Занимательная экономика для младших школьников. Внеклассное занятие по экономике на тему: «Твой вклад в школьную экономику. Обсуждение в группах

Занимательная экономика для младших школьников. Внеклассное занятие по экономике на тему: «Твой вклад в школьную экономику. Обсуждение в группах

В этом уроке мы с вами рассмотрим главные особенности грамматики иврита. Давайте проведем сравнение с русским языком.

В русском языке

В русском языке грамматические категории обозначаются с помощью суффиксов, приставок и окончаний. Например: «стол — столовый». «Стол» — корень, «ов» — суффикс, «ый» — окончание. «Стол — столик», «ик» — суффикс. Или «стол — столоваться». Здесь уже переход от разряда существительных к разряду , осуществляется он с помощью сложного суффикса «оваться», состоящего из нескольких частей («ов», «ать», «ся»). Или другой пример: «делать — сделать». Приставка «с» говорит о совершенном виде. «Переделать» — иной оттенок и т.п.

Вот это и есть два основных способа словообразования в русской грамматике — либо суффиксы, которые помещаются после корня (иногда с окончанием), либо приставки, которые стоят перед корнем. Внутри же корня ничего не меняется: «столоваться — столовый» или «делать — сделанный — приделать — переделать — переделанный». Корень «стол» в первом случае и «дел» во втором — не меняется. Иногда в русском языке происходит сокращение корня, например: «читать — чтение» (выпадение «и»), или даже изменение гласных в корне, чередование типа «плыть — плавать — пловец». Но это изменение не носит регулярного характера. В каждом корне все подобные изменения происходят случайно и должны выучиваться вместе с корнем, это просто вариант корня. Некоторые корни существуют в одном варианте, некоторые в двух или трех. Это — пережитки прошлых стадий развития языка и являются не более, чем исключением из правила неизменности корня.

В иврите

В иврите дело обстоит по другому. Одним из способов словообразования в иврите является так называемая внутренняя флексия — изменение гласных внутри корня . Присоединяемые извне к данному корню приставки и суффиксы называются внешними флексиями, т.е. внешними изменениями (слово «флексия» по латыни означает «изменение, изгиб»). Изменения же, которые будут происходить в самом корне, в соответствии с этим, называются внутренними флексиями.

Приведем пример из иврита. Как вам известно, однокоренными, близкими по значению, имеющими общий смысл являются слова לָמַד («лама́д» — учил»), לוֹמֵד («ломэ́д» — изучающий), מְלַמֵּד («мэламэ́д» — преподаватель), לִמּוּד («лиму́д» — учение), לְמַד («лмад» — учи) и т.д. Здесь практически нет внешней флексии, в единственном случае имеется приставка מְ . За счет изменения внутри корня, между его согласными ל-מ-ד , производится образование целого ряда новых слов или новых форм известных слов — прилагательного, существительное, прошедшее время глагола, будущее время, повелительное наклонение и т.д. Неизменной частью в данном случае является только сочетание согласных ל-מ-ד , все остальное подвержено изменению, кроме трех согласных, которые и образуют корень этих слов.

В отличие от грамматических особенностей русского языка, в иврите каждое из таких изменений не случайно, оно может встречаться не только в корне (למד ), но и в огромном количестве других корней, т.е. носит регулярный характер. Сравним: לוֹמֵד («ломэ́д» — учит), כּוֹתֵב («котэ́в» — пишет), קוֹרֵא («корэ́» — читает), שׁוֹבֵר («шовэ́р» — ломает), חוֹשֵׁב («хошэ́в» — думает). Мы привели пять примеров, пять различных слов, у которых совершенно разные корни (למד-כתב-קרא-שבר-חשב ), но гласные внутри них совершенно одинаковые — «о» на первом месте, между первой и второй корневой и «э» — на втором, между второй и третей: «о — э».

Это сочетание гласных «о — э», помещенное внутрь корня, и обозначает одну единственную форму — настоящее время глагола, что легко можно заметить, анализируя приведенные выше примеры. Вот эта способность согласных и гласных налагаться друг на друга без изменения, подобно соединению, в котором выступы одного звена входят в пазы другого, и называется внутренней флексией. Оказывается есть смысл не только у согласных, но и у сочетания гласных. Однако между ними есть разделение функций.

Если согласные обозначают общий смысл, несут лексический заряд, то гласные обозначают грамматическую форму, несут заряд грамматический и полностью в этом смысле эквивалентны русским приставкам и суффиксам.

В русском языке нужно было сказать — «читает, пишет, рисует, думает» — добавить «ет» в конце слова, и этот суффикс обозначал бы глагол в настоящем времени (а также его и лицо), а в иврите мы вставляем гласные «о — э» внутрь корня, что приводит к точно такому же эффекту.

Принцип внутренней флексии является главным структурным элементом еврейской морфологии и словообразования в иврите. Главные изменения приходятся именно на внутреннюю флексию. Есть приставки מִ «ми» — מִכְתָּב («михта́в» — письмо); מְ «мэ» — מְלַמֵּד («мэламэ́д» — преподаватель), приставка תִּ «ти» — תִּסְפֹּרֶת («тиспо́рэт» — прическа), окончания «ан» и «он» — שֻׁלְחָן («шульха́н» — стол), שָׁעוֹן («шао́н» — часы), но приставок и суффиксов в иврите гораздо меньше, чем в русском.

Если абстрагироваться от сравнения с другими языками, и говорить только о самом иврите, то значительная часть, скажем, 3/4 и более общего объема флексии составляет именно внутренняя флексия, а приставки и суффиксы, т.е. элементы внешней флексии, лишь слегка модифицируют слова. Это создает в иврите огромную компактность выражения. Ведь присоединение суффиксов, многие из которых имеют какую-нибудь гласную, приводит к удлинению слова — «стол, столовый», «делать, приделать, приделывание» и т.д.

В иврите слова одного и того же строения, состоящие из двух слогов, а именно 3 согласных и 2 гласных, могут иметь огромное количество значений. Сам корень, состоящий из 3 согласных, практически не занимает время, поскольку основное время идет на . Каждое же сочетание внутри него уже является грамматически значимым.

Кроме того, иногда при часть гласных просто пропускается, не обозначается в тексте, и в итоге количество знаков, идущее на передачу еврейской фразы — минимальное по сравнению с другими языками, по крайней мере, насколько нам известно, в радиосвязи, телеграфировании и т.д. иврит является наиболее предпочтительным языком, он занял первое место в конкурсе всех остальных языков мира.

Но для говорящих на русском языке эта особенность иврита — внутренняя флексия, компактность, оборачивается другой стороной: она непривычна, она чужда нашему подсознанию, и поэтому наиболее трудна в обработке. Именно эту особенность, которую легко понять, труднее всего сделать органичной, ввести в подсознание, довести до автоматизма.

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Экономическое воспитание младших школьников

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в Республике Беларусь ставит перед школой серьезную задачу в области целенаправленной работы по экономическому воспитанию подрастающего поколения, от решения которой зависит будущее нашего государства.


Рынок предъявляет к человеку большие требования: своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п. Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.
Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь – азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А – акция, аукцион
Б – банк, банкрот
В – вето, виза
Г – гарантия
Д – доход, депозит и т.д.

На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.
В подготовительном – 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп – лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки. Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:
- помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель – ученик – родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем. Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека – бизнесмена.
2. Честность и порядочность.
3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.

4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).

Задачи игры: дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.

Класс оформлен плакатами, ребусами по теме: «Экономика», организована выставка настольных экономических игр.
Игре предшествовала подготовительная работа – ребята составляли кроссворды на экономическую тематику. В зале находятся зрители.
Звучит музыка
. Ведущий:
Спросите вы у школьника;
Что значит экономика?
Ответит он, что правит бал
Там биржа, банк и капитал.
Нам знанья эти всем нужны
И этим знаньям нет цены.
Итак, начинаем игру «Счастливый случай». (Представление команд. Ведущий представляет членов команд. Ребята рассказывают о том, чем они любят заниматься и кем они думают стать в будущем)
1 гейм
Дальше - дальше
(за 30 сек. Ответить на большее количество вопросов)

1 команда.

1. Вещи, сделанные на продажу (товар).
2. Денежная единица Англии (фунт).
3. Плата за пользование кредитом или денежной ссудой (процент).
4. Вклад в банке (депозит).
5. Выдача в долг денег или товара (кредит).
6. Денежная единица Японии (иена).
7. Учреждение, где заключается сделки (биржа).
8. Разорившийся предприниматель (банкрот).
9. Лицо или учреждение, которые дают в долг деньги или товары (кредитор).
10. Основная единица какой-либо страны (валюта).

2 команда

1. Изменение цены валюты или акции на бирже (курс).
2. Ценная бумага (акция).
3. Посредник по заключению сделок на бирже (брокер).
4. Денежная единица Беларуси (рубль).
5. Денежное выражение стоимости товара (цена).
6. Информация о товарах и видах услуг с целью привлечения к ним внимания (реклама).
7. Денежная единица европейских стран (евро).
8. Публичная продажа (аукцион).
9. Учреждение, где хранятся деньги и осуществляются операции с ними (банк).
10. Занятие, которое приносит доход (бизнес).

2 гейм
«Темная лошадка»
(Вопросы задают литературные герои)

1. Буратино: Каким бы словом вы назвали процесс описанный мною в считалочке?
1,2,3,4,5 – начинаю я менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку,
Ну а с нею, так и быть,
Полагается водить.
(Бартер).

2. Золушка: Как вы думаете, кто быстрее станет безработным, я или мачехины дочки? Почему?
3. Король из сказки «Бременские музыканты»: Какой закон экономики и государства нарушили разбойники? (не платили налоги).


(Звучит «Песня Разбойников» из мультфильма «Бременские музыканты»)
4. Молодой паренек: Благодаря чему пошел мой успешный торг?
Фрагмент из мультфильма «как старик корову продавал?» по стихотворению С. Михалкову.
Ведущий:
Кто хочет свой товар продать,
тот с нею должен подружиться.
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о рекламе.
(Инсценирование – реклама школьных принадлежностей).

3 гейм
«Ты – мне, я - тебе»
(Члены команд задают вопросы друг другу)

Это: а) ребусы
б) закончи пословицу (тема труда, бережливости и т.п.)
в) замени букву в слове, чтобы получилось слово на экономическую тематику
танк – банк поход – доход
Лиза – виза повар – товар
4 гейм
«Золотой бочонок»
Выиграет тот, кто даст первый и правильный ответ.

В семье Белок отец работает лесным электриком, его зарплата 120 тыс. рублей, мама – медсестра, получает 95 тыс. рублей. Дедушке платят пенсию 73 тыс. рублей. Старший брат учиться в лесной академии и получает стипендию 37 тыс. рублей. Ну и на двоих малышей выплачивается пособие в размере 25 тыс. рублей.
- Какой месячный доход семьи?
- Какова сумма расходов семьи, если на продукты питания тратиться – 60 тыс. рублей на обновки – 45 тыс. рублей на лесной трамвай – 10 тыс. рублей на оплату дупла – 15 тыс. рублей
- Может ли семья в этом месяце купить маме новую шубку за 200 тыс. рублей?
Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Путешествие в Страну Увлечений (2 класс).
Задачи:
- стимулировать желание учеников рассказывать взрослым, сверстникам о своих интересах, увлечениях;
- повышать интерес к экономике;
- формировать умение мастерить, прививать трудолюбие;
- учить организованности, слаженности в работе;
- воспитывать культуру взаимоотношений.

Этому занятию предшествовала подготовительная работа. Ребята с помощью учителя, родителей, старших товарищей организовали выставку «Мир увлечений».
Работали с энциклопедической литературой. Писали сочинение на тему: «Мое любимое занятие».
В классе ребята сидят по группам.
Звучит музыка (фонограмма «маленькая страна»)
(На доске изображение ворот со словами ХОББИ и ДОСУГ. Также записаны пословицы:

Без дела жить –
Только небо коптить.
Маленькое дело – лучше большого
Безделья.
Умелые руки не знают скуки).

Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательной стране – стране Увлечений. Мы познакомимся с жителями этой страны, их интересами. Узнаем какой же он, увлеченный человек? А чтобы попасть нам в эту страну, нужно открыть замок, ключом к которому будут ответы на вопрос: Что такое хобби? Что такое досуг?
(Ребята отвечают – замок открывается).
- Жители страны Увлечений живут под такими девизами: (чтение и объяснение смысла пословиц)
- Итак, чем же может быть увлечен человек? Ответом на этот вопрос является наша выставка «Мир увлечений».
Ученица – экскурсовод: Вашему вниманию представлена выставка, которая рассказывает о наших увлечениях, увлечениях наших родителей, друзей и знакомых.
(Представлены работы: поделки из дерева, изделия из соломки, глиняные игрушки, мягкие игрушки, сделанные своими руками, игрушки из бумаги, куклы, машинки, большое место отведено коллекциям открыток, марок, значков).
Во время экскурсии по выставке отмечалась польза занятием тем или иным делом. Ребята показали, что они не только имеют любимое занятие, но и стараются узнать как можно больше о предмете своих увлечений. (Откуда пришли куклы? Почему футбол так называется? И т.п.). мальчик из 6 класса рассказал, как он собирал коллекцию автомобилей.
В нашем городе Дружбы есть:
Ул. Кукольная
Ул. Спортивная Ребята рассказывают о своих интересах.
Ул. Коллекционеров Задают вопросы друг другу.
Ул. Гурманов - жители этой улицы предложили игру «Здоровое питание» (разложить картинки с изображением продуктов питания в 3 конверта в зависимости от пользы организму в их употреблении.)
На ул. Словесной ребята играли в разнообразные игры со словами.
Бульвар Художников.
Так как наш класс с художественным уклоном, большинство ребят увлечены рисованием. И они знают, что можно сделать с простым листом бумаги. (стихотворение «Вот бумаги листок…»)
В своем путешествии мы попали на площадь «Танцевальную». В классе есть ребята, посещающие хореографический кружок. (Дети танцуют вальс).
Наш город Дружбы – город умелых, трудолюбивых жителей, готовых заинтересовать своим делом других. Сейчас мы в этом убедимся.
(Работа в группах).
1 группа – Вязальный цех
2 группа – Конструкторское бюро
3 группа – Фабрика народных промыслов
4 группа – кафе «Веселый звонок»

проводиться практическая работа в группах.ребята изготовили аппликацию, игрушки из яичной скорлупы, кисточки для шарфа и шапки, бутерброды.

Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.


Экономическое воспитание в школе – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, о развитии производительных отношений, о действующем хозяйственном механизме.




Задачи: Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление; Пробуждать здоровый интерес к деньгам; Познакомить с элементарными экономическими понятиями; Учить решать простейшие экономические задачи; Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения; Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 6 – 8 лет; Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).














Викторина. Чем отличается магазин от рынка? Что такое супермаркет? Для чего появились деньги? Как в кошельке появляются деньги? Что такое рациональность? Что такое экономика? Что такое валюта? Назови, какой страны эта валюта. Для чего нужна реклама? Какие крупные предприятия нашего города ты знаешь?






Теория. 1. Как Миша из покупателя превратился в продавца. 2. Откуда в Мишином магазине мед взялся? 4. Как Сорока Мишин товар хвалила. 5. Как Миша цену назначал. 7. Как Миша продал много-много малины 8. Почему у Миши растет не только малина, но и цена. 10. Как у Миши появился помощник Дятел. 11. Как Миша понял, что деньги счет любят 13. Как Миша учился деньги делить. 14. Миша – брокер. 16. О том, что такое дефицит и затоваривание. 17. Как Миша страховался. 19. Почему Миша платит налоги. 20. Что такое cбepeгaтeльный банк. 22. Праздник в Мишином магазине. 23. Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить. 25. Как Миша решил фабрику построить. 26. Что понадобилось Мише для изготовления стула. 28. Как Мишутка деньги в капитал превращал. 29. Как Мишу посетил иностранный гость. 31. Как Миша стал акционером. 32. О том, как в лесу банк открылся. Практика. Занятия 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 31, 33 – решение экономических задач из задачника мудрого Филина.






Задания из задачника: 40. Распредели роли лесных акционеров среди своих друзей. Бросайте по очереди игровой кубик. Сколько выпадет очков, столько монет вносит каждый член акционерного общества. А взамен он получает столько же акций. Подсчитайте, сколько всего акций получили Лиса, Волк, Заяц, Белка. Отнимите от 30 полученную сумму и узнайте, сколько акций осталось у Миши. А теперь проведите своё голосование. Подсчитайте количество акций у каждого акционера и решите, что вы будете строить: стадион или кафе? 15. Два бизнесмена поспорили: кто больше прибыли получит? В итоге один выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили ЗОО рублей. А другой наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?






Заключение. Итак, мы видим, как велики возможности средств, форм и методов школьной педагогики для успешного усвоения элементарных экономических знаний младшими школьниками. Разработанные материалы могут использовать в своей работе учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.



Цель: закрепить представления детей об экономии, рассказать о возможностях экономии: тепла, предметов потребления, объяснить пути добывания, сохранения воды, тепла, уточнить у детей представления об этих процессах, рассмотреть рисунки и закрепить знания,воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, уважение к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно.

Ход занятия

Ребята, в нашей школе нас окружает множество вещей, мы к ним так привыкли, что почти не замечаем. Если посмотреть внимательно на вещи, то можно сказать, для чего они нужны человеку и из чего сделаны. Но разве можно знать все обо всем? Наверное, нет. Но вот без знания слова «экономика» прожить невозможно. Что же такое экономика? (Ответы детей.) Экономика - это разумное использование человеком необходимых благ, стремление устроить свою жизнь более комфортно и красиво.

Посмотрите на себя внимательно и скажите, сколько на вас надето вещей? Давайте представим, что можно надеть только две вещи, можно ли так прожить? (Ответы детей.) А когда-то в Греции жил философ, которого звали Сократ. Он не был бедным, а был очень мудрым и экономным, поэтому до сих пор о нем ходят легенды.

Своей одежде он не придавал большого значения и ходил босиком в стареньком плаще. У него было очень много учеников, которых он учил экономике. Однажды Сократ попал на базар и воскликнул: «Как много существует вещей, которые мне не нужны!» Однако и сегодня есть такие люди, которые хотят все купить, много тратить. А ведь бережливый Сократ был не единственным таким человеком. Другой греческий философ Диоген жил в бочке, считая такое жилище достаточно удобным, он заботился о сохранении окружающей среды, думал о том, чтобы чистого воздуха было больше, чтобы человек жил дольше.

А первобытный человек не имел ни дома, ни телевизора, ни компьютера, а от холода он прятался в пещеру. И лишь позднее человек научился добывать огонь, при помощи которого он согревал свое жилище. Самые простые жилища строились из шкур животных. Да и до сих пор некоторые люди живут в таких домах.

Например, некоторые казахи живут в юртах (кочевые пастухи), северяне - в чумах. (Воспитатель показывает картинки с изображением данного жилья.) Обогревается такой дом при помощи костров. В частных домах, для обогрева используется печь. Как же попадает тепло к нам в школу, корпуса, где нет печей?

«Люди построили огромные котельные, в которых при помощи угля нагревают воду и пускают ее по трубам и батареям, чтобы в квартирах, детских садах, школах, больницах было тепло. Тепло нужно беречь, так как при его получении затрачивается дорогостоящее топливо, да и в атмосферу попадают вредные вещества.

Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери? Вы замечали в окружающей жизни, когда люди не берегли тепло? Всегда ли вы закрываете двери за собой? К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе в подъезд, а также не заклеивают окна на зиму. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь, если люди открывают окна, двери - тогда не спасет от холода теплая вода. (Да и кочегар будет работать зря, при этом очень уставая)

Солнце летом светит

И тепло кругом,

Человеку летом

В доме хорошо.

Но придут морозы,

Вьюги, холода

И без солнца теплого

Как нам жить тогда?

Конечно, ребята, это сквозняк. Когда двери открыты, он всегда появляется, начинает выгонять теплый воздух.

Посмотрите, куда к нам может пробраться сквозняк? (В открытую форточку, через, дверь, разбитое стекло.) Как же можно спасти нашу школу от сквозняка? (Закрывать двери в, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.)

Нужно рамы клеить,

Двери закрывать,

Что б зимою белой

Нам не замерзать.

А что мы ещё можем экономить у нас в школе? (Ответы детей) Я бы хотела поговорить с вами об экономии воды. Послушайте стихотворение «Капелька воды»Назиры Эшкувватовой.

Я часто наблюдаю это,
Когда иду гулять во двор:
то тут, то там:
Передо мною вечная картина.

Гуляю ль во дворе я
или смотрю в окно:
Стоит машина,
рядом с ней «детина»
смывает пыль и грязь
со стекол и колес машины
И льется, льется
попусту вода.
Вода, которой
Он цены не знает.
Которая дороже
Золотых монет.
Когда-то в древности
ее искали
И без воды, без войн
сдавались города.
И гибли люди
Не от сабли
и булата
Не от того,
что проливалась кровь.
А гибли от того,
что губы пересохли,
И на зубах скрипел песок.
Сейчас конечно
Время то ушло
Мы цену о воде
лишь познаем из книг.
А было время то,
Когда искали воду рассекая
скалы
Чтобы испить воды
глоток.
Иду по улице –
фонтанов вижу брызг,
То не фонтан,
который освежает воздух,
Украшает город.
Неплотно винтель
кто-то не закрыл
Или труба прогнила,
Или кран совсем оторван.
Когда я вижу это все
Мне больно.
И сердце кровью
обливается мое.
А люди мимо все
идут, спокойно…
Вода течет –
- Не замечают ничего.
Стоит машина
Рядом с ней «детина»
Смывает пыль и грязь
Со стекол и колес машины
И льется, льется
Попусту вода.
Вода, которая дороже
всех сокровищ.
А без воды –
-Земля наша пустыня.
А без воды –
- Нет жизни на земле.
Оставшись без воды:
на день, на два, на три
Мы начинаем понимать
Как дорога нам
Капелька воды,
Но получив ее опять
Про цену забываем.

В. Что вы в школе делаете с водой? Для чего вы ее используете? (Воду можно пить, готовить еду, умываться, поливать цветы, мыть полы, стирать

Нужно ли экономить воду? Почему?

Несколько водных цифр. Если использовать стакан, то при бритье и чистке зубов экономится от 5 до 10 литров воды в каждом случае.
Из полностью открытого водопроводного крана вытекает воды, вероятно, больше, чем вы думаете: каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды.
И значит, помочь сэкономить воду - можно!
Не допускать, чтобы кран оставался открытым без нужды.
Иными словами, вполне можно тратить воды в несколько раз меньше, нисколько не жертвуя чистотой и ежедневным душем!

Если семья из трёх человек сэкономит хотя бы 20 процентов водопроводной воды от того объема, которым обычно пользуется, то за год такое количество воды может образовать озеро диаметром 200метров и глубиной 2 метра! А нас в нашей школе учится гораздо больше. Вот и представьте, сколько мы можем сэкономить.

Понравилась ли вам беседа? О чём мы говорили? Будем ли мы это беречь?