Духовное благосостояние. Благосостояние. Смотреть что такое

Духовное благосостояние. Благосостояние. Смотреть что такое "Благосостояние" в других словарях

4.1. Значение внешней торговли для экономики России. Формирование внешнеторговой политики страны

Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический комплекс страны, развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 2000-2004 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в начале 21 в. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом,

в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической л литике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.

Для развивающихся экономик в течении десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 50-70-е гг. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортзамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике - обеспечение равноправного, недискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

4.2. Динамика, географическая и товарная структура внешней торговли России

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значи-

тельные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося экономического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начинает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.

1991 г. - последний год существования СССР - охарактеризовался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвертируемую валюту и последующий роспуск этой организации, функционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).

С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в долларах США по текущему курсу.

Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осуществляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируемых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).

С 1992 по 1997 г. наблюдался непрерывный рост внешнеторгового оборота России (с 96,6 млрд долл. до 153,6 млрд долл.) и импорта (с 43,0 млрд долл. до 66,9 млрд долл.). Валютно-финансо-вый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997-1998 гг. цен на нефть - главный экспортный товар России - привел к резкому спаду внешнеторгового оборота, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 2005- 2000 гг., когда цены на этот товар существенно выросли, позволило сохранить общий объем экспорта в эти годы при сокращении импорта в 2005 г., а затем его роста в 2000 г. В 2000 г. положительное внешнеторговое сальдо впервые превысило 60 млрд долл.

Таблица 4.1 Динамика внешней торговли России (млрд долл.)*

Показатели 1997 1993 1994 1995 1996 1997 1998 2005 2000

Оборот 96,6 103,9 118,6 142,2 149,9 153,6 133,4 115,1 148,7

Экспорт 53,6 59,6 68,1 81,3 88,4 86,7 73,8 74,7 104,9

Импорт 43,0 44,3 50,5 60,9 61,5 66,9 59,6 40,4 43,8

Сальдо + 10,6 + 15,3 +17,6 +20,4 +26,9 +19,8 + 14,2 +34,3 61,1

торгового баланса

С учетом неорганизованной торговли.

Несмотря на колебания объемов импорта и экспорта с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, достигшее максимальной величга- л. в 2000 г. В условиях высокой внешней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовыми центрами положительное сальдо внешней торговли способствует накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведению Россией более самостоятельной экономической политики.

С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг.

Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны -члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых превышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы (бывшие члены СЭВ) на западные рынки с их более качественными товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, ас некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внешнеэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Болгария отступили на второй план.

Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991 г. заняли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь обвальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Германия заняла первое место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.

В статистике внешней торговли России выделяются два крупных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее зарубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье»: Выделение этих двух секторов связано с рядом различий в регулировании, системе расчетов и ценообразовании.

Во внешней торговле России преобладают индустриальные страны. Так, по данным за 2000 г., удельный вес 15 государств ЕС в обороте внешней торговли России составил около 35 %. Если к этому показателю прибавить другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и др.), то доля индустриальных государств превысила 50 %.

Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внешнеторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24- 25 %) был достигнут в 1993-1994 гг., во второй половине 90-х гг. он колебался в пределах 18 -21 %.

Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы - бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12-13 % и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе - Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

Доля развивающихся стран во внешней торговле России также снижается (9-10 % в 1998 г.). Главные партнеры здесь - Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Египет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с такими странами (бывшими членами СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Один из крупнейших торговых партнеров России - Китай. Однако оборот российско-китайской торговли во второй половине 90-х гг. имел тенденцию к снижению несмотря на важные политические и экономические договоренности на высшем уровне, которые должны были способствовать динамичному росту внешней торговли между Россией и Китаем.

В табл. 4.2 представлен список десяти ведущих внешнеторговых партнеров России в 2000 г. В основном этот список более или менее стабилен, но страны, находящиеся в верхней части списка, могут меняться местами. Так, если Германия почти неизменно занимает первое место в таблице, то на втором месте оказываются Белоруссия или Украина. В целом на десять крупнейших партнеров России приходится более половины ее внешнеторгового оборота.

Таблица 4.2 Ведущие внешнеторговые партнеры России в 2000 г.*

№ п/п Страна Оборот внешней торговли (млрд долл.) % от общего внешнеторгового оборота

1 Германия 13,1 9,6

2 Белоруссия 9,3 6,8

3 Украина 8,6 6,3

4 Италия 8,5 6,2

5 США 7,3 5,3

6 Китай 6,3 4,6

7 Великобритания 5,3 3,9

8 Польша 5,2 3,8

9 Нидерланды 5,1 3,7

10 Казахстан 4,4 3,2

ИТОГО 73,1 53,4

Без учета неорганизованной торговли.

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рынке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке России. Однако сложившаяся в 90-е гг. товарная структура внешней торговли не соответствует экономическому, интеллектуальному, промышленному и агроклиматическому потенциалам России. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности многих российских производств и неудач в структурной трансформации народного хозяйства - с другой. Многие особенности товарной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е гг.

В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные продукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты (табл. 4.3). Удельный вес этой группы традиционно превышает 40%, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся примерно на одном уровне (132 млн т нефти в 2000 г.).

Таблица 4.3 Товарная структура импорта и экспорта России в 2005 г., % к итогу*

№ п/п Укрепленная товарная группа Экспорт Импорт

1 Машины, оборудование и транспортные средства 10,7 33,4

2 Миниральные продукты 44,4 3,9

3 Металлы, драгоценные камни и изделия из них 25,5 7,4

4 Продукция химической промышленности, каучук 8,5 16,3

5 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 5,0 3,6

6 Текстиль, текстильные изделия и обувь 1,1 5,4

7 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 2,7 26,0

8 Прочие товары 2,1 1,5

* Без учета неорганизованной торговли.

В экспорте России 2-е место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в первую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы

экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинговая компания, угрожающая российским поставщикам запретительно высокими импортными пошлинами.

По сравнению с советским периодом значительно возрос экспорт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. Россия - один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех -- никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмазным монополистом - фирмой «Де Бирс» эта корпорация обязалась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн долл. в год.

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» занимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направляется в страны СНГ. Именно здесь - самое слабое место в структуре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспособность российского машиностроения, так и недостатки государственной промышленной политики и «пороки» конверсии военно-промышленного комплекса.

В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. Ныне рынки стран Центральной и Восточной Европы для российского машиностроения практически потеряны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к торговле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2- 3,5 млрд долл. Значительное место в машинотехническом экспорте России занимают изделия электротехнической промышленности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.

В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опасность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью обработки.

На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (33-36 %), высокий удельный вес котрой характерен для импорта развитых стран; он был примерно таким же и в советский период. Однако товарная структура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился

"J Смитиенко

ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились - легковые автомобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными и, за исключением автомобилестроения, сократили до минимума свое производство, не приспособившись к условиям открытой экономики.

Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» (2-е место, около 26 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн т в год). В 90-е гг. централизованные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продовольственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алкогольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.

Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потребительским патриотизмом» привел к определенному вытеснению импортной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложи-ровой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производства соков, безалкогольных напитков и т. д., нередко под привычным российскими марками. Тем не менее агропромышленный комплекс (АПК) России остается нереформированным, восстановление многих отраслей животноводства требует длительного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности недостаточны.

Группа «Продукция химической промышленности» занимает 3-е место в российском импорте (14-16 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества товаров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, фармацевтических изделий. Указанные товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров бытовой химии, характерно им-портозамещение на базе прямых иностранных инвестиций и импорта технологий.

Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной эконрмикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны.

Для дальнейшего развития торговли России с развитыми и развивающимися странами за пределами СНГ необходимо добиться полного и безоговорочного признания России страной с рыноч-

ной экономикой, ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции, завершения переговоров о вступлении России в ВТО.

Диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки будет связано с реструктуризацией промышленности и развитием ее конкурентоспособности на мировом рынке производств.

4.3. Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России

Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным реформам начала 90-х гг. и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь, с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право государства на осуществление внешнеэкономической деятельности во всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности. Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится самостоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свобод-

ному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле - внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следующим образом:

Обеспечение экономической безопасности, защита экономиче

ских интересов государства в целом, субъектов Российской Феде

рации, российских участников внешнеэкономической деятельно

Защита внутреннего рынка и отечественного производителя в

процессе осуществления внешнеторговых связей;

Заключение международных договоров в области внешних эко

номических связей и участие в деятельности международных эко

номических организаций с целью создания наиболее благоприят

ных условий для экономического развития страны.

В 90-е гг. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

Важнейшие Федеральные законы, составившие к 2010 г. основу российского законодательства во внешней торговле, следующие:

«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08 декабря 2003г. № 164-ФЗ;

«О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-ФЗ (ред 08.12.2003),

Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные раз-

делы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимости товара, по которой рассчитываются также налоги на ввозимые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (декларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Таможня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.

Таможенная стоимость определяется шестью методами, главные из которых - расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспортные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.

К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.

Таможенный тариф включает код товара, название товара, ставку (ставки) таможенной пошлины.

В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.

Таможенный кодекс РФ - это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Ответственность за нарушения таможенных правил также предусмотрена специальными разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает также правила ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Под товаром понимается любое движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

Российские юридические лица;

Российские физические лица, зарегистрированные в каче

стве индивидуальных предпринимателей;

Иностранные юридические лица и организации в иной форме;

Иностранные физические лица;

Российская Федерация;

Субъекты Российской Федерации;

Муниципальные образования.

При этом иностранные лица осуществляют свою внешнеторговую деятельность в России в соответствии с российским законодательством. Непосредственное участие государства и муниципальных образований во внешнеторговой деятельности регулируется законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и на ходятся под защитой государства.

Состав участников внешней торговли России реально выглядит следующим образом.

1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (поряд

ка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешне

торговых связей и обеспечивают основной (порядка 80 %) объем

экспортно-импортных операций.

2. Государственные внешнеторговые организации - правопре

емники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь со

зданные, имеющие статус федеральных государственных унитар

ных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и во

енно-технического сотрудничества в целом. Кроме того, сохраня

ется их роль в поставках российского оборудования^ других инве

стиционных товаров по межгосударственным соглашениям.

3. Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («чел

ноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном поставляют потреби

тельские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний рынок

из Турции, Китая, ОАЭ и других стран, продовольственные това

ры (включая фрукты и овощи) - из стран СНГ. Хотя их количе

ство сокращается, но в 2000 г. их доля в обороте внешней торгов

ли составила более 8 %.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.

Основные методы регулирования внешнеторговой деятельности носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными категориями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вьи воз товаров в интересах национальной безопасности, включая ~* экономическую безопасность.

Законы и другие нормативные акты, принятые во второй половине 90-х гг. способствовали усилению государственного регулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и национального производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

4.4. Тарифное регулирование внешней торговли

В государственном регулировании внешней торговли России используются все общепринятые в мировой практике методы и инструменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений.

Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные государственную и таможенную границы с Норвегией, Финляндией, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные границы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Балтии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое положение в этом отношении занимают только границы с Белоруссией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Казахстаном, где таможенная граница только оборудуется.

С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, подлежат таможенному оформлению. Это относится и к странам - членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание таможенных сборов за оформление и хранение товаров, санитарный и ветеринарный контроль и т. д. Только оформление транзитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.

Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.

При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большинства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета. Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывоз-

ных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.

Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ГТК России), 7 территориальных таможенных управлений, таможни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.

Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу товаров, движимого имущества и услуг. При взимании пошлин она руководствуется Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная классификация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, принятой в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД СНГ.

ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 раздела, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:

1. Живые животные.

2. Мясо и пищевые мясные субпродукты.

10. Зерновые хлеба.

30. Фармацевтические товары.

39. Пластмассы и изделия из них.

72. Черные металлы и изделия из них.

84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.

97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-знач-ный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввозной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднократно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторговой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продовольствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла другая проблема - затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и усиления конкуренции со стороны иностранных товаров.

Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тенденция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (автомобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, неко-

торые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отделочные строительные материалы и т.д.).

Ныне действующий таможенный тариф утвержден постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в действие с 1 апреля 2000 г.

Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяснилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни защиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.

Слишком высокие ставки и значительные различия ввозных пошлин внутри групп ТН ВЭД и между близкими группами привели к расцвету так называемого серого импорта, фактически контрабанды, по недостоверным таможенным декларациям и заниженной таможенной стоимости. Широко известны такого рода операции при ввозе куриного мяса под видом индюшатины, дорогой мебели под видом древесно-стружечных плит, декларирование цветов как зелени, а телевизоров как бытовых товаров или комплектующих изделий с низкими ставками ввозных пошлин.

Высокие ввозные пошлины отрицательно влияли на покупательную способность населения и формирование конкурентной среды на российском рынке потребительких товаров. Кроме того, переговоры о вступлении России в ВТО требовали изменения ставок ввозных пошлин в сторону их снижения.

Изменения в Таможенном тарифе с начала 2001 г. коснулись примерно трети всех товарных позиций. В результате общего снижения ввозных пошлин их средневзвешенная ставка составила 10- 11 %. Это в 2,5 раза выше, чем средневзвешенная ставка импортных пошлин для членов ВТО в 2000 г., но существенно ниже сложившейся в России к 2000 г. ставки 13-15 %.

Общее снижение ввозных пошлин коснулось большого числа потребительских товаров, как промышленного, так и сельскохозяйственного назначения, например пошлины на импортные телевизоры, видеомагнитофоны, целый ряд сырьевых и продовольственных товаров.

Снижение пошлин (при необходимости до нулевых значений) может в будущем коснуться технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов, ряда полуфабрикатов и комплектующих изделий, что должно снизить издержки в промышленности и оживить деловую активность, а также ускорить реконструкцию, модернизацию и новое строительство промышленных предприятий.

Проведена общая унификация адвалорных ставок (5, 10, 15 и 20 %). Максимальные размеры ставок сохраняются только как ис-

ключение для очень немногих товаров - автомобилей (25 %), сахара и табачных изделий (30 %).

Размер взимаемой ввозной пошлины зависит от страны происхождения товара и, следовательно, от торгового режима, предоставленного той или иной стране. Поскольку Россия еще не добилась вступления в ВТО, внешнеторговые режимы устанавливаются преимущественно на основе двухсторонних торговых договоров и соглашений.

Базовая ставка ввозной пошлины применяется к странам, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования. В 90-е гг. в этом списке числилось 126 государств, а также ЕС (фактически РНБ распространялся также и на Тайвань).

В соответствии с мировой практикой Россия представляет по спискам ООН преференции во взимании пошлин развивающимся странам (уменьшенный размер пошлин) и наименее развитым странам (беспошлинный ввоз товаров). В перечне развивающихся стран- пользователей схемой преференций РФ в 2005 г. числилось 105 государств и территорий. В их числе Китай, новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Болгария, Румыния, балканские государства. В список наименее развитых стран включены 46 государств Азии, Африки, Океании, а также Гаити.

В отличие от установок ВТО размер преференциальных пошлин составляет не 50, а 75 % от базовой. Кроме того, указанные выше преференции распространяются только на часть товаров из развивающихся и наименее развитых стран, главным образом продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (чай, кофе, рис, какао, плоды и орехи, каучук и т.д.), натуральных волокон (хлопок, шерсть, шелк), ковров, древесины и некоторых несложных промышленных изделий. Беспошлинный (с рядом изъятий) режим предоставляется также странам - членам СНГ.

Товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере (в 90-е гг. это относилось практически только к Эстонии).

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Как известно, экспортные пошлины не характерны для развитых стран с рыночной экономикой. Однако в России вывозные (экспортные) пошлины использовались достаточно широко в 1992 - 1996 гг. Затем они были отменены и вновь введены после валютно-финансового кризиса августа 1998 г. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины, исчисляемые в евро за единицу продукции.

Вывозные пошлины в России связаны со следующими экономическими обстоятельствами: во-первых, это пополнение доходной части бюджета, во-вторых, защита внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

В начале 90-х гг. на внутреннем рынке ощущалась острая нехватка всех товаров, а цены на многие товары еще дотировались государством. Поэтому в 1992 - 1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 российского экспорта. Ими облагались не только сырье и топливо, но и продовольствие, алкоголь, промышленные полуфабрикаты, авиационная техника. Размеры пошлин были очень высокими: специфические достигали 80 тыс. ЭКЮ за тонну (серебряная руда), адвалорные - 70 % (растительное масло, сахар).

В связи с изменением ситуации на внутреннем рынке (насыщение товарами, либерализация цен) в 1994-1996 гг. наблюдался процесс, с одной стороны, снижения ставок вывозных пошлин и, с другой стороны, сокращения списка облагаемых пошлинами товаров. Последними были отменены (в середине 1996 г.) вывозные пошлины на основные товары российского экспорта - нефть и нефтепродукты.

С начала 2005 г. в связи с кризисной экономической ситуацией вновь были установлены вывозные пошлины исключительно на сырьевые товары и полуфабрикаты: нефть и нефтепродукты, другие виды топлива; цветные металлы, алюминий, лом черных металлов; ценные породы древесины; необработанные шкуры домашнего скота; некоторые химические удобрения.

Размеры вывозных пошлин на нефть зависят от уровня цен на мировом рынке на этот товар, например, с 1 февраля 2005 г. вывозная пошлина на нефть была установлена в размере 2,5 евро за тонну, а к концу 2000 г. достигла 48 евро за тонну. Снижение цен на нефть в 2001 г. повлекло за собой и снижение вывозных пошлин. То же самое относится и к пошлинам на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут).

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговле, за исключением членов Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Значение вывозных пошлин для экономики подтверждается тем фактом, что в условиях высоких мировых цен на энергоносители доходы федерального бюджета 2000 г. от вывозных пошлин в 2,6 раза превысили доходы от ввозных пошлин (16,2% всех доходов).

4.5. Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка

Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений, обычных для мировой практики. Однако не все они реально применяются в России.

В соответствии с Федеральным законом «О таможенном тарифе» в целях защиты экономических интересов России ввозимые

товары будут облагатвся особыми видами пошлин. К ним относятся:

Специальные пошлины;

Антидемпинговые пошлины;

Компенсационные пошлины.

Особые виды пошлин могут применяться в случаях, когда иностранные товары ввозятся в количествах и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям таких же или подобных товаров в результате недобросовестной конкуренции (занижение цен, субсидии экспортерам и т. д.). Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России.

Введение особых видов пошлин требует специального расследования и решения правительства по каждому конкретному случаю. Однако пока в России антидемпинговые расследования не проводятся и антидемпинговые пошлины практически не применяются, хотя по ряду товаров имеются основания для их введения и создана соответствующая нормативная база.

Случаев введения специальных пошлин в 90-е гг. было немного: на сахар-сырец и белый сахар и на такой малозначительный товар, как крахмальная патока.

Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров. Эволюция данной категории нетарифных ограничений происходила в том же направлении, что и эволюция вывозных пошлин до их отмены в 1996 г.

В 1994 г. количественные ограничения и другие нетарифные ме-. тоды регулирования охватывали от 2/3 до 3/4 российского экспорта. Существовал специальный режим вывоза так называемых стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ)1. Право вывозить товары, включенные в этот список, имели только фирмы - спецэкспортеры, которые проходили обязательную регистрацию в тогдашнем Министерстве внешнеэкономических связей. Однако в 1995 г. система СВСТ и спецэкспортеров была ликвидирована. С этого времени количественные ограничения ввоза и вывоза могут вводиться в целях выполнения международных обязательств России. Это возможно, в частности, в случаях добровольного ограничения экспорта в порядке международных соглашений, противодействующих падению мировых цен (например, алюминий), а также в случаях введения ограничений на экспорт российских товаров по соглашениям с ЕС или США.

Исключением из этого правила является введение квот на ввоз сахара-сырца и белого сахара. В свое время вводилось квотирова-ниие ввоза украинского сахара, а на 2000-2001 гг. установлена

Товары военного назначения в этот список не включались.

квота ввоза сахара-сырца из развивающихся и наименее развитых стран с взиманием пошлины в размере 5 %. Кроме того, имеет место квотирование вывоза нефти и нефтепродуктов через систему балансовых заданий и регулирования доступа к нефтепроводам.

В отличие от количественных ограничений лицензирование ввоза и вывоза отдельных категорий товаров имеет тенденцию к расширению.

Крупнейшие группы лицензируемых товаров следующие: 1) вооружение, товары, работы и услуги военно-технического назначения, товары двойного назначения, ядерные материалы и технологии. Выдача лицензий осуществляется в порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ. Фактически торговля большинством товаров этой группы составляет государственную монополию. Государственным посредником по экспорту и импорту вооружения и других военно-технических товаров и технологий является созданное в 2000 г. Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», которое обеспечивает 80-90 % валютной выручки в военно-технической сфере;

2) валютные ценности, в состав которых входят: а) драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий и другие металлы платиновой группы), их руды, лом и отходы; б) драгоценные камни (природные, сырье или обработанные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и александриты). Ювелирные изделия к категории валютных ценностей не относятся.

Нетарифные ограничения включают и ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей. В их числе:

Сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;

Меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и

экологического контроля;

Установление конкретных пунктов пропуска некоторых това

ров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых в Россию, а так

же транзитных товаров;

Установление особого порядка оформления подакцизных то

Создание специальных таможенных постов для таможенного

оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (например, вывоза

природных алмазов, бриллиантов, изумрудов, драгоценных ме

таллов в слитках, в виде ювелирных изделий и продукции про

мышленного назначения);

Прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.

К мерам нетарифного регулирования относятся также экспортный контроль, участие в выполнении международных экономических санкций и другие меры, предусмотренные национальным законодательством и международными обязательствами России.

В рамках валютного контроля и в целях увеличения валютных резервов ЦБ РФ действует обязательная продажа 50 % валютной выручки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке.

4.6. Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами - членами СНГ

Страны СНГ изначально имели преимущества в развитии экономического сотрудничества (географическая близость и общая транспортная система, технико-экономическая взаимодополняемость, существовавшая система кооперирования между предприятиями, единый язык общения и т.д.). Однако инерция распада единого государства, различия экономических интересов и политических ориентации, другие отрицательные факторы, в том числе и субъективные, привели к тому, что система СНГ в отношении экономических связей до сих пор действовала неэффективно. Единое экономическое пространство не сохранилось и не восстанавливается. Центробежные тенденции, по-видимому, оказываются сильнее интеграционных. Даже в рамках Таможенного союза, образованного в 1995 г. и преобразованного в октябре 2000 г. в Евразийское экономическое сообщество1, и более тесного Союза Белоруссии и России не удается в полной мере создать общее таможенное пространство и единую систему таможенного тарифа.

В развитии торговых отношений России со странами СНГ важная роль отводится реализации идеи о формировании зоны свободной торговли. Договор о ее создании был подписан еще в 1994 г., но до сих пор свободная беспошлинная торговля осуществляется между государствами СНГ на двусторонней основе с многочисленными изъятиями и ограничениями, часто вводимыми спонтанно и без согласования с партнерами.

В 2005 г. работа по созданию свободной торговли активизировалась, и к началу 2000 г. большинство стран СНГ ратифицировали договор о свободной торговле. Одно из немногих исключений в этом отношении - Россия, поскольку считается, что в настоящий момент полное включение механизмов свободной торговли в рамках СНГ и даже Таможенного союза может нанести ущерб российским национальным интересам.

Опасения России в этой области вызваны следующими обстоятельствами:

Во-первых, контрактные цены в торговле со странами СНГ значительно отличаются от мировых. Частично это объясняется большим удельным весом бартерных сделок и несовершенством

В него вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

системы денежных расчетов. Средневзвешенная цена на экспортные товары России в страны СНГ, как правило, ниже, чем в страны «дальнего зарубежья», а цена на ввозимые из стран СНГ товары - выше;

Во-вторых, Россия должна будет отменить вывозные пошлины на российские энергоносители, поступающие прежде всего в Украину, а также и в другие республики за рамками Таможенного союза. Существуют противоречия по вопросам взимания НДС и акцизов.

В вопросах создания зоны свободной торговли Россия выступает не за ее немедленное формальное провозглашение, а за дальнейшие переговоры по этой проблеме со всеми странами СНГ и, во всяком случае, за договоренности по ряду изъятий из режима свободной торговли.

Развитие торговли России со странами СНГ тормозится не только нерешенными вопросами внешнеторгового регулирования. Сложнейшая проблема - неупорядоченность платежно-расчетных отношений. В настоящее время расчеты осуществляются, кроме бартерных сделок, в долларах США, евро, российских рублях и других национальных валютах. Попытки создать международную клиринговую систему не увенчались успехом. Нестабильность и неопределенность в расчетах снижают эффективность экспортно-импортных операций.

Другая не менее серьезная проблема - задолженность ряда стран СНГ России. К началу 2000 г., по данным Внешэкономбанка, она составляла 8,2 млрд долл.

Основная часть этого долга (больше половины) приходится на долю Украины, которая была и остается важнейшим внешнеторговым партнером России. Несмотря на это наибольшие противоречия во взаимной торговле со странами СНГ у России именно с Украиной, которая высказывает, в то же время, большую заинтересованность в создании зоны свободной торговли.

Несмотря на существующие сложности торговля России со странами СНГ имеет хорошие перспективы при прагматических подходах и реальном учете российских интересов. Вместе с тем формирование единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и СНГ в целом остается актуальной задачей.

4.7. Государственное стимулирование экспорта

Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении национального рынка и отечественных производителей предусматривает и государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности путем стимулирования экспорта.

В поддержке и стимулировании экспортеров взаимодействуют государственные и коммерческие структуры, причем роль государства особенно велика в создании благоприятных условий экспорта сложной машинотехнической продукции, в том числе комплектного оборудования, проектно-строительных услуг. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирования конкурентоспособной и эффективной экономики, а с другой - как составную часть внешней политики.

В целом разработка государственной политики поощрения экспорта и развития экспортного производства, соответствующей научно-техническому кадровому и производственному потенциалу России, находится в начальной стадии. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в специальном разделе предусматривает ежегодное составление федеральной программы развития внешнеторговой деятельности, а также региональных программ.

Фактически такая программа была разработана только один раз. В ней, в частности, было предусмотрено наращивание в 2 раза объемов вывоза машинотехнической продукции, главным образом за счет реализации крупных инвестиционных проектов за рубежом. Впервые рассматривалось в качестве составной части национальной экспортной стратегии выделение средств на поддержку экспорта в размере 0,3-0,35 % объема валового продукта. Однако программа не была выполнена из-за нехватки бюджетных средств.

Формирование системы поддержи экспорта тесно связано с необходимостью модернизации экспортного потенциала страны. С точки зрения поощрения экспорта неотложной задачей представляется выделение приоритетных экспортно-ориентированных отраслей и создание для них преимущественных условий развития, что соответствует и мировой практике.

Известно, что ведущую роль в экспорте России занимают отрасли топливно-энергетического комплекса, которым принадлежит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конкурентоспособность российской нефти и природного газа на мировом рынке несомненна. Государственная поддержка топливно-энергетического комплекса лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе продукции.

По иному стоит вопрос о поддержке экспортного потенциала машиностроения, особенно предприятий военно-промышленного комплекса, которые приватизированы в наименьшей степени, больше других отраслей зависят от государственных заказов и, соответственно, сильнее всего пострадали от их сокращения, неполной и несвоевременной оплаты.

В этой группе отраслей производство экспортной продукции могло бы стимулироваться помимо размещения государственных заказов предоставлением государственных кредитов, гарантий по привлекаемым предприятиями иностранных кредитов (там, где возможно), выделением беспроцентных ссуд на технологическое обновление, финансовым участием государства в расширении выпуска экспортной продукции, не исключая и прямых государственных субсидий.

В мировой практике главными инструментами продвижения экспорта является его кредитование, в том числе льготное, а также страхование и гарантирование экспортных кредитов со стороны частных институтов.

В России система долгосрочного кредитования экспорта и страхования внешнеторговых рисков только складывается. В частности, создан Российский экспортно-импортный банк (Росэксим-банк), которому предписано предоставлять экспортные кредиты как от имени государства, так и от собственного имени.

Образовано Российское экспортно-импортное страховое общество, контрольный пакет которого принадлежит Росэксимбанку. Функции общества состоят в страховании рисков по экспортным и импортным операциям, осуществляемым в соответствии с международными соглашениями.

Важное место в государственной поддержке экспорта занимает создание системы внешнеторговой информации, информационно-аналитического и экспертного сопровождения российских экспортеров. Государство, в том числе и на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по презентации и продвижению российских товаров на новые рынки, например в страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), и возвращению на потерянные рынки стран Восточной и Центральной Европы, Кубы, Монголии, Ирака и других стран. Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе на модернизацию и достройку предприятий, созданных или начатых с участием СССР. В этом же направлении действуют соглашения по поставкам и модернизации вооружений. Однако именно в указанных выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкуренцией и усилия российских фирм, даже при государственной поддержке, далеко не всегда завершаются заключением сделок.

4.8. Новые тенденции в регулировании внешней торговли

С 2000 г. Россия вступила в новый этап экономического и политического развития. Достигнута определенная экономическая ста-

билизация и начался экономический рост. Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г. утверждена Концепция национальной безопасности РФ, разрабатывается новая долгосрочная концепция экономического развития, принят краткосрочный план действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики. Опубликована также представленная МИД РФ Концепция внешней политики РФ со специальным разделом «Международные экономические отношения». В этих документах содержится целый блок задач, касающихся регулирования внешнеэкономической, в том числе внешнеторговой, политики:

Создание общих благоприятных условий для интеграции рос

сийской экономики в общую систему мирохозяйственных связей;

Расширение доступа российских товаров и услуг на мировые

Обеспечение доступа к международным ресурсам, имеющим

стратегическое значение для экономического развития страны (та

ким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство

которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);

Эффективный уровень защиты внутреннего рынка и отече

ственных производителей в условиях дальнейшей либерализации

внешней торговли;

Повышение эффективности государственной поддержки экс

порта продукции с высокой добавленной стоимостью, включая

экспортные субсидии и другие формы поддержки экспортеров.

Правительство РФ подтверждает необходимость завершения переговоров о присоединении России к ВТО.

Россия должна на равноправных началах участвовать в новом раунде многосторонних переговоров и выработке его решений, чтобы устранить дискриминацию российских товаров на мировом рынке.

Правительство РФ намерено привести законодательство страны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разрешения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, признает необходимость снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов.

В данном контексте следует рассматривать и серьезные изменения, внесенные в действующий таможенный тариф Российской Федерации в начале 2001 г.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое внешнеторговая политика, кто и в каких целях ее

проводит?

2. В чем заключаются главные проблемы развития внешнетор

говых связей России?

3. Перечислите законы и другие нормативные документы со

ставляющие основу государственного регулирования внешней тор

говли России.

4. Расскажите о тенденции развития внешней торговли России.

5. Расскажите о тенденции развития торговых отношений Рос

сии со странами СНГ.

6. Какова товарная структура импорта и экспорта России?

7. Что такое таможенная пошлина, таможенный тариф, тамо

женная стоимость?

8. Для чего необходимы особые виды пошлин?

9. Для чего необходимо знать страну происхождения ввозимого

10. Назовите главные задачи, стоящие перед экономической

политикой.

11. Какие коренные сдвиги произошли в географической струк

туре внешней торговли России?

12. В чем состоят особенности регулирования внешнеторговых

точки зрения ее производственного, интеллектуального и ресурс

ного потенциалов.

14. Назовите крупнейшие группы лицензируемых товаров.

15. Какие проблемы связаны с присоединением России к ВТО?

Что выиграет Россия, став членом этих организаций?

16. Как отразился финансовый кризис 1998 - 2005 гг. на внеш

ней торговле России и на ее внутреннем рынке?

17. Назовите крупнейшие группы лицензируемых товаров.

18. Назовите основные задачи, касающиеся регулирования внеш

неэкономической политики.

Благосостояние - это обеспеченность населения необходимымидля жизни материальными и социальными, в том числе культурными(духовными), благами, т.е. предметами, услугами и условиями,удовлетворяющими определенные человеческие потребности.Есть и другие определения.

1. Благосостояние - это состояние физического здоровья, эмоциональногокомфорта и экономической безопасности, а также усилияобщества по оказанию помощи своим гражданам в достиженииэтого состояния.

2. Благосостояние - это обеспеченность населения необходимымидля жизни материальными и духовными благами; характеризуетсяуровнем и динамикой доходов, потреблением материальных благ,обеспеченностью жильем, коммунальными, бытовыми, транспортнымии другими услугами, развитием просвещения, здравоохранения,культурного обслуживания, социального обеспечения, социальногострахования, продолжительностью рабочего дня и свободноговремени.

Итак, в основе материального благосостояния населения и обществав целом лежит степень удовлетворения потребностей (коллективныхи личных, семьи и отдельного человека) физических и материальных, духовных и интеллектуальных.

Материальные потребности проявляются в сфере материальной жизни, духовные призваны обеспечить духовное воспроизводство человека как личности.

На уровень благосостояния определяющее влияние оказывают развитие производительных сил и характер производственных отношений. Немалое значение имеют также некоторые другие экономические, социальные, природно-экономические факторы.

2. Качество жизни: основные характеристики

Качество жизни представляет собой уровень развития и степеньудовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.

Этот термин появился в середине 50-х гг. XX в., когда стало очевидно,что категория «уровень жизни» не отражает всестороннее благосостояниенаселения.

Качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.

Критерием объективной оценки качества жизнислужат научно обоснованные нормативы потребностей людей, посоотношению с которыми можно объективно судить о степени ихудовлетворения. С другой стороны, потребности людей индивидуальныи степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты.

Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами, существуют лишь в представлении людей, в их личных мнениях и оценках.

Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:

а) степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов;

б) удовлетворенность качеством жизни самих людей.

Качество жизни объединяет многие из аспектов уровня жизни, включает их в себя в качественной определенности.

Таким образом, качество жизни - это социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Среди западных социологов, философов, экономистов вопрос о содержании и структуре понятия «качество жизни» пока остается дискуссионным. Некоторые противопоставляют качество и уровень жизни как взаимопротивоположные (т. е. чем выше уровень жизни, тем напряженнее жизненный ритм, тем ниже качество жизни, и наоборот). Другие сводят качество жизни к уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды. Третьи отождествляют его с образом, укладом, стилем, уровнем жизни.

Едут президент крупной корпорации с женой в автомобиле.
Видят – дворник метет улицу. А дворник этот – институтская любовь жены.
Муж не удержался и съязвил:
— Ну, вот, посмотри, дорогая, вышла бы ты за него замуж и была бы сейчас женой дворника.
На его слова жена ответила с улыбкой:
— Что ты, дорогой! Я бы так и была женой президента крупнейшей корпорации. Просто ее президентом был бы ОН.

Знаете ли вы, что успех и уровень достатка вашего мужчины во многом зависит от вас. Именно от вас зависит, кем будет ваш мужчина – преуспевающим респектабельным бизнесменом или бездельником, живущим за ваш счет. Пусть это кажется сейчас невероятным, но вам под силу изменить судьбу своего мужчины.

Замечали ли вы, что с одной Женщиной мужчина лежит на диване,а с другой, тот самый же мужчина делает головокружительную карьеру и дарит ей самые дорогие подарки, возит её на роскошные курорты, решает вопрос с жильем и материальным обеспечением.

Если материальное положение вашей семьи и статус вашего мужчины не устраивают вас – значит, вы не пользуетесь в полную силу своими талантами, которыми вас наделила Матушка-природа.

Еще в древней Руси считалось, что именно от Женщины зависит благосостояние в семье. Именно женщина могла вдохновить своего Мужа стать успешным и удачливым или наоборот привести род своего Мужа к полной нищете.

Хочется вспомнить основные обязанности ЖЕНЫ в семье в те времена. Конечно, женщина не должна была сворачивать горы, лишь бы заработать на пропитание всей семьи,это всегда была мужская задача. То, что требовалось от женщины, было намного важнее для семейного благополучия и процветания.

Женщина должна была обладать особыми способностями. Можно сказать, быть немного волшебницей. Ее задачей было создать семейный быт и отношения с мужем так, чтобы мужчина хотел сам идти и нести в дом деньги. Чтобы она (женщина) чувствовала себя за мужем, как за каменной стеной. И тогда деньги текли в семью рекой, а род (мужа) процветал.

Считалось, что женщина может полностью перекрыть канал поступления денег в свою семью. Для этого не надо было особых стараний, всего несколько мелких ошибок, и денег в семье как не бывало.

Давайте рассмотрим ошибки, которые влияют на благосостояние семьи.

Ошибка 1. Отсутствие связи между мужчиной, женщиной и изобилием.

Древние традиции говорят, что именно женщина является творческой энергией Вселенной, вдохновляющей и наполняющей мужчину. А мужчина, получая эту энергию, превращает ее в изобилие. Мужчине дана способность, структурировать женскую энергию, трансформируя ее в материальные блага и финансовые потоки. Считается, что без женской энергии мужчина не может реализовать свой потенциал полностью, заработать достаточно денег, достичь желаемого положения. И поэтому чем больше у женщины женской энергии, тем успешнее находящийся рядом с ней мужчина.

Женщине от природы дана способность, сделать мужчину успешным и процветающим. И если в жизни женщины все складывается не так, как она хотела бы, и рядом с ней не тот мужчина или ее муж до сих пор не добился успеха, то сначала надо посмотреть на себя. Задать себе откровенный вопрос — все ли я сделала для того, чтобы мой мужчина был успешен и богат?
Может быть, это не вина мужа, а недостаток женской энергии, помогающей привлечь желаемые финансовые потоки. Важно также, чтобы мужчина, получающий эту энергию, умел ее ценить и хотел стать более успешным.

Ошибка 2. Отсутствие желаний расширяющих зону комфорта мужчины.

От чего зависит желание мужчины стать более успешным? Многие наши женщины говорят, что мужчины перевились, стали ленивыми. Иногда нам удобнее многое объяснять ленью. Но ведь лень — это отсутствие мотивации, желания и энергии. Когда рядом с мужчиной есть женщина, ради которой ему хочется что-то делать, лень сразу пропадает. И снова встает вопрос — как стать такой женщиной, ради которой мужчина готов завоевывать мир и зарабатывать миллионы? Это желание напрямую зависит от наполненности женщины сексуальной энергией, от ее умения расширять зону комфорта для мужчины, то есть вдохновлять его на большее.

Зона комфорта — это то, что мы в данный момент, имеем: на какой машине ездим, в какой квартире живем, сколько тратим денег на одежду, драгоценности, отдых. И даже если нас все устраивает сегодня, мы все равно должны мечтать о большем, потому что у зоны комфорта есть одна особенность — она не остается стабильной. И если мы ее не расширяем, то начинаем терять. Именно женщина своими желаниями расширяет зону комфорта мужчины. Недаром же существует пословица «Алчная жена помогает успеху мужа». Конечно, важно понимать реальные возможности мужчины и хотеть чуть больше возможного, процентов на 20-30. Лучше расширять зону комфорта постепенно, искренне радоваться и ценить то, что есть в данный момент, но при этом желать большего. Тогда мы позволяем мужчине расти и становиться более успешным.

Ошибка 3. Отсутствие стимула для того, чтобы мужчина создавал изобилие для женщины.

Какой стимул можно считать самым сильным для того, чтобы мужчина создавал изобилие для женщины? Самая сильная стимулирующая энергия на физическом уровне — сексуальная. Чем больше у женщины сексуальной энергии, тем больше она наполняет ею мужчину, тем легче мужчине реализовать наши желания, тем сильнее у него будет вдохновение. Сексуальная энергия одновременно является и творческой энергией. Но очень важна поддержка и вера в мужчину. Женщина несет духовное, сердечное изобилие, а мужчина — материальное, финансовое, и они обмениваются им. Без обоюдной любви полноценно возможный доступ к энергии изобилия не будет открыт.

Ошибка 4. Женщина полностью посвящает себя хозяйству и семье, абсолютно не заботясь о финансовой стороне семейной жизни

Ведение хозяйства, приготовление еды, забота о муже и детях. Это всегда были истинно женские обязанности в семье. Накормить своих близких, найти пару теплых слов, поддержать своей верой, объяснить «как надо» — этим во все времена занимались женщины. Вот только отношения к этим обязанностям у женщин очень разные.

Одни женщины «выгодно продают» ценность своей домашней работы мужу (это я говорю мужским языком). Сразу становиться понятно, что эта женщина не «балласт» и не «прислуга», а очень ценная находка для мужчины. Такие женщины получают не только благодарность и уважение, но и подарки, деньги, которыми могут распоряжаться по своему усмотрению. Другие же женщины считают ведения хозяйства своей святой обязанностью. Их воспитали с мыслью, что они могут только беспрекословно служить мужу и не имеют никаких прав. Для них и «спасибо» считается за счастье – хоть что-то сказали. В итоге они взваливают на себя нелегкое бремя, тратят свое время и силы на быт семьи, но мало на что имеют право в этой семье.
Из вышесказанного не трудно догадаться, какой из вариантов денежных отношений в семье лучше влияет как на женщину, так и на саму семью.

Ошибка 5. Женщина не знает, как сказать мужчине о своих потребностях и желаниях.

Очень важно заранее сообщать мужчине о своих потребностях и желаниях. Это связано с разной скоростью обработки информации. Женщины принимают решения за 5 минут. Минимальное время принятия решения средней сложности у мужчины — 7 часов. Поэтому ни один мужчина не сможет сразу оценить всей гениальности вашего предложения. Он всегда найдет массу аргументов, почему это глупо, нерационально, несвоевременно и т.д. Понимая особенности мужского мышления, умная женщина не ждет сразу положительного ответа. Очень важно показать мужчине, зачем ему надо исполнять ваше желание. Это самый главный секрет — обо всем говорить с точки зрения его интересов, даже о новой шубе. И чем более конкретным будет ваше желание, тем больше шансов на его выполнение. Мужчины не понимают тонких намеков, им нужен максимально конкретный план действий по достижению конкретной цели. И чем красочнее и детальнее вы опишите желаемую цель, тем сильнее она вдохновит вашего любимого.

Ошибка 6. Женщина забывает о своей реализации.

Важно понять, что каждая женщина умеет делать лучше всего то, от чего получает наибольшее удовольствие. У каждой есть свой талант, иногда с точки зрения других — очень обычный. Например, как в фильме «Муза», где главная героиня нашла себя в выпекании замечательного печенья. Когда человек понимает, в чем его талант, в чем его предназначение, и находит в себе силы и веру для реализации, тогда он действительно становится счастливым и наполненным. А это, пожалуй, самое важное, что мы можем сделать для себя и других. Существует масса примеров успешных женщин, начавших свою карьеру после 35 лет: знаменитая Коко Шанель, Мэри Кей и т.д. Это действительно потрясающее время, когда женщина полна сил, энергии и мудрости. Это время, когда накопленный опыт и знания можно развивать, передавать и создавать что-то новое.

Ошибка 7. Женщина все финансы в семье берет под свой контроль

В этом случае женщина считает вполне естественным забирать всю зарплату мужа, как только он приносит ее домой. Распределением всех семейных средств занимается тоже она. Все остальные члены семьи тихо жду своих денег на «карманные расходы»

Именно от таких жен порой можно услышать фразы:
«Моему мужу с головой хватает тех денег, которые я ему выделяю» или «Я ему выделила столько денег, сколько он просил, потом заглянула в его барсетку и нашла «лишние» деньги, похоже, он меня обманывает…»

Женщина, вольно или невольно, забирает себе самую важную роль в семье – управление и ответственность за благополучие.

Она забывает об одной простой, но очень ценной детали – кто деньги распределяет, у того и болит голова как семье выжить на этот бюджет.

А мужчина считает себя абсолютно свободным от этой головной боли. Ведь это женщине придется «выкручиваться» и экономить, а потом оправдываться «почему сегодня борщ без мяса».

Ошибка 8. Женщина старается показать мужчине, что она в состоянии содержать себя сама… или, как минимум, может зарабатывать не меньше него.

Будете удивлены, но мужчина такому положению вещей долго сопротивляться не станет. После 2-3 непродолжительных ссор, он быстро найдет выход для себя. Мужчина либо «заляжет на диван» и даст вам в полной мере наслаждаться возможностью содержать семью, либо выберет второй вариант – найдет ту, которая позволит себя содержать.

Поверьте, никакой нормальный мужчина, способный заработать денег, не потерпит соревнование с женщиной «кто кого круче». Не для этого он брал ее в жены и обещал о ней заботиться! Соревнований ему и за пределами домашнего очага хватает.

Именно поэтому любые соревнования с мужчиной несут женщине поражение.

Ошибка 9. Надеяться, что мужчина сам позаботиться о том, чтобы защитить финансовые интересы своей жены

Порой женщины предпочитают не вмешиваться в финансовые вопросы в своей семье. «Ведь это только приводит к лишним ссорам» или «Это так тяжело для меня» — говорят они. Они не знают — сколько получает их муж, есть ли у него долги или премии, куда и на каких условиях вкладывает муж семейные деньги.

Надеясь сохранить мир в семье, эти женщины, сами того не замечая, закладывают бомбу замедленного действия. Мужчина обязательно позаботится о своем собственном благополучии. Вот только женщину это мужское представление о благополучии может не порадовать. Особенно если придется каждый раз объяснять, зачем ей еще одна тушь или вторая пара чулок.

Но эта ситуация опасна не только в финансовом плане. Контролируя расходы своей жены, муж знает про нее все и перестает считать ее «загадкой». Теперь она для него открытая книга и очень жестко контролируемая. Его женщина теперь никуда не денется и не надо ее завоевывать.

А мужчины, как известно, очень любят новое и неизвестное. Шансы велики, что это новое он пойдет искать на стороне. К сожалению, все новое и интересное нынче стоит дорого! Это значит, что приключения своего мужа финансирует покорная жена, у которой забыли спросить согласия.

Ошибка 10. Отсутствие благодарности за подарки

Очень важно правильно благодарить мужчину за подарок,всего несколько фраз могут стать для вашего мужчины стимулом дарить новые и новые подарки, чтобы радовать вас.

Всего несколько фраз могут сделать вас женщиной, о которой мужчина будет заботиться с радостью.

Всего несколько досадных ошибок, которые не только портят отношения между мужчиной и женщиной, но и сильно уменьшают шансы мужчины на реализацию своего потенциала и получения достаточных денег для семьи. Вспомните, вы ведь тоже не раз наблюдали, как мелкие ссоры или недоразумения в семьях в итоге уменьшают денежный приток.

Желаем тебе мечтать побольше и о большем! Уметь вдохновлять своего мужчин и наполнять его силами и энергией!

Стань Женщиной на миллион и твой мужчина принесет Мир к твоим ногам!

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

(welfare) Наличие необходимых ресурсов для полноценной жизни. Государство благосостояния – это общество, в котором все граждане страны могут рассчитывать на получение минимального дохода и необходимых общественных услуг. Нормативная теория благосостояния (normative economics) исследует, как должна быть организована экономическая деятельность, и этим отличается от позитивной экономической теории (positive economics), которая изучает, как фактически функционирует экономика. Критерии благосостояния – это правила, с помощью которых определяется, является ли одно состояние экономики хуже или лучше другого. В Великобритании в обыденном употреблении термин "велфэр" используется для обозначения органов социального страхования, ответственных за поддержку уровня доходов, а в США "велфэр" означает сам доход, получаемый от этих органов.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Благосостояние характеризует уровень жизни людей,

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" в других словарях:

    Благосостояние … Орфографический словарь-справочник

    Благосостояние обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня… … Википедия

    См. имущество... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. благосостояние (материальное) благополучие, достаток, благоденствие, процветание, имущество; материальное благополучие,… … Словарь синонимов

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

    Большой Энциклопедический словарь

    Обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. Благосостояние выражается системой показателей, характеризующих уровень жизни … Политология. Словарь.

    - (wealth) Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство народов) и того, как оно меняется в течение данного периода. Кейнсианская теория… … Финансовый словарь

    БЛАГОСОСТОЯНИЕ, благосостояния, мн. нет, ср. (книжн.). Достаток, имущество, богатство. Развитие промышленности СССР залог благосостояния каждого трудящегося. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БЛАГОСОСТОЯНИЕ, я, ср. Достаток, благополучие. Материальное б. Б. народа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Процветание (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Благосостояние населения и революции в имперской России. XVIII - начало XX века , Миронов Борис Николаевич. Первое в мировой историографии фундаментальное исследование по исторической антро пометрии России за 1701-1917 гг. Мобилизовав огромный материал - 306 тыс. индивидуальных и около 11, 7 млн…
  • Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII - начало XX века , Миронов Борис Николаевич. Первое в мировой историографии фундаментальное исследование по исторической антро­пометрии России за 1701-1917 гг. Мобилизовав огромный материал - 306 тыс. индивидуаль­ных и около 11, 7 млн…

Что такое благосостояние? Задумывались ли вы когда-нибудь над этим термином? Думаю, что нет. Я тоже не задумывалась до недавнего времени, пока не попала на один тренинг. И тут как будто прорвало – информация про благосостояние пошла из разных источников. И я решила разобраться для себя в этом вопросе: Благосостояние – это состояние блага, это когда хорошо, это что-то более целостное. Мы не можем жить просто одними деньгами. Давайте разберем, что такое благосостояние.

Благосостояние - это целостный механизм, который включает в себя несколько областей или сфер жизни:

1. Финансовое, материальное благосостояние

К этой сфере относятся такие вопросы: где работать, за какие деньги, карьерный рост, наличие любимого дела, которое позволяет жить в достатке. Очень важно жить в достатке и иметь достаточное количество денег для реализации своих желаний.

2. Здоровье – следующая сфера благосостояния

Одна из важнейших, фундаментальных. Потому что когда мы болеем, когда сопли, слюни, кашель, ломит кости, температура – никакие деньги нам не нужны. Никакие деньги одномоментно нас на ноги не поднимут. Всегда нужен внутренний ресурс – здоровье. Пока мы молодые, пока у нас все хорошо, мы не думаем о профилактике здоровья, о занятиях спортом, о витаминах. О здоровье чаще всего мы начинаем вспоминать, когда начинаем покупать лекарства или когда нас уже на скорой увозят…

3. Отношения мужчины и женщины

Скажите, пожалуйста, если отношения между мужчиной и женщиной не клеятся – имеют значение деньги и здоровье? Мы все время стараемся наладить эти отношения: – Если нет супруга, то его надо найти; Если в ссоре, то надо помириться. Мы всегда ищем варианты – как наладить отношения, потому что иначе у нас начинают страдать все сферы жизни.

4. Обучение и саморазвитие

Жизнь не стоит на месте – все развивается. 10 лет назад мы и представить себе не могли, что мобильным телефоном будут пользоваться все, включая детей и пенсионеров. И если отстаешь от технологий – становится сложно жить. Важно идти в ногу со временем, обучаться и развиваться. Я хочу жить долго, а один из принципов долголетия – работа мозга. Пока мозг работает – организм жив.

5. Отношения с детьми, с родителями, с родственниками

Если ты не выстроил отношений с детьми, особенно в подростковом возрасте – свободно чувствовать себя не будешь. Если не выстроил отношений с родителями, если не позвонил им вовремя, не спросил: ” Как дела?” – ты не сможешь спокойно жить. Потому что они будут тебе звонить и рассказывать, что у них “отвалилась нога”, случилось землятресение и т.д.

6. Отдых

Если мы не отдыхаем, то мы и не работаем. Очень часто мы этой сферой жертвуем в пользу материального благосостояния. Что происходит на самом деле: мы больше времени уделяем работе, но это никак не отражается на толщине нашего кошелька. Почему? Потому что если мы не отдыхаем – мы не можем быть эффективными.

7. Увлечения, хобби

В детстве у нас у всех было много увлечений. Вспомните, мы постоянно были чем-то заняты: прыгали, скакали, рисовали, читали, вышивали крестиком и при этом никогда не уставали. Все это давало развитие. С возрастом круг интересов сужается, не потому что интересы пропали, мы перестаем уделять этому время, что собственно и ограничивает наше развитие и делает жизнь однообразной, скучной.

8. Духовное развитие

Наступает такой момент, когда ты задумываешься: В чем смысл жизни? Зачем я пришел в этот мир? Что мне необходимо сделать в этой жизни? В чем мое предназначение?

Мы все хотим роста благосостояния, забывая при этом, что благосостояние либо растет, либо падает, третьего не дано. Это естественный закон природы: цветок либо растет, либо вянет!

Мы все стремимся к стабильности. А ее просто нет. Стабильность - это иллюзия! Нельзя остановиться и остаться в подвешенном состоянии навсегда. На дороге в гору, если повозку не толкать вверх, она покатится вниз!