Из чего состоит экономика семьи. Экономика семьи. Свободные денежные средства

Из чего состоит экономика семьи. Экономика семьи. Свободные денежные средства

Московская область, Ленинский район, г. Видное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская СОШ №4

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Экономика семьи»

7 класс

Подготовила:

учитель истории

Мазуряк Виктория Михайловна

г.Видное

2015

Урок по обществознанию (с элементами математики).

7 класс.

«Экономика семьи»

Цели :

    подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;

    познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;

    продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Оборудование : учебник, презентация, проектор.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним.

Выполним следующее задание. Задание: « Верно или неверно»:

если вы согласны с высказыванием полностью – « в», если нет – «н».

(в каждом ряду по 4 вопроса, всего 3 ряда). Слайды 3,4,5,6.

1-ый ряд:

1.Эквивалент – это товар-посредник.

2.Деньги могут определить стоимость любого товара.

3.Деньгами можно оплатить товар или услугу.

4.Одна из функций денег является быть мерой стоимости.

2-ой ряд:

1.К безналичным деньгам относятся монеты.

2.Роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха.

3.Валюта – это денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью.

4.Первые монеты в истории появились в Лидии.

3-ий ряд:

1.В нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.

2.Название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем.

3.Все больше людей в нашей стране пользуются пластиковыми банковскими картами.

4.Купюра – это денежная единица страны, используемая в данном государстве.

Проверим ваши ответы. Выставьте себе оценки самостоятельно. Слайды 7,8.

2. Изучение новой темы. Актуализация знаний.

Исходя из названия темы, давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей ).

Вспомним, что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья. Слайд 9.

В кластере записываются мысли (ассоциации к термину) детей.

Семья объединяет близких людей – родителей, детей. Важнейшим признаком семьи является ведение общего хозяйства. Вы все являетесь участниками этого процесса. В каждой семье приобретаются те или иные предметы, производится ремонт квартиры, мебели; бывает, что семья что – то продает из своего имущества. Взрослые, часто и дети, в семье работают, чтобы принести домой деньги.

Общее хозяйство семьи или экономика семьи складывается из определенных ресурсов.

После заполнения и обсуждения кластера, учащимся предлагается заполнить схему (на слайде 10 ). Схема "ресурсы семьи". Работа по тексту, стр. в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 6-8 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждую ступеньку схемы, приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов.

Итак, назовите ресурсы семьи

1. материальные ресурсы

2. трудовые ресурсы

3. энергетические ресурсы

4. информационные ресурсы

5. финансовые ресурсы.

Физкультминутка.

Мы с вами сегодня остановимся на финансовых ресурсах. Вот послушайте рассказ.

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. Слайд 12.

    Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?

«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 7 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 8000 рублей». Бабушка получает (пенсию)…. Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи. О каких деньгах говорит сын – студент? (о стипендии ) Его стипендия составляет 3 000 рублей. Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1 000 рублей.

Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар – это виды доходов. Слайд 13.

Доходы семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников, а также материальные ценности, получаемые от какой – либо деятельности. Слайд 14 .

Доходы бывают фиксированные и переменные. Слайды 14, 15.

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).

Вопрос: Так какой доход у семьи?

Доходы:

Зарплата папы: 30 000 рублей.

Зарплата мамы: 26 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 68 000рублей.

Итак, к важнейшим источникам дохода семьи отнесем :

1. заработная плата ее членов,

2. социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)

3. доход с предпринимательской деятельности

4. доход с операций с личным имуществом и денежными накоплениями

5. натуральный доход (приусадебное хозяйство, выигрыши)

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она. Слайды 17-20.

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 50 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Расходы делятся на две группы: обязательные и произвольные.

Обязательные

Произвольные

Оплата за квартиру

Циклические: одежда 2-3 сезона, подписка 2 раза в месяц.

Проездной билет

Непредвиденные: сломалась бытовая техника, лекарства, обувь, украшение.

Покупка основных продуктов питания

Сезонные: закупка семян, крышки, сахар, специи.

Сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы семьи? Чего больше? Доходов или расходов? Слайд 21.

Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 68 000 отнял число 50000, и получилось? (18000). Вера и Анфиса опять обрадовались: «Осталось ещё велосипедных 18000 рублей.»,- сказали они. «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа. Хорошо сказал папа, на 7000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом. Слайд 22.

Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

Учитель представляет вниманию учащихся следующие формулы:

Д > Р = Профицит бюджета

Д< Р = Дефицит бюджета

Д= Р = Равноценный (равный) бюджет.

3. Рефлексия.

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

    Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы

    Родители и старший сын - трудовые ресурсы

    Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные

    Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы

    Проценты - доход от сбережений в банке

    Рента за земельный участок - собственность.

Крепкая семья держится на чувствах любви, взаимоуважения, взаимопомощи родителей, детей. Но эта духовная основа семьи должна иметь под собой прочную материальную базу – экономику семьи. Чтобы любовь, которая создает семью, не разбилась о трудности быта нужно учиться вести семейное хозяйство.

4. Домашнее задание. Слайд 23.

§ 18, задания 1-3 (в классе и дома) - письменно

Доход

Расход

обязательные платежи

Питание

Промтовары

Культурно-бытовые услуги

Вопрос 1. Что такое семейное хозяйство?

Семейное хозяйство (домохозяйство) - объединение людей, связанных совместным бытом и проживанием в одном месте. Может состоять из одного лица; включать прислугу. Согласно рекомендациям ООН для переписи населения, это понятие основано на бытовом укладе, в рамках которого люди обеспечивают себя пищей и всем необходимым. Обычно рассматривается как потребительская ячейка, однако существенным является и выработка единой стратегии в сфере предложения труда. Существенным признаком домохозяйства является объединение доходов.

Вопрос 2. Каковы принципы «домашней экономии» А. Т. Болотова? Соотнеси их с уже прочитанными тобой разделами параграфа. Сформулируй эти принципы, используя выделенные жирным шрифтом термины.

Важнейшие принципы «домашней экономии» Болотова заключались в элементарном планировании бюджета, а именно: он завел регулярные записки, переписывал все замышляемые дела, старые дела, сопоставлял их со своим достатком и выбирал главные. Иными словами, он тщательно планировал «семейный бюджет», рационально (лимитировано) тратил свои денежные средства и правильно делил семейные расходы на обязательные и произвольные.

Вопрос 3. Из чего состоит имущество семьи?

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи - это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы. Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний.

Вопрос 4. Из чего складываются доходы семьи?

Доход семьи - это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

Вопрос 5. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал?

Семейный бюджет - предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время - обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

Вопрос 6. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

Бюджет - это расчет/роспись предполагаемых доходов и расходов на определенный срок. Он позволяет планировать определенные действия, контролировать расходы. Для государства бюджет утверждается законодательно, т. к. при этом учитываются поступаемые налоги и контролируются расходы на всех уровнях исполнительной власти. Бюджет потребительский – это баланс доходов и расходов семьи или отдельного человека. Он характеризует уровень их жизни, позволяет определять свои расходы и соизмерять их со своими доходами, чтобы не иметь долгов. Для предприятия/организации бюджет также необходим, чтобы обеспечить баланс своих доходов и расходов и не допустить банкротства.

Вопрос 7. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?

Этот доход является фиксированным, так как родители получают заработную плату. Так же есть дополнительный доход являющийся переменным, он не связан с основной деятельностью.

Вопрос 8. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.

Эти затраты можно отнести к произвольным расходам. Произвольные расходы связаны с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

Вопрос 9. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли данный принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.

Действительно, раньше мужчина считался главой семьи, он был кормильцем и добытчиком, все решения принимал единолично, все были обязаны уважать его и подчиняться ему. Женщина должна была заниматься исключительно хозяйством и воспитанием детей. Сейчас времена изменились. Поскольку женщина работает наравне с мужчиной, следовательно, права у них одинаковые. Поэтому сейчас главным в доме может быть и мужчина и женщина.

Вопрос 10. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учёта семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 - из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 - из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.

Здесь, однозначно, главный мужчина, он слишком много претензий предъявляет своей жене. Количество ссор можно было бы избежать, если бы они одинаково выполняли свои обязанности и уважали друг друга.

Вопрос 11. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.

