Прогноз цен на недвижимость в г. Рисковое это дело. Два сценария развития событий

Рассказ о сверхмалых подводных лодках начинался с кустарных субмарин, изготовление которых сейчас может осуществить практически любое крупное машиностроительное предприятие - были бы деньги у заказчика. Но в наше время и заказчиков с деньгами немало, да и речь идёт прежде всего о контрабандистах и наркоторговцах. Тот, кто следил за мировыми новостями, заметил, что в последние годы неоднократно фиксировались случаи использования сверхмалых подводных лодок для доставки наркотиков из стран Латинской Америки (в первую очередь, Колумбии) в Мексику, США и Канаду.


Первое упоминание о таком варианте наркотрафика относится к середине 1990-х годов, когда в ходе расследования в США задержали дельца Людвига Файнберга, пытавшегося для одного из крупнейших наркобаронов Пабло Эскобара приобрести в России подлодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась. Но с тех пор полиция Колумбии неоднократно находила на территории страны строящиеся небольшие субмарины.

Поначалу сверхмалые подводные лодки наркодилеров были относительно простыми. Поэтому и цена их не превышала 200 - 300 тысяч долларов. При использовании современных технологий и материалов гораздо более совершенную лодку можно построить за 1,5-2 млн долларов.

Подводная лодка осуществляет рейд из Колумбии на север. В конечной точке маршрута в нескольких километрах от берега курьеров встречают на быстроходных катерах, которые доставляют товар на берег. Субмарину, как правило, топят, а экипаж отправляется домой. Гонорар за одно такое путешествие составляет от 30 до 100 тысяч долларов. При этом килограмм кокаина в Колумбии стоит около 2500 долларов. Но в США и Европе его продают по 30 000.

Впервые кустарную подлодку обнаружили не на берегу, а в море, в 100 милях от побережья Коста-Рики в 2006 году. С тех пор из года в год, несмотря на все усилия, власти вылавливают... не более 14% подобных субмарин. Но в колумбийских джунглях ежегодно на замену конфискованным строят несколько десятков новых судов. На это уходит примерно три месяца работы. Считается, что более 30% всего кокаина вывозят из Колумбии именно с помощью полупогружённых или подводных лодок. Правоохранительные органы уверены, что наркомафия будет и дальше совершенствовать подобные плавсредства.

Прочный корпус и проект лодки-наркокурьера, захваченной в Факататиее, Колумбия, 2000 г.

Стеклопластиковая лодка, захваченная полицией в 1994 г. на побережье национального парка Тайрона, Колумбия, 1994 г.

Полупогруженная стеклопластиковая лодка, захваченная у о. Сан Андрес, Колумбия, 1993 г.





Полупогруженная лодка (по американской классификации - Bigfoot II), захваченная береговой охраной США, Колумбия, 2008 г.

Всего с 1993 по 2012 год колумбийские власти изъяли у наркомафии 76 подводных лодок.

Число задержанных субмарин позволяет сделать некоторые обобщения. Большинство лодок обладают небольшой глубиной погружения, как правило, не превышающей 4,5 метра. Многие субмарины выполняются полупогружными, в этом случае возвышение над водой может составлять 8-10 см. Существует вариант лодки, изготовленной из секций цистерн высокого давления. Такая лодка имеет разборную конструкцию (2-3 блока) и может перевозиться к месту окончательной сборки скрытно на грузовиках. Глубина погружения достигает 40 метров, что позволяет при соответствующей настройке системы управления имитировать поведение китов, маршрут миграции которых проходит мимо Колумбии и Калифорнии. Экипаж - от 2 до 4 человек. Масса перевозимого кокаина - порядка 3-10 тонн. Запас хода - около 5 тыс. км.

ИСТОРИЯ

Условно историю сверхмалых субмарин наркомафии можно разделить на три этапа:

  • с 1992 до 2004 года - период экспериментальных моделей: неожиданные решения, ошибки, гибель лодок при испытаниях, полиция пока не уверена, что реально возможна поставка наркотиков под водой;
  • 2005 - 2006 годы - захвачены действующие прототипы, модели сильно отличаются друг от друга, но уже способны пройти путь от Колумбии до США. Многие решения отличаются от традиционных схем военных подводных лодок;
  • с 2007 года - зрелые проекты, лодки наркомафии по оснащённости электроникой и автоматизации сопоставимы с боевыми сверхмалыми лодками, серийный выпуск с высокой стандартизацией элементов проекта.

Несмотря на большое число публикаций об успехах полиции, реальное количество перехваченных подлодок очень невелико. Большинство субмарин захвачено на берегу, а не в море. Вот краткая хронология этих побед.

1992 год - колумбийский флот обнаружил несколько скоростных моторных лодок и необычных полупогружённых аппаратов «для изучения подводного мира», построенных из стекловолокна. При этом странные аппараты имепи трюмы на 1 - 1,5 тонны груза.

1994 год - на побережье, в районе национального парка Тайрона (Колумбия) захвачена недостроенная субмарина грузоподъёмностью около 1 т. Она могла полностью погружаться, имела радар, эхолот для измерения глубины, кислородные баллоны.

1994 год - в городе Трубо (Колумбия, близ панамской границы) полиция захватила наполовину построенный стеклопластиковый аппарат «для изучения подводного мира», заказчиком которого оказалась левоэкстремистская группировка «Революционные вооружённые силы Колумбии».

