Лизинг в инвестиционной деятельности организации. Лизинг как форма инвестиционной деятельности. Субъектам лизинговых отношений признаются лизингодатель, продавец и лизингополучатель

Без нужных людей ни одна организация не может достичь своих целей и выжить.

Из опыта руководителя

Сущность управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как достояние компании, добытое в конкурентной борьбе, которых нужно размещать, мотивировать их деятельность, развивать наравне с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации.

Управление персоналом - это самостоятельная сфера деятельности руководителей.

От квалификации решений в системе подбора, обучения, перемещения и материального поощрения работников зависят в значительной степени экономические результаты деятельности любой организации.

На малом предприятии проблемы управления персоналом решаются от случая к случаю, когда возникает потребность. Крупное предприятие может успешно функционировать только при наличии системы управления персоналом. Организуется и поддерживается эта система специализированными подразделениями, где работают соответствующие высококвалифицированные специалисты. Результативность системы управления персоналом зависит от знаний принципов всеми работниками, от активного участия в ее деятельности всех руководителей объединения. Трудовые ресурсы отличаются специфичностью по многим признакам:

Возможность отказа от условий труда.

Увольнение.

Забастовки и протесты.

Изменение эффективности труда.

Причастность к системе переподготовки и обучения.

Территориальная привязанность.

Социальная неоднородность.

Зависимость от закона «перемены труда».

В 1799 г Василий Иванович Прохоров и его шурин Ф. И. Резанов основали товарищество «Прохоровская трехгорная мануфактура» в виде ситценабивной фабрики в Москве. Через пять лет они купили у князя Хованского фабричное производство с земельным участком, где развернули производство ситца.

С 1813 г В. И. Прохоров стал единственным владельцем семейного предприятия. Семья Прохоровых развивала производство, и оно очень быстро стало одним из ведущих предприятий России. С 1843 г мануфактура приступила к выделке ситцев машинным способом. В 1914 г ее основной капитал составлял 8,1 млн руб. На средства товарищества содержались техническое училище с шестилетним сроком обучения, вечерне-воскресная школа на 500 человек, детский сад, больница, роддом, летний санаторий для рабочих. Изделия фирмы имели право использовать изображение герба России. Они неоднократно получали золотые и серебряные медали на престижных выставках в России и за ее пределами. В 1900 г на Всемирной выставке Прохоровская трехгорная мануфактура удостоилась высшей награды - Гран-при за качество продукции и заботу о рабочих.

Человек очень чувствителен и отзывчив на поощрения и взыскания, его нельзя обманывать. У него достает мудрости не доверять словам, которые в каком-либо отношении расходятся с делами. Человек нуждается в смысле жизни и готов пожертвовать чем-то ради него, но ему необходимы свобода, развитие в процессе труда, ощущение успеха. Многие из этих признаков меняются во времени, поэтому и система управления персоналом постоянно изменяется и совершенствуется.

При изучении труда как экономического ресурса выделяют его основные признаки.

Этот ресурс требует воспитания, обучения и содержания. Его состояние характеризуется квалификацией, численностью, физическим и моральным состоянием. Использование труда оценивается через длительность и интенсивность. Затратами на труд выступают: заработная плата, материальное дополнительное поощрение и социальные выплаты. Показателем результата труда является прирост общественного богатства. А его эффективность рассчитывается как соотношение результата и затрат, т. е. прирост общественного богатства от трудовой деятельности, соотнесенный с затратами на личное потребление.

С понятием «квалификация рабочей силы» связаны следующие термины:

квалификация - степень общей и профессиональной специальной подготовки;

специальность - вид деятельности в рамках профессии;

профессия - род занятий человека, использующий определенные общие и специальные знания и навыки. Определяется профессия характером и содержанием труда;

Качество трудовой жизни работника формируется в зависимости от методов разделения труда, содержания операций на рабочем месте, психологических взаимоотношений в коллективе, общего уровня образования сотрудников предприятия.

Рабочее место должно излучать радость и покой для самого работника и его партнеров. Это ведет к росту эффективности труда, улучшению самочувствия работающих.

Показателями качества трудовой жизни принято считать:

справедливость вознаграждения;

безопасность труда;

комфортность условий труда;

возможность самовыражения;

правовую защищенность;

открытость взаимоотношений;

общественную полезность труда.

Трудовой ресурс определяется специфическими показателями оценки уровня жизни:

уровень здоровья - средняя продолжительность жизни и коэффициент смертности;

уровень питания - среднесуточное потребление в пищу количества килокалорий, граммов белков, жиров и углеводов, приходящееся на душу населения;

уровень обеспеченности жильем - наличие фактического количества квадратных метров жилой площади на душу населения;

уровень культуры населения - среднее число лет обучения и объема воспитания на душу населения;

порог бедности - доход, необходимый для обеспечения жизненных минимальных потребностей равно потребностям биологического выживания личности, семьи;

минимальный продовольственный набор - часть прожиточного минимума, равна сумме затрат на питание;

индекс человеческого развития - средняя величина, состоящая из валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования, соотнесенная к уровню принятого в качестве стандарта для сравнения;

индекс уровня жизни - отношение суммы индивидуального дохода работника к сумме прожиточного минимума, утвержденного государством для региона его проживания.

Труд является основным фактором производства. Отсюда вытекает важность изучения трудовых ресурсов. В развитии общественного произ-водства и повышении его эффективности ведущая роль, наряду с научно-техническим прогрессом принадлежит трудовым ресурсам. Производство материальных благ невозможно без рабочей силы. Ее нужно ставить при производстве продукции на первое место. Средства производства, насколько бы совершенны они не были, сами по себе не имеют никакой ценности и не могут дать какого-либо экономического эффекта. Только при наличии опытных рабочих и специалистов, обеспеченности производства трудовыми ресурсами можно добиться высоких экономических показателей, наиболее полного и производительного применения сложных машин и оборудования. Именно трудовые ресурсы - основной элемент производства и главная производительная сила.

В процессе производства только живой труд создает новую стоимость, является ее источником. Важнейшей отличительной чертой рабочей силы является то, что она носитель производственных отношений и ей присуще общественное и социально-экономическое содержание. Это обусловливает необходимость совершенствования распределения по труду в соответствии с изменяющимися условиями производства.

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

Объективные процессы децентрализации систем управления народным хозяйством и его отраслями, перенесения центра тяжести на микроуровень, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноправных форм собственности и составляют необходимое условие формирования рыночных отношений.

Проблема изучения развития первой производительной силы приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Анализ трудовых показателей - один из основных разделов анализа работы предприятий.

Рабочая сила потребляется в процессе труда. Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума, поэтому в экономическом и широком социальном смысле отождествление понятия "рабочая сила" с такими категориями, как "трудовые резервы" и "работник", весьма условно и недостаточно корректно.

Впервые в научной литературе термин "трудовые ресурсы" применил в начале 20 годов академик С.Г. Струмилин для характеристики главного национального богатства - трудового потенциала страны. В настоящее время этот термин широко используется в научной литературе и практической планово-экономической деятельности.

На VIII Международной конференции статистиков труда (1954 г) утверждено определение "общие трудовые ресурсы", включающие "собственно трудовые ресурсы" и военнослужащих. При этом "собственно трудовые ресурсы" подразделялись на занятых и безработных.

В 1966 г. в терминологию международной статистики труда введено понятие "экономически активное население", под которым понимается совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве материальных ценностей и в оказании услуг. По своему содержанию оно практически не отличается от понятия "общие трудовые ресурсы".

Каковы же критерии выделения трудовых ресурсов из общей численности населения? Государство, устанавливая в силу своих социально-экономических условий нижнюю и верхнюю границы трудоспособного (рабочего) возраста, определяет контингент способного к активной трудовой деятельности населения.

В РФ нижняя граница рабочего возраста установлена в 16 лет, верхняя для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Верхняя граница рабочего возраста является одновременно началом пенсионного периода. Однако по определенным видам работ пенсионный возраст в РФ наступает на 5-10 лет раньше. Снижение пенсионного возраста распространяется на рабочих и служащих, занятых на подземных работах, в горячих цехах, на других работах с тяжелыми и вредными условиями труда.

Дорабочий возраст как один из элементов условной градации возраста в зависимости от участия населения в общественном производстве устанавливается трудовым законодательством и обусловливается необходимостью получения общего образования и определенной профессиональной подготовки.

В соответствии с законодательством трудовая структура населения складывается из лиц рабочего возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих мужчин в возрасте 50-59 лет и женщин 45-54 лет, получающих пенсии на льготных условиях.

Трудоспособное население рабочего возраста составляет основной контингент трудовых ресурсов. Сюда в зависимости от отношения к трудовой деятельности входят следующие группы населения:

1) занятые в общественном хозяйстве;

2) обучающиеся с отрывом от производства в высших и средних учебных заведениях, ПТУ, а также находящихся на срочной военной службе;

3) занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве и др.

Наряду с указанным контингентом, особую группу составляют лица пенсионного возраста, продолжающиеся трудиться в общественном хозяйстве.

Совокупность работников предприятий можно подразделить на производственный персонал, занятый в материальной сфере производства, и непроизводственный (жилищное хозяйство, культурно-бытовые и детские учреждения и т.п.)

Определение же трудовых ресурсов в качестве планово-учетного показателя должно, прежде всего, отражать количественную характеристику трудовых ресурсов и их структуру. Трудовые ресурсы как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном хозяйстве, а также незанятого в нем трудоспособного населения рабочего возраста. Это характеризует активную и пассивную части трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы, персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется прежде всего численностью, структурой, рассматриваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригодностью, компетентностью.