В современном обществе это носит характер взаимной договоренности. Потому что и женщины и мужчины работают. Если жена больше занята и соответственно зарабатывает – часть обязанностей берет муж. В патриархальном обществе деление было более заметным, но варьировалось по регионам.

Вопрос 12. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред - Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни.

Мачеха наносила вред своим дочерям. Золушка каждый день работает по дому и для неё труд это обычное дело, а дочки мачехи никогда не трудились они ничего не делали, только отдыхали и развлекались. Это огромный минус для девушек.

8. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.

A. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию».

Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор... В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».

B. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба... у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин... высушенными рыбами и всякой овощью... наготовлено было на запас всякого дерева и посуды... Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни... и всё, что ни попадалось ему... тащил к себе».

Хозяйство было заброшено у всех. Они не вели его рационально.

Семья является главной формой функционирования людей по поводу совместного быта, которая держится на союзе двух партнёров и на связях между родными. Эти контакты представлены взаимными отношениями мужей и жен, детей и родителей, братьев и сестер, а также других кровных (и не только) родственников, проживающих на одной территории и осуществляющих совместное хозяйствование на основании общего бюджета.

Важную роль в нормальном существовании ячейки общества играют ресурсы семьи. Они имеют несколько видов и направлены на удовлетворение разных потребностей. Что такое ресурсы семьи, примеры и их классификация, значение и способы увеличения - эти вопросы будут рассмотрены в статье. Но прежде стоит разобраться, что такое ячейка общества и каковы ее функции.

Общая характеристика семьи

Как говорилось ранее, это группа людей, основанная на кровном родстве или оформленном в законодательном порядке союзе. Жизнедеятельность каждой отдельной ячейки общества можно охарактеризовать, используя духовную и материальную стороны.

Для лучшего понимания нужно сказать, что семья и узаконенные отношения представляют собой абсолютно разные понятия. Для существования брака достаточно всего двух человек, а ячейка общества - это более сложная и развитая структура взаимоотношений, ведь в нее, кроме супругов, нужно включить детей, кровную (и не только) родню. Нередко от модели ячейки общества зависят и ресурсы семьи, и возможности их увеличения. Ведь их источником зачастую являются именно трудоспособные члены - мать, отец, бабушка, дедушка.

Выделяют персональную модель отношений внутри семьи (мать и дочь) и групповую (дети и родители, супруги и старшее поколение).

Основные функции семьи

Общий образ конкретной единицы социума, который складывался веками и является эталоном для современного общества, непосредственно имеет отголосок для ее модели поведения, структурирования и конкретно поставленных задач - функций.

Основными задачами семьи выступают: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная.

Репродуктивная задача считается основополагающей для любой ячейки общества. Это воспроизведение новых членов семьи, т. е. рождение детей. Проще говоря, чтобы через несколько десятилетий численность граждан любого государства осталась на том же уровне, для каждой семьи необходимо иметь не меньшее количество детей, чем число родителей. Выполнение этих задач во многом зависит от ресурсов семьи. Поскольку, чем выше тем больше возможностей вырастить и воспитать достойных членов общества. Стоит отметить, что зачастую репродуктивная функция перевыполняется, невзирая на финансовые возможности.

Для хозяйственно-потребительской задачи важны всевозможные стороны семейных взаимоотношений. Сюда нужно отнести организацию домашнего бюджета, общие методы управления ячейкой.

Воспитательная функция заключается в привитии детям правильных жизненных ценностей, трудовых навыков и понятий, необходимости заботы и уважения по отношению к старшим, умения обращаться с деньгами, а также рационально использовать ресурсы семьи. А лучшим примером для детей, естественно, будет пример их родителей. Также к рассматриваемой категории задач нужно приурочить и самостоятельное воспитание как самих чад, так и их родителей.

Для восстановительной функции важен аспект ведения здорового образа жизни, поддержания тонуса жизнедеятельности, выделения времени для отдыха и досуга. Семья должна представлять собой оздоровительную среду, в которой забота о близких и их поддержка являются нормой. Для этого очень важным фактором является нравственность и психология, а также следование режиму питания, чередование трудовых будней и отдыха. Естественно, крайне важно наличие совместного досуга, который может выступать в активной и пассивной формах.

Ресурсы семьи: что это такое?

