Что такое налоговые льготы определение. Налоговые льготы многодетным семействам. Цель налоговых льгот

Что такое налоговые льготы определение. Налоговые льготы многодетным семействам. Цель налоговых льгот

План

4.1. Понятие налоговой льготы

4.2. Система налоговых льгот

4.3. Виды и формы налоговых льгот

4.4 Правовое регулирование территориальных налоговых льгот

4.1 Несмотря на то, что налоговые льготы относятся к дополнительным элементами налога, эта проблема - одна из наиболее дискуссионных. Основным назначением льгот является уменьшение налогового давления на плательщика. Льгота может реализовываться путем уменьшения объекта, базы, суммы налога, отсрочки исполнения налоговой обязанности. Через механизм льгот налоги осуществляют регулирующую и стимулирующую функции, создавая заинтересованность плательщиков.

Льгота - это освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога. Здесь необходимо подчеркнуть три обстоятельства.

Во-первых - льгота - это освобождение именно от уплаты, а не от налоговой обязанности, так как при отсрочке обязанности уплата налога остается, а освобождение (на определенный срок) касается только перерасчета налога, и по окончании определенного срока обязанность подлежит реализации (налоговый кредит). Кроме этого, налоговая обязанность включает несколько составных: налоговый учет; уплату налога; налоговую отчетность. И если плательщик может быть освобожден от уплаты налога, то обязанность по учету и отчетности у него останется.

Во-вторых, освобождение возможно в двух объемах: полном - когда плательщик полностью освобождается от уплаты, и частичном - когда сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т.д.) или отсрочки уплаты налога.

Таким образом, налоговой льготой признается освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины.

Освобождение от уплаты налога возможно в полном или частичном объеме.

При освобождении в полном объеме налогоплательщик целиком освобождается от начисления и уплаты налога.

При освобождении в частичном объеме налогоплательщик освобождается от уплаты налога только в определенной части его налоговой обязанности. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризируют определенную группу налогоплательщиков; вид их деятельности и объект налогообложения.

При характеристике налога необходимо уделять внимание регулированию льгот по налогам. Причем данное положение должно содержать не полный (что вряд ли возможно на длительную перспективу), но довольно широкий перечень исключений, которые затем конкретизировались бы, с включением детального механизма применения в конкретные нормативные акты, касающиеся отдельных видов налогов. Система льгот и привилегий является своеобразным ориентиром для юридических и физических лиц при выборе сфер деятельности, форм получения доходов.

Важно учитывать, что льготы являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям и отдельным рычагам налогового кредитования. Именно поэтому здесь необходим системный подход, связывающий эти рычаги в один комплекс. Анализ и их регулирование необходимо проводить в тесной взаимосвязи, как бы дополняя друг друга.

Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях.

Первый - налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей.

Второй - подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.

Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот.

Часто создается целый ряд льгот:

    в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д.);

    предоставление налоговых освобождений;

    выделение налоговых кредитов.

Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.

4.2. Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы.

Первая включает относительно традиционные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.

Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам

Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.

Чаще всего налоговая льгота определяется путем:

1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;

2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога;

3) установления пониженной ставки налогообложения.

1. Отчисление (изъятие) - вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.

Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:

а) по видам плательщиков:

полные - предоставляются всем плательщикам;

частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;

б) по срокам:

постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени;

временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода (предприятия с иностранными инвестициями);

чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;

в) по элементам объекта:

имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;

прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика., в зависимости от вида деятельности.

2. Скидка - вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.

Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков; по срокам; по элементам налоговой базы):

а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно;

б) не лимитированные - скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика.

Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство. В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару. При этом семейные скидки зависят от состава семьи. В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения. Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст. 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров.

3. Налоговый кредит - вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.

Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисления конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия. При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога. Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:

1. Необлагаемый минимум объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.

2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения. Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природоохранные мероприятия, освоение новых технологий.

