Все организации и ИП, торгующие в розницу за наличные, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Согласно закону №54-ФЗ от 22 мая 2003 года любая контрольно-кассовая машина (ККМ) подлежит обязательной регистрации в территориальном органе ИФНС. Ответственность за нарушение этой нормы несут: юридические лица и ИП в виде штрафа 30–40 тыс. рублей, а также непосредственно руководитель организации в пределах 3–4 тысяч.
Нужно понимать, что кассовый аппарат – это не просто машина, которая выбивает чеки. ККМ ведёт еще и фискальный учёт, а вся кассовая дисциплина торговых предприятий целиком и полностью регламентирована, начиная с момента покупки техники. Именно с этого для предпринимателя начинается процесс постановки ККМ на учёт.
Прежде чем покупать кассовый аппарат, стоит посетить свою налоговую инспекцию. Дело в том, что зарегистрировать можно только ККМ из перечня, занесённого в Государственный реестр ККТ. Приобретаемый аппарат должен быть оснащён ЭКЛЗ (защищённой электронной лентой контроля). Чтобы убедиться в правильности своего выбора наверняка, перечень разрешённых к применению марок и моделей кассовых машин лучше уточнить в налоговой по месту нахождения фирмы.
Где взять ККМ? Самое простое решение – обратиться в ЦТО (сертифицированный центр технического обслуживания кассовой техники). Сотрудники таких центров обычно в курсе всех нюансов и требований местных налоговиков. Они подготовят кассу к регистрации:
Можно приобрести технику напрямую у производителя и оформить с ним договор на ТО, но тогда и обслуживаться придётся там же. Не запрещено покупать ККМ у посторонних фирм и даже с рук, но в таком случае необходимо с техпаспортом идти в ЦТО для постановки аппарата на учёт и подписания договора на сервисные услуги. Забирая у предыдущего хозяина б/у кассу, важно не забыть получить с него копию регистрационной карточки с записью о снятии ККМ с налогового учёта.
Когда кассовый аппарат подготовлен к регистрации, необходимо оформить пакет документов для постановки ККМ на учёт.
1. Корректно заполненное заявление по установленной форме (образец нужно запросить в налоговой).
2. Документы на ИП или юрлицо:
3. Договоры с ЦТО:
4. Документация на ККТ:
Все перечисленные документы подготовить в оригинале и копиях.
5. Комплект для кассира:
6. Ещё понадобятся с собой:
Так как правила в территориальных инспекциях могут разниться, не исключено, что инспектор запросит копию последнего баланса или справку об отсутствии задолженностей перед государством. Во избежание недоразумений список всех этих документов лучше заранее уточнить.
Прежде чем отправляться к налоговикам, нужно узнать о порядках, царящих в конкретной инспекции. Постановка ККМ на учёт в налоговой может производиться как в порядке очереди (живой или электронной), так и в определённые будние дни и даже строго по предварительной записи. Визит также нужно согласовать с ЦТО, так как присутствие его представителя будет необходимо на процедуре фискализации.
С полным комплектом документов руководитель организации или его замещающее лицо обращается в отдел регистрации ККТ. Инспектор, изучив бумаги, назначает дату фискализации кассовой машины (не позднее 5 дней с момента приёма заявления).
В назначенный день кассовый аппарат, заправленный лентой, с блоком питания и шнурами доставляется к согласованному времени в налоговую инспекцию. Фискализация проводится в трёхстороннем составе: инспектор, сотрудник ЦТО, представитель фирмы.
Инженер-техник проверяет целостность ККМ и программирует её: вводит данные фирмы (ИНН, наименование), заводской номер аппарата. Инспетор устанавливает защитный код от взлома, затем специалист ЦТО пломбирует корпус, заполняет журнал КМ-8 и технический паспорт.
Для проверки настроек специалисты пробивают тестовый чек на 1 рубль 11 копеек и распечатывают Z-отчет. По итогам фискализации оформляются следующие документы:
Если на учёт ставится не ККМ, а стационарный платёжный терминал, проводится выездная фискализация по месту нахождения техники.
После проведения фискализации инспектор берёт время (до 3 суток) на оформление карточки регистрации. Получить карточку и все ранее сданные оригиналы документов может и заявитель, и его доверенный представитель.
Сколько дней в итоге займёт постановка ККМ на учёт в налоговой, зависит от правил той или иной инспекции. Сама регистрация – дело 15–20 минут, всё остальное время отнимают очереди и оформление документов налоговым специалистом. Официальные сроки, в которые должна быть выдана карточка регистрация ККМ, – 5 дней с даты приёма заявления и проведения фискализации. На практике этот срок может составлять как 1–2 дня, так и 10–14 (если отдел регистрации работает только 2 раза в неделю или принимает по записи). В среднем на решение вопроса с кассой нужно закладывать, минимум, одну рабочую неделю.
В случае острой необходимости ускорить регистрацию можно через ЦТО: обычно технические центры предоставляют услугу срочного оформления кассовой техники. Что касается стоимости постановки ККМ на учёт,основные затраты составляет покупка самого аппарата (от 10000 рублей). Договор с ЦТО обойдётся в 1,5–2 тысячи рублей, в которые входят подготовка технической документации и журналов, комплект голографических наклеек и выезд специалиста в налоговую. Если поручить регистрацию ККМ инженерам техцентра (без присутствия представителя фирмы), базовую стоимость услуги можно смело умножать на 2.
Вопрос о том, как зарегистрировать ККМ (кассовый аппарат, контрольно-кассовую машину), является актуальным для юридических и физических лиц, которые занимаются розничной торговлей и предоставлением различного спектра услуг и для проведения своей деятельности используют кассовые аппараты.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации ККМ должны в обязательном порядке пройти через процедуру регистрации, так как проведение расчетных операций с клиентами и покупателями при помощи незарегистрированного ККМ влечет за собой меры административной ответственности (штрафные санкции – от 30 000 до 40 000 рублей на компанию и от 3 000 до 4 000 рублей на руководителя предприятия ).
Порядок регистрации ККМ детально регулируется положениями следующих нормативно-правовых актов:
Однако компаниям не всегда необходимо иметь ККМ. Работать без кассовых аппаратов могут:
Для предприятий и организаций налоговым органом для проведения регистрации ККМ будет соответствующая налоговая инспекция по местонахождению юридического лица.
Если у юридического лица есть обособленные подразделения, которые также используют кассовые аппараты, то регистрация аппарата проводится в налоговых инспекциях, находящихся по месту учета подразделений предприятия (например, у ООО есть сеть магазинов в разных городах страны, поэтому регистрировать ККМ необходимо отдельно в налоговых инспекциях в каждом городе).
Для индивидуального предпринимателя органом налоговой для регистрации ККМ будет соответствующая инспекция по месту жительства ИП.
Первый шаг при регистрации ККМ – подача документов. ККМ налоговые органы регистрируют на протяжении пяти рабочих дней с даты подачи заявителем (или его представителем) пакета документов, о получении которых налоговая должна заранее сообщить заявителю. Так, если представители налоговой службы выявят какие-либо недостатки в регистрационных документах (например, неполный пакет документов), то заявитель может их исправить в течение одного рабочего дня с даты получения уведомления от налоговой, в противном случае ему откажут в проведении регистрации ККМ.
После подачи заявителем регистрационных документов, налоговый инспектор назначает конкретную дату и время осмотра (проверки) ККМ. Предпринимателю необходимо явится в отделение налогового органа в назначенный день с ККМ, если предприниматель на осмотр аппарата не придет в согласованное время, то ему будет отказано в осуществлении регистрации. Кроме того, на осмотре ККМ с предпринимателем должен присутствовать представитель (механик) Центра технического (сервисного) обслуживания ККМ. Регистрации подлежат лишь те модели ККМ, которые входят в Государственный реестр ККМ, а также снабжены специальным блоком Электронно-контрольной защищенной ленты.
После проверки состояния ККМ и рассмотрения пакета документов налоговые органы вносят всю информацию о ККМ в специальную Книгу учета ККМ, а также выдают предпринимателю регистрационную карту ККМ и учетный талон, возвращая оригиналы всех поданных документов. В поданном паспорте ККМ налоговый инспектор делает отметку о регистрации аппарата и регистрирует журнал операциониста-кассира. После чего процесс регистрации ККМ считается оконченным и заявителю разрешено применять в своей предпринимательской деятельности зарегистрированный ККМ.
Процедура регистрации ККМ в различных отделениях налоговых служб может иметь свои характерные особенности. Например, предоставление пакета документов и заявления на регистрацию может проводиться как конкретные приемные дни в порядке живой очереди, так и по предварительным записям в налоговой, что также следует выяснить заранее.
Для проведения регистрации ККМ в органах налоговой службы предпринимателю следует предоставить пакет таких документов:
Кроме того, в налоговой инспекции индивидуального предпринимателя попросят предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а представителя юридического лица – документ, который подтверждает его право действовать от имени компании (например, протокол со всеобщего собрания или решение о назначении единоличного исполнительного органа).
Пакет документов, которые необходимо подать для регистрации ККМ, устанавливается региональными отделениями налоговых служб индивидуально и может отличаться, поэтому, чтобы не затянуть процедуру регистрации, заявителю желательно заранее выяснить в налоговой инспекции перечень обязательных документов.
ККМ продается в нефискальном (нерабочем) состоянии, то есть счетчик, который суммирует выручку, выключен. Даже если аппарат подержанный, фискализацию необходимо проходить заново. Во время процедуры в обязательном порядке присутствуют:
Фискализация проводится только в тех случаях, когда все документы сданы, в день установленной налоговой службой (в один из 5 дней, когда налоговая регистрирует ККМ).
Перед фискализацией специалист ЦТО:
Потом налоговый инспектор устанавливает пароль, который защищает ККМ от взлома, после чего сотрудник ЦТО ставит защитную пломбу, и дата пломбирования аппарата вносится в инструкцию КМ-8. Он же ставит свою роспись в техпаспорте и вносит туда номер своего удостоверения.
Пробный ввод суммы (1,11 рубля) на аппарате – это завершающий этап фискализации, позволяющий проверить правильность распечатываемых реквизитов. Налоговый инспектор, используя введенный ранее пароль, снимает пробный Z-отчет. После этого инспектор налоговой и представитель фирмы должны подписать акт о регистрации контрольных счетчиков и переводе всех показаний ККМ на нули. Если все прошло успешно, ККМ присваивается уникальный номер, который заносят в специальный журнал фискализации.
Плата за проведение регистрации ККМ в налоговых органах на сегодняшний день не взимается. Ряд Центров сервисного и технического обслуживания аппаратов, а также посреднических юридических фирм представляют компаниям свои услуги по регистрации ККМ в местных налоговых органах, срок регистрации в таком случае занимает всего лишь 2-3 дня. Стоимость подобной услуги – от 4000 до 7000 рублей.
Посредники берут на себя подготовку пакета требуемых документов, покупку ККМ и различные курьерские обязанности.
Если заниматься процедурой регистрации ККМ самостоятельно, то финансовых средств уйдет в разы меньше. Так, необходимо будет заплатить только за покупку ККМ (средняя стоимость от 10 000 рублей) и за договор с сервисным центром обслуживания (от 2000 до 4000 рублей).
Регистрация ККТ – это один из обязательных пунктов соблюдения кассовой дисциплины для юрлиц и ИП, имеющих наличный денежный оборот. С помощью регистрации ККТ налоговые органы получают возможность контролировать деятельность розничной торговли. Процедура имеет ряд особенностей, которым посвящена наша статья.
Перед регистрацией ККТ в налоговых органах лицу, намеренному ее использовать, необходимо приобрести контрольно-кассовую технику у ее производителя или в центрах технического обслуживания ККТ (ЦТО). Помимо продажи контрольно-кассовой техники они занимаются ее техническим сопровождением, наладкой, ремонтом и консультированием клиентов. Перечень генеральных поставщиков кассового оборудования устанавливает государственная экспертная комиссия. При покупке ККТ между покупателем и продавцом может одновременно заключаться договор на техническое обслуживание кассового оборудования.
После 01.02.2017 зарегистрировать в ИФНС можно только ту ККТ, которая соответствует требованиям ст. 4 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, обновленного в связи с введением онлайн-касс. Ее основные отличия от кассовой техники, применявшейся ранее, заключаются в том, что она:
Приобретаемая ККТ и фискальный накопитель к ней (подлежащий замене по мере его заполнения информацией) должны быть обязательно включены в соответствующие государственные реестры. Наличие договора с ЦТО для регистрации теперь необязательно. Но обязательным условием применения онлайн-ККТ становится заключение договора с оператором фискальных данных.
О том, нужна ли ККМ «упрощенцу», читайте в статье «Нужен ли кассовый аппарат при УСН в 2017 году?» .
Для регистрации ККТ ее пользователь подает заявление либо на бумаге в любую ИФНС региона, либо электронно через кабинет контрольно-кассовой техники. В последнем случае дата подачи этого документа совпадает с датой его размещения в кабинете.
В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники указываются (п. 2 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ):
ИФНС, проверив правомерность регистрации, присваивает ККТ регистрационный номер и не позже 1-го рабочего дня, следующего за днем подачи документа, передает его пользователю. Получив от ИНФС регистрационный номер, пользователь должен на следующий за днем получения этого номера рабочий день занести его в фискальный накопитель вместе со сведениями о себе и применяемой ККТ, сформировать отчет о регистрации и направить его в ИФНС либо через оператора фискальных данных, либо через кабинет ККТ.
Полученные в процессе регистрации сведения ИФНС заносит в журнал учета и карточку регистрации ККТ . Дата оформления карточки считается датой регистрации (п. 7 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Формы заявления о регистрации, книги учета и карточки регистрации утверждены приказом ФНС РФ от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@. С переходом к регистрации только онлайн-устройств изменения в них не внесены. Поэтому использовать эту форму заявления для онлайн кассы пока невозможно . На данный момент имеются только форматы для документов, подаваемых электронно.
Бумажное заявление о регистрации ККТ заполняется на 3 страницах. Форма его (имеющая номер 1110021) используется не только для регистрации ККТ в налоговой , но и при снятии с учета или перерегистрации кассовых устройств. Скачать бланк заявления можно на нашем сайте.
Заполнение бланка заявления напоминает налоговые декларации, поэтому на практике не должно вызвать затруднения у бухгалтеров.
Карточка регистрации ККТ выдается налоговой инспекцией по истечении 5 рабочих дней (пп. 7 и 11 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) с дня подачи заявления на регистрацию. Направляется она пользователю в электронном виде через кабинет ККТ или через оператора фискальных данных и существует как электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. При необходимости пользователь, имеющий электронный вариант карточки, может получить ее в ИФНС на бумажном носителе (п. 12 ст. 4.2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Внесение изменений в карточку регистрации ККТ осуществляется не только при изменении параметров, указанных при регистрации, но и при замене фискального накопителя.
Новая редакция закона 54-ФЗ обязывает установить контрольно-кассовый терминал практически всем организациям и ИП. Но купить и установить ККТ - ещё не всё: он требует обязательного прохождения регистрации в налоговой, поэтому следует знать, как происходит этот процесс, какие документы будут нужны (стандартный пакет или же дополнительные бумаги), чтобы ККТ был поставлен на учёт.
Для начала предпринимателю нужно подготовить:
Важно! Другие документы сотрудники налоговой требовать не имеют права.
Список небольшой, и особого труда в сборе этих бумаг нет - паспорт идёт в комплекте с ККТ при покупке, договор с ЦТО заключается сразу же после покупки аппарата, а заявление можно подать либо на бумаге в любой НИ, либо на сайте ФНС через личный кабинет налогоплательщика.
Вся процедура разделена на конкретные этапы: подача готового пакета документов, их регистрация, а затем и проверка, осмотр кассовой машины, фискализация, непосредственная регистрация ККТ.
Происходить это будет так:
Читайте также: Инвентаризация денежных средств в кассе
Зарегистрировать аппарат возможно за 1, максимум - за 5 рабочих дней, всё будет зависеть от занятости сотрудников налоговой.
Если будут найдены такие нарушения, то регистрация ККТ не состоится:
Бланк заявления имеет свою форму - КНД 1110021, его может выдать налоговый инспектор или можно найти в открытом доступе в интернете.
Важно! Форма бланка заявления на регистрацию, перерегистрацию и снятие ККТ с учёта - одна и та же.
При заполнении нельзя пропускать ячейки ни на одном из трёх листов.
Заполнение титульного раздела - данные об организации и ИП
Первое поле - «ИНН» - тут нужно вписать индивидуальный налоговый номер, выданный при оформлении предпринимательской деятельности. Поле одинаково и для физлиц, и для организаций, поэтому юрлица в двух последних ячейках ставят прочерки. Следующая группа ячеек - «КПП». Здесь организации прописывают свой код или код обособленного подразделения. Физлица ставят прочерки - они эту часть не заполняют.
Поле «Представляется в налоговый орган (код)» служит для указания кода территориального налогового органа, где планируют зарегистрировать ККТ. Код должны предоставить налоговики. Группа ячеек «Вид документа» заполняется кодом из шести цифр, каждая из которых имеет своё значение.
Первая цифра - причина, по которой подаётся заявление:
Следующие пять цифр - это код причины перерегистрации ККТ. Заполняются они в двоичной системе - «1» (да) или «2» (нет). При первой регистрации и снятии с учёта все ячейки заполняются «2».
Вот возможные варианты заполнения этого поля:
В поле «Наименование пользователя» вписывается название организации или ФИО физических лиц. Поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД» предназначено для кода по классификатору ОКВЭД, по которому ведёт свою деятельность предприятие или ИП.
Знаете ли вы? Данные про вид деятельности можно найти в выписке из ЕГРИП для ИП или ЕГРЮЛ для организаций.
Из данных в поле «Заявление предоставлено» можно понять, кем подан документ:
В поле «Номер контактного телефона» указывается номер телефона, по которому можно связаться с предпринимателем или организацией. Номер указывается в любом удобном формате. Поле «На страницах» - тут указывается количество страниц в заявлении. В поле «С приложением подтверждающих документов или их копий» ставится количество листов документов-приложений, которые поданы вместе с заявлением.
Читайте также: Кассовый аппарат «Штрих-Мпей-Ф»
В части «Доверенность и полноту сведений, указанных в настоящем заявлении подтверждаю» нужно вписать ФИО руководителя юрлица или ИП, подпись подающего документ лица и всё скрепить печатью. Если документ подаёт доверенное лицо, нужно указать, на основании какого документа оно действует, и добавить копию этого документа. Отмеченные поля и разделы заполняет налоговик.
Заполнение раздела 1 - данные о ККТ
Поле «ИНН» и поле «КПП» заполняются так же, как на первом листе:
Знаете ли вы? Подпись подающего заявления и дата подачи ставятся в ячейках внизу листа.
Заполнение раздела 2 - адрес установки ККТ
Поле «ИНН» и поле «КПП» аналогичны предыдущим разделам. Следующие ячейки заполняются адресными данными, где будет работать касса. В строке «Наименование места установки ККТ» нужно написать тип и название торговой точки, куда поставят кассу, например, магазин «Орхидея», кафе «Уют» и т. д..
Если рабочее помещение арендуется, то ещё нужны данные арендодателя: название, ИНН, номер и дата начала и окончания договора аренды. При работе ККТ в качестве части платёжного терминала (банкомата) нужны данные организации, принимающей платежи: наименование организации, ИНН, номер и дата начала и окончания договора. Все данные заверяются подписью в конце страницы.
Снимать с учёта ККТ нужно в той же инспекции, где аппарат ставился на учёт. Для этого подают такие документы:
Генеральный директор планирует передать полномочия по заключению сделок своему подчиненному. Для этого нужна доверенность на подписание договоров от имени юридического лица. Воспользуйтесь образцом такой доверенности, чтобы подготовить документ.
Читайте в нашей статье:
Доверенность на подписание договоров от имени юридического лица позволяет сотруднику компании участвовать в заключении сделок и принимать решения в ее интересах. Заключение сделок входит в полномочия генерального директора. Но эту функцию можно передать другому работнику. Например, коммерческому директору или руководителю зарабатывающего подразделения.
Доверенность на право заключения договоров от организации служит подтверждением полномочий сотрудника. Согласно этому документу сотрудник вправе подписывать договоры от лица компании, не будучи ее единоличным исполнительным органом (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Должностные обязанности сотрудника могут быть напрямую связаны с подготовкой и совершением сделок. Несмотря на это, должностной инструкции или приказа может быть недостаточно, чтобы суд признал сделку действительной. Наличие специального документа убедит контрагентов и суд в реальности полномочий сотрудника.
Если компания не выдаст сотруднику доверенность на заключение договоров от юридического лица, это помешает ему выполнять свои обязанности. Подпись такого сотрудника в документах даст контрагенту возможность оспорить сделку. Он будет настаивать, что сделка не имела силы, так как договор подписал человек без полномочий. Такая ситуация – риск для компании. Можно потратить время на разбирательство в суде и не вернуть средства. Поэтому лучше оформить доверенность на право заключения договоров, образец такого документа представлен ниже.
Доверенность на право заключения договоров представляет собой вариант доверенности на представление интересов компании . Документ составляют по общим для таких доверенностей принципам. Он имеет произвольную форму. Его можно удостоверить нотариально, если компания считает это необходимым. Документ подготавливают, выдают и отзывают в соответствии с правилами главы 10 ГК РФ : статьями 185-189.
В доверенности от имени юридического лица на подписание договоров от ООО или организации другого типа обязательно указывают:
Сотрудник, которому выдали документ, может решить уволиться. Или исчезнет необходимость в исполнении им функций по заключению сделок. В таких случаях доверенность от организации на заключение договоров следует отозвать. Это делают по той же схеме, что и в случае с доверенностями других видов:
После того как у сотрудника отзовут доверенность на подписание договоров от имени юридического лица, он теряет возможность заключать сделки от лица компании. Чтобы убедиться, что полномочия представителя контрагента в силе, проверьте это перед сделкой.