Позитивная экономическая. Уровни функционирования экономики. Позитивная и нормативная экономика. Позитивная и нормативная экономическая теория

Методология экономической науки

В любом хозяйстве решается множество вопросов: какие блага производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, как распределять полученные блага между участниками хозяйства. Причем в каждом хозяйстве решаться эти вопросы могут по-разному - в зависимости от тех или иных условий.

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ.

Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить ВСЁ, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла заработная плата архитекторов в городе Ульяновске). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти).

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей - воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Позитивные и нормативные теории

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной - в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивная экономическая теория изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивная теория строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу "если - то". Например, "если увеличится цена молока, люди станут меньше его покупать, "если фирма будет получать большую прибыль, она может расширить производство* и так далее. При этом позитивная теория не оценивает все эти события с точки зрения "хорошо" или "плохо" и подходит к ним беспристрастно. Нормативная экономическая теория отвечает на вопрос, как должно быть устроено хозяйство, и оценивает все события с точки зрения "хорошо" или "плохо". Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях (например, "все люди должны быть равны"), из которых потом выводится устройство всего хозяйства (например, "собственность должна принадлежать всем поровну", "все должны работать одинаковое время и получать одинаковую зарплату" и т. д.).

Нормативная теория любое событие может оценивать (говорить, хорошо это или плохо) с точки зрения соответствия этому "идеальному" состоянию. Например, "повышение цены молока - это плохо, так как люди должны иметь возможность покупать дешевое молоко" или "расширение производства - это хорошо, так как больше людей получат работу".

Таким образом, позитивная теория изучает то, что ЕСТЬ, а нормативная теория - то, что ДОЛЖНО БЫТЬ.

Прикладная экономика

Экономическая теория изучает хозяйство как бы со стороны. Но в то же время люди, которые являются действительными участниками хозяйства, с давних пор занимаются выработкой принципов своего поведения и по-своему изучают то же самое хозяйство изнутри.

Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве.

Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы: фирмы, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже.делится на три большие части - в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения: прикладную экономику фирмы, домоводство и теорию экономической политики.

Прикладная экономика фирмы - совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой фирмы. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как маркетинг, финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д.

Поскольку все эти дисциплины направлены на одну цель - увеличение прибыли фирмы, прикладную экономику фирмы называют еще теорией бизнеса (от англ. business - буквально "дело, занятостью, в переносном смысле "зарабатывание денег).

Домоводство - совокупность знаний о ведении домашнего хозяйства (планировании бюджета, осуществлении покупок, организации потребления и т. д.). Любое домашнее хозяйство выполняет эти действия, и принципы, которыми оно может руководствоваться при этом, составляют предмет науки домоводство.

Теория экономической политики - совокупность знаний о регулировании хозяйства государством (регулирование денежного обращения, рынка капиталов, внутренней и внешней торговли, взимания налогов, распределение бюджета, стимулирование развития отдельных отраслей и т. д.).

В чем состоит деятельность экономистов? Какие цели они преследуют? Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем.

Цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря - более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . Мы хотим получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. .

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Цели могу быть как взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). А так же, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые, например, те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

Рассмотрим методы используемые экономистами. Сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют "описательной, или эмпирической, экономической наукой" (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или "экономическим анализом" (блок 2).

Как показано на рисунке 1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем "выкристаллизовывание", или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2. Дедуктивный , или гипотетический, метод решает задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и

систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Рисунок 1 Связь между фактами, принципами и политикой в экономике.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или экономической политикой (блок 3).

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории - конечный результат экономического анализа - вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. "Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны"".

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов

Экономические принципы - это обобщения, которые, как вытекает из самого термина, содержат в себе несколько неточные количественные определения. Например, когда экономисты говорят, что в 1999 г. среднее домашнее хозяйство получило доход в сумме около 32 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть намного меньше. Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар приведет повышению прибыли многих фирм.

При построении своих обобщений используется термин допущение "при прочих равных условиях" . Иными словами, они допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. Проиллюстрируем это на следующем примере: при выяснении связи между ценой продукта Х и купленным количеством этого продукта чрезвычайно важно принять допущение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленное количество Х (скажем, цена X, цены других товаров, доходы и вкусы потребителей), лишь цена Х изменяется. При этом экономист оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на отношении "цена Х - закупки X", игнорируя влияние других переменных.

Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями . Экономисты строят свои теории с целью обнаружить смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, то есть с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, обобщать - значит абстрагировать или намеренно упрощать; обобщение в экономике имеет практическое значение, а поэтому такое же значение имеет и абстракция. Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории - хорошие теории - основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Макроэкономика и микроэкономика.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.

«...изучивший экономическую теорию в конечном счете добьется большего материального успеха,
чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу приобрести практические навыки».
П. Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1970 г.

Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В самом общем виде она представляет собой форму научного знания, совокупность положений и выводов, отражающих ту или иную сторону экономической деятельности. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей .

Предмет экономической теории - экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также использование ограниченных ресурсов в национальном хозяйстве .

Как и другие науки, экономическая теория изучает объективные законы, которые отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи, определяют направления развития различных сфер экономики. Чем глубже люди познают характер экономических законов, тем эффективнее они могут их использовать в сфере производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ.

В структуру экономической теории включают микро- и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: рабочих, фермеров, землевладельцев, предпринимателей. Она объясняет, каким образом принимаются экономические решения на низшем уровне, например: как устанавливаются цены в отрасли, какой объем производства должна выбрать фирма, чтобы получить максимальную прибыль.

Макроэкономика изучает финансирование национальной экономической системы на основе формирующихся макропропорций. Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция. Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны, органически взаимообусловлены и взаимозависимы.

Как и всякая наука, экономическая теория выполняет следующие функции:

  • познавательная (теоретическая) функция - экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;
  • практическая функция - любое знание ценно не само по себе, а своей способностью служить руководством к действию, реализации практических целей совершенствования общества. Экономическая теория должна, проникнув в самую суть экономической жизни, вскрыть законы, управляющие экономическими процессами, и подсказать пути их использования;
  • методологическая функция - экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), функциональных (экономика и социология труда, финансы , денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.).

Экономическая теория применяет широкий набор методов научного познания, и, в первую очередь, это методы формальной логики – анализ и синтез, методы индукции и дедукции, сравнение, аналогия, гипотеза, определенные законы мышления.

  • Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое. Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.
  • Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; метод дедукции – метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному.
  • Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко применяется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через существующие понятия.
  • Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания.
  • Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает при появлении новых фактов, противоречащих старой теории.

Поскольку теория без фактов может быть пустой, а факты без теории бессмысленны, различают позитивную и нормативную экономику (позитивный и нормативный анализ). Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Напротив, нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Пример позитивного фактического утверждения: при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в университете снизится. Нормативное утверждение на ту же тему: разговоры о плате за обучение в университете вообще вести не следует, тогда число абитуриентов увеличится.

Широко используются в экономической теории также математические и статистические методы , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. В последнее время особое значение приобретают методы прогнозирования и моделирования экономических процессов. Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития экономического процесса; моделирование - формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая теория строится на следующих принципах :

  • принцип ограниченности ресурсов;
  • принцип взаимодействия теории и практики;
  • принцип единства макро- и микроанализа;
  • принцип неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Таким образом, экономическая теория – это наука, изучающая экономические принципы, законы, проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей.

Страница 6 из 36

Методы изучения экономической жизни.

Любая наука, в том числе экономика, имеет свою методологию. Методология – это учение о методах, принципах построения, формах и способах научного познания. Если предмет науки раскрывает что познается, то метод показывает как познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета науки.

В экономике используются самые различные методы, формы и способы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод , основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему. Диалектика – это наука об общих законах развития как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике, процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном развитии.

Экономические явления нельзя положить под микроскоп, взвесить на весах, просветить рентгеновским лучом. Для проникновения в сущность экономических процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат. “аstractio” – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. На основе абстрагирования от всего случайного, не соответствующего природе изучаемого явления, возни кают такие общие понятия, как “товар”, “деньги”, “цена”, “производство”, “потребление”, “распределение”, “обмен” и другие. Это так называемые экономические категории – логические понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия экономической жизни общества.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение, обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется для выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах экономики. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Принято различать позитивный и нормативный анализ (или позитивную и нормативную экономику).

Позитивная экономика – часть экономической теории, которая изучает и объясняет наблюдаемые экономические факторы, события, процессы; устанавливает связь между ними. Позитивные суждения - это суждения о том, что есть. То есть, они подкреплены фактами.

На основе реальных фактов она объясняет, что есть или что может быть : например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. В этом выражении нет никаких оценочных суждений, а есть только констатация факта.

Выражение “при прочих равных условиях” означает, что мы хотим выяснить влияние на спрос только одного фактора – цены товара; другие факторы, которые тоже могут влиять на спрос (доходы потребителей, ожидание инфляции в будущем, цены на товары-заменители и др.), нами не учитываются, т.е. считаются неизменными. Этот принцип широко используется в экономике.

Нормативная экономика – часть экономической теории, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой. Следовательно, она опирается на оценочные суждения, субъективные мнения о том, что как должно быть.

Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправед ливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения “Неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо” или “Уровень инфляции в стране недопустимо высок” – типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.

Широко используются также методы индукции и дедукции. Индукция (наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. На его основе обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному. Он делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод , экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может за-труднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике.

Экономическим процессам и явлениям свойственны качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Построение модели связано с потерей части информации. Это дает возможность абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрироваться на главных элементах системы, их взаимосвязях.

Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называ ются экзогенными переменными . Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными переменными. Цель модели – выяснить, как экзогенные переменные влияют на эндогенные.

Работа над построением модели обычно начинается с тщательного изучения данных и построения на их основе, и в соответствии с ними, одной или нескольких моделей. Продолжением работы является проверка решения модели на основе данных. Эта операция или подтверждает правильность выбора, или указывает на необходимость улучшения модели (создании совершенно новой).

Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, являясь его условным абстрактным воспроизведением (в графической или математической форме), а с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Таким образом,экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Мир моделей многообразен (рис. 1.1). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (микро- и макроэкономические), характеру действия (статические и динамические), характеру взаимодействия элементов (линейные и нелинейные) и т.д.

Рис. 1.1. Виды моделей

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необхо димы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда возможно спрогнозировать их возможные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса в целях его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения.

Какими бы методами не пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности их выводов и положений теории. Если можно сказать: “Это верно в теории, но не на практике”, – значит, данное теоретическое положение ошибочно.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

1. Позитивная экономическая теория изучает:

A) Что есть.

B) Что должно быть.

C) Положительные явления в жизни.

D) Экономический рост.

E) Проблемы процветания общества.

2. Если экономическое обобщение основывается на фактах, то такой метод познания называется:

A) Аналогия.

B) Дедукция.

C) Сравнение.

D) Анализ.

E) Индукция.

3. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

A) Воздух.

B) Магнитофон.

C) Знания.

D) Развлечения.

E) Компьютер.

4. Что означает простое воспроизводство:

5. Что характеризует интенсивное воспроизводство:

C) Сокращение ВВП.

E) Кризис в экономике.

6. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

E) Верны ответы B) и D).

7. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

E) Правильные ответы C) и D).

8. Понятие метода экономической науки включает в себя:

A) Эксперимент.

B) Набор фактических данных.

C) Структуру предмета.

9. Что такое экономические законы:

E) Юридические законы.

10. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

11. Если в стране имеет место значительная безработица, в какой точке находится экономика данной страны:

E) Правильные ответы Б) и D).

12. Какое из приведенных ниже благ является экономическим:

A) Образование.

B) Вода в водоемах.

C) Воздух.

E) Снег зимой.

13. Что такое индукция:

14. Что такое дедукция:

C) Упрощенное утверждение.

15. Чем характеризуется метод синтеза:

C) Постановка экспериментов.

D) Моделирование экономических процессов.

E) Верны ответы B) и D).

16. Чем характеризуется метод анализа:

D) Постановка экспериментов.

17. Какие стадии включает общественное воспроизводство:

A) Обмен и потребление.

D) Производство и обмен.

18. К какой форме общественного воспроизводства можно отнести наличие экономического роста в данной стране:

B) Простое воспроизводство.

19. Какие отношения выражает экономическая категория «собственность»:

A) Менеджмент.

E) Система правомочий.

20. Как можно охарактеризовать отношение «присвоения»:

A) Право дарения.

D) Право пользования.

A) Присвоение-отчуждение.

B) Базис-надстройка.

C) Сущность-явление.

D) Причина - следствие.

E) Субъект - объект.

22. Как можно охарактеризовать право владения:

23. Как характеризуется право пользования:

A) Право наследования.

E) Верны ответы С) и D).

24. Чем характеризуется право распоряжения:

E) Верны ответы В) и С).

25. В Республике Казахстан по Конституции существуют следующие формы собственности:

A) Частная и государственная.

26. Критериями разграничения типов экономических систем служат:

A) Форма собственности.

C) Система управления.

27. Приватизация государственной собственности - это:

E) Верны ответы B) и C).

28. Что из ниже перечисленного является товаром:

B) Дары природы.

C) Неэкономическое благо.

E) Правильные ответы В) и C).

29. Каковы источники экстенсивного пути развития:

C) Современная техника.

D) Это золото и серебро.

E) Это свойство товара.

31. Укажите, что характеризует смешанную экономику:

A) Верны ответы В) и D).

32. Укажите, что характеризует экономику централизованного планирования:

C) Свободная конкуренция.

E) Верны ответы В) и С).

33. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

A) Смешанная.

B) Рыночная.

C) Традиционная.

D) Командная.

E) Переходная.

34. Выберите, наш взгляд, правильное определение понятия «экономическая система»:

D) Это способ производства.

E) Это способ управления.

35. Переход от доиндустриального общества к индустриальному обществу происходит в процессе:

A) Кооперации.

B) Неолитической революции.

C) Революции менеджеров.

E) Промышленной революции.

36. К недобросовестной конкуренции не относится:

C) Технический шпионаж.

37. Что не характерно для труда в первобытном обществе:

E) Необходимый труд.

38. Какая сфера общественного производства является важнейшей в индустриальной экономике:

A) Промышленность.

B) Сельское хозяйство.

C) Сфера услуг.

E) Правильны ответы В) и С).

39. Какая сфера общественного производства является важнейшей в доиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Промышленность.

C) Сфера услуг.

D) Информация.

E) Правильны ответы В) и Д).

40. Какая сфера общественного производства является важнейшей в постиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Сфера услуг и информации.

C) Промышленность.

E) Правильны ответы С) и Д).

41. На какой стадии развития производительных сил находится экономика Казахстана:

A) Доиндустриальной.

B) Индустриальной.

C) Постиндустриальной.

D) При феодальном строе.

42. Постиндустриальная система характеризуется как:

E) Аграрно-индустриальная.

43. В экономике спрос - это:

44. Не относится к числу наиболее важных отличительных признаков социалистической экономики:

D) Правильные ответы А) и В).

E) Плановое ценообразование.

45. Эластичный спрос:

46. Основными субъектами рыночного хозяйства являются:

D) Владельцы ресурсов.

47. Понятие "совершенная конкуренция" характеризуется тем, что:

A) Верны ответы В), D) и Е).

48. Олигополия - это:

D) Верны ответы А) и В).

E) Монопсония.

49. Монопсония - это:

50. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

51. Закон спроса выражает:

52. Уменьшение величины спроса является результатом:

A) Увеличения предложения.

B) Повышения цены.

C) Уменьшения предложения.

D) Снижения цены.

53. Кривая спроса показывает:

54. Сигналом для торговцев снизить рыночную цену является:

E) Правильные ответы С) и D).

55. Закон предложения выражает:

56. Кривая предложения показывает:

B) Наличные запасы в резерве.

57. Рынок товаров и услуг находится в равновесии, если:

A) Спрос равен предложению.

58. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

A) Горизонтальную линию.

B) Кривую линию.

D) Вертикальную линию.

59. Ценовая эластичность спроса считается неэластичной, если ее значения:

A) Меньше 1, но больше 0

C) Больше 0

E) Больше 1

60. Спрос на благо является эластичным, если коэффициент ценовой эластичности спроса:

A) Еdp > 1

B) Еdp < 1

C) Еdp = 0

61. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что:

62. Как повлияет на спрос и равновесную цену то обстоятельство, что товар стал модным:

A) Спрос и цена вырастут.

B) Спрос и цены снизятся.

63. Какая из целей деятельности фирмы является наиболее важной:

A) Получение прибыли.

B) Максимизация продаж.

64. К важнейшим факторам производства относятся:

A) Человек и природа.

B) Только капитал.

C) Менеджмент и информация.

E) Рабочая сила и деньги.

65. Основные производственные фонды - это:

66. Амортизация - это:

67. Оборотные производственные фонды - это:

B) Созданная на производстве готовая продукция.

C) Здания, оборудования.

68. Из чего состоят общие издержки:

A) Из переменных затрат.

69. Прибыль равна:

A) Общей выручке.

B) Сумме всех издержек.

C) Сумме издержек и выручки.

E) Выручка минус издержки.

70. Общая выручка - это:

E) Верны ответы А) и В).

71. Номинальная заработная плата - это:

C) Индекс цен.

72. Реальная зарплата - это:

A) Повременная.

B) Помесячная.

D) Поденная.

73. Укажите товар неэластичного спроса:

A) Бензин.

B) Сложнобытовая техника.

C) Автомобиль.

D) Мебель.

E) Драгоценности.

74. Систематизированный свод, включающий перечень различных сведений и данных о земле, как о средстве производства, и о конкретных земельных угодьях, называют:

A) Кадастром.

B) Рентой.

C) Реестром.

D) Паритетом.

E) Элементом арендной платы.

75. Номинальный ВНП - это:

A) ВНП в текущих ценах.

D) ВНП по расходам.

E) ВНП по доходам.

76. Укажите вид безработицы, связанный со спадом в экономике:

A) Циклическая.

B) Временная.

C) Структурная.

D) Добровольная.

E) Фрикционная.

77. Инфляция- это

A) Рост уровня цен.

C) Удешевление золота.

E) Удешевление товара.

78. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным социально-экономическим проблемам:

A) Демографическая проблема.

E) Экологическая проблема.

79. Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

A) Относится к безработным.

E) Самозанятый.

80. Потерявший работу из-за изменений в структуре производства попадает в категорию безработных, охваченных:

81. Кривая Филлипса фиксирует связь между уровнем инфляции и:

A) Уровнем безработицы.

B) Предложением денег.

C) Уровнем процента.

D) Экономическим циклом.

82. Политика "дешевых денег" используется в период:

A) Депрессии.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Подъема.

83. Политика "дорогих денег" используется в период:

A) Инфляции.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Депрессии;

E) На всех фазах промышленного цикла.

A) Изобретения и инновации.

B) Потребление.

C) Инвестиции.

D) Сбережение.

85. Что не характерно для периода подъема:

A) Сокращение инвестиций.

B) Рост производства.

C) Увеличение кредитов.

D) Снижение безработицы.

E) Снижение инфляции.

86. Увеличение объема производимой продукции за счет расширения количества применяемых факторов без изменения их качества характеризует:

A) Простое воспроизводство.

87. Какая форма безработицы требует переподготовки или повышения квалификации:

A) Структурная безработица.

B) Фрикционная безработица.

C) Циклически безработица.

D) Все формы.

E) Ни одна форма.

88. Что является показателем экономического роста:

B) Уменьшение ВНП.

C) Уменьшение национального дохода.

89. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах:

90. Кредит, предоставляемый под залог недвижимости, называется:

A) Коммерческим.

B) Потребительским.

C) Ипотечным.

D) Банковским.

E) Государственным.

91. Финансовый план государства называется:

A) Государственным бюджетом.

B) Государственным долгом.

C) Государственным банком.

D) Налогообложением.

E) Внебюджетными фондами.

92. Зависимость между налоговыми ставками и поступлениями в госбюджет иллюстрирует:

A) Кривая Лаффера.

B) Кривая Филлипса.

D) Кривая безразличия.

E) Изокванта.

93. Налоговая система страны:

A) Верно все перечисленное.

D) Периодически изменяется.

94. Государственный бюджет становится дефицитным, когда:

A) Налоги увеличиваются.

B) Налоги сокращаются.

95. Индивидуальный подоходный налог является:

A) Прогрессивным.

B) Регрессивным.

C) Пропорциональным.

D) Несправедливым.

E) Справедливым.

96. К косвенным налогам относятся:

B) НДС и акцизы.

D) Налог на имущество.

E) Земельный налог.

97. Государственный долг- это:

D) Мировые деньги.

98. Таможенная пошлина - это:

B) Прогрессивный налог.

C) Нетарифный инструмент.

D) Демпинг.

E) Эмбарго.

99. Каково место Казахстана в международном разделении труда:

100. Что из нижеследующего не относится к инструментам макроэкономики?

A) Фискальная политика.

