![Демографический портрет населения в 21 веке. Исследовательская работа](https://i1.wp.com/images.myshared.ru/9/904048/slide_3.jpg)
Сегодня на Земле проживает 7 миллиардов человек, 80 % которых проживает в развивающихся странах, а в развитых странах Европы и Америки наблюдается сокращение населения. Все эти примеры показывают возможные глобальные проблемы безопасности человечества как вида в 21 веке.
Первая проблема это проблема Севера и Юга. Суть её состоит в том, что в Северном полушарии находятся развитые страны с высокими доходами населения, противостоит им бедный Юг, население которого в в 37 раз беднее населения Северного Полушария.
Север представляет ряд развитых стран Европы(Германия, Франция, Великобритания),
Северной Америки (Канада, США) и несколько стран Тихоокеанской зоны (Япония, Австралия). По оценкам ООН в начале 21 века общее состояние 225 богатейших людей мира составляло около 1 трлн. долларов, что равно ежегодному доходу 2,5 млрд. бедняков со всего мира, которые составляют 47% населения Земли. Население Западных стран имеют высокий доход так как имеют хорошее образование и социальную поддержку государства что позволяет им получать высокий доход. Экономика Запада развивалась долгие столетия засчёт притока ресурсов из колоний. Страны Запада составляют 86% мирового ВВП, на менее развитые страны приходится 13% а беднейшие и вовсе 1%. Совокупность всех этих факторов даёт странам Северного Полушария возможность составлять костяк экономики всего мира и диктовать свою волю более слабым государствам мира.
Юг представляет собой совокупность Африканских и Ближневосточных государств, которые образуют полосу бедности. Для таких стран как например Конго, Сомали, Афганистана и Египта характерны низкие доходы населения, безграмотность, коррумпированность власти и неэффективная и неразвитая экономика. Большую часть стран бедного Юга составляют бывшие колонии Европейцев в Африки и в Азии. Эти страны были завоеваны в 16-19 века и на протяжении всего этого времени поставляли свои ресурсы в метрополию а сами не имели никакого производства в стране. Также стоит учесть что образованием и правами жителей колоний никого не интересовало и поэтому после получения независимости в 20 веке многие эти страны стали зонами региональных конфликтов. Всё это привело к вышеперечисленным проблемам Юга.
Уже сегодня можно заметить массовый поток иммигрантов с Юга в Северные страны. В США из Мексики ежегодно приезжают тысячи иммигрантов, их количество увеличивается и по прогнозам к 2050 году 65% населения США будет говорить на Испанском языке. Во Франции, Англии и Германии проживает множество приезжих из бывших колоний. Их количество увеличивается так быстро, что уже привело к конфликтам в этих странах имеющий межрасовый характер. Похожая проблема и России где сегодня проживает примерно 10 млн. иммигрантов и госторбайтеров из Средней Азии и Кавказа. Конфликты на межрасовой почве стали уже обычным делом в нашей стране.
После всего написанного по этой проблеме можно сказать о взрывном характере этой проблемы. Игнорирование этой проблемы может вызвать социальные взрывы в развитых странах и социальные кризисы в бедных странах Юга. Всё это может привести к серии региональных, а может и глобальных конфликтов.
Следующей глобальной проблемой 21 века является проблема старения населения в развитых странах. Результатом моего изучения данной проблемы является 4 вывода, которые мною были получены при изучении доклада Комиссии Организации объединённых наций по народонаселению. Данные полученные мной заставляют задуматься:
Две эти проблемы, раскрытые тут, могут лишь в малой степени показать возможные проблемы глобального масштаба которые могут стоять перед человечеством в 21 веке.
Для того чтобы показать какие проблемы и конфликты могут возникнуть в каждом регионе планеты, рассмотрим несколько примеров
: 1) Взрывным регионом планеты является Китай, население которого составляет 1.5 миллиарда человек, большая часть которых проживает на восточном побережье страны. Этот регион уже вызывает опасения в плане загрязнённости окружающей среды, которая не в состоянии прокормить столь огромное население. Результатом может стать социальный взрыв в КНР, который разрушит вторую экономику мира, ввергнет этот регион в гражданскую войну за ресурсы, а население будет страдать от голода.
2) Переместимся на Ближний Восток. Израиль, чьё население не увеличивается и стареет, окружен кольцом арабских стран с бурно развивающимся населением. В последующие десятилетия населения этих стран может поглотить Израиль или что хуже, конфликт между Израилем и этими арабскими странами вызовет сначала региональный, а затем и глобальный конфликт в который будет втянуто всё население Земли.
3) Индия страна цветов и контрастов, но мало кто знает что, большая часть населения этой страны с миллиардом человек проживает в долине реки Инд, который питается из ледников Гималаев. Глобальное потепление приводит к таянию этих ледников и как следствие уменьшение количества воды попадающей в Инд. В будущем Инд может пересохнуть, а значит исчезнет река дающая воду миллиарду человек.
Рассмотрев все эти примеры можно сказать о том что демографическая проблема станет одной из самых острых глобальных проблем, которые станут перед человечеством в 21 веке. Решение этой проблемы станет решением многих региональных и мировых конфликтов, а её игнорирование станет возможной причиной исчезновения человечества или массового вымирания населения.
Оглавление: Введение Глава 1 "Демографический портрет планеты" 1.1 Соотношение мужского и женского населения в мире, России. 1.2 Возрастная структура населения. 1.3 Трудовые ресурсы, экономически активное население. 1.4 Рынок труда, безработица.
Глава 2 Процессы, происходящие в демографической сфере Луганского муниципального образования. 2.1 Сокращение численности населения. 2.2 Старение населения. 2.3 Приоритетные направления в реализации муниципальной демографической политики. 2.4 Экономически активное население и состояние безработицы. 2.5 Распределение трудовых ресурсов по предприятиям и организациям. Заключение. Перспективы развития рынка труда и занятости населения. Приложение.
Цели исследования: 1 Повышение интереса к демографической ситуации в Луганском М.О. Красноармейского района. 2 Определение уровня информированности о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 3 Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской активности.
Задачи: 1 Донести в доступной форме до для детской аудитории информацию о рынке труда и занятости населения в Луганском М.О. 2 Стимулировать обсуждения темы рыночных отношений, занятости населения, безработицы. 3 Изучить и проанализировать литературу и справочные материалы по данной проблеме. 4 Выявить знания обучающихся о демографической ситуации, занятости населения в Луганском М.О.
35-40 тысячалетий назад на Земле, по мнению учёных, насчитывалось всего около 1 миллиона человек. С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз. В конце 1999 года на планете появился 6-ти миллиардный человек, а в 2011 году 7-ми миллиардный житель Земли.
Женщин в мире несколько больше, чем мужчин. В среднем мальчиков рождается больше, чем девочек, но в дальнейшем их доля примерно выравнивается, а в старших возрастах становится заметный перевес женщин. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин. Так в скандинавских странах и Японии она достигает лет для женщин лет для мужчин это лучший показатель в мире.
Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и не работающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.
За последнее десятилетие численность детей и подростков в возрасте 15 лет сократилось почти на 120 человек. Она составляет лишь около 12% всего населения (против 18% в 2001 году). Численность лиц пенсионного возраста увеличилась почти на 207 человек. Их доля составляет 41%. Прогноз: В 2015 году: доля детей будет составлять около 10%, а лиц пенсионного возраста около 50%.
По результатам последней переписи населения доля мужского населения составляет 567 человек, женского человек; что на 25% больше. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет- 60 лет, у женщин- 65 лет.
К сожалению, не благоприятные демографические параметры последних десятилетий осложнились ещё и таким не благоприятным атрибутом, как безработица. Самые высокие показатели официальной безработицы были зафексированы в 90-х годах. Она составляла 89 человек, около 5% от экономически активного населения. Сейчас 45 человек то есть 3%.
До 90-х годов на территории Луганского М.О работали два крупных государственных предприятия: совхоз «Перспективный», и совхоз «Луганский» на которых работало 990 человек. В условиях кризиса их деятельность прекратилась в конце 90-х годов. Количество занятых на государственных, муниципальных предприятиях и организациях сократилась за этот период на 93%. Одновременно возросла занятость населения в частном секторе (почти на 120 человек).
«Демографический кризис» - Миграция: за и против. Выводы. Иммиграция в Россию желательна, но должна быть избирательной и адресной. Изменение соотношения работающих и пенсионеров. ...Существенно увеличит нагрузку на бюджет. Против. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон». Изменение доли 20-35 летних в возрастной структуре трудоспособного населения.
«Демографическое прогнозирование» - Цели, задачи, демографической политики - устранение возможности депопуляции. Макроуровень Мезоуровень Микроуровень. Прогноз общей численности населения. Экономические Административно-юридические Духовные (идеологические). Межгосударственный (стратегическ.) Региональный (оперативный) Семейный (тактический).
«Демографический вызов» - Коэффициент суммарной рождаемости в некоторых странах. 2001 год. Сокращение ожидаемой продолжительности жизни женщин и женщин. Россия перед демографическими вызовами XXI века. Вызов высокой смертности. Компоненты прироста населения России, 1927-2003 годы, тысяч человек. Демографическая ситуация в России: проблемы, вызовы и перспективы.
«Демографическая политика» - Основными компонентами демографической политики являются. Демографическая политика -. Основные вопросы. 1. Основные направления государственной демографической политики.