Точного определения этого понятия, как и самой ячейки общества, в законодательстве не предусмотрено. Ресурсы семьи (обществознание) — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и
Кроме функций, каждая семья владеет определенным состоянием, которое включает в себя денежные, материальные и производственные накопления и источники доходов, которые складываются в бюджет семьи.

Классификация

Ресурсы семьи можно разделить на следующие категории:

  • трудовые (способность и желание каждого члена семьи к труду);
  • материальные (жилье, гараж, земельный надел, автомобиль, велосипед, предметы быта);
  • финансовые (наличность, счета в банке, ценные бумаги, страховки);
  • технологические (процесс приготовления пищи, пошива одежды, проведение ремонтных работ).

Данными видами ресурсов в той или иной степени владеет каждая современная семья. Также, выполняя определенные действия и следуя несложным законам современного общества, она способна увеличивать количество и качество своих семейных ресурсов. Все упирается в воспитание, труд и умение зарабатывать.

Главное для достижения ресурсов - психологический климат в семье

Отдельно взятую ячейку общества можно сравнить с компанией. Успешные корпорации с грамотными руководителями, умеющими правильно настроить рабочий коллектив, имеют хорошие финансовые и технологические показатели. Благодаря этому, они способны оказывать влияние на окружающих и успешно конкурировать с другими фирмами. Так и в семье. Фундаментом для создания современной ячейки общества служат не экономическое и статусное положение в обществе, а эмоциональный аспект отношений внутри семьи.

Каждая конкретная ячейка представляет собой неотъемлемую часть любого общества, существование и процессы жизнедеятельности которого характеризуют духовные и материальные стороны. Жизнь каждой семьи также можно охарактеризовать, используя эти два направления. Если она обладает высокими моральными принципами, то и общий культурный уровень развития общества будет на уровне. Внутри системы важную роль играет воспитательная функция, ведь от того, какие ценности прививают родители своим детям с малого возраста, зависит качество будущего общества.

Общение в семье также играет немаловажную роль. Оно формирует ребенка как личность и конкретного члена общества. А для того чтобы дети обладали высокими моральными принципами, крайне важно с детства воспитывать у них чувство уважения к другим людям, в особенности к старшим, а также учить их заботиться о себе, своих родителях и близких. Это во многом зависит от такого понятия, как ресурсы семьи, используемого взрослыми в процессе воспитания.

Что влияет на увеличение ресурсов?

Они выполняют немаловажную роль для каждой ячейки общества. Их количество и качество напрямую зависят от моральной обстановки в семье, ее самых главных ценностей. Ведь приумножить семейные ресурсы и улучшить их качество смогут лишь те люди, которые ответственно относятся к институту брака, у которых первое место в жизни занимают семья и дети. Люди, для которых являются главным жизненным приоритетом, всегда будут стремиться к тому, чтобы их близкие и родные люди ни в чем не нуждались, а значит - повышать материальное и духовное благополучие своей ячейки общества.

Заключение

Ресурсы семьи, как правило, всегда зависят от стараний и умений её членов. Улучшение их качества и количества во многом зависит от моральной и эмоциональной связи между родными. Ресурсы семьи оказывают большое значение на выполнение функций, возложенных на ячейку общества.

Экономика семьи

Цели: познакомить учащихся с понятиями семейный бюджет, ресурсы, доходы, расходы; рассмотреть

Основные виды доходов и расходов; продолжить формирование умений анализировать ситуации,

Делать выводы, работать с текстом учебника.

Оснащение: дидактический материал

Ход урока:

I. Изучение нового материала

Вопрос: Что такое семья?

Семья объединяет близких людей – родителей, детей. Важнейшим признаком семьи является ведение общего хозяйства. Вы все являетесь участниками этого процесса. В каждой семье приобретаются те или иные предметы, производится ремонт квартиры, мебели; бывает, что семья что – то продает из своего имущества. Взрослые, часто и дети, в семье работают, чтобы принести домой деньги.

Общее хозяйство семьи или экономика семьи складывается из определенных ресурсов.

Учебник § 18 п.1 стр. 190 – 192 – назовите ресурсы семьи

ресурсы семьи

1. материальные ресурсы

2. трудовые ресурсы

3. энергетические ресурсы

4. информационные ресурсы

5. финансовые ресурсы.