1995 год - недостроенная субмарина захвачена в Картахене (Колумбия), продуманный дизайн, похожий на военные лодки.

2000 год - недостроенная- но очень совершенная субмарина, захвачена в Факатативе (центральная часть Колумбии). Лодка двухкорпусная, с балластной и дифферентовочными цистернами, дизель-электрической энергетической установкой. Несомненно участие её в проектировании европейских конструкторов подводных аппаратов.

С 2001 по 2004 год - не удалось захватить ни одной лодки.

Март 2005 года - небольшая лодка захвачена в Тумако (Колумбия). Субмарина находилась в финапьной фазе достройки. Очень мало об этом информации в прессе.

Март 2006 года - большая лодка захвачена на реке Тимбо в районе Питаля (Колумбия) в результате oneрации 2-й бригады морской пехоты.

Ноябрь 2006 года - американская береговая охрана захвaтилa в морe полупогружённую лодку Bigfoot-1.

Август 2006 года - испанская полиция захватила в Галисии подводную лодку для перевозки наркотиков. Лодка была построена в Испании уступала по проработке бийским образцам.

Август 2007 года — крупная, но плохо оснащённая лодка, захвачена в Гуайяра на карибском побережье Колумбии.

Ноябрь 2007 года - довольно примитивная лодка, захвачена навентуры в Колумбии. Лодка очень похожа на лодку из Гуайяра - единый двигатель, работающий в полупогруженном состоянии. Примерно каждые четыре часа лодка должна была всплывать для полной вентиляции.

2007 год - захвачены первые беспилотные буксируемые «наркоторпеды».

2008 год - американская береговая охрана захватила в море полупогруженную лодку Bigfoot-2 проект с лодкой Bigfoot-1).

Июнь 2008 год - в Колумбии обнаружены две подлодки, изготовленные из стекловолокна. Их длина составляла 17 м, масса груза - до 5 т. Недостроенная подлодка была уничтожена, а готовая к отплытию — отбуксирована на военно-морскую базу.

Май 2010 года - полупогруженная лодка захвачена в Эквадоре.

Июль 2010 года - крупная 30-метровая субмарина захвачена в Эквадоре.

2010 год - лодка для контрабанды наркотиков захвачена в Испании.

Февраль 2011 года - спецслужбы Колумбии обнаружили подводную лодку, которая была названа самой технически совершенной из всех обнаруженных ранее. Субмарина имела длину 31 метр, была способна погружаться на 9 метров и вместить 4-х человек. Навигационный комплекс позволял добраться из Колумбии в Мексику. Ориентировочная стоимость лодки - 2 миллиона долларов.

Как видите, успехи невелики. По оценкам, только в 2007 году из Южной Америки по направлению к США было отправлено порядка 40 подлодок с каином, объёмы поставок - 500 - 700 т кокаина в год.

ПОСТАВЛЕНО НА ПОТОК

Наибольшей популярностью у наркодилеров пользуются субмарины длиной до 20 метров, вмещающие до 4-10 тонн наркотиков. Как заявил специалист по борьбе с наркотрафиком в США адмирал Джозеф Ниммич, есть информация о наличии у наркомафии даже полностью телеуправляемых субмарин. В конструировании подобных лодок активное участие принимают иностранные специалисты из развитых стран (Италии, Швеции, России, Нидерландов и бывшей Югославии). Размах строительства сверхмалых лодок в Колумбии настолько велик, что появились сведения о возможном их экспорте в Европу для местных наркодельцов.

По неофициальным заявлениям, потери при транспортировке наркотиков через охраняемые границы с помощью сверхмалых лодок на порядок ниже, чем любым другим способом. С юридической точки зрения остановить «наркосубмарину», идущую в надводном положении в нейтральных водах, не так-то просто.

На основании неофициальных источников и материалов, выставленных в Интернете, можно представить и технологию постройки таких лодок.

Беспилотная наркоторпеда, конфискованная полицией в районе порта Буэнавентура (Колумбия на побережье Тихого океана. Длина 7,5 м, ширина 1,5 м. Наполненную кокаином торпеду цепляли к судну. В случае опасности она погружалась под воду. Это осложняло обнаружение нелегального груза

Эскадра полупогружённых судов, захваченных колумбийской полицией, в основном - это полупогруженные катера типа Bigfoot. Количество лодок впечатляет, но не будем забывать, что в руки полиции попадает не более 15% подводных транспортёров

Прежде всего, ведётся поиск необходимых комплектующих, приобретаемых на коммерческом рынке, так как специальные изделия находятся под контролем спецслужб. Например, бытовые охранные телекамеры могут применяться для перископа, аккумуляторы от грузовиков - для аккумуляторных батарей, автомобильные дизели - для силовой установки. Те, кто пренебрегает этим условием и использует комплектующие реальных лодок, обычно быстро вылавливаются спецслужбами.

Прочный корпус чаще всего варится из обычных труб, которые гнут по лекалам вручную. Отдельные блоки изготавливаются в каком-нибудь сарае, вдали от водоёма. Окончательная сборка и первые испытания корпуса проводятся в лесу, недалеко от реки, под пластиковыми или брезентовыми навесами. Яму нужного размера для предварительных тестов роют за время сборки лодки. Спуск в море готового изделия осуществляется вручную. Дальнