Изменения в банковском законодательстве с. Поправки в валютное законодательство. Функции валютного регулирования

Загрязнение подземных вод может происходить через атмосферу путем выпадения и последующей инфильтрации уже загрязненных атмосферных осадков; через загрязненные поверхностные воды на участках их поглощения в фунтовые водоносные горизонты; при инфильтрации чистых атмосферных осадков и поверхностных вод через загрязненную поверхность земли и почвенный слой (при внесении минеральных удобрений и ядохимикатов); путем фильтрации жидких продуктов или отходов производства и канализационных стоков при утечках из трубопроводов и сетей или на местах их складирования (сточные ямы, отстойники, шламонакопители и др.) при отсутствии или недостаточной надежности противофильтрационных мер; при инфильтрации атмосферных осадков и поверхностных вод на участках складирования твердых отходов (коммунальные или промышленные свалки, отвалы горнодобывающих предприятий и др.). Источником интенсивного загрязнения, в том числе и глубоко залегающих подземных вод, являются захоронение жидких и твердых отходов промышленного производства (как правило, наиболее вредных, высокотоксичных или радиоактивных отходов) путем закачки их в глубокие поглощающие скважины или "захоронения" в отработанных шахтах и карьерах.

Источниками загрязнения могут являться не использующиеся, но не изолированные с поверхности колодцы, буровые скважины, шахтные стволы, а также глубокие скважины, разведочные или эксплуатационные (нефть, газ, промышленные воды) или скважины, используемые для закачки промышленных отходов при их недостаточно надежной изоляции от вышележащих водоносных горизонтов.

Химические загрязнения . Самыми главными источниками химического загрязнения грунтовых вод являются различные жидкие стоки, а так же твердые отходы промышленных предприятий. Они содержат в себе самые разнообразные органические и неорганические субстанции. Неподалеку от промышленных бассейнов производств, в результате фильтрации их сточных и технологических вод, в подземных водах могут присутствовать тяжелые и токсичные металлы (железо, цинк, медь, ртуть, цинк, свинец и другие). Химическому загрязнению особенно подвержены грунтовые воды, в которые загрязнения проникают с поверхности почвы через зоны аэрации, а так же при сбросе жидких и твердых загрязнений в поглощающие колодцы и скважины. На территории сельских хозяйств, грунтовые воды загрязняются, главным образом, из-за применения на полях различных химических удобрений и ядохимикатов.

рин . – это повышение температуры подземных вод, которое происходит по ряду причин при пользовании водозабором. Температура воды может повыситься из-за привлечения поверхностных вод (пруда, реки, озера) с более высокой температурой. Это нередко происходит, если рядом с водозабором находится какой-либо водоем, а водоносный горизонт состоит из хорошо проницаемых отложений (галечные породы). Кроме этого, температура в подземных водах может повыситься из-за сброса отработанных тепловых технологических сточных вод в поглощающие колодцы или скважины.


Радиоактивные загрязнения . Источником радиоактивных загрязнений подземных вод могут быть экспериментальные взрывы водородных, атомных и нейтронных бомб, а так же различные производства, которые осуществляют деятельность, связанную с изготовлением ядерных реакторов, оружия или просто используют в работе радиоактивные вещества. Источником могут быть и атомные электростанции, а так же утечки с предприятий, где производят ядерное топливо. Сюда можно отнести и радиоактивные захоронения. Кроме того, есть и природные источники – урановые руды и другие породы, содержащие естественную радиоактивность.

Разлагаясь в водной среде, органические отходы могут стать средой для патогенных организмов. Вода, загрязненная органическими отходами, становится практически не пригодной для питья и других надобностей. Бытовые отходы опасны не только тем, что являются источником некоторых болезней человека (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что требуют для своего разложения много кислорода. Если бытовые сточные воды поступают в водоем в очень больших количествах, то содержание растворимого кислорода может опуститься ниже уровня, необходимого для жизни морских и пресноводных организмов. Загрязнение пресных подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, не только сказывается на здоровье людей и состоянии окружающей среды, но и приводит к необходимости колоссальных затрат на очистку воды, ремонт и реконструкцию очистных сооружений, дополнительных затрат на здравоохранение. Это происходи! на фоне недостаточной изученности и состояния загрязнения, и влияния многих вредных компонентов на здоровье людей и животных, и неразвитости методов исследований многих новых видов загрязнения.

Загрязнение ПВ также вызывает загрязнение окружающей среды. ПВ выносят содержащиеся в них 3В в поверхностные водотоки и водоемы. Хотя привнос ЗВ с подземным стоком значительно меньше привноса ЗВ со сбрасываемыми в поверхностные волы сточными водами, изучение его химического состава представляет большой интерес в случае содержания в ПВ токсичных веществ, поступление которых в реку может оказать негативное влияние на ее биологический режим. Особенно важно учитывать этот процесс в бассейнах малых рек. Над поверхностью загрязненных ГВ формируется техногенное газовое (паровое) облако, вызванное испарением загрязненной жидкости с уровня ГВ. Пар включает наиболее легкие, летучие вещества, содержащиеся в загрязненной воде. Наиболее негативное воздействие оказывают облака газообразных углеводородов, образуемые на поверхности нефтяных и газовых шапок н даже горизонтов.формирующихся на поверхности водоносных горизонтов в районах нефтегазодобычи. расположения подземных газовых хранилищ (ПХГ), нефтепроводов, нефтегазоперерабатываюших заводов, заправочных станций и др. Формирование газового облака над поверхностью загрязненных ПВ это пример обратной связи загрязнения ПВ и его ответного влияния, вызывающего загрязнение окружающей среды (почв и пород зоны аэрации, приземного слоя атмосферы и поверхностных вод, если облако сформировано вбли-зи области разгрузки ПВ).это облако может выйти и на поверхность земли; такие случая фиксируются на территориях ПХГ, где наблюдаются аномальные давления в водоносных горизонтах, способствующие распространению облака с больших глубин до поверхности земли. Для выявления областей распространении газовых облаков и оконтуривания участков загрязнения ПВ используется газовая съемка подпочвенного воздуха.

Охрана подземных вод как комплексная проблема имеет два основных направления: охрану подземных вод как полезного ископаемого на эксплуатирующихся или разведываемых месторождениях подземных вод и охрану подземных вод как одного из основных компонентов природной (окружающей) среды. При наличии в пределах расчетной области влияния эксплуатации существующих или потенциальных источников загрязнения подземных вод прогноз изменения качества подземных вод в обязательном порядке должен учитывать их возможное влияние при эксплуатации. Наличие загрязнения подземных вод (даже если оно и не представляет в настоящее время конкретной опасности) должно устанавливаться по двум основным показателям: появлению в подземных водах (прежде всего в грунтовом водоносном горизонте) компонентов химического состава, наличие которых в естественных условиях нехарактерно для подземных вод рассматриваемого района; наличию участков, в пределах которых содержание "обычных" компонентов химического состава подземных вод, характерных и для естественных условий, резко превышает фоновые значения, установленные для данного района. В этом случае основными задачами исследований являются выявление конкретных очагов (источников) загрязнения, определение состава загрязняющих веществ, оценка скоростей и путей их миграции с последующей организацией на таких объектах систематических наблюдений за изменением состава и качества подземных вод и применением комплекса специальных мер, рассмотренных выше.


10.. Геохимические обстановки и геохимические барьеры. Окислительно-восстановительный потенциал и геохимические барьеры в природных водах.

Геохимические барьеры (Перельман, 1961 год) - участки земной коры, в которых на коротком расстоянии происходит резкое уменьшение интенсивности миграции химических элементов и как следствие их концентрация.

Разделяют геохимические барьеры на два типа: природные и техногенные. Оба типа подразделяются на физико-химические, биогеохимические и механические. Первый связан с изменениями физико-химической обстановки в водах с различными окислительно-восстановительными и кислотно-щелочными условиями. Механические барьеры образуется там, где резко уменьшается интенсивность механической миграции. Биогеохимические барьеры по сути представляют собой накопление элементов растениями и животными.

Выделяют макро, мезо микробарьеры . Так в дельтах зона смешения пресных речных вод и солёных морских представляет собой макробарьер шириной в сотни и тысячи метров (при длине рек и морских акваторий в тысячи километров). Рудные тела в водоносных горизонтах артезиансих бассейнов имеют ширину в десятки и сотни метров при длине (по падению) водоносных горизонтов в тысячи и десятки тысяч метров (мезобарьеры). К мезобарьерам относятся так же краевые зоны болот, где накапливаются многие элементы, выщелоченные из водоразделов и склонов. Рудные прожилки мощностью в несколько сантиметров и миллиметров относят к микробарьерам.

Явление, которое ныне именуется геохимическим барьером , привлекало внимание исследователей и ранее, в частности при изучении условий образования минералов и руд, при трактовке процессов осаждения элементов из вод. В почвах, илах морей и океанов, корах выветривания, водоносных горизонтов артезианских бассейнов, подземных водах зон разломов и других системах земной коры протекают сходные процессы концентрации элементов. Это и позволило установить общие типы таких процессов, сформулировать понятие о геохимическом барьере, которое мы относим к фундаментальным понятиям геохимии. Главная особенность барьера – резкое изменение условий и концентрация элементов. Это зона где одна геохимическая обстановка сменяется другой.

Между понятием геохимический барьер и геохимическая обстановка имеется глубокая связь уменьшение пространства, занимаемого обстановкой, приводит к переходу количества в качеств, превращение обстановки в барьер (и наоборот).

На геохимических барьерах образуется рудные тела большинства месторождений, понятие о барьерах является одной из методологических основ изучения геохимических аномалий и, следовательно, оно важно для разработки методики геохимических поисков. Изучение барьеров также важно в борьбе с загрязнением окружающей среды, при организации подземного выщелачивания руд, закреплении грунтов в строительстве, при решении других практических задач.

В Земной коре происходит совмещение и комплексирование различных геохимических процессов, в связи с чем выделяются комплексные барьеры, образующиеся в результате наложения двух или нескольких взаимосвязанных геохимических процессов. Выделяются также двусторонние барьеры , которые формируются при движении различных элементов к барьеру с разных сторон. На двустороннем барьере происходит осаждение разнородной ассоциации химических элементов. Различаются так же латеральные барьеры , образующиеся при движении вод в субгоризонтальном направлении, например на границе фаций и радиальные (вертикальные) барьеры, формирующиеся при вертикальной миграции растворов в зонах разломов, корах выветривания и т.д. В зависимости от способа массопереноса различаются диффузионные и инфильтрационные барьеры.

ОВП. Окисление – отдача электронов, восстановление – принятие электронов!!

Показателем окислительно-восстановительного потенциала природных вод является Eh. Величина может быть измерена с помощью потенциометра и измеряется в Вольтах. Может иметь положительные значения при окислительных условиях и отрицательные - при восстановительных. Природная вода имеет окислительно-восстановительный потенциал, так как любая реакция отрыва или присоединения электрона обладает энергетической характеристикой, поэтому одни и те же условия могут быть окислительными и восстановительными. По окислительно-восстановительным условиям различают 3 класса природных вод:

· Окислительные (практически только один окислитель O2, то есть кислородные воды).

Большинство Me способно мигрировать в форме катионов, а восстановителей лишь 2 – органическое вещество и H2S, так что есть воды:

· Восстановительные без сероводорода (глеевые воды), обогащённые органикой, O2 – расходуется полностью на окисление органики, и она ещё остаётся, Fe и Mn подвижны, другие – малоподвижны;

· Восстановительные воды с сероводородом , возникают в водах, богатых сульфатами и населённых сульфатредуцирующими бактериями. Организмы не жизнеспособны. Возникают воды в глубинных слоях морей со слабым водообменном (Чёрное море, в Норвежских фьордах), в подземных водах формируются с загрязнением (в районах нефтепереработки).

Геохимические барьеры образуются между разными типами вод, которые зависят от содержания в воде O2, H2, H2S и других газов. Важную роль играют и Fe2+, Fe3+, S2-, HS-, H+, OH- и другие ионы, а также молекулы органического вещества.

Для типа кислородных вод (с окислительной обстановкой) характерно присутствие в водах свободного кислорода или других сильных окислителей. Многие элементы находятся в высоких степенях окисления – Fe3+, Cu2+, S6+ и т.д. В зоне окисления сульфидных месторождений при pH 1-2 (кислая среда) Fe может быть и в двухвалентной форме. Осадочные горные породы, сформировавшиеся в окислительных условиях обычно имеют красную, бурую и жёлтую окраску. Так как в природных водах могут присутствовать ассоциации окислителей и восстановителей, то показатель окислительной обстановки служит свободный кислород, а если его нет, то трёхвалентное железо

Тип сероводородных (сульфидных) вод характеризуется H2S, HS-, местами S2-. Fe и многие другие металлы часто не мигрируют, так как образуют труднорастворимые сульфиды. Цвет пород – чёрный, серый, зелёный.

Показателем восстановительной среды типа глеевых вод (с восстановительной бессероводородной обстановкой) является CH4 и другие углеводороды, растворённые органические соединения, Fe2+, H2. В глеевой обстановке легко мигрируют многие металлы, часто в форме органических комплексов. Окраска горных пород белая, сизая, зелёная.

При резкой смене восстановительных условий на окислительные возникает окислительный барьер (кислородный и др.). Он возникает и при смене резковосстановительных условий слабовосстановительными или слабоокислительных – резкооксилительными, то есть при резком повышении Eh (окислительно-восстановительного потенциала). Для этого барьера особенно характерно образование минералов гидроксидов Fe и Mn, а также самороднойS. При резком понижении Ehвозникают восстановительные барьеры – сероводородные или сульфидные, и глеевые.

Сероводородные и сульфидные барьеры играют огромную роль в минералообразовании, так как на них концентрируются большое число минералов, главным образом сульфидов (пирит, галенит…), а также некоторые оксиды (настуран и др.) и самородные элементы (Au, Ag, Se и др.). Для глеевого барьера менее характерно минералообразование (сидерит, вивианит, самородныеCu, Au, Se и др.).

С 2018 года вступят в силу изменения в валютном законодательстве. Некоторые изменения направлены на упрощение жизни участников внешнеэкономической деятельности, а некоторые – на ужесточение их ответственности. Читайте в статье, какие изменения в валютном законодательстве с 2018 года учитывать в работе импортеров и экспортеров.

Какие документы вносят изменения в валютные операции с 2018 года

Изменения в валютном законодательстве с 2018 года утверждены следующими документами, которые приняты прошлом году:

  • Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-У,
  • Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»,
  • Федеральный закон от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
  • Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».

Перечисленные документы вводят новый порядок предоставления в банк документов участниками внешнеэкономической деятельности. Их действие распространяется на:

Посмотрим, в чем заключаются нововведения в валютном законодательстве.

Отмена паспорта сделки

Изменения в валютном законодательстве с 01.01.2018г. упростили порядок документооборота между банком и резидентом. Главным новшеством стала отмена обязанности оформлять паспорт сделки. Вместо него банки будут ставить на учет внешнеторговые контракты.

Регистрация внешнеэкономического контракта

Порядок регистрации контрактов банк разрабатывает и утверждает самостоятельно. Уникальный номер контракта банк вносит в базу «Банк – ФНС».

Для постановки контракта на учет предоставьте в банк:

  • Реквизиты участников внешнеэкономической сделки,
  • Сведения о контракте:
  • Вид контракта,
  • Дата и номер,
  • Валюта договора,
  • Сумма взаиморасчетов,
  • Дата завершения обязательств по договору.

Для резидентов – экспортеров действует ускоренный порядок. Их контракты банки будут ставить на учет не позднее следующего рабочего дня.

Регистрировать будут не все контракты

Законодательством установлены денежные лимиты, ниже которых контракт не регистрировать не нужно:

  • 3 млн.руб. – для договоров импорта,
  • 6 млн.руб. – для экспортных договоров.

Снятие контракта с учета

Банки снимают контракт с учета по заявлению организации после завершения всех обязательств. К этому моменту резидент обязан предоставить в банк все документы, необходимые для валютного контроля.

Положения переходного периода

Что делать с паспортами сделок, которые на начало 2018 года были уже оформлены или были поданы документы на оформление паспорта? Смотрите в таблице, как поступать на рубеже 2017 – 2018гг.

В каком состоянии паспорт сделки на 01.01.2018г.

Что делать с паспортом сделки в 2018 году

Паспорт полностью оформлен

Банк автоматически закроет паспорт сделки и перенесет данные в реестр действующих контрактов

Паспорт еще не оформлен, документы собраны, в банк не сданы

Документы на оформление паспорта сделки не сдавайте, подайте документы на регистрацию внешнеэкономического контракта

Паспорт еще не оформлен, документы для паспорта подготовлены, сданы в банк на проверку

Банк поставит контракт на учет на основании полученных документов. Собирать документы повторно не придется

Отмена справок о валютных операциях

Следующее изменение в валютном законодательстве, которое вступает в силу с 2018 года, - банки не будут требовать справки о валютных операциях. Однако обязанность предоставлять другие документы, необходимые для валютного контроля, сохранена.

Участники валютного договора обязаны предоставить документы в банк в течение 15 дней с момента зачисления валюты. Исключение составляют договоры на сумму менее 200 тысяч рублей, по ним предоставлять документы не требуется.

Если сумма валюты в рублях превышает 200 тыс.руб., то вместо справки о валютных операциях организации (резиденты и нерезиденты) предоставляют в банк информацию о виде кода операции. Форма документа утверждена в Приложении 1 к Инструкции Банка России.

Банки будут чаще отказывать в проведении валютных операций

Изменения в валютном законодательстве с 1 января 2018 года не только упростили работу резидентов, расширяется перечень оснований, по которым банки смогут оказать в проведении валютной операции.

В 2018 году банки могут отказать по двум причинам:

  • Непредоставление запрошенных документов или предоставление недостоверных документов,
  • Подозрение, что операция совершается с целью легализации преступных доходов или с целью финансирования террористов.

Эти причины не изменились с 2017 года. С 14 мая 2018 года добавятся новые основания для отказа:

  • Нарушение положений ст. 9 «Валютные операции между резидентами» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ,
  • Неисполнение положений ст.12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» 173-ФЗ,
  • Нарушение требований ст.14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ,
  • Неисполнение положений других положений валютного законодательства.

Последний пункт делает перечень открытым и разрешает банкам отказывать в проведении валютных операций при любом нарушении валютного законодательства.

Ужесточение ответственности

Изменения в валютном законодательстве с 2018 для юридических лиц добавили новую обязанность резидентов, а ответственность за нарушение валютного законодательства ужесточена.

Во-первых, у резидентов появилась обязанность информировать банки о сроках исполнения обязательств сторонами внешнеторгового договора (ст.19 173-ФЗ). В информации об ожидаемых максимальных сроках резидент обязан сообщить банку, в какие предельные сроки будет осуществлен перевод денежных средств и осуществлена поставка товаров.

Во-вторых, изменениями в КоАП РФ увеличены штрафы для организаций и ИП:

Нарушение

Штраф

Основание

Осуществление незаконных валютных операций

Для граждан, ИП и юр.лиц – от ¾ до 1 размера суммы операции,

ч.1 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.4 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты, если для сделки предусмотрено оформление паспорта

Для ИП и юр.лиц – от 40 до 50 тыс.руб.,

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.4.1 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату сумм, уплаченных за непоставленные товары, работы, услуги

Для ИП и юр.лиц – 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока и (или) от ¾ до 1 размера суммы, не зачисленной на банковские счета,

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.5 ст.15.25 КоАП РФ

Обмен информацией с иностранными налоговыми органами

Изменения коснулись международных групп компаний. Российские налоговые органы со своими зарубежными коллегами реализуют программу международного обмена информации о таких компаниях. В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом 7.1.

Международная группа компаний – это структура, которая ведет деятельность без образования юридического лица и обладает следующими признаками:

  • Участники группы связаны между собой владением долей бизнеса или правом принятия и контроля решений,
  • Участники группы являются налоговыми резидентами разных государств,
  • Группа составляет консолидированную отчетность.

Если суммарная годовая выручка такой группы превышает 50 млрд.руб., она обязана предоставить в налоговые органы ряд сведений:

Изменения валютного законодательства в 2018 году связаны с дополнением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Изменения в валютном законодательстве с 14 мая 2018 года внесли и правки в КоАП РФ. Они, как и изменения, отразившиеся на содержании закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, являются результатом принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ и тоже вступают в силу с 14.05.2018.

Нововведения закона о валютных операциях

Что отличает новый вариант закона о валютных операциях в РФ от старого? Изменений в этом документе всего два:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. - для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. - для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Новшества КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    1. осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    2. не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    3. не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.
  • С 14.05.2018 за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

К изменениям валютного законодательства, начинающим действовать в 2018 году, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Применение обновленного закона начинается с 14.05.2018, а новой инструкции - с 01.03.2018.

Новая инструкция отменяет паспорт сделки и справку о валютных операциях, вводя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также меняет лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Нововведения в законе о валютном контроле приводят к тому, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно вводится административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Отказы банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г. №181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ). Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г. )
Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях . Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции .

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств , при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;
ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено . Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).
Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация .

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.
Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.