.

    Согласно классической модели, описывающей функционирование экономики в долгосрочном периоде, количество произведенной продукции зависит только от затрат труда, капитала и имеющейся технологии, но не зависит от уровня цен.

    В краткосрочном периоде цены на многие товары негибкие. Они «застывают» на определенном уровне или мало изменяются. Фирмы не понижают немедленно выплачиваемую ими заработную плату, магазины не пересматривают немедленно цены на продаваемые товары. Поэтому кривая совокупного предложения представляет горизонтальную линию.

    Достижение равновесия в условиях безработицы и инфляции Разница между классической и кейнсианской моделью равновесия I и S заключаются в невозможности существования длительной безработицы в классической модели. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливало нарушенное равновесие. В кейнсианской модели, равенство I и S может осуществляться и при неполной занятости. Кейнс подверг сомнению существование гибкого ценового механизма: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены, а сокращали производство и увольняли рабочих. Итак, равновесие в масштабе общества на всех связанных между собой рынках товаров и услуг, т.е. равенство между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объемов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения - функция дохода, делает проблему нахождения равенства весьма сложной задачей. Формально кейнсианскую модель ОЭР можно представить как систему из пяти уравнений, в результате решения которой определяются пять равновесных параметров: национальный доход у", ставка процента i", уровень цен Р", занятость N*, ставка номинальной зарплаты W: l. S (y)+T (y)+Z (y)=I (i)+G+E 2. M / P=ky+L i (i max -i) 3. AD (P) = AS (P) 4. у = y (N) 5. P (dy/dN) = W. При заданных экзогенно параметрах цены предложения труда, денежного предложения, госрасходов и экспорта процесс формирования условий общего экономического равновесия выглядит следующим образом (см. рис. 6). Из IS-LM модели определяются равновесные значения ставки процента i" и эффективного спроса у", как это отражено в верхней части рисунка. Рис. 6. Общее экономическое равновесие в кейнсианской модели

    Величина эффективного спроса позволяет определить два других равновесных параметра: уровень цен Р", обеспечивающий соответствие совокупного спроса эффективному спросу (проекция значения у" в первый квадрант нижней части рисунка), и уровень занятости N*, обеспечивающий предложение благ в объеме, достаточном для удовлетворения эффективного спроса при уровне цен Р" (проекция значения у" в четвертый квадрант нижней части рисунка). Кроме того, на рынке благ, таким образом, достигается равновесие, так как функции совокупного спроса и предложения являются функциями от уровня цен. Найденные значения эффективного спроса и занятости позволяют определить максимальную ставку заработной платы, которую готовы платить предприниматели при заданной технологии производства: W D = P (dy/dN), что отражено в третьем квадранте нижней части рис. 6. Если при заданном экзогенно предложении труда W D iW S то W D =W * , и на рынке труда устанавливается равновесие, следователь­но, достигается равновесие на всех рынках. Как мы видим, общее равновесие в кейнсианской модели достигается, как правило, в условиях неполной занятости, существует безработица в размереN F – N * . Это объясняется тем, что спрос на труд зависит от величины эффективного спроса, а ставка номинальной зарплаты жестко фиксирована.

    При этом ставка реальной зарплаты, представленная во втором квадранте, может меняться под воздействием колебаний в уровне цен: рост цен вызывает смещение графика вверх и отражает уменьшение реальной зарплаты, снижение цен - соответственно, вниз и отражает рост реальной зарплаты.

    35 Государственный бюджет: структура и функции. Управление государственным долгом.

    Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

    Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

    Структура государственного бюджета

    Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

    Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья - бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

    Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней:

    первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    третий уровень - местные бюджеты.

    Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

    Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

    Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными функциями федерального бюджета являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

    Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

    Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи.

    Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

    В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

    Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

    Основные функции государственного бюджета следующие:

    1. Образование бюджетного фонда - доходы бюджета.

    2. Использование бюджетного фонда - расходы бюджета.

    3. Контроль за образованием и использованием бюджетных фондов.

    Первую функцию выполняют бюджетные доходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они включают: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег.

    Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

    Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

    Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных фондов. Изменение соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства.

    Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

    Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

    Управление государственным долгом

    Управление государственным долгом это ряд финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.

    Государственный долг распределяется на два вида. Это основной и текущий государственный долг. Текущий государственный долг зависит от выделенного времени для его погашения, то есть определенный срок погашения долга.

    Государственный долг. Понятие государственного долга

    Для того чтобы было понятно о чем идет речь, давайте уточним, что такое государственный долг. Итак, государственный долг является суммой денег, которую государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Кроме того, что государственный долг делится на основной и текущий долг, также есть еще два вида государственного долга.Это внутренний и внешний государственный долг.

    Внутренний государственный долг

    Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства.

    Внешний государственный долг

    Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.

    Основной государственный долг

    В свою очередь основной долг является общей суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.

    Текущий государственный долг

    И, конечно же, надо уточнить, что текущий государственный долг это долговое обязательство, которое наступает в момент срока платежа долговой суммы. Государственный долг должен входить в рамки половины ВВП страны.

    Долговая сумма свыше этой нормы может привести к кризисному состоянию страны. Заданием государственного долга является осуществление операционных работ по созданию долговых обязательств, соответственное погашение долговой суммы и процентам по ней.

    36 Налоговая система: сущность, принципы построения, функции. Кривая Лаффера.

    Налоговая система - совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

    Принципы построения налоговой системы

    Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смитв своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в1776г. сформулировал четыре правила («максимы»):

      налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

      размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

      время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

      каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначействугосударства.

    В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

      Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

      Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

      Определённость. Нормативные актыдо начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

      Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

      Экономичность. Издержкипо собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

      Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

      Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

      Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложениядолжен облагаться налогом за установленный период один раз.

      Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

      Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

      Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

      Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

    Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

    Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенногогосударства.

    Кривая Лаффера - графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что её идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.

    Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов- лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции - больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

    Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35-40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг - так называемую «налоговую ловушку».

    37. Налогово-бюджетная политика государства.

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

    Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

    Экономическая политика - совокупность государственных мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или предопределить их результаты.

    Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. Fiscal policy ) - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе . Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть:налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства.