Внутренний и внешний долг рф. Проблемы управления внешним государственным долгом россии

Внутренний и внешний долг рф. Проблемы управления внешним государственным долгом россии

Управление государственным долгом, выбор правильной и эффективной долговой политики всегда являются крайне актуальными для любого государства. За последние годы ситуация на рынке международного ссудного капитала значительно изменилась. С 2014 года рынки капитала США и ЕС стали закрытыми для России, практически потерян доступ к рынкам еврооблигаций, а рынок синдицированного кредитования сузился и теперь доступен только ограниченному кругу наиболее надежных российских заемщиков. Тем самым, остро встал вопрос об управлении внешним государственным долгом России, ведь он является важным показателем экономики страны (особенно в отношении к ВВП), так как в процессе обслуживания долга происходит извлечение средств из федерального бюджета.

В статье 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорится о структуре внешнего долга России:

«Пункт 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте».

Государственный внешний долг Российской Федерации состоит из текущих обязательств государства и долгов, которые Россия взяла на себя после распада Советского Союза. Погашение задолженности по внешнему долгу всегда было приоритетным для СССР, но после того как союз распался ситуация изменилась. Россия столкнулась с платежным дефицитом, серьезным экономическим кризисом и вследствие этого не могла выплачивать платежи по долговым обязательствам. Российская Федерация была вынуждена обратиться к своим кредиторам с просьбой об отсрочке платежей, и также заимствовать средства для решения проблем страны.

Быстрый рост объема государственного внешнего долга России и значительное увеличение расходов, связанных с его обслуживанием, остро обозначили вопрос об управлении внешним долгом. Эффективное управление долгом для любой страны является важным фактором для экономического роста, потому как обеспечивает устойчивое положение государства на рынке международного ссудного капитала и позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, укрепляя статус государства как заемщика. К тому же кризис внешнего государственного долга страны негативно сказывается не только на ее экономическом положении, но и на политическом.

Внешний государственный долг Российской Федерации на начало 2017 года составляет 17% от ВВП страны, что является низким уровнем госдолга в сравнении с крупнейшими экономиками мира. Однако внешние инвестиции играют важную роль в развитии производства и инфраструктуры, поэтому необходимо научиться грамотно управлять международными кредитами.

Государство может прибегать к иностранным кредитам, с целью привлечения средств в самые разнообразные сферы экономики. Это может быть покрытие дефицита федерального бюджета, проведение реформ в здравоохранении, энергетике, образовании, улучшение инфраструктуры, строительство инвестиционных объектов и многое другое. При этом государственные органы власти решают к кому именно обратиться, с целью получения необходимых средств. Можно прибегнуть к межправительственным займам, когда страна напрямую занимает финансовые ресурсы у другого государства, также существуют международные финансовые организации, такие как Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и многие другие. В таблице №1 рассмотрена динамика изменения структуры государственного внешнего долга Российской Федерации за 2014-2017 гг.

Таблица №1. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014-2017 гг.

млн. долларов США

млн. долларов США

млн. долларов США

млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами -

не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами -

бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

внешний облигационный заем с погашением в 2015

внешний облигационный заем с погашением в 2017

внешний облигационный заем с погашением в 2018

внешний облигационный заем с погашением в 2019

внешний облигационный заем с погашением в 2020

внешний облигационный займ с погашением в 2021

внешний облигационный заем с погашением в 2022

внешний облигационный заем с погашением в 2023

внешний облигационный заем с погашением в 2026

внешний облигационный заем с погашением в 2028

внешний облигационный заем с погашением в 2030

внешний облигационный заем с погашением в 2042

внешний облигационный заем с погашением в 2043

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Таким образом, основную часть государственного внешнего долга Российской Федерации составляют внешние облигационные займы, которые занимают около 70% от общей доли внешнего долга. Пусть кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций и оцениваются невысоко, однако вероятность их погашения своевременно и полностью является высокой, даже не в самой оптимистичной ситуации развития экономики Российской Федерации.

К тому же, одной из негативных особенностей структуры внешнего государственного долга Российской Федерации является то, что около 90% российских долговых обязательств приходятся на собственность нерезидентов. Внешние кредиторы владеют не только обязательствами Российской Федерации в иностранной валюте, но и большого количества государственных облигаций в рублях, относящихся уже к внутреннему долгу страны.

Российская Федерация совершенствует систему по управлению своей задолженностью перед иностранными кредиторами и для этого при необходимости прибегает к методам по ее управлению. Управление государственным долгом – это совокупность государственных мероприятий, которые осуществляются правительством, центральным банком, министерством финансов и другими экономическими органами, включающих в себя погашение внешних и внутренних займов, организацию выплат доходов, в качестве процентов по ним, изменение условий и сроков ранее выпушенных займов, размещение новых долговых обязательств.

Валютная, денежная, бюджетная и долговая политика страны тесно связаны друг с другом. Тем самым, государственный долг напрямую влияет на экономический рост, денежные потоки, инфляцию, объем инвестиций в экономику государства. От государственных заимствований зависят потоки ресурсов в экономике, воспроизводственные процессы, а также темпы экономического развития.

К основным проблемам управления государственным долгом на современном этапе можно отнести следующие:

1. система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

2. принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга;

3. механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

4. отсутствует законодательное разделение полномочий между ветвями государственных органов власти в области управления государственным долгом;

5. не разработана система долгосрочной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики с политикой управления государственным долгом, уровнем денежной массы в обращении.

6. значительные расходы, связанные с подготовкой и организацией инвестиционных программ;

7. недостаточный контроль за ходом реализации проектов, что приводит неэффективности использования заимствованных ресурсов.

Всё вышеперечисленное требует внимания органов власти и незамедлительного реагирования на сложившуюся ситуацию. В этих условиях необходимо повысить эффективность управления государственным долгом, проводить регулярный контроль осуществления программ, под которые и были заимствованы средства.

В качестве первоочередных мер по решению проблем с управлением внешним долгом должны быть следующие:

1. совершенствование правовых основ по управлению государственным долгом;

2. оптимизация структуры государственного долга;

3. использование заимствованных средств наиболее оптимально и эффективно;

4. поиск средств для выплаты долга по внешним заимствованиям (возможно на основе рефинансирования текущих задолженностей);

5. сохранение величины внешнего государственного долга на уровне безопасном для экономики страны (через механизм реструктуризации, инновации, унификации, конверсии и др.);

6. нейтрализация нежелательных последствий государственного долга;

7. разработка общей информационной базы, в состав которой входила бы ежедневная информация обо всех операциях с внешним долгом;

8. создание единой централизованной системы анализа и управления рисками заимствований, а также стратегического планирования государственного долга.

Эффективное управление государственным долгом – это одна из основ макроэкономической стабильности государства. От него зависит состояние федерального бюджета, золотовалютные резервы страны, темпы инфляции и инвестиционный климат. В современной ситуации на мировом рынке грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики нашей страны.

Список литературы

1. Документы Министерства Финансов Российской Федерации / «Структура государственного внешнего долга Российской Федерации»

2. Коллективная монография «Актуальные проблемы бюджетно-налоговой политики современной России» / Под редакцией Л. В. Перекрестовой. – Волгоград: Радуга, 2015. – 272 с.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

4. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие / Т. В. Никитина, А. В. Репета-Турсунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 115 с.

Выше шла речь о попытках поставить развитие государственного долга в русло решения конкретных задач в рамках отдельных программ. Однако только с началом нового столетия можно связывать серьезные намерения поставить развитие долговой сферы государства на научную основу. Именно в этот период разрабатываются Основные направления политики Правительства Российской Федерации в сфере государственного долга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. В эти годы Правительство исходит в своей долговой деятельности из необходимости:

  • - создания условий для повышения значения государственных заимствований в качестве основного источника рефинансирования государственного долга;
  • - ограничения объема государственных заимствований объемом погашения государственного долга;
  • - увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;
  • - завершения урегулирования долга бывшего СССР;
  • - снижения расходов на обслуживание государственного долга;
  • - ограничения привлечения средств международных финансовых организаций финансированием проектов в области инфраструктуры, имеющих общегосударственное значение;
  • - получение РФ инвестиционного рейтинга.

Эти направления долговой политики успешно реализуются Правительством России, и параллельно готовится проект Основных направлений долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы. Согласно представленному документу Минфин Российской Федерации предлагает считать основными целями долговой стратегии следующие:

  • - сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;
  • - осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;
  • - изменение структуры государственного долга России в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

Только научно обоснованная концепция развития и использования государственных долговых отношений в интересах общества может обеспечить неуклонное повышение эффективности управления государственным долгом. Необходимое и достаточное условия достижения высоких показателей результативного управления задолженностью государства пока далеки от своего практического воплощения. Вот почему все еще остро стоит вопрос об эффективности управления государственным долгом, под которой понимается степень достижения оптимальности основных параметров долга (его величины, структуры, стоимости обслуживания и других) и способность органов власти удерживать их на уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.

Нет и, видимо, не может быть единого показателя, измеряющего эффективность управления государственным долгом, поскольку, осуществляя эту деятельность, государство оказывает прямое воздействие на самые разнообразные области общественной жизни. Не существует методик оценки положительного влияния государственного долга на бюджет и денежное обращение страны, инвестиционный процесс и степень доверия населения к финансовой деятельности государства и т.п.

Однако отдельные стороны результативности управления государственным долгом можно измерить. В частности, о масштабах реализации ресурсов для финансирования бюджетного дефицита говорят ежегодные поступления чистой выручки от реализации государственных заимствований. Более полное представление об эффективности государственной долговой деятельности дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность управления (Э) рассчитывается по следующей формуле.

Э = (П - Р) / Р * 100, где

П - поступления по системе государственного долга;

Р - расходы по системе государственного долга.

Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объему ВВП, выраженное в процентах (в международной практике он не должен превышать 40-42% ВВП). Этот же показатель, при необходимости более углубленного анализа, рассчитывается отдельно для внутреннего и внешнего долга .

Показательным для характеристики долговой нагрузки является также отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объему ВВП к доходам или расходам федерального бюджета, выраженное в процентах. И эти показатели при необходимости рассчитываются раздельно для внутреннего и внешнего долга.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет собой отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и нефакторных услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания внешнего долга принято считать значение коэффициента, не превышающее 25%.

Сравнение показателей долговой нагрузки на федеральный бюджет в 2012г. и 2014г. говорит об убедительных успехах Правительства Российской Федерации по пути продвижения эффективности управления государственным долгом. Не станет преувеличением утверждение, что эти достижения оказались возможными только на основе перехода к обоснованной долговой политике Российской Федерации.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили многие программы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.

С конца 1998г. функционировал под знаком новации по государственным ценным бумагам. Новация - это частный случай реструктуризации, смысл которого заключается в замене по соглашению сторон первоначальных долговых обязательств новыми с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.

Новации явились следствием долгового кризиса, который в свою очередь вызван кризисом экономики и финансов России. Долговой кризис проявился, прежде всего, в значительных объемах внутренней и внешней задолженности и неуклонном росте платежей по погашению и обслуживанию государственного долга. К началу 1998г. государственный долг составил 49,4% валового внутреннего продукта, в том числе внутренний - 19,3% и внешний - 30,1%. Доля расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долга увеличилась с 10,1% в 1995г. до 35,6% в первом полугодии 1998г. И это притом, что основной рынок государственных заимствований - рынок ГКО/ОФЗ практически перестал быть источником финансирования бюджетного дефицита. Напротив, в январе-июне 1998г. за счет бюджета было профинансировано погашение выходящих из обращения облигаций на сумму 17,3 млрд. рублей. Долг по ГКО/ОФЗ на 1 июля 1998г. достиг 436,0 млрд. рублей (это 69,4% всего внутреннего долга), увеличившись с начала года в 8,6 раза. На погашение соответствующих выпусков в августе-декабре 1998г. требовалось 20-25 млрд. рублей в месяц, а на рефинансирование долга никаких издержек не было. Прекращение выплат по ГКО/ОФЗ стало неизбежным.

Эта мера была объявлена Правительством . Общая сумма «замороженного» долга составила 265,3 млрд. рублей, предусматривалась его реструктуризация. ОФЗ со сроками погашения в 2000-2001гг. остались в обращении. В 1998г. Правительством Российской Федерации была предложена следующая схема реструктуризации ГКО/ОФЗ : соответствующие выпуски ценных бумаг погашаются в установленные при их выпуске сроки, причитающиеся средства перечисляются на транзитные счета кредиторов, в которых они могут быть рефинансированы в новые купонные облигации со сроком погашения 3, 4 и 5 лет и купонной ставкой 20-30% годовых или сертификаты Сбербанка Российской Федерации; облигации, принадлежащие физическим лицам-резидентам, погашаются деньгами; для Банка России предусмотрена особая схема погашения имеющихся у него государственных ценных бумаг. Предусматривается возможность и досрочного погашения облигаций в период до 26.09.1998г. В этом случае владельцы облигаций могли получить денежные средства в размере 5% от номинальной стоимости погашаемых облигаций, на 20% их номинальной стоимости приобрести облигации, номинированные в долларах США, с купоном 5% годовых и сроком погашения в 2015г., на остаток средств приобретались новые рублевые облигации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999г. проведена новация облигаций внутреннего государственного облигационного займа третей серии, данные ОВГВЗ обменивались на облигации государственного валютного облигационного займа 1999г. (ОГВЗ) по номинальной стоимости в соотношении 1:1 и (или) на ОФЗ-ФК по номинальной стоимости, путем ее пересчета по курсу рубля к доллару США, установленному Банком России и составлявшему 26,2 рубля.

Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации. Органическое воздействие внутреннего и внешнего долгов, обеспечение беспрепятственного их взаимного обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволит:

  • - оптимизировать сроки обращения, погашения и доходности государственных ценных бумаг;
  • - минимизировать неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;
  • - оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;
  • - своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.

Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и достойный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для продолжения осуществления политики сокращения долговой нагрузка на экономику и бюджет государства.

Хотелось бы отметить каковы основные направления в решении проблем государственного долга Российской Федерации.

В процессе разработки бюджета на 2015 на плановый период 2016 и 2017 гг. встал вопрос о росте расходов на обслуживание внутреннего долга страны.

Многое предстоит сделать государству в части более активного вовлечения в орбиту государственного долга средств мелких инвесторов, прежде всего населения, удешевления и удлинения сроков государственных заимствований, совершенствования технологий выпуска и обращения ценных бумаг государства, которые совершают свои обороты вне системы электронного рынка, ослабления зависимости российского рынка государственного долга от поведения иностранных инвесторов.

Однако уже сейчас можно выделить основные принципы долговой политики Российской Федерации в перспективе.

Во-первых, безусловное обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга. Для получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств, обеспечение равного доступа на рынок российских долговых обязательств инвесторов при сохранении эффективного контроля над вложениями нерезидентов в российские ценные бумаги. Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны. Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.

В-третьих, связь с внешней политикой Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.

В-четвертых, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В течение 2013-2014 годов значительно повышена степень раскрытия информации об операциях Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, и нормативной базе, регулирующей осуществление внутренних заимствований, путем размещения всех данных на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. В данной связи в Бюджетный кодекс Российской Федерации целесообразно внести поправки, обязывающие Минфин России регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации. Должны быть разработаны законодательные поправки в Бюджетный кодекс, ограничивающие применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга или наращивание зарубежных активов (выкуп долга, экспортные поставки в счет погашения долга или в счет государственного кредитования). Размеры такого кредитования не учитываются официально утверждаемыми в законе о федеральном бюджете параметрами государственного кредитования стран дальнего и ближнего зарубежья. Все это ослабляет складывающийся в последнее время механизм управления кредитной политикой, снижает роль Программы предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам.

В-пятых, осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом. Эту проблему нельзя решить создав независимое агентство по управлению государственным долгом (Внешэкономбанк). Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанка, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты. Необходимо также восстановить деятельность правительственной Комиссии по управлению внешним долгом и зарубежными активами, которая в последние годы практически не работала, фактически передав свои полномочия Минфину России.

Развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.

1

В статье дается понятие государственного долга Российской Федерации, рассмотрены формы государственного долга, структура государственного долга. Представлены основные кредиторы Российской Федерации. На основании чего сделан вывод, что основными кредиторами являются страны Евросоюза. Проведен анализ по погашению внешнего долга за период с 2012 по 2015 год в разрезе кредиторов. Сравниваются абсолютные показатели внешнего долга с аналогичным показателем в других странах. Акцент сделан на том, что объем государственного долга по отношению к ВВП в России значительно ниже, чем во многих европейских странах. На сегодняшний день большая часть внешнего долга приходится на российские компании, зарегистрированные за рубежом, а данный вид долга более свободно рефинансируется.

структура внешнего долга РФ

источники погашения внешнего долга РФ

формы государственного долга

государственный внешний долг

государственный долг

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Консультант-Плюс. (действующая редакция от 26.12.2014,с изм. от 01.03.2015)

2.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://www.minfin.ru/ru.

4.Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru.

5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 02.12.14 г. №308.

Государственный долг России определяют как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Рис.1. Формы государственного долга

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Основными кредиторами Российской Федерации являются страны Евросоюза - 82% от общей суммы долга. составляет 7% внешнего долга РФ. 10% внешнего долга Российской Федерации составляют задолженности перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, членами Парижского клуба, бывшими странами СЭВ. составляет 0,33 % от внешнего долга России.

Структура внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в табл.1.

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2015 года

2015г. млн. долларов США

млн. евро


Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Средний показатель внешнего долга Российской Федерации за 12 лет составляет 90,42 млрд. долларов США, а ВВП - 885,50 млрд. долларов. Бремя государственного долга для экономики РФ равно отношению величины долга к объёму ВВП, что составляет 10% за 12 лет, а за 2011 год 2%, что на 61% и 97,6%, соответственно, меньше чем в США.

Таблица 2

млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Согласно данным представленным в таблице 2 за истекшие внешний долг РФ сократился в 3 раза. Выплачена задолженность по кредитам Внешэкономбанка, представленным за счет средств Банка России. Задолженность же перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ составила к 2015г - 1022, 3 млн долл. Основными выплатами за этот год являлось погашение долга: членам Парижского клуба - 45 769,0 млн. долларов США и по облигациям внутреннего государственного валютного займа - 7 075,8 млн. долларов США (практически погашена). Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте увеличилась почти в 2 раза. А коммерческая задолженность бывшего СССР на 2015 год составляет всего 2,6% по сравнению с уровнем 2011 года.

Следует отметить, что внешний долг государственных предприятий и организаций также относятся к внешнему долгу государственного сектора. В связи с этим ЦБ РФ проводит детализированное аналитическое представление внешнего долга РФ, в котором представлены данные по внешнему долгу государственного сектора в расширенном определении и внешнему долгу частного сектора.

По состоянию на начало июля 2014 года совокупная задолженность России составляла 720,926 млрд. долларов, что несколько ниже данного показателя на декабрь 2013 года, но выше аналогичного периода 2014года. На основании, представленном Центробанком можно констатировать, что задолженность выросла у нефинансового сектора, что же касается ЦБ РФ, он значительно снизил свои долги. Большую часть внешнего долга России составляют обязательства бывшего СССР. По ним за последние годы Парижскому клубу кредиторов было выплачено 40 млрд. долларов, а задолженность перед Лондонским клубом реструктурирована до 2030 года. В декабре 2013 года Россия погасила свои финансовые обязательства перед Финляндией, Чехией и Черногорией на общую сумму свыше 3,6 млрд. долларов.

В целом по абсолютным показателям внешний долг России - один из самых низких в Европе, а финансовые и экономические показатели дают возможность одномоментного погашения внешних обязательств.

Рис.2. Источники погашения внешнего долга

В условиях рыночной экономики необходима разработка и реализация стратегии сдерживания роста государственного долга, которая должна основываться на уменьшении стоимости его обслуживания и на согласовании динамики долга с темпами экономического роста.

Таблица 6

Сравнение государственного внешнего долга Российской Федерации

Млн. долл. США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте

Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России

Как показывает таблица 6, на начало 2014 года, объем государственного долга по отношению к ВВП в России составил 8,45 %, тогда как во многих странах данный показатель достигает 50-200 %. На октябрь 2015 общий объем внешнего долга РФ составил 521,610 миллиарда долларов (20% ВВП), но обязательства государства составляют 36 миллиардов долларов (2%). Если сравнивать данный показатель с аналогичным в США, то он превысил 100% ВВП. Некоторые международные авторитетные эксперты утверждают, что превышение данного показателя более чем на 85 % становится существенным препятствием для экономического роста. Рассматривая за весь анализируемый период динамику показателя государственного долга к ВВП, то можно заметить, что заметные изменения стали происходить в последние 2 года.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что внешний долг, с одной стороны, приводит к росту финансовых ресурсов государства, с другой - увеличивает финансовые риски в условиях экономического кризиса. Размеры суммарного внешнего долга и просроченной задолженности значительно влияют на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Кредитный рейтинг страны влияет и на условия предоставления кредитов. Таким образом, государства, имеющие высокий уровень просроченной задолженности, не имеют возможности доступа на мировые финансовые рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы Международного Валютного Фонда и группы Всемирного банка. При возникновении просроченной задолженности государство должно урегулировать вопросы выплаты внешнего долга. Большая часть внешнего долга находится в руках стран - членов Парижского клуба, а частного долга - в введенье банков, входящих в Лондонский клуб.

Поскольку государственные заимствования - важный источник покрытия бюджетного дефицита, в предкризисный период снижение государственного долга России было существенным образом связано со сравнительно благополучным состоянием государственных финансов.

Разразившейся финансовый кризис РФ, связанный с введением санкций со стороны западных стран, вызвал спекуляции на тему урегулирования внешнего долга. В действительности, большая часть российского внешнего долга составляет долг не западным банкам, а российским компаниям-учредителям или холдинговым компаниям, зарегистрированным за рубежом. Данный вид долгов свободно рефинансируются, таким образом, России валютный кризис не грозит.

Рецензенты:

Ахполова В.Б., д.э.н., доцент зав. кафедрой менеджмента ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Хубаев Т.А. д.э.н., профессор кафедры менеджмента Владикавказский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Лазарова Л.Б., Мамсурова Е.Т. ПРОБЛЕМА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23273 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Внешний долг России на начало 2017 года достиг 518,7 млрд долл., что почти на 300 млн превышает аналогичный показатель за прошлый год. Несмотря на экономический кризис, общая сумма обязательств сохраняется на низком уровне. Данный источник может обеспечить дополнительные инвестиции в развитие отечественной экономики.

Внешний долг России: перспективы на 2017 год

Суммарный внешний долг на начало текущего года достиг отметки 518,7 млрд долл. (рост по сравнению с прошлым годом на 300 млн долл.). При этом эксперты отмечают изменение структуры долга по отраслям экономики. В первую очередь сократилась сумма задолженности банковского сектора (снижение на 12,5 млрд долл.). Доля внешнего долга данного сегмента составляет 23% (ранее 25,4%). До 7,2% увеличилась доля внешнего долга органов государственного управления (рост на 6,9 млрд долл.). Более 75% госдолга составляют ценные бумаги.

В ближайшие годы правительство намерено плавно наращивать внешнюю задолженность. Эксперты считают, что подобная инициатива поможет оживить отечественную экономику.

Представители Sberbank CIB считают, что России необходимо продолжить наращивать внешний долг в 2017 году. Дополнительные финансовые ресурсы станут новым драйвером развития экономики, что поможет преодолеть период стагнации. При этом власти должны направить заемные средства на увеличение объемов инвестиций в промышленность. В результате будет сформирована новая модель, которая обеспечит стабильный рост отечественной экономики.

Правительство может безболезненно увеличить совокупный долг в 1,5 раза, отмечают аналитики. Данная мера позволит значительно ускорить темпы экономического роста, несмотря на отсутствие структурных реформ.

Чрезмерный рост внешнего долга может обернуться значительными проблемами, предупреждают аналитики. Основным риском остается ухудшение внешних факторов (в первую очередь – падение цен на нефть).

Потенциальные угрозы

Несмотря на невысокий уровень внешнего долга, эксперты отмечают стремительное увеличение бремени по обслуживанию внешней задолженности. Если в 2013 году внешний долг составлял 10,6% ВВП, то в прошлом году данное отношение достигло 13,2% (антирекорд с 2004 года). По итогам прошлого года внешние долг в пересчете на душу населения превысил отметку 3500 долларов.

В 2017 году ситуация продолжит ухудшаться – внешний долг составит 14,7% ВВП, прогнозируют в Минфине. В отличие от внешней задолженности, внутренний долг превышает 40 трлн руб.

Помимо роста задолженности, негативной тенденцией является снижение валютных поступлений. Доходы от экспорта энергоресурсов продолжают сокращаться, что увеличивает риски возникновения дефолта. Очередное снижение нефтяных котировок приведет к дальнейшему ухудшению данной тенденции. При наиболее пессимистичных сценариях, когда котировки обвалятся ниже 40 долл./барр., Россия столкнется со значительными проблемами при обслуживании внешней задолженности.

Обслуживание внешнего долга уже превышает 25% от экспорта, что выше критического порога (в рамках методологии МВФ). К концу текущего года обслуживание задолженности составит 4,5% расходов бюджета.

Альтернативный рост

Дополнительные инвестиции, привлеченные за счет увеличения внешнего долга, не смогут обеспечить устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе. Данная мера позволит решить краткосрочные цели, латая бюджетные дыры в ближайшей перспективе. Правительству необходимо запустить новую модель экономического роста, в том числе внедряя структурные реформы.

Эксперты отмечают актуальность пенсионной реформы, которая позволит снизить дефицит Пенсионного фонда. Кроме того, чиновникам необходимо создать условия для развития малого и среднего бизнеса, что станет основой для повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Приоритетной сферой развития должна стать обрабатывающая промышленность, направленная на выпуск наукоемкой продукции. Развитие данной сферы позволит снизить зависимость от цен на энергоресурсы, что сделает отечественную экономическую модель более устойчивой.

Одним из последствий экономического кризиса стало увеличение внешнего долга, общий объем которого на начало 2017 года превысил 518 млрд долл. Правительство намерено продолжить наращивать задолженность в течение ближайших лет, привлекая дополнительные средства на внешних рынках.

Аналитики Sberbank CIB ожидают ускорение экономического роста за счет заемных ресурсов. Однако отсутствие структурных реформ приведет к длительному периоду стагнации.

Правительству необходимо заложить основы новой экономической модели, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной экономики.

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация
Внешний государственный долг является неотъемлемым элементом экономики любой страны. При этом в условиях макроэкономической нестабильности важным является грамотное управление государственным внешним долгом и применение эффективной долговой политики с учетом различных внешних и внутренних факторов. Целью данной статьи является на основе анализа структуры и динамики внешнего государственного долга Российской Федерации выявление основных подходов к управлению, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственной долговой политики в современных условиях. В статье также приводятся авторские рекомендации в части инструментов управления внешним государственным долгом РФ.

THE EXTERNAL STATE DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CRISIS: STRUCTURE AND DYNAMICS ANALYSIS, PERSPECTIVES OF ITS ADMINISTRATION

Domashenko Anastasia Anatolevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
3rd year student of Credit and economic faculty


Abstract
External public debt is an essential part of any economy. In the context of macroeconomic instability the effective debt policy with taking into account various external and internal factors and the competent administration of state foreign debt are very important points of the Government policy. The purpose of this article is identifying the main approaches to the management and development of recommendations on improvement of the state debt policy in modern conditions based on the analysis of the structure and dynamics of the external state debt of the Russian Federation. The article also contains the author"s recommendations in terms of management tools of external debt of the Russian Federation.

Библиографическая ссылка на статью:
Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Научный руководитель: Шмиголь Н.С. , к.э.н., доцент Департамента общественных финансов Финансового университета

В современном мире, в условиях тесных экономических и политических связей между странами, их постоянного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества трудно представить себе государство, не прибегающее к внешним источникам финансирования. Определение оптимального размера внешнего долга Российской Федерации, его рационального использования и своевременного погашения остается одной из наиболее важных задач для правительства любой страны. Для Российской Федерации решение проблемы роста государственного внешнего долга РФ в условиях длительной макроэкономической нестабильности – это ключ к сбалансированности федерального бюджета, устойчивости национальной валюты, установлению благоприятного инвестиционного климата и стабилизации экономики в целом, а также один из ключевых моментов для обеспечения высоких позиций в мировой финансовой системе.

Наличие большого и постоянно растущего государственного долга РФ свидетельствует о негативных тенденциях, таких как: изъятие из экономики средств на погашение и обслуживание долговых обязательств, которые в свою очередь могли быть инвестированы в ту или иную отрасль; рост налоговых отчислений, необходимых для выплаты процентов по долгу, что приводит к дополнительным препятствиям в деятельности экономических субъектов; государственный долг может создавать угрозу высоких темпов инфляции, а также формирует рост «долгового» бремени для будущих поколений; может стать причиной политического давления и др.

Стоит отметить, что в эффективно развивающейся и стабильной экономике наличие государственного долга не трактуется исключительно как негативное явление. Заимствования на этапе экономического роста свидетельствуют о модернизации производства, о наличии инновационных проектов, которые требуют серьезных финансовых вложений не только частных инвесторов, но и государства.

Анализ сегодняшних тенденций в России и возможных сценариев ее развития во многом определяется особенностями процессов, происходящих в мировом хозяйстве и финансовой системе. Являясь одним из крупных участников мирового рынка, Россия остро и в некоторых случаях весьма болезненно ощущает на себе его негативное влияние. Существенное снижение цен на нефть, падение кредитного рейтинга страны, применение экономических санкций, ослабление курса рубля – все это способствует ухудшению условий заимствований на мировом рынке капитала, а также негативно влияет на обслуживание уже имеющихся долговых обязательств. В частности, рост внешнего долга РФ в 2015 году был обусловлен преимущественно изменением курса национальной валюты.

Анализируя динамику внешнего долга Российской Федерации за период с 2010 по начало 2017 года (рис. 1), следует отметить рост государственного внешнего долга РФ, начиная с 2012 года. Темп прироста внешнего долга РФ 2016 года в сравнении с 2010 годом составляет 28,17 %. Наибольший объем внешних заимствований приходилось на начало 2014 года, затем вновь произошло его снижение, однако, на начало 2017 года государственный внешний долг РФ составлял 51 211,8 млн. долл. США. Как отмечалось ранее, рост долга в рублевом эквиваленте за последние два года обусловлен в большей степени снижением курса рубля по отношению к доллару.


Рисунок 1. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2010-2016 гг.), млн. долл. США

http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) “О федеральном бюджете на 2016 год” установил верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в размере 55,1 млрд. долл. США (49,7 млрд. евро). Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года определен в объеме 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро). В Федеральном законе от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” на 1 января 2019 года верхний предел государственного внешнего долга РФ определен значительно ниже – 52,8 млрд. долл. США (48,0 млрд. евро), и на 1 января 2020 года он устанавливается в размере 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро).

Тем не менее даже не превышающее предельное значение нарастание долговой нагрузки при недооценке возможности ее своевременного погашения может привести к усилению кризисных явлений в экономике страны. В связи с этим нужно не допускать не только превышение величины предельного объема государственного внешнего долга РФ, но и принимать во внимание такой показатель, как соотношение внешнего государственного долга РФ и валового внутреннего продукта. Этот показатель демонстрирует негативную тенденцию увеличения с 2,1 % в 2011 году до 4,5 % в 2015.

Характеризуя структуру государственного внешнего долга России (таблица 1), составившего по состоянию на 01.01.2017 года 51 211,8 млн.долл. США, следует выделить задолженность по облигационным займам РФ, которая в его общем объеме занимает наибольшую долю (73,43 %). Второе место по удельному весу в общем объеме государственного внешнего долга РФ занимают государственные гарантии в иностранной валюте (22,90 %). Такая тенденция объясняется активной поддержкой в докризисный период отечественных производителей со стороны государства с целью выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене. Как правило, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими организациями. Данные действия способствовали диверсификации экономики, росту доли негосударственного сектора в ней, а также развитию малого и среднего бизнеса.

Таблица 1 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года

Категория долга млн. долларов США Доля во внешнем долге, %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 51 211,8
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 629,3 1,23
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – бывшими странами СЭВ 399,9 0,78
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 822,1 1,61
Задолженность по внешним облигационным займам 37 607,0 73,43
Задолженность по ОВГВЗ 3,4 0,01
Прочая задолженность 19,6 0,04
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11 730,5 22,90

Составлено автором на основе данных Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Под системой управления государственным долгом понимаются взаимосвязанные бюджетные, финансовые, учетные, организационные и другие мероприятия, направленные на эффективное регулирование государственного долга, оптимизацию его структуры и снижение влияния долговой нагрузки и связанных с ней рисков на экономику страны.

В настоящее время серьезными вопросами в управлении государственным долгом являются:

    высокая стоимость заимствований в рублевом эквиваленте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;

    проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;

    значительное ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

По данным отчета об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2016 года, процент обслуживания государственного и муниципального долга составил 77,08 %, исполнение обязательств же по внешнему долгу РФ немного выше – 80,39 %, что можно охарактеризовать как положительное явление (Таблица 2).

Таблица 2 – Исполнение сводной бюджетной росписи за 9 месяцев 2016 года в части обслуживания государственного долга РФ

Наименование показателя

Бюджетные ассигнования, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год

Бюджетные ассигнования, утвержденные сводной бюджетной росписью с учетом изменений

Исполнено

Процент исполнения сводной бюджетной росписи с учетом изменений

Обслуживание государственного и муниципального долга

645 836 909 900,00

645 836 909 900,00

497 835 197 601,99

Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга

481 961 680 600,00

481 961 680 600,00

366 088 969 045,72

Обслуживание государственного внешнего долга

163 875 229 300,00

163 875 229 300,00

131 746 228 556,27

Составлено автором на основе данных «Отчета об исполнении Федерального бюджета за 9 месяцев», представленного Федеральным казначейством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (Дата обращения: 27.12.2016)

Управление внешним долгом государства может включать в себя достаточно большой набор инструментов, включая конверсию, секьюритизацию, выкуп долга с дисконтом, консолидацию, рефинансировние, однако последствия использования каждого из них требуют детального изучения и проработки в каждом отдельном случае. Так, главный финансовый механизм конверсии состоит в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена на национальные активы. Операция представляет собой конвертацию долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника. Преимущество такой операции заключается в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Под секьюритизацией понимается выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Под секьюритизацией задолженности Парижскому клубу понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты. Наибольшее распространение получила секьюритизация через Brady-облигации . Выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке (buyback) будет выгоден заемщику, когда его долги торгуются с большим дисконтом, но страна-должник в этом случае должна иметь значительные объемы золотовалютных резервов или иметь возможность достаточно быстро нарастить их за счет стимулирования экспортных отраслей. Активная работа на вторичном рынке долговых обязательств может дать серьезную экономию бюджетных затрат, поскольку происходит уменьшение номинального долга и будущих процентных выплат. Метод бюджетной консолидации предполагает увеличение налоговых поступлений и/или снижение государственных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита. Некоторые ученые утверждают, что такого рода жесткие меры особенно эффективны тогда, когда государство преследует своей целью устранить причины дефицита бюджета, то есть слишком большие государственные затраты или же, наоборот, слишком малочисленные и недостаточные налоговые поступления. Приверженцы метода бюджетной консолидации также полагают, что он может привести к увеличению экономического роста, увеличить доверие иностранных инвесторов к правительству и снизить процентную ставку, взимаемую инвесторами по государственным облигациям .

В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” Правительство РФ планирует активно применять такой инструмент управления государственным внешним долгом РФ, как реструктуризация. В данном законе предусмотрено в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ и сокращения расходов на его обслуживание в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов право Правительства Российской Федерации в 2017 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами .

В условиях действующих ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований представляется обоснованным предложить в качестве приоритетных направлений государственной долговой политики Российской Федерации в части управления внешним долгом РФ следующие:

    в качестве первоочередной меры необходимо обеспечить расходование привлеченных средств от государственных внешних заимствований с максимальной эффективностью (в частности, на структурную перестройку экономики на основе инновационного подхода);

    сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики, что включает в себя грамотное планирование предельного уровня долга, закрепленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

    последовательно снижать зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов и повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе, что положительно повлияет не только на управление государственным долгом РФ, но и будет способствовать экономическому развитию страны;

Таким образом, наличие государственного внешнего долга РФ не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны. Если экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений и наличие государственного внешнего долга не влияет отрицательно на международную репутацию, то внешние заимствования могут способствовать стремительному инновационному развитию страны.

Представляется наиболее эффективным для регулирования размеров и структуры государственных внешних заимствований РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе сочетание нескольких методов управления государственным долгом. Например, при улучшении ситуации в экономике следует использовать досрочный выкуп долговых обязательств или конверсию, при менее благоприятных условиях – инструменты секьюритизации, обмена долга на акции государственных компаний или бюджетной консолидации. При этом государство должно выбирать именно те методы, которые в наименьшей мере подвергали бы экономических субъектов финансовым рискам, а в идеале способствовали бы их развитию на взаимовыгодной основе. Кроме того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного внешнего долга РФ в значительной степени сконцентрированы проблемы как экономического, так и политического характера, связанные с активной ролью нашей страны в современном мировом экономическом пространстве. Поэтому грамотное управление государственным внешним долгом РФ должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Российской Федерации в современных условиях.

  • Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4-7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  • Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2016. – № 7(8). – С. 53-55
  • Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 236-252
  • Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. – 2015. – № 1. – С. 6-11
  • Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.
  • Количество просмотров публикации: Please wait