Как заполнить отчет о прибылях и убытках. Как составить отчет о прибылях и убытках. Как правильно оформить отчет о прибылях и убытках

Как заполнить отчет о прибылях и убытках. Как составить отчет о прибылях и убытках. Как правильно оформить отчет о прибылях и убытках

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

В общем смысле под социализацией понимается процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества.

Сущность социализации состоит в сочетании адаптации и обособления человека в условиях конкретного общества.

В структуру процесса социализации входят следующие составляющие:

1) стихийная социализация - процесс развития и саморазвития человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества;

2) относительно направляемая социализация - когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, объективно влияющих на жизненный путь человека и его развитие;

3) относительно социально контролируемая социализация - планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4) сознательное самоизменение человека.

Основными видами социализации являются:

а) полоролевая (овладение членами общества ролями мужчины и женщины);

б) семейная (создание членами общества семьи, выполнение функций по отношению друг к другу, выполнение функций родителей по отношению к своим детям и детей по отношению к своим родителям);

в) профессиональная (компетентное участие членов общества в экономической и социальной жизни);

г) правовая (законопослушание каждого члена общества).

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Агентами социализации называются люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для него. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.


Средства социализации - это набор средств, специфичных для определенного общества, определенного социального слоя, определенного возраста. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности; набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций.

Механизмы социализации делятся на социально-психологические и социально-педагогические.

К социально-педагогическим механизмам относятся:

Традиционный (представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения);

Институциональный (функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными);

Стилизованный (действует в рамках субкультуры);

Межличностный (функционирует в процессе взаимодействия с субъективно значимыми для человека людьми);

Рефлексивный (осознание и переживание той реальности, в которой человек живет, и самого себя).

К социально-психологическим механизмам относятся:

Подавление (исключение из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд или душевную боль);

Вытеснение (произвольное подавление);

Реакция на противоположную установку (подавление чувства вины из-за имеющихся социально неприемлемых желаний и разрешение противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой);

Изоляция (вытеснение эмоциональных компонентов неприятных, травмирующих впечатлений);

Самоограничение (отступление перед трудностями, ограничение своего «я»);

Проекция (предписывание собственных нежелательных черт другим людям);

Идентификация (отождествление себя с другим субъектом, группой, образцом);

Интроекция (установки другого человека как бы встраиваются в структуру личности субъекта без специальной переработки);

Эмпатия (сопереживание эмоциональному состоянию другого человека);

Интеллектуализация (абстрактные рассуждения о трудной ситуации вместо реальных действий по ее разрешению);

Дискредитация цели, самообман (изобретение на первый взгляд логичных умозаключений и суждений для ложного объяснения своих фрустраций);

Аннулирование действия (предотвращение или ослабление неприемлемых действий);

Сублимация (перевод любого инстинктивного влечения, потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в социально приемлемую деятельность).

Результатом социализации выступает социализированность, под которой понимается сформированность характеристик человека, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Понятие «социальность» также имеет непосредственное отношение к социализации человека. Под социальностью понимается интегрированный результат социального воспитания, выражающийся в способности человека взаимодействовать с социальным миром, другими людьми.

Факторами социализации называются более или менее активно влияющие на развитие человека и требующие от него определенного поведения и активности условия. Изученные факторы социализации можно объединить в четыре большие группы: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Мегафакторы - это условия, влияющие на всех людей Земли. К ним относятся мир, космос, планета. Данные обстоятельства необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В педагогическое целеполагание следует включать формирование и развитие у взрослых и детей планетарного сознания, отношения к Земле как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется общечеловеческими ценностями.

Макрофакторы - это условия, которые влияют на процесс социализации всех людей, живущих в определенных странах. К ним относятся страна, государство, общество, этнос. Регионы страны отличаются друг от друга природно-климатическими условиями, особенностями экономики, мерой урбанизированности, культурными особенностями. В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. Политика, социальная практика, характерные для данного государства, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и проходит социализация. Среди макрофакторов огромное влияние на формирование личности оказывает этнос. Каждый этнос имеет свои специфические черты и свойства, совокупность которых определяет его национальный характер. Они проявляются в национальной культуре. Социализация в том или ином этносе имеет свои особенности, условно объединяющиеся в две группы: витальные (биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства). Менталитет этноса проявляется в имплицитных концепциях личности и ее воспитания.

Мезофакторы - это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в которых они живут (город, поселок, село); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам . Самыми существенными среди них являются регион и тип поселения. Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер и определяется природно-географическими, социально-географическими, социально-экономическими, социально-демографическими, историческими, культурологическими особенностями, климатом, этническим составом и степенью стабильности населения. В селе и поселке сохраняется социальный контроль за поведением человека, так как здесь стабильный состав жителей, слабая социальная, профессиональная и культурная дифференциация, тесные связи между соседями и родственниками, обеспечивающие открытость общения.

Город же создает потенциальные возможности взрослому и ребенку для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности, предоставляет возможности широкого выбора групп общения, стилей жизни, системы ценностей. В городе и поселке человек оказывается под воздействием средств массовой коммуникации, которые выполняют в развитии детей информационную и релаксационную функции. Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности, а также маркирования социальной и возрастной структуры общества. Признаками субкультуры являются: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, предпочитаемые носителями источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, статусная структура. Субкультура служит одним из способов обособления человека в обществе, одной из ступеней автономизации личности.

Микрофакторы - это условия, которые непосредственно влияют на конкретных людей. К ним относятся семья, соседство, микросоциум, домашний очаг, группы сверстников, воспитательные, общественные, государственные, частные, религиозные организации.

Как основной институт социализации семья является персональной средой жизни и развития человека на протяжении всей его жизни. Она выполняет определенные социализирующие функции: обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, овладение им социальными нормами, формирует психологический пол ребенка, его ценностные ориентации, определяет последующее интеллектуальное развитие. Поддержка, негативное или безразличное отношение семьи оказывают огромное влияние на притязания человека. Благожелательное отношение помогает в адаптации человека к жизни, негативное - способствует возникновению барьеров в ее осуществлении, безразличное - является источником многих трудностей на протяжении его жизни. В любой семье человек проходит стихийную социализацию, содержание которой определяется ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношениями членов семьи. Относительно социально контролируемая социализация осуществляется в семье в форме воспитания, понимаемого как осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи.

Основными принципами семейного воспитания являются: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в развитии и укреплении духовной силы ребенка.

Основой педагогической деятельности родителей должна стать педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка. Наряду с теоретическими знаниями о том, какие методы и приемы следует использовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать определенными умениями, которые будут способствовать претворению данных приемов в жизнь. Заботой родителей является формирование внутреннего мира ребенка в целом.

Следует отметить, что в последние годы не каждая семья становится основным институтом социализации ребенка, оказывающим позитивное влияние не его развитие, мировоззрение, поведение и т. д. Растет число неблагополучных семей.

Под неблагополучной семьей понимается структурно-функциональный тип семьи, характеризующийся низким социальным статусом в разных сферах ее жизнедеятельности. Семья такого рода не всегда выполняет возложенные на нее функции по ряду причин (социальных, педагогических, психологических, экономических, медицинских, правовых и др.), к которым не может адаптироваться. Учитывая опыт работы специалистов, работающих в области социальной педагогики, можно выделить социальное, физическое, психологическое, правовое, экономическое, педагогическое и медицинское неблагополучие семьи.

Выявление одного или нескольких вышеперечисленных типов неблагополучия служит основанием для оказания помощи данной семье, причем тип неблагополучия семьи напрямую соотносится с видом помощи, которая ей оказывается.

Особую роль в условиях современного научно-технического прогресса играют средства массовой коммуникации. Они оказывают огромное влияние на процессы социализации подрастающего поколения. Рассматривая средства массовой коммуникации как мезофактор социализации, необходимо помнить, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а массовое сознание и поведение.