3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или катего рий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъектов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994года (п.18ст.12;п.23 ст.13;п.17 ст. 14; п.19 ст. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.

4. Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку.

5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.

6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.

7. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).

4.3. Если рассматривать налоговые льготы как определенное освобождение налогоплательщиков (а именно так подходит российский законодатель - ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то вполне обоснованным представляется выделение определенных территорий, на которых устанавливается льготный налоговый режим.

Такие территории могут существовать на двух уровнях:

1) низший уровень - территории, характеризующиеся освобождениями при использовании местных налогов и сборов. Так, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» местные органы самоуправления по своему усмотрению могут устанавливать часть местных налогов и сборов и за счет этого формировать более льготный налоговый режим на соответствующих территориях;

2) высший уровень - территории специальных зон, характеризующиеся специфическим льготным налогообложением, регулирующимся специальным законодательством.

При этом подобные территории делятся на два подвида:

а) территории, предоставляющие льготный режим налогообложения для налоговых резидентов Украины и расположенные за пределами территории Украины (к ним относятся прежде всего оффшорные зоны);

б) территории, расположенные в Украине и предоставляющие льготный налоговый режим для налоговых резидентов и нерезидентов Украины (свободные экономические зоны).

Для физических лиц с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса и законное уменьшение налога. Для юридических лиц - снижение налогового давления за пределами территории собственного государства.

Для осуществления деятельности на территории Украины или России требуется регистрация (принятие на учет) в налоговых органах. В этом случае необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию фирмы в стране ее постоянного местонахождения; легализованные выписки из торгового реестра или уставные легализованные документы; документ, подтверждающий платежеспособность фирмы (справка из банка об открытии фирме счета за границей); поручение на председателя представительства. Все вышеуказанные документы должны быть переведены на государственный язык и нотариально заверены.

Определенное законодательное обеспечение система оффшорных зон получила в 2000 году. Президент Украины распоряжением № 90/2000/РП 21 февраля 2000 года поручил Кабинету Министров Украины определить и опубликовать перечень оффшорных зон и в дальнейшем обеспечивать его ежегодное опубликование. Основной причиной, подтолкнувшей к закреплению этого перечня, послужил п. ,18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», регламентирующий порядок работы с налогоплательщиками, которые торгуют с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах. А именно: при перечислении денег таким фирмам за покупки разрешено относить на расходы только 85% фактической стоимости товара. Остальные 15% - из чистой прибыли. За невыполнение этой нормы предусмотрены высокие штрафные санкции. Понятия же оффшорных зон нет. Поэтому законодатель пошел по несколько упрощенному пути -закрепить исчерпывающий перечень оффшорных зон, а не разъяснять, в чем их природа.

Таким образом, 1 марта 2000 года Кабинет Министров утвердил их перчень, в который вошли: Британские островные регионы: Гибралтар, Олдерни, острова Гернси, Джерси, Мен. Ближний Восток: Бахрейн, Дамаск. Центральная и Южная Америка:Белиз, Коста-Рика, Панама. Европа: Андорра, Ирландия, Кампионе, Кипр, Лихтенштейн, Мадейра, Мальта, Монако, Черногория. Карибские регионы: Ангилья, Антигуа, Антильские острова, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гранд Кайман, Гренада, Бермудские острова, Невис, острова Гюркс и Кайкорс, острова Терке и Кайкос. Африка: Либерия, Маврикий, Сейшельские острова. Тихоокеанский регион: Вануату, Гонконг, Западное Самоа, Лабуан, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, острова Кука, Сингапур.

В целом все свободные экономические зоны делятся на две категории:

1) транспортно-транзитные - зоны, расположенные по периметру границ Украины, обеспечивающие привлечение товаров на территорию Украины и поток транзитных товаров через территорию Украины. Создаются они с целью упрощения процедуры перемещения этих товаров;

2) промышленные - зоны, расположенные на территории Украины, закрепленные законодательством, в которые осуществляется инвестирование и на которых устанавливается льготный режим налогообложения. Подобный льготный режим касается преимущественно льгот по ввозному НДС, таможенной пошлине, налогу на прибыль, отчислениям в фонд занятости и Государственный инновационный фонд. Система свободных экономических зон в Украине относительно развита, однако не все созданные зоны действуют уже в полной мере.

