Правовой режим оборотных средств материально производственные запасы. Правовой режим оборотных средств. Эта тема принадлежит разделу

Правовой режим оборотных средств материально производственные запасы. Правовой режим оборотных средств. Эта тема принадлежит разделу

Картель - форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

  • а) убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;
  • б) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;
  • в) установить квоты каждому члену картеля;
  • г) установить процедуру проведения утвержденных квот.

Картели устанавливают штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории.

В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям:

  • а) картели с целью контроля условий продаж;
  • б) картели с целью установления цен;
  • в) картели с целью разделения деятельности, территорий, продаж и Потребителей;
  • г) картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей.

Выделяют два основных типа картелей: а) картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и б) картели, ставящие своей целью распределение и фиксацию рыночных долей.

Картели, преследующие цель максимизации общей прибыли

Предположим, что в отрасли действует п идентичных во всех отношениях фирм, кривые SATC и МС которых изображены на рис. 33.1. Условие МС = Р выполняется при выпуске qc, который является оптимальным. Рыночная цена Рс, на которую ориентируются фирмы, определена пересечением кривой рыночного спроса DD и кривой рыночного предложения S(MCсум), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 33.2). Выпуск отрасли, как видно на рис. 33.2, составит Qc = nqc, а прибыль каждой фирмы составит сумму, равную площади прямоугольника ССРСАВ (рис. 33.1).

Рис. 33.1. Квазиконкурентная фирма

Рис. 33.2. Картель

Теперь предположим, что все фирмы объединились в картель, оптимальным выпуском которого будет QM, а оптимальной ценой - Рм (рис. 33.2). Поскольку QM

Картели, регулирующие размежевание рынка

Когда две картелированные фирмы одинаковы по уровню и структуре издержек, рыночные доли могут быть распределены поровну (q1 = q22 = 0,5Q) при единой монопольной цене. В том случае, когда издержки фирм значительно разнятся, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и нестабильны. Тогда рыночные доли установятся в процессе торга, возникающего между олигополистами. И решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня издержек входящих в картель фирм, но.и от их способности к вы-торговыванию квоты и доли рынка.

Другой способ размежевания рынка предполагает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Подобный метод сегментации рынка имеет место и на межотраслевом уровне.

Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, - это закрытая модель олигополии. Когда прибыль, извлекаемая фирмами, входящими в картель, высока, она поощряет вход новых фирм на данный рынок, но не вступление их в картель. Наоборот, установив более низкую цену в сравнении с ценой картеля, они смогут захватить определенную долю рынка. С целью сохранения своей доли рынка картель вынужден будет несколько снизить цену или начать ценовую войну против новичка.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Картель - это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными. картель ценообразование монопольный

Субмиссионный картель - объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по черезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи "победителей" тендера "проигравшим".

Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены) - устанавливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.

Картель согласованных размеров скидок - определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.

Картель минимальных цен - определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.

Картель единой цены - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.

Квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.

Синдикат - самая "жесткая" форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

Региональный картель - соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.

Экспортный картель - соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.

Импортный картель - соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.

Картель специализации - каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.

Картель структурных кризисов - соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном конъюнктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.

Объединение малых и средних предприятий - служит для повышения их конкурентных шансов.

Таким образом мы видим, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи - чтобы выйти из кризиса и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.

Картель - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, - соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т. д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.

Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.

Для картеля характерно наличие следующих признаков:

    договорный характер объединения;

    это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;

    сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

    как правило, объединение ряда компаний одной отрасли;

совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

Наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т. е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции. Запрет может быть снят для следующих видов картелей:

    картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5% производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);

    картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;

    картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например способствуют техническому прогрессу;

    кризисных картелей, т. е. картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

    Денежный картель - картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи цен).

    Долевой картель:

    квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;

    территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

3.Закупочный картель - монопольное соглашение нескольких предприятии, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т. д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

4.Калькуляционный картель - картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.

5.Кондиционный картель - картель, определяющий условия реализации товара.

6. Контингентированный картель - картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов).

7. Кризисный картель - картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

    Патентный картель - картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

9. Производственный картель - картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

10 Региональный картель - картель, определяющий области сбыта.

11. Ценовой картель - картель, устанавливающий для участников продажные цены товара.

Более полная версия картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т. е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).

Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.

Как уже указывалось, экономическим критерием разграничения основных и оборотных средств служит длительность их использования в производственном процессе, способ перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции.

В отличие от основных средств, участвующих в производстве длительное время, средства в обороте переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле.

К оборотным активам организации относятся производственные запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства*(578).

Правовой режим запасов определяется Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н*(579), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н*(580), другими нормативными правовыми актами*(581).

В соответствии с п. 2 ПБУ "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) в качестве материально-производственных запасов учитываются следующие активы:

Используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

Предназначенные для продажи;

Используемые для управленческих нужд организации.

В качестве материально-производственных запасов не квалифицируются:

Активы, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев;

Активы, характеризуемые как незавершенное производство. Частью материально-производственных запасов является готовая

продукция и товары.

Готовая продукция - это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством. Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными и учитываются как затраты в незавершенное производство в составе оборотных активов.

Товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Материально-производственные запасы учитываются по их фактической себестоимости, которая определяется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01). Так, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В состав таких затрат входят затраты на их приобретение, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины, расходы на транспортирование, хранение, доставку, осуществляемые силами сторонних организаций, и др.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

По себестоимости каждой единицы. Таким способом могут оцениваться материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

2. По средней себестоимости. Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

3. По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Оценка основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца или иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

4. По себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО). Оценка основана на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного периода должен применяться один способ оценки.

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Материально-производственные запасы учитываются по счету 10 "Материалы", который предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации; счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", счету 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", счету 41 "Товары", счету 43 "Готовая продукция" и др. На забалансовом счете 002 отражаются товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, на счете 003 - материалы, принятые в переработку.

НК РФ относит затраты на приобретение материально-производственных запасов (сырья, материалов и т.п.) к числу расходов, связанных с производством и реализацией, и относит их к группе "Материальные расходы" (ст. 253, 254 НК РФ).

К оборотным активам относятся также:

Специальный инструмент и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг);

Специальное оборудование - многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций;

Специальная одежда - средства индивидуальной защиты работников организации.

Особенности правового режима данных объектов установлены в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н*(582).