В современной педагогической науке выделяют следующие функции средств массовой коммуникации:

а) функцию социальной ориентировки, которая опирается на потребность человека в информации для ориентировки в социуме;

б) функцию аффилиации (от англ. to affiliate - присоединять), опирающуюся на потребность человека чувствовать себя членом определенных групп, вхождение в которые повышает его защищенность и уверенность;

в) функцию контакта с другими лицами, обусловленную потребностью человека в связях с другими людьми, которые дают возможность персонализироваться;

г) функцию самоутверждения, которая проявляется в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, взгляды;

д) функцию эмоциональной разрядки, реализующуюся через включение в развлекательные программы, публикации и сообщения, которые выполняют роль отвлекающих и переключающих факторов.

А.В. Мудрик выделяет такие функции средств массовой коммуникации, как:

а) функция информационного воздействия, заключающаяся в приобретении разнообразных противоречивых, несистематизированных сведений о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах;

б) функция неформального образования, позволяющая вычленить из всего потока информации субъективно необходимые для определенного человека знания;

в) рекреативная функция, определяющая досуговое индивидуальное и групповое времяпрепровождение людей, отвлекающее от бытовых забот, рутины;

г) релаксационная функция, позволяющая компенсировать эмоциональную неудовлетворенность;

д) нормативная функция, проявляющаяся в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и у конкретных индивидов.

Так как культуру пользования средствами массовой коммуникации не преподают ни в одном образовательном учреждении, а родители сами не всегда выступают активными субъектами данной культуры, то средства массовой коммуникации наряду с положительным влиянием оказывают и разного рода отрицательное воздействие на процесс социализации молодого поколения.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Его содержание значительно варьируется в различных концепциях личности. Понятие социализации впервые было описано в конце 40х - начале 50х гг. в работах американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы понятие «социализация» раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление живого организма к условиям среды. Этот термин был экстраполирован в обществознание и стал означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

Различают следующие уровни адаптации: 1) целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу); 2) взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я. Щепаньский); 3) аккомодация как наиболеё распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я. Щепаньский); 4) ассимиляция, или полное «Приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж. Пиаже).

Существуют и иные классификации уровней социальной и психической адаптации: нормальная (защитная), девиантная (отклоняющаяся) и патологическая. Таким образом, с помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации Я концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются отечественными психологами, хотя приоритет чаще отдается первому. Так, И.С. Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.

Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование как самой личности, так и общества. Тенденция автономизации личности позволяет не только актуализировать существующую систему социальных связей и социального опыта, но и приобретать новый, в том числе и личный, индивидуальный Опыт. Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может либо вовсе не наступить, либо оказаться искаженным или заторможенным. Так, специфична социализация, в которую вовлечен растущий человек, развивающий и осваивающий собственную субъектность, реалии собственного бытия через событийную общность с другими людьми, значимыми (референтными) и безразличными (индифферентными). Иной представляется социализация личности зрелой, состоявшейся.

При определении стадий (этапов) социализации отталкиваются от того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации: 1) дотрудовая, включающая период жизни человека до начала трудовой деятельности; 2) трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. Именно в труде закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности; 3) послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте и знаменует прекращение трудовой деятельности.

В процессе социализации личность как бы «примеривает» себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусноролевых отношениях, в которые личность была включена.

Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом же обществе, стране, семье и в едином цивилиэационном пространстве.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

ЛИТЕРАТУРА
1. Кон КС. Социология личности. М., 1967. С. 21-24.
2.Котова И.Б., Шиянов Е.Л. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997, С, 514.
3.МудрикАВ. Социализация и смутное время. М., 1991.
4.ПарыгинБД. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 123-126.
5.ПетровскийАБ. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

С самого рождения человека окружают разные люди, поэтому можно утверждать, что он является частью социального взаимодействия. В течение жизни он приобретает разный опыт, приспосабливается к жизни в обществе, в результате чего происходит социализация личности. Она имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга.

Что такое социализация личности?

Под этим термином понимают процесс усвоения человеком социального опыта от общества, к которому он принадлежит, и активную реализацию и увеличение количества социальных связей. В течение жизни люди не только воспринимают социальный опыт, но и корректируют его под собственные понятия и ценности. Социализация личности – это своего рода опыт, который состоит из множества составляющих, например, входят сюда нормы и ценности социальной среды, и культура труда разных видов деятельности.

Социализация личности – психология

Человек имеет потребность принадлежать к социуму, то есть идентифицировать себя с людьми, которые его окружают. Социализация личности в психологии происходит в результате выполнения требований общества, что заставляет выработать собственную линию поведения в разных ситуациях, и она будет зависеть от понятий и характера человека. Формирование социально-психологического типа происходит во время контакта с социумом и влияния микро- и макросреды, а еще культуры и разных ценностей.

Социализация личности – это двусторонний процесс, который проявляется в том, что человек не только адаптируется к определенным условиям и нормам, а еще и формирует собственные . Люди стремятся стать частью группы, чтобы понять, что такое «мы» и избавиться от одиночества. Взаимодействие с окружающими дает уверенность в себе и заставляет влиять на социальную жизнь.

Что способствует социализация личности?

На человека влияет ряд факторов, которые формируют в нем ценности, понятия и отношение к миру.

  1. Процесс социальной адаптации начинается с раннего детства, когда родители прививают как физические, так и мыслительные навыки.
  2. Обучение происходит, начиная с садика и заканчивая ВУЗом. В результате накапливаются разные знания, благодаря чему познается мир, общество и так далее.
  3. Самоконтроль в социализации личности имеет большое значение, поскольку человек должен обладать качествами для правильной реакции в разных ситуациях. Важна психологическая защита человека, способствующая лучшему пониманию различий внутреннего и внешнего мира.

Виды социализации личности

Есть несколько разновидностей социализации, которые зависят от разных факторов. Механизмы социализации личности можно разделить на две группы:

  1. Первичные – подразумевающие восприятие общества в детстве. Ребенок социализируется, ориентируясь на культурное положение семьи, в которой он воспитывается, и на восприятие мира взрослыми людьми, окружающими его. Отсюда можно сделать вывод, что родители формируют первый социальный опыт своего чада.
  2. Вторичные – не имеющие срока и длятся до того, как человек входит в определенную социальную группу. С возрастом ребенок начинает попадать в разные формирования, например, в садик или спортивные секции, где он обучается новым ролям и на основе этого учится воспринимать себя с другой стороны. Стоит заметить, что часто социализация и личность сталкиваются с некими нестыковками, например, ценности семьи не соответствуют интересам выбранной группы, и тогда человек проходит самоидентификацию и делает выбор на основе опыта и ощущений.

Полоролевая социализация личности

Этот вид еще называют гендерной социализацией, и она подразумевает усвоение человеком своеобразных различий между мужчиной и женщиной. Происходит принятие существующих моделей поведения, норм и ценностей обоих полов, а также влияние общественности и социальной среды с целью привития ряда правил и стандартов. Продолжается это в течение всей жизни. Понятие социализации личности в гендерном отношении выделяет следующие механизмы для ее реализации:

  1. Приемлемое обществом поведение будет поощряться, а за отклонения от норм будет следовать наказание.
  2. Человек выбирает подходящие для него полоролевые модели в близких группах, то есть в семье, среди сверстниках и так далее.