Мы с вами сегодня остановимся на финансовых ресурсах. Вот послушайте рассказ.

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

  • Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?

«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 2 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 10 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 6 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 2000 рублей». Бабушка получает …. Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи. О каких деньгах говорит сын – студент? (о стипендии ) Его стипендия составляет 1 000 рублей. Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1 000 рублей.

Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар – это виды доходов.

Доходы семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников, а также

Материальные ценности, получаемые от какой – либо деятельности.

Доходы бывают фиксированные и переменные

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная

Плата, пенсия, стипендия)

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от

Изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса

Проценты от сбережений в банке)

Вопрос: Так какой доход у семьи?

Доходы:

Зарплата папы: 10 000 рублей.

Зарплата мамы: 6 000 рублей.

Пенсия бабушки: 2 000 рублей.

Стипендия брата: 1 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 20 000рублей.

Итак, к важнейшим источникам дохода семьи отнесем :

1. заработная плата ее членов,

2. социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)

3. доход с предпринимательской деятельности

4. доход с операций с личным имуществом и денежными накоплениями

5. натуральный доход (приусадебное хозяйство, выигрыши)

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она.

Продукты – 5 000 рублей.

Оплата обедов – 2 000 рублей.

Оплата за квартиру, свет, газ - 2 000 рублей.

Оплата за детский сад – 1200 рублей.

Оплата занятий в ЦТДиЮ – 1 000р.

Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

___________________________________________

Итого: 16 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо

Изделий, услуг.

Расходы делятся на две группы: обязательные и произвольные

Сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы семьи? Чего больше? Доходов или расходов?

Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 20 000 отнял число 16 000, и получилось? (4000). Вера и Анфиса опять обрадовались: «Осталось ещё велосипедных 4 000 рублей.»,- сказали они. «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа. Хорошо сказал папа, на 2000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом.

Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

Крепкая семья держится на чувствах любви, взаимоуважения, взаимопомощи родителей, детей. Но эта духовная основа семьи должна иметь под собой прочную материальную базу – экономику семьи. Чтобы любовь, которая создает семью, не разбилась о трудности быта нужно учиться вести семейное хозяйство.

Домашнее задание: § 18, задания 1-3 (в классе и дома) - письменно

В некоторых странах предпринимались попытки ликвидации хозяйств отдельных семей и объединения их в одно общинное хозяйство, где все будут одинаково работать и делить поровну всё произведённое. Какими, по-твоему, могут быть положительные и отрицательные последствия подобных преобразований?

Имущество и доходы семьи

Мы знаем, что без человека экономика невозможна - она появилась вместе с человеком, для удовлетворения его потребностей. При этом сама экономика, развиваясь, оказывает влияние на жизнь общества в целом, на становление каждой личности, на деятельность человеческих коллективов, важнейшим из которых является семья.

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи - это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы.

Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу.

    Проведи исследование на тему «Как ресурсы Интернета помогают в ведении домашнего хозяйства».

Доход семьи - это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Для семей, ведущих фермерское хозяйство или владеющих каким-либо бизнесом (например, рестораном), основным источником дохода может стать часть прибыли предприятия.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Семья фермера

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

Члены семей с фиксированным доходом получают установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии. А достаток семей с переменным доходом может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменении количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности своего предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п.

Как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи? Большинство семей живут в условиях ограниченных доходов, не позволяющих удовлетворить постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей для дополнительного заработка, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей.

    Семья должна соотносить свои доходы и потребности, выстраивая их по степени важности.

К сожалению, в современной России многие семьи живут бедно. Неудивительно, что подростки хотят помочь родителям, заработав дополнительные средства. В свою очередь, есть фирмы, предлагающие им эту возможность.

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14-16-летнего подростка, совмещающего работу с учёбой, не должна превышать 2,5 часа, 16-18-летнего - 3,5 часа в день. Ночной труд запрещается. Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

Дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе.

Что такое семейный бюджет

В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет ты наверняка встречал слово «бюджет» (от англ. budget - денежная сумка, кошелёк). Когда-то в Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и свои отчёты. Со временем словом «бюджет» стали называть отчёт министра финансов перед парламентом.

