Какие бывают виды хозяйственной деятельности? Кривая трансформации производственных возможностей

Какие бывают виды хозяйственной деятельности? Кривая трансформации производственных возможностей

ОТ ХОЗЯЙСТВА РОБИНЗОНА К ЭКОНОМИКЕ На каких «трех китах» стоит экономика? Есть ли у богатства отец и мать? Что общего у техники и технологии? Какова роль НТР в развитии производства? Как рождается экономика? Познакомившись с тем, что пред­ставляет собой общество, перейдем к рассмотрению отдельных сфер его жизни. Начнем с рассказа об экономике. Почему именно с нее? На этот вопрос вам предстоит ответить самим после того, как вы изучите всю тему до конца.Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ой-кос» _ дом, хозяйство и «номос» - закон.

Словом «экономика» сегодня называют и хозяйство страны, и определенные отноше­ния, связанные прежде всего с хозяйством данного общества, и науку о законах развития хозяйства. Стремление человека разгадать тайны экономики связано не просто с его извечной тягой к знаниям, а с вполне практиче­скими потребностями: знать, чтобы воздействовать на экономи­ку в нужном человеку направлении.В первой главе нашего курса уже шла речь о роли труда в жизни отдельного человека и целого общества.

Трудом созда­ется все необходимое для жизни людей. Производство благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло длительный исторический путь развития: от добычи пищи с по­мощью элементарных орудий первобытного человека до утверж­дения современных сложных технологий. То, что совсем недавно казалось фантастикой, игрой вообра­жения, сегодня начинает прочно входить в повседневную жизнь.Как по мановению руки волшебника, выполняющего желания, многие производственные процессы происходят без видимого вме­шательства человека.

Быстродействующая информационно-вычис­лительная и управляющая техника многократно расширяет воз­можности человека. И все же любое производство характеризует­ся некоторыми общими чертами. Оно всегда в конечном счете представляет собой процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей людей.Производство, составляющее основу экономики, всегда стоит как бы на «трех китах». Эти «три кита» - рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Вновь возвратимся к Робинзону Крузо, который создал на своем необитаемом острове настоящее натуральное хозяйство. (Вспомните, какое хозяйство называется натуральным.Кстати, как вы думаете, почему такое хозяйство называется синонимом слова «природное»?) В основе хозяйства Робинзона лежал бес­конечный, но в то же время и спасительный труд. Герой Д. Де­фо сначала ловил черепах, лангустов, рыбу. Затем больше охо­тился на коз с оружием и без него. Наконец, он начал приру­чать козлят, выращивать овощи.

При этом пригодилась его природная сила, сметка, наблюдательность. Труд человека по-разному рассматривался в разные истори­ческие эпохи.В одном из сюжетов древнейшей книги человече­ства - Библии говорится, что именно на труд были осуждены первые люди за свои грехи. Труд, следовательно, рассматривал­ся как кара Божья. В рабовладельческом обществе труд счи­тался чем-то низменным, недостойным свободного человека, ис­ключение составлял труд земледельца.

В Средние века отношение к труду со стороны феодалов было презрительным. Только с переходом к капитализму стали ценить не столько знатность происхождения, «породу», сколько богатство, со­зданное трудом.Именно в это время один из ученых-экономистов - англичанин У. Петти (1623-1687) писал: «Труд есть отец богатства». Как бы вы объяснили смысл этого выражения, ставшего крыла­тым? Если труд признается «отцом», то что может быть названо «матерью» богатства? Почему, несмотря на то что Робинзон был вынужден трудиться не покладая рук (не только в переносном, но и в прямом значе­нии), он делал это охотно? Конечно, благодаря труду его хозяйст­во постепенно укреплялось, развивалось; сам Робинзон обеспечи­вал себя необходимыми удобствами, удовлетворял самые различные свои потребности.

При этом, находясь далеко от других людей, вда­ли от общества, хозяин необитаемого острова пользовался опытом, знаниями, накопленными человечеством.

Для каждого из своих за­нятий Робинзон использовал орудия труда. Из обруча бочки мат­рос сделал нож, из гвоздей - шило и иголки. При этом он как бы повторял путь, пройденный до него человечеством. Для того чтобы человек мог полностью реализовать свою способность к труду, проявиться как рабочая сила, необходимо, чтобы труд его был свободным, радостным, соответствовал его способностям, приносил пользу ему и другим людям.Труд непосредственно связан с природой.

Попробуйте мыс­ленно отделить природу от труда Робинзона. Что из этого полу­чится? Все то, на что направлен труд человека, называется в экономической науке предметами труда. Первоначально пред­меты труда брались человеком непосредственно из природы (де­рево, камень). Затем, с развитием знаний, возможностей, свя­занных с техникой, человек научился создавать такие предметы труда, которых в природе не существовало.Появились предметы труда с заранее заданными свойствами (примером могут слу­жить пластмассы, синтетические волокна и т. п.). Но в конеч­ном счете и эти «неприродные» предметы труда связаны с при­родой, хотя эта связь может быть и непрямой, и нелинейной.

Вот почему сейчас, как и в прошлом, сохраняют свою силу сло­ва У. Петти, что труд - отец богатства, земля же - его мать. Техника и технология.Между природой и человеком (его ра­бочей силой) в процессе производства находится «третий кит» - средства труда, т. е. орудия труда. Они как бы выступают про­должением естественных органов человека, цепкости и меткос­ти его руки, зоркости глаза, остроты слуха и т. п. Прежде всего человек добивается успеха в процессе производства благодаря орудиям труда.

Вспомните, какие орудия труда возникли у лю­дей раньше всего.Что вы можете рассказать об их устройстве и использовании? Для характеристики всего многообразия орудий труда, со­зданных людьми данного общества, используется слово «техни­ка» - в переводе с греческого - мастерство. (И сейчас слово «техника» используется в значении «мастерство», когда, напри­мер, говорят о спортивных успехах, таланте хирурга, виртуозно­сти музыканта.) Техника в значении «орудия труда» прошла в своем развитии три основные ступени.

На первой из них со­здавались многообразные орудия ручного труда, лишь дополняв­шие руку человека. Эта ступень охватывает историю человече­ства с древнейших времен до 60-80-х гг. XVIII в когда на сме­ну ей постепенно пришла машинная техника.Машина не только дополняет, но и заменяет руку человека (это делали первона­чально так называемые рабочие машины, например механичес­кая прялка или механический ткацкий станок), а также мускуль­ную силу человека или животного в двигателе.

Теперь человек как бы дополняет машину. Кстати, слово «машина» происходит от латинского machina - сооружение. XX век знаменовался переходом к автоматической технике.При внедрении автоматической техники человек как бы осво­бождается от непосредственного участия в конкретных произ­водственных операциях и лишь руководит ими. Однако это не значит, что человек при этом не трудится, изменяется лишь со­держание и характер его труда, который перестает быть тяже­лым, физически утомительным.

Характеризуя производство, один из ученых-эконом истов ис­пользовал такой образ: машины, занятые в производстве, состав­ляют своеобразную костную и мускульную основу.Роль «сосудов», соединяющих производство и наполняющих его жизнью, играют необходимые трубы, цистерны, емкости, линии передачи энер­гии, транспортные коммуникации.

А управляющее устройство об­разует своего рода «нервную систему» целостного производствен­ного организма. Вспомните из курса биологии, какую роль в жизни организма играет нервная система, костно-мышечная, сосудистая.Как вы понимаете приведенный выше образ при­менительно к производственному организму? Производство, даже самое простое, подобное тому, которое было на острове Робинзона, нельзя представить себе без могуще­ственного «ноу-хау». Что это такое? Сначала немного истории Четыре столетия назад в Европе дороже золота ценились фар­форовые изделия из Китая. Тайну изготовления тонких, ослепи­тельно белых чашек, больших ваз, блюд, украшенных изображе­ниями сказочных драконов, пытались узнать путешественники и монахи, алхимики и короли.

Фарфор можно было сколько угод­но трогать, даже разбить на мельчайшие кусочки, но понять, как изготовить, не удавалось очень долго. Тайну фарфора все же рас­крыли.А вот секрет изготовления легендарной булатной стали, из которой арабские кузнецы ковали оружие, последний мастер, владевший им, унес с собой в могилу.

Погибла, затем вновь была раскрыта и тайна изготовления венецианского рубинового стекла. Да мало ли их - секретов производства прежних веков! Со временем секреты технологии получили официальное на­звание «ноу-хау» - от английского «знаю как». В наши дни эти секреты ценятся особо, нередко дороже, чем конструкция или принцип действия какой-либо машины.И не случайно.

Так, на­пример, заметные успехи в производстве некоторых стран Юго-Восточной Азии в первую очередь связаны именно с технологией. Тот, кто владеет секретом современной технологии, может сде­лать все, что умеют делать в других странах. Будущее производство видится сегодня не только как высо­коавтоматизированное, но и высокотехнологичное, с использо­ванием технологий безотходных, экологичных (не оказывающих вредного влияния на живую среду), экономных.Были ли у Робинзона Крузо свои секреты «ноу-хау»? Может быть, вы можете назвать, какие именно? Итак, возникшее на необитаемом острове, затерянном в океане, хозяйство Робинзона включало в себя «три кита» (на­зовите их) и секреты.

Но было ли это хозяйство экономикой, даже в пору своего расцвета, в полном смысле слова «экономи­ка»? Над этим стоит подумать после того, как вы познакомитесь со следующим параграфом. НТР и ее социальные последствия.Трудовая, производствен­ная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совер­шенствуется.

Можно смело говорить об историческом прогрес­се техники. Иногда этот процесс шел мучительно долго, ино­гда изменения происходили буквально на глазах одного поко­ления.Вспомним из различных периодов истории примеры технического прогресса: скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (ке­рамика из природной глины, обожженной в огне), переход от ручного труда к машинному в период промышленного перево­рота, затем появление управляющих машин.

Все эти примеры - свидетельство не просто развития техники, но и заметного вли­яния ее на разные стороны жизни общества. Технические но­винки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другим тружени­ками и потребителями произведенного продукта. Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.Такое взаимо­действие техники и науки в едином процессе совершенствова­ния производства принято называть научно-техническим прогрес­сом (НТП). Однако только в середине XX в. технические новшества ста­ли прямым результатом развития научных знаний.

Настоящий переворот в научной картине мира, связанный с проникновени­ем человека в мир микрочастиц и выходом в космическое про­странство, появлением многообразных искусственных материа­лов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин, ха­рактеризует единый процесс научно-технического развития - научно-техническую революцию (НТР). Современную научно-техническую революцию можно оце­нить не только с точки зрения прогресса техники.

Технические достижения сомнений не вызывают.Никогда еще человек не был столь могучим, как сегодня, благодаря технике и техноло­гии. Но никогда еще так остро не стоял перед человеком вопрос о цене достижений НТР. Достаточно вспомнить об экологичес­ких проблемах, но ими не исчерпываются последствия НТР для человека и общества.

На одну чашу весов следует положить по­зитивные сдвиги в обществе - возрастание роли научных зна­ний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существо­вания; овладение человеком высокими скоростями, сравнитель­но безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искус­ственных материалов, которые по-новому открывают возможно­сти использования природных ресурсов, и т. п. Но есть у весов научно-технического прогресса и другая ча­ша, на которой помещаются его негативные последствия.

Чело­век становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологичес­кой деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди. Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам.

Быстрое обновление знаний требует от работни­ка мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на вне­дрение современных технологий и развитие науки, которая ста­новится все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР. Он как бы повторяет судьбу Робинзона, устроившего на необитаемом острове хозяйство, мало чем отличавшееся от того, которое он мог бы вести в Англии.

Всюду, где живут люди, они своим тру­дом стремятся создать максимум удобств для жизни.Вопросы для самопроверки 1. Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объясните. 1. Что составляет «три кита» экономики? 3. Какими представляются вам технологии будущего? 4. В чем суть НТП и НТР? Как они связаны между собой? 5. Каковы социальные последствия НТР?.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Рассмотрим положение Робинзона Крузо в начале его пребывания на острове, когда он должен был обеспечивать две первоочередные потребности: в пище и жилье. Пусть до сезона дождей осталось 4 месяца, и до первого ливня наш герой должен иметь хоть какое-то жилье. Иначе он погибнет от переохлаждения организма. Вместе с тем, Робинзон должен что-то есть.

Предположим также, что Робинзон имеет все необходимое для охоты на кроликов (основной источник калорийной пищи) и для строительства шалаша. Что еще ему нужно? Время...

Итак, в данном случае для Робинзона основной ресурс-это время. Поскольку месяц в среднем 30 дней, ресурс времени Робинзона 30 o 4 = 120 дней.

Пусть на то, чтобы подстрелить кролика, Робинзон тратит в среднем полдня, для строительства 1 м2 шалаша - 6 дней.

Нетрудно подсчитать, что если бы Робинзон посвятил себя полностью одному виду деятельности, то за 120 дней он поймал бы 240 кроликов или построил бы шалаш площадью 24 м2. Это - теоретическая возможность, которую Робинзон может анализировать, но практически эти крайние случаи для него непригодны. Рассматривая первый вариант, Робинзон решил вычислить, что было бы, если бы он поймал на 40 кроликов меньше. Несложный расчет показывает, что в этом случае он имел бы мікроуровень площадью 4 м2. Продолжая расчеты, можно составить табл. 1.1.

Таблица 1.1. в

Рис. 1.1. в

Очерк. 1.1 изображена так называемая кривая трансформации производственных возможностей", и

Кривая трансформации (в данном случае - это отрезок прямой линии) является моделью предельных возможностей Робинзона. Любая точка, расположенная под кривой трансформации или на ней, отражает возможный вариант производственной деятельности Робинзона. Совокупность комбинаций "количество кроликов - величина куреня", доступных для Робинзона, составляет множество производственных возможностей. Все, что находится над линией трансформации, является за пределами возможного.

Кривая трансформации имеет наклон, причем угол наклона к горизонтальной оси - отрицательный. Это означает, что увеличение производства одного блага неизбежно приведет к сокращению производства другого.

Кривая трансформации отражает полное использование ресурса (в данном случае времени). Любая комбинация благ, что расположена на линии, не оставляет Робинзону свободного времени. То есть линия отражает эффективное использование ресурсов.

Любая внутренняя точка множества производственных возможностей (то есть, точка, которая не принадлежит кривой производственных возможностей) является допустимым, но неэффективной, поскольку ресурс используется не полностью.

Взглянем еще раз на кривую трансформации. Проанализируем один из вариантов производственной деятельности, результатом которого является шалаш площадью 16 м2 и 80 кроликов для питания. Предположим, что Робин зон решил увеличить на один квадратный метр свою жилую площадь. Нетрудно посчитать, что в этом случае он вынужден будет уступить 10 кроликами.

Рассмотрев любую точку на кривой трансформации производственных возможностей, можно убедиться, что с точки зрения перераспределения ресурса времени 1 криль эквивалентен 0,1 м2 шалаша, и наоборот, 1 м2 куреня эквивалентен 10 кролям. Приведенное соотношение является количественным отражением так называемой альтернативной стоимости. С введенными на примере экономики Робинзона Крузо понятиями "кривая и множество производственных возможностей", "альтернативная стоимость" мы подробнее ознакомимся в следующих підпараграфах.

Кривая трансформации производственных возможностей

Рассмотрим несколько более сложную ситуацию, связанную с ограниченностью ресурсов, на примере фермы, которая выращивает две сельскохозяйственные культуры, используя при этом три вида ресурсов: машины, рабочую силу и землю (в отличие от предыдущего примера, где рассматривался один ресурс).

Каждая культура (как и в предыдущем примере) требует определенных затрат каждого вида ресурса на единицу продукции. Важным предположением экономики Робинзона Крузо являются пропорциональность затрат ресурса к объему производства. То есть каждый дополнительный квадратный метр куреня и каждый дополнительный кролик с точки зрения затрат труда были одинаковыми. Предположение пропорциональности пока сохраним.

Если рассматривать каждый ресурс отдельно, то принципиально картина будет тождественной изображенной на рис. 1.1. Отличие заключается в том, что каждый ресурс будет иметь свою ресурсы в кривую трансформации производственных возможностей. Согласно предположению пропорциональности каждая ресурсная кривая трансформации производственных возможностей будет отрезком прямой, но будет иметь свой наклон. Взаимное расположение трех ресурсных кривых условно изображено на рис. 1.2.

Рис. 1.2. в

Проанализируем рисунок. Допустимым сообщением производства двух культур есть такое, для которого одновременно хватает и машин, и трудовых ресурсов, и земли. Следовательно, множеством производственных возможностей будет общая часть участков, которые расположены под всеми ресурсными кривыми производственных мощностей. На рисунке это множество содержится между вертикальной и горизонтальной осью координат и жирной линией. Последняя является кривой трансформации производственных возможностей данной хозяйственной единицы.

Зафиксируем геометрические свойства кривой трансформации в этом случае:

o кривая является ломаной линией;

o она является убывающей;

o угол наклона (по абсолютной величине) кривой трансформации к горизонтальной оси возрастает, или, другими словами, кривая является вогнутой функцией.

Первое свойство свидетельствует о том, что на трех участках (i, II И III) ограничивающим фактором будет только один ресурс. Действительно, на участке И им будут машины, на участке II - трудовые ресурсы, на участке Ш - земля.

Спадение кривой трансформации легко понять. Каждая дополнительная единица производства одной культуры требует отказа от производства определенного количества другой культуры.

Рост абсолютной величины наклона кривой трансформации свидетельствует об увеличении жертвы второй культурой для производства каждой дополнительной единицы первой.

Последнее свойство мы обосновали почти математически, ее можно определить как закон возрастающей альтернативной стоимости.

На этом стоит остановиться несколько подробнее. С понятием альтернативной стоимости мы уже имели дело на примере простейшей модели производственных возможностей Робинзона Крузо. Увеличение рациона питания Робинзона на одного кроля требовало уменьшения жилой площади на 0.1 м2. Итак, под альтернативной стоимостью мы понимали объем одного вида блага, которым приходится уступать в пользу дополнительной единицы потребления другого. Причем речь шла о максимальном производство благ, то есть комбинация производства двух благ находилась на кривой трансформации производственных возможностей. В дальнейшем по альтернативной стоимостью будем сохранять именно эту трактовку.

Альтернативная стоимость блага первого вида по сравнению со вторым - это объем второго блага, которым необходимо пожертвовать ради производства (потребления) дополнительной единицы первого при условии, что производство (потребление) находится на кривой трансформации производственных возможностей.

На каждом из участков i, II И III наклон кривой трансформации можно интерпретировать как измерение объема отказа от производства второго вида культуры в пользу первой. Чем больший наклон по модулю, тем больше жертва.

Содержание закона возрастания альтернативной стоимости применительно к нашему примеру можно объяснить таким образом. При максимальном производстве второй культуры (первая не выращивается вообще) единственным дефицитным ресурсом является машины. Других ресурсов - избыток. При максимальном производстве первой культуры в дефиците находится земля. То есть вторая культура есть "машиноємнішою", а первая - "землеємнішою". Итак, первая единица производства первой культуры "тянет" прежде всего не дефицитные для производства второй культуры землю и трудовые ресурсы. При дальнейшем увеличении производства первой культуры увеличивается потребность в трудовых ресурсах и в земле. Причем ступени "надежности" и "землеємності" первой культуры по сравнению со второй значительнее, чем степень "машиноємності". Таким образом, происходит переход от "машиной" линии трансформации, что имеет меньший по абсолютной величине угол наклона, "трудовой" и "земельного" линий трансформации, абсолютная величина угла наклона которых к горизонтальной оси больше.

В Модельно-компьютерном приложении (Раздел 1: 1.1. Множество производственных возможностей) записано табличное и графическое представление множества и кривой производственных возможностей предприятия, что производит три вида продукции, используя три ресурсы (машины, трудовые ресурсы, материалы).

Меняя удельные затраты ресурсов на производство продукции и величины ресурсов, можно наблюдать изменения линий ресурсов и кривой производственных возможностей предприятия.

Если рассмотреть общество в целом, то "деятельности", "трудовых", "земельных", "экологических" линий будет огромное количество. В конце концов, они сольются в сравнительно гладкую кривую трансформации производственных возможностей.

Пар, которые фигурируют как "благо 1" и "благо 2", вообще бесконечное количество. Это работы и пицца, образование и автомобили, клецки и концерты, нынешние блага и блага для будущего и т.д. Если попробовать отобразить комбинации производственных возможностей не для пары благ, а для трех, четырех и т.д., то нужно будет использовать такое математическое понятие как "многомерный пространство", строя соответствующие комбинации в трех-, четырех - или п - мерном пространстве.

Графической моделью альтернативной стоимости в соответствующей точке будет наклон касательной к кривой трансформации производственных возможностей в этой точке.

Выпуклый характер кривой трансформации означает рост альтернативной стоимости.

Имея кривую трансформации, можно графически проиллюстрировать производственные возможности богатой и бедной страны, влияние технического прогресса на потенциал страны.

На рис. 1.3 изображены кривые трансформации производственных возможностей двух стран: жирной линией страны Б, обычной - страны А. Страна Б имеет больше возможностей как в отношении производства блага 1, так и относительно производства блага 2. Поэтому мы можем назвать ее (при прочих одинаковых условию) богаче.

К смещению кривой трансформации вправо и вверх приводит технический прогресс, изобретения, направленные на производство продукции с меньшими затратами ресурсов, инвестиции, рост численности населения, добрый урожай, бережное отношение к окружающей среде.

Кривая трансформации смещается вниз и влево вследствие войн, недородів, хищнического отношения к природе, деградации населения (численно и качественно), недостатка технического прогресса.

В предыдущей главе мы описали модель общего равновесия для экономики чистого обмена и обсудили вопросы распределения ресурсов при постоянном наличном количестве каждого товара. В настоящей главе мы хотим показать, как в рамки модели общего равновесия вписывается производство. Когда имеется возможность производства, количества товаров уже не являются постоянными, а зависят от рыночных цен.

Если вам показалось, что предпосылка о наличии всего двух потребителей и двух товаров ограничивает рамки рассмотрения обмена, то что говорить о том, как будет выглядеть модель с добавлением в нее производства! Минимальный набор действующих лиц, необходимый для составления интересной задачи, может включать в себя одного потребителя, одну фирму и два товара. Такую экономическую модель традиционно именуют экономикой Робинзона Крузо , в честь потерпевшего кораблекрушение героя Дефо.

29.1. Экономика Робинзона Крузо

Робинзон Крузо играет в этой экономике двоякую роль: и потребителя, и производителя. Робинзон может проводить время, бездельничая на пляже и, тем самым, потребляя досуг или же собирая кокосы. Чем больше он соберет кокосов, тем больше у него будет еды, но тем меньше времени останется на улучшение загара.

Предпочтения Робинзона в отношении кокосов и досуга изображены на рис.29.1. Они имеют точно такой же вид, как изображенные в гл.9 предпочтения в отношении досуга и потребления, за исключением того, что теперь мы откладываем по горизонтальной оси труд, а не доход. Пока что ничего нового мы не добавили.

Теперь изобразим производственную функцию , т.е. функцию, показывающую взаимосвязь между тем, сколько Робинзон работает, и тем, сколько кокосов он получает. Как правило, эта функция имеет форму, изображенную на рис.29.1. Чем больше Робинзон работает, тем больше получает кокосов; однако вследствие убывающей отдачи от труда предельный продукт его труда убывает: по мере увеличения числа часов труда число добавочных кокосов, получаемых Робинзоном благодаря добавочному часу труда, уменьшается.

Сколько Робинзон работает и сколько он потребляет? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим на самую высокую кривую безразличия, касающуюся производственного множества. Она дает наиболее предпочитаемую комбинацию труда и потребления, которую может получить Робинзон при заданной применяемой им технологии сбора кокосов.

В указанной точке наклон кривой безразличия должен равняться наклону производственной функции в силу стандартной аргументации: если бы эти кривые пересекались, то существовала бы какая-то другая практически достижимая точка, которая предпочиталась бы данной. Сказанное означает, что предельный продукт добавочного часа труда должен равняться предельной норме замещения кокосов досугом. Если бы предельный продукт был больше предельной нормы замещения, Робинзону было бы выгодно отказаться от небольшого количества досуга, чтобы получить добавочные кокосы. Если бы предельный продукт был меньше предельной нормы замещения, Робинзону было бы выгодно работать чуть меньше.

«Структура мирового хозяйства» - Таблица: Структура ВВП некоторых стран мира. 6. Интернационализация хозяйственной жизни. Аграрная структура хозяйства. 5. Международная экономическая интеграция. Ежегодно финансовые издания мира публикуют список 100 крупнейших ТНК. Строительство. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА «Географическая модель» мирового хозяйства.

«Сельское хозяйство» - Проблемы, вызванные промышлен-ным сельским хозяйством. в сельском хозяйстве так же важно как и биоразнообразие в любой экологической системе. Поверхностные земледельческие процедуры. Критерии экологического сельского хозяйства. Мульчирование почвы в садовых насаждениях. Размеры платежей в рамках проекта „Экологическое сельское хозяйство 2004”.

«Отрасли хозяйства» - Цветная металлургия по размерам производства уступает черной примерно в 20 раз. Таблица зерновых культур. Второй регион- Зарубежная Европа. Четыре машиностроительных региона. Два типа металлургии. Зерновые культуры-основа мирового сельского хозяйства. Первый регион – Северная Америка. Мировая добыча рыбы и морепродуктов уже достигла 130 млн. т в год.

«Урок Дефо Робинзон Крузо» - Писатель Даниэль Дефо. Урок по литературе в 5 классе Даниэль Дефо « Робинзон Крузо ».

«География сельского хозяйства» - Викторина. Установите соответствие Страна Столица. Промыслы. География мирового сельского хозяйства. Место сельского хозяйства. Экспортные Страны товары экспортёры. Китай, Индия, США., Пакистан, Узбекистан. Животноводство. Растениеводство. США. Опорная схема. 1.Вьетнам 2.Турция Лаос. Канада, Франция, Австралия.

Тема урока: От хозяйства Робинзона к экономике.

Цель урока: организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий, показать роль труда в жизни отдельного человека и общества, производства как составляющего основу экономики.

Задачи урока:

Образовательные:

    познакомить учащихся с определениями понятия «экономика»;

    выяснить роль труда в жизни отдельного человека и общества на различных этапах его развития;

    познакомить с производством как основой экономики.

Развивающие:

создать условия для:

    развития мышления (учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, ставить и разрешать проблемы);

    развития навыков устной (монологической, диалогической) и письменной речи;

    развития зрительной памяти и внимания;

    формирования навыков работы с учебной и справочной литературой.

Воспитательные:

    содействовать формированию активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, уважения к труду и людям труда,

    создать условия для воспитания гуманизма и патриотизма.

Новые понятия: экономика, производство, рабочая сила, предметы труда, средства труда, техника, технология, «ноу-хау», научно-технический прогресс, научно-техническая революция.
Форма урока: урок с использованием ИКТ

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая, парная работа).

Оборудование урока:

    установка для мультимедийной презентации,

    компьютер с подключением к сети Интернет,

    тексты и задания для групповой работы,

    «словарное лото» для парной работы,

    Учебное пособие «Введение в обществознание. 8 – 9» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Т.Кинкулькина, А.И.Матвеева. – М., Просвещение, 2010,

    энциклопедическая и справочная литература.

Логика построения урока:

    Постановка перед учащимися учебной задачи

    Деятельность учащихся по выполнению заданий.

    Подведение итогов деятельности.

    Контроль уровня выполнения заданий.

Ход урока

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

SMART файл

I . Организационный момент.

Организация внимания.

Приветствие.
Проверка готовности к уроку.

Формирование рабочих групп.

Создание положительного эмоционального настроя.

Приветствие.

Выбор лидера группы.

II . Актуализация знаний

Задание 1.

Закончите фразу: «Общественные отношения – это отношения между людьми ………»

Задание 2.

Впишите в схему названия четырёх сфер жизни общества:

Что означают стрелки в этой схеме?

Задание 3.

Распределите по колонкам явления:

Монархия, физика, семья, рабы и рабовладельцы, конфуцианство, завод, библиотека, церковь, законодательство, торговля, мораль, картинная галерея, правительство, поликлиника, парламент, магазин, метро, ярмарка, таблица периодической системы химических элементов, детский сад.

Духовная сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Политическая сфера

Вопрос? (работа у доски) - индивидуально

Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?

Итак, давайте задумаемся: должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают? Или люди должны преобразовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

«Общественные отношения – это отношения между людьми, занимающих разное положение в обществе, отличающихся образом жизни »

Ответ: Экономическая (Э), Социальная (С), Политическая (П), Духовная (Д).

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое.

Ответ:

Физика, конфуцианство, библиотека, церковь, мораль, картинная галерея, таблица периодической системы химических элементов

Торговля, магазин, ярмарка,

Семья, рабы и рабовладельцы, завод, поликлиника, метро, детский сад

Монархия, законодательство, правительство, парламент,

Слайд 1

Слайд 2

II . Сообщение темы и постановка целей урока.

Мотивация учебной деятельности.

Объявление темы.

Совместная постановка целей и задач урока.

- Я уверена, что вы справитесь со всеми задачами и получите только хорошие отметки

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.
Франсуа Вольтер

Чтение темы урока. Запись в тетради.

Чтение плана.

III . Изучение нового материала.

1. Как рождается экономика.

2. Техника и технология.

3. Первичная проверка понимания. Микроитог.

Постановка проблемного вопроса.
- Познакомившись с тем, что представляет собой общество, перейдем к рассмотрению отдельных сфер его жизни. Начнем с рассказа об экономике. Почему именно с нее? На этот вопрос вам предстоит ответить после того, как мы изучим всю тему до конца.

Появление понятия «экономика».

Давайте рассмотрим разные определения понятия «экономика».

Эконо́мика (от οἶκος - дом, хозяйство хозяйствование и νόμος - , территория управления хозяйствованием и правило, закон , буквально «правила ведения хозяйства нома») - хозяйственная деятельность , а так же совокупность отношений, складывающихся в системе , , и . ( Википедия )

Экономический словарь:

Экономика - это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика - это хозяйственный комплекс, включающий отрасли в виды производства и непроизводительной сферы.

Какое слово является определяющим в различных вариантах значения термина «Экономика»?

Правильно, Производство – это основа экономики.

Стремление человека разгадать тайны экономики связано не просто с его извечной тягой к знаниям, а с вполне практическими потребностями: знать, чтобы воздействовать на экономику в нужном человеку направлении. Производство благ, предназначенных для удовлетворения потребностей, прошло длительный исторический путь развития: от добычи пищи с помощью элементарных орудий первобытного человека до утверждения современных сложных технологий. Любое производство характеризуется некоторыми общими чертами.

Что является конечным итогом любого производства?

«Три кита» производства.

Производство, составляющее основу экономики, всегда стоит как бы на «трех китах».

В учебнике на стр.102-103 найдите, что это за «три кита»?

Робинзон Крузо создал на своем необитаемом острове настоящее натуральное хозяйство.

- Вспомните из курса истории , какое хозяйство называется натуральным.

- Как вы думаете, почему такое хозяйство называется синонимом слова «природное»?

Определение роли труда в жизни человека и общества.

Труд человека по-разному рассматривался в разные исторические эпохи. В одном из сюжетов древнейшей книги человечества Библии говорится, что именно на труд были осуждены первые люди за свои грехи. Труд, следовательно, рассматривался как кара Божья. В рабовладельческом обществе труд считался чем-то низменным, недостойным свободного человека, исключение составлял труд земледельца. В Средние века отношение к труду со стороны феодалов было презрительным. Только с переходом к капитализму стали ценить не столько знатность происхождения, «породу», сколько богатство, созданное трудом. Именно в это время один из ученых-экономистов XVII века - англичанин Уильям Петти писал: «Труд есть отец богатства».

- Как бы вы объяснили смысл этого выражения, ставшего крылатым?

- Если труд признается «отцом», то, что может быть названо «матерью» богатства?

- Почему, несмотря на то что Робинзон был вынужден трудиться, не покладая рук (не только в переносном, но и в прямом значении), он делал это охотно?

Труд непосредственно связан с природой.

- Попробуйте мысленно отделить природу от труда Робинзона. Что из этого получится?

Средства труда. Техника.

Между природой и человеком (его рабочей силой) в процессе производства находится «третий кит» средства труда, т. е. орудия труда

- Вспомните из курса истории, какие орудия труда возникли у людей раньше всего. Что вы можете рассказать об их устройстве и использовании?

Для характеристики всего многообразия орудий труда, созданных людьми данного общества, используется слово «техника».

- Вспомните из курса биологии , какую роль в жизни организма играет нервная система, костно-мышечная, сосудистая. Как вы понимаете приведенный выше образ применительно к производственному организму?

«Ноу-хау».

Производство, даже самое простое, подобное тому, которое было на острове Робинзона, нельзя представить себе без могущественного «ноу-хау». Что это такое? Сначала немного истории...

Четыре столетия назад в Европе дороже золота ценились фарфоровые изделия из Китая. Тайну изготовления тонких, ослепительно белых чашек, больших ваз, блюд, украшенных изображениями сказочных драконов, пытались узнать путешественники и монахи, алхимики и короли. Фарфор можно было сколько угодно трогать, даже разбить на мельчайшие кусочки, но понять, как изготовить, не удавалось очень долго. Тайну фарфора все же раскрыли. А вот секрет изготовления легендарной булатной стали, из которой арабские кузнецы ковали оружие, последний мастер, владевший им, унес с собой в могилу. Погибла, затем вновь была раскрыта и тайна изготовления венецианского рубинового стекла. Да мало ли их - секретов производства прежних веков!

Со временем секреты технологии получили официальное название « ноу-хау»

- переведите с английского языка ?

В наши дни эти секреты ценятся особо, нередко дороже, чем конструкция или принцип действия какой-либо машины. И не случайно. Так, например, заметные успехи в производстве некоторых стран Юго-Восточной Азии (назовите из курса географии ) в первую очередь связаны именно с технологией. Тот, кто владеет секретом современной технологии, может сделать все, что умеют делать в других странах.

Будущее производство видится сегодня не только как высокоавтоматизированное, но и высокотехнологичное, с использованием технологий безотходных, экологичных, экономных.

- Были ли у Робинзона Крузо свои секреты «ноу-хау»? Может быть, вы можете назвать, какие именно?

Итак, возникшее на необитаемом острове, затерянном в океане, хозяйство Робинзона включало в себя «три кита» (назовите их) и секреты. Но было ли это хозяйство экономикой, даже в пору своего расцвета, в полном смысле слова «экономика»?

Запись в тетради.

Работа в Интернете, со справочной и учебной литературой.

Производство

Запись в тетради: Производство – основа экономики.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Оно всегда в конечном счете представляет собой процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей людей.

Эти «три кита» рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Запись в тетради: Техника – многообразие орудий труда .

Ответы учащихся.

«знаю как»

Запись в тетради: Ноу-хау – знаю как.

Япония, Китай, Корея и др.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

IV . Релаксационная пауза.

Гимнастика для глаз.
Вверх-вниз, влево-вправо.

Круг.

Квадрат.

Покорчим рожицы.

Рисование носом.

Расширение поля зрения.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Представить себе большой круг.

Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Изобразить мордочку ёжика с острова Робинзона. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

4. НТР и её социальные последствия. Групповая работа.
Работа с текстом учебника.

1 группа.

Задание. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105-107 и объясните, в чем суть НТП.

2 группа.

Задание. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105-107 и объясните, в чем суть НТР.

3 группа.

Задание. Прочитайте раздел «НТР и ее социальные последствия» на с. 105-107 и объясните, социальные последствия НТП и НТР.

Слайд 13

V . Закрепление изученного материала.
1. Групповая работа.

2. Парная работа.

1. Работа с текстом (групповая работа).

Задание 1. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть всё то, что связано с _______________(1), распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Отношения по поводу материальных благ объективно связывают между собой всех людей, то есть делают их ________________(2). Поэтому важно разобраться с тем, что же подразумевается под понятием «экономика», какова её роль на различных этапах развития человеческого общества. Указанный термин имеет несколько значений. Во-первых, экономикой называется совокупность общественных _____________________(3) в сфере производства, обмена и распределения продукции. Во-вторых, так называется _________________(4) конкретной страны, включающее определённые отрасли и виды производства (экономика труда и пр.). Наконец, данным понятие определяется _______________(5), изучающая экономические процессы и явления, поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных _______________(6)».

Хозяйство, общество, ресурс, отношение, производство, наука.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск, изменяя, где нужно, падеж и число.

2. Работа с терминами (работа в группе).

Задание 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «экономика».

Наука, мораль, ресурсы, потребности, производство.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Работа с терминами. Словарное лото.

Экономика - хозяйство страны, общественные отношения в нем, наука о законах развития хозяйства

Производство - это процесс воздействия человека на предметы и силы природы с целью приспособления их к удовлетворению потребностей людей.

Техника - виды применяемых в производстве машин, оборудования, приборов, инструментов и их технические характеристики.

Технология - виды технологических процессов, способы преобразования, обработки материалов, используемых в производстве и получения готового продукта.

Научно-технический прогресс - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.

Научно-техническая революция - скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества

Рабочая сила - физические и духовные способности человека, которые используются в процессе труда при создании товаров или оказании услуг.

Предметы труда - вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.

Средства труда - совокупность средств производства, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда .

Выполнение задания в группах.

Вставить пропущенные слова

Выполнение задания в группах.

Найти лишнее слово.

Выполняется работа в парах.
Соотнести термин с определением.

VI Домашнее задание.

Записать задание в дневник.
Объяснение задания.

Запись в дневниках.

Слайд 14

VII . Итог урока.

Рефлексия.

Выставление оценок в дневники.

Продолжить предложение

Слайд 15