Демографический портрет населения в 21 веке. Исследовательская работа

Демографический портрет населения в 21 веке. Исследовательская работа "демографический портрет школы". Разная плотность населения

Сегодня на Земле проживает 7 миллиардов человек, 80 % которых проживает в развивающихся странах, а в развитых странах Европы и Америки наблюдается сокращение населения. Все эти примеры показывают возможные глобальные проблемы безопасности человечества как вида в 21 веке.

Первая проблема это проблема Севера и Юга. Суть её состоит в том, что в Северном полушарии находятся развитые страны с высокими доходами населения, противостоит им бедный Юг, население которого в в 37 раз беднее населения Северного Полушария.

Север представляет ряд развитых стран Европы(Германия, Франция, Великобритания),

Северной Америки (Канада, США) и несколько стран Тихоокеанской зоны (Япония, Австралия). По оценкам ООН в начале 21 века общее состояние 225 богатейших людей мира составляло около 1 трлн. долларов, что равно ежегодному доходу 2,5 млрд. бедняков со всего мира, которые составляют 47% населения Земли. Население Западных стран имеют высокий доход так как имеют хорошее образование и социальную поддержку государства что позволяет им получать высокий доход. Экономика Запада развивалась долгие столетия засчёт притока ресурсов из колоний. Страны Запада составляют 86% мирового ВВП, на менее развитые страны приходится 13% а беднейшие и вовсе 1%. Совокупность всех этих факторов даёт странам Северного Полушария возможность составлять костяк экономики всего мира и диктовать свою волю более слабым государствам мира.

Юг представляет собой совокупность Африканских и Ближневосточных государств, которые образуют полосу бедности. Для таких стран как например Конго, Сомали, Афганистана и Египта характерны низкие доходы населения, безграмотность, коррумпированность власти и неэффективная и неразвитая экономика. Большую часть стран бедного Юга составляют бывшие колонии Европейцев в Африки и в Азии. Эти страны были завоеваны в 16-19 века и на протяжении всего этого времени поставляли свои ресурсы в метрополию а сами не имели никакого производства в стране. Также стоит учесть что образованием и правами жителей колоний никого не интересовало и поэтому после получения независимости в 20 веке многие эти страны стали зонами региональных конфликтов. Всё это привело к вышеперечисленным проблемам Юга.

Уже сегодня можно заметить массовый поток иммигрантов с Юга в Северные страны. В США из Мексики ежегодно приезжают тысячи иммигрантов, их количество увеличивается и по прогнозам к 2050 году 65% населения США будет говорить на Испанском языке. Во Франции, Англии и Германии проживает множество приезжих из бывших колоний. Их количество увеличивается так быстро, что уже привело к конфликтам в этих странах имеющий межрасовый характер. Похожая проблема и России где сегодня проживает примерно 10 млн. иммигрантов и госторбайтеров из Средней Азии и Кавказа. Конфликты на межрасовой почве стали уже обычным делом в нашей стране.

После всего написанного по этой проблеме можно сказать о взрывном характере этой проблемы. Игнорирование этой проблемы может вызвать социальные взрывы в развитых странах и социальные кризисы в бедных странах Юга. Всё это может привести к серии региональных, а может и глобальных конфликтов.

Следующей глобальной проблемой 21 века является проблема старения населения в развитых странах. Результатом моего изучения данной проблемы является 4 вывода, которые мною были получены при изучении доклада Комиссии Организации объединённых наций по народонаселению. Данные полученные мной заставляют задуматься:

  1. Сегодня происходит полномасштабное старение населения Земли. Старение населения характеризуется увеличением процента старых людей (более 60 лет) и уменьшением числа трудоспособного населения (От 15 до 60 лет). Ожидается, что к 2047 году число пожилых людей превысит число молодого населения. Но уже сегодня в развитых странах Северного полушария пожилое население составляет большую часть населения этих стран.
  2. Демографическое старение является распространенным явлением, так как стареет население во всех странах планеты. Одной из причин старения является уменьшение рождаемости и увеличение срока жизни. Такое сочетание приводит к тому что старых людей в обществе больше и они по большой части влияют на принципы и устои общества
  3. Старение население оказывает влияние на все стороны жизни общества. В Экономике старение населения влияет на занятость, накопления населения, экономический рост. В социальной сфере тоже происходят изменения связанные с оптимизацией медицинской и социальной помощи населению.
  4. Старение население носит долгосрочный характер. Если в 1950 доля старого населения составляла 8% то 2007 эта цифра увеличилась до 11 %.

Две эти проблемы, раскрытые тут, могут лишь в малой степени показать возможные проблемы глобального масштаба которые могут стоять перед человечеством в 21 веке.

Для того чтобы показать какие проблемы и конфликты могут возникнуть в каждом регионе планеты, рассмотрим несколько примеров

: 1) Взрывным регионом планеты является Китай, население которого составляет 1.5 миллиарда человек, большая часть которых проживает на восточном побережье страны. Этот регион уже вызывает опасения в плане загрязнённости окружающей среды, которая не в состоянии прокормить столь огромное население. Результатом может стать социальный взрыв в КНР, который разрушит вторую экономику мира, ввергнет этот регион в гражданскую войну за ресурсы, а население будет страдать от голода.

2) Переместимся на Ближний Восток. Израиль, чьё население не увеличивается и стареет, окружен кольцом арабских стран с бурно развивающимся населением. В последующие десятилетия населения этих стран может поглотить Израиль или что хуже, конфликт между Израилем и этими арабскими странами вызовет сначала региональный, а затем и глобальный конфликт в который будет втянуто всё население Земли.

3) Индия страна цветов и контрастов, но мало кто знает что, большая часть населения этой страны с миллиардом человек проживает в долине реки Инд, который питается из ледников Гималаев. Глобальное потепление приводит к таянию этих ледников и как следствие уменьшение количества воды попадающей в Инд. В будущем Инд может пересохнуть, а значит исчезнет река дающая воду миллиарду человек.

Рассмотрев все эти примеры можно сказать о том что демографическая проблема станет одной из самых острых глобальных проблем, которые станут перед человечеством в 21 веке. Решение этой проблемы станет решением многих региональных и мировых конфликтов, а её игнорирование станет возможной причиной исчезновения человечества или массового вымирания населения.

Оглавление: Введение Глава 1 "Демографический портрет планеты" 1.1 Соотношение мужского и женского населения в мире, России. 1.2 Возрастная структура населения. 1.3 Трудовые ресурсы, экономически активное население. 1.4 Рынок труда, безработица.


Глава 2 Процессы, происходящие в демографической сфере Луганского муниципального образования. 2.1 Сокращение численности населения. 2.2 Старение населения. 2.3 Приоритетные направления в реализации муниципальной демографической политики. 2.4 Экономически активное население и состояние безработицы. 2.5 Распределение трудовых ресурсов по предприятиям и организациям. Заключение. Перспективы развития рынка труда и занятости населения. Приложение.


Цели исследования: 1 Повышение интереса к демографической ситуации в Луганском М.О. Красноармейского района. 2 Определение уровня информированности о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 3 Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской активности.


Задачи: 1 Донести в доступной форме до для детской аудитории информацию о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 2 Стимулировать обсуждения темы рыночных отношений, занятости населения, безработицы. 3 Изучить и проанализировать литературу и справочные материалы по данной проблеме. 4 Выявить знания обучающихся о демографической ситуации, занятости населения в Луганском М.О.






35-40 тысячалетий назад на Земле, по мнению учёных, насчитывалось всего около 1 миллиона человек. С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз. В конце 1999 года на планете появился 6-ти миллиардный человек, а в 2011 году 7-ми миллиардный житель Земли.