Семейная социализация личности

Ребенок учится воспринимать мир не только благодаря непосредственному воздействию взрослых, то есть воспитанию, но и путем наблюдения за поведением людей вокруг. Важно отметить, что часто развитие и социализация личности в семье натыкается на несоответствие моделей поведения родителей требованиям, которые они выдвигают ребенку. В пример можно привести запрет на курение, но при этом один из родителей или других членов семьи имеет такую вредную привычку. Основные факторы социализации личности такие:

  1. Состав и структура семьи, то есть, как родственники взаимодействуют друг с другом.
  2. Позиция ребенка в семье, например, он может приходиться внуком бабушке, братом сестре, сыном отцу и пасынком мачехе. Доказано, что социализация ребенка воспитываемого в полной семье и матерью одиночной отличается.
  3. Выбранный стиль воспитания, так родители и бабушки с дедушками могут прививать ребенку разные ценности.
  4. Не менее важны для социализации личности нравственный и творческий потенциал семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Когда человек попадает на работу, происходит изменение или корректировка его характера и поведения во время деятельности. Особенности социализации личности в трудовой сфере выражены в том, что адаптация осуществляется как в рамках коллектива, так и в профессиональной стратификации. Для повышения собственного статуса большое значение имеет наличие и наращивание трудовых навыков.

Субкультурно-групповая социализация

Каждый человек должен освоить социальные роли, которые имеют отношение к культуре среды, где он проживал, обучался, работал, общался и так далее. Суть социализации личности основывается на том, что у каждого региона есть своим отличительные черты, благодаря чему и формируется социум. Если ориентироваться на субкультурно-групповую социализацию, то будет учитываться национальность, религиозная принадлежность, возраст, сфера деятельность и другие факторы.

Функции социализации личности

Для человека и общества в целом социализация имеет важно значение и к его основным функциям относят:

  1. Нормативно-регулятивную. Все, что окружает человека в большей или меньшей степени оказывает на него влияния. Сюда можно отнести: семью, политику страны, религию, образование, экономику и так далее.
  2. Личностно-преобразовательную. Процесс социализации личности происходит во время того, когда человек общается с другими людьми, проявляя свои индивидуальные черты и отделяясь от «стада».
  3. Ценностно-ориентационную. Эта функция имеет связь с первой в представленном списке, поскольку человек придерживается ценностей, которые характерны для его ближнего окружения.
  4. Информационно-коммуникативную. Во время общения с разными людьми человек получает информацию, которая в той или иной степени влияет на формирование его образа жизни.
  5. Творческую. При правильном социальном воспитании человек будет стремиться творить и усовершенствовать окружающий мир. Сталкиваясь с разными проблемами, он будет находить решения, опираясь на собственные знания и опыт.

Этапы социализации личности

Процесс формирования личности в социуме проходит в несколько этапов:

  1. Детство. Доказано, что в этом возрасте формируется личность примерно на 70%. Ученые определи, что до семи лет ребенок намного лучше понимает собственное «Я», чем в старшие годы.
  2. Подростковый возраст. В этот период происходит больше всего физиологических изменений. Уже с 13 лет большинство детей стремиться брать на себя как можно больше обязанностей.
  3. Молодость. Описывая стадии социализации личности, стоит заметить, что этот этап является самым напряженным и опасным, а начинается он в 16 лет. В этот период человек принимает важные решения, в каком направлении двигаться дальше, частью какого общества стать и так далее.
  4. Взрослая жизнь. Начиная с 18 лет, у большинства людей основные работают в направлении работы и личной жизни. Человек познает себя через трудовой и сексуальный опыт, а еще через дружбу и другие сферы.

Социализация

Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта , осуществляемый в общении и деятельности . С. может происходить как в условиях стихийного воздействия на различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека , осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом С. Понятие С. было введено в социальную психологию в 40–50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное ; в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия , в «гуманистической психологии » - как . Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения , в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Социализация

Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации. Понятие введено в психологию социальную в середине XX в.

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение норм социальных, умений, стереотипов, установок социальных, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

В разных школах научных понятие социализации получило различную интерпретацию:

1 ) в необихевиоризме - как социальное научение;

2 ) в школе интеракционизма символического - как результат социального взаимодействия;

3 ) в психологии гуманистической - как самоактуализация Я-концепции.

Явление социализации многоаспектно, каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон этого феномена.