«Демографическая ситуация» - Проанализировав данные анкет, я пришла к неутешительному выводу: большая часть выпускников – 78%, предпочитают уехать из Шумихи и Курганской области. Краткое содержание работы: В Курганской области у мужчин средняя продолжительность жизни составляет 57,08 лет, у женщин – 71,69 год. Поэтому крайне злободневна и современна тема нашего реферата «Демографическая ситуация в России и Курганской области».
«Демографическая проблема в мире» - Сравнение развитых и развивающихся стран по среднегодовому приросту населения (А) и плотности населения (Б). Схема демографического перехода. Индекс мирового производства зерна в 1950 - 2000гг. Демографическая проблема в мире. Рост численности населения мира.
Всего в теме 6 презентаций
Конспект урока на тему: «Демографический портрет Земли XXI века»
Главная дидактическая цель:
Обобщить и систематизировать знания основных понятий и процессов, характеризующих население мира.
Цели урока:
1. Закрепить знания о динамике численности населения, особенностях размещения, уровне урбанизации, направлениях основных миграционных потоков.
2. Способствовать развитию умений применять основные демографические показатели для характеристики населения Земли в целом, отдельных регионов и стран; анализировать таблицы, схемы.
3. Создать условия для развития способности использования научных знаний для принятия обоснованного решения; проявления гуманных отношений в группе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Метод: частично-поисковый
Форма организации: работа в малых группах
Оборудование:
1. Политическая карта мира
2. Статистические справочники и материалы
3. Атласы
4. Раздаточный материал
Закрепление и систематизация знаний | Организует работу малых групп и экспертов.
1. Опросник- конверт № 1
2. Подводит к выполнению за 3. Подводит к выполнению 4. Подводит итоги | Эксперты озвучивают систему оценивания групп. Группы:
1. отвечают письменно на 2. выполняют задания по 3. Обсуждают в группах и |
Ход урока
Оргмомент.
Целеполагание и мотивация.
Сегодня нам предстоит выяснить, что будет представлять собой население Земли в ближайшем обозримом будущем. В связи с эти - попробуйте сформулировать цели данного урока.
3. Закрепление и систематизация знаний.
Начнем с основных понятий темы. Вашему вниманию предлагается небольшой письменный опросник. Выполните задания - конверт № 1 и сдайте его на проверку экспертам.
Устно озвучьте следующие понятия:
Естественный прирост
«демографический взрыв»
депопуляция
миграция -демографическая политика
3)А теперь нам предстоит выяснить: Грозит ли планете перенаселение?
Для этого ознакомьтесь с заданиями инструктивной карты № 1 - конверт № 2
Инструктивная карта № 1
Пользуясь данными статистических справочников, определите численность
Каждая группа получает свой регион: Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия и Океания.
Сравните эти данные и определите: Какой регион будет лидировать по численности населения?
Какой будет самый малочисленный?
Объясните эти данные. Эти данные отражают картину демографической ситуации в регионах в целом. А как будет она выглядеть по отдельным странам? Выполните задания инструктивной карты №2-конверт №3.
Инструктивная карта №2 Пользуясь данными статистических справочников, определите численность
населения в 2025 году. Внесите их в таблицу.
Каждой группе-своя страна: Индонезия, Китай, Индия, Бразилия, Пакистан, США.
Сравните эти данные и объясните их. Ответьте на вопросы: Какой тип воспроизводства
характерен для данной страны? Каковы его основные характеристики?
Понятно, что с увеличением численности населения увеличивается нагрузка на единицу площади. Чтобы установить насколько сильно она изменится выполните задание инструктивной карты № 3 - конверт № 4.
Инструктивная карта №3 Определите среднюю плотность населения мира. Определите плотность населения в вашем регионе в 2025 году. Ответьте на вопрос: Как можно снизить нагрузку (горизонтальную) на единицу площади? С каким процессом это будет связано?
Повторим понятия: -урбанизация
агломерация
мегалополис
Инструктивная карта № 4
Подсчитайте, как изменится численность крупнейших городских агломераций
вашей страны. Как же быть с теми кто останется жить в селе? По всей видимости надо расширять площади освоения. А насколько? Исходя из данных о средней плотности вашей страны, подсчитайте на сколько она должна увеличить площадь освоенных земель? Где взять эти земли, если уже сейчас мы говорим о том, что все, что можно было освоить уже освоено?
Домашнее задание: Предложите свои варианты решения этой проблемы, исходя из особенностей своего региона. Ваша задача: расселить, накормить и обеспечить работой население своего региона. Проекты могут самыми фантастическими.
Но вернемся к нашему изначальному вопросу: Грозит ли планете перенаселение? Как вы ответите на него, имея добытые вами факты?
Подведение итогов.