С чем связана необходимость функционирования финансов. Понятие и необходимость финансов. Финансовая система, ее звенья

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Будучи очень приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных форм, в которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее что их объединяет - лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные взаимоотношения. Существование натуральных повинностей в эпоху феодализма, взимание рабовладельческим государством дани со своих граждан и покоренных народов, натурализация общественных отношений в условиях расстроенного денежного обращения отнюдь не доказывает натуральный характер финансовых взаимосвязей. Они говорят о другом - функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории.

Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

Реальное движение денежных средств происходит на второй с третьей стадии воспроизводственного процесса - в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не позволяет обе их стороны относить к сфере функционирования финансов.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На третей стадии распределенная стоимость (в денежной форма) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму - с денежной на товарную.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости; на третьей - двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

На третей стадии воспроизводственного процесса, постоянно совершаемые обменные операции обслуживаются двумя категориями: во-первых, деньгами как всеобщим эквивалентом, во-вторых, ценой. Никакого иного общественного инструмента здесь больше не требуется. Следовательно, в обмене нет места финансам.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Однако и этого признака не достаточно для полной характеристики финансов. Разнообразие распределительных отношений приводит к тому, что на второй стадии воспроизводственного процесса действуют различные экономические категории: финансы, кредит, заработная плата, цена. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т.п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет различных источников) тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет отделить их от денежных средство населения и, в частности, провести границу между финансами и заработной платой.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но именно потенциально, поскольку рабочий производит не финансовые, а продукты труда в товарной форме. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды - важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с не фондовой формой: позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно - экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

В жизни современного общества термин « ФИНАНСЫ » используется довольно часто в таких словосочетаниях, как государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые рынки, финансовые ресурсы, финансовая д-ть, финансовые акти­вы, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

Термин «финансы» (от лат. - доход, платеж) существуют разные точки зрения:

Термин «финансы» возник в 18-19 вв. В Италии и означал любой денежный процесс;

Понятие введено франц. ученым Боденом, который в 1755 издал работу «Шесть книг о республике».

До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении этого слова. Многие исследователи связывают «финансы» с латинскими терминами, употреблявшимися в 13–14 вв. в значении «обязательная уплата денег», денежно-долговое обязательство».

Уже во Франции в 16 в. слово «финансы » использовалось в значении «гос-ные доходы », «денежные суммы ». Употребленное во множественном числе, это слово обозначало все гос-ное достояние и состояние правительственного хоз-ва. Может быть поэтому именно во Франции финансы сформировались в самостоятельную науку.

Финансы исторически возникли как механизм обеспечения д-ти государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению эк-кого развития общества в целом. Первоначально финансы выступали в форме эк-ких отношений между домашними хоз-вами и производителями, с одной стороны, и гос-вом - с другой, по поводу перераспределения в пользу гос-ва части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов д/средств.

ФИНАНСЫ - это эк-кие отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами - предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Эти экономические отношения осуществляются : (1) по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них; (2) для обеспечения адекватного исполнения гос-вом своих функций, в которых нуждается общество; (3) в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Финансы, обеспечивающие функционирование гос-ва, называются государственными финансами . В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций .

ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:

    Всегда имеют стоимостной или денежный характер . Любое финансовой отношение д.б. денежным, но не каждое денежное отношение будет финансовым. Денежные отношение между гражданами; гражданами и торговыми предприятиями не являются финансовыми, т.к. регулируются нормами гражданского права, для которого необходимо равноположение субъектов.

    Финансы выражают перераспределительные отношения частей стоимости общественного продукта. Например – з/плата – это самостоятельная эк-кая категория, в тот момент, когда гос-во устанавливает налоги с з/платы отношения приобретают финансовый характер.

    Финансы выражают отношения по поводу формирования и исполнения централизованных и децентрализованных фондов д/с. Централизованные фонды принадлежат гос-ву (бюджет, внебюджетные фонды). Децентрализованные формирует хоз-ный субъект или предприятие.

Финансовые отношения носят императивную форму.

ФИНАНСЫ - это система денежных отношений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов д/с, с целью удовлетворения потребностей гос-ва.

ПРИМЕР : Современные финансовые рынки проводят спекулятивные операции - денежные выигрыши за счет проигрыша другого, следовательно, слово финансовые в их названии вполне оправданно: одна часть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своего денежного дохода в пользу выигравших. Разница только в том, что в случае государства отношения по поводу выплаты налогов являются императивными (налог общеобязателен), а в случае спекуляции на рынках эти отношения возникают добровольно.

Более половины всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно перераспределяется посредством финансов в пользу гос-ва. А их эффективное/неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества, изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в стране однозначно свидетельствует о неэффективности гос-ва, о неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в пользу гос-ных институтов. В этом случае целесообразным может быть использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного бизнеса или домашних хозяйств.

ВИДЫ ФИНАНСОВ:

1. Государственные и муниципальные (централизованные) финансы - это фонды д/средств, принадлежащих органам власти на различных уровнях: на федеральном уровне; на региональном уровне; на местном уровне. Гос-ными финансами распоряжаются федеральные и региональные органы власти, а муниципальными финансами – органы местного самоуправления. В настоящий момент гос-ными и муниципальными финансами в РФ распоряжаются законодательные и исполнительные органы власти.

2. Негосударственные (децентрализованные) финансы - это фонды д/средств, принадлежащих отдельным эк-ким субъектам: коммерческим предприятиям, домашним хозяйствам, частным страховым организациям, коммерческим банкам. Негосударственные финансы позволяют предприятиям решать их насущные задачи. Часто предприятия и домашние хозяйства называют хозяйствующими субъектами .

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: 1. Распределительная – с помощью финансов происходит распределение и перераспределение ВНП и НД. 2. Учётно-контрольная – осуществляется учёт и контроль за пр-вом и распределением экономических продуктов. 3. Мобилизационная – финансы обеспечивают поступление д/средств для государственных нужд.

Необходимость, сущность и функции финансов

Финансы - одна из важнейших экон-их категорий, отражаемая экон-ие отношения в процессе создания и использования ден-ых средств.

Необходимость финансов обусловлена наличием гос-ва, тов-денежным характером произв-ва, действием экономических законов. Необходимость выражается: - без финансов не может существовать ни одно гос-во, т к они позволяют концентрировать в руках гос-ва денежные средства и использовать их для выполнения возложенных функций; - Финансы – главный элемент общественного воспроизв-ва, они необходимы всем уровням системы гос управления, подразделениям экономики; - без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов .

Сущность финансов проявляется в их функциях:

Распределительная: связана с распределением ВВП и нац. дохода. Фин отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения нац. дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания нац. дохода (в сфере матер-ого произв-ва). В результате распределения не образуются общественные денежные фонды для развития экономики страны, обеспечение обороны…., т е нужно перераспределение, связанное с наличием непроизводственной сферы. Объект распределительной функции – ст-сть ВВП и нац. богатства. Субъект – физ. и юр. лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Контрольная: источником ее реализации является финансовая информация (фин. показатели, имеющиеся в БУ, стат. отч-ти) Главная задача - наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов ден. средств для повышения эффективности общественного производства.

Контроль рублем (как функция финансов) – контроль реального денежного оборота.

Финансы имеют свои специфические признаки , которые позволяют отделять их от других экономических отношений.

1-ый обязательный признак финансов состоит в том, что финансы ограниченно связаны с функционированием денег и проявляют свою сущность через стоимостные отношения.

2-ым специфическим признаком финансов является их распределительный характер, т. е. связь со стоимостным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта.

3-ий признак . В отличие от других стоимостных распределительных категорий финансы всегда связаны с формированием и использованием конечных результатов, т. е. доходов и накоплений, и созданием на этой основе денежных фондов различного целевого назначения.

2. Финансовая система РФ, её состав и характеристика основных показателей

Фин. система РФ – совокупность фин. инструментов или различных звеньев фин-экон. отношений, каждый из которых характеризуется особенностями формирования, распределения и использования фондов ден. средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Состав финансовой системы:

Финансы организаций

1.1 Финансы организаций материального производства

В финансовой системе любого государства ведущее место принадлежит финансам предприятий и отраслей материального производства. Это определяется тем, что в материальном производстве создаются ресурсов, необходимые для формирования денежных фондов всех других подразделений финансовой системы. От состояния финансов производственной сферы зависит прочность, устойчивость и надежность всей финансовой системы в целом.

1.2. Финансы непроизводственной сферы

Финансы предприятий и отраслей непроизводственной сферы имеют свою специфику. Они связаны:

    ("1") с перераспределением и использованием ВОП;
    с формированием и использованием в преобладающей мере фондов потребления;
    во многих отраслях непроизводственной сферы основным источником формирования денежных фондов являются бюджетные ассигнования .
Общегосударственные финансы (бюджеты всех уровней власти, государственные внебюджетные фонды)

Общегосударственные финансы являются стержнем финансовой системы и занимают в ней центральное место. Через них осуществляется связь между всеми другими подразделениями финансовой системы. У одних подразделений эта связь проявляется по линии получения средств (бюджетных ассигнований), у других - по линии платежей и взносов , у третьих и то и то.

Специфика общегосударственных финансов как подразделения финансовой системы в том, что они не связаны ни с созданием ВВП, ни с его потреблением, а являются чисто распределительным механизмом. С их помощью осуществляется связь между финансами производственной и непроизводственной сфер. Через общегосударственные финансы распределяется не менее 1/3 ВВП.

3.Финансы населения (финансы домашних хозяйств)

Источниками формирования денежных фондов населения являются:

    доходы от предпринимательской деятельности , в том числе от продажи имущества; заработная плата наемных работников; социальные выплат ы (пособия, пенсии и т. д.); средства мобилизуемые на финансовом рынке (% по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и т. д.).
Управление финансами, его задачи, элементы. Финансовый аппарат: структура и функции

Эффективное управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации фин. рес-ов гос-ом и муниципалитетом.

Цель управления финансами - нахождение и поддержание оптимального финансового состояния народного хозяйства и его подразделений.

Элементы управления:

1) фин. планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых процессов в соответствии с программой соц-экон. развития на планир-ый период;

2)фин. прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин. рес-ов для определения предпочтительных вар-ов фин. обеспечения деят-ти субъектов хоз-ния, органов гос. власти;

4. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, по итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ принимается решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, можно видеть, что понятие бюджетный процесс отличается длительным периодом (почти 3 года), в отличие от бюджета, который действует в течение финансового года.

Участники бюджетного процесса?

В Бюджетном Кодексе выделены следующие участники бюджетного процесса:

Президент РФ: полномочия - внесение Бюджетного послания в ГосДуму (основные направления бюджетной и налоговой политики), утверждение (подписание) федерального закона о федеральном бюджете; ("5") Органы законодательной (представительной) власти (Федеральное Собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ и т. п.): полномочия - рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета; Органы исполнительной власти, местного самоуправления (Правительство РФ; главы субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и др.): полномочия – составление проекта бюджета, внесение проекта бюджета + необходимых документов и материалов на рассмотрение, исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета и др.; Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России): полномочия - совместная с Правительством разработка и представление на рассмотрение в Государственную Думу основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджетов , осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ; Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; контрольные органы исполнительной власти). Государственные внебюджетные фонды (составление проектов бюджетов ГВБФ, внесение проектов бюджетов ГВБФ, исполнение бюджетов, представление отчетов об исполнении бюджетов ГВБФ) Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

Главные распорядители – это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации . Главные распорядители бюджетных средств определяются ведомственной классификацией расходов. Они выполняют следующие функции: определяют задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений ; составляют бюджетную роспись ; распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; исполняют соответствующую часть бюджета и др.

Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.

    бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств.

Бюджетное учреждение – это организация, созданная органом государственной власти или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы учреждения.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Понятие, сущность, цель и значение налогового администрирования

Налоговое администрирование – в широком смысле, это деятельность гос. органов власти, имеющая определяющее воздействие на процессы управления в области налогов, в узком смысле , повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающих своевременную и полную уплату н/п - ми в бюджеты и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Основной целью налогового администрирования является обеспечение оптимального уровня собираемости налогов и сборов в бюджетную систему страны.

Общий предмет налогового администрирования – отношения по взиманию налогов и сборов.

("6") правомочия органов власти разных уровней в регулировании налоговых отношений;

определение основных понятий, используемых в законодательстве о налогах и сборах;

права и обязанности налогоплательщиков и полномочия налоговых органов;

процедуры налогового контроля;

процедуры обжалования решений и действий налоговых органов и др.

Субъектами налогового администрирования выступают специфические участники – н/п - ки и налоговые агенты; объекты налогового администрирования – налоговые органы.

По своему объему и содержанию налоговое администрирование представляет собой систему:

учета налоговых субъектов и объектов (ст. ст.83-86 НК РФ);

процедур по исчислению и уплате налога (гл. гл.7-12 НК РФ);

контрольных процедур (гл. гл.13,14,19,20 НК РФ);

мер ответственности за совершенное налоговое правонарушение (гл. гл.15-18 НК РФ).

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Принципы, методы и функции налогового администрирования

Принципы налогового администрирования базируются на основных организационных положениях деятельности налоговой системы:

принцип законности. Он связан с необходимостью строгого соблюдения нормативных правовых актов при совершении всех мероприятий налогового органа

принцип осуществления налогового администрирования специально уполномоченными на то субъектами - должностными лицами налоговых органов;

принцип проведения контроля при налоговом администрировании в указанных в НК формах;

принцип непрерывности налогового администрирования;

("7") принцип соблюдения налоговой тайны;

принцип осуществления налогового администрирования под общественным и государственным контролем . Общественный контроль выражается в деятельности специальных общественных правозащитных организаций, государственный – в контроле Федеральной налоговой службой РФ за деятельностью нижестоящих подразделений;

принцип ответственности за совершение правонарушения;

принцип приоритета предупреждения правонарушения над применением карательных санкций.

В качестве методов налогового администрирования выступают:

Налоговое планирование,

Налоговое регулирование и

Налоговый контроль.

Функции нал. администрирования :

Планирование в нал. администрировании находит свое выражение не в определении будущего состояния нал. системы и расчетах нал. поступлений, а в составлении планов проведения всех форм нал. контроля, особенно последующего (метод нал. проверок) в целенаправленной работе по выбору НП-ка для выездных нал. проверок, приоритетных к т. зр. большей вероятности обнаружения серьезных нарушений нал. законодательства.

Организация – обеспечивает эффективность контроля за уплатой Н, повышения уровня их собираемости, предупреждение неплатежей и пресечение ухода от налогов, общее улучшение работы НО. Эта функция находит свое проявление в построении организационной структуры НО, в создании механизма координации работы всех звеньев ФНС России и содействия с правоохранительными и др. контролирующими органами

Контроль - характеризуется уровнем мобилизации в бюджетной системе налогов и др. обязательных платежей, полнотой учета НП-ов и объектов налогообложения , снижением числа суд. разбирательств и жалоб НП на действия субъектов нал. контроля.

8. Теоретические основы обеспечения сбалансированности бюджета .

В зависимости от особенностей экономического развития государства можно выделить три состояния бюджета: дефицит – превышение расходной части бюджета над доходной; баланс – равенство доходной и расходной частей и профицит – доходы бюджета превышают его расходы.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:

Низкая эффективность общественного производства. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний) Нерациональная структура бюджетных расходов, т. е. положение, при котором страна живёт не по средствам. ("8") Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов . Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешнего долга . Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту , это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство выпускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).

Государственная регистрация и учет налогоплательщиков и налоговых агентов в налоговых органах

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

Заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Постановка на учет организации по ее месту нахождения осуществляется на основании сведений внесенных в единый государств. реестр. юр. лиц. (ЕГРЮЛ).

Датой постановки на учет юр. лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государств. регистрации при создании юр. лица или о гос. регистрации при создании юр. лица путем реорганизации.

("10") Постановка на учет физ. лиц, которые не относятся к ИП осуществляется по месту их жительства.

Постановка на учет организаций осуществляется на основе заявления по месту нахождения организации.

НО, осуществляющий постановку на учет обязан выдать свидетельство о постановке на учет вновь созданных организаций или ИП-елей.

Если НП-ик изменил место нахождения или место жительства, то снятие с учета так же осуществляется НО.

Постановка на учет по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основе полученных документов от НО по прежнему месту жительства (нахождения)

Каждому НП-ку присваивается индентичный номер НП-ка, а при регистрации присваивается ОГРН-основной государственный регистрац. номер.

Структура ИНН:

Для организаций (это 10-тизначный цифров. код, обозначен NNNNXXXXXC) Для физ. лиц (12-тизначный цифр. код NNNNXXXXXXCC)

ИНН формируется как цифр. код состоящий из последовательности цифр, обозначающих слева направо след.:

Код НО, который присвоил ИНН (NNNN) Порядковый номер записи о лице в территориальном разделе единого гос. реестра НП-ков налогового органа, осуществившего постановку на учет (для организаций 5 Х-ов, для ФЛ 6 Х-ов) Контрольное число рассчитанное по спец. алгоритму, установленному ФНС (С и СС)

Дополнением к ИНН в связи с постановкой на учет в разных НО, по основаниям предусмотренным НК, для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП)

КПП представляет собой последовательность цифр NNNNPPxxx, которые слева направо означают:

NNNN - это код НО, который осуществил постановку на учет организации по ее месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и трансп. средств. PP - причина постановки на учет ХХХ - порядковый номер постановки на учет в территориальном НО по соответствующим причинам

НО осуществивший постановку на учет организации выдает ей или направляет по почте свидетельство о постановке на учет или уведомление о постановки на учет.

Вместе с тем организациям предписано вставать на налоговый учет и по месту своего нахождения, и по месту нахождения филиалов. Кроме того, налогоплательщик обязан письменно уведомить налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, в течения одного месяца со дня их создания.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов. Определение финансов. Функции финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов.

Сущность и необходимость финансов

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедшие года показали всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В 1995 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей. заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимостьфинансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Финансы, по своей природе, имеют распределительный характер, Объектами распределения являются ВВП и НД. А зачем вообще нужно распределение?

Все начинается с исходных, первоначальных жизненных потребностей, удовлетворение которых требует производства и воспроизводства экономического продукта. А производство и воспроизводство, в свою очередь, связано с необходимостью распределения, обмена, накопления общественного продукта. Распределение, обмен, накопление неумолимо требуют вовлечения денег и финансов в экономические процессы и экономические отношения.

Распределение - неотъемлемая часть процесса воспроизводства.

К.Маркс писал: «Распределение необходимо, чтобы обеспечить нужды расширенного воспроизводства, удовлетворить коллективные общественные потребности, создать страховые фонды».

Итак, мы знаем, почему необходимо распределение. Нам еще нужно выяснить, почему необходима такая форма распределения, как финансы. Распределение было всегда, даже на самых ранних ступенях общественного развития и сохранится на самых высоких ступенях его развития. Конкретные формы распределения менялись, и будут меняться.

Обязательное условие функционирования финансов - наличие денег, развитие ТДО. Без ТДО не возникли бы и не могли существовать экономические отношения по поводу образования и использования денежных фондов.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое. Человечество уже в начале века имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. И только в середине века появляется термин «финансы».

Рассмотрим предпосылки возникновения финансов.

I. В результате буржуазных революций в Центральной Европе, власть монархов была урезана, и произошло отторжение главы государства от казны, таким образом, монарх не мог единолично пользоваться общегосударственным фондом денежных средств – так возник бюджет.

II. Формирование бюджета стало носить системный характер, возникли системы государственных доходов и расходов с законодательным закреплением.

III. Если раньше доходы государства формировались за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то дальше налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

Но факт существования государства не дает оснований для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. Возникновение финансовых отношений не является результатом деятельности государства, его волеизъявлением. Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностью общественного развития.


Государство же может лишь учитывать объективную необходимость финансовых отношений и на этой основе разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменить конкретные виды платежей, изменять формы использования финансовых средств.

Итак, государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, тем не менее, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.

Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

Причиной, порождающей появление финансов можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в денежных средствах, обеспечивающих их деятельность.

Эту потребность в денежных средствах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.

Необходимость финансов заключается в том , что финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, без которого невозможно распределять ВВП на всех уровнях хозяйствования. Финансы одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям, учреждениям) и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам) и государственной системе управления социально-экономическими процессами.

Можно ли сейчас дать полное определение финансов? Оказывается, нет, потому что, будучи очень приметными, движение денежных средств, само по себе, не раскрывает сущность финансов.

Для выяснения сущности финансов необходимо выявить признаки, которые характерны для финансовых отношений.