В основу территориальных налоговых льгот положен принцип налогового суверенитета государства, на основе которого формируется национальная налоговая система, которая отличается от других своими специфическими подходами. Наряду с большим количеством других особенностей (условия регистрации, регулирование валютных отношений) главную роль играют механизмы налогообложения.

Выделяют две группы стран, которые рассматриваются как налоговые гавани.

1. Развивающиеся страны. Проводят политику привлечения иностранного капитала и устанавливают для иностранных субъектов низкие ставки (Антильские острова, Гонконг) или совсем отменяют налогообложение импортируемого капитала (Багамские, Бермудские острова). Эта группа стран не имеет налоговых соглашений с другими странами, что обеспечивает конфиденциальность финансовой информации, отсутствие юридических обязательств по уплате налога в стране их резидентства.

2. Страны, которые обеспечивают относительные льготы в налогообложении по отношению к некоторым видам доходов, обусловленные спецификой внутреннего налогового законодательства и налоговых соглашений (Люксембург, Швейцария и др.)"

Льготный режим налогообложения в отдельных регионах страны должен стимулировать предпринимательскую деятельность, привлекать инвестиции в национальную экономику.

Структурно-логические модули

Схема 4.1.- Виды налоговых льгот

Схема 4.2.-Формы налоговых льгот

Вопросы и тестовые задания по теме

    Дайте определение налоговой льготы.

    Укажите уровни правового регулирования налоговых льгот.

    Пути определения налоговой льготы.

    Классификация отчислений (изъятий) по видам плательщиков, по срокам, по элементам объекта.

    Виды налоговых льгот.

    Перечислите формы налоговых льгот.

    Охарактеризуйте уровни, на которых установлен льготный налоговый режим.

    Дайте классификацию свободных экономических зон.

    Освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога (или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины это:

а) скидка;

б) отчисление;

в) налоговая льгота;

г) налоговый кредит.

    Вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление;

г) налоговая льгота.

    Вид льготы, уменьшающий сумму налога на определенные величины:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    Вид льготы, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты:

а) налоговый кредит;

б) скидка;

в) отчисление.

    По видам плательщиков отчисления (изъятия) классифицируются:

а) полные;

б) частичные;

в) средние;

г) временные.

    По срокам отчисления (изъятия) классифицируются:

а) временные;

б) полные;

в) постоянные;

г) чрезвычайные;

    По элементам объекта отчисления (изъятия) классифицируются:

а) имущественные;

б) вещественные;

в) прибыльные;

г) неприбыльные.

    Свободные экономические зоны делятся на:

а) транспортные;

б) транспортно-транзитные;

в) промышленные;

задания

вариант ответа

Обязательные платежи в бюджет вносят физические и юридические лица. Нормы и правила, касающиеся данных отчислений, устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и поправками к закону. В частности, в его параграфах указаны преференции для определенных категорий граждан.

Виды налоговых привилегий

Общие принципы послаблений по обязательным взносам включены в 407-й параграф НК. Способы снижения сборов различны. Основные таковы:

  1. Изъятие. Заключается в вычеркивании субъекта из числа налогоплательщиков по категориальным признакам.
  2. Освобождение - это также исключение определенных сумм из налогооблагаемой базы. Применяется, как правило, к доходам из государственной казны.
  3. Скидка. Такое послабление заключается в снижении ставки. Предоставляется по различным условиям:
    • физическим лицам - в связи с принадлежностью плательщика к льготной группе;
    • хозяйствующим субъектам - на определенные виды собственности или деятельности.
  4. Отсрочка выражается в передвижении даты окончательного платежа по тем или иным обстоятельствам. Предоставляется в основном индивидуально.
  5. Амнистия предназначена для юрлиц. Она заключается в отмене штрафных санкций за просроченные обязательства.
Подсказка: особая преференция для физлиц - вычет. Он представляет собой возврат части внесенного взноса при условии затрат в отчетный период на цели, указанные в параграфах НК. Например, обучение, лечение, благотворительность и иное.