B) Ценовая политика фирмы.

C) Международная торговля.

D) Монетарная политика.

101. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

A) Воздух.

B) Магнитофон.

C) Знания.

D) Развлечения.

E) Компьютер.

102. Что означает простое воспроизводство:

A) Процесс постоянного возобновления производства всех товаров.

B) Сокращение производства из года в год.

C) Возобновление производства в увеличенных масштабах.

D) Вовлечение в производство большего количества только трудовых ресурсов.

E) Возобновление производства в неизменных масштабах.

103. Что характеризует интенсивное воспроизводство:

A) Улучшение технологий при неизменном количестве ресурсов.

B) Вовлечение дополнительных ресурсов при неизменной технологии.

C) Сокращение ВВП.

D) Возобновление производства в тех же масштабах.

E) Кризис в экономике.

104. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

A) Использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях.

B) Экономическое поведение индивидуальных предпринимателей и мелких фирм.

C) Отношения между отдельными представителями разных классов общества.

D) Экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов.

E) Верны ответы B) и D).

105. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

A) Процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

B) Роль государства в экономике.

C) Глобальные проблемы экономического развития человечества.

D) Те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина.

E) Правильные ответы C) и D).

106. Понятие метода экономической науки включает в себя:

A) Эксперимент.

B) Набор фактических данных.

C) Структуру предмета.

D) Мировоззренческие установки ученого.

E) Способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств.

107. Что такое экономические законы:

A) Существенные внутренние, устойчивые причинно-следственные связи в производственных отношениях.

B) Формализованные представления об экономических явлениях.

C) Научные абстракции, позволяющие определить существенные стороны экономических явлений.

D) Статьи уголовного и гражданского кодексов, которые регулируют экономические отношения, экономическую деятельность.

E) Юридические законы.

108. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

A) С постоянным объемом производства другого продукта.

B) С ростом производства другого вида продукта.

C) С уменьшением производства другого вида продукта.

D) Возможен любой их указанных ответов.

E) С пропорциональным увеличением потребления.

109. Если в стране имеет место значительная безработица, в какой точке находится экономика данной страны:

A) Точка внутри кривой производственных возможностей.

B) Точка, находящаяся на кривой производственных возможностей.

C) Точка, находящаяся выше кривой производственных возможностей.

D) Точка, находящаяся на кривой производственных возможностей и равно удаленная от обеих координат.

E) Правильные ответы Б) и D).

110. Какое из приведенных ниже благ является экономическим:

A) Образование.

B) Вода в водоемах.

C) Воздух.

E) Снег зимой.

111. Что такое индукция:

A) Исторический подход к экономическим явлениям.

B) Обоснование частностей на основе общих положений.

C) Научное обоснование эксперимента.

D) Разработка экономико-математических моделей.

E) Выведение общих положений на основе частностей.

112. Что такое дедукция:

A) Обоснование частностей на основе общих положений.

B) Выведение общих положений, принципов на основе частностей.

C) Упрощенное утверждение.

D) Моделирование экономических процессов.

E) Исторический подход к экономическим явлениям.

113. Чем характеризуется метод синтеза:

A) Соединение отдельных элементов в единое органическое целое, исследование их взаимодействия.

B) Обоснование частных положений на базе общих.

C) Постановка экспериментов.

D) Моделирование экономических процессов.

E) Верны ответы B) и D).

114. Чем характеризуется метод анализа:

A) Расчленение экономического явления на составляющие его простые элементы.

B) Соединение элементов в единое органическое целое.

C) Логическое выведение общих положений.

D) Постановка экспериментов.

E) Моделирование экономических процессов.

115. Какие стадии включает общественное воспроизводство:

A) Обмен и потребление.

B) Производство, распределение, обмен и потребление.

C) Характеристика только доиндустриальных систем.

D) Производство и обмен.

E) Расширенное и простое воспроизводство.

116. К какой форме общественного воспроизводства можно отнести наличие экономического роста в данной стране:

A) Расширенное воспроизводство.

B) Простое воспроизводство.

C) Уменьшение национального дохода.

D) Не подвержена изменениям в зависимости от инфляции.

E) Включает все стадии общественного воспроизводства.

117. Какие отношения выражает экономическая категория «собственность»:

A) Менеджмент.

B) Отношения человека к природе.

C) Отношения между людьми по классовому признаку.

D) Отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.

E) Система правомочий.

118. Как можно охарактеризовать отношение «присвоения»:

A) Право дарения.

B) Оно означает невозможность превращения какого-то объекта отношений в собственную жизнедеятельность данного субъекта.

C) Обобществление средств производства.

D) Право пользования.

E) Оно означает превращение какого-то объекта отношений в собственную жизнедеятельность данного субъекта.

A) Присвоение-отчуждение.

B) Базис-надстройка.

C) Сущность-явление.

D) Причина - следствие.

E) Субъект - объект.

120. Как можно охарактеризовать право владения:

A) Право исключительного физического контроля над благами.

B) Право извлекать из вещи ее полезные свойства.

C) Право определять судьбу вещи.

D) Право на передачу благ в наследство.

E) Право определять возможности использования объекта.

121. Как характеризуется право пользования:

A) Право наследования.

B) Право определять судьбу вещи.

C) Право физического контроля над вещью.

D) Право извлекать из вещи ее полезные свойства.

E) Верны ответы С) и D).

122. Чем характеризуется право распоряжения:

A) Возможность осуществлять владение вещью.

B) Возможность определять фактическую и юридическую судьбу вещи.

C) Возможность извлекать из вещи ее полезные естественные свойства.

D) Возможность получать доходы от собственности.

E) Верны ответы В) и С).

123. В Республике Казахстан по Конституции существуют следующие формы собственности:

A) Частная и государственная.

B) Государственная, коллективная, индивидуальная.

C) Государственная, частная, смешанная.

D) Государственная, смешанная, совместная.

E) Государственная, кооперативная, частная.

124. Критериями разграничения типов экономических систем служат:

A) Форма собственности.

B) Форма собственности и система управления.

C) Система управления.

D) Уровень благосостояния одного человека.

E) Уровень благосостояния общества.

125. Приватизация государственной собственности - это:

A) Преобразование государственной собственности в частную собственность.

B) Преобразование государственной собственности в коллективную собственность.

C) Преобразование общественной собственности в иную.

D) Процесс формирования личной собственности.

E) Верны ответы B) и C).

126. Что из ниже перечисленного является товаром:

A) Продукт труда, предназначенный для обмена.

B) Дары природы.

C) Неэкономическое благо.

D) Продукт, предназначенный для собственного потребления.

E) Правильные ответы В) и C).

127. Каковы источники экстенсивного пути развития:

A) Улучшение организации производства.

B) Увеличение производительности труда.

C) Современная техника.

D) Повышение квалификации работников.

E) Увеличение численности рабочей силы.

A) Это товар, исполняющий роль всеобщего эквивалента.

B) Это товар, выражающий свою стоимость относительно другого товара.

C) Это стоимость товара, выраженная в золоте.

D) Это золото и серебро.

E) Это свойство товара.

129. Укажите, что характеризует смешанную экономику:

A) Верны ответы В) и D).

B) Сочетание государственного и частного секторов экономики, взаимодействующих на основе рыночного механизма.

C) Централизованное плановое руководство экономикой, осуществляемого на основе командно-административного механизма.

D) Сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования экономики.

E) Плановые формы экономических связей.

130. Укажите, что характеризует экономику централизованного планирования:

A) Плановое распределение ресурсов и капиталовложений.

B) Многообразие форм собственности.

C) Свободная конкуренция.

D) Действие рыночных регуляторов.

E) Верны ответы В) и С).

131. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

A) Смешанная.

B) Рыночная.

C) Традиционная.

D) Командная.

E) Переходная.

132. Выберите, наш взгляд, правильное определение понятия «экономическая система»:

A) Совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность.

B) Это конкретно-историческая форма функционирования производственных отношений как единого целого.

C) Это особым образом упорядоченная связь между производителями материальных и нематериальных благ и услуг.

D) Это способ производства.

E) Это способ управления.

133. Переход от доиндустриального общества к индустриальному обществу происходит в процессе:

A) Кооперации.

B) Неолитической революции.

C) Революции менеджеров.

D) Научно-технической революции.

E) Промышленной революции.

134. К недобросовестной конкуренции не относится:

A) Улучшение качества конкурирующей продукции.

B) Самовольное использование чужого товарного знака.

C) Технический шпионаж.

D) Копирование внешнего оформления товара другой фирмы.

E) Подкуп работников конкурента.

135. Что не характерно для труда в первобытном обществе:

A) Высокопроизводительный труд.

B) Совместная трудовая деятельность.

C) Непосредственно общественный труд.

D) Естественное разделение труда.

E) Необходимый труд.

136. Какая сфера общественного производства является важнейшей в индустриальной экономике:

A) Промышленность.

B) Сельское хозяйство.

C) Сфера услуг.

D) Сферы, основанные на ручном труде.

E) Правильны ответы В) и С).

137. Какая сфера общественного производства является важнейшей в доиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Промышленность.

C) Сфера услуг.

D) Информация.

E) Правильны ответы В) и Д).

138. Какая сфера общественного производства является важнейшей в постиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Сфера услуг и информации.

C) Промышленность.

D) Сферы, где используется ручной труд.

E) Правильны ответы С) и Д).

139. На какой стадии развития производительных сил находится экономика Казахстана:

A) Доиндустриальной.

B) Индустриальной.

C) Постиндустриальной.

D) При феодальном строе.

E) При рабовладельческом строе.

140. Постиндустриальная система характеризуется как:

A) Экономика с развитой сферой услуг, высоким информационным обеспечением.

B) Экономика, где преобладает сельское хозяйство и господствует ручной труд.

C) Экономика на основе машинизированного промышленного производства и разделения труда.

D) Экономика, основанная на обычаях, традициях народа.

E) Аграрно-индустриальная.

141. В экономике спрос - это:

A) Количество товара, на приобретение которого у покупателя есть средства и желание его купить.

B) Количество товара которые люди хотят иметь независимо от того могут ли они купить его.

C) Связь между количеством товара, которые потребители готовы купить и ценой этого товара.

D) Количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам.

E) Количество товара, которое покупатели приобретут только при увеличении денежного дохода.

142. Не относится к числу наиболее важных отличительных признаков социалистической экономики:

A) Многообразие форм собственности.

B) Планомерное регулирование экономики из единого центра.

C) Распределение материальных благ по труду.

D) Правильные ответы А) и В).

E) Плановое ценообразование.

143. Эластичный спрос:

A) Ситуация, при которой объем (величина) спроса меняется на больший процент, чем цена.

B) Ситуация, при которой кривая спроса горизонтальна.

C) Ситуация, при которой кривая спроса вертикальна.

D) Ситуация, величина спроса изменяется на меньший процент чем цена.

E) Ситуация, величина спроса изменяется на одинаковый процент.

144. Основными субъектами рыночного хозяйства являются:

A) Домохозяйство, фирмы и государство.

B) Промышленные и торговые олигархии.

C) Наемные рабочие, капиталисты, землевладельцы.

D) Владельцы ресурсов.

E) Профсоюзы, объединения предпринимателей, государственные институты.

145. Понятие "совершенная конкуренция" характеризуется тем, что:

A) Верны ответы В), D) и Е).

B) Значительное число фирм, занятых в отрасли, выпускает однородные товары.

C) Имеется много дифференцированных товаров.

D) Много мелких независимых продавцов и покупателей на рынке.

E) Отсутствие барьеров, предполагающее свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

146. Олигополия - это:

A) Рынок, на котором господствует несколько крупных фирм, производящих однородные или разнородные товары.

B) Союз крупнейших капиталистов с целью извлечения монопольно высокой прибыли.

C) Рынок свободной конкуренции.

D) Верны ответы А) и В).

E) Монопсония.

147. Монопсония - это:

A) Наличие на рынке одного продавца.

B) Наличие на рынке одного покупателя.

C) Наличие на рынке множества продавцов.

D) Наличие на рынке множества покупателей.

E) Наличие нескольких продавцов и покупателей.

148. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

A) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

B) Продаются однородные товары.

C) Продаются дифференцированные товары.

D) Имеют высокий уровень технологии.

E) Каждая фирма сталкивается с ценовой дискриминацией.

149. Закон спроса выражает:

A) Зависимость спроса от неценовых факторов.

B) Прямую зависимость величины спроса от цены товара.

C) Зависимость спроса от цены.

D) Обратную зависимость величины спроса от цены товара.

E) Зависимость цены от спроса.

150. Уменьшение величины спроса является результатом:

A) Увеличения предложения.

B) Повышения цены.

C) Уменьшения предложения.

D) Снижения цены.

E) Действия неценовых факторов.

151. Кривая спроса показывает:

A) Обратную связь между ценой и объемом спрашиваемого товара.

B) Превышение предложения над спросом.

C) Что если доходы потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.

D) Прямую связь между ценой и объемом спрашиваемого товара.

E) Что когда растет спрос, цена повышается.

152. Сигналом для торговцев снизить рыночную цену является:

A) Неожиданно начавшееся накопление запасов товара.

B) Быстрое исчезновение товара с торговых прилавков.

C) Производители стали больше получать заказов, чем они могут выполнить.

D) Повышенный спрос в результате роста числа покупателей.

E) Правильные ответы С) и D).

153. Закон предложения выражает:

A) Прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара.

B) Обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара.

C) Связь между взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми товарами.

D) Меру эластичности каждого товара.

E) Зависимость предложения от стоимости ресурсов.

154. Кривая предложения показывает:

A) Количество товара, который торговцы предлагают по различным ценам.

B) Наличные запасы в резерве.

C) Прибыль, которую имеет фирма.

D) Количества продаваемого производителями товара.

E) Доход, получаемый производителем.

155. Рынок товаров и услуг находится в равновесии, если:

A) Спрос равен предложению.

B) Количество покупателей и количество продавцов постоянно.

C) Объем предложения равен объему спроса.

D) Цена устраивает покупателей и продавцов.

E) Спрос постоянен при росте реального ВНП.

156. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

A) Горизонтальную линию.

B) Кривую линию.

C) Линию с отрицательным наклоном.

D) Вертикальную линию.

E) Линию с положительным наклоном.

157. Ценовая эластичность спроса считается неэластичной, если ее значения:

A) Меньше 1, но больше 0

C) Больше 0

E) Больше 1

158. Спрос на благо является эластичным, если коэффициент ценовой эластичности спроса:

A) Еdp > 1

B) Еdp < 1

C) Еdp = 0

159. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что:

A) Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится равной нулю.

B) Предельная полезность уменьшается по мере того, как потребляется все больше единиц товара.

C) Полная совокупная полезность увеличивается до определенной точки и затем уменьшается по мере того, как потребляется все больше единиц товара.

D) Полная и совокупная полезность может быть отрицательной величиной, когда потребление товара нежелательно.

E) Полезность блага не может быть измерена.

160. Как повлияет на спрос и равновесную цену то обстоятельство, что товар стал модным:

A) Спрос и цена вырастут.

B) Спрос и цены снизятся.

C) Спрос снизится, цена вырастет.

D) Спрос вырастет, цена упадет.

E) Спрос останется неизменным, цена упадет.

161. Какая из целей деятельности фирмы является наиболее важной:

A) Получение прибыли.

B) Максимизация продаж.

C) Повышение качества продукции.

D) Увеличение заработной платы работников.

E) Удовлетворение потребностей людей.

162. К важнейшим факторам производства относятся:

A) Человек и природа.

B) Только капитал.

C) Менеджмент и информация.

D) Труд, капитал, земля, предпринимательство.

E) Рабочая сила и деньги.

163. Основные производственные фонды - это:

A) Многократно используемые в производственных циклах материальные средства, которые переносят свою стоимость на создаваемую продукцию по частям.

B) Созданная на производстве готовая продукция.

C) Материальные средства, участвующие только в одном производственном цикле.

D) Здания, оборудования, станки.

E) Сырье, материалы, рабочая сила.

164. Амортизация - это:

A) Ежегодные отчисления, равные стоимости потребленного за этот период основного капитала.

B) Накопления, связанные с демонстрацией музейных ценностей.

C) Отчисления от накоплений в результате коммерческой деятельности.

D) Временно не используемые средства предприятия.

E) Плата за рискованное использование денежных средств.

165. Оборотные производственные фонды - это:

A) Материальные средства, полностью используемые в течение одного производственного цикла и включаемые в стоимость готовой продукции.

B) Созданная на производстве готовая продукция.

C) Здания, оборудования.

D) Готовая к отгрузке потребителям готовая продукция.

E) Материальные средства, переносящие свою стоимость в течение производственного цикла по частям.

166. Из чего состоят общие издержки:

A) Из переменных затрат.

B) Затраты на организацию фирмы плюс затраты на производство продукции.

C) Из частных и общественных затрат.

D) Из суммы постоянных и переменных издержек.

E) Из явных издержек и неявных издержек.

167. Прибыль равна:

A) Общей выручке.

B) Сумме всех издержек.

C) Сумме издержек и выручки.

D) Постоянные издержки минус переменные издержки..

E) Выручка минус издержки.

168. Общая выручка - это:

A) Выручка, полученная от реализации всей продукции.

B) Стоимостное выражение всей производимой продукции.

C) Выручка от реализации - бухгалтерские издержки.

D) Выручка от реализации - экономические издержки.

E) Верны ответы А) и В).

169. Номинальная заработная плата - это:

A) Сумма денежных выплат за определенный период времени.

B) Средняя заработная плата в стране.

C) Индекс цен.

D) Покупательная способность денежной заработной платы.

E) Сумма потребительных стоимостей, товаров и услуг, которые можно купить на заработную плату.

170. Реальная зарплата - это:

A) Повременная.

B) Помесячная.

C) То же, что и номинальная зарплата.

D) Поденная.

E) Номинальная зарплата за минусом темпов инфляции.

171. Укажите товар неэластичного спроса:

A) Бензин.

B) Сложнобытовая техника.

C) Автомобиль.

D) Мебель.

E) Драгоценности.

172. Систематизированный свод, включающий перечень различных сведений и данных о земле, как о средстве производства, и о конкретных земельных угодьях, называют:

A) Кадастром.

B) Рентой.

C) Реестром.

D) Паритетом.

E) Элементом арендной платы.

173. Номинальный ВНП - это:

A) ВНП в текущих ценах.

B) ВНП с учетом изменения уровня цен.

C) Объем производства в условиях полной занятости.

D) ВНП по расходам.

E) ВНП по доходам.

174. Укажите вид безработицы, связанный со спадом в экономике:

A) Циклическая.

B) Временная.

C) Структурная.

D) Добровольная.

E) Фрикционная.

175. Инфляция- это

A) Рост уровня цен.

B) Подорожание денег в обращении.

C) Удешевление золота.

D) Уменьшение денег в обращение.

E) Удешевление товара.

176. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным социально-экономическим проблемам:

A) Демографическая проблема.

B) Экономическая отсталость (бедность).

C) Проблема роста преступности в городе.

D) Продовольственная проблема.

E) Экологическая проблема.

177. Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

A) Относится к безработным.

B) Относится к разряду занятых.

C) Не учитывается в составе рабочей силы.

D) Рассматривается как неполный занятый.

E) Самозанятый.

178. Потерявший работу из-за изменений в структуре производства попадает в категорию безработных, охваченных:

A) Фрикционной формой безработицы.

B) Циклической формой безработицы.

C) Структурной формой безработицы.

D) Перманентной формой безработицы.

E) Добровольной формой безработицы.

179. Кривая Филлипса фиксирует связь между уровнем инфляции и:

A) Уровнем безработицы.

B) Предложением денег.

C) Уровнем процента.

D) Экономическим циклом.

E) Реальной процентной ставкой.

180. Политика "дешевых денег" используется в период:

A) Депрессии.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Подъема.

E) На всех фазах промышленного цикла.

181. Политика "дорогих денег" используется в период:

A) Инфляции.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Депрессии;

E) На всех фазах промышленного цикла.

A) Изобретения и инновации.

B) Потребление.

C) Инвестиции.

D) Сбережение.

E) Правительственная политика в области налогов и расходования государственных средств.

183. Что не характерно для периода подъема:

A) Сокращение инвестиций.

B) Рост производства.

C) Увеличение кредитов.

D) Снижение безработицы.

E) Снижение инфляции.

184. Увеличение объема производимой продукции за счет расширения количества применяемых факторов без изменения их качества характеризует:

A) Простое воспроизводство.

B) Интенсивный тип экономического роста.

C) Нулевой экономический рост.

D) Экстенсивный тип экономического роста.

E) Смешанный тип воспроизводства.

185. Какая форма безработицы требует переподготовки или повышения квалификации:

A) Структурная безработица.

B) Фрикционная безработица.

C) Циклически безработица.

D) Все формы.

E) Ни одна форма.

186. Что является показателем экономического роста:

A) Увеличение реального ВНП или увеличение реального ВНП на душу населения.

B) Уменьшение ВНП.

C) Уменьшение национального дохода.

D) Исключение из потребления низкокачественных товаров.

E) Уменьшение располагаемого дохода.

187. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах:

A) Технологические изменения в производстве.

B) Увеличение объема рабочего времени.

C) Увеличение объема применяемого капитала.

D) Реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту.

E) Рост квалификации рабочей силы.

188. Кредит, предоставляемый под залог недвижимости, называется:

A) Коммерческим.

B) Потребительским.

C) Ипотечным.

D) Банковским.

E) Государственным.

189. Финансовый план государства называется:

A) Государственным бюджетом.

B) Государственным долгом.

C) Государственным банком.

D) Налогообложением.

E) Внебюджетными фондами.

190. Зависимость между налоговыми ставками и поступлениями в госбюджет иллюстрирует:

A) Кривая Лаффера.

B) Кривая Филлипса.

C) Кривая производственных возможностей.

D) Кривая безразличия.

E) Изокванта.

191. Налоговая система страны:

A) Верно все перечисленное.

B) Формируется с учетом особенностей данного экономического периода.

C) Зависит от проводимой данной экономической политики.

D) Периодически изменяется.

E) Является частью финансовой системы.

192. Государственный бюджет становится дефицитным, когда:

A) Налоги увеличиваются.

B) Налоги сокращаются.

C) Государственные расходы больше, чем доходы.

D) Государственные расходы растут.

E) Государственные расходы сокращаются.

193. Индивидуальный подоходный налог является:

A) Прогрессивным.

B) Регрессивным.

C) Пропорциональным.

D) Несправедливым.

E) Справедливым.

194. К косвенным налогам относятся:

A) Корпоративный подоходный налог.

B) НДС и акцизы.

C) Индивидуальный подоходный налог.

D) Налог на имущество.

E) Земельный налог.

195. Государственный долг- это:

A) Сумма дефицитов государственного бюджета за минусом излишков:

B) Сумма дефицитов и профицитов государственного бюджета.

C) Средство накопления государства.

D) Мировые деньги.

E) Сумма долгов предприятий данной страны.

196. Таможенная пошлина - это:

A) Денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

B) Прогрессивный налог.

C) Нетарифный инструмент.

D) Демпинг.

E) Эмбарго.

197. Каково место Казахстана в международном разделении труда:

A) Специализация на новых технологиях.

B) Специализация на поставках нефти, газа и других полезных ископаемых.

C) Специализация на производстве пищевой продукции.

D) Специализация на производстве новых синтетических материалов.

E) Специализация на компьютерах.

198. Что из нижеследующего не относится к инструментам макроэкономики?

A) Фискальная политика.

B) Ценовая политика фирмы.

C) Международная торговля.

D) Монетарная политика.

E) Внешнеэкономическая политика.

4 - E

5 - A

6 - D

7 - A

8 - E

9 - A

10 - C

11 - A

12 - A

13 - E

14 - A

15 - A

16 - A

17 - B

18 - A

19 - D

20 - E

21 - A

22 - A

23 - D

24 - B

25 - A

26 - B

27 - A

28 - A

29 - E

30 - A

31 - A

32 - A

33 - A

34 - A

35 - E

36 - A

37 - A

38 - A

39 - A

40 - B

41 - B

42 - A

43 - A

44 - A

45 - A

46 - A

47 - A

48 - A

49 - B

50 - A

51 - D

52 - B

53 - A

54 - A

55 - A

56 - A

57 - C

58 - D

59 - A

60 - A

61 - B

62 - A

63 - A

64 - D

65 - A

66 - A

67 - A

68 - D

69 - E

70 - A

71 - A

72 - E

73 - A

74 - A

75 - A

76 - A

77 - A

78 - C

79 - A

80 - C

81 - A

82 - B

83 - A

84 - A

85 - A

86 - D

87 - A

88 - A

89 - A

90 - C

91 - A

92 - A

93 - A

94 - C

95 - A

96 - B

97 - A

98 - A

99 - B

100 - B

101 - A

102 - E

103 - A

104 - D

105 - A

106 - E

107 - A

108 - C

109 - A

110 - A

111 - E

112 - A

113 - A

114 - A

115 - B

116 - A

117 - D

118 - E

119 - A

120 - A

121 - D

122 - B

123 - A

124 - B

125 - A

126 - A

127 - E

128 - A

129 - A

130 - A

131 - A

132 - A

133 - E

134 - A

135 - A

136 - A

137 - A

138 - B

139 - B

140 - A

141 - A

142 - A

143 - A

144 - A

145 - A

146 - A

147 - B

148 - A

149 - D

150 - B

151 - A

152 - A

153 - A

154 - A

155 - C

156 - D

157 - A

158 - A

159 - B

160 - A

161 - A

162 - D

163 - A

164 - A

165 - A

166 - D

167 - E

168 - A

169 - A

170 - E

171 - A

172 - A

173 - A

174 - A

175 - A

176 - C

177 - A

178 - C

179 - A

180 - B

181 - A

182 - A

183 - A

184 - D

185 - A

186 - A

187 - A

188 - C

189 - A

190 - A

191 - A

192 - C


Узнай цену своей работы Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
Предмет и функции экономической теории.
Экономические цели общества.
Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Основные направления экономической теории (школы экономической теории).

Экономика как сфера жизнедеятельности общества

Экономика - это такая сфера жизнедеятельности общества, которая и создает этому обществу материальную базу. Под экономикой чаще всего понимается реальная хозяйственная деятельность (производство, обмен, распределение и потребление благ).
Экономика изучает разнообразные стороны жизнедеятельности общества в условиях недостаточности ресурсов
Общество в результате развития создавало различные товары и услуги. Основой развития общества всегда выступало материальное производство. Производство является главной составляющей любой экономики.
Выделяют материальное и нематериальное производство.
Материальное производство - это производство осязаемых предметов. Нематериальное производство - это сфера услуг.

Экономика является одной из предпосылок общественной жизни, наряду с культурой и религией, и выполняет присущие ей следующие функции:
производственная - создание необходимых условий для деятельности общества;
трансакционная (функция обмена) - обусловлена невозможностью в рамках одного хозяйства либо предприятия удовлетворить все потребности общества;
перераспределительная - предполагает перераспределение средств, полученных в сфере материального или нематериального производства через систему госбюджета в сферу социального обеспечения, здравоохранения и образования.

Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономические отношения и законы в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, а также хозяйственную деятельность человека в целях всё более полного удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
При изучении экономической теории, как науки используются экономические категории.
Экономические категории - это абстрактные выражения общественно-производственных отношений и их взаимосвязей (например: товар, деньги, благо, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит и т.д.)
Предметом экономической теории являются экономические взаимоотношения в обществе по поводу удовлетворения потребностей в условиях жёсткой ограниченности ресурсов.
Ограниченностью ресурсов в экономической теории называют малое наличие или недостаточность природных, человеческих и материальных ресурсов.(ограниченность ресурсов = редкость ресурсов).
Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а поведение людей по отношению к ним.
Ресурсы бывают: природные, людские и материальные.
Природные - представляют собой всё то, что нас окружает (земля, вода, растительный и животный мир, воздух, солнце и т.д.).
Людские - это все трудоспособное население.
Материальные - это все то, что создано человеком (включают в себя все производственные ресурсы (машины, механизмы, инструменты, здания и сооружения), а также нематериальные активы (патенты, лицензии, разрешение на использование какого-либо изобретения).

С точки зрения объектов исследования выделяются следующие разделы экономической теории:
микроэкономика - изучает поведение субъектов хозяйствования (предприятие, домашнее хозяйство, фирма) и процессы на рынках товаров и услуг;
макроэкономика - изучает национальную экономику в целом и экономические процессы, происходящие на данном уровне (национальный доход, инфляция, занятость);
мезоэкономика - изучает экономику на региональном уровне либо по отраслям;
мировая экономика - изучает взаимодействие между национальными экономиками.

Функции экономической теории :
познавательная - заключается в изучении экономических явлений и закономерностей, по которым развивается экономика, а также эта функция формулирует принципы, на которых основывается любая экономика;
методологическая - заключается в том, что выявленные закономерности и принципы служат фундаментом для других экономических наук;
практическая (прикладная) - заключается в том, что выявленные закономерности могут быть использованы в практической деятельности человека. Это, прежде всего, касается прогнозирования и планирования в экономической политике. На основе прогнозов строятся экономические модели развития общества.

Экономические цели общества
Для достижения целей экономическая теория решает фундаментальный вопрос экономики: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
Вопрос что? связан с материальным производством.
Вопрос как? касается технологии производства.
Вопрос для кого? касается интересов потребителей и их вкусов.
Основная проблема в экономике, которую пытаются решить ведущие экономисты - ограниченность ресурсов при безграничных потребностях.
Все экономические цели общества достигаются посредством максимально полного использования ресурсов.

Экономические цели общества:
экономический рост - по устойчивости экономического роста можно судить об «экономическом здоровье» либо «нездоровье» какого-либо общества.
Под экономическим ростом понимается рост валового внутреннего продукта (ВВП), причём проблема роста сводится не к количеству, а к качеству составляющих элементов.
достижение экономической эффективности - поскольку все ресурсы являются ограниченными, их необходимо скомпоновать и использовать таким образом, чтобы получить максимально возможную отдачу;
достижение полной занятости трудоспособного населения - ситуация в экономике, когда каждый желающий работать может найти себе работу;
стабильность цен и отсутствие инфляции.
Инфляция - обесценивание национальной денежной единицы, сопровождающееся (выражающееся) в повышении цен на товары и услуги;
экономическая свобода - проявляется в свободе потребительского выбора;
обеспечение социальной справедливости - подразумевает грамотное распределение доходов и отсутствие дифференциации (отличие по какому-либо признаку); разрыв между высоко- и низкодоходными группами не должен превышать соотношения 1:6;
социальная обеспеченность - связана с материальным обеспечением государством больных, нетрудоспособных, престарелых и других иждивенцев (социально незащищённые слои населения);
поддержание платёжеспособного баланса и валютного курса национальной валюты - связано с тем, что отток и приток капитала в страну должен регулироваться.

Методы экономической теории

Методы науки - это принципы, подходы, формы и способы познания.
Среди всех методов, используемых в экономической теории, можно выделить общенаучные и частные:

Общенаучные - используются во всех науках. К ним можно отнести:
метод научной абстракции - состоит в выделении наиболее существенных сторон в изучаемом явлении и отвлечении от всего ненужного и неважного, т.е. внимание обращается на те факты, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому объекту;
метод анализа - при анализе предмет (явление) разбивается на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению;
метод синтеза - при синтезе происходит соединение (объединение) проанализированных элементов в единое целое и таким образом находится внутренняя связь между элементами и выявляются противоречия между ними;
метод индукции - метод, который представляет собой движение мысли от частного умозаключения к общему (т.е. от фактов к гипотезе).
метод дедукции - метод, который представляет собой движение мысли от общего умозаключения к частному (т.е. от гипотезы к фактам ее подтверждающим).
метод системного подхода - предполагает трактовку экономического объекта как систему некоторых (определённых) моделей.

Частные методы:
метод экономического эксперимента,
метод моделирования,
статистические,
математические,
исторический и т.д.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Позитивная экономическая теория изучает те факты и явления, которые есть сейчас (на самом деле), т.е. исследует фактическое состояние экономики (отвечает на вопрос - что есть?).
Нормативная экономическая теория олицетворяет оценочные суждения отдельных людей (групп лиц) относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать (отвечает на вопрос - как (что) должно быть?).

Современные направления экономической теории (школы экономической теории)
Школы, направления, Представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм
Томас Ман (1571-1641), англичанин 16 - 17 в. в 1. Главное богатство общества - деньги (золото, серебро).
2. Источник богатства - сфера обращения (торговля и денежный оборот).
3. Богатство накапливается в результате внешней торговли (экспорт должен быть больше импорта)
Физиократы Франсуа Кенэ, (1694-1774),
француз
18 в. 1. Богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.
2. Первые попытки вывести прирост богатства из процесса производства (в данном случае с/х), а не обращения.
Английская классическая политэкономия Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823),
англичане
17 - 19в.в 1. Богатство создается в материальном производстве, а не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства - труд.
3. Заложены основы трудовой теории стоимости.
Марксизм Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895),
немцы
С серед. 19 в. 1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
2. Открыт закон стоимости как основа развития товарного производства.
3. Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов.
4. Открыты законы капиталистического способа производства
Маржинализм Карл Менгер (1840-1921,), Фридрих фон Визер (1851-1926), Евгения Бем-Баверка (1851-1914),австрийцы, Конец 19 в. - 30-е гг. 20в. 1. Предмет исследование - потребление (спрос).
2. Разработана теория предельной полезности.
3. Полезность товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.
Неоклассическое направление Альфред Маршалл (1842-1924),
англичанин
С конца 19 в. 1. Рыночная система с преобладанием частного предпринимательства, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.
2. Государство создает неблагоприятные условия для функционирования рыночной экономики.
3. Разработаны теория спроса и предложения, и равновесной цены.
Кейнсианство Джон Мейнард Кейнс (1883-1946),
англичанин
С 1930 г 1. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность.
2. Государство должно осуществлять регулирование через фискальную и денежно-кредитную политику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.
3. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования.
Неоклассический синтез Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915- 2009),
американцы
С 1950 г. 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные методы.
3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением
Новая институциональная экономическая теория Рональд Коуз (род. 1910), Дуглас Норт (род. 1920), Оливер Уильямсон (род. 1932) С 1980 г 1. Теория трансакционных издержек,
2. Теория прав собственности,
3. Теория оппортунистического поведения,
4. Теория общественного выбора,
5. Теория ограниченной рациональности

Понятие «институционализм» включает два аспекта.
Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, - “институции".
Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов".
Институты - формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой.
Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономического учения должна входить теория общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводится лишь к поддержанию условий конкуренции. Это слишком узкий подход. На первом плане должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.