В отечественной психологии проблема социализации разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции поведения социального, где представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции поведения социального в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

Долгое время внимание отечественных психологов привлекала преимущественно социализация как воспитание в институциализованных образовательных системах, но позднее предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности - в объединениях неформальных, в стихийно возникающих группах и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Социализация Этимология.

Происходит от лат. socialis - общественный.

Категория.

Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей.

Специфика.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(англ. socialization ; от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает , общественно одобряемые формы поведения , необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм , ролей и функций, приобретении знаний , умений и навыков , необходимых для их успешной реализации. С. включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С., и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. - Прим . ред .), посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. имеет общественное воспитание.

В психологии процессы С. изучаются г. о. детской и социальной психологией. В качестве источников С. индивида выступают: а) передача культуры через семейный и др. социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания); б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.

Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. Особая роль в С. индивида отводится развитию и умножению его контактов с др. людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью , приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. людей. (Е. З. Басина.)

Добавление ред.: В отечественной психологии критиковался взгляд на С., согласно которому ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С. представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в соответствии с «принципом удовольствия» (З . Фрейд ). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг.; это влияние отчетливо просматривается, напр., в ранних работах Ж . Пиаже , в его концепции детского эгоцентризма. Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л . С . Выготский , который в противовес выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д . Б . Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития - существо социальное, т. е. член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Социализация

   СОЦИАЛИЗАЦИЯ (с. 552) (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит; иногда под социализацией также понимают результат этого процесса (в этом случае синонимом выступает понятие социализированность ). В отечественной психологии понятие используется сравнительно недавно, будучи заимствовано из зарубежных психолого-педагогических концепций; ранее описываемое им явление трактовалось в терминах воспитания , хотя эти понятия, близкие по своей сути, не являются синонимичными. В разных психологических теориях приняты различные трактовки социализации, в силу этого описания закономерностей и механизмов социализации в разных источниках неоднозначны, порой противоречивы. Существуют также неодинаковые толкования самого этого термина. В то же время социализация составляет ядро становления личности, и основное содержание всех психолого-педагогических теорий определяется трактовкой этого явления.

В буквальном переводе на русский язык социализация означает обобществление . Этот термин издавна используется в политэкономии и в политэкономическом контексте по сей день используется у нас в буквальном русском переводе. Разные авторы расходятся во мнениях относительно внедрения этого термина в психолого-педагогические науки, называя при этом разные имена и даты. Согласно наиболее достоверным данным, применительно к развитию человека данный термин стал использоваться с конца XIX в. - после того как американский социолог Ф.Г.Гиддингс в своей книге «Теория социализации» (1887) употребил его в значении близком к современному - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к общественной жизни».

Истоки многих современных теорий социализации можно проследить в работах известного французского социолога и психолога Г.Тарда, первым попытавшегося описать процесс присвоения норм через социальное взаимодействие. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель - ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Само подражание Тард возводил как к психологическим основаниям (желаниям, потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде).

В 20-е гг. XX в. в западной науке утвердилось понимание социализации как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Ключевое понятие при описании процесса обучения социальным ролям - . Развернутая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему посредством присвоения общепринятых норм, содержится в работах Т.Парсонса. Согласно его взглядам человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование определенным нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.

Основным органом первичной социализации Парсонс считает семью, где, по его мнению, закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Механизм социализации работает на основе сформулированного З.Фрейдом приципа удовольствия - страдания, Приводимого в действие с помощью вознаграждений и наказаний, и включает в себя также процессы торможения (аналог фрейдовского выгтеснения) и субституции (переноса или смещения). Пганавательный механизм включает процессы имитации и идентификации, опирающиеся на чувства уважения и любви. Усвоение ценностей происходит в ходе формирования Суперэго, которое закладывается в структуре личности в результате идентификации с фигурой отца, если буквально следовать Фрейду, или интернализации структуры семьи как интегрированной системы, если придерживаться формулировок Парсонса.

Эмпирические исследования убедительно подтверждают зависимость отклоняющегося поведения от ранней социализации: процент лиц с отклоняющимся поведением выше в тех случаях, когда социализация происходила в условиях семейного неблагополучия или в неполных семьях. Согласно Парсонсу любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление чувства неполноценности, так как исполнение роли неизбежно подвергается взыскательной оценке и самооценке. Особенно распространено это чувство в культурах с явно выраженным комплексом достижения (в последние годы активно насаждаемым и у нас). Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, так и в создании протестных субкультур, отвергающих традиционные нормы и ценности (к ним можно отнести широкий спектр общностей - от миролюбивых хиппи до агрессивных бритоголовых).

В разных научных школах акцентируются различные аспекты социализации и по-своему выделяются ее основные механизмы. Бихевиористы трактуют социализацию как социальное научение посредством имитации поведения референтных моделей. В школе символического интеракционизма социализация рассматривается как результат социального взаимодействия, в котором ребенок и различные агенты социализации осуществляют «взаимопроникновение». В гуманистической психологии главное внимание уделяется явлению самоактуализации, которое всевозможные агенты социализации призваны фасилитировать - говоря по-русски, способствовать этому процессу.

В отечественной психологии социализация долгое время отождествлялась с воспитанием, которое в свою очередь рассматривалось в узком и широком смысле. В первом случае речь шла о целенаправленном педагогическом воздействии, имеющем своей непосредственной целью формирование определенных знаний, умений, навыков, идеалов и пр. Во втором речь шла о стихийных воздействиях широкого круга условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка. Фактически все события жизни ребенка, даже не имея воспитание своей целью, оказывают воспитательный (социализирующий) эффект. В современной психолого-педагогической науке социализация нередко отождествляется с воспитанием в широком смысле слова, а воспитание в узком смысле расценивается как один из ее частных механизмов. Однако такой подход не единственный.

А.В.Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритичное восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.п., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институтциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с воспитательными институтами общества и государства, которые способствуют накоплению им знания и опыта социально одобряемого поведения (так же, впрочем, как и опыта его имитации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги и пр., являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.). Действие всех механизмов в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - внутренним диалогом; в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам. То есть человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя.

В этой связи представляется чрезвычайно важным и перспективным такое направление психологических исследований, в рамках которого удалось бы установить, какие особенности жизненной среды растущего человека - стиль семейного воспитания, формы взаимодействия со сверстниками, методика формального обучения и пр. - определяют принятие или отвержение им тех или иных ценностей и норм. Многочисленные примеры свидетельствуют, что практика авторитарного воспитания с большей вероятностью приводит к протестным, нередко - извращенным и девиантным формам социализации. Эмпирические исследования подобных явлений составляют перспективную линию изучения проблемы социализации.

В разнообразных исследованиях проблемы социализации указывается на изменчивость общества, его культурных норм, ценностей и Приоритетов и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет мобильный характер. Так, Т.Бэт отмечает, что социальные Изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную, неадекватную изменившимся условиям; в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие ресоциализация - изменение ставших неадекватными норм и установок человека в соответствии с новыми общественными требованиями. По мнению американского ученого К.К.Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. В связи с этим возникает серьезный вопрос о том, какие нормы и ценности носят непреходящий характер и не могут быть отвергнуты ни при каких изменениях внешних условий. Однако это уже вопрос не столько психологический, сколько морально-этический.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Социализация

Процесс усвосния индивидом социального опыта, системы социальных связей и <отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждешия, общественно одобряемые формы поведения, необходимые сму.для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (людш постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используетсся применительно к периодам детства и юности.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "социализация" в других словарях:

    Социализация - Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе … Википедия

Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами — процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь — от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что ее темпы с взрослением и развитием человека замедляются — так, серединой социализации многие ученые предлагают считать возраст в три года — к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину собственных качеств. Исходя из этого наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками или агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации, — в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность — это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Виды социализации

Социализация подразделяется на два вида:
1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми;
2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях — детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п.
Стихийная социализация — самая активная по воздействию на личность. Дело в том, что она осуществляется почти беспрерывно — общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведет переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически — на уроках в школе, внеклассных и официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Ее агенты — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет свое значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации — представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация — процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Например, человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, — типичная жертва десоциализации.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ре-социализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Социализация приводит к осознанию человеком смысла своей жизни и ответственности за возможность делать свободный выбор. В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).
Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно — эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество отторгает. В древности такие люди подвергались остракизму — изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.). Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п.
Часто человек вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.). Противоречит ли это свободе? На первый взгляд, да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем человек, оценивая риск возможных последствий, выбирает путь между исполнением воли других людей или требованиями социальных норм. В этом тоже проявляется свобода — в выборе альтернативы следовать требованиям общественных законов.
Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это так называемое бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто дается нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность — субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Ответственность — важнейший регулятор поведения человека. Осознание ответственности за совершаемые поступки может оградить человека от безнравственных, аморальных и незаконных действий.
По критерию носителей ответственность можно разделить:
— на индивидуальную (персональную) — ответственность одного лица;
— групповую — ответственность группы людей;
— коллективную — ответственность большого коллектива людей, целой фирмы и т.п.
По мере развития общества уровень свободы растет. Увеличивается и ответственность, поскольку она неразрывно связана со свободой. Направленность ответственности постепенно смещается с коллективной на индивидуальную. Так, если в Средневековье роль одной личности была невелика, ограниченной была также и ее свобода, ответственность в основном была коллективной — членов общины, городского социума и т.п. Сегодня, в условиях признания прав и свобод каждого, ответственность носит в основном индивидуальный характер.
По критерию сущности можно выделить следующие виды ответственности:
— юридическая — осуществляется на основе закона;
— моральная — осуществляется на основе норм морали;
— социальная — ответственность перед обществом в целом;
— нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок.
Могут быть выделены и другие виды ответственности.
Ответственность человека за свои поступки отличает гражданина. Гражданские качества личности проявляются в осознанной, социально полезной активности человека. Например, если человек активно участвует в жизни своего района, выступает с предложениями по обустройству придомовой территории, сам помогает ее улучшать, значит, он ярко проявляет свои гражданские качества.
В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует со множеством социальных групп. В процессе такого взаимодействия человек самоидентифицирует себя, т.е. отождествляет себя с группой, ее ценностями. В молодежной среде такое отождествление часто носит ярко выраженный, эмоциональный характер. Пример — группа друзей, разрабатывающая собственный кодекс поведения, особые внутригрупповые ценности.
Такое взаимодействие может носить как конструктивный, так и конфликтный характер. Часто причинами конфликта могут быть несовпадение ценностей, ожиданий и т.п. Избавиться от опасности конфликтов нельзя, ибо люди не могут быть одинаковыми по взглядам, запросам, но уметь нейтрализовать их негативные последствия необходимо.
Интересные факты. В социализации выделяются так называемые сен-зитивные периоды — время жизни человека, наиболее благоприятное для формирования каких-либо качеств. Можно заметить интересное явление: ребенок за несколько лет быстро учится языку, может формулировать сложные речевые конструкции, в то время как взрослый, даже если переедет в страну изучаемого языка и будет жить в ней долгие годы, выучит язык, однако все равно будет говорить с акцентом и зачастую с трудом формулировать сложные языковые обороты.
Причина этому — пропущенный сензитивный период. Известный педагог Мария Монтессори выделяет несколько таких периодов: развития речи (0—6 лет); восприятия порядка (0—3 года); развития движений и действий (1—4 года); развития социальных навыков (2,5— 6 лет). Учитывая сензитивные периоды, можно дать рекомендацию родителям: в период становления речевых навыков ребенка (0—6 лет) не переходить на «язык» ребенка, не использовать «лепетание». Наоборот, очень важно, чтобы речь взрослых в это время была ясной, четкой, грамотной.