Также имеется еще один вычета: когда часть налогооблагаемого имущества не идет в расчет при определении налоговой базы. К примеру, такой вычет применяется в отношении 6 соток земельного надела льготных категорий граждан. К последним относятся:

  • пенсионеры,
  • инвалиды 1-2 гр.,
  • участники, инвалиды ВОВ,
  • члены семьи военных, потерявшие кормильца,
  • участники боевых действий,
  • ликвидаторы последствий ЧС на ЧАЭС, на р. Теча, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне.

Кто имеет право на льготы

Налоговые льготы в 2019 году имеют право оформить:

  • граждане, имеющие инвалидность 1 и 2 группы;
  • (трое и более несовершеннолетних);
  • другие.
Внимание: преференции по налогообложению входят в число прав субъекта. Пользоваться ими необязательно. Поэтому предоставляются послабления по инициативе получателя.

Граждане могут претендовать на послабления при таких условиях:

  • наличие льготного статуса;
  • получение дохода, освобожденного от налогообложения;
  • наличие собственности, по которой в законодательстве заложены преференции;
  • оплаты услуг, по которым предоставляются вычеты.

По принципу назначения налоговые преференции делятся на:

  • общероссийские;
  • региональные.
Подсказка: всеми вопросами начисления и взыскания обязательных платежей в бюджет занимается Федеральная налоговая службы (ФНС) через свои региональные представительства. Сотрудники госоргана выполняют нормы общероссийского и регионального законодательства в рамках субъекта федерации.

Налоговые послабления для ветеранов

Большая группа ветеранов делится на несколько подгрупп. В НК они обозначены вместе, так как им предоставлены равные преференции. К ветеранам в рамках закона причислены:

  • Герои Советского Союза и РФ;
  • кавалеры ордена Славы трех степеней;
  • участники ВОВ и иных боевых действий;
  • вдовы и иные члены семейств (иждивенцы) воинов, погибших при исполнении долга.

Перечисленные лица имеют право на такие послабления:

Подсказка: в субъектах федерации ветеранам предоставляются такие послабления по транспортному сбору:

  • отмена;
  • частичное снижение (отмена) с учетом мощности автомобиля;
  • скидка.
Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Налоговые привилегии для инвалидов

Людям с ограничениями по здоровью назначается инвалидность определенной группы. Для этого им необходимо обратиться в госорган - медико-социальную экспертизу. После проведения комплексного обследования гражданин получает справку об инвалидности.

Документ дает право на получение таких послаблений по обязательным сборам:

Для сведения: обязательным сбором облагаются такие виды имущества, находящегося в собственности:

  • квартиры;
  • дома;
  • незавершенные объекты;
  • гаражи;
  • места для машин;
  • иное.

Налоговые льготы для пенсионеров

Право назначения большинства преференций по обязательным удержаниям в бюджет передано из центра в субъект федерации.

В параграфах НК перечислены сборы, по которым местные власти принимают собственные решения. А именно:

Налог Объяснение
Земельный Предоставляется скидка или полное освобождение

Имеется также специальный вычет.

Имущественный Освобождается от обложения один из объектов собственности на выбор налогоплательщика
Транспортный Освобождение или снижение суммы, как правило, связано с мощностью автомобиля
Вычет Полагается работающим пенсионерам за покупку жилого помещения;

с 2014 года переносится на три предшествующих года, в которых заявитель имел налогооблагаемый доход

Также с 2017 г. имеется вычет по имеющимся в собственности 6 соткам земельного надела. если участок не превышает указанного размера - налог не начисляется вообще. Если превышает, то он рассчитывается на оставшуюся часть (сверх 6 соток)

Внимание: правило по отмене имущественного сбора с пенсионеров записано в 407-м параграфе НК.

