Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство таблица. Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство. Специфика рекреационного хозяйства в России

Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство таблица. Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство. Специфика рекреационного хозяйства в России

Представить себе современную жизнь без школ, больниц, магазинов, коммунальных услуг, предприятий питания, музеев, театров и т. д. просто невозможно. Все эти виды предприятий входят в состав сферы обслуживания (сферы услуг) (рис. 50).

Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий?

Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предоставляемых услуг различаются не только по регионам, но в пределах каждого региона - между сельской местностью и городом, даже в пределах крупного города- между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными») районами.

Рис. 50. Сфера обслуживания (социальная инфраструктура)

Размещение предприятий сферы обслуживания определяется и различной частотой спроса на разные виды услуг (сравните каждодневную покупку молока, хлеба с покупкой холодильника или телевизора).

Играет роль и объем спроса на услуги. В селе или поселке не может существовать стационарный театр - его труппе пришлось бы каждый день ставить новую пьесу. А в Москве существует более сотни театров - и на 9 млн постоянных жителей и 2-3 млн приезжих этого не так много.

Пожалуй, единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное обслуживание.

Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей?

Рекреационное хозяйство объединяет большое количество различных предприятий и учреждений, предоставляющих населению возможность отдохнуть и восстановить свои силы, здоровье, творческие способности (лат. recreatio - восстановление). Степень развития этой отрасли зависит от запросов и постоянно меняющихся интересов населения, от наличия и возможностей рекреационных ресурсов: удобных пляжей теплых морей, рек и озер, живописных горных ландшафтов, источников минеральных вод, памятников истории и культуры и т. д.

Выделяют несколько видов туризма: оздоровительный (лечение, отдых), познавательный (поездки по культурно-историческим местам, отдых в круизах), спортивный (охота, рыболовство, альпинизм) и другие. Для каждого из них, естественно, требуется свой набор ресурсов. В наиболее ценных рекреационных районах сочетаются различные виды ресурсов.

В России при ее уникальных потенциальных возможностях сравнительно немного традиционных мест отдыха. Наибольшей популярностью пользуются Черноморское побережье с курортной зоной «Большого Сочи», экскурсии в Санкт-Петербург с его окрестностями, Москву и Подмосковье, маршрут «Золотое кольцо России», круизы по Волге, Оби, Лене, Енисею, Кавказские Минеральные Воды.

Самый известный и самый старый из крупных рекреационных районов России - Кавказские Минеральные Воды. Указом императора Александра I в 1803 г. началось их существование как курортного района. Сейчас в их состав входят города Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки. Основной курортный ресурс - минеральные воды- более 130 источников, из которых используется для лечебных целей 90. Кроме того, курортными ресурсами являются и благоприятный климат, и целебные грязи, и, конечно, памятники истории и культуры, в том числе связанные с именем М. Ю. Лермонтова.

Рис. 51. Различные виды туризма

В последние годы в мире становятся особенно популярны приключенческий и экологический туризм. Последний учитывает стремление уставших от шума и суеты жителей городов быть поближе к природе, их желание познакомиться с традиционными культурами других народов. Это новое направление позволяет России по-новому оценить свои богатые и разнообразные ресурсы, сформировать новые рекреационные районы и маршруты в средней и северной полосе европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Выводы

Сфера обслуживания сопровождает человека всю его жизнь, начиная от родильного дома. Развивается сфера обслуживания очень быстро, в перспективе именно в ней будет расти занятость, увеличиваться число малых предприятий, в том числе семейных.

Большие доходы наша страна может получить от развития рекреационного хозяйства, но с условием сохранения одного из главных ее богатств - рекреационных ресурсов.

Вопросы и задания

  1. Подумайте, почему рекреационное хозяйство, во многом связанное с природными условиями, относят к третичному сектору.
  2. Составьте перечень предприятий сферы обслуживания, которые посещаете вы и члены вашей семьи ежедневно, периодически (раз в неделю, месяц) и эпизодически (раз-два в год и реже). Сделайте вывод с учетом «экономического расстояния» - затрат времени и стоимости проезда, - удобно ли они расположены от вашего дома.
  3. Составьте маршруты для разных видов туризма в своем крае. Выделите перспективные рекреационные территории и объекты. Чем они привлекательны для туристов?
  4. Известно, что индустрия туризма является не только важным источником поступления средств, но и стимулом строительства, возрождения ремесел и кустарных промыслов т.д. Оцените возможности влияния туризма на развитие своего края с этих позиций.

После подсчетов ответьте на вопросы: Какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, людей среднего или старшего возраста)? Укажите на план - схеме микрорайона размещение учреждений нематериальной сферы. Чем можно объяснить сложившуюся структуру и концентрацию учреждений сферы услуг?

2. Составьте проект дальнейшего развития учреждений сферы услуг, который бы учитывал потребности всех возрастных групп населения, позволил бы стать микрорайону более привлекательным для вас и ваших сверстников.

Внимание! Исследовательский проект!

1.Какие вам знакомы рекреационные зоны области? Почему эти места привлекательны для туристов?

2. Где бы вы разместили в Московской области: санаторий, турбазу, бальнеологический или горнолыжный курорт? Объясните.

3.Предположим, к вам приехал зарубежный гость, и вы хотите показать ему «уголок» своей Родины. Вспомните достопримечательности той территории.где вы проживаете. Составьте и опишите маршрут, по которому можно провести друга, показав и рассказав ему об интересных объектах как природных, так и культурных.

Для другого исследовательского проекта Вам предлагаются вопросы: Возможно ли создание туристической фирмы на базе данной местной инфраструктуры, рекреационных и культурно- исторических ресурсов? Возможно ли сохранение здоровой экологической среды при работе туристической фирмы? Каковы экономические и экологические возможности использования данного проекта?

Работу над проектом начните с социологического опроса населения своего поселка, села, микрорайона о целесообразности создания туристической фирмы. Сформируйте группы для работы над проектом.Выберите задания той группы, которые кажутся вам интересными:

1 группа работает над мини проектом по теме: « Зарождение туризма» . Предлагается рассмотреть вопросы: -Где и когда зародился туризм? Что интересовало туристов в их путешествии?

2 группа работает по теме « Туризм в жизни человека»

Вам предлагается рассмотреть следующие вопросы: виды туризма и их роль в жизни человека. Что движет человеком, когда он отправляется в путешествие?

3 группа изучает тему « Экономическая оценка условий развития туризма, транспортых связей ».Вам предлагается ответить на вопросы:

1. Какие виды транспорта используются в туризме?

2. Что даст развитие туризма в нашем поселке(селе, городе)

4 группа изучает тему: « Индустрия развлечений».Рассмотрите вопросы:

1.Что интересует туриста, прибывшего в страну?

2. Что может предоставить Ваша местность(город, район) для туриста?

5 группа изучает природные условия местности для развития туристической деятельности:

1. Каковы особенности природы окружающей местности?

2. Каковы климатические условия территории в целом и по сезонам года в частности. Каким видам туризма способствуют природные условия представляемой территории?

6 группа работает над темой « Туризм и экология», рассматриваются вопросы:

1. Какова экологическая ситуация в предлагаемой местности? Может ли увеличиться нагрузка на природу в случае развития туризма? Как улучшить фитодизайн территории?

7 группа проводит социологический опрос населения поселка(микрорайона) о целесообразности создания туристической фирмы.

В социологический опрос могут быть включены следующие вопросы:

1.Назовите места, где Вы отдыхали за последние 3 года?

а) в России; б) в ближнем зарубежье; в) в дальнем зарубежье? г) в Подмосковье, в своем районе, в окрестностях поселка, города?

2.Где и как проводят досуг учащиеся вашей школы?

а) экскурсии в природу, в музеи своего города, района;

б) экскурсии в пределах Москвы и Московской области;

в) экскурсии в другие регионы России;

д) экскурсии и путешествия в другие страны мира.

По итогам опросов жителей и школьников составьте диаграммы, графики с выводами о возможности и необходимости создания туристической фирмы в выбранной местности.

8 группа представляет « Экскурсионное бюро туристической фирмы»

Составьте схемы, фотоальбомы, витрины, проспекты музеев и достопримечательностей мест своего города, района; разработайте схемы маршрутов экскурсий, .

Весь проект должен иметь ярко выраженный местный и региональный аспект и должен быть ориентирован:

На благо жителей (создание рабочих мест, прибыли турфирмы должны были быть направлены на решение социальных вопросов и др.);

На эффективное использование имеющейся инфраструктуры выбранной местности

На сохранение окружающей природной среды.

Желаем творческих успехов в подготовке проекта!!

Цель и задачи урока :

- Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. П

Развивать умение работать с текстом; готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией.

Воспитывать трудолюбие и толерантность.

Планируемые результаты:

-личностные :

- метапредметные

-предметные : с п ознакомить с рекреационным хозяйством России.

Тип урока : Оборудование Методы: системно-деятельностный, частично-поисковый.

Форма организации:

Этапы урока

    Мотивация учебной деятельности.

    Вводный контроль. Актуализация знаний.

    Изучение новой темы, постановка проблем для работы в парах, группах.

    Коллективный поиск решения проблем по слайдам.

    Обобщение и закрепление знаний. Работа с контурной картой. Выполнение заданий ОГЭ.

    Итоги урока. Рефлексия.

    Домашнее задание.

Этапы

Содержание

I . Организационный момент

1.Мотивация учебной деятельности. Организация класса.

II

Обращение к ребятам :

И прежде чем начать урок

Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

I I

Ход урока

2.Актуализация опорных знаний по теме « Информационная инфраструктура »

а)Фронтальный опрос

1.Какую тему рассматривали на прошлом уроке?(Информационная инфраструктура).

2.Какая основная отрасль входит в состав информационной инфраструктуры? (связь)

3.В чем состоит значение информации для современного общества?

4.Каковы возможности таких новых средств связи, как:факс,электронная почта,мобильный телефон, интернет.

5Влияет ли информационная инфраструктура на образ жизни людей?

? (услугами сферы обслуживания).

На доске написан план урока.

1. Сфера обслуживания:

а) состав сферы услуг

2.Факторы размещения

3. Рекреационное хозяйство:

4.Виды туризма.

5.Роль сферы обслуживания ?

IV . - 20 мин.

Физминутка

(видеоролик 2мин.)

(7мин.)

Ход урока

1.Работа с презентацией:(слайд1

Состоит из следующих отраслей:

· ЖКХ

· Бытовое обслуживание

· Культура

· Образование

· Медицина

· Государственное управление

· Рекреационное хозяйство

2.Как вы думаете, в чем особенности ?( слайд2) ( размещения предприятии сферы услуг совпадает:

образует город-курорт.

Вопрос к классу :

- горск и др.)

    Теплое море;

б) (работа с атласом)(слайд5)

4.Виды туризма

Юго-Западной Азии.

Вопрос к классу :

    (Египет, Канарские видеоролики)

IV. Физминутка(видеоролик)

IV. Осмысление и запоминание темы. (7мин.)

1.Нанести на контурную карту основные рекреационные районы России).(слайд 7)

2.

V .Рефлексия урока- 3 мин

VI . Домашнее задание-2мин

§ 15, задания 2,4;

VII . Подведение итогов урока – 2 минуты

Лист самоконтроля.

9 класс Ф.И.-

1.Установите соответствие:

Отрасли сферы обслуживания:

· ЖКХ-

· Бытовое обслуживание-

· Культура-

· Образование-

· Медицина-

· Рекреационное хозяйство-

Что на уроке больше всего понравилось, запомнилось?

Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?

На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?

Какое ощущение у вас в конце урока?

Спасибо за работу!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» №7

Урок географии в 9 классе по теме

«Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство».

(районный семинар директоров).

Урок подготовила

учитель географии: Баймухаметова Э.М

Разработка урока географии в 9 классе на тему:

« Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство».

Цель: Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомиться с рекреационным хозяйством России. Развивать умения работать с текстом, статистическим материалом.

Планируемые результаты:

-личностные : - воспитывать бережное отношение к природе, понимать ценность жизни и здоровья.

- метапредметные : формировать умение работать с текстом, анализировать и сопоставлять информацию, развивать мышление, коммуникативные умения и речь детей; развивать интерес к предмету.

-предметные : с формировать знания о составе сферы услуг; п ознакомить с рекреационным хозяйством России.

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление.
Оборудование : атласы, презентация к уроку, компьютер, проектор, контурные карты.
Методы: системно-деятельностный, частично-поисковый.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Этапы

Содержание

I . Организационный момент

II . Психологический момент (1 минута)

Обращение к ребятам :

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

Прежде, чем перейти к теме урока давайте вспомним:

I I I. Фронтальная беседа с классом – 3 мин.

1.Что называется информационной инфраструктурой?

2.Какая основная отрасль входят в состав информационной инфраструктуры? (связь)

3.Назовите и охарактеризуйте два основных вида связи: (почтовую и электрическую.)

4.каковы возможности таких новых средств связи, как:факс,электронная почта,мобильный телефон, интернет.

5.Кроме связи, какими услугами пользуемся мы с вами ? (услугами сферы обслуживания). Что такое услуга?

К какой сфере комплекса можно отнести тему нашего урока?

На доске написан план урока.

1. Сфера обслуживания:

а) состав сферы услуг

2.Факторы размещения

3. Рекреационное хозяйство:

а) требования к рекреационному району;

б) факторы, влияющие на образование рекреационных районов.

4.Виды туризма.

5.Роль сферы обслуживания ?

IV . ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ ТЕМЫ . - 20 мин.

Физминутка

(видеоролик 2мин.)

IV. Осмысление и запоминание темы. (5мин.)

Ход урока

Да, сегодня на уроке мы будем рассматривать сферу обслуживания: состав и уровень развития.

1.Работа с презентацией:(слайд1 )Определить по рисункам отрасли сферы обслуживания. Сравнить с рисунком 48 на странице 78 учебника.

Сфера обслуживания оказывает услуги населению.

Состоит из следующих отраслей:

· ЖКХ

· Услуги по социальному обеспечению населения

· Торговля и общественное питание

· Бытовое обслуживание

· Культура

· Образование

· Медицина

· Кредитно-финансовое обслуживание

· Государственное управление

· Рекреационное хозяйство

?( слайд2) ( размещения предприятии сферы услуг совпадает:

а)с географией размещения населения;

б) размещения зависит от частоты спроса и обьема спроса.(приведите примеры. Учебник стр.79.)

3. Рекреационное хозяйство(слайд3) - должно обеспечивать отдых людей. Восстановление здоровья, сил человека проходит в специальных учреждениях: санаториях, до мах отдыха, пансионатах, турбазах. Скопление этих учреждений в одном городе образует город-курорт.

Вопрос к классу :

- Какие города-курорты вы можете назвать? (Сочи, Анапа, Кисловодск, Пяти горск и др.)

а)Какие требования, предъявляемые к рекреационному району вы знаете(работа с атласом)(слайд4)

    Рельеф (плоский, холмистый, горный);

    Благоприятный климат (нежаркое лето и несуровая зима), оптимальные средние температуры от -15…+25° С;

3. Наличие водных объектов (рек и озер);

    Исторические и культурные памятники;

    Минеральные воды и лечебные грязи;

    Теплое море;

    Безопасность жизни (низкий уровень преступности).

б) Факторы образования рекреационных районов (работа с атласом)(слайд5)

    На основе природных условий и ресурсов (Черноморское побережье Кавказа, Кавказские минеральные воды, оз. Байкал);

    Вокруг крупных городов (крупная рекреационная зона - Подмосковье);

    Историко-культурные объекты (Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты Санкт- Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).

4.Виды туризма :(слайд6),рис.49,стр.79 учебник)

В последние годы большая часть горожан отдыхают на своих садово-огородных участках. Причина такого отдыха - низкий уровень жизни населения России. Тем не менее, в последние годы увеличился поток туристов в зарубежные страны Европы и Юго-Западной Азии.

Вопрос к классу :

    Назовите наиболее популярные зарубежные курорты? (Египет, Канарские острова, Кипр, Греция, Турция и др. страны)( видеоролики)

IV. Физминутка(видеоролик)

IV. Осмысление и запоминание темы. (5мин.)

1.Нанести на контурную карту основные рекреационные районы России).

2. Распределите примеры по отраслям:(задания на листах самоконтроля.)

Удаление мусора, магазин, театр, банк, школа, санаторий, почта, дом престарелых, ремонт жилья, детский дом, рынок, парикмахерская, баня, телефон, библиотека, детский сад, больница, аптека, страховая компания.

3.Обсудите возможности создания рекреационного объекта (объектов) в нашем районе. Какова специализация рекреационного района: туризм, лечение, отдых? Проект создания рекреационного хозяйства может включать возможные варианты активного отдыха (на лыжах, охота, рыбная ловля, сплав по реке).

4.Какие города-курорты вы знаете в нашем крае?

5.Какой вклад вы можете внести для благоустройства своего класса, школы, села, района, страны ?

V .Рефлексия урока- 3 мин

    Какой из этапов урока учит вас думать, наблюдать?

    На каком этапе урока вы пробовали применять свои знания?

    Какое ощущение у вас в конце урока?

VI . Домашнее задание-2мин

§ 15, задания 2,4; подготовить сообщения о местных рекреационных ресурсах.

VII . Подведение итогов урока – 3 минуты

    Что такое рекреационный район?

    Какие условия необходимы для его создания?

Лист самоконтроля.

9 класс Ф.И.-

1.Установите соответствие:

Отрасли сферы обслуживания:

· ЖКХ-

· Услуги по социальному обеспечению населения-

· Торговля и общественное питание-

· Бытовое обслуживание-

· Культура-

· Образование-

· Медицина-

· Кредитно-финансовое обслуживание-

· Государственное управление-

· Рекреационное хозяйство-

1.Удаление мусора,2 .магазин, 3.театр, 4.банк,5. школа,6. санаторий, 7.почта, 8.дом престарелых,9. ремонт жилья, 10.детский дом, 11. рынок, 12.парикмахерская,13. баня, 14.телефон, 15. библиотека, 16. детский сад, 17.больница, 18. аптека, 19. страховая компания.

2.Анкета. Заполнение таблицы:(ставьте знак «+» или «-»)

Вид связи

Пользуюсь ежедневно

Пользуюсь ежемесячно

Пользуюсь редко

Не пользуюсь

Почта

Телевизор

Телефон

Факс

Интернет

Рекреационное хозяйство РФ состоит из комплекса естественных и искусственных (созданных человеком) объектов и условий, пригодных для удовлетворения нужд граждан в активном отдыхе. Рассмотрим далее его подробно.

Общие сведения

На современном этапе развития национальной экономики повышается роль действующих в ней структур, решающих проблемы, которые испытывает сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство занимает особое место в этом секторе. В настоящее время возрастает потребность населения в активном отдыхе. Она представляет собой комплексное и многогранное явление. В нее входит совокупность частных нужд граждан - духовных, эмоциональных, интеллектуальных.

Имеющиеся сложности

Как выше отмечалось, в настоящее время существуют определенные проблемы, которые испытывает сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство переживает сложный период в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в стране. Как отмечают статисты, в последнее время спрос на отечественный отдых остается нестабильным. Он находится в зависимости от рекламы, популярности мест, культурного уровня граждан. На потребности населения влияет комплекс факторов, в том числе, формирующие платежеспособность. Немаловажное значение имеет и географическое расположение и климат регионов, в которых созданы те или иные условия. Например, рекреационное хозяйство не используется круглогодично. Несколько лучше складываются дела в южной части страны. В рекреационное хозяйство Северного Кавказа были инвестированы немалые средства. Это позволило повысить привлекательность территории для населения.

Рекреационное хозяйство - что это такое?

Оно представляет собой сложную многоуровневую и многоотраслевую структуру. В качестве ядра социального сектора национальной экономики выступает рекреационный потенциал. При надлежащей внутренней организации, установлении взаимовыгодных и перспективных международных связей он может превратиться в один из крупных источников прибыли. Рекреационное хозяйство - это единая система спортивно-туристических, природных, социально-культурных, лечебно-оздоровительных объектов. Они характеризуются территориальной целостностью, функциональной взаимосвязанностью. Весь этот комплекс приводится в движение отраслями, сопряженными с ним. К ним, в частности, следует отнести пищевую промышленность, сельское хозяйство, сферу общественного питания, связь и пассажирский транспорт, торговлю.

Ключевые задачи

Развивая рекреационное хозяйство России, государство ставит перед экономическими субъектами различные цели. Для их достижения выделяются соответствующие средства, привлекаются инвесторы. К основным задачам отрасли относят:


Основные признаки

Рекреационное хозяйство России характеризуется следующими показателями:

  1. Климатическими условиями.
  2. Доступностью.
  3. Уровнем изученности.
  4. Экскурсионной значимостью.
  5. Видеоэкологическими и пейзажными характеристиками.
  6. Благоприятными социально-экономическими условиями.
  7. Объемом потенциального запаса.

Условия формирования

Они разделяются на три категории:


Классификация

В зависимости от уровня специализации, функционального назначения, преимущественного развития отраслей, формирующих рекреационное хозяйство на конкретной территории, выделяют следующие виды комплексов:

  1. Туристско-оздоровительный.
  2. Санаторно-курортный.
  3. Охотничье-рыболовный.
  4. Всеобъемлющий.

Характеристики

Санаторно-курортные комплексы включают в себя одно- или многопрофильные учреждения. Они предназначены для лечения и восстановления. Туристско-оздоровительные комплексы используются для разных видов отдыха. Основными их предприятиями выступают базы, лагеря, отели. Охотничье-рыболовные комплексы предназначаются для организации спортивной рыбалки и охоты. В их составе присутствуют различные "зимовки", стоянки, лодочные станции. Всеобъемлющие комплексы включают в себя все вышеназванные объекты.

Специфика рекреационного хозяйства в России

Процессы изменения национальной экономики в стране сопровождаются созданием социально-ориентированной системы. Рыночная модель хозяйствования предполагает необходимость развития сферы обслуживания населения, в задачи которой входит удовлетворение индивидуальных потребностей каждого человека, в том числе и в активном отдыхе. Страна обладает огромными ресурсами и потенциалом. На территории государства присутствуют огромные лесные массивы, разнообразные ландшафты. Россия обладает ценными бальнеологическими комплексами, уникальными климатическими условиями, богатым животным миром. Все это позволяет создать на территории страны обширные оздоровительные и восстановительные комплексы.

Материальное обеспечение

Оно имеет ключевое значение для развития рекреационных комплексов. Для создания лечебно-оздоровительных учреждений необходимо финансирование. Часть средств поступает из федерального бюджета. Однако их крайне недостаточно для поддержания рекреационной системы на должном уровне. В этой связи разрабатываются различные программы по повышению инвестиционной привлекательности территории, устанавливаются связи с зарубежными партнерами.

Природные условия

Несомненно, для развития рекреационных комплексов должны присутствовать надлежащие, благоприятные природные факторы. Их наличие позволяет размещать лечебно-оздоровительные учреждения в малоосвоенных с экономической точки зрения районах. Привлечение новых территорий в рекреационное хозяйство может повлиять на в том или ином регионе. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению занятости населения, улучшению материального состояния граждан.

Нормативное обеспечение

Особое значение имеет участие государства в развитии рекреационного хозяйства. На правительственном уровне были разработаны различные программы перспективного развития территорий, проекты соглашений с инвесторами. Рекреационные земли находятся при этом под защитой законодательства. Пользование этими территориями осуществляется в особом режиме.

Заключение

Рекреационное хозяйство имеет огромное значение для общества и государства. Уникальные природно-климатические условия в различных регионах страны позволяют создавать лечебно-оздоровительные, восстановительные комплексы. Особое развитие отмечается в южных районах страны. Здесь существуют целые курортные города с санаториями, профилакториями, лечебными учреждениями, детскими в том числе. Учитывая внешнеполитическую обстановку сегодня для России крайне важно развивать собственное рекреационное хозяйство, повышать престиж территорий. Безусловно, для этого нужны средства. К сожалению, далеко не всегда удается привлечь достаточное финансирование. Привлекательность рекреационных территорий зависит и от уровня обслуживания. В настоящее время зачастую не хватает квалифицированных специалистов. Проблем в отрасли достаточно много, некоторые из них требуют скорейшего решения. Тем не менее отечественные зоны отдыха, курорты продолжают оставаться востребованными. В первую очередь это обуславливается сравнительно невысокой стоимостью путевок и лечения.

Многие эксперты признают, что отечественное рекреационное хозяйство - это комплекс, который не имеет аналогов. В этой связи бережное и рациональное использование существующих ресурсов - приоритетная задача на сегодняшний день. Рекреационная система очень требовательная к состоянию природы, поскольку именно окружающая среда выступает в качестве ее ключевого элемента.

Рекреационная деятельность, рекреационные ресурсы, рекреационное хозяйство, «туристический взрыв», орга­низованные и неорганизованные отдыхающие, грязевые и бальнеологические ресурсы.

Рекреационная деятельность - это деятельность человека в свободное время, включающая комплекс видов отдыха: санаторное лечение, оздоровительный отдых, экскурсионную деятельность, познавательный и спортивный туризм. Она выполняет ряд важных функций, связанных с физическим и духовным развитием человека, с восстановлением производительных сил общества.

Эффективность отдыха зависит от развитости рекреационного хозяйства, от экологического состояния рекреационных районов. Так как основными рекреационными ресурсами являются природные - климат, водоемы, минеральные воды, целебные грязи, живописные ландшафты и другие, то именно поэтому первые курорты возникали около источников, водопадов, на берегах озер, морей, в живописных залесенных ландшафтах, в горных районах с чистым воздухом и целебным климатом. В Крыму это был Южный берег, Сакское озеро с лечебными грязями, Феодосийские минеральные источники.

Из-за общего ухудшения состояния окружающей среды таких мест на Земном шаре становится все меньше: рекреационные территории теряют свои качества, так как с водными и воздушными потоками попадают загрязняющие вещества из соседних промышленных или сельско­хозяйственных зон. Развитие рекреационного хозяйства, в целом не противоречащего природоохранным задачам, все же не всегда позитивно влияет на окружающую природную среду. Так, развитие материальной базы самих курортов приводит к их урбанизации и потере тех свойств, ради которых они и создавались. В Крыму в течение многих лет для работы во время курортного сезона приглашались временные работники из других областей Украины. Это было экономически не оправдано и не решало проблемы расселения - «в ходу» были неблагоустроенные, «временные» постройки, занимавшие ценные земли на побережье. Немало примеров непосредственного негативного влияния отдыхающих: замусоривание пляжей, вылавливание морских животных (крабов, моллюсков), безжалостное уничтожение ценных пород крымских деревьев на дрова для костров, на сувениры (особенно страдают рощи из можжевельника высокого), пожары в сосновых лесах. Неограниченное, чрезмерное количество туристов (рис. 3.12) на любой территории делает ее малопригодной для использования не только из-за пожароопасности и вытаптывания, но и из-за превышения ее психологической емкости.

Негативные последствия становятся особенно значительными при развитии массового отдыха. В Крыму на начальных этапах развития рекреационной системы численность приезжающих не приводила к конфликтам с природным окружением. Кроме того, преобладал организованный отдых (до 80 % приезжали по путевкам), что позволяло регулировать потоки отдыхающих и нагрузки. В 60-70-е гг. во всех странах мира наблюдался «туристический взрыв» - резкий количественный рост отдыхающих. Для Крыма это тоже был «пик» всплеска количества отдыхающих и развития рекреационной отрасли (табл. 3.3).

Динамика роста приезжающих в Крым на отдых

Всего отдыхающих, тыс. человек

В том числе

организованных (по путевкам)

неорганизованных (без путевок)

К негативным последствиям следует отнести отставание в строительстве рекреационных учреждений и сферы услуг, что кардинально изменило соотно­шение между организованными и неорганизованными отдыхающими. Стихийный массовый отдых привел к большим нагрузкам на всю инфраструктуру, на природные комплексы, создал ряд сложных проблем, которые не решены до сих пор. Например, продолжается беспорядочная застройка временными (сезонными) домиками морского побережья, нерешенными остаются вопросы землепользования в трехкилометровой курортной зоне (рис. 3.13).

Таким образом, выявляется прямая зависимость рекреационной отрасли от качества окружающей среды и природных ресурсов, а также неразрывная связь между состоянием природных ландшафтов и воздействующими на них рекреационными нагрузками.

В настоящее время рекреационные системы размещены преимущественно в южной части полуострова, на его побережье. ЮБК - основной рекреационный район Крыма, где сосредоточены санатории, пансионаты, туристские гостиницы (табл. 3.4). Из-за концентрации отдыхающих в Большой Ялте и Алуште эти курорты в последние годы перегружены здравницами, транспортом, жилыми зданиями, подсобными помещениями, вследствие чего ухудшаются экологические условия пребывания людей на курортах, снижается эффективность всех видов рекреационной деятельности.

Климатолечению на крымских курортах, особенно лечению легочных и нервно-соматических заболеваний, способствует насыщенность крымского воздуха морскими ионами и фитонцидами растений (летучими веществами, выделяемыми растениями и способными подавлять рост болезнетворных бактерий). Но они сменяются запахом перегоревшего жира от жарки шашлыков, отработанными газами водных мотоциклов, сыростью непроветриваемых пляжей и др.

Из-за активного строительства на горных склонах усиливаются негативные процессы: активизируются оползни, сели, что ухудшает экологическую обстановку в самой ценной курортной части Крыма - на ЮБК, испытывающем и без того дефицит в территориальных ресурсах.

Снижается качество природных ресурсов на грязевых и бальнео­логических (использующих минеральные воды) курортах западного (Саки, Евпатория) и восточного (Судак, Феодосия) побережья полуострова. Основная причина - загрязнение бассейнов формирования минеральных вод и мест их выхода бытовыми стоками и отходами с животноводческих ферм, просачивающимися в почву. В лиманные озера с лечебными грязями попадают не только загрязняющие вещества, но и пресная вода с орошаемых полей, расположенных вокруг курортов. В результате происходит распреснение рапы соленых озер, нарушаются биохимические процессы формирования грязей, в некоторых озерах они покрываются твердой гипсовой коркой и т. п. К тому же огромное количество целебной грязи долгое время вывозилось за пределы Крыма (для проведения грязевых процедур в других городах), что привело к сокращению их запасов. Уже непригодны для грязелечения оз. Аджиголь (около Феодосии), Мойнаки (в Евпатории).

Оздоровительные рекреационные ресурсы - море и пляжи - подвержены загрязнению бытовому и нефтепродуктами, попадающими с транспортных и военных морских судов. Наблюдается размыв пляжей, связанный с забором на строительство песка и гальки. На участках, где построены берегоукрепительные сооружения, изменились (не в лучшую сторону) условия обитания морских организмов уменьшилась прозрачность морской воды за счет выноса в море пыли с отсыпанных искусственных пляжей, а следовательно, сократилась глубина проникновения в воду солнечных лучей и др.

Наряду с традиционными для крымских курортов санаторным лечением и оздоровительным отдыхом все большую популярность на полуострове приобретает туризм. В 60-80-е гг. туристско-экскурсионные организации Крыма обслуживали ежегодно от 9 до 13 млн туристов и экскурсантов. Туристскими ресурсами являются природные и культурно-исторические достопримечательности, которых в Крыму довольно много. Но и они страдают от чрезмерного использования, например:

был красивейший участок пляжа с крупными окатанными гальками - его называли гранильней Головкинского (по имени известного крымского профессора-гидролога). Но при прокладке труб водовода бульдозеры так перекопали весь пляж, что от достопримечательности остались только воспоминания;

знаменитый Атлеш на Тарханкутском полуострове обезображен металлическими трубами, сваями, тросами и примитивными строениями кафе;

вокруг видовой площадки над Ласпи, куда часто приезжают молодожены и разбивают «на счастье» бутылку шампанского, образовалось уродливое скопление разбитого стекла;

после зимнего отдыха на заснеженных склонах в окрестностях Ангарского перевала остаются скопления полиэтиленовой пленки, которая весной мешает нормально развиваться травяному покрову.

Город, район

Количество

В том числе

учреждений

санатории и

санатории-

базы и др.

долгосрочного

пансионаты

профилакто-

учреждения

пребывания

с лечением

Всего по Крыму

В том числе:

Евпатория

Симферополь

Феодосия

Бахчисарайский

Белогорский

Кировский

Ленинский

Раздольненский

Симферопольский

Черноморский

В последнем десятилетии XX в. социально-экономические беды страны привели к разрушению относительно слаженной системы отдыха на полуострове. С одной стороны, это хорошо, так как «отдыхала» и восстанавливалась нарушенная природа: ранее проложенные в горной части полуострова туристские тропы быстро заросли (их уже трудно обнаружить). С другой стороны, экономический урон, нанесенный крымским курортам, не позволяет осуществлять технологическое совершенствование рекреационной инфраструктуры, охрану ресурсов, поддержание экологической среды на оптимальном уровне. Разрушаются недостроенные корпуса здравниц, сократились работы по благоустройству пляжей, лесных рекреационных территорий, парков и т. п. Наметившееся возрождение рекреационной отрасли пока не отразилось ни на бюджете, ни на уровне жизни обслуживающего персонала, ни на улучшении состояния среды на крымских курортах.

Экологическая ситуация на планете, в городах, вокруг каждого человека становится все более напряженной и порой небезопасной. Рекреационные территории, и Крымский полуостров в том числе, должны эффективно выполнять важную функцию сохранения здоровья людей в условия экологически качественной, максимально сохраненной окружающей средь Рекреационная отрасль, являясь конкурентом «грязным» производствам несовместима с добывающей промышленностью, тепловой энергетикой химической промышленностью, с предприятиями ВПК. Совместит рекреацию можно лишь с сельским хозяйством (при условии невысоко степени интенсивности), гидроэнергетикой, лесоводством и другим экологически относительно чистыми производствами. С этой точки зрения Крыму оправдано наличие больших территорий с различным режимом заповедности.