Трудовые ресурсы, выступая главной производительной силой общества, являются носителями отношений, складывающихся в процессе их формирования, распределения и использования.

Определение трудовых ресурсов как экономической категории непосредственно связано с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы. Это, в первую очередь, установление границ трудоспособного (рабочего) возраста, а также условия вовлечения в общественное производство пенсионеров, инвалидов, сроки обучения и службы в армии и т.п.

Отсюда трудовые ресурсы как экономическая категория выражают отношения по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы.

Следовательно, трудовые ресурсы - сложная социально-экономическая категория, которая одновременно может служить мерой трудового потенциала общества, а также планово-учетным показателем. Изучение трудовых ресурсов как многогранной социально-экономической категории позволяет: во-первых, более полно показать формирование работника нового типа; во-вторых, глубже раскрывать количественные и качественные суммирования трудового потенциала в условиях научно-технического прогресса; в-третьих, осуществлять разработку проблем экономически трудовых ресурсов в органической взаимосвязи со сложившимися условиями рыночной экономики.

1.2. труд как процесс и как экономический ресурс

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

1.2.1. Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (Цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» (Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVI).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрасле1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый»

[БВЛ. Махабхарата. С. 39].

2 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1971.

вом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в прошлом веке более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты (см. гл. 6), именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Блестящие идеи и образы подготавливаются днями, а иногда годами упорных поисков и размышлений. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том.

что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но являются также источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами: психофизиологическим; технологически м; социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение.

Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

Труд как ресурс рассматривается в современной экономической теории как основной фактор производства, а в теории – как товар. Он может быть измерен численностью людей (категории населения), количеством человеко-часов (времени) труда, затратами на оплату труда в денежных единицах и другими способами. Существует много обозначений труда, как категории населения, которая осуществляет предложение на рынке труда: трудовые ресурсы, население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, рабочая сила, самодеятельное население и другие.Оценка предложения труда в часах доминирует в работах западных авторов, в том числе у Р.Дж. Эренберга и Р.С. Смита. В российской литературе количество ресурса, продаваемого на рынке труда, обычно измеряется числом человек. Однако когда мы измеряем товар, продаваемый на данном рынке, подобным образом, мы не должны впадать в заблуждение, что труд ничем не отличается от других товаров, большинство из которых имеет материально-вещественную форму и измеряется в физических единицах.

Труд как товар



Труд, как товар, существенно отличается от всех прочих товаров. В отличие от обыкновенного товарного рынка, где продаваемые продукты переходят в собственность покупателя, в демократическом обществе человек не становится собственностью работодателя. В международных документах о правах человека, в Конституции Российской Федерации (ст.37) и Трудовом кодексе Российской Федерации (ст.2) указывается, что труд свободен, а принудительный труд запрещен. На рынке труда человек продает свое рабочее время, способности и знания, трудовые услуги, но при этом остается лично свободным.

Типология и сегментация рынков труда

Типология – это выявление в широкой совокупности явлений определенных групп, каждая из которых обладает внутренним единством и существенными отличиями от всех прочих групп. Сегментация – это выявление в широкой совокупности явлений определенных сфер, секторов, слоев, имеющих достаточно четкие внешние границы.При внимательном рассмотрении выясняется, что во многих случаях выявленные учеными типы рынков труда являются одновременно сферами, секторами, сегментами целого, и наоборот.



Разница между типологией и сегментацией весьма условна. Тем не менее, есть устоявшиеся представления о том, что называть типами, а что сегментами рынка труда.

К типам рынков труда чаще всего относят внешний и внутренний рынки, формальный и неформальный рынки, международный, национальные и региональные рынки.

Внутренний рынок

Согласно Г.Г.Руденко и Б.Ч.Муртозаеву, «внешний (профессиональный) рынок труда ориентируется на мобильность рабочей силы между предприятиями и организациями, а внутренний – основывается на движении персонала внутри организаций» .Понятие внутреннего (внутрифирменного) рынка в какой-то мере условно, так как его субъектами являются не те люди, которые ищут работу, а уже функционирующие работники, персонал предприятия. Тем не менее, это понятие полезно для описания, во-первых, оплаты труда. Как уже было сказано выше, труд, как товар, в большинстве случаев оплачивается не в момент заключения трудового договора, а регулярно в процессе участия работника в деятельности предприятия. При этом в полном соответствии с рыночными принципами заработная плата может меняться в зависимости от трудового вклада, увеличиваться за счет премий, бонусов, уменьшаться за счет вычетов и т.д. Иначе говоря, такой важный рыночный процесс, как оплата стоимости труда, как товара, осуществляется на внутрифирменном, а не на внешнем рынке.