Суверенные инвестиционные фонды на международном финансовом рынке. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Финансирование институтов развития

Суверенные фонды создаются государствами для сохранения финансовой стабильности в период кризиса и как инструмент глобального инвестирования. Появление большинства из них связано с доходами от экспорта углеводородов. В период финансового кризиса государствам приходится пересматривать стратегию управления фондами. При этом для управления российскими суверенными фондами характерна консервативная политика, что в условиях низких цен на нефть препятствует их наполнению и сохранению антикризисной «подушки безопасности».

Суверенный фонд благосостояния представляет собой инвестиционный фонд (как правило, государственный, хотя бывают исключения – нефтяной фонд штата Аляска (США), China Investment Corporation и т.д.), который состоит из акций, облигаций, недвижимости и (или) других финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте.

  • Основные функции суверенного фонда – покрытие дефицита бюджета в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры или аккумулирование избыточных экспортных поступлений, которые впоследствии могут быть инвестированы в перспективные проекты.
  • Появление первых суверенных фондов относится к 50-м годам прошлого века (Кувейт, Венесуэла), но массовой практикой это стало на рубеже 20-21 веков. К числу крупнейших суверенных фондов относятся государственный пенсионный фонд Норвегии (SPU), суверенный фонд Абу-Даби (ОАЭ) и т.д.
  • В России в 2004 году был создан Стабилизационный фонд, в который перечислялись госдоходы от добычи и экспорта нефти при превышении нефтяных котировок определенной «цены отсечения». В 2008 году Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
  • В 2011 году был создан Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который вкладывает деньги в лидирующие и перспективные отрасли совместно с международными инвесторами.

Количественное и качественное развитие суверенных фондов прежде всего связано с периодом высоких цен на нефть в первое десятилетие 21 века. Но в связи с кризисом на сырьевых рынках суверенные фонды меняют стратегию инвестирования в пользу вложения средств в высокодоходные акции и альтернативные активы (например, недвижимость).

  • Государственный пенсионный фонд Норвегии (SPU) инвестирует в высокотехнологические компании (Apple, Alphabet, Microsoft) и сферы, не связанные с нефтью и газом (например, в компанию Nestle).
  • Суверенный фонд Королевства Саудовская Аравия за последний год инвестировал $50 млрд в иностранные активы, большую часть – в технологические компании. Например, в июне прошлого года фонд инвестировал $3,5 млрд в Uber.
  • Правительство Катара планирует открыть офис в Кремниевой долине (США), чтобы инвестировать в технологические стартапы.

Суверенные фонды России обеспечили относительно безболезненное прохождение мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и поддерживают экономическую стабильность в настоящее время. Из-за этого их объем значительно сократился.

  • В декабре 2016 года объем средств Резервного фонда впервые за всю историю его существования опустился ниже 1 трлн руб. На конец апреля 2017 года в нем находилось 931,25 млрд руб. или $16,34 млрд, а в Фонде национального благосостояния - 4,1925 трлн руб. или $73,57 млрд.
  • Закон о бюджете на 2017 год предполагает, что Резервный фонд в этом году будет полностью исчерпан и правительство перейдет к использованию средств ФНБ. На покрытие дефицита бюджета планируется направить 1,061 трлн рублей из Резервного фонда и 663,5 млрд рублей из ФНБ.

Но благодаря росту цен на нефть угроза исчерпания «подушки безопасности» снизилась.

  • Резервный фонд может быть сохранен, а средства ФНБ могут не понадобиться. Условием этого является сохранение цены на нефть на уровне $50 за баррель, так как все дополнительные доходы (свыше $40 за баррель) будут использоваться для пополнения Резервного фонда.

С учетом структуры инвестиций средств российских суверенных фондов без высоких цен на нефть они практически не будут пополняться.

  • Согласно отчету Минфина, объем Резервного фонда с января по апрель 2017 года вырос на $0,16 млрд. При этом в рублевом эквиваленте объем снизился на 42 млрд (с 973 до 931 млрд рублей). То есть получаемые в настоящее время доходы от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России не компенсируют курсовую разницу от переоценки активов.
  • Около 40% средств ФНБ зарезервированы под инфраструктурные проекты (БАМ, Транссиб и т.д.), проекты «Росатома», Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Но в 2015 году принято решение не начинать финансирование новых проектов из ФНБ. Также существует вероятность приостановки финансирования части уже одобренных проектов. При этом кредиты, выданные ФНБ на проекты, приносят 6,5% годовых в валюте и 23,63% в рублях (данные Минфина). Доходность долговых обязательств США в долларах и ЕС в евро составляет 1% годовых.

Благодаря высоким ценам на нефть суверенные фонды по размеру активов обогнали хедж-фонды и фонды прямых инвестиций, вместе взятые. А кризис сделал их желанными инвесторами в доселе недоступные объекты. Но череда неудачных сделок в Европе и США заставила их внимательнее подходить к объектам инвестирования. В результате фонды стали все больше смотреть на восток.

В марте 2012 г. под управлением суверенных фондов было $4,96 трлн, подсчитали эксперты Sovereign Wealth Fund Institute (SWF Institute). К началу года, по версии Dow Jones, этот показатель составлял $4,8 трлн, тогда как активы хедж-фондов и фондов прямых инвестиций составляли $1,8 трлн и $2,6 трлн соответственно. За неполные пять лет объем средств суверенных фондов вырос более чем наполовину. Публичности такие фонды не любят.

Средства под управлением самого большого из них - Abu Dhabi Investment Authority (учрежден в 1976 г.), по разным оценкам, составляют от $400 млрд до $800 млрд. Самый старый из суверенных фондов - Kuwait Investment Authority - был основан в 1953 г. В 2011 г. о создании суверенных фондов сообщили Италия, Нигерия, Папуа - Новая Гвинея и Монголия, в начале этого года Габон решил учредить новый фонд.

Спасатели банков

Богатство суверенных фондов во многом результат роста цен на нефть в предкризисные годы. В 2003 г. баррель нефти Brent в среднем стоил $28,48, в 2006 г. - $66,11, летом 2008 г. цена достигала $147,5 (данные Thomson Reuters). К началу финансового кризиса 2008 г. у суверенных фондов было и желание, и возможности инвестировать.

Наступление кризиса подогрело спрос на эти деньги. Глобальные банки начали списывать «токсичные активы», возникли трудности с ликвидностью и капиталом. Регуляторы требовали увеличить капитал, а в некоторых случаях и найти покупателя. Связи с ближневосточными инвесторами и их деньги оказались кстати.

В 2007 г. фонд Абу-Даби инвестировал в Citi $7,5 млрд, китайский CIC заплатил $5 млрд за 9,9% Morgan Stanley, сингапурская Temasek - $4,4 млрд за 9,5% Merrill Lynch и $3 млрд за 2,1% Barclays, Dubai International Financial Center Investments - $1,8 млрд за 2,2% Deutsche Bank.

В декабре 2007 г. Singapore Investment Corporation (GIC) выделила $9,7 млрд UBS, в 2008 г. - еще $14,4 млрд, а Citi - $6,8 млрд. Инвестиции в UBS принесли сингапурскому фонду убыток, инвестиции в Citi - прибыль. На сентябрь 2011 г. потери GIC по инвестициям в UBS составляли $7,4 млрд (данные Bloomberg). Часть пакета в Citi сингапурцы продали в 2009 г., заработав на этом $1,6 млрд. В 2009 г. Temasek продавала акции Bank of America и Barclays - с убытком.

Акции Citi принесли прибыль и кувейтскому фонду. В 2009 г., через два года после покупки акций Citi на $4,1 млрд, Kuwait Investment Authority сообщил, что заработал $1 млрд. Доходность этой инвестиции составила 37%. Фонд Абу-Даби, инвестировавший в 2007 г. в Citi $7,5 млрд, в итоге с ним судился. Фонд обвинил банк в предоставлении неверной информации, потребовал сделку отменить и выплатить ему $4 млрд, сообщает Reuters. В суде первой инстанции фонд проиграл и позже это решение оспорил.

В 2008 г. инвестфонды Катара и Абу-Даби предоставили 7 млрд фунтов Barclays, который хотел выжить в кризис без госпомощи. Акционеры Barclays были вне себя - банк согласился платить по нотам 14% годовых, и инвесторы внакладе не остались. Шейх Мансур, член правящей семьи Абу-Даби и владелец футбольного клуба Manchester City, купил ноты банка на 2 млрд фунтов и менее чем за год заработал на них 1,46 млрд фунтов. По данным Reuters, в целом инвестиция в Barclays принесла Абу-Даби 3 млрд фунтов.

В 2010 г. фонд Катара купил за $2,72 млрд бразильский бизнес испанского Santander, еще 500 млн евро получили от фонда греческие EFG Eurobank и Alpha Bank, находящиеся в процессе слияния.

Дорогой ценой

По оценке ООН, ближневосточные суверенные фонды - Саудовской Аравии, Кувейта, Катара и Абу-Даби - только в 2008 г. из-за кризиса потеряли $350 млрд. Сохранить активы на уровне предыдущего года им удалось лишь благодаря вливаниям новых средств правительствами. Сильнее всего пострадал Abu Dhabi Investment Authority (ADIA) - его убытки составили $183 млрд. Kuwait Investment Authority (KIA) зафиксировал убыток в размере $94 млрд, Qatar Investment Authority (QIA) - $27 млрд, Saudi Arabian Monetary Agency (SAMA) - $46 млрд.

«Недавний коллапс на рынке недвижимости и фондовом рынке принес суверенным инвестиционным фондам большие убытки, но также открыл инвестиционные возможности», - говорится в докладе ООН.

Урок 2008 г. запомнился. В 2009 г. суверенные фонды, результаты которых отслеживает SWF, совершили 113 инвестиций на сумму $68,8 млрд, что на 40% меньше, чем в 2008 г. В финансовом секторе в 2009 г. было 28 инвестиций на $10,2 млрд по сравнению с 49 сделками на $81,7 млрд в 2008 г. В секторе недвижимости активность фондов упала вдвое. Фонды переключили фокус внимания на другие секторы, в первую очередь на энергетику, добывающие отрасли и машиностроение. Но, несмотря на кризис, Европа оставалась основным рынком для фондов - 42,5% от $29,2 млрд. По оценке ООН, в 2009 г. потери суверенных фондов составили $200 млрд.

Холодный прием

Больше всего суверенные фонды любят инвестировать в британские активы - на них приходится 17% их глобальных вложений. Великобритания никогда не препятствовала ближневосточным инвестициям. В 2007 г. крупнейшими акционерами Лондонской фондовой биржи (LSE) стали суверенные фонды Кувейта и Катара, катарскому фонду также принадлежит универмаг Harrods.

В континентальной Европе активности суверенных фондов в кризис были рады меньше. В 2008 г. президент Франции Николя Саркози пообещал обеспечить французским компаниям защиту от них. «Не должно случиться, чтобы Франция не могла ответить на растущую мощь чрезвычайно агрессивных суверенных фондов, которые следуют исключительно экономической логике, - заявил Саркози. - Франция должна защитить свои компании и дать им возможность развиваться и защищать себя» (цитата по Reuters).

В том же 2008 году Германия приняла закон, требующий одобрения парламентом всех прямых иностранных инвестиций при продаже неевропейским инвесторам более 25% капитала немецкой компании.

В 2010 г. дружба с ливийскими инвесторами дорого обошлась гендиректору итальянского Unicredit Алессандро Профумо. Ему пришлось подать в отставку, когда обнаружилось, что совокупная доля ливийского нацбанка и суверенного фонда в капитале банка достигла 7,6%.

С ведрами по миру

Причин для снижения спроса на деньги суверенных фондов нет - в Европе новый кризис, 30 местным банкам нужно привлечь в капитал дополнительные 115 млрд евро. «Если вы думаете, где в мире найти прозрачные ведра, полные денег, то в большой степени они сосредоточены на Ближнем Востоке», - сказал ameinfo.com директор банковской группы Emirates NBD Гэри Дуган. Можно поговорить о сингапурском правительстве или еще о нескольких суверенных фондах, добавляет он, но обращаться за деньгами в Великобританию смысла нет, и в США тоже, потому что там, вероятно, нет ликвидности ни у одного из государственных пенсионных фондов.

Ближневосточные фонды предложили несколько программ поддержки странам еврозоны, отмечает Дуган. За помощью обращались, например, португальцы и ирландцы, рассказывает он, и «эти страны приходили не как еврозона, а как индивидуальные страны».

Далеко не факт, что суверенные фонды будут помогать странам еврозоны переживать нынешний кризис и дальше. «Тратить суверенные ближневосточные деньги на спасение Греции было бы очень плохой идеей, - утверждает банковский аналитик Rasmala Investments Радж Мадха. - Решать, помогать ли Греции, должны Германия и Европа, а для третьей стороны тратить свое благосостояние без веской причины смысла не имеет».

В прошлый кризис совершались конкретные сделки, по которым можно было получить дисконт к рыночным ценам, вспоминает Дуган. «Было много удачных сделок, - отмечает он, - особенно повезло катарцам, которые получили хороший доход». Но сделки, которые заключаются в последнее время, по словам Дугана, совершаются по рыночным ценам, а ближневосточные инвесторы будут заинтересованы в покупке активов только при дисконте.

Суверенный фонд Катара в последние несколько лет был активен на европейском рынке. Помимо кризисных инвестиций QIA вложил $20 млрд в акции немецких автоконцернов Porsche и Volkswagen, купил легендарный Harrods и участвует в СП на покупку лондонской Олимпийской деревни, сообщает The Middle East Time. В конце марта стало известно о переговорах правящей семьи Абу-Даби с Royal Bank of Scotland (82% капитала в госсобственности). Британское правительство ищет покупателя на акции, которые сейчас находятся в его собственности. В том числе обсуждалось, что суверенный фонд Абу-Даби инвестирует в банк 10 млрд фунтов ($16 млрд).

Однако сейчас фокус инвестиций все больше смещается с запада на восток. В конце января Катар впервые посетил премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао. Во время его визита было подписано соглашение на $10 млрд об учреждении СП с китайской CNPC и Royal Dutch Shell, а также контракты в финансовом секторе и торговле. Аналогичные соглашения у Катара уже есть с Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Вьетнамом и Шри-Ланкой.

Вместе с нами

Один из ближневосточных суверенных фондов готов вкладывать во все сделки Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Для «этого большого суверенного фонда» это будет «самая большая инвестиция в фонд», рассказал гендиректор управляющей компании РФПИ Кирилл Дмитриев. Арабский фонд, по словам Дмитриева, во все сделки будет заходить на 10-20% их объема. Но в наиболее интересные сможет вносить деньги дополнительно - например, в 3 или 5 раз больше, чем РФПИ. Лимита на инвестирование у них нет, но сам РФПИ не хочет доводить размер автоматического входа до более чем 30-40% от общего объема инвестиций.

Суверенные фонды благосостояния создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены. Нужно ли создавать суверенные фонды и какую роль они играют в период разразившегося финансового кризиса, рассматривает автор в настоящей статье.
Существуют различные определения «суверенного фонда благосостояния».

1. Суверенный фонд благосостояния (Sovereign Wealth Fund (SWF)) — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и (или) для государственных нужд в долго- срочной перспективе1.

2. Суверенный фонд благосостояния — государственный инвестиционный фонд, состоящий из акций, облигаций, недвижимости и (или) других финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте. Часть средств может быть инвестирована внутри экономики. Инвестирование средств суверенного фонда благосостояния предполагает более высокий уровень доходности по сравнению с государственными резервами и соответственно более высокий уровень риска. Организационная форма возможна в виде фонда или инвестиционной корпорации2.

Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд, фонд будущих поколений, резервный фонд.

Необходимость создания суверенных фондов благосостояния

Основные функции суверенного фонда благосостояния таковы:

Во-первых, средства фонда могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры.

Во-вторых, в период высоких цен на сырье фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие «голландской болезни экономики»3. Дело в том, что рост экспортной выручки приводит, как правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям избрать определенную стратегию — приспособиться к низкому либо высокому курсу. Кроме того, в условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что характерно для большинства стран — экспортеров ресурсов) увеличение экспортных поступ-лений приводит к росту инфляции.

Помимо экономических задач, суверенный фонд благосостояния выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и к дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объема госбюджета сами по себе.

Тем не менее необходимость создания суверенных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом. В российской практике высказывались предложения направить средства фондов в инфраструктурные проекты. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в суверенном фонде.

Общий анализ принципов управления средствами суверенных фондов благосостояния. Мировой опыт

Несмотря на разнообразие институциональной структуры суверенных фондов благосостояния, можно выделить общие концептуальные принципы управления:

  • транспарентность накопления и использования средств фонда;
  • долгосрочная стратегия формирования и использования ресурсов фонда с учетом критериев роста и допустимого риска;
  • исключение отрицательного влияния инвестиций фонда на экономику;
  • независимость от политической конъюнктуры;
  • защита аккумулируемых средств от инфляции;
  • определение методики анализа эффективности операций фонда;
  • профессиональный инвестиционный менеджмент;
  • управление, предусматривающее контроль;
  • прозрачность, предусматривающая пуб-личное раскрытие информации об операциях и аудиторских отчетов, регулярное распространение информации в СМИ;
  • интеграция с государственным бюджетом, обеспечивающая управление нефтяными поступлениями и наблюдение за ними с учетом целей создания фонда.
Выбор стратегии управления средствами суверенных фондов зависит от приемлемого соотношения риска/доходности (стабильности). Управляющие могут иметь различные цели своей деятельности: в одном случае главное — максимизировать доходность, в другом — приоритетом является гарантия сохранности средств.

Набор финансовых инструментов, предусмотренных для инвестирования средств фондов, может выступать регулятором соотношения риска/доходности. Иллюстрирует данную закономерность приведенная ниже таблица, из которой видно, что Россия придерживалась максимально консервативной стратегии при управлении средствами Стабилизационного фонда. Катарский инвестиционный фонд, напротив, ориентирован на максимизацию доходности, имеет наиболее широкий выбор доступ-ных для инвестирования финансовых инструментов, потенциально способных принести большую доходность, однако при большем уровне риска.

Мировой опыт включает различные модели систем управления средствами суверенных фондов. Приведем несколько примеров государственного и негосударственного управ-ления средствами этих фондов.

Государственное управление средствами суверенных фондов:

  • Норвежским государственным пенсионным фондом владеет Министерство финансов, а управляет Центральный банк страны;
  • Кувейтский резервный фонд будущих поколений управляется инвестиционным агентством, принадлежащим правительству Кувейта. Для осуществления инвестиций агентство проводит отбор и найм управляющих менеджеров;
  • Национальным фондом Республики Казахстан управляет Центральный банк Казахстана;
  • управление инвестиционным портфелем Трастового фонда наследственных сбережений Альберты (Канада) осуществляется департаментом инвестиционного менедж-мента Министерства финансов Альберты.
Негосударственное управление средствами суверенных фондов:
  • в Сингапуре и Китае были созданы специализированные корпорации: соответственно Темасек и Китайская Инвестиционная Корпорация;
  • в ОАЭ существует несколько суверенных фондов, управление которыми осуществляется специальными управляющими (негосударственными);
  • Постоянный нефтяной фонд штата Аляска находится под управлением частной корпорации, которая нанимает менеджеров для осуществления инвестирования средств фонда.
Норвегия

Фонд (Government Pension Fund — Global) создан в 1990 году для вложений сверхдоходов от экспорта нефти в долгосрочные инвестиции (преимущественно от налоговых поступ-лений от нефтедобывающих компаний, но также от продаж лицензий на разработку месторождений, поступлений по государственному прямому финансовому проценту (State"s Direct Financial Interest — по-видимому, специфический налог), дивидендов от частичного государственного участия в капитале компании StatoilHydro — госкомпании, курирующей нефтяной и гидроэнергетический бизнес).

Фондом владеет Министерство финансов, а управляет Центральный банк Норвегии.

На сегодняшний день это крупнейший пенсионный фонд в Европе и второй по величине в мире, первый — Калифорнийский общественный фонд (California Public-Employees Pension Fund (CALPERS)).

По состоянию на 31.01.2008 активы фонда составляли 2002,1 млрд норвежских крон (около 340 млрд долл. США). Это примерно 87% от ВВП Норвегии.

Фонд инвестирует 40% своих активов в акции и 60% в облигации с фиксированным доходом только на международных рынках. Инвестиции лимитированы максимальной долей в 5% акций любой компании.

Венесуэла

В 1998 году в Венесуэле был создан Фонд макроэкономической стабилизации. Первоначально критерии наполнения этого фонда были сформулированы достаточно жестко: если мировая цена на нефть превышает нормативную (14,7 долл. США за баррель), то каждый доллар сверх этого идет в фонд. В дальнейшем правила перечисления средств в фонд менялись, а госбюджет сводился с постоянным дефицитом. К 2003 году удалось накопить 2,59 млрд долл. США, но правительство Уго Чавеса вскоре истратило эти деньги, и сейчас фонд фактически не функционирует.

В Кувейте в 1953 году создан Инвестиционный фонд Кувейта, в котором к середине 2008 года накоплено более 260 млрд долл. США. В Инвестиционный фонд перечисляются 10% госдоходов (независимо от их происхождения и цены на нефть). Характер размещения средств фондов не разглашается, хотя известно, что деньги вкладываются в ценные бумаги развитых стран.

В сентябре 2004 года правительство страны приняло решение создать Стабилизационный фонд и перевести в него 50% нефтяной сверхприбыли за предыдущий год. Однако уже в ноябре того же года из этих средств было изъято 280 млн долл. США, которые были потрачены на компенсацию гражданам их затрат на бензин. Фонд так и не начал функционировать.

В Омане в 1980 году был создан Государственный резервный фонд, а в 1993 году — еще и Нефтяной фонд. При этом все нефтяные доходы при цене нефти до 15 долл. США за баррель идут в бюджет, следующие 2 долл. США за баррель — в Государственный резерв-ный фонд, следующие 0,5 долл. США за баррель — в Нефтяной фонд, а при цене свыше 17,5 долл. США за баррель нефтяные сверхдоходы снова идут в бюджет. Однако фонды наполнить так и не удалось, так как их средства постоянно шли на покрытие бюджетного дефицита.

Медный стабилизационный фонд Чили был создан в 1985 году. Ежегодно Министерство финансов Чили устанавливает ориентировочную (базовую) цену на медь. Если реальная экспортная цена превышает базовую, то излишек доходов перечисляется из бюджета в фонд. К началу 2008 года в фонде было аккумулировано около 21 млрд долл. США.

В России в 2004 году был учрежден Стабилизационный фонд. В него перечислялись государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена на нефть была равна «цене отсечения», а все сверх этого идет в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне 20 долл. США за баррель, затем была повышена до 27 долл. США.

Стабилизационный фонд выполнял следующие функции:

  • являлся встроенным стабилизатором;
  • обеспечивал дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • мог служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
Активами фонда напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание.

С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резерв-ный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1% ВВП, на 2009 год — 5,5%, на 2010 год — 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП.

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

Резервный фонд Российской Федерации был сформирован 1 февраля 2008 года. На 1 октября 2008 года сумма резервного фонда составляла 3 559,19 млрд рублей.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового транс-ферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в этом федеральном законе на очередной финансовый год и плановый период.

Если величина Резервного фонда превысит 10% ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.
Фонд национального благосостояния России (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда. На 1 октября 2008 года сумма ФНБ составляла 1 228,88 млрд. рублей.

ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособ-ленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утверж-денный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резерв-ного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Актуальные проблемы

Наиболее острыми на сегодняшний день являются вопросы системы управления средствами суверенных фондов и стратегии управ-ления средствами ФНБ.

Система управления средствами фондов

Средства российских суверенных фондов размещаются на счетах по учету средств фондов в разрешенной иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов), открытых в Центральном банке РФ на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ. За пользование денежными средствами, размещенными на счетах суверенных фондов благосостояния, Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета. Центральный банк РФ выступает основным агентом Минфина России по управлению средствами фондов.

Важно отметить, что действующая система обеспечивает иммунитет средств фондов от взыскания или ареста по судебным требованиям иностранных организаций к Российской Федерации (риск компании Noga).

Информация по использованию средств фондов Центральным банком РФ не находится в открытом доступе, что не дает возможности определить реальную эффективность управления этими средствами.

Постановлениями Правительства Российской Федерации «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» и «О порядке управления средствами Резервного фонда» устанавливается Перечень требований к финансовым активам и Перечень операций с финансовыми активами, в которые могут размещаться средства фондов. Согласно Перечням формируется виртуальная модель портфеля финансовых инструментов, по которому рассчитывается средняя доходность (виртуальная).

За пользование средствами фондов Центральный банк РФ выплачивает проценты, равные величине средней доходности виртуальной модели портфеля.

Требования к финансовым инструментам для размещения средств Стабилизационного фонда разрешали покупку инструментов с рейтингом «ААА», которые имеют меньшую доходность, чем разрешенные для Резервного фонда и Фонда национального благосостояния инструменты с рейтингом «АА». Из этого следует, что средняя доходность действующих фондов должна быть выше аналогичной величины для Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Инвестирование средств фондов должно осуществляться исходя из принципов диверсификации и надежности финансовых инструментов. Целесообразно привлечение к управлению средствами Фонда национального благосостояния специализированных финансовых организаций.

Необходимо также повысить прозрачность механизма управления и предпринять попытку избежать косвенной стратегии управления средствами фондов, которая существует потому, что финансовые активы с высоким уровнем риска (долговые обязательства и акции юридических лиц и паи инвестиционных фондов) не входят в перечень активов, разрешенных для проведения с ними операций Банком России.

Стратегия управления ФНБ

Согласно статье 96.10 Бюджетного кодекса РФ, «Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Вместе с тем «целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе» (ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ).

Представляется, что задачей ФНБ является не покрытие дефицита бюджета ПФР в ближайшие годы (в настоящее время это делается за счет иных текущих доходов федерального бюджета), а достижение значительного размера для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость ПФР в будущем. Идеальным вариантом было бы формирование такого объема средств ФНБ, при котором для покрытия дефицита бюджета ПФР в будущем было достаточно доходов от управ-ления средствами ФНБ.

Объем Фонда национального благосостояния на 1 апреля 2008 года составил 774 млрд рублей. При этом в ближайшие годы для покрытия дефицита бюджета ПФР предусматривается перечисление следующих межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР: в 2008 году — 171,77 млрд руб., в 2009 году — 133,71 млрд руб., в 2010 году — 227,38 млрд руб.4. Иначе говоря, если дефицит ПФР будет в полном объеме покрываться за счет средств ФНБ, последний может быть полностью израсходован за несколько ближайших лет. Это вряд ли целесообразно.

В связи с этим необходимо разработать более четкую и определенную стратегию управления и использования средств ФНБ, позволяющую обеспечить сохранность и увеличение активов ФНБ.

Факторы, обеспечивающие сохранность средств ФНБ:

  • исключение расходования средств ФНБ без острой необходимости, пока не будет достигнут нужный объем ФНБ. Софинансирование дополнительных страховых взносов граждан на накопительную часть трудовой пенсии и покрытие дефицита бюджета ПФР должно осуществляться исключительно за счет доходов от управления средствами ФНБ;
  • обеспечение высокой надежности вложений.
Факторы, обеспечивающие увеличение активов ФНБ:
  • перечисление части нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • максимизация доходов от управления средствами ФНБ (в этом случае стратегия ФНБ не может быть сильно консервативной, так как доходность ФНБ должна быть хотя бы сопоставима с инфляцией на долгосрочном горизонте).
Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть в порядке управления средствами ФНБ возможность инвестирования части средств в надежные финансовые инструменты на российском финансовом рынке, такие как долговые обязательства и акции юридических лиц, а также паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Инвестирование средств фонда в указанные инструменты обеспечит приток долго- срочных инвестиционных ресурсов в экономику Российской Федерации (в отличие от банковских депозитов и остатков на банковских счетах в российских банках и кредитных организациях, которые являются источниками кратко- и среднесрочных ресурсов).

Фонды в условиях кризиса

Осенью на российском финансовом рынке сложилась непростая ситуация. Финансовый кризис, зародившийся в американской экономике еще летом 2007 года в ипотечном секторе, к концу лета 2008 года трансформировался в глобальный кризис. Цены на нефть, достигнув к маю 2008 года своего максимума и вплотную приблизившись к отметке 150 долл./барр., к середине октября опустились ниже 70 долл./барр.

К середине октября фондовые рынки обрушились: американские индексы — до уровней 1999 года, российский рынок акций — до уровней 2004 года, потеряв около 70% капитализации. Кризис недоверия спровоцировал дефицит ликвидности, сектор межбанковского кредитования оказался практически парализован, обанкротились крупнейшие компании. По мнению экспертов, к 20 октября 2008 года пик кризиса еще не пройден.

Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации. Одним из направлений поддержки стало снабжение ликвидностью отечественных финансовых институтов.

По словам заместителя министра финансов Д.В. Панкина, у российской экономики достаточно резервов, а власти своевременно реагируют на возникающие трудности. Объем золотовалютных резервов находится сейчас на уровне 580 млрд долл. США. «Этого достаточно, чтобы покрыть все возможные требования иностранных кредиторов, перекредитовывать средства и впрыснуть на внутренний рынок дополнительную ликвидность».

Кроме того, по словам Д.В. Панкина, Минфин России может скорректировать модель Фонда национального благосостояния с учетом финансового кризиса. 16 сентября текущего года Минфин России разослал на согласование в ведомства предложения по инвестированию средств ФНБ, которые уста- навливали ряд ограничений на покупку акций и корпоративных облигаций. Д.В. Панкин отметил, что ограничений по инвестированию на внутреннем рынке нет. Минфин России сможет сам определять, сколько должно быть инвестировано средств на внутреннем, а сколько — на внешнем рынках.

Новые правила инвестирования будут предусматривать расширение перечня инструментов, в которые можно вкладывать средства ФНБ, в том числе в акции и корпоративные облигации5.

Минфин России не предполагает принципиально менять новую стратегию инвестирования в связи с ситуацией на финансовом рынке. Вне зависимости от того, будут ли средства фонда инвестированы на внешнем рынке или на внутреннем, предельные объемы вложений в один вид инструмента пока не меняются.

Предельный объем инвестиций в негосударственные облигации предполагается установить на уровне 40%, в государственные — 100%. Максимальный объем вложений в депозиты в коммерческих банках может быть ограничен 30%.

До сих пор средства ФНБ инвестируются по аналогии с Резервным фондом — только в суверенные долговые обязательства, в долговые бумаги иностранных агентств и иностранных центральных банков, а также в долговые обязательства международных финансовых организаций.

C 14 октября 2008 года начал действовать пакет законов о стабилизации российского финансового рынка, согласно которому средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно на общую сумму не более 450 млрд руб. по ставке 7% годовых.

Перспективы

Суверенные фонды благосостояния могут превратиться к 2015 году в ведущую силу мировой экономики. При этом объемы продукции и услуг, производимых активами, контролируемыми этими фондами, могут превзойти по размерам аналогичные показатели экономики США.

На конец 2007 года совокупные инвестиционные средства мировых суверенных фондов благосостояния достигли 3,5 трлн долл. США. Согласно подсчетам газеты Financial Times, к 2015 году их активы могут составить 15 трлн долл. США. При этом они ведут активную инвестиционную политику. Так, в 2007 году эти фонды инвестировали 80 млрд долл. США в банковский сектор США.

По мнению одного из руководителей Global Insight Яна Рэндолфа, суверенные фонды являются новейшей ведущей силой мирового финансового рынка, которая идет на смену хедж-фондам и частным инвестиционным фондам. Они также сменили центробанки в качестве крупнейшего заемщика.

В результате страны ЕС и США сейчас разрабатывают в экстренном порядке меры по защите стратегических отраслей своих экономик и даже отдельных компаний от «излишнего» присутствия в них мощных иностранных инвесторов в лице госфондов. Один из вариантов, который предлагают США, — это отказ представителей подобных суверенных фондов благосостояния участвовать в принятии «стратегических» решений6.

1 http://www.wikipedia.com/
2 http://www.swfinstitute.org/ — Sovereign Wealth Fund Institute
3 В данном случае можно говорить о так называемом проклятии ресурсов или парадоксе изобилия. Это явление в экономике связано с тем, что страны, обладающие значительными природными ресурсами, являются, как часто считается, менее эконо" мически развитыми, нежели страны с небольшими их запасами. Основными возможными причинами этого могут являться:
— снижение конкурентоспособности других секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов;
— высокая волатильность доходов от продажи ресурсов на мировом рынке;
— ошибки в государственном регулировании или развитие коррупции, последовавшие за притоком «легких» денег в экономику.
4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198"ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
5 http://www.newsru.com/
6 http://www.prime"tass.ru/news/show.asp?id=779981&ct=news

  • 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
  • 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
  • 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
  • 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
  • 18. Безработица как макроэкономическая проблема
  • 3 Основные причины безработицы:
  • 1. Фрикционная.
  • 2.Структурная.
  • 3. Естественная.
  • 4. Циклическая.
  • 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
  • 20. Экономический рост
  • 1. Загрязнение окружающей среды.
  • 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
  • 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
  • 2. Структура и содержание системы управления финансами.
  • 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
  • 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
  • 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
  • 2) Безвозмездные поступления:
  • 5. Бюджетный процесс в рф.
  • 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
  • 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
  • 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
  • 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
  • 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
  • 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
  • 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
  • 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
  • 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
  • 1 Группа: нормативы капитала банка
  • 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
  • 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
  • 4 Группа – прочие нормативы
  • 17. Пассивные операции коммерческого банка.
  • 18. Активные операции коммерческого банка.
  • 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
  • 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
  • Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • Европейская валютная система 1979г.
  • 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
  • I.Как управляющей системы:
  • II. Как области управления предприятием:
  • 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
  • 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
  • 5. Денежные потоки и методы их оценки.
  • Сравнение методов анализа движения денежных средств.
  • 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
  • 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
  • 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
  • II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
  • 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
  • 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
  • 1) Экономический
  • 2) Бухгалтерский
  • 3) Учетно-аналитический
  • 1)Традиционный подход. – минимум wacc
  • 2)Модильяни-Миллер
  • 3)Концепция иерархии.
  • 1. Анализ капитала предприятия.
  • 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
  • I. Внутренние:
  • II. Внешние:
  • 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 1. Внутренние инструменты
  • 1. Лизинг
  • 2.Венчурное финансирование
  • 5. Франчайзинг
  • 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
  • 4 Модели финансирования оборотного капитала.
  • 14. Управление запасами.
  • 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
  • 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
  • 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
  • II. Модель экономичного размера партии
  • 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
  • 1. Консервативный
  • 2. Агрессивный
  • 3. Умеренный
  • 16. Управление денежными средствами на предпритии.
  • I. Модель Баумоля (1952)
  • II. Модель Миллера-Ора (1962)
  • 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
  • 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
  • 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
  • Модели прогнозирования
  • 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.

    Необходимость формирования государственных внебюджетных фондов, их классификация по функциональному назначению и уровням управления. Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

    Внебюджетные государственные фонды в РФ, их состав, порядок составления, представления, утверждения и исполнения. Формирование доходов государственных внебюджетных фондов РФ. Расходы государственных внебюджетных фондов РФ.

    Понятие суверенных фондов и их назначение. Подходы МВФ к классификации суверенных фондов. Источники формирования средств суверенных фондов в мировой практике. Суверенные фонды в бюджетной системе России и их особенности. Резервный фонд и направления использования его средств. Фонд национального благосостояния и его предназначение.

    Необходимость формирования государственных внебюджетных фондов, их классификация по функциональному назначению и уровням управления.

    ГВФ – система экономических отношений между государством, работодателями и населением по поводу формирования и использования централизованных в масштабе государства либо региона фонда финансовых ресурсов для реализации права граждан на государственное пенсионное и соцобеспечение, а также медицинскую помощь.

    Основными причинами образования ГВФ является необходимость:

    Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

    Целевого использования средств этих фондов;

    Оперативного решения социальных проблем.

    Классификация:

    1) по функциональному назначению:

    - социальные:

      Пенсионный фондРФ

      Фонд социального страхованияРФ

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

    - общеэкономические: создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач (дорожный фонд, экологический и др.) [сейчас упразднены]

    2) по уровням управления:

    Федеральные

    Региональные (территориальные)

    Региональные и местные органы государственной власти могут создавать свои внебюджетные фонды, формируемые за счет местных доходов. В частности, это могут быть:

    - фонды развития территорий; - фонды природоохранных мероприятий; - фонды социальной поддержки населения и др.

    Роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

    ГВФ – один из методов перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения.

    Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

    Основное назначение внебюджетных фондов – обязательное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков

    Внебюджетные государственные фонды в РФ, их состав, порядок составления, представления, утверждения и исполнения.

    В состав бюджетов ГВФ входят бюджеты ГВФ РФ и бюджеты территориальных ГВФ.

    Проекты бюджетов ГВФ РФ составляются органами управления соответствующих фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный органисполнительной власти для внесения в Правительство РФ.

    Бюджеты ГВФ РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме ФЗ не позднее принятия ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Проекты бюджетов ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период должны содержать показатели доходов и расходов.

    В Государственной Думе проекты бюджетов ГВФ РФ в течение 3-х дней направляются Советом Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

    На пленарном заседании Государственной Думы проекты ФЗ о бюджетах ГВФ РФ должны быть рассмотрены в 1-ом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во 2-ом чтении.

    Предметом рассмотрения проектов ФЗ о бюджетах ГВФ РФ в 1-ом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:

    1) прогнозируемый общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    2) общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

    3) предельный объем дефицита (профицита) бюджета ГВФ РФ и (или) источники его финансирования;

    Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах ГВФ РФ во 2-ом чтении являются:

    1) распределение расходов;

    2) текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период.

    При рассмотрении в 3-ем чтении проекты ФЗ о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.

    Принятые Государственной Думой ФЗ о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

    Проекты бюджетов территориальных ГВФ представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.

    Бюджеты ГВФ РФ принимаются в форме ФЗ, а бюджеты территориальных ГВФ – в форме законов субъектов РФ.

    Формирование доходов государственных внебюджетных фондов РФ.

      страховые взносы на обязательное (пенсионное, социальное, медицинское) страхование;

      недоимки, пени и штрафы по взносам в соответствующие Фонды;

      доходы от размещения временно свободных средств Фондов;

      межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

      прочие поступления (добровольные взносы, доходы от использования имущества Фонда, от продажи материальных и нематериальных активов и др.).

    Расходы государственных внебюджетных фондов РФ, их целевое назначение.

    Расходы ПФР:

    1) Общегосударственные вопросы 2) Образование 3) Социальная политика (выплата пенсий, пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.) 4) Прикладные научные исследования в области соцполитики и др. вопросы соцполитики

    Расходы ФСС:

        выплата пособий по временной нетрудоспособности;

        санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;

        финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;

        страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

        возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

        расходы на содержание самих учреждений Фонда и др.

    Расходы ФОМС:

      финансирование целевых программ по здравоохранению;

      финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

      создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования);

      международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;

      финансирование научных исследований в области медицины;

      развитие материально-технической базы здравоохранения;

      выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;

    Системы кассового исполнения бюджетов: банковская, казначейская, смешанная.

    Схема исполнения бюджета – совокупность отношений, возникающих между участниками исполнения бюджета в связи с исполнением бюджета по доходам, по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

    Можно выделить 3 основные схемы:

      Банковская

      Смешанная

      Казначейская

      Банковская схема имеет следующие основные черты:

    Зачисление, учет и распределение доходов осуществляется Госбанком, являющимся монополистом по обслуживанию счетов бюджетов и бюджетных учреждений;

    Для учета доходов бюджета в учреждениях Госбанка открываются счета бюджетных учреждений, в результате чего зачисление доходов в бюджет происходит не на один, а на несколько счетов;

    Отражение и учет расходов бюджета, бюджетных учреждений осуществляется исключительно Госбанком.

    Смешанная (сочетает признаки банковской схемы + казначейской) и имеет след. черты:

    Обслуживание бюджета осуществляется неограниченным количеством банков => бюджетные учреждения получили право открывать счета в любом банке;

    Счета для поступления доходов контролируются Госбанком и Федеральным Казначейством совместно;

    Отчет об исполнении бюджета готовит Госбанк.

      Казначейская (противоположность банк. схеме) – отличительная черта: основная функция по исполнению бюджета (учет поступлений и выбытий) возложена на Федеральное Казначейство (ФК):

    Доходы бюджета зачисляются на единый счет;

    Бюджетные учреждения НЕ имеют право открывать счета в банках;

    Управление р/с бюджета осуществляется исключительно Казначейством;

    Отчет об исполнении бюджета готовит ФК.

    Основы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

    БК РФ (ст. 215) Исполнение федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального ГВФ, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

    Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

    Основной принцип кассового исполнения бюджета – единство кассы , т.е. все полученные доходы и произведенные расходы должны отражаться на едином счете.

    ЛЕКЦИЯ: в действующем законодательстве отсутствует понятие «исполнение бюджета»: выделяют 2 подхода, раскрывающих сущность организации исполнения бюджета:

      ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ:

    Исполнение бюджета – это совокупность 3 функций:

    А) обеспечение исполнения бюджета (этим занимаются высшие исполнительные органы – Правительство РФ, Администрации регионов и муниципальных образований);

    Б) организация исполнения бюджета (осуществляет финансовый орган)

    В) кассовое обслуживание исполнения бюджета (осуществляют органы Федерального Казначейства).

      КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ: исполнение бюджета это совокупность:

    А) исполнение операций по доходам (осуществляют Главные Администраторы доходов (ГАДы) и Администраторы доходов. Основной ГАД - ФНС)

    Б) исполнение бюджета по расходам (исполняют ГРБС (главные распорядители бюджетных средств), РБС (распорядители бюджетных средств) и ПБС (получатели бюджетных средств).

    В) исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета (осуществляет Главные Администраторы источников финансирования дефицита бюджета и Администраторы источников финансирования дефицита бюджета).

    Кассовое обслуживание исполнения бюджетов в РФ

    возложено на органы ФК.

    В ст. 6 БК РФ кассовое обслуживание – проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

    Под осуществлением кассового обслуживания исполнения бюджета понимается выполнение функций именно кассира публично-правового образования, на счета которого (кассира) поступают денежные средства и который производит операции по расходованию этих средств только от имени и по поручению финансового органа и обеспечивает:

      распределение доходов по уровням бюджетной системы;

      перерасчеты между бюджетами;

      исполнение и проверка платежных поручений с единого счета бюджета;

      консолидацию информации об исполнении нижестоящих бюджетов на территории субъекта РФ и формирование отчетности в рамках действующего законодательства и др.

    Сводная бюджетная роспись. Кассовый план.

    Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

    Сводная бюджетная роспись - оперативный документ, отражающий распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в разрезе показателей бюджетной классификации.

    Порядок составления и утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета (аналогичный порядок предусмотрен и для составления и исполнения росписи территориальных бюджетов) следующий: на основе утвержденного Правительством РФ поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета Минфин РФ доводит до федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств поквартальное распределение расходов федерального бюджета в структуре функциональных и ведомственных классификаций расходов бюджетов РФ.

    Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) доводят распределение установленных для них объемов до организаций, находящихся в их ведении, и согласовывают с этими организациями полученные от них возвратные объемы распределения расходов в структуре функциональных и экономических классификаций расходов бюджетов РФ (возвратные лимиты ассигнований).

    На основе возвратных лимитов ассигнований ГРБС формируют сводные возвратные лимиты ассигнований в структуре функциональных и экономических классификаций расходов бюджетов РФ и представляют их в Минфин России для формирования сводной бюджетной росписи.

    Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

    Кассовый план составляет и ведет финансовый орган или уполномоченный орган исполнительной власти (местной администрации).

    Исполнение бюджетов по доходам.

    Кассовое исполнение бюджета по доходам предусматривает:

      перечисление и зачисление доходов на счет соответствующего бюджета;

      распределение доходов между бюджетами [на основе таких документов как БК РФ, ФЗ О бюджете РФ, субъекта, решении МО, ФЗ субъектов РФ об установлении единых нормативов МО]

      возврат излишне уплаченных сумм доходов;

      учет доходов и отчетность о доходах в соответствии с бюджетной классификацией.

    Также зачислению в бюджет подлежат невыясненные (неклассифицируемые) поступления (это поступления, в которых отсутствует ОКАТО, неверно записаны ИНН/КПП, поступления, по которым отсутствует расчетный документ).

    Исполнение бюджетов по расходам.

    Суть: учет и ведение выбытий средств бюджета, а также операций по лицевым счетам.

    Основные операции исполнения бюджета по расходам:

      Доведение объемов финансирования (объем фин-ия – это предел средств, который может потратить соответствующий бюджет)

      Ведение лимитов по лицевым счетам

      Составление и контроль за платежными документами

    Сейчас нормативно-правовая база сформировала 2 подхода орг. исп. бюджета по расходам:

        С ОТКРЫТИЕМ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ТОЛЬКО ФИНАНСОВОМУ ОРГАНУ;

        С ОТКРЫТИЕМ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА ФИНАНСОВОМУ ОРГАНУ И ПОЛУЧАТЕЛЮ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (ПБС):

        1. C доведением объемов финансирования до ПБС

          C доведением объемов фин-ия и лимитов бюджетных обязательств до ПБС

          C доведением объемов финансирования, лимитов бюджетных обязательств и источников финансирования расходов до ПБС

    Бюджетная роспись. - документ, который составляется и ведется ГРБС в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

    Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.

    Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета. (ст.220)

    Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на л/с, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (МО).

    Л/с, открываемые в ФК, открываются и ведутся в порядке, установленном ФК.

    Л/с, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (МО), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (МО).

    Бюджетная смета. - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетовлимиты бюджетных обязательствбюджетного учреждения.

    Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном ГРБС, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ.

    Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося ГРБС, утверждается руководителем ГРБС.

    Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

    Показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

    Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете. (ст. 232 БК РФ)

    Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета (субъекта РФ) сверх утвержденного ФЗ-ом о федеральном (местном) бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в ФЗ о федеральном (местном) бюджете на текущий финансовый год и плановый период на:

    Замещение государственных заимствований;

    Погашение государственного (мун.) долга РФ;

    Исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

    Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, не использованные на начало текущего финансового года, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год.

    Сувере́нный фонд - государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты.

    Некоторые суверенные фонды принадлежат центральным банкам, которые аккумулируют валютную наличность в процессе управления национальной банковской системой; такие фонды обычно имеют высокую экономическую и фискальную значимость. Другие суверенные фонды просто представляют собой государственные сбережения, которые инвестируются в различные компании с целью получения инвестиционного дохода, и не играют существенной роли в фискальном управлении.

    Суверенные фонды могут инвестировать в иностранные депозиты, золото, SDR, резервную позицию в МВФ, или в такие резервные валюты как доллар, евро или иена. Суверенные фонды могут быть зарегистрированы как инвестиционные компании, государственные пенсионные фонды, суверенные нефтяные фонды и т. д.

    Были попытки отделить суверенные фонды от золотовалютных резервов центральных банков. Суверенные фонды отличаются долгосрочным характером инвестиций, тогда как золотовалютные резервы используются для краткосрочной стабилизации курса национальной валюты и управления ликвидностью. Многие центральные банки в последние годы накопили огромные ЗВР, превышающие уровни, необходимые для поддерживания ликвидности и курса валюты. Более того, многие ЗВР диверсифицируются в активы, отличные от краткосрочных депозитов и иностранной наличности, например, в акции и деривативы разных видов.

    В мировой практике существуют различные определения СФ (Суверенный фонд, Sovereign Fund (SF)). Среди них:1. СФ - это фонд, который находится в собственности и под контролем государства и инвестиционные стратегии которого включают покупку иностранных активов; 2. СФ - это финансовый инструмент, находящийся в собственности государства, которое аккумулирует, управляет и распоряжается общественными средствами, инвестируя в широкий круг активов различного типа. Суверенный фонд – это фонд, контрольным пакетом которого владеет какое- либо государство. Суверенный фонд, как правило, образуется в случае высокого торгового профицита при экспортных операциях того или иного государства. Чаще всего, это экспорт природных ресурсов (нефти, газа) и других (промышленных) товаров.

    Подходы МВФ к классификации суверенных фондов:

    Стабилизационные фонды - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

    Фонды будущих поколений – формируется также, на здравоохранение, образование, расходуется, когда есть соответствующая цель.

    Фонды развития – как экономический фонд, на развитие экономики (дороги, предприятия, гос.инвестиции) , осн. цель – получение дохода. В РФ такого нет.

    Общество размещения официальных резервов – функционирование данных фондов – текущее вложение средств в финансовые активы.

    Резервные фонды – на покрытие определенных расходов (чрезвычайных).

    В России решение о формировании стабилизационного фонда было продиктовано необходимостью гарантий исполнения бюджетных обязательств и снижения инфляционного давления, связанного с высокими ценами на энергоносители на мировых рынках. В России формирование суверенных фондов фактически выступало в недавнем прошлом дополнительным инструментом долгосрочной стерилизации (т.е.изъятия «излишней» денежной массы в экономике) в дополнение к краткосрочным и среднесрочным инструментам ЦБРФ.

    Многие страны (включая Россию), в настоящее время инвестируют средства стабилизационных фондов, фондов национального благосостояния, государственных пенсионных фондов в иностранные активы с целью минимизации рисков.

    Размещение средств суверенных фондов Российской Федерации в иностранные активы, в т.ч. государственные ценные бумаги (принимая во внимание низкую доходность этих вложений) можно оценить как недостаточно эффективное с позиций воспроизводственного процесса и стимулирования роста и развития национальной экономики.

    Источники формирования средств суверенных фондов в мировой практике

    указанные фонды создаются как резервы центрального правительства в виде финансовых активов, формируемые за счет обязательных налоговых и иных видов отчислений в государственный бюджет, накопление которых 2 осуществляется в целях поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения устойчивого экономического развития. Некоторые страны, такие как Китай, Кувейт, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, создали суверенные (резервные) фонды как специализированные государственные инвестиционные корпорации, активы которых могут формироваться за счет финансирования из бюджета центрального правительства, в отдельных случаях за счет обязательных налоговых и иных видов отчислений в целях проведения этими фондами государственной инвестиционной и экономической политики. Международный опыт показывает, что в зависимости от целей экономической политики страны и устройства ее бюджетной системы суверенные (резервные) фонды могут образовываться в различных организационно-правовых формах. Так в Норвегии, Австралии, Ирландии суверенные (резервные) фонды образованы в форме пенсионных фондов. Однако, несмотря на то, что суверенные (резервные) фонды в этих странах созданы в форме пенсионных фондов, активы данных фондов являются собственностью центрального правительства, подлежат обособленному учету и учитываются в консолидированном бюджете сектора государственного управления. Активы суверенных (резервных) фондов, функционирующих в форме самостоятельных инвестиционных корпораций, как показывает практика, не включаются в консолидированный бюджет сектора государственного управления в связи с тем, что данные фонды осуществляют самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность и имеют собственный бюджет. Источниками формирования суверенных (резервных) фондов могут являться следующие виды поступлений: - определенные виды налогов и сборов от экспорта сырьевых ресурсов; - некоторые виды налогов и сборов от экспорта несырьевых товаров; - остатки средств государственного бюджета и профицита средств от международной торговли; - поступления от продажи государственных нефинансовых активов; - иные виды доходов от деятельности предприятий, активы которых принадлежат государству. Структура совокупных активов суверенных (резервных) фондов по источникам формирования: - около 57% – поступления налогов от экспорта энергетических ресурсов; - около 42% – платежи от экспорта не сырьевых товаров; - около 1% – иные виды поступлений.

    Суверенные фонды в бюджетной системе России и их особенности

    В России в 2004 году был учрежден Стабилизационный фонд. В него перечислялись государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена на нефть была равна «цене отсечения», а все сверх этого идет в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне 20 долл. США за баррель, затем была повышена до 27 долл. США.

    Стабилизационный фонд выполнял следующие функции:

      являлся встроенным стабилизатором;

      обеспечивал дополнительную устойчивость государственным финансам;

      мог служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

    Активами фонда напрямую распоряжалось правительство, а не Федеральное Собрание.

    С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год - 6,1% ВВП, на 2009 год - 5,5%, на 2010 год - 4,5%, а после 2010 года данный объем фиксируется в размере 3,7% ВВП.

    Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

    Резервный фонд Российской Федерации был сформирован 1 февраля 2008 года. На 1 октября 2008 года сумма резервного фонда составляла 3 559,19 млрд рублей.

    Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

    Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в этом федеральном законе на очередной финансовый год и плановый период.

    Если величина Резервного фонда превысит 10% ВВП, то излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.

    Резервный фонд формируется за счет:

      нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

      доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Использование: Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

    Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год. Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

    Фонд национального благосостояния России (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда. На 1 октября 2008 года сумма ФНБ составляла 1 228,88 млрд. рублей.

    ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Фонд национального благосостояния формируется за счет:

      нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утверж-денный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резерв-ного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

      доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

    Использование: Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

    Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений