Финансовый результат от реализации готовой продукции. Финансовый результат: проводки. Проводки для отражения признания выручки

Сущность социальной связи составляетмеханизм регуляции. Он образуется как из субъективных факторов (мировоззрения, ментальности, мотивов людей), так и из социального контроля общества (мнений, права, власти и т. д.). Исключать из социальной связи самих людей, как это иногда делают в социологических работах, нельзя.

Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Но его потребности, ценности, нормы – результат социализации. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по своей природе социальные животные, не означает ихврожденного миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивны, лживы. Скорее, это значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение соответствующим образом с ними обходится, равно как исклонность к общению с нацеленными на сотрудничество и следующими моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем это предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы».

Регулятором социальных связей выступает прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате возникают противоречия, становящиеся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально-значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память).

Большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение. Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советском обществе вознаграждением было и общественное признание: почетные грамоты, награды и т. п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за него нужно платить действиями, на которые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях не просто фиксируют права и обязанности человека, но и уравновешивают их. То, что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.



Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить свои потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности, и наоборот. Социальная связь продолжается до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в виде сети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, которые он несет на ее поддержание, дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различные критерии оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т. п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Он обеспечиваетравновесие социальных связей – признак урегулирован- ности отношений между субъектами связи.

Условием устойчивости социальной связи являетсямеханизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т. п. регуляторы. Он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, которые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (пьянство, болезнь, лень, корысть и т. п.). Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями – важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.

Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных социальных классов общества: аристократов и простолюдинов, богатых и бедных, бюрократов и граждан. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.

Важным регулятором социальной связи являютсяэкономические блага : деньги, кредит, богатство и т. п. Благодаря экономическим благам и рынку можно относительно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может, не прибегая к прямому контакту и товарообмену, включиться в любую социально-экономическую связь.

Власть (политическая ценность и норма) иправо (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным с другими по поводу обязательств перед обществом.

Достичь полной гармонии в действиях всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживается несогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также механизмов моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как это случилось в постсоветской России. Ориентация на свободных людей после многовекового господства авторитаризма в России привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых вместе с новыми механизмами социальной регуляции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· важнейшим условием социальной связи является мотивационный механизм - механизм субъективной регуляции (исходя из потребностей, ценностей, норм, убеждений), определяющий социальную связь людей;

· социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров;

· для всех участников социальной связи необходимо применять единый критерий платы и вознаграждения;

· равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение которых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.

Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т. и.) выделяют данное общество из других. В этом отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Американские ценности – федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, свобода собраний, СМИ и т. п. Многие из них до сих пор не стали ценностями в России.

В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. Вдемократических обществах определяющим механизмом регуляции являются демократическое государство и право – поэтому, в частности, там и возникла социология. В тоталитарных (советское, нацистское, фашистское) обществах ведущим регулятором социальных связей становится административно-командное насилие. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.

Каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах такая устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни населения, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно-командного насилия, согласующего действия людей. В демократических обществах ее обеспечивают за счет свободы предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, свободы мнений, административно-правового регулирования и т. п.

ТЕМА 15. Социальная политика государства

Социальная устойчивость и социальная политика

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности. Основными формами социальной устойчивости являются:

· отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп; наличие партнерских отношений;

· наличие и соблюдение социальных гарантий;

· надежность системы социальной защиты;

· доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры.

Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная политика государства. Социальная политика - это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Основные функции социальной политики :

1) стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

2) поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

3) гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

4) защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

Социальная политика строится на основе определенных принципов , основными из которых являются:

а) принцип социального равенства членов данного общества, означает равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.;

б) принцип социальной солидарности , означает общую, объединенную поддержку, опирающуюся на общность основных жизненных интересов и целей населения страны;

в) принцип социальной справедливости , имеющий исторически обусловленные особенности, в целом означающий определённую социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика направлена на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между субъектами экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни. Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. Жизненный уровень населения – совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например, потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или 100 семей, структура потребления.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является «потребительская корзина» – набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления – такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления – количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Бедность – это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума. Бедность бывает временной или застойной. В мировой практике используются две основные концепции к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.

Категория «уровень жизни населения» не ограничивается лишь рамками доходов, а, следовательно, потреблением населения. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья благосостояния его самого и его семьи. А также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. По рекомендации ООН, уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.

ООН отказалась в целом от какого-либо интегрального показателя уровня жизни. Вместе с тем, для международного сопоставления уровня жизни ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий три интегральных показателя: преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Качество жизни – это синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, учитывающая также состав семьи, состояние здоровья её членов, их социальную удовлетворенность и т.п. При этом качество жизни населения данной территории или государства определяется воздействием экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических, моральных и других факторов, как объективного, так и субъективного характера. Среди них важнейшими являются удовлетворенность работой и жизненными условиями, удовлетворенность возможностями развития индивида, положением семьи в социуме, её финансовым положением, оценка среды обитания и качества трудовой жизни.

Результативность социальной политики проявляется в системе социальных индикаторов или нормативов – количественных показателях состояния и динамики социальных процессов в обществе. Система социальных индикаторов состоит из четырех больших групп. Главными из них являются данные, служащие для оценки уровня жизни:

· денежных доходов населения и их динамики;

· реальных доходов и расходов на потребление;

· дифференциации реальных доходов по социальным группам населения;

· распространения и глубины бедности.

Социальная политика включает ряд направлений: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов; политика социальных гарантий; политика социальной защиты; политика развития социального партнерства; политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Лекция № 7
СИСТЕМА ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

1. Социальные взаимодействия. Типы и теории.
2. Социальные группы. Понятия и виды.
3. Поведение человека в группе.

1
Человек, являясь по своей сути социальным существом, в процессе сво-ей жизни и деятельности вступает в разнообразные взаимодействия с другими людьми. Под социальным взаимодействием подразумевается «система взаимо-обусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальные взаимодействия не исчерпывают многообразия соци-альных связей, которые выстраиваются в логической последовательности сле-дующим образом:
1) социальные контакты (мимолетные, кратковременные связи, напри-мер, в общественном транспорте);
2) социальные действия (поведение с осознанной направленностью на других, например, учет возможной реакции окружающих, который лежит в ос-нове длительного прихорашивания перед зеркалом молодой девушки);
3) социальные взаимодействия (например, кооперация, конкуренция и конфликт);
4) социальные отношения (упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия, например, дружба).
Из перечисленных видов социальных связей наиболее теоретически раз-работаны социальные действия и взаимодействия. Родоначальником теории со-циального действия был выдающийся немецкий социолог Макс Вебер, который понимал данное понятие, как действие человека..., которое по предполагаемому действующим лицом или... лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него» . В определении смысла того или ни соци-ального действия Вебер видел главную задачу социологической науки. Основ-ной особенностью социального действия Вебер считал его осознанный харак-тер. По его мнению, столкновение двух велосипедистов может быть явлением случайным и не носить характера социального действия, но брань и конфликт, либо извинения - это уже социальные действия. В данном примере сложно провести четкие контуры «социальности» действий велосипедистов. Все прояс-няется, если рассмотреть типологизацию социального действия, которую пред-ложил немецкий социолог. Он расположил четыре типа социального действия (см. также лекцию №2) по мере нарастания их рациональности:
- аффективные действия, которые совершаются под воздействием сильных эмоций (например, скандал);
- традиционные действия, которые совершаются просто потому, что так принято поступать (например, здороваться при встрече;
- ценностно-рациональные действия, которые определяются ценностя-ми, присущими человеку (например, отказ Джордано Бруно поступиться своей теорией и спасти таким образом свою жизнь;
- целерациональные, которые определяются осознанной целью и осознанным выбором способов ее достижения (например, действия предприни-мателя).
Данные варианты социальных действий представляют собой идеальные типы. В чистом виде они крайне редки в жизни, но необходимы для интерпре-тации реальных действий людей, которые представляют собой комбинации этих типов. Американский социолог Т. Парсонс несколько модифицировал тео-рию социального действия. Во первых, он предложил не ограничиваться прин-ципом рациональности, а во-вторых, соединил анализ социального действия с учением о социальных ролях. Парсонс исходил из того, что общество является доминирующим в трихотомии «общество - группа – индивид». Оно есть моти-вированная совместная деятельность людей, и чтобы познать общество, надо свести его анализ к действиям людей. Таким образом, в качестве предмета со-циологии Парсонс определяет социальные действия. Они, по его мнению, имеют определенную структуру: действующее лицо, цель, условия (ситуация), нормы, реакция другого лица. В обществе функционирует система социальных действий людей, которая способствует возникновении. социальных отношений - устойчивой связи взаимно ориентированных социальных действий. Взаимо-действие людей в обществе ¬носит структурированный характер. При этом от-дельный человек принимает участие в процессах социального взаимодействия, преследуя свои различные цепи. Но цели во-многом связаны с общественными нормами (правилами игры) и ценностями, которые существуют в культуре дан-ного общества. Выбор человеком целей своих действий происходит не произ-вольно, а в рамках определенных ценностей и нормативно регулируется обще-ством. Ключевыми понятиями в данном контексте являются статус, социаль-ная роль, и социальный контроль. Статус означает деперсонифицированную социальную позицию в обществе, связанную с ранжированностью социальных отношений.
В связи с этим понятие статуса поэтому связано с понятием престижа. Статус служит определению и конкретизации взаимодействий между людьми, задавая некую матрицу. Например, в университетской аудитории взаимодейст-вие задается двумя основными статусами - профессора и студента. Студенты строят свое поведение в аудитории, исходя из своих прав и обязанностей по от-ношению к профессорам, а профессора таким же образом строят свое поведе-ние по отношению к студентам.
Социальный статус тесно связан с типичными для общества отноше-ниями власти, подчинения и зависимости, которые в той или иной форме при-сутствуют во всех видах социальных отношений. Различают два главных спо-соба обретения статуса - предписание и достижение. Предписанный статус - это социальная позиция, которая дается от рождения или связана с принадлеж-ностью к какой-либо группе. Скажем, быть принцем, женщиной, «благородным рыцарем», графиней означает получение статуса на основе предписаний. Стать же ученым, олимпийским чемпионом, инженером и даже «вором в законе» можно только на основе достижений. Достигнутый статус означает социальную позицию, получение которой связано с проявлением индивидуальных способ-ностей и усилий. Правда, в жизни существует много статусов, которые связана одновременно и с предписаниями, и с достижениями. Получить хорошо опла-чиваемую работу гораздо легче, если человек уже принадлежит к привилегиро-ванной социальной группе.
Другой важнейший компонент социального взаимодействия - роль, яв-ляющаяся моделью ожидаемого поведения, которая связана с данным статусом. Статус подразумевает различные права и обязанности. Культурные нормы предписывают определенное поведение обладателю того или иного статуса. Это также называют ролевыми ожиданиями. Ролевое исполнение поведения яв-ляется, таким образом, функцией статуса. Через роль личность связывается с социальной структурой, а статусно-ролевая система выступает как матрица со-циальной структуры общества. Люди получают определенный статус и игра-ют социальные роли (студентов, профессоров, менеджеров, политиков). В рамках статусно-ролевой позиции существуют права, т.е. ожидания того, как будут вести себя люди по отношению к данному человеку, и обязанности - ожидания других, что человек будет вести себя соответственно занимаемому статусу. Все это делает возможным существование системы социальных отно-шений. Конкретный индивид может пребывать одновременно в нескольких ста-тусно-ролевых позициях. Ученик Парсонса Роберт Мертон отмечал, что одному статусу может соответствовать целый ряд ролей. Так, например, женщина мо-жет иметь статус жены и исполнять роли полового партнера и хозяйки. Если она еще и работает, скажем преподавателем, то исполняет роли коллеги для со-служивцев и учительницы для детей. Множественность статусно-ролевых по-зиций личности приводит к противоречиям и ролевым конфликтам (семейные обязанности женщины могут мешать ее служебным обязанностям). Общество порой вынуждено заставлять своих членов выполнять социальные роли и кор-ректировать ролевые отклонения, которые могут возникать. Против отклонений мобилизуется социальный контроль, который основывается на санкциях (пред-писания, запреты, положения, приказы, репрессии) и реализуется через социа-лизацию, групповое давление и принуждение.
Среди теорий социального взаимодействия наиболее распространены теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология и дра-матический анализ. Теория обмена Дж. Хоманса основана на бихевиорист-ской модели (стимул-реакция). Люди вступают во взаимодействие, взвешивая все возможные вознаграждения и затраты в соответствии с четырьмя принци-пами: 1) чем больше вознаграждается определенное действие, тем чаще оно по-вторяется; 2) если вознаграждение зависит от условий, то человек стремится воссоздать эти условия; 3) если награда велика, то человек готов приложить больше усилий; 4) когда потребности близки к насыщению, то прилагаемые усилия становятся меньше.
Наряду с трактовкой общества в рамках позитивизма и структурного функционализма существует субъективная, интеракционистская модель соци-альных взаимодействий. Согласно данному подходу, общество - «конструи-руемая реальность», возникающая в повседневном взаимодействии (интерак-ции) людей. Отсюда предметом социологии считается процесс взаимодействия на микроуровне. Реальность - это результат взаимодействий, основанных на интерпретации ситуации, в которой они происходят. Например, девушка, отве-чая на вопрос молодого человека о том, который сейчас час, может по-разному интерпретировать данный вопрос и соответственно по-разному себя вести. Скажем, понять ситуацию как попытку завязать знакомство или как мимолет-ный контакт. Символический интеракционизм, разработанный Дж.Мидом и Г.Блумером, утверждает, что поведение определяется значением, которое люди придают словам, жестам, предметам и другим символам. Один и тот же жест может интерпретироваться как значимый, и тогда строится одна модель пове-дения; и незначимый - тогда следует автоматизированная реакция. Схема взаимодействия выглядит так: стимул - символ - реакция.
На конструирование реальности огромное влияние оказывает культура общества, задающая параметры такого конструирования, которые воспринима-ются как «естественные». Так называемая теорема Томаса гласит, что ситуа-ция, которая определяется как реальная, реальна и по своим последствиям. Культура задает пространство смыслов и значений, согласно которым и проис-ходит интерпретация ситуации взаимодействия. Этим можно объяснить знако-мый каждому путешественнику «культурный шок», когда привычные для него жесты, предметы и понятия неожиданно оказываются имеющими совершенно другое значение. Например, в Японии протянутая для рукопожатия рука тради-ционно интерпретировалась как недружественный жест, и в данном случае не важно, что хотел на самом деле действующий субъект. Теорема Томаса нацели-вает на анализ того, как партнер по взаимодействию определил ситуацию.
Именно в ежедневном процессе взаимодействия, который связан, преж-де всего, с речевыми конструкциями, задающим упорядоченность социальной реальности, сосредоточивает свое внимание этнометодология. Основатель этой теории Г.Гарфинкель ставил задачу вскрыть неписанные правила, которые упорядочивают взаимодействие, но не являются очевидными. В 60-е годы его студенты проводили провокационные эксперименты. Когда студента спраши-вали: «Как поживаешь?», он отвечал: «А что Вы имеете в виду: мое здоровье, финансовое положение, учебу или что?». Собеседник, как правило, выходил из себя и кричал: «Да я просто был с тобой вежлив и мне плевать на то, как ты живешь!». Отсюда Гарфинкель делал вывод о языковом нормировании правил социального взаимодействия. Этнометодология, встав в жестокую оппозицию традиционной социологии, в свою очередь, подверглась критике за: 1) идею сверхупорядоченности социальных взаимодействий; 2) игнорирование фактов непонимания между людьми и феномена социальной структуры. Сегодня роль этой теории не столь заметна, как в 60-е годы.
Коллега Г.Гарфинкеля Э.Гоффман разделял его идею о схематизирован-ности повседневной жизни. Социальное конструирование реальности, по его мнению, сходно с тем, как актеры играют свои роли на сцене театра. Свою тео-рию он назвал драматургическим анализом и определял ее как анализ соци-альных взаимодействий в терминах театральной постановки. Статус при этом связывался с солирующей или второстепенной партией, а роль - сценарием. Сердцевиной теории Гоффмана являлась идея самопрезентации, с помощью ко-торой человек управляет впечатлениями других людей и воздействует таким образом на них. Жесты, одежда, тон голоса - все это создает нечто вроде сцени-ческой постановки, где человек играет главную роль. Одна из главных задач здесь - создать себе идеализированный имидж. Независимо от того, каковы их реальные мотивы и намерения, люди склонны убеждать действия соответству-ют общеразделяемым и одобряемым стандартам. Например, врачи склонны публично утверждать, что их работа для них не столько зарабатывание денег «благородное дело помощи страждущим больным», «вклад в науку» и т.п. Са-мое неприятное в самопрезентации - потеря лица, которая приносит вред не только тому, кто его теряет, но и может дезорганизовать всю ситуацию взаимо-действия. Отсюда ценность тактичности, которая призвана помочь сохранить лицо и контекст ситуации. Такт - один из приемов конструирования социаль-ной реальности. Рассмотрим этот процесс на примере ситуации в кабинете вра-ча-гинеколога. Если врач мужчина, ситуация приобретает некую двусмыслен-ность, поэтому общество создает особый сценарий взаимодействия в таких слу-чаях. Во-первых, присутствие медсестры - женщины как бы препятствует ин-тимности; во вторых, дизайн кабинета и одежда врача призваны исключить всякий намек атмосферу, предполагающую близость; в-третьих, язык общения официален и задает некую обезличенность. Таким образом, сам процесс чисто медицинской помощи приобретает социальный контекст. Работы Гоффмана показали, что хотя индивидуальность и спонтанность имеют место в процессе ролевого поведения, тем не менее социальное взаимодействие во многом скон-струировано из сходных элементов и поэтому нормировано. Шекспировские слова о том, что весь мир театр, а люди в нем актеры, могут быть использованы в качестве главного тезиса теории драматического анализа.

2
Взаимодействуя между собой, люди не могут обойтись без таких прояв-лений своей социальной сущности, как чувство принадлежности к общности и идентификация себя с другими людьми, Другими словами, практически каж-дый человек является членом какой-либо социальной группы. Термин «соци-альная группа» используется для обозначения феномена, «когда два или более человека, имеющих высокий уровень идентичности, взаимодействуют на по-стоянной основе» . Каждый член общества может быть охарактеризован как представитель той или иной группы - семейной, этнической, дружеской, кон-фессиональной и т.п.
Образование социальных групп в обществе обычно связывают с:
1) жизненной необходимостью, вытекающей из социальной
природы человека (социализация);
2) необходимостью достижения целей, не доступных одному человеку (бригада строителей);
3) удовлетворением потребностей в социальном одобрении, уважении и самореализации, которое невозможно вне группы;
4) необходимостью ослабления разрушительного влияния негативных чувств (беда любит компанию).
Образуя группы, люди не только определенным образом взаимодейст-вуют друг с другом и осознают свою принадлежность к ней, они также подчи-няются внутригрупповым нормам поведения и считаются членами данной группы с точки зрения других людей (вспомним теорему Томаса).
В одних случаях взаимодействия в группах носят более личностный, в других - более формальный характер. В этом плане различают первичные и вторичные группы. Первичной называют группу, сравнительно небольшую по размеру, где отношения между людьми длительны и основаны на личностных факторах (родство, дружба, любовь). Типичный пример и самая важная пер-вичная группа - семья. Именно первичная группа выступает агентом ранней со-циализации, формируя поведение и личность человека. Она же задает социаль-ную идентичность, поэтому члены первичных rpyпп воспринимают себя как некое коллективное «мы» (братство, клуб). Сила первичных связей дает чело-веку комфорт и ощущение безопасности. Члены первичных групп оказывают не только эмоциональную, но и зачастую финансовую поддержку друг другу. Причем данный тип взаимоотношений мыслится на взаимной основе. Если это не происходит, то появляется ощущение, что тебя просто используют, и это от-рицательно сказывается на взаимоотношениях. Несмотря на периодические конфликты, члены первичных групп чаще всего сохраняют статусно-ролевую структуру. Братья и сестры всегда будут братьями и сестрами. Не случайно распространено мнение, что первичная группа и есть та клеточка (по аналогии с живой клеткой), из которой складывается общество.
Вторичные группы обычно больше по размеру, и взаимодействие в них основано на общих целях и интересах. Вторичную группу образуют индиви-дуумы, работающие в одной фирме, учащиеся в одной студенческой группе, депутаты, состоящие в одной парламентской фракции. Здесь формируется ткань вторичны (более безличных) отношений. Они более кратковременны и менее эмоциональны. Вторичная группа менее значима с точки зрения соци-альной идентичности. Хотя и во вторичной группе люди могут говорить о себе, употребляя термин «мы», границы между членами группы и не членами группы менее четко выражены по сравнению с первичными группами. Сказанное не означает, что вторичные отношения напрочь лишены эмоциональности и чисто формальны, но эмоциональные и личностные факторы взаимодействия здесь вторичны по сравнению с групповыми целями. Если члены первичных групп имеют значение сами по себе, то члены вторичных групп оцениваются с точки зрения того, чем они могут быть полезны. В то же время данные различия ско-рее идеальная типизация. В жизни можно встретить вторичные группы с сильно выраженным акцентом на «семейный тип» взаимоотношений. Например, тра-диционные японские фирмы, где большое значение придается взаимным мо-ральным обязательствам работников и работодателей.
Другой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Это группы, на которые человек ориентируется в своих оценках, реше-ниях и поведении. Молодой человек, размышляющий о том, как его семья от-несется к девушке, с которой он встре¬чается, считает семью референтной груп-пой. Также банкир, считающийся с мнением коллег по поводу своей кредитной политики, оценивает своих сослуживцев как референтную группу. Одновре-менно референтными будут не только те группы, к которым человек принадле-жит, но и те, к которым он хотел (ингруппа) или активно не хотел бы (аут груп-па) принадлежать. Выражения типа «ты что, ненормальный?» служат как раз тому, чтобы, используя референтную группу, воздействовать на оценки или по-ведение партнера по взаимодействию. Референтными могут быть как первич-ные, так и вторичные группы. Все группы типа «in» и «out» порождаются раз-делением общества на «мы» и «они». При этом «нам» приписываются те цен-ные свойства, которых нет у «них». Все это способствует созданию более опре-деленных границ между социальными группами и социальной индентификаци-ей людей. Одновременно с помощью «in» и «out» групп воспроизводится база для конфликтов. Этноцентризм и расизм, например, - результатом возвыше-ния одних групповых черт и норм в ущерб другим. К чему это приводит на практике, известно.
3
Взаимодействие людей в группах имеет ряд характерных особенностей, которые в социологии называются групповой динамикой. Речь идет прежде всего о феноменах лидерства, группового конформизма и сплоченности. В се-мье, на работе или на отдыхе взаимодействие людей выстраивается таким обра-зом, что кто-то приобретает большой статус и занимает более влиятельную по-зицию, что позволяет им оказывать сильное воздействие на других членов группы. Для характеристики такого явления используют понятие «лидерство». Лидер - это член группы, который: 1) имеет возможность влиять на поведение других; 2) определяет направление И осуществляет координацию деятельности; 3) разрешает споры и принимает решения. В то же время лидер концентриро-ванно выражает групповые интересы и ценности. Даже в бандитской шайке ли-дер должен не просто «давить» авторитетом и силой, а использовать их для достижения целей, которые одобряются шайкой, и вести себя в соответствии с принятым «кодексом чести».
Различают «инструментальное лидерство», которое связано с процессом достижения главных целей группы, и эмоциональное, связанное с процессом улучшения коллективного самочувствия членов группы (душа общества). В ев-ропейской культуре такое «разделение труда» четко выражено. Например, в семье инструментальным лидером является муж и отец, жене же традиционно отводится роль эмоционального лидера. По стилю лидерства выделяют три идеальных типа: а) либеральный (невмешивающийся); б) авторитарный (дик-тующий решения и берущий на себя всю ответственность); в) демократический (разделяющий ответственность с членами группы на базе совместно принятого решения). Выбор стиля лидерства зависит не только от ситуации и от группо-вых целей, а также от индивидуальных характеристик самого лидера.
Другой важной характеристикой групповой динамики является группо-вое давление и конформизм. Конформизм подразумевает требование и одно-временную готовность следовать внутригрупповым нормам. Показателен в этом смысле эксперимент, проведенный в начале 60-х годов XX в. С.Мильграмом в Йельском Университете США. Одним студентам поручалась роль «учителя», другим «ученика». Учитель должен был требовать, чтобы уче-ник запоминал ряд слов и воспроизводил их без ошибок. Для стимуляции при-лежного учения учитель располагал аппаратурой, позволяющей выбирать для нерадивых учеников с помощью разряда тока от 15 до 450 вольт. Естественно, «ученики» были заранее предупреждены, что никаких ударов током не будет, но их попросили сыграть так, будто им больно. «Учителя» об этом ничего не знали. Аппаратура была сконструирована таким образом, что исключала воз-действие током. В процессе эксперимента оказалось, что 2/3 «учителей» не ос-танавливались даже перед применением электрошока в 450 вольт. Мильграм предположил, что «учителя» настолько входили в роль, что, по их мнению, обя-заны были добиться, чтобы ученики выучили все задания. Эксперимент был повторен таким образом, что один «ученик» имел сразу трех учителей, двое из которых были ассистентами Мильграма. В этом случае эксперимент показал, что один испытуемый «учитель» ориентировался на действия своих «коллег» в большей мере, чем на свое мнение.
Групповое давление и конформизм ярко продемонстрировали и экспе-рименты С.Эша. Группе из 6 - 8 человек давалось задание оценить сравни-тельную величину разных отрезков прямых. Причем разница была очевидна. Но когда испытуемый попадал в группу, которая специально начинала выска-зывать мнение, прямо противоположное мнению, то примерно более 30% ис-пытуемых соглашались с неверным ответом, если его разделяло большинство. Опираясь на эти и другие исследования, социологи склонны утверждать, что большинство индивидов конформно и не может противостоять групповому давлению. Но, наверное, не стоит считать конформность исключительно отри-цательной характеристикой человека. Во многом благодаря ей поведение лю-дей в группах отличается предсказуемостью и стабильностью. Только мень-шинство способно противостоять групповому давлению, но именно оно и спо-собствует социальным изменениям. Еще одна важная характеристика группо-вой динамики - сплоченность. Для сплоченной группы типично:
1) ярко выраженное чувство «мы»;
2) тесная кооперация в достижении групповых целей;
3) защита группы от внешней критики или агрессии;
4) готовность пожертвовать личным во имя групповых интересов.
На сплоченность влияют, во-первых, размер группы (чем она больше, тем труднее поддерживать сплоченность); во-вторых, стабильность состава группы (ротация членов группы отрицательно сказывается на сплоченности); в-третьих, степень вовлеченности и ответственности членов группы за общие де-ла. Чем сложнее ритуал принятия новых членов группы, тем, как правило, жестче требования следовать групповым нормам и выше сплоченность.
На уровень сплоченности влияет также и такой фактор, как образ врага, который усиливает внутригрупповую солидарность и интеграцию. В США был проведен довольно простой, но показательный в данном контексте экспери-мент. В лагере скаутов для поощрения конкуренции в трудовых и спортивных делах было создано два отряда - «красных дьяволов» и «бульдогов». Админи-страция лагеря всячески способствовала усилению соперничества между ними. В конце концов начались жесткие конфликты, которые уже не удавалось пога-сить привычными способами. Тогда руководство лагеря создало образ врага в лице скаутов соседнего лагеря, сказав, что они пренебрежительно отзываются о спортивных и трудовых возможностях «бульдогов» и «красных дьяволов» и готовы их легко посрамить как в спорте, так и в труде. Все это резко усилило лояльность к «своим» на фоне наростающей враждебности к «чужим». Кон-фликты прекратились, и лагерь зажил одной семьей, озабоченной победой над общим «противником».
В заключение отметим, что именно изучение малых социальных групп сегодня вызывает большой интерес социологов. Помимо удобства для экспери-ментирования и наблюдения из-за своего сравнительно небольшого размера, они выступают элементарными частицами социальной структуры, в которой зарождаются и развиваются социальные процессы.

Вопросы для самоконтроля
да.
1. Что такое социальное действие?
2. Сравните теории социального действия М. Вебера и Т. Парсонса.
3. В чем сущность понятий «социальный статус» и «социальная роль»?
4. Дайте характеристику взглядам интеракционистского подхода.
5. Поясните на примерах действия «теоремы Томаса».
6. Почему люди образуют группы?
7. Какие виды групп вы знаете?
8. Поясните на примерах процессы групповой динамики.

Литература
1. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
2. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.
3. Вебер М. Избранные, произведения. - М., 1990.
4. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
5. Андреева Т.М. Социальная психология. - М., 1988.
6. Социологический словарь / И.Амберкомби, С.Хилл, Б.С.Тернер. - Ка-зань, 1997.
7. Horton P., Hunt С h.L. Sociology. - Mc Graw-Hill Book Company. - N.Y., 1976.
8. John J. Mасiоnis. Sociology. - New Jersey, 1989.
9. Капитонов Э.А. Социология в XX веке. - Ростов-на-Дону, 1996.