Рассмотрим современное значение этого слова. Семейный бюджет - предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время - обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

Твой бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или на месяц. Ты можешь истратить их в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь составление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов.

    Попытайся представить, что произойдёт, если семья не будет заботиться о своём бюджете.

На что расходуются деньги

Все расходы семьи можно разделить на две группы: обязательные и произвольные.

К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества, газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства.

Произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

Например, затраты на хлеб и молоко являются обязательными, а на экзотические фрукты - произвольными, на телефонную связь (если дома есть телефон) - обязательными, а на услуги сотовой связи и Интернета - произвольными. Необязательными являются затраты на путешествия, приобретение личного автомобиля или драгоценностей.

«Без нужды живёт, кто деньги бережёт» - эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Возможности каждого отдельного человека и семьи в целом ограничены. Лимитирован не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

Главное направление рационального ведения домашнего хозяйства - строгий учёт доходов, экономное расходование средств с целью достичь наилучших результатов с наименьшими затратами. Этой цели можно достичь, действуя в двух направлениях: организуя хозяйство совместными усилиями семьи так, чтобы каждый выполнял посильную работу, экономя время и силы остальных; разумно сберегая деньги, имущество семьи и пополняя знания о способах ведения хозяйства. Особенно сложно действовать в первом направлении.

Было бы неправильно относиться к хозяйственным делам в семье как тяжкой повинности, ведь это и забота членов семьи друг о друге, и форма выражения взаимной любви и привязанности, и способ проводить больше времени вместе. Взаимовыручка и полная отдача каждого сплачивают семью и сохраняют силы и средства для совместного досуга (спорт, путешествия, походы в театр и кино, экскурсии и т. п.).

    Сравни, какие виды домашней работы ты мог бы выполнять и какие выполняешь на деле. Есть ли разница?

Проверим себя

  1. Из чего состоит имущество семьи? 2. Из чего складываются доходы семьи? 3. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал? 4. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

В классе и дома

  1. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?
  2. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.
  3. Вспомни и запиши свои расходы за последнюю неделю (месяц). Какие из них были неотложными, какие можно было бы отложить, а какие вообще являются ненужными? Соотнеси расходы по этим трём группам и подумай, рационально ли ты планируешь свой бюджет.
  4. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли данный принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.
  5. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учёта семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 - из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 - из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.
  6. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.
  7. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред - Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.
    1. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию». Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор... В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».
    2. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба... у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин... высушенными рыбами и всякой овощью... наготовлено было на запас всякого дерева и посуды... Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни... и всё, что ни попадалось ему... тащил к себе».

Практикум

  1. Подготовьте и проведите в классе конкурс плакатов «Товар XXI века». Дайте обоснование экономических и потребительских преимуществ выбранного товара.
  2. Подготовь сообщение на тему «Использование информационных технологий в школе». Узнай о возможностях использования интернет-ресурсов в образовании. Как информационные технологии помогают учащимся в обучении, преподавателям в разработке и реализации учебных планов, администрации в усовершенствовании организации учебного заведения?
  3. Разработайте с одноклассниками «Памятку покупателю», в которой поместите советы, как себя рационально вести при покупке товара. В ней могут быть следующие разделы: «Как купить товар», «Как сэкономить деньги», «Права и обязанности потребителя» и др. В устной презентации обоснуйте разработанные рекомендации.
  4. Посети различные торговые организации в своём районе: рынок, продовольственный магазин, крупный универсам. Узнай цены на чаще всего приобретаемые твоей семьёй товары: молоко, хлеб, картофель. Сравни полученные данные. Объясни, почему цены на одни и те же товары разные. Сделай выводы о том, что влияет на цену того или иного товара.
  5. Исследователи российского предпринимательства выделяют основные мотивы участия в этой деятельности: обретение самостоятельности и независимости, реализация профессиональных способностей, достижение материального успеха, полезность выполняемой работы и авторитет в глазах окружающих.
    Проведи опрос среди сверстников: что может привлекать сегодня молодёжь в бизнесе? Каковы главные мотивы участия в предпринимательстве? Что препятствует выбору этой деятельности? Нужно ли уже сегодня школьникам овладевать знаниями и умениями, необходимыми для самостоятельной, инициативной деятельности? Где и как можно начать к ней готовиться?