Введение карточек. Карточная система в ссср. Сколько денег на карте

Введение карточек. Карточная система в ссср. Сколько денег на карте

Председатель приходского совета Спасо-Преображенского собора протоиерей Борис Глебов родился в Ленинграде в 1936 году в благочестивой верующей семье. Довоенную жизнь почти не помнит, отчетливые детские воспоминания связаны с войной и блокадой.

Отец Борис: "У нас была трехкомнатная квартира на Петроградской, но вся семья жила на кухне: квартиру было не протопить, к тому же окна были выбиты. Нас в семье было пятеро братьев и две сестры. Из братьев выжил только я: трое умерли в блокаду, четвертый погиб на фронте в самом конце войны. Отец тоже умер от голода. Давали, как известно, 125 граммов хлеба в день на человека. Отец свою пайку отдал мне, так и сказал маме: „Меня это не спасет, а он, может быть, выживет“. Некоторое время четыре покойника лежали в одной комнате - отец и три брата. Сил не было их вывезти, маме удалось сделать это только весной. Все они похоронены в братской могиле на Серафимовском кладбище".

К людям, упавшим на улице, никто не подходил. Причиной была вовсе не душевная черствость.

Отец Борис: "Все были ослаблены настолько, что знали - протянут кому-то руку, чтобы поднять, но помочь не смогут, а сами упадут".

Потом Боря Глебов, как и многие ленинградские дети-дистрофики, попал в больницу.

Отец Борис: "В больнице кормили чуть лучше, но дети тоже часто умирали. Лежим по трое на койке, одного закроют, унесут, другого принесут. Но к детям относились очень хорошо - до сих пор помню нянечку тетю Полю, медсестру тетю Надю... А когда меня выписали, поместили в детский дом, потому что мама еще была в больнице".

Впоследствии мама рассказывала будущему священнику, что, когда лежала в больнице Эрисмана, все время молилась и думала о младшем сыне, не зная, жив ли он. Однажды ей приснилось, что Бореньку ведет за руку святитель Николай, и она решила, что теперь все будет хорошо.

Отец Борис: "Мама вскоре вышла из больницы, нашла меня в детдоме, забрала, и мы сразу, не заходя домой, пошли в Князь-Владимирский собор. Я, конечно, ничего не понимал, но мне очень понравилось".

Ощущение голода, вечное желание поесть хлеба прошло только к началу 1950-х. Ленинградские дети жили голодно-холодно, но весело.

Отец Борис: "Знаете, какие коньки у нас были? Привязывали к валенкам какие-то палки и катались. А в футбол играли только босиком: обувь была далеко не у всех, поэтому даже те, у которых были ботинки, их снимали, чтобы не травмировать случайно босых. Мы ходили по городу босиком, и в трамваях ездили босиком. А одевались - кто во что горазд, не по размеру - шапки падали на глаза, а штаны были десять раз подвернуты...".

Мальчик стал часть ходить в храм - сначала с матерью, потом один, начал там прислуживать, читать. Приходилось совмещать это с учебой в советской школе.

Отец Борис: "В школе все знали, что я хожу в храм. Многие мамы приводили детей причащать, среди них были мои одноклассники, а я стою у чаши с платом. Они потом мне говорили: "Глеб (такое прозвище было, по фамилии), а ты поп, оказывается!". И когда в футбол играли, кричали: "Поп, пасуй!". И я пасовал. Надо сказать, никто меня особо не трогал, только завучу-атеистке не было покоя. Как-то спросила меня: "Глебов, а ты чем заниматься-то собираешься?". "Как - чем? - отвечаю. - В семинарию пойду". - "А-а, позорить нашу школу?" - "Это вы так считаете, а у меня другое мнение".

Вот уже пятьдесят лет протоиерей Борис Глебов служит Господу в священном сане, из них тридцать - в Спасо-Преображенском соборе. Был свидетелем и хрущевских гонений, и возрождения Церкви в наше время.

Отец Борис: "Нужно во всем уповать на Господа. Знать, что в жизни не всегда происходит то, что хочешь, но испытания даются, чтобы человек их пережил и что-то понял. Если человек хорошо понимает, что миром правит Господь, ему и жить легче".

Форсированная индустриализация, начатая в конце 20-х, привела к резкому падению сельхозпроизводства и вызвала кризис продовольственного снабжения. Сказалась ликвидация частной торговли. Вывозили зерно, завозили - машины. Дефицит и инфляция были вызваны эмиссией для поддержания высоких заплат в промышленности.

Из-за продовольственного кризиса с зимы 1928-29 годов в городах СССР по карточкам стали распределять хлеб, а затем и иные продовольственные и промышленные товары.

Нормы снабжения Москвы и Ленинграда в 1929-30 годах.

Рабочие Прочие трудящиеся Дети
Хлеб 800 г. в день 400 г. Не обеспечивались
Крупа 3 кг в месяц 750 г. в месяц Не обеспечивались
Мясо 200 г. в день 100 г. в день Не обеспечивались
Сельдь 800 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Масло животное 600 г. в месяц 300 г. в месяц 400 г. в месяц
Растительное масло 750 г. в месяц 250 г. в месяц Не обеспечивались
Сахар 1,5 кг в месяц 1 кг в месяц 500 г. в месяц

Снабжение рабочих и служащих было дифференцированно в зависимости от индустриальной важности предприятий, на которых они работали и политической значимости городов, в которых они проживали. Так, например, в Москве продовольственных товаров 12 позиций первоочередной важности за год распределялось больше, чем на всей Украине. Существовало 4 списка городов отличавшихся разным продовольственным и промтоварным снабжением. Также на группы снабжения были разделены трудящиеся и члены их семей. Лучше всего обеспечивались индустриальные рабочие, хуже всех - дети. В 1933 году самые привилегированные слои рабочих (шахтеры Донбасса и бурильщики Азербайджана) получали: 3 кг мяса, 2 кг рыбы, 1,2 кг сахара, 2,4 кг крупы и 400 граммов масла в месяц.

Нормы же обеспечения ответственных работников (в Доме правительства на Болотной площади) в 1932 году составляли в месяц: 8 кг рыбы, 4 кг мяса, 4 кг колбасы, 3 кг сахара, 1 кг кетовой икры. Без ограничения продавались птица, фрукты, кондитерские изделия и так далее.

Карточная система не распространялась на так называемых «лишенцев» (граждан, лишенных избирательных прав): бывших буржуа, дворян, предпринимателей, священников. Они должны были приобретать продукты в государственных коммерческих магазинах, на рынке или в Торгсине за золото. Также карточная система не охватывала крестьян. Промтовары в деревню поставлялись в зависимости от выполнения плана заготовок, но, большей частью, не отпускались вовсе. В обмен на сданную государству продукцию крестьяне вместо товаров получали различные расписки, квитанции, словом, бумажки, призванные подтвердить право отоваривания в неопределенном будущем.

В результате политики заготовок, когда у крестьян выгребали хлеб подчистую, наступил голод, унесший миллионы жизней. В итоге в 1928-35 годах резко снизился уровень жизни подавляющего большинства советских людей (за исключением советской, партийной, военной и научной элиты). Реальные выдачи продуктов по карточкам определялись не нормами Наркомата снабжения СССР (достаточно скудными), а товарными ресурсами, имевшимися на деле в распоряжении местных органов власти. Так, Ивановский обком ВКП (б) в 1932 году установил для рабочих следующие нормы по карточкам: 1 кг крупы, полкило мяса, 1,5 кг рыбы, 800 граммов сахара в месяц. Остальное население получало только рыбу (0,5-1 кг в месяц) и 200-400 граммов сахара. Фактически, в 1932 году в основных индустриальных центрах СССР полностью рабочие получали только хлеб.

Индустриальные рабочие Москвы в 28-32 годах питались хуже, чем средний рабочий начала ХХ века. К моменту отмены карточек в 1935 году власти не смогли восстановить уровень питания рабочих, существовавший до введения карточек. Наблюдалось физическое истощение подавляющей массы рабочих и служащих.

В 1935 году карточная система была отменена, население стало покупать товары в открытой торговле. Чем объяснить ее отмену? В 1935-36 годах Сталин и его окружение неоднократно заявляли, что «социализм в СССР, в основном, построен» и советские люди наслаждаются благополучием и избытком материальных благ. Совместить «процветание» и карточки, в пропагандистском плане было невозможным.

Однако, поскольку количество товаров не увеличилось, то, при фиксированных ценах, эта система продолжала существовать в скрытой форме.

Прежде всего, это проявлялось в установке норм продажи «в одни руки» (на одного человека). Так, в 1940 году, спустя 5 лет после отмены карточек, всесоюзные нормы в открытой торговле были таковы: по 1 кг хлеба, крупы, рыбы, молока, овощей. По 500 граммов продавали колбасы и мяса. По 200 граммов масла. Но не всегда и не везде эти продукты наличествовали в продаже. Потому и карточная система возрождалась в иных обличьях.

Так, например, в Костроме населению раздавались талоны на «предварительный заказ», по которому населению выдавалось по 600 грамм хлеба (при тогдашней всесоюзной норме в 2 кг) один раз в день и в строго определенном магазине. В 1940 году из проверенных 50 республик и областей закрытое пайковое распределение (те же карточки) существовало в 40 регионах.

Местные власти, не имея ресурсов для открытой продажи продуктов питания, изощрялись в поиске форм нормированного распределения. Так, в Одессе в 1939 году хлеб не продавался, а развозился по домам и «продавался» по спискам жильцов, из расчета 400 граммов на человека в день. В магазинах, например, заводились карточки на каждого местного жителя. Люди, приходя в магазин, называли свой номер, брали продукты - карточка перекладывалась в другой ящик, чтобы не допустить повторной покупки. Устанавливалось точное время приобретения товаров - опоздавшие уходили ни с чем. В других случаях хлеб разносили по домам. Семья сдавала в прикрепленный магазин сумку с обозначением фамилии и адреса. А вечером ей доставляли сумку с хлебом. Учетчиков и тех, кто доставлял продукты, выбирали сами жители. То же было и в Новосибирске, Вологде, Череповце, в Чкаловской, Сталинградской, Омской, Тамбовской, Костромской областях. Фактически - повсеместно.

В условиях краха торговли люди самовольно стали брать под контроль магазины. Составляли списки покупателей, чужаки - жители соседних улиц, кварталов и районов в них не допускались.

Другим некарточным способом распределения продуктов было создание закрытых столовых и буфетов в советских, партийных органах власти. Где продукты отпускались с превышением норм.

Чем же был вызвана нехватка продовольствия? В начале 30-х - разгромом сельского хозяйства, осуществленного под видом «сталинской коллективизации». В конце десятилетия коммунисты продолжили ту же безумную с экономической точки зрения практику.

Значительная часть колхозных земель после коллективизации пустовала. И крестьяне прирезали эти земли к приусадебным участкам, используя их для выращивания картофеля и сенокосов. Приусадебные участки были главным источником выживания крестьян, поскольку зарплату в колхозах не платили, начисленные «трудодни» не отоваривались, а зерно выгребалось подчистую. В мае 1939 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания».

В соответствии с постановлением приусадебные участки колхозников были сокращены с 8 миллионов гектаров до 2 миллионов га. В итоге крестьяне вынуждены были резать поголовье скота на личных подворьях и уменьшить производство овощей. И без того небольшие рыночные фонды продовольствия в расчете на душу населения в 1940 году уменьшились по сравнению с 1937-м на 12 процентов. Уменьшалось производство и промышленных товаров, между тем, как общее количество денег в обращении в 1940 году по сравнению с 1938-м выросло вдвое. Дефицит бюджета покрывался эмиссией и инфляция усилилась.

Зимой 1939-40 годов положение стало катастрофическим. С декабря 1939 из продажи исчезли хлеб и мука. Правительство нашло «выход», запретив продажу в сельских местностях муки и печеного хлеба. Был повышен денежный налог на колхозы и ставки за право торговли на колхозных рынках. Как следствие, массы крестьян стали уходить в города, тем самым ухудшая и без того слабое снабжение промышленных центров. Повсюду можно было видеть тысячные очереди, с повседневными в них драками и убийствами.

Пытаясь выправить ситуацию, Совнарком в 1940 году уменьшил нормы отпуска продовольствия в одни руки в 2-4 раза. Но положение в стране оставалось на грани краха. Производство лихорадило: росла текучесть кадров на предприятиях, люди отказывались работать. Повсюду массовые прогулы, повальное отходничество из колхозов. Людям было не до работы. Их основной заботой стал поиск хлеба.

Большевистская верхушка искала выход в усилении репрессий в отношении населения. В 1940 году рабочим было запрещено увольняться с работы по своей воле. Устанавливалась уголовная ответственность за опоздания и уход с работы в течение дня.

НКВД было предписано не пускать в города крестьян, приезжающих в промышленные центры в поисках еды и промтоваров. Началось патрулирование вокзалов и поездов.

Теми же постановлениями 1940 года запрещались очереди на улицах. За неподчинение карали вплоть до уголовной ответственности.

Многотысячные очереди разгоняла пешая и конная милиция. Людей штрафовали, загоняли в грузовики и вывозили за город. Однако очереди не исчезали. Запрещалось стоять у магазинов - очередь с вечера, по свидетельству очевидцев, «уползала в глухие переулки или парки, где тряслась до рассвета, а под утро каждый последующий брал предыдущего сзади за локти и серая змея ползла через город к магазину».

Власти не нашли иного ответа, как запретить организовывать очереди во дворах и переулках. Иезуиты из НКВД изобрели метод «переворачивания очередей»: утром милиция перестраивала очередь так, чтобы те, кто был в ее начале, оказывались в конце. Население ответило созданием «блуждающей очереди»: люди прогуливались по улице взад-вперед и каждый знал, за кем он «прогуливается».

Очереди и не могли исчезнуть, поскольку объем товаров, предоставляемый для реализации государственной открытой торговле, был мизерным. Так, в открытую торговую сеть Молотовской области выделялось лишь 2-3 процента товаров, поставляемых в регион. Остальное шло в закрытые магазины, обслуживающие партийных и советских чиновников, сотрудников НКВД, военторги и так далее. Аналогичная закрытая торговая сеть Сызрани распродавала 90 процентов товаров, поставляемых в город. С Сталинабаде (Душанбе) в закрытых распределителях Совнаркома Таджикской ССР на одного человека в год полагалось шерстяных тканей на 342 рубля в год, в то время как на одного обычного горожанина - на 1 рубль. Такое положение было и с остальными товарами.

Рабочие, отстояв день за станком, вынуждены были целыми семьями стоять в очередях ночами. В большинстве они были физически истощены, появились болезни от недоедания и даже смертельные случаи на почве голода.

В качестве выхода местные власти официально ввели прикрепление населения к конкретным магазинам, возникшее по инициативе населения и скрыто существовавшее ранее, и узаконили пайковую норму выдачи продуктов.

К Великой Отечественной войне СССР подошел с фактически возрожденной карточной системой. Наличие которой сталинское руководство, тем не менее, отказывалось признавать, поскольку это противоречило пропагандистским лозунгам о том, что СССР - страна процветающей экономики и высокого благосостояния людей. В той или иной форме карточная система просуществовала на протяжении всей истории СССР, вплоть до реформ Гайдара.

(с) текст Е.Осокина.

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Отмена карточной системы в СССР - дата очень важная. Но прежде чем говорить об этом событии, необходимо разобраться, что собою представляла данная система. Карточная система широко использовалась многими государствами в кризисные периоды войн, спадов в экономике, революций. Отмена карточной системы свидетельствовала об улучшении экономического и социального состояния в стране.

Что такое карточная система

Карточная система подразумевает под собой определенный механизм распределения продовольствия среди населения. В развитых в ХХ веке данная система служила, чтобы обеспечить пропитанием социально незащищенные слои населения. Карточки (или талоны) выдавались из расчета норм месячного потребления человеком тех или иных продуктов. При отмене карточной системы продовольствие вновь оказывалось в свободной продаже.

История карточной системы в мире

Первые упоминания о нормах выдачи продуктов появились еще в Древнем Риме. В дошедших до нас римских документах говорится о «тессерах» - бронзовых или железных жетонах, в обмен на которые простые горожане могли получить определенную меру оливкового масла, вина и зерна. Очень популярной была карточная мера в годы Французской революции (1793-1797 гг.). Французы получали карточки, которые давали им право на приобретение жизненно необходимых продуктов. Сперва талоны выдавались только на хлеб, а потом эта система распространилась на мыло, сахар, мясо.

Карточная система в современном понимании использовалась в Европе во время Первой мировой войны. Далеко не все государства прибегли к такому методу распределения продовольствия, но несколько воюющих держав эффективно его применяли. Отмена карточной системы происходила спустя некоторое время после завершения военных действий. Вновь стала популярной эта система в годы Второй мировой войны и в голодные месяцы после нее. В прошлом веке эта система применялась для борьбы с продовольственным дефицитом в странах социалистического лагеря.

Карточная система в дореволюционной России

В нашей стране выдача продовольствия по талонам впервые осуществлялась при императоре Николае II. Это была вынужденная мера, вызванная жесточайшим пищевым дефицитом в результате войны. Весной 1916 года карточки были введены во многих губерниях.

Особенно нелегко пришлось любителям сладостей: из-за масштабных военных действий Польша оказалась в оккупации и не смогла снабжать Россию продуктами производства своих сахароперерабатывающих заводов.

Выдача продуктов по талонам в СССР

29.04.1917 года эту систему решило использовать и Временное правительство. В ряде крупных городов была введена «хлебная монополия». В соответствии с требованием правительства, все зерно считалось собственностью государства. Таким образом, крестьяне, собирающие урожаи зерна, лишились своего основного источника дохода.

Позже неконтролируемый выпуск печатных денег привел к краху финансовой системы. Пытаясь найти выход из кризисной ситуации, правительство решило продолжать использование карточной системы и даже расширить ее. Уже летом 1917 года по талонам выдавалось мясо, крупы и сливочное масло. Осенью того же года карточная система распространилась на куриные яйца и растительное масло. Зимой из обихода исчезли кондитерские изделия и чай.

Первая отмена карточной системы в СССР (дата - 11 ноября 19121 года) была обусловлена переходом к новой экономической политике (НЭП). Эта мера была предложена ведущими советскими экономистами. Ее целью являлась стабилизация положения на внешнем и внутреннем рынках. Данная денежная реформа и отмена карточной системы были весьма успешным политическим ходом и смогли бы восстановить экономическую систему страны, если бы не необдуманные действия коммунистического правительства.

В 1929 году надвинулась вторая волна талонной системы. Нарастая, как снежный ком, вскоре она приобрела характер централизованного масштабного мероприятия.

В 1931 году были охвачены практически все а чуть позже поглощены и промышленные товары.

Система распределения талонов среди населения

Интересен тот факт, что продукты и другие товары первой необходимости выдавались в строгом соответствии с классовой принадлежностью. Карточки первой категории предназначались для рабочего класса (800 г хлеба в день). Членам семей рабочих выдавалось по 400 г хлебобулочных изделий в сутки.

Вторая категория распространялась на служащих, которые получали по 300 грамм хлеба на себя и на иждивенцев. Тяжелее всего приходилось «нетрудовому элементу». Представители торговли и священнослужители вообще не имели прав на получение талонов. Также были вычеркнуты из системы крестьяне и лица, которые были лишены политических прав.

Таким образом, жители страны, не получающие карточки, составляли 80 % населения СССР. Эта несправедливая система функционировала 5 лет. Отмена карточной системы произошла 1 января 1935 года. Однако легче людям не стало, так как буквально через несколько дней после упразднения талонов цены на муку и сахар подскочили почти в два раза.

Вторая мировая война и карточная система

Когда началась Великая Отечественная война, государству пришлось идти на жесткие меры, чтобы спасти от голодной смерти многотысячное население страны. Во время Второй мировой войны на карточную систему пришлось перейти многим государствам - участникам сражений. Продукты выдавались в обмен на талоны в Японии, Великобритании, США, Канаде и ряде других стран. Так, в Соединенных Штатах Америки в 1942 году по карточкам люди могли получить мясные продукты, сахар, бензин, автомобильные шины, велосипеды и многое другое. На неделю американскому гражданину полагалось 227 грамм сахара, а с ухудшением продовольственной ситуации - по 129 грамм. Очень жестко регулировались нормы выдачи бензина лицам, не занимающимся оборонной деятельностью (11-13 литров бензина в неделю).

Произошла отмена карточной системы в год окончания Второй мировой войны, но не на все продукты. По мере восстановления продовольственного и промышленного рынка талоны постепенно отменялись.

В фашистской Германии карточная система была введена еще в 1939 году и включала в себя более 60 наименований товаров, которые были недоступны для обычной продажи.

В 1939 году введена карточная система и в Чехии. Там по талонам выдавались топливо, хлеб, сахар, ткани и даже одежда и обувь. Отмена карточной системы после войны в этой стране не произошла, талоны существовали вплоть до 1953 года.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Великобритании. Карточки на топливо, сладости и мясо были отменены только в 1950-1954 годах. Япония отказалась от карточной системы в 1949 году, а в 1952-м государство перестало тотально контролировать цены на внутреннем рынке. В Израиле карточная система просуществовала всего три года (с 1949 по 1952), но быстро была отменена в связи с ее неэффективностью.

Самый жесткий этап карточной системы в СССР

В 1941 году начинается третья волна использования централизованной карточной системы. Летом этого года талоны на многие продовольственные и некоторые промышленные товары были введены в Москве и Ленинграде. К концу 1942 года получение продуктов в обмен на карточки осуществлялось уже в 57 крупных городах СССР. После войны произошла очередная отмена карточной системы, дата которой пришлась на 1947 год.

Это означало, что страна потихоньку выбирается из голодного кризиса. Заводы и фабрики возобновили работу. Начавшаяся еще в конце 1945 года отмена карточной системы в СССР в 1947 году стала окончательной. Сначала перестали выдаваться по талонам хлеб и крупы, а последними были отменены карточки на сахар.

Борьба с продуктовым дефицитом в СССР

Четвертая волна талонной системы настигла нашу страну относительно недавно, поэтому многие помнят все неудобства, связанные с жизнью «по карточкам».

Малоизвестным фактом является введение в 1983 году талонов на колбасные изделия в Свердловске. С одной стороны, приобретение продуктов по карточкам доставляло массу неудобств, но, с другой стороны, жители многих областей вообще не могли купить колбасу в розничных магазинах.

В 1989 году карточная система распространилась на все регионы СССР. Отличительной особенностью данного периода является отсутствие единообразия при распределении талонов. В каждой области система строилась с учетом экономических и промышленных особенностей. Некоторые заводы выдавали свою продукцию только тем, кто трудился на их производстве.

Внешний вид талонов

Карточки на продукты и промышленные товары печатались огромными тиражами, поэтому до дизайнерских изысков при их оформлении дело не доходило. Однако российский коллекционер талонов Я. Яковлев утверждает, что в некоторых областях выпускались оригинальные карточки.

Так, в Чите были популярны так называемые «ежики» (универсальные талоны). В Зеленоградской области рядом с наименованием продукта наносилось его изображение. В Алтае на водочных талонах была надпись «Трезвость - образ жизни», а в Братске на талонах на водку красовались зеленые чертики с рюмками в лапах.

К карточной системе быстро привыкли. Отмена карточной системы в СССР, дата которой постепенно приближалась, уже не выглядела столь заманчивой. Появилась возможность получить по талонам качественные импортные товары. Повсеместно распространился «бартер», когда на рынках продавались втридорога приобретенные по карточкам товары. Отмена карточной системы в СССР, на этот раз последняя, произошла в 1992 году в связи с распространением свободной торговли.

Разрабатываемая правительством концепция продовольственной помощи в РФ вводит продовольственные карточки. Премьер-министр РФ сказал, что продовольственные карточки как один из видов поддержки граждан имеют как преимущества, так и недостатки. Основные направления предлагаемой программы - поддержание региональных сельхозпроизводителей, адресная помощь социально незащищенному населению страны.

Что такое продовольственная помощь

Программа представляет собой государственную поддержку, которая направлена на оказание помощи некоторым слоям населения. Помощь будет оказываться под видом некоего набора продуктов питания или суммы денежных средств, которую можно будет потратить на покупку этих продуктов.

Продовольственные карточки для россиян дадут возможность за счет методов рынка предоставить помощь российским сельхозпроизводителям. При поддержке стабильного спроса на их товары появляется возможность дальнейшего совершенствования. Также это выступает одним из методов импортозамещения.

Россия готовится к возвращению продовольственных карточек

В апреле 2015 г. Правительством была представлена модель системы карточек для продовольствия. Они предназначены для тех граждан, у которых есть право на субсидии со стороны государства. В Минпромторге полагают, что продовольственные карточки будут поддерживать не только социально незащищенные слои населения, но и государство, главным образом, региональное сельхозпроизводство. Решение о введении продовольственных карточек в обиход сформировалось с опорой на опыт мировых держав, где они успешно используются уже долгое время.

Принцип работы продовольственных карточек

Несмотря на то что введение этого новшества ожидается в 2017 г., уже известна концепция продовольственных карточек:

  1. Семье, которая считается социально незащищенной, оформляется банковская карта.
  2. Каждый месяц на нее зачисляются средства из бюджета.
  3. Снять денежные средства будет невозможно, ими можно будет лишь расплатиться в определенных магазинах и в течение определенного отрезка времени.
  4. Введение продовольственных карточек будет распространяться лишь на продукты с малым сроком годности. Это планируется с целью исключить накопление. Сюда относят такие продукты, как мясо, птица, яйца, молоко, овощи и фрукты.
  5. Точный объем перечисляемых на карту средств пока не известен. В ведомстве полагают, что сумма будет находиться в зависимости от прожиточного минимума, установленного в регионе, уровня доходов семьи, всех социальных вычетов, коэффициента издержек на продукты питания.

Условия получения карточек на продовольствие

Для того чтобы получить продовольственные карточки для малоимущих, следует совершить несколько действий. Надо будет подать заявление в отделение исполнительной власти в регионе проживания, собрать пакет необходимых документов, пройти собеседование. При положительном ответе просителю выдается электронная продуктовая карта, на которую будут поступать денежные средства. Или же можно будет подключить уже имеющуюся, подписав со своим банком соглашение.

Чтобы нивелировать риск иждивенчества, безработным будет вменено в обязанность устроиться на работу в оговоренные сроки.

Вероятно, в реализации обозначенной программы будет участвовать Сбербанк РФ. Программа "Продуктовая карта" потребует при самом предварительном подсчете 240 млрд. руб.

Существующие реалии жизни

Есть одна очень серьезная преграда для реализации программы - у государства нет финансовых средств. Безусловно, программа целиком будет реализовываться государством. Но так как в 2015 г. бюджет страны был принят с дефицитом в 2680 млн. руб., а на первое мая 2015 г. долг регионов вышел за рамки двух трлн. руб., сложно представить легкую и быструю реализацию программы продуктовых карточек.

Существующие недочеты

Несмотря на отсутствие в федеральном бюджете нужных средств на реализацию программы, существует несколько вопросов, которые на протяжении долгого времени не может решить Минпромторг. Продовольственные карточки и их реализация подразумевают четкую схему выбора производителей, которой до сих пор нет. Во вторую очередь, нет четкого механизма проверки необходимого качества товаров.

Мнения экспертов

Для экспертов остается открытым один главный вопрос: что для государства важнее - поддержка местных производителей либо сытые малообеспеченные граждане?

Председатель Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, полагает, что введение карточек внесет изменения в систему поддержки производителей. В этом случае сельхозпроизводители смогут получать финансовые средства за счет повышения спроса и его стимулирования, а не напрямую.

Востриков Дм. (Руспродсоюз) одобряет продовольственные карточки. Он считает, что это поможет местному производству лучше, чем ценовое регулирование.

Крупнов Ю., глава Наблюдательного совета Института демографии и регионального развития, считает, что эта программа является подарком, который сможет стимулировать местных сельхозпроизводителей и экономику РФ. Он полагает, что Россия готовится к возвращению продовольственных карточек и что это решит большинство проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в страновом масштабе. Программа, с его слов, является гигантским продовольственным заказом для сельскохозяйственных производителей.

Мамиконян М., президент Мясного союза, говорит, что в мире данная практика помощи малообеспеченных представляет собой сильнейшую поддержку местных производителей. Но он сомневается, что в реалиях России данная поддержка будет несущественной. Президент считает, что данная программа предназначена для ограниченного круга потребителей, а финансы, выделяемые ежемесячно, будут невелики, вряд ли по ним будут покупать мясо - довольно дорогой продукт.

Причины введения продовольственных карточек

В правительстве уверяют, что эта программа никоим образом не связана с дефицитом продовольствия. С их слов, продовольственные карточки в России и оказываемая по ним помощь будут развиваться по нескольким причинам:

  1. Правила вступления РФ в ВТО обязывают нашу страну снизить объем прямой помощи сельскохозяйственным производителям под видом различных дотаций, субсидий, льготных кредитов и т.п. Наряду с этим правила ВТО могут допустить поддержку местных агрономов посредством внутренней продовольственной помощи при реализации программы "Зеленая корзина".
  2. Сегодня в стране все увеличивается число граждан, кому положены продовольственные карточки: это находящиеся за чертой бедности и малоимущие. За последние 8 лет их число выросло до 21 млн. чел. Это граждане, которым необходима поддержка государства.

Этапы введения продовольственной помощи

По предварительным данным, запуск программы начнется с 2017 г. На сегодняшний день сумма, которая будет перечисляться на карту, составит 1400 руб. ежемесячно. Предполагается, что продукты по программе можно будет приобретать на отдельных прилавках в торговых сетях. Вряд ли для этой программы будут отдельно возводиться социальные магазины.

В начале 2018 г. начнется следующий этап. Заключается он в открытии социальных столовых, где можно будет получить горячее питание, предъявив соответствующую карточку.

Что влечет за собой внедрение программы

Возвращение продовольственных карточек, по мнению правительства, имеет лишь самые благие намерения.

Для поддержки местного производителя внесены изменения в закон о торговле. Эти поправки устраняют какие-либо сборы с поставщиков и уменьшают сроки расчетов. Сегодня торговые сети могут задерживать расчет с небольшими хозяйствами до полутора месяцев. Другими словами, большой бизнес бесплатно кредитуется за счет малого. То есть теоретически будет открыт вход в торговые сети местным небольшим сельхозпроизводителям, стимулирование которых и подразумевает программа введения продовольственных карточек.

Итоги

Программа введения продовольственных карточек подразумевает:

  • поддержку местных производителей;
  • поддержку малоимущих слоев населения;
  • совершенствование торговли.

В 2016 г. продовольственные карточки в России смогут получить:

Для получения карточек им необходимо обратиться в соответствующие органы с заявлением и пакетом документов.

Помимо введения в 2017 г. продовольственных карточек, в 2018 г. планируется внедрение программы по льготному питанию, которая предоставит возможность малоимущим бесплатно получить обед в столовой/кафе.

Большинство экспертов в этой области полагают, что продовольственные карточки выступают самым главным и эффективным проектом РФ. Они дадут возможность поддержать не только местное производство и потребление, но и потребительский рынок и экономику в целом. Самое главное сейчас, чтобы данная программа незащищенным гражданам прошла без каких-либо нарушений.