С 1.01.2019 г. вышеуказанные нормы будут также распространяться и на предпенсионеров, то есть на лиц предпенсионного возраста, которые приобрели бы пенсионные права по старому законодательству, действующему до 31.12.2018 г. включительно. Сведения об отнесении граждан к предпенсионерам будут содержаться в ЕГИССО и передаваться по каналам межведомственного взаимодействия. Также запросить такие данные могут сами предпенсионеры непосредственно в ПФР любым доступным способом.

Налоговые льготы многодетным семействам

Многодетными в Российской Федерации признаются семейства, в которых в отчетном периоде воспитывалось трое или более несовершеннолетних. В их число включаются опекуны, заботящиеся об установленным числом в совокупности подопечных и собственных детей.

Важно: в некоторых регионах установлены иные правила признания семьи многодетной. Оно применяется при назначении местных преференций.

В рамках общероссийского законодательства многодетные могут претендовать на стандартный вычет (218-й параграф НК). Он предоставляется обоим родителям на каждого несовершеннолетнего по правилам, приведенным в таблице:

Местные законодатели устанавливают нормы по удержаниям за:

  • транспортное средство;
  • земельный надел.

К примеру, в столице России многодетные освобождены от внесения обязательного платежа за один автомобиль на семейство.

Кроме того, в законодательстве прописаны послабления для многодетных семейств, занимающихся фермерским хозяйством. Они таковы:

  • отмена земельного удержания на определенный срок;
  • уменьшение тарифа на иные платежи.

Льготы для юрлиц и ИП

Юрлица и индивидуальные предприниматели могут претендовать на более широкий спектр преференций от государства. Устанавливаются они на общероссийском и региональном уровне. Дело в том, что часть сборов отчисляется в федеральный бюджет, а некоторые - в местный. По ним и устанавливаются правила соответствующего уровня.

Основным для субъектов рынка является налог на добавленную стоимость (НДС). По нему установлено несколько разных преференций:

Сельхозпроизводителям полагается освобождение от транспортного удержания таких видов техники (358-й параграф НК):

  • тракторов;
  • комбайнов самоходных;
  • специальных машин, используемых в производстве.

Имущественные послабления полагаются:

  • общественным объединениям инвалидов;
  • религиозным организациям;
  • производителям фармацевтической продукции;
  • учреждениям уголовно-исполнительной системы и другим.

Скидки по налогу на прибыль полагаются следующим участникам рынка:

  • компаниям, занимающимся соцобслуживанием населения;
  • медицинским организациям;
  • образовательным учреждениям;
  • субъектам, ведущим хозяйственную деятельность в особых экономических зонах.
Подсказка: юрлица и индивидуальные предприниматели учитывают полагающиеся преференции самостоятельно при проведении обязательных удержаний. Результаты вносятся в декларативные документы, передаваемые регулярно в налоговый орган.

Порядок оформления налоговых привилегий


Оформление фискальных послаблений для физических лиц происходит в заявительном порядке. Это требует инициативы претендента.

Алгоритм обращения в отделение ФНС таков:

  1. Самостоятельное определение льготного права на основании действующего законодательства.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. Написание заявления в отделение ФНС:
    • путем личного посещения;
    • на сайте Госуслуг.
  4. Ожидание проверки бумаг и подтверждения права.
Для сведения: имущественное послабление оформляется по месту расположения объекта.

В основной пакет документов входят следующие:

  • паспорт заявителя;
  • декларация по форме 3- НДФЛ;
  • справка о доходах за отчетный период;
  • бумага, подтверждающая право (льготное удостоверение, справка МСЭ и другое);
  • заявление по установленной форме (бланк предоставляется на месте).
Важно! Все льготы в настоящее время предоставляются в заявительном порядке. Это означает, что для инициации действия льгот льготник должен обратиться с заявлением в ИФНС. А при появлении новых объектов недвижимости, подпадающих под льготные, надлежит уведомить об этом ИФНС до 1 ноября соответствующего налогового периода.

Остальные бумаги зависят от вида сбора. К примеру, для получения социального вычета необходимо приложить:

  • договор с учреждением о получении медицинских или образовательных услуг;
  • свидетельство о праве собственности на жилье;
  • чеки о внесении соответствующей платы;
  • подтверждение родственных связей с человеком, получившим заявленные услуги.

Стандартный вычет предоставляется по месту службы. Для его учета в расчетах необходимо предоставить в бухгалтерию:

  • свидетельства детей о появлении на свет (включая совершеннолетних);
  • справку об инвалидности ребенка (при наличии).
Скачать для просмотра и печати:

Популярные вопросы и ответы по налоговым послаблениям

Существуют ли послабления по обязательным взносам для инвесторов?

Да. В законодательстве существуют правила, освобождающие инвесторов от НДФЛ. Они таковы:

  • время владения акциями должно превышать три года;
  • по истечении указанного срока, человек может уменьшить доход в декларации на 3 млн р. за каждый отчетный период.

Для сведения: для крупных инвесторов введен иной, более привлекательный механизм.

Есть ли льготы для покупателей автотранспортных средств?

В действующих нормативных актах установлена только одна категория водителей, освобожденных от уплаты транспортного сбора. Это владельцы специализированных авто для инвалидов. Остальные граждане могут воспользоваться инновационной госпрограммой. Она предполагает государственную помощь в погашении процентов по кредиту при покупке некоторых видов машин. Так, в 2017 году бюджет платил 5,5% ставки.

Должен ли сельхозпроизводитель делать имущественное удержание на объекты, входящие в перечень основных средств?

В пункте 4 374-го параграфа НК установлена норма, освобождающая сельхозпроизводителей от такового сбора. Правило введено в действие с 2013 года. Недвижимость, являющаяся основным средством, не облагается налогом в том случае, если применяется в производстве продукции.

Может ли пенсионер получить вычет за покупку недвижимости, если не трудиться официально?

  • им компенсируется часть трат на приобретение жилых помещений;
  • обратиться можно в том случае, если у пенсионера были налогооблагаемые доходы в течение трех предшествующих лет.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С 1.01.2018 г. изменился формат заявительных бланков для обращений в ФНС в целях предоставления налоговых льгот, в том числе по транспортным, земельным, имущественным налогам.

Теперь граждане не обязаны предоставлять в налоговые органы документацию, подтверждающую их правомочия на налоговые привилегии. ФНС должны запрашивать такие сведения у организаций и учреждений самостоятельно.

Посмотрите видео о налоговых льготах

17 февраля 2018, 01:48 Мар 3, 2019 13:39

Налоговая льгота - преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Виды налоговых льгот:

Изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:

На постоянной основе и на ограниченный срок;

Как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.

Скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:

Лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика); общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).

Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

Снижение ставки налога;

Вычет из налогового оклада (валового налога);

Отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

Возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

Зачет ранее уплаченного налога;

Целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Условия применения налоговых льгот.

В соответствии со статьей 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Предоставление налоговых льгот нормативными актами, не относящимися к актам законодательства о налогах и сборах, нарушает принцип всеобщности налогообложения. Изменение режима налогообложения возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в законодательный акт по конкретному налогу.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с ней.

Различия между нормативными правовыми актами определяются, в том числе, предметом регулирования соответствующих отношений. Однако, учитывая переходные положения, вопрос о содержании понятия "законодательство о налогах и сборах" оставался открытым.

Поскольку определение места расположения правовой нормы находится в компетенции законодателя, то в этих условиях в соответствии со статьей 15 Конституции РФ судебная практика признавала действенность норм о льготах, содержащихся в любых законах. С введением в действие налогов, установленных на основе Кодекса, льготы, предусмотренные иными законодательными актами, применению не подлежат.

Речь об индексе энергоэффективности ОС, который дает право на повышенную амортизацию экономных ОС и льготу по налогу на имущество организаций. По мнению Минфина, этот индекс может быть рассчитан по единицам измерения, указанным в документации производителя ОС. А как считать - Минфин теперь отсылает в Минпромторг и Минэнерго.

Начиная с 2009 г. число закрывающихся фирм и ИП значительно превышает количество открывающихся. Финансовые сложности, налоговое бремя и весомые страховые взносы, которые должны платить предприниматели, часто приводят к тому, что ИП-"малыши", закрываясь, продолжают работать неофициально.

Будут увеличены детские вычеты по НДФЛ для родителей и усыновителей. Их размер составит: 1400 руб. - на первого ребенка; 2000 руб. - на второго ребенка; 4000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка; 12 000 руб. - на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или до 24 лет, если он учащийся. В отношении же опекунов, попечителей и приемных родителей вычеты останутся прежними, то есть: 1400 руб. - на первого и второго ребенка; 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или до 24 лет, если он учащийся.

В комментируемом Письме Минфина России от 17.01.2011 N 03-07-14/01 содержатся разъяснения о дате вступления в силу одной из поправок в гл. 21 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ. Этим документом в гл. 21 НК РФ введен льготный порядок обложения НДС приватизации субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) арендуемого ими госимущества, процедура которой, в свою очередь, регулируется отдельным Законом.

Чтобы воспользоваться вычетом, необходимо иметь доходы, которые облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. Например, получать заработную плату. Применение вычета состоит в том, что полученный доход за год вы уменьшите на размер вычета. Если у вас не было доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, вы не сможете воспользоваться вычетом на обучение. Вычет предоставляется при обучении в образовательных (учебных) учреждениях. При этом учреждение должно иметь лицензию или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения.

При введении и отмене льгот по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать момент определения налоговой базы. В соответствии с п. 8 ст. 149 НК РФ при введении или изменении перечня налоговых льгот налогоплательщики используют порядок определения налоговой базы, действующий на дату отгрузки товаров (работ, услуг) независимо от даты оплаты этих товаров. В том случае, если отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в периоде, в течение которого действует льгота по совершаемой операции, а оплата от покупателя поступает продавцу (исполнителю) в периоде, когда льгота уже перестала действовать, подлежит применению льгота по НДС. В ситуации, когда отгрузка происходит в периоде отсутствия льготы, а оплата - в периоде действия льготы, льгота применению не подлежит.

Расходы налогоплательщика на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Это касается и расходов, понесенных налогоплательщиком при выполнении разработки самостоятельно, и его расходов как заказчика изобретений.

В конце прошлого года законодательство о страховых взносах существенно поменялось, в том числе благодаря двум комментируемым Законам: от 08.12.2010 N 339-ФЗ; от 28.12.2010 N 432-ФЗ. Первым из указанных документов изменены и дополнены пять глав Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Вторым из комментируемых Законов, N 432-ФЗ, также установлены льготные тарифы страховых взносов.

Консультации

Изменения в законодательство по страховым взносам вносятся не менее динамично, чем в налоговое законодательство. В таких условиях легко запутаться: где читаем, а где не читаем. Проясните пожалуйста, какие компенсации, надбавки и поощрения следует облагать страховыми взносами, а какие не надо?

Ответ

Сотрудница работала в организации с 1 января по 2 апреля и с 1 ноября по 31 декабря 2012 года. То есть из 12 месяцев 2012 года она отработала в компании всего неполных 6 месяцев. Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета на ребенка в данном случае?

Ответ

При определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. За частью таких вычетов работники могут обращаться к своим налоговым агентам. Каковы правила предоставления налоговых вычетов? Какие документы необходимо получить от работников? В каких регистрах следует отразить информацию о видах предоставленных налогоплательщику вычетов?

Ответ

Какие дополнительные действия придется совершить при использовании права на освобождение? Главное - до начала работы по новым правилам восстановить НДС, принятый ранее к зачету, со стоимости материально-производственных запасов, не использованных к этому моменту. Аналогичное правило действует в отношении не полностью самортизированных основных средств.

Расчет налогов с учетом использования льгот и суммы средств, высвобождающихся в результате льготного налогообложения у организаций, участниками которых являются общественные организации инвалидов в Московской области. Форма N 8 "б" (Приказ Минфина МО, Минэкономики МО и УФНС РФ по МО от 27.02.2010 N 35/31/01-04-14/34 (ред. от 26.07.2011)). Данный расчет составляется с 1 апреля 2010 года организациями, участниками которых являются общественные организации инвалидов, претендующими на налоговые льготы, установленные статьей 8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".

Налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц (образец заполнения). За несвоевременную уплату налога начисляется пеня по ставке, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Если Вы имеете право на налоговые льготы, то в соответствии с законодательством о налогах и сборах Вам необходимо предъявить в налоговый орган документы, являющиеся основанием для предоставления налоговой льготы.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Льготы могут устанавливаться только для различных категорий налогоплательщиков. Льгота не является обязательным элементом налога, однако присутствует в большинстве налогов, установленных в РФ.

Виды налоговых льгот :

· освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения;

· понижение налоговых ставок;

· необлагаемый минимум объекта (понижение налоговой базы) или налоговый вычет;

· рассрочка или отсрочка уплаты налогов;

· инвестиционный налоговый кредит;

· специальные налоговые режимы.

Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения применяется в двух вариантах. Во-первых, освобождаются от уплаты некоторых налогов инвалиды и другие категории плательщиков (государственная пошлина, налог на добавленную стоимость, налог на имущество физических лиц). Во-вторых, часть объектов налогообложения (акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов) не облагается налогом. Например, не взимается налог на доходы физических лиц с 51 категории доходов. Необходимо отличать те объекты, которые в соответствии с НК РФ не являются объектами налогообложения, от тех объектов налогообложения, которые освобождаются от налогообложения. Первый случай не является налоговой льготой.

Понижение налоговых ставок также применяется как для отдельных категорий объектов налогообложения (НДС, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов), так и для категорий плательщиков (налог на прибыль организаций на 4% для организаций, использующих труд инвалидов). Снижение налоговых ставок используется реже, чем полное освобождение от уплаты налогов, однако оно играет значительную стимулирующую роль.

Под необлагаемым минимумом объекта (понижением налоговой базы ) понимается выведение из-под налогообложения части доходов или прибыли целиком или частично. Подобные изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельным категориям. Примером необлагаемого минимума объекта является применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу и НДС. Налоговый вычет – это освобождение от уплаты налога части налоговой базы.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части (далее в настоящей главе - сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности. Рассрочка или отсрочка уплаты налогов и инвестиционный налоговый кредит являются разновидностью изменения срока уплаты налога и сбора. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

Решение по предоставлению данных льгот принимается Федеральной налоговой службой и ее подразделениями, Федеральной таможенной службой или финансовыми органами соответствующего уровня.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. Допускается одновременное участие нескольких поручителей.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий 1 год соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

В случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.

4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.

5. Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.

6. При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1. Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

2. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.

3. Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

4. Выполнение организацией государственного оборонного заказа.

5. Осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся :

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

· упрощенная система налогообложения;

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Мы рассмотрим специальные налоговые режимы более подробно в особенной части.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под установлением налогов?

3. Перечислите основные элементы налогообложения.

4. Назовите объекты налогообложения.

5. Охарактеризуйте порядок исчисления налоговой базы.

6. Следует ли различать понятия «налоговый период» и «отчетный период»?

7. Дайте определение ставки налога. Какие виды налоговых ставок вам известны?

8. Какие вам известны способы уплаты налогов?

9. Что понимается под налоговыми льготами? Какие виды налоговых льгот вам известны? Приведите примеры льгот по нескольким налогам.

10. В каких случаях налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога?