Судебная практика по статье 39 градостроительного. Градостроительный кодекс российской федерации

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 30.12.2004

Ст. 39 Градостроительный кодекс в последней действующей редакции от 4 августа 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 11.01.2018 01.01.2018 29.12.2017 01.01.2006 30.12.2004

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьёй 5.1 настоящего Кодекса, с учётом положений настоящей статьи.

В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трёх дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несёт физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до её сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.


1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.

  • Главное меню
    • Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
  • Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
  • Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов
  • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства
    • Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории
  • Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства
  • Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов
  • Статья 55.33. Особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий, или приведения таких объектов капитального строительства в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий
  • Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
    • Статья 57. Создание и эксплуатация государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставление сведений, документов и материалов государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
  • Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
    • Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора
  • Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
  • Статья 39 Градостроительного кодекса. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

    1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

    2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

    3. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

    4. Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

    5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

    7. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

    8. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

    9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

    10. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

    11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

    11.1. Со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, или в отношении такой постройки до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

    Верховный Суд Российской Федерации

    В судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался пунктом 5 статьи 2, статьями 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в...

    Решение от 4 октября 2018 г. по делу № А14-13685/2017

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 36:34:0305001:1739, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Волгоградская, 39 М, для использования в целях: объекты складского назначения I-II классов вредности, площадь участка – 2 259 кв.м., в том числе охранные зоны сетей инженерно-технического обеспечения...

    Предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м, в названной зоне отнесено к условно разрешенному виду использования, допускаемого в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании специального разрешения. Фактически на момент планового осмотра (обследования) на земельном участке с кадастровым номером 28:01:030008:122 расположен магазин, в...

    Постановление от 14 сентября 2018 г. по делу № А32-5970/2014

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)

    С утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения (пункт 14 части 8 статьи 39 . 11). Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) под территориальным планированием подразумевается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, для которых документами территориального планирования...

    Арбитражный суд Московского округа (ФАС МО)

    Организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. Между тем, земельный участок с кадастровым номером 50:29:0070801:655 предоставлялся в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса...

    Постановление от 27 августа 2018 г. по делу № А40-106794/2017

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    Организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 ...соответствующего органа управления на размещение объекта, разрешения на строительство, не получено. Сведения о том, что истцом соблюден предусмотренный градостроительным законодательством (п. 6 ст. 37, ст. 39 Градостроительного кодекса РФ) порядок получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, также не представлено. По мнению суда, в ходе производства по делу связанному с легализацией...

    СТ 39 ГрК РФ .

    1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения
    на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального
    строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет
    заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

    2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования
    подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных
    слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми
    актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей
    статьи.

    3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и
    законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства
    публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид
    использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны,
    в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства,
    применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный
    вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать
    негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием
    правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску
    такого негативного воздействия.

    4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу
    предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям
    земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому
    запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства,
    расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком,
    применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений,
    являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается
    данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со
    дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно
    разрешенный вид использования.

    5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно
    разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания,
    касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

    6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на
    условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для
    официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и
    размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта
    муниципального образования) в сети "Интернет".

    7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального
    образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах
    публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными
    правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более
    одного месяца.

    8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о
    предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет
    подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид
    использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого
    решения и направляет их главе местной администрации.

    9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной
    администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает
    решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об
    отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в
    порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной
    официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при
    наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

    10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу
    предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или
    юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

    11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или
    объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для
    внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных
    слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении
    разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения
    на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных
    слушаний.

    12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение
    о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в
    предоставлении такого разрешения.

    Комментарий к Ст. 39 Градостроительного кодекса РФ

    1. Характерной особенностью установления видов разрешенного использования в отношении к отдельным земельным участкам в составе территориальных зон является необходимость определения в каждом конкретном случае соотношения основных и вспомогательных видов использования, с тем, чтобы в границах зоны преобладал основной вид использования, в то время как вспомогательный вид присутствовал в незначительных количествах. Особым образом оговаривается обозначение в территориальной зоне земельных участков, для которых назначается условно разрешенный вид использования. В современной практике градорегулирования не существует устоявшихся универсальных приемов, которые бы позволяли точно и безотносительно к конкретной ситуации определять наличие либо отсутствие данного вида разрешенного использования территории.

    Мотивацией в пользу выбора условно разрешенного вида градостроительного использования территории (или, напротив, отказа от него) может служить общий, принципиальный подход к вопросам управления развитием территории и регулирования происходящими функционально-пространственными преобразованиями в условиях реально существующих муниципальных образований. В основном руководствуются правилом, основанном на опыте мировой градорегулирующей деятельности, которое показывает необходимость наличия комплексного обоснования, дающего право принятия соответствующего решения.

    Условно разрешенный градостроительный режим с наибольшей целесообразностью может быть выбран для включения в подавляющее количество территориальных зон в случаях, если:

    а) специфика процессов социально-экономического и, соответственно, градостроительного развития муниципального образования характеризуется достаточно высокой интенсивностью инвестиционно-строительных преобразований, что свидетельствует о нормальном, цивилизованном функционировании рыночной инфраструктуры и влечет за собой возможность инвестирования финансовых ресурсов не только в ограниченное количество типичных объектов капитального строительства установленной номенклатуры, но и в отдельные нерядовые объекты, отличающиеся от назначенного режима использования территории в пределах зоны по функциональному, планировочному, пространственному решению;

    б) существуют объективные данные, свидетельствующие о возможности и наличии определенных условий, как правило, градостроительного порядка (например, таких как особенности сложившейся градостроительной (пространственной) организации территории), дающих основания к преемственному формированию городской среды с активным включением объектов, отнесенных к условно разрешенному виду использования.

    Кроме того, в отдельных случаях условно разрешенный градостроительный режим может быть принят для градостроительных ситуаций, характеризующихся сложной интегрированной функционально-пространственной и планировочной организацией, когда крайне сложно установить по современному состоянию преобладающий вид использования территории и тем более назначить наиболее оптимальную форму ее перспективного использования. В то же время по имеющимся данным о состоянии территории и застройки можно судить о том, что для последующего развития территории (участка) разрешение на включение в состав зоны условно разрешенного вида использования не будет являться препятствием.

    При установлении условно разрешенного вида использования территории следует принимать во внимание тот факт, что по отношению к основным видам разрешенного использования данный вид использования не может рассматриваться как обязательный, присутствие которого должно соблюдаться участниками градостроительной деятельности.

    Положения комментируемой статьи указывают на то, что гарантировать присутствие условно разрешенного вида использования и следование ему не требуется и, соответственно, этот вид использования территории классифицируется как факультативный (рекомендуемый). Условно разрешенный вид не является жизненно необходимым градостроительным режимом использования земельного участка, и его отсутствие в территориальной зоне не способно нанести ощутимый, заметный вред процессу освоения (реконструкции) территории.

    С учетом вышеизложенного условно разрешенный вид использования территории может быть рекомендован выборочно, на основе тщательного и детального изучения градостроительных особенностей сложившейся ситуации, исходя из наличия существующих видов использования земельных участков и объектов капитального строительства, и поэтому его включение в состав территориальных зон должно осуществляться индивидуально в каждой конкретной ситуации.

    Немаловажное значение при этом имеет общая социально-экономическая ситуация, поскольку условно разрешенный вид использования в отличие от основного и вспомогательного видов использования территории требует необходимости организации и проведения специальной процедуры (порядка) предоставления разрешений, что предполагает широкое и всестороннее обсуждение установления данного вида использования с гражданами, проживающими на данной территории. А это означает, что при общей проблемной социально-экономической ситуации возможности реализации градостроительных намерений, не являющихся нормой развития конкретной территории, могут быть затруднены. Соответственно перспективы назначения условно разрешенного вида использования практически всегда связаны с необходимостью комплексного (а не только градостроительного) преобразования территории и совершенствования среды обитания в целом.

    В качестве примера условно разрешенных видов использования в жилой зоне можно выделить спортивно-оздоровительные объекты; киоски, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения; кафе, закусочные, столовые как на первом этаже многоквартирного дома (при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 кв.м и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 метров), так и в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому (при условии, что общая площадь заведения не превышает 140 кв. м и что здание выходит фасадом на улицу шириной не менее 20 метров); автозаправочные станции и т.д.

    Указанный перечень не исключает возможности его пересмотра в зависимости от реально сложившихся объективных условий развития территории.

    2. Правовое значение данной процедуры заключается в том, что законодатель попытался градостроительно-правовыми средствами определить порядок достижения социального компромисса между интересами бизнеса, органов публичной власти, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и населением. Критерием поиска такого компромисса является процедура публичных слушаний. Как уже отмечалось выше, типичным примером условно-разрешенного вида использования может являться строительство нового кафе или казино в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. Данный вид использования территории, не попадающий под основной или вспомогательный вид разрешенного использования, является объективно неудобным для проживающих в многоквартирных домах граждан по причине повышенного шума. Следовательно, в данном случае в ходе обсуждения возможности размещения такого объекта на публичных слушаниях будет рассматриваться вариант по созданию «зеленого экрана» либо иные способы обеспечения интересов населения. В противном случае наличие такого дискомфорта и неудобств отразиться на цене недвижимости и ущемит интересы правообладателей недвижимости, что противоречило бы самой идеологии ГрК РФ. При этом если планируемый объект, на который необходимо получение условно разрешенного вида использования, будет находиться в пределах земельного участка, находящегося в общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, то подобное размещение возможно только в случае наличия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст.44 ЖК РФ).

    1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

    2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

    3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

    4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

    5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

    6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

    7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

    8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

    9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

    10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

    11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний.

    12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.