Марат сафиуллин о цпэи, кфу и маминых советах. «Представить не могу, кто придумал историю с погоней»

Марат сафиуллин о цпэи, кфу и маминых советах. «Представить не могу, кто придумал историю с погоней»

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2001 году.
  • Научно-педагогический стаж: 18 лет.

Образование, учёные степени

    Специалитет: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, специальность «Инженерная, оперативно-тактическая специальное вооружение»

  • Специалитет: Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского
  • Кандидат технических наук
  • Специалитет: Московский физико-технический институт, специальность «экспериментальная ядерная физика»

Выпускные квалификационные работы студентов

  • Магистратура
  • Искакова З. -. «Оценка эффективности и направления совершенствования системы поддержки науки, технологий и инноваций в регионах

    Брокманн Т. -. «Исследование влияния применения технологий искусственного интеллекта на рынок труда в секторе медицинского ухода в Германии ». Институт статистических исследований и экономики знаний, 2018

    Ли Ж. -. «Характеристики Советов Директоров и инновации в компании: на примере китайских компаний, акции которых торгуются на фондовых биржах ». Институт статистических исследований и экономики знаний, 2018

    Волков Н. А. «Барьеры и возможности реализации инновационного потенциала перспективных технологий на примере фотоники

    Бит-Варда С. Р. «Прорывные технологии: Оценка их влияния на общественное здравоохранение. Кейс Нейротехнологий ». Институт статистических исследований и экономики знаний, 2017

Полный список ВКР

Публикации 10

    Статья Ponomarev A. K. , Dezhina I. // Foresight and STI Governance . 2016. Vol. 10. No. 1. P. 7-15.

  • Статья Беликов И. , Вербицкий В. К. , Пономарев А. К. // Экономические стратегии. 2010. № 9. С. 22-27.

    Глава книги Пономарев А. К. // В кн.: VIII Международная научная конференция. Модернизация экономики и общественное развитие: В 3 кн. / Отв. ред.: . Кн. 2. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 403-410.

    Статья Кокорев А. О. , Пономарев А. К. , , // Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 92-107.

Публикации

1. А.К. Пономарев, А.А. Чулок, Е.К. Борисова. Отчет о НИР «Изучение и анализ текущего спроса крупных частных и государственных компаний на технологии и технологические решения», М.: ОАО «МАЦ», 2008

2. А.К. Пономарев, Я.Н. Дранев, Е.К. Борисова. Отчет о НИР «Корректировка и доработка методического аппарата национального научно-технологического Форсайта, позволяющие реализовать его интеграцию в систему стратегического управления развитием страны и сформировать прогноз научно-технологического развития», М.: ОАО «МАЦ», 2009

3. А. Пономарев, Д. Ливанов. Три императива технологической политики. Ж-л Эксперт, №5 (644), М.: 2009 (прибл. 20 тыс. знаков с пробелами)Адрес в Интернете http :// www . expert . ru / printissues / expert /2009/05/ tri _ imperativa / comments / page 4/

Биография

Окончил Московский физико-технический институт (1982 г.), Военную академию им. Петра Великого (1993 г.), Государственный университет - Высшую Школу Экономики (1996 г.), Государственный университет - Высшую Школу Экономики (Executive MBA, 2007 г.).

В 1982 - 1992 годах работал в Научно-исследовательском институте МО.

В 1992 - 2010 годах - генеральный директор ОАО "Межведомственный аналитический центр".

В 1998 - 1999 годах являлся первым заместителем генерального директора ОАО "АНТК им. А.Н.Туполева".

В 2001 - 2010 годах - научный руководитель Института подготовки и переподготовки специалистов оборонного комплекса, доцент Государственного университета - Высшая Школа Экономики.

В 2005 - 2006 годах - вице-президент НП "Объединенный авиастроительный консорциум".

В 2006 - 2008 годах - директор по развитию бизнеса ОАО "ОАК - Транспортные самолеты".

В 2008 - 2010 годах - заместитель генерального директора по стратегии ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация".

9 июня 2010 года распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации назначен заместителем Министра образования и науки Российской Федерации.

Награждён Орденом Почёта, "Почётный работник науки и техники Российской Федерации".

Кандидат технических наук. Владею английским языком.

После принятия закона, разрешающего вузам и институтам создавать малые инновационные фирмы, появилось уже свыше 500 таких предприятий, утверждает заместитель министра минобрнауки Алексей Пономарев, с которым беседует корреспондент "РГ".

По словам ученых, главная проблема нашей науки - вялое отношение бизнеса к инновациям. Власть даже говорит, что наш бизнес придется к инновациям понуждать. Как в такой ситуации вузам искать в бизнесе партнера?

Я не могу сказать, что российский бизнес не заинтересован в инновациях. Приведу только один пример. Недавно мы провели конкурс по 218-му постановлению, которое предусматривает кооперацию промышленных компаний с вузами. По условию бюджетные деньги выдаются фирме в том случае, если часть своих работ по технологическому проекту он закажет в вузе. Так вот мы получили заявки от 715 фирм. Они согласились на паях в пропорции 50:50 финансировать проекты, выделив в общей сложности на три года 20 миллиардов рублей. В результате конкурса было названо 107 победивших компаний. Хочу подчеркнуть, что эксперты отбирали только действительно инновационные перспективные проекты, которые обещают новое поколение продукции.

В какой стадии должен быть представленный вузом проект, чтобы бизнес согласился войти в кооперацию?

Бизнес вообще никому ничего не должен, тем более не обязан поддержать вузовские разработки. У бизнеса свои интересы, и наука ему нужна только, чтобы достигать своих целей. Соглашаясь войти в проект, он берет на себя коммерческую ответственность, рискует своими кровными, поэтому он должен найти выгодные для него варианты взаимодействия с вузом. Очевидно, раз компании пошли на такой контакт, значит, они серьезно проанализировали возможности ученых. А конкретные варианты взаимодействия могут быть самые разные. Одних привлекла какая-то вузовская разработка, у других есть свои планы, свои проекты, но им нужна научная поддержка, и тогда фирмы могут разместить заказы в вузах.

Сколько вузов оказались готовы к такому сотрудничеству с фирмами?

Всего победителями конкурса стали 99 вузов. Среди них есть очень сильные, с мощными исследовательскими и конструкторскими подразделениями, например, Бауманский институт. Им вполне по силам самим изготовить опытные образцы изделий. А в Казанском государственном техническом университете имеется проектный институт, который берется полностью за проектирование заводов. Среди лидеров инноваций московский Физтех, МГУ, санкт-петербурские ЛЭТИ и ЛИТМО, аэрокосмический университет в Самаре, и, конечно, вузы Томска, где многие учебные заведения уже давно занимаются внедрением научных разработок.

Другие вузы только начинают обзаводиться инновационной инфраструктурой, создают малые предприятия. Рассчитываем, что этот конкурс даст возможность этим базам развиться.

Глава минобрнауки Андрей Фурсенко утверждает, что по-настоящему сильных отвечающих современным требованиям вузов в России не более 100, максимум 150. С ним многие не согласны. И конкурс, о котором вы рассказываете, показал, что министр прав. У нас тысячи вузов, а востребованных оказалось даже меньше 100. А что же остальные, в частности, те, которые должны готовить современных инженеров? Может, стоит подумать о том, чтобы какие-то закрыть, передать в вузы-лидеры?

Сегодня многие вузы, особенно слабые, должны серьезно подумать о своем будущем. Ведь ясно, если в техническом университете практически нет науки, если преподаватели не участвуют в исследования, а у студентов нет опыта научной работы, то качество выпускников низкое, они не востребованы в экономике. Думаю, что появление ядра сильных вузов, которые выиграли конкурс, должно повлиять на всю вузовскую систему. Кстати, понятно, что будущие студенты, выбирая вуз, будут смотреть, как он участвует в инновациях. Ведь это сегодня становится духом времени. И мы уже видим, что часть вузов его воспринимают, начинают интересоваться опытом лидеров.

Все помнят, с каким трудом был принят закон N 217, разрешающий вузам создавать малые инновационные фирмы. Закон есть, а урожайности что-то незаметно. Как было около 500 малых фирм, так и осталось. Уже начинают говорить, что он несовершенен, его надо поправлять.

У вас устаревшая информация. На самом деле уже после принятия закона зарегистрировано 565 малых предприятий. На мой взгляд, очень много. И это несмотря на то, что закон, действительно, надо усовершенствовать. Сейчас готовятся документы, которые облегчат создаваемым фирмам доступ к различным ресурсам учебного заведения. Скажем, в стадии согласования поправки, позволяющие вузу без конкурса и без согласования с собственником, передавать создаваемому им предприятию помещения в аренду.

Некоторые ректоры сетуют, что сегодня весь риск по созданию фирм переложен на плечи вуза. Если предприятие лопнет, то вузу придется отвечать своим имуществом. В ведущих странах риск берет на себя государство, которое выделяет университетам значительные "подъемные", поэтому они, не особенно опасаясь, идут в инновации.

Начнем с того, что вузы рискуют только тем, что они внесли в уставной капитал. Сегодня это, как правило, созданная учеными интеллектуальная собственность. Что же касается финансирования создаваемых фирм, то сегодня для этого у вузов немало возможностей, кроме вложения собственных средств. Они могут обратиться в различные фонды, например, хорошо известный фонд Бортника, который поддерживает малые инновационные предприятия. Кроме того, мы выделили около семи миллиардов рублей на поддержку инновационных структур, которые должны оказывать помощь малым фирмам. Это могут быть центры сертификации, центры прототипирования и т.д.

Вообще у любой компании всегда есть проблема с деньгами. Все хотят получить наименее рисковые деньги в максимально короткое время. Думаю, что сейчас найден баланс между ответственностью за ресурсы и их доступностью.

Сегодня по закону малые фирмы обязаны не менее 33 процентов прибыли отдать вузу. Многие считают эту цифру явно завышенной. Как же предприятию встать на ноги, если, условно говоря, "поборы" столь велики?

Вуз создает фирму в собственных интересах, это его "дочка". Он поддерживает группу инициативных людей, чтобы они вели бизнес, зарабатывали деньги, часть которых вуз затем вложит в свою инфраструктуру, в повышение качества образования и в создание новых фирм. Это улица с двусторонним движением. Что же касается действительно сложного этапа раскрутки молодой компании, то вузу никто не запрещает эти 33 процента вновь вложить в ее развитие.

Многих волнует проблема интеллектуальной собственности. Автор изобретения по-прежнему не заинтересован внедрять новинку, так как она принадлежит институту, в стенах которого была создана.

Да, такой вопрос существует. Сейчас подготовлены поправки в законодательство, которые должны разрешить коллизию, связанную с вознаграждением за служебные изобретения. Предполагается, что автор получит свою долю от прибыли, если вуз реализовал его разработку. Если же он не использует изобретение, переводит его в режим коммерческой тайны, то и в этом случае автору полагается вознаграждение. Порядок и объемы будут еще уточняться.

Объясняя, феномен Томска, ставшего лидером инноваций и значительно опередившего другие регионы, руководители области говорят: нет никакого секрета, нужно только желание. Они приняли региональный закон об инновациях и стали его реализовывать. Почему другие пассивны?

Томск действительно раньше остальных начал эту работу, другие отстали. Но сейчас ситуация быстро меняется. Большинство губернаторов видят пример Томска, понимают, что это мейнстрим федерального правительства, а самое главное - осознают, что это нужно региону. Поэтому сейчас прежде всего сами вузы должны проявлять инновационную активность, предлагать региональным властям интересные проекты.

Недавно фонд Сколково и ректоры подписали соглашение о сотрудничестве, по которому до создания иннограда отобранные экспертами проекты будут реализовываться в вузах. Эти счастливчики получат массу льгот и преференций. Не внесет ли это раскол в вузовские коллективы?

Роль Сколково очень позитивна уже потому, что этот проект растормошил много людей. То, что эта модель начинает отрабатываться на нескольких пилотных вузовских площадках, на мой взгляд, совершенно нормально. Нельзя же сразу охватить все. Кроме того, в Сколково надо качественно отработать законодательство, нормативную базу, чтобы потом все это расширить на другие инициативные площадки.

Сейчас фонд Сколково отобрал вузы, на которые можно опереться с высокой степенью надежности. По мере того как другие учебные заведения начнут демонстрировать активность, свою квалификацию, они будут входить в этот список. Вообще Сколково - мощный стимул для всех включаться в инновационный процесс. У нас о переходе к экономике знаний давно говорят, но движение было очень медленным. Сколково должно его значительно ускорить.

Действительно, инновационный опыт в России уже есть, создавались технопарки, особые экономические зоны, но все как-то без особого эффекта. Почему не получалось?

Инновационная система - это очень сложная конструкция, здесь много самых разных элементов и каждый выполняет свою функцию. Это и фонды, и технопарки, и исследовательские университеты и т.д. Я не могу согласиться, что технопарки не принесли своего результата. Многие хорошо работают, здесь сформировалось много сильных инициативных групп, которые достигли успеха. Примеры? Технопарк в том же Томске, в Казани, во многих университетах. Просто у каждого свой масштаб, он соответствует масштабу этих вузов. Где-то они не такие крупные и не такие громкие, но работают вполне успешно. Они - часть инновационной системы России. Сейчас в нее сделан серьезный "вброс". Речь идет об участии вузов и научных организаций в программах инновационного развития крупных госкомпаний. Дело в том, что в соответствии с решением комиссии по высоким технологиям 31 крупнейшая госкомпания приступила к формированию своих программ инновационного развития. Одно из условий - взаимодействие с вузами в сфере инноваций и подготовки кадров. Кстати, не только госкомпании, но и ряд негосударственных фирм задумались о привлечении вузов в свои программы инновационного развития.

Другое очень важное мероприятие - формирование так называемых технологических платформ. Это система соглашений между участниками рынка на одном из направлений экономики, требующее исследовательских усилий и перехода к новым технологическим поколениям. Вузы и промышленные компании должны сформировать свои программы развития, которые становятся базой для органов государственного управления, в частности, чтобы применить различные инструменты стимулирования: экономическое регулирование, технический регламент, финансирование работ на докоммерческой стадии и т.д. Эта работа, на мой взгляд, очень серьезная, и мы тоже возлагаем на нее большие надежды с точки зрения вовлечения вузов в технологический процесс.

В целом можно говорить о целом наборе различных инструментов, чтобы на базе лучших учебных заведений растить новые исследовательские компетенции. Это создает возможность кардинально изменить характер и качество подготовки, прежде всего в технических направлениях, позволит компаниям проводить многие работы более качественно с использованием новых идей и технологий.

Досье

Пономарев Алексей Константинович.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации.

Окончил Московский физико-технический институт (1982 г.), военную академию им. Петра Великого (1993 г.), государственный университет - Высшую Школу Экономики (1996 г.), государственный университет - Высшую Школу Экономики (Executive MBA, 2007 г.).

В 1982-1992 годах работал в НИИ МО.

В 1992-2010 годах - генеральный директор ОАО "Межведомственный аналитический центр".

В 1998-1999 годах - первый заместитель генерального директора ОАО "АНТК им. А.Н. Туполева". В 2001-2010 годах - научный руководитель Института подготовки и переподготовки специалистов оборонного комплекса, доцент Государственного университета - Высшая Школа Экономики.

В 2005-2006 гг. - вице-президент НП "Объединенный авиастроительный консорциум".

В 2006-2008 гг. - директор по развитию бизнеса ОАО "ОАК - Транспортные самолеты".

В 2008-2010 гг. - заместитель генерального директора по стратегии ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация".

9 июня 2010 года распоряжением председателя правительства РФ назначен заместителем министра образования и науки РФ.

Награжден Орденом Почета.

Почетный работник науки и техники РФ.

Кандидат технических наук.

Женат, имеет сына.

ДОСЛОВНО

Дмитрий Медведев, Президент России:

Нам нужно создавать высокотехнологическое производство, для того чтобы стать конкурентоспособными, в первую очередь, благодаря интеллектуальным ресурсам. Сегодня уже приняты законодательные решения, которые обеспечивают защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций. Введены меры налогового стимулирования научной, опытно-конструкторской и технико-внедренческой деятельности.

кстати

Одним из основных трендов 2010 года - высокая активность государства в формировании отечественной инновационной инфраструктуры. Количество новых проектов, представленных инноваторами за первое полугодие 2010 года, увеличилось в среднем на 32%, что выше показателя прошлого года на 15%

в тему

Среди позитивных тенденций развития российского инновационного сектора - его значительное "омоложение", наблюдаемое за последний год. Средний возраст российского разработчика сегодня 27-29 лет. Для сравнения: 30-33 года, по данным на 2009 г., и 35-38 лет -на 2008 г. Количество молодежных проектов за первое полугодие 2010-го выросло на 37%

факт

По оценкам минэкономразвития, около 80 процентов всех сделок инновационных компаний при внешнеторговых операциях находится в пределах 50 тысяч долларов


МИНИСТР ЭКОНОМИКИ ТАТАРСТАНА ПОКИНУЛ СВОЙ ПОСТ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ. ВСЯ ЭЛИТА В РАСТЕРЯННОСТИ

В правительстве Татарстана сегодня произошла сенсационная кадровая перестановка – новым министром экономики назначен Мидхат Шагиахметов, помощник президента РТ. Церемония прощания с Маратом Сафиуллиным и представления нового главы коллективу длилась всего 12 минут. Премьер-министр РТ Ильдар Халиков подчеркнул, что Сафиуллин сам инициировал свой уход. Но по всему было понятно, что это решение принято на совершенно другом уровне. Как выяснила "БИЗНЕС Online", новым местом работы экс-министра станет центр перспективных экономических исследований АН РТ.

КУДА УХОДИТ ЭКС-МИНИСТР?

С сегодняшнего дня указом президента РТ новым министром экономики РТ назначен 40-летний . А руливший этим ведомвтвом ровно три года 39-летний Марат Сафиуллин покинул свой пост.

Марат Рашитович принял решение о новом месте работы. Сразу хочу сказать, чтобы не было никаких домыслов, - это действительно решение, инициированное им и поддержанное президентом, - заявил Халиков.

Но верится в это с трудом, потому что еще вчера Сафиуллин был полон энтузиазма, строил планы и ставил цели на будущее. Например, татарстанским журналистам вчера назначил встречу, в ходе которой предполагал обсудить программу социально-экономического развития Татарстана – проекта Сафиуллина, реализация которого вызвала острый в СМИ и обществе. А сегодня встреча была отменена с формулировкой "о дате проведения мероприятия сообщим позднее".

Обращает на себя внимание, что новый состав кабмина был сформирован недавно – в апреле, сразу после того, как в марте в Татарстане к выполнению своих обязанностей приступил новый президент республики. Так что видимых причин менять главу минэкономики вроде как у Рустама Минниханова не было – в принципе это он мог сделать и тогда, в момент формирования нового правительства. Что же стоит за этой отставкой Сафиуллина, который долгие годы считался человеком первого вице-премьера Равиля Муратова , а потом Минтимера Шаймиева ?

Если не принимать в расчет того, что тот где-то серьезно прокололся и за это быстро поплатится (а оснований так думать нет, по крайне мере никто из опрошенных нами экспертов и источников этого не знает), то наиболее вероятной версией остается версия о том, что новый президент начинает формировать свою команду. Под свои задачи и стратегию. И первым полетело самое "слабое звено" старой команды ("слабое", потому что только интеллектуальное, без лоббистского и кланового потенциала). Если эта версия верна, тогда понятно, почему сегодня сложилось ощущение, что вся элита казалась немного растерянной…

МИНИСТР НЕ БЕЗ ПОРТФЕЛЯ

Под аплодисменты зала премьер вручил Шагиахметову министерский портфель, прокомментировав это так: "По введенной недавно традиции, я вручаю новому министру экономики портфель, чтобы нигде в прессе случайно не прозвучало, что министр у нас без портфеля". Прежде чем передать слово Сафиуллину, премьер отметил, что он самый длительно работающий министр экономики среди министерств экономики субъектов. Видимо, это министерское кресло (кризис!) было настолько горячим, что три года уже кажутся огромным сроком…

Маратом Рашитовичем очень многое сделано и для становления министерства экономики, и для реализации проектов, связанных с формированием стратегии Республики Татарстан, и для отраслевых стратегий, и в сфере управления промышленными отраслями, - дипломатично отметил Халиков.

Сафиуллин сегодня был мягок и сентиментален. В своей короткой реплике он поблагодарил коллектив министерства за поддержку, за проделанную работу и неожиданно в лучших традициях молодой русской демократии попросил прощения у своих бывших подчиненных (прямо как Ельцин – у народа).

Если где-то что-то было не так, прошу простить. У меня есть такой недостаток – я всегда стараюсь быстро-быстро-быстро что-то делать, и впопыхах иногда что-то может быть упущено, - сказал Сафиуллин. И прослезился, когда Халиков вручал ему абсолютно стандартную по содержанию благодарность от президента РТ.

Выступление нового министра было, напротив, очень сдержанным. По всему было видно, что Шагиахметов не готовил спич. Поэтому его речь свелась к раздаче благодарностей "уважаемым коллегам", "Марату Рашитовичу, с которым мы давно знакомы" и всем остальным.

Я надеюсь, что при поддержке президента нашей республики, правительства нашей республики и вашей поддержки, уважаемые коллеги, мы достойно будем исполнять те задачи, которые ставит перед нами президент нашей республики, - добавил Шагиахметов.

"ПОЗВОЛЬТЕ, Я ПОЖМУ ВАШУ РУКУ"

Надо отметить, что фигура нового министра мало известна широкой общественности, так как никогда раньше он не занимал публичных должностей. Карьеру начал в начале 90-х с должности налогового ревизора-инспектора в Советском райфинотделе Казани. И, надо сказать, поднялся достаточно высоко - в 2007 году у Шагиахметова был шанс стать руководителем татарстанского управления Федеральной налоговой службы. Однако что-то не сложилось, и, по иронии судьбы, ФНС тогда возглавил… Марат Сафиуллин – полный тезка экс-главы минэкономики. В апреле 2009 года Шагиахметов возвращается в команду Минниханова, став помощником премьер-министра, а с апреля 2010 года – помощником президента РТ.

Любопытная сцена произошла во время выступления руководителя центра экономических и социальных исследований Алевтины Кудрявцевой , которая только весной лишилась должности первого заместителя главы минэкономики РТ, который она занимала с незапамятных лет. В красках описав всю сложность работы в минэкономики, где "уж очень много задач, которые взаимосвязаны", она сказала несколько лестных слов в адрес Шагиахметова. И тут же, не сделав никакой паузы, предложила:

Позвольте, я пожму вашу руку…

Шагиахметов уже привстал в кресле, когда Кудрявцева уточнила:

- …Марат Рашитович, вам! И разрешите пожелать вам всего доброго.

Неожиданную смену власти в минэкономике Татарстана прокомментировали эксперты "БИЗНЕС Online".

Шамиль Агеев – председатель правления ТПП РТ:

Марат Сафиуллин – очень хороший перспективный специалист, которому найдется применение. Для него уход в министерство был отвлечением от научной деятельности. Новый министр просто будет решать иные проблемы. Если честно, то мне не очень понятны функции министерства экономики вообще, особенно когда есть министерство промышленности и торговли. Ведь вопросы, стоящие перед министерством экономики, – это в большей степени прерогатива госплана. В России рынок – это получение прибыли любой ценой. Перед Шагиахметовым будет стоять много задач, одна из которых – повышение конкурентоспособности на рынке. Есть еще и другой нюанс: сейчас каждый предприниматель госплан выполняет, но народное хозяйство прибыль получить все равно не может. Мидхат Шагиахметов - сильный практик, он прошел через производство, налоговую, работал в стрессовых ситуациях. Сейчас он должен будет найти компромисс между государственной политикой и интересами предпринимателей. На многих предприятиях ради получения прибыли ухудшаются условия работы людей. К сожалению, мы пока не можем работать без государственного контроля.

Марат Галеев – председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

Я не могу прокомментировать отставку Марата Сафиуллина, так как не знаю ее причин. Что касается Мидхата Шагиахметова, знаю его хорошо. Он работал в Московском районе начальником отдела ГНИ, был руководителем УФНС. В целом, Шагиахметов - очень грамотный экономист. Не думаю, однако, что именно он будет определять направленность развития министерства экономики, так это прерогатива президента республики. Сафиуллина тоже хорошо знаю, он также высококвалифицированный специалист, творческий человек. Для меня его отставка – новый поворот. И пока рано что-то о нем говорить.

Александр Салагаев – президент центра аналитических исследований и разработок:

Мидхата Шагиахметова я, к сожалению, не знаю. Выскажу предположение, что Марат Сафиуллин увлекся собственным бизнесом. Он руководит центром перспективных социально-экономических исследований, который постоянно выигрывал тендеры министерства экономики. По сути, Сафиуллин одной рукой объявлял тендер, а другой – его выигрывал и забирал деньги. Причем, качество работ центра перспективных социально-экономических исследований часто оставляло желать лучшего. Я знакомился с планом развития туризма, экономические вопросы там были просчитаны хорошо, а социальные, культурные проблемы не были прописаны. И другие разработки центра не были высоки. Другая вероятная причина – набор новым президентом новой команды. Сафиуллин – чистый экономист, не нацеленный на решение социальных вопросов.

Рафаэль Хакимов – директор института истории академии наук РТ:

Новый президент всегда выбирает свою команду. Это нормальное явление, даже несмотря на то, что Марат Сафиуллин долгое время работал с Рустамом Миннихановым. Новый президент знал Сафиуллина и как советника, и как министра экономики. Видимо, новая команда потребовала нового человека, хотя Сафиуллин умел смотреть на вещи очень масштабно. Были у него, конечно, разные моменты, например, характер у бывшего министра экономики своеобразный, он умеет отстаивать свою точку зрения. Но вряд ли причина отставки в этом, иначе не был бы Сафиуллин министром столько лет. Тем более Минниханов очень терпим к таким вещам. Я склоняюсь к мысли, что новый министр назначен для решения новых задач. Марат Сафиуллин рано защитил докторскую. Он получал гранты, рос в академической среде. И в этом есть свои плюсы и минусы. Президент ведь фигура политическая, а не только техническая, управленческая. Все послания президента читались в Москве. Сафиуллин в свое время оказался полезен этим Шаймиеву. При этом бывший министр не был так досконален в цифрах. Вполне может быть, что теперь – из-за кризиса, засухи и других новых проблем – возникла потребность в более точном, практическом подходе.

Марсель Шамсутдинов – управляющий группой компаний "Райдэн":

Это следовало ожидать. Новый президент всегда строит команду под себя, и министр экономики должен быть своим человеком. Из сложившихся обстоятельств делаю вывод, что Сафиуллин таким не был. Сафиуллин строил систему и концепцию развития экономики Татарстана, а Шагиахметов, судя по биографии, больше чиновник. Не мне судить, насколько удачна будет работа Мидхата Шагиахметова, на что он способен.

Время покажет.

Сергей Кощеев
Надежда Замалиева

Справки

Шагиахметов Мидхат Рафкатович

Родился 5 ноября 1969 года в Казани.
В 1991 году окончил КФЭИ по специальности "Экономическое и социальное планирование".
С 1989 по 1990 год работал налоговым ревизором-инспектором в Советском райфинотделе г.Казани.
С 1990 по 1993 год - госналогинспектор, старший госналогинспектор в ГНИ по Советскому району г.Казани.
С 1993 по 1994 год - старший госналогинспектор в ГНИ по г.Казани.
С 1994 по 1996 год - начальник отдела ГНИ по Московскому району г.Казани.
С 1996 по 1997 год - заместитель главы администрации Московского района г.Казани.
С 1997 по 1998 год - заместитель председателя, первый заместитель председателя Госкомитета Республики Татарстан по управлению госимуществом. С 1998 года - заместитель руководителя Управления ФНС России по Республике Татарстан.
С 1 марта 2007 года возложено исполнение обязанности по руководству Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
С апреля 2009 года - помощник премьер-министра РТ.
С 3 апреля 2010 года - помощник президента Республики Татарстан.
Доктор экономических наук.
Награжден Почетной грамотой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Почетной грамотой УМНС России по Республике Татарстан, знаком отличия "Отличник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", благодарственным письмом премьер-министра Республики Татарстан, Почетной грамотой Республики Татарстан, медалью "В память 1000-летия Казани". Указом президента РТ присвоено почетное звание "Заслуженный экономист Республики Татарстан"

Сафиуллин Марат Рашитович

Родился 24 сентября 1970 года в г. Казани.
В 1991 году окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности "экономист".
1992 – 1998 гг. - старший преподаватель, доцент кафедры экономики производства и маркетинга КФЭИ.
С 1998 года - заведующий кафедрой менеджмента Казанского финансово-экономического института.
С 1999 года - руководитель модуля "Управление организацией" международной российско-татарстанско-французской программы "Мастер делового администрирования" МВА группы ЕСИДЕК (Франция), Санкт-Петербургского университета экономики и финансов и Казанского государственного финансово-экономического института.
Параллельно с преподавательской и научной деятельностью работал советником Министра внешних экономических связей Республики Татарстан (1991 – 1997 гг.), заместителем председателя финансового комитета Совета директоров ОАО "КАМАЗ" (1997-1998 гг.), секретарем Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Кабинете Министров Республики Татарстан (1997 – 2002 гг.)
С мая 2003 г. - Государственный советник при президенте РТ по социально-экономическим вопросам, с ноября 2006 г. - Государственный советник при Президенте Республики Татарстан по экономическим вопросам.
С июля 2007 г. - министр экономики Республики Татарстан.
Член Аналитической группы Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости (с 1998 г.)
Председатель правления некоммерческого партнерства "Маркетинговое общество Республики Татарстан (с 2000 г.)
Вице-президент фонда "Институт стратегических исследований рынка" (с 1999 г.)
Доктор экономических наук, профессор.
Член-корреспондент Отделения исследования циклов и прогнозирования Российской Академии естественных наук (1997 г.), Академик Академии труда и занятости (1999 г.)
Автор многочисленных научных статей и публикаций. Принимал участие в разработке программ и концепций экономического развития РТ, республиканских законопроектов.
Награжден Золотой медалью "За достигнутые успехи в развитии науки и техники", многочисленными дипломами, в том числе двумя дипломами 1-ой степени ЮНЕСКО и Государственного комитета СССР по образованию.
Заслуженный экономист Республики Татарстан.

Редакция Газеты DAILY попыталась выяснить все детали «скандала выходного дня» и, главное, понять, кто подставил Марата Сафиуллина…

Что случилось?

«В ночь с пятницы на субботу в Казани сотрудники полиции устроили погоню за иномаркой «Ауди», водитель которой не подчинился инспектору ДПС», — такова увертюра, опубликованная нашими коллегами 23 февраля в 22:15.

Полицейские догнали нарушителя, а тот забаррикадировался и уснул в автомобиле. И тут начинается комедия. Если верить информационному агентству «Татар-информ», нарушитель проспал в автомобиле 8 часов, а сотрудники ГИБДД в это время мирно охраняли его сон. Проснувшись ранним утром, водитель «Ауди» попытался вновь скрыться от инспекторов, но не преуспел - был пойман.

Полицейские установили личность нарушителя. Набедокурил экс-министр экономики Республики Татарстан, проработавший в должности с 2007 по 2010 год, ныне директор Центра перспективных экономических исследований при Академии наук Республики Татарстан, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Казанского (Приволжского) федерального университета Марат Сафиуллин. В отчете полицейских якобы говорилось об алкогольном опьянении проректора.

«Представить не могу, кто придумал историю с погоней»

Утром 25 февраля появились первые сообщения о невиновности Сафиуллина. Мы связались с экс-министром, чтобы получить информацию из первых рук:

— Марат Рашитович, расскажите, что случилось в ночь с 23 на 24 февраля? Вы действительно ослушались инспектора ГИБДД?

— Нет. Это вранье, не имеющее отношения к действительности. Я представить не могу, кто придумал историю с погоней. Все воскресенье я звонил в «Татар-информ», пытался выяснить, откуда появилась подобная информация. Без толку, трубку никто не взял. С ГИБДД тоже связался. Там вообще в первый раз услышали о погоне с моим участием.

— А вы сами, как думаете, с чьей подачи агентство «Татар-информ» опубликовало сводку?

— Не знаю. Предполагаю, но не хочу говорить об этом. Сейчас я собираю документы, чтобы защитить свое честное имя.

— Собираетесь инициировать дело о клевете?

— Посмотрим, буду советоваться с адвокатом.

«Татар-информ» ссылается на собственные источники

Мы связались с отделом русской редакции информационного агентства. Нам ответили предельно вежливо и абсолютно не предметно. Для начала собеседница удивилась нашему вниманию к «делу Сафиуллина». Мол, а в чем вопрос? Какие комментарии вы хотите от нас получить?

— Как минимум, мы хотим узнать, откуда у вас информация о «салочках» экс-министра и ГИБДД?

— Ничего не можем сказать. Все, что имеется в распоряжении агентства, опубликовано на сайте. Информацию мы получили из собственных источников, о чем и сказано в материале. Я вам помогла?

— Нисколько, но спасибо.

— И вам спасибо за внимание.

Была погоня или нет, покажет время. Ясно лишь, что сенсацию можно раздуть на пустом месте. Берем экс-министра, виртуально угощаем его спиртным, сажаем за руль иномарки и пускаем по следу инспекторов ГИБДД. И не забудьте опубликовать комичный репортаж на страницах государственного информационного агентства… Эффект не заставит себя ждать. На этом бы закончить историю, но в слово берет пресс-служба МВД по РТ.

Версия пресс-службы МВД по РТ

«22 февраля 2013 года в Казани на перекрестке улиц Гладилова и Первого мая (Кировский район) в 23.58 на требование наряда ДПС об остановке транспортного средства не подчинился водитель автомобиля Audi Q7.

Транспортное средство в соответствии с Законом РФ «О полиции» было остановлено путем преследования на улице Халтурина, возле дома №16. Водитель водительское удостоверение и регистрационные документы на транспортное средство не предъявил, обосновывая свою позицию отсутствием при себе этих документов, после чего закрылся в автомобиле. Спустя некоторое время его знакомые привезли документы на право управления.

Впоследствии на водителя был составлен протокол об административном правонарушении согласно части 1 статьи 12.3 КоАП РФ («Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство») и об административном правонарушении согласно части 2 статьи 12.25 КоАП РФ («Игнорирование требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства»)».

Выводы делать не станем. История закрутилась, а значит, в скором времени нам снова подбросят «пищу для ума».

Образование - Казанский финансово-экономический институт им. В.В.Куйбышева. Диплом с отличием экономиста по специальности экономическое и социальное планирование (1987-1991 гг.). Дипломная работа «Повышение эффективности использования трудового потенциала предприятия (на примере промышленных предприятий Республики Татарстан)»

Кандидат экономических наук. Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (1992 г.) Диссертация: “Прогнозирование и управление занятостью на предприятии в условиях перехода к рынку”.

Доктор экономических наук. Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (1995 г.). Диссертация: "Методология стратегического управления экономической системой при помощи инвестиций и занятости (на примере Республики Татарстан)”

Профессор с 1999 г.

Профессиональный опыт:

Ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры “Экономика производства и маркетинга” Казанского финансово-экономического института (КФЭИ) (1991-1995 гг.)

зав. кафедрой “Менеджмента” КГФЭИ (1998 г. – н.в.)

Государственный советник при Президенте Республики Татарстан по социально-экономическим вопросам (2003 – н.в.)

Директор Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан (2004 – н.в.)

Управленческий опыт

советник министра внешних экномических связей Республики Татарстан (1991-1997 гг.)

заместитель председателя финансового комитета Совета директоров ОАО “КАМАЗ” (1997-1998 гг.)

секретарь Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Кабинете Министров Республики Татарстан (1997 г. по 2002)

Председатель правления некоммерческого партнерства «Маркетинговое общество Республики Татарстан (с 2000 г. по 2003 г.)

эксперт-консультант проекта MTP (Обучение менеджеров) Европейского Союза ТАCIS (техническое содействие странам СНГ) «Развитие новых знаний и навыков в Татарстане, Башкортостане и Курганском регионе» 2002 г.

Вице-президент фонда «Институт стратегических исследований рынка» (с 1999 г. по 2003 г.)

Научное наставничество

Подготовлены:

двое докторов экономических наук,

Золотая медаль “За достигнутые успехи в развитии науки и техники”

Почетное звание «Заслуженный экономист Республики Татарстан»

Почетный диплом Академии наук СССР (отделение экономики)

Два диплома 1-ой степени ЮНЕСКО и Государственного комитета СССР по образованию

Диплом Президиума Центрального правления Всесоюзного экономического общества.

Диплом за активное учестие в научно-исследовательской работе Казанского финансово-экономического института

Почетная грамота Государственного комитета Республики Татарстан по проблемам детей и молодежи и Совета молодых ученых Республики Татарстан

Диплом 1-ой степени городского общества учащихся.

15 почетных грамот.