Женщин в мире несколько больше, чем мужчин. В среднем мальчиков рождается больше, чем девочек, но в дальнейшем их доля примерно выравнивается, а в старших возрастах становится заметный перевес женщин. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин. Так в скандинавских странах и Японии она достигает лет для женщин лет для мужчин это лучший показатель в мире.








Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и не работающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.




















За последнее десятилетие численность детей и подростков в возрасте 15 лет сократилось почти на 120 человек. Она составляет лишь около 12% всего населения (против 18% в 2001 году). Численность лиц пенсионного возраста увеличилась почти на 207 человек. Их доля составляет 41%. Прогноз: В 2015 году: доля детей будет составлять около 10%, а лиц пенсионного возраста около 50%.




По результатам последней переписи населения доля мужского населения составляет 567 человек, женского человек; что на 25% больше. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет- 60 лет, у женщин- 65 лет.




К сожалению, не благоприятные демографические параметры последних десятилетий осложнились ещё и таким не благоприятным атрибутом, как безработица. Самые высокие показатели официальной безработицы были зафексированы в 90-х годах. Она составляла 89 человек, около 5% от экономически активного населения. Сейчас 45 человек то есть 3%.








До 90-х годов на территории Луганского М.О работали два крупных государственных предприятия: совхоз «Перспективный», и совхоз «Луганский» на которых работало 990 человек. В условиях кризиса их деятельность прекратилась в конце 90-х годов. Количество занятых на государственных, муниципальных предприятиях и организациях сократилась за этот период на 93%. Одновременно возросла занятость населения в частном секторе (почти на 120 человек).










«Демографический кризис» - Миграция: за и против. Выводы. Иммиграция в Россию желательна, но должна быть избирательной и адресной. Изменение соотношения работающих и пенсионеров. ...Существенно увеличит нагрузку на бюджет. Против. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон». Изменение доли 20-35 летних в возрастной структуре трудоспособного населения.

«Демографическое прогнозирование» - Цели, задачи, демографической политики - устранение возможности депопуляции. Макроуровень Мезоуровень Микроуровень. Прогноз общей численности населения. Экономические Административно-юридические Духовные (идеологические). Межгосударственный (стратегическ.) Региональный (оперативный) Семейный (тактический).

«Демографический вызов» - Коэффициент суммарной рождаемости в некоторых странах. 2001 год. Сокращение ожидаемой продолжительности жизни женщин и женщин. Россия перед демографическими вызовами XXI века. Вызов высокой смертности. Компоненты прироста населения России, 1927-2003 годы, тысяч человек. Демографическая ситуация в России: проблемы, вызовы и перспективы.

«Демографическая политика» - Основными компонентами демографической политики являются. Демографическая политика -. Основные вопросы. 1. Основные направления государственной демографической политики.

«Демографическая ситуация» - Проанализировав данные анкет, я пришла к неутешительному выводу: большая часть выпускников – 78%, предпочитают уехать из Шумихи и Курганской области. Краткое содержание работы: В Курганской области у мужчин средняя продолжительность жизни составляет 57,08 лет, у женщин – 71,69 год. Поэтому крайне злободневна и современна тема нашего реферата «Демографическая ситуация в России и Курганской области».

«Демографическая проблема в мире» - Сравнение развитых и развивающихся стран по среднегодовому приросту населения (А) и плотности населения (Б). Схема демографического перехода. Индекс мирового производства зерна в 1950 - 2000гг. Демографическая проблема в мире. Рост численности населения мира.

Всего в теме 6 презентаций

Конспект урока на тему: «Демографический портрет Земли XXI века»

Главная дидактическая цель:

Обобщить и систематизировать знания основных понятий и процессов, характеризующих население мира.

Цели урока:

1. Закрепить знания о динамике численности населения, особенностях размещения, уровне урбанизации, направлениях основных миграционных потоков.

