Минфин предлагает ввести пособие на бедность. Есть ли необходимость вводить пособие по бедности в России

Минфин предлагает ввести пособие на бедность. Есть ли необходимость вводить пособие по бедности в России

Пособие по бедности – разновидность финансовых выплат, которые предусмотрены государством для поддержки малообеспеченных семей и отдельных граждан. Законодательством России пока такого вида помощи не предусмотрено, но в Министерстве финансов проект о необходимости ее внедрения уже подан на рассмотрение. Использование такой практики поможет улучшить благосостояние нуждающихся граждан. С соответствующим заявлением выступила Татьяна Нестеренко, занимающая пост министра финансов.

Кто такие «Бедные граждане» и по каким принципам будут проводиться начисления?

Так как пособие по бедности в российском государстве не выплачивалось, то в законодательной базе нет соответствующего закона. В ней не предусмотрено норм, которые бы регулировали порядок начисления, особенности выплаты и размер данного вида помощи. Также не установлено четкого понятия нуждаемости. В соответствии с этими нормами должны формироваться и требования к людям, которые смогут заявлять право на выплаты.

Право на пособие

Право на получение помощи по бедности в России смогут получить все граждане и семьи, доходность и имущественная обеспеченность которых находится ниже нормы, установленной на государственном уровне. Зачастую при расчете размера финансовой помощи и в вопросе целесообразности ее назначения принимается во внимание такой критерий как минимальный прожиточный минимум в регионе. Предполагается, что стандартный уровень пособия по бедности будет установлен на федеральном уровне. Но отдельным субъектам РФ буде представлено право регулирования размера выплат. На местах будут устанавливать и перечнь документов для подтверждения статуса «бедности».

Принципы

Пособие по бедности будет назначаться по принципу категорийности и адресности, конечно если его назначат РФ.

Предполагается, что на данный вид помощи смогут рассчитывать семьи, воспитывающие детей до 16 лет. Но в обязательном порядке претенденты должны будут подтверждать статус «бедных» или таковых, которые действительно нуждаются в финансовой поддержке от государства. Если гражданин имеет доход ниже установленного минимума, не имеет средств на приобретение имущественного набора, он сможет заявить свое право на пособие.

Как полагают эксперты, на получение такого вида помощи смогут претендовать семьи, соответствующие таким требованиям:

  • наличие трех и более детей (многодетные семейства);
  • один работающий родитель (опекун);
  • (где уровень доходности на душу населения ниже, установленного в регионе (государстве) прожиточного минимума);
  • двое и более несовершеннолетних детей;
  • один из членов семьи .

Перспективы и планы по внедрению пособия

Проектом государственного бюджета (период 2017-2019 гг.), социальной программе на соответствующий период, не заложено финансирование данного вида пособия. Следовательно, в 2019 году пособие по бедности назначено не будет. Пока для финансовых экспертов остается загадкой, как будет реализовываться проект, в каких регионах его будут внедрять и как финансировать. Возможно, программу изначально введут по отдельным регионам, где среднестатистические показатели доходности ниже минимального порога. Может, эти выплаты будут назначать нуждающимся жителям по всей территории страны.

Планирование пособия по бедности предполагает соблюдение таких шагов:

  • определение категории граждан, которые смогут претендовать на выплаты;
  • определение требований к семьям, которым будет полагаться выплата;
  • минимальный размер и особенности регулирования данного параметра на местах;
  • перечень документов для подтверждения статуса «бедный» или нуждающийся;
  • набор документов для получения пособия;
  • проверка нуждаемости органами местной власти;
  • определение понятия нуждаемости на законодательном уровне;
  • порядок оценки доходности семейств;
  • порядок проверки имущественного благосостояния.

Информация к сведению! По экспертным оценкам специалистов Всемирного банка, число бедных граждан в России по состоянию на 2019 год выше, чем 19 миллионов человек. По прогнозам количество людей, находящимся в этой категории уменьшатся, не будет. Напротив эксперты прогнозируют увеличение их роста.

Вызвана такая ситуация санационными решениями, снижением цен на продукты нефтеперерабатывающей отрасли, сложными экономико-политическими вопросами. А данный вид социальной поддержки, как пособие по бедности, станет важным инструментом в социальной сфере, и будет направлен на улучшения благосостояния незащищенных граждан.

Это далеко не полный список параметров, которые требуют анализа и проработки. Первоначальный важный шаг – утверждение проекта правительством. Законодательное обоснование данного вида пособия – работа законодательной власти. Поиск источников финансирования – также немаловажный и сложный процесс для финансистов. Предстоит долгосрочный этап планирования, реализации и внедрения проекта. Вместе с планами его внедрения малообеспеченные россияне получили шанс на улучшение уровня своего благосостояния.

По мнению представителя министерства финансов, Татьяны Нестеренко, правительству нужно стремиться к повышению уровня открытости таких мер господдержки, как субсидии и пенсии. Эти выплаты должны стать доступными для нуждающихся и незащищенных слоев населения.

Внимание! При изучении информации со страниц нашего сайта, учитывайте то, что мы описываем базовые общие аспекты. Всю достоверную и исчерпывающую информацию по порядку и особенностям назначения, начисления и выплаты пособия или пенсии, субсидии или льгот можно найти в законах, которые регулируют соответствующие виды государственной поддержки.

Более того каждая ситуация индивидуальна, и консультация юриста по социальным вопросам может оказаться как нельзя кстати. Квалифицированная юридическая помощь – то, что нужно, чтоб разобраться в ситуации, обозначить набор документов и определить целесообразность получения конкретного типа финансирования.

Минфин предлагает ввести в России новое пособие по бедности. «Экономика сегодня» разбиралась, кто и когда может рассчитывать на пособие, а также о какой мере поддержки идет речь.

Новое пособие по бедности в России

Как считает первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко , для этого необходимо законодательно определить , разработать единые критерии, порядок оценки доходов и имущества семьи. А также обозначить круг лиц, относящихся к членам семьи и повысить уровень открытости таких мер господдержки. При этом она отметила, что до 2019 года в бюджете мер такой поддержки не предвидится.

Начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, кандидат экономических наук Елена Гришина считает введение подобного пособия актуальной задачей:

«Такая мера помогла бы сконцентрировать бюджетные средства на наиболее нуждающихся гражданах. Действительно, задача достаточно сложная, потому как необходимо разработать систему критериев нуждаемости. В настоящий момент она рассматривается в разных законодательных актах по разному. Одним из критериев нуждаемости является малоимущность, когда доходы семьи находятся на уровне ниже прожиточного минимума, но определение семьи бывает также разным, поэтому здесь достаточно много методологических вопросов.

Чтобы перейти к системе единого пособия, необходимо запустить систему, которая могла бы помочь учитывать различные виды доходов граждан и помощи, которая им предоставляется. Это можно сделать с помощью, так называемого социального реестра, который в настоящее время разрабатывается. Но пока не ясно, позволит ли он выполнить все задачи для того, чтобы ввести единое пособие. Тем не менее, если в этом реестре будет собрана информация о всех пособиях, которые получает нуждающийся и члены его семьи, то это было очень правильно и полезно. Подобный подход позволил бы оценить, насколько человек и его семья нуждается.

Поддержка может быть как выплатной мерой, так и сопровождаться предоставлением каких-либо социальных услуг

Пособие по бедности: кому и сколько

Какое количество людей может попасть в категорию нуждающихся, сейчас сказать сложно. Но критерии нуждаемости должны быть дифференцированы для различных групп. Мы не можем взять за основу один критерий - доходы ниже прожиточного минимума, так как у инвалидов, или людей, нуждающихся в средствах на уход и лекарства, совсем другая структура потребления. Естественно, что им не хватит средств прожиточного минимума для того, чтобы удовлетворить свои потребности даже на минимальном уровне.

Что касается самой поддержки, то пособие может быть как выплатной мерой, так и сопровождаться предоставлением каких-либо социальных услуг. Такой подход выглядел бы целесообразно, потому что не всегда при той или иной форме нуждаемости нужны только деньги. Иногда в зарубежных странах, в зависимости от типа нуждаемости и категории нуждающегося человека, ему предоставляется либо социальные услуги, либо денежные выплаты, либо то и другое вместе. Как правило можно дифференцировать размер выплаты в зависимости от того, насколько степень нуждаемости велика.

Сегодня у нас пособие и помощь предоставляется со стороны министерства образования, со стороны органов соцзащиты, различные выплаты идут с разных источников и полной картины, сколько семья получает каких выплат, к сожалению, мы не видим».

Министерство финансов России предлагает ввести пособие на бедность. О подобной инициативе рассказала заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко в интервью «Российской газете ».

В материальной поддержке больше всех сейчас нуждаются семьи с детьми до 16 лет, особенно семьи с двумя и более детьми и одним работающим родителем, пояснила заместитель министра финансов, ссылаясь на статистические данные. По ее словам, большинство стран мира предоставляют адресные пособия по бедности. Главным критерием при выборе участников такой программы выступает «проверка нуждаемости и имущественной обеспеченности », то есть право на участие в программе получают все семьи, доходы и обеспеченность имуществом которых находятся ниже установленного в той или иной стране уровня, пояснила замминистра.

«Сегодня было бы правильно и нам перейти на применение принципа нуждаемости при назначении отдельных социальных выплат и обсудить возможность введения нового вида пособия - пособия по бедности », - заявила Нестеренко.

Для этого необходимо законодательно определить понятие «нуждаемость», конкретизировать критерии нуждаемости, порядок оценки доходов и имущества семьи или гражданина.

Такую работу следует проводить и находить приемлемые и согласованные решения, однако «с точки зрения бюджета на 2017–2019 годы, изменений по данному направлению в бюджетных проектировках не предусмотрено» , также отметила замминистра.

Ранее (21 октября - прим. ред. ) министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что сбор с безработных, но трудоспособных граждан, так называемый «налог на тунеядцев», можно установить в размере 20 тысяч рублей в год.

«Если человек „в тени“, за него взнос в фонд обязательного медицинского страхования платит субъект России. В среднем эта сумма в регионах составляет восемь-девять тысяч рублей. Итого 20 тысяч в год, для начала», - пояснил министр. При этом он подчеркнул, что 20 тыс. - это «даже маловато ». Это - условная цифра, которая была составлена на основе подоходного налога и взноса в ФОМС, объяснил он.

Необходимо исходить из того, что человек легально работает, когда он заплатил подоходный налог, уточнил министр Топилин. «За год, если считать его с МРОТ, сумма составит 11,7 тыс. руб. Если человек „в тени“, за него взнос в фонд ОМС платит субъект России. В среднем в регионах - 8–9 тыс. Итого 20 тыс. в год, для начала », - сказал чиновник.

В Кремле подчеркнули, что не обсуждали предложение Максима Топилина зафиксировать «налог на тунеядство» в размере 20 тысяч рублей в год.

Затем премьер-министр Дмитрий Медведев заявил , что дискуссию о налоге на тунеядство «спровоцировал» министр труда, выступая на совещании в Ингушетии, после этого журналисты «допросили» Топилина на борту самолета, где он и назвал сумму в 20 тыс. руб.

«Хочу обратить внимание - это никакой не налог на тунеядство, его так лучше не называть, речь идет о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован , - подчеркнул Медведев. - И тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов, но, в то же время пользуется социалко й».

Речь идет не о «налоге на тех, кто не работает », пояснил премьер. Ведь в России сейчас нет наказания для тунеядцев. «У нас по действующим правилам или по Конституции, если хотите, можно и не работать, у нас нет ответственности как в советские времена, в том числе уголовной, за тунеядство ». - сказал премьер. В целом реакция на предложения на эту тему очень разная, также добавил Медведев, заметив, что этот вопрос существует и его надо проанализировать.

Это было ответом премьера на просьбу о скором введении «налог на тунеядство», которую озвучил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров в ходе совещания по развитию Северного Кавказа.

При этом уровень жизни и реальные доходы россиян снижаются третий год подряд. Скандалы с невыплатой заработной платы учителям, врачам, рабочим, бюджетникам и небюджетникам периодически просачиваются и в прессу, перебираясь из социальных сетей в телевизор. На этом фоне чиновники предлагают то ввести «налог на тунеядцев», то выплачивать пособие по бедности. Такие противоречия внутри власти не способствуют тому, чтобы найти рационального зерно, а только мешают и приводят к ослаблению государственного института.

Кстати, из апрельского заявления Топилина россияне узнали, что в стране нет пенсионеров «с точки зрения формальных признаков» , а в июле, продолжая традицию рассказывать анекдоты, трудовой министр рассмотрел в зарплате однопроцентный рост, заявив, что предприятия понемногу выходят из зарплатного кризиса, поэтому трудное время почти пройдено.

Предлагает ввести в России новое пособие по бедности. «Экономика сегодня» разбиралась, кто и когда может рассчитывать на пособие, а также о какой мере поддержки идет речь.

Минфин предлагает ввести в России новое пособие по бедности

Новое пособие по бедности в России

Как считает первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, для этого необходимо законодательно определить понятие «нуждаемость», разработать единые критерии, порядок оценки доходов и имущества семьи. А также обозначить круг лиц, относящихся к членам семьи и повысить уровень открытости таких мер господдержки. При этом она отметила, что до 2019 года в бюджете мер такой поддержки не предвидится.

Начальник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС , кандидат экономических наук Елена Гришина считает введение подобного пособия актуальной задачей:

«Такая мера помогла бы сконцентрировать бюджетные средства на наиболее нуждающихся гражданах. Действительно, задача достаточно сложная, потому как необходимо разработать систему критериев нуждаемости. В настоящий момент она рассматривается в разных законодательных актах по разному. Одним из критериев нуждаемости является малоимущность, когда доходы семьи находятся на уровне ниже прожиточного минимума, но определение семьи бывает также разным, поэтому здесь достаточно много методологических вопросов.

Чтобы перейти к системе единого пособия, необходимо запустить систему, которая могла бы помочь учитывать различные виды доходов граждан и помощи, которая им предоставляется. Это можно сделать с помощью, так называемого социального реестра, который в настоящее время разрабатывается. Но пока не ясно, позволит ли он выполнить все задачи для того, чтобы ввести единое пособие. Тем не менее, если в этом реестре будет собрана информация о всех пособиях, которые получает нуждающийся и члены его семьи, то это было очень правильно и полезно. Подобный подход позволил бы оценить, насколько человек и его семья нуждается.

Поддержка может быть как выплатной мерой, так и сопровождаться предоставлением каких-либо социальных услуг

Пособие по бедности: кому и сколько

Какое количество людей может попасть в категорию нуждающихся, сейчас сказать сложно. Но критерии нуждаемости должны быть дифференцированы для различных групп. Мы не можем взять за основу один критерий - доходы ниже прожиточного минимума, так как у инвалидов, или людей, нуждающихся в средствах на уход и лекарства, совсем другая структура потребления. Естественно, что им не хватит средств прожиточного минимума для того, чтобы удовлетворить свои потребности даже на минимальном уровне.

Что касается самой поддержки, то пособие может быть как выплатной мерой, так и сопровождаться предоставлением каких-либо социальных услуг. Такой подход выглядел бы целесообразно, потому что не всегда при той или иной форме нуждаемости нужны только деньги. Иногда в зарубежных странах, в зависимости от типа нуждаемости и категории нуждающегося человека, ему предоставляется либо социальные услуги, либо денежные выплаты, либо то и другое вместе. Как правило можно дифференцировать размер выплаты в зависимости от того, насколько степень нуждаемости велика.

Сегодня у нас пособие и помощь предоставляется со стороны министерства образования , со стороны органов соцзащиты, различные выплаты идут с разных источников и полной картины, сколько семья получает каких выплат, к сожалению, мы не видим».

Как мы знаем, последние несколько лет в России наметился устойчивый рост числа граждан, которых относят к классу «бедняков» – по данным Росстата, уровень бедности в РФ сегодня уже превышает 14% и охватывает больше 22 млн граждан. Такое количество малоимущих в стране вызывает много критики в сторону властей, что вполне естественно. И это несмотря на то, что с 2010 года, борьба с бедностью в России является частью государственной экономической политики.

В качестве очередного эффективного инструмента для уменьшения количества малоимущих, представители Минфина называют «пособие по бедности».

Такой формы социальной помощи в нашей стране еще не было, но нужно признать, что во многих развитых странах пособие по бедности введено достаточно давно и успешно «работает». В российских условиях оно вполне могло бы стать эффективной формой поддержки малоимущих, но его форма и порядок предоставления требуют широкого обсуждения. Между тем высказанное предложение еще далеко от законотворческой инициативы и в планы на ближайшее время пока не входит. Карьерист.ру попытался разобраться в истинных намерениях Минфина и возможных последствиях введения такого пособия в РФ.

Главный принцип – нуждаемость

Пособие по бедности действительно является некой новинкой для российского законодательства, поскольку ни о возможности его введения, ни об успешном мировом опыте ранее никто не говорил. Первой, кто публично озвучил возможность его введения, стала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в интервью «Российской газете», опубликованном 27 октября. Как заявила чиновница Минфина, внедрение такого инструмента помощи бедным россиянам было бы правильным, учитывая современные условия. По ее данным, самыми нуждающимися сегодня являются многодетные семьи, где дети еще не достигли 16-летнего возраста, а работающими является лишь 1 родитель . Судя по всему, это мировая статистика, не имеющая ничего общего с российскими условиями жизни.

Между тем по предложенному Нестеренко принципу, подобные пособия должны носить адресный характер и предоставляться не целой категории населения, определенной по конкретному критерию, а каждому гражданину или семье отдельно , отобранным исходя из условий их жизни. Судя по словам чиновницы, такая помощь должна быть реализована в форме государственной программы, участниками которой могут стать лишь проверенные граждане. В данном случае, главным критерием для проверки должна стать «нуждаемость» и «имущественная обеспеченность».

Самыми нуждающимися сегодня являются многодетные семьи, где дети еще не достигли 16-летнего возраста, а работающими является лишь 1 родитель.

Именно такой принцип предлагает применять Нестеренко при выдаче некоторых социальных пособий.

Но сути это не меняет – без конкретных критериев «нуждаемости» не обойтись. Поэтому замминистра акцентирует внимание, что для полноценной работы такой программы на законодательном уровне необходимо определиться, что вообще такое «нуждаемость», выделить конкретные критерии ее оценки и порядок выявления, порядок определения благосостояния для семей и отдельных россиян, вместе с массой других особенностей, для которых, очевидно, понадобится целый закон. Хотя, куда более логичным было бы применение в качестве «мерила бедности» прожиточного минимума . Он, конечно, далек от объективных условий жизни в стране, но если оценивать бедность адекватно, то у государства просто не окажется средств для борьбы с ней. Даже сэкономленных на «адресности» средств будет недостаточно.

Да и потом, критерий нуждаемости – сугубо субъективное понятие, его крайне сложно будет отразить формально. Понятно, что одинокий инвалид 1 группы и няня в детском саду с зарплатой в 10 тыс. рублей будут иметь разную «нужду», и она будет иметь явно разное стоимостное выражение, хотя оба из них будут формально бедными. Одно только поднятие этого вопроса ставит под сомнение справедливость распределения социальной помощи. Но, о формализации говорить пока не приходится – сама же Нестеренко уточнила, что в бюджете на будущую трехлетку подобных программ не заложено. Да и в правительстве инициатива поддержки не получила – как передает «НТВ», в пятницу, ходе заседания трехсторонней комиссии вице-премьер Ольга Голодец заявила, что озвученная представителем Минфина инициатива не рассматривается, а слова Нестеренко – это ее личное мнение. Так что перспективы нововведения представляются слишком туманными.

Сокращение льгот

Туманными они кажутся и некоторым законодателям.

В частности, зампред эсеров в Госдуме Михаил Емельянов, чьи слова приводит Информационное агентство REGNUM, считает, что введение государственной помощи на случай бедности может негативно отразиться на выплате других форм социальной помощи , предоставляемых в России. По мнению парламентария, сама идея введения адресной помощи хорошая, но у него существует ряд сомнений в ее эффективности. В частности, объем помощи, который в нынешних экономических условиях может носить лишь символический характер. К тому же даже при определении достойных цифр, проблему с бедностью такие методы все равно не решат.

Введение государственной помощи на случай бедности может негативно отразиться на выплате других форм социальной помощи

Как утверждает Емельянов, вся проблема гораздо глобальнее – ее нужно искать в направлении экономической и бюджетной политики. По мнению депутата, политика в стране больше направлена на пособничество бедности, нежели борьбу с ней, поэтому ее нужно менять. Более того, парламентарий опасается, что параллельно с обсуждаемым пособием будут сокращены многие другие целевые программы и льготы . Он утверждает, что адресная помощь уже давно обсуждается в правительстве, но инициаторы ее введения делают акцент на ее индивидуализации, предлагая предоставлять пособие лишь «подлинно нуждающимся», а тем социальным прослойкам, которые не подходит под формальные признаки – отказать.

По мнению депутата, есть и противоположные опасения, что введение пособия по бедности будет способствовать «социальному иждивенчеству » – существованию исключительно за счет средств, полученных в качестве помощи. Однако реальными такие опасения назвать сложно – чтоб получить таких иждивенцев, пособие должно быть массовым, а жить исключительно на массовую помощь в России объективно невозможно. В любом случае высказанная идея пока что носит лишь абстрактный характер, а судить про какие-либо последствия можно будет лишь после озвучивания конкретных нормативных правил ее предоставления. Как выразился Емельянов: – «Дьявол будет в деталях».

Социально ориентированное предложение

Не меньше скептицизма вызывает инициатива введения пособия по бедности и у главы думского комитета по труду Ярослава Нилова. Как пишет ИА REGNUM, у депутата возникает вполне логичный вопрос – где государство возьмет деньги на это пособие, когда нет средств даже на полноценное поднятие пенсий по уровню инфляции ? Законодатель согласен с тем, что количество бедняков в России увеличивается катастрофическими темпами, причем как реально, так и формально. И в этом он согласен с Емельяновым – это все следствие провальной государственной политики. Более того, по словам Нилова, он не исключает того, что озвучивание такой инициативы лишь фикция, и оно сделано лишь в качестве социально ориентированного противовеса по отношению к информации о введении и такого сбора. Такой себе перевод темы.

Парламентарий напомнил, что государство уже имеет ряд обязательств, направленных на борьбу с бедностью и носящих аналогичный с инициируемым пособием характер. Например, которые получают все без исключения пенсионеры, чье возрастное пособие не дотягивает до уровня прожиточного минимума. Но это пенсионеры, а как быть с трудоспособными и работающими гражданами, которые формально попадут в категорию бедняков? Ведь именно таких в качестве примера привела Нестеренко (семья с двумя и более детьми, где работает лишь один из родителей).

Где брать деньги для них и насколько это вообще этично, называть работающих граждан малоимущими?

При этом Нилов удачно подметил неприметный парадокс – в случае принятия решения про налог на тунеядство и пособие по бедности, семья, приведенная замминистра финансов в качестве примера, будет попадать под оба из них. Так, неработающий родитель будет платить взносы за пользование социальной инфраструктурой и одновременно получать помощь по бедности … Тем не менее само высказывание такой инициативы со стороны представителей правительства, по мнению депутата, носит позитивный характер – это говорит о том, что там, наконец, есть понимание масштаба проблемы с бедняками, и что они есть не только в незащищенных слоях, но и среди трудоспособных и работающих граждан.

И с таким позитивом трудно не согласиться – действительно, инициатива введения такого пособия в качестве дополнительной меры соцподдержки является положительным сигналом. Но то, что данное предложение было высказано, мягко говоря «не вовремя», уже вызывает сомнения в искренности намерений чиновников. И в этом свете, предположение Нилова о «социально направленном противовесе налогу на тунеядство» выглядит очень даже правдоподобно.

Да и потом, существует масса других инструментов целевой социальной помощи – например, карточки на бесплатные продукты получает 21% американцев, доходы которых даже сравнивать с доходами наших бедняков просто возмутительно.