2. Способствовать развитию умений применять основные демографические показатели для характеристики населения Земли в целом, отдельных регионов и стран; анализировать таблицы, схемы.

3. Создать условия для развития способности использования научных знаний для принятия обоснованного решения; проявления гуманных отношений в группе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Метод: частично-поисковый

Форма организации: работа в малых группах

Оборудование:

1. Политическая карта мира

2. Статистические справочники и материалы

3. Атласы

4. Раздаточный материал

Закрепление и систематизация знаний

Организует работу малых групп и экспертов.

1. Опросник- конверт № 1

2. Подводит к выполнению за
даний по инструктивным
картам.

3. Подводит к выполнению
творческого задания

4. Подводит итоги

Эксперты озвучивают систему оценивания групп. Группы:

1. отвечают письменно на
вопросы и сдают рабо
ту экспертам на провер
ку.

2. выполняют задания по
инструктивным картам,
объясняют полученные
результаты, делают вы
воды.

3. Обсуждают в группах и
предлагают свои вариан
ты решения проблемы.
Выступают с небольши
ми отчетами.

Ход урока

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Сегодня нам предстоит выяснить, что будет представлять собой население Земли в ближайшем обозримом будущем. В связи с эти - попробуйте сформулировать цели данного урока.

3. Закрепление и систематизация знаний.

Начнем с основных понятий темы. Вашему вниманию предлагается небольшой письменный опросник. Выполните задания - конверт № 1 и сдайте его на проверку экспертам.

Устно озвучьте следующие понятия:

Естественный прирост

«демографический взрыв»

депопуляция

миграция -демографическая политика

3)А теперь нам предстоит выяснить: Грозит ли планете перенаселение?

Для этого ознакомьтесь с заданиями инструктивной карты № 1 - конверт № 2

Инструктивная карта № 1
Пользуясь данными статистических справочников, определите численность

Каждая группа получает свой регион: Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия и Океания.

Сравните эти данные и определите: Какой регион будет лидировать по численности населения?

Какой будет самый малочисленный?

Объясните эти данные. Эти данные отражают картину демографической ситуации в регионах в целом. А как будет она выглядеть по отдельным странам? Выполните задания инструктивной карты №2-конверт №3.

Инструктивная карта №2 Пользуясь данными статистических справочников, определите численность

населения в 2025 году. Внесите их в таблицу.

Каждой группе-своя страна: Индонезия, Китай, Индия, Бразилия, Пакистан, США.

Сравните эти данные и объясните их. Ответьте на вопросы: Какой тип воспроизводства

характерен для данной страны? Каковы его основные характеристики?

Понятно, что с увеличением численности населения увеличивается нагрузка на единицу площади. Чтобы установить насколько сильно она изменится выполните задание инструктивной карты № 3 - конверт № 4.

Инструктивная карта №3 Определите среднюю плотность населения мира. Определите плотность населения в вашем регионе в 2025 году. Ответьте на вопрос: Как можно снизить нагрузку (горизонтальную) на единицу площади? С каким процессом это будет связано?

Повторим понятия: -урбанизация

агломерация

мегалополис

Инструктивная карта № 4

Подсчитайте, как изменится численность крупнейших городских агломераций

вашей страны. Как же быть с теми кто останется жить в селе? По всей видимости надо расширять площади освоения. А насколько? Исходя из данных о средней плотности вашей страны, подсчитайте на сколько она должна увеличить площадь освоенных земель? Где взять эти земли, если уже сейчас мы говорим о том, что все, что можно было освоить уже освоено?

Домашнее задание: Предложите свои варианты решения этой проблемы, исходя из особенностей своего региона. Ваша задача: расселить, накормить и обеспечить работой население своего региона. Проекты могут самыми фантастическими.

Но вернемся к нашему изначальному вопросу: Грозит ли планете перенаселение? Как вы ответите на него, имея добытые вами факты?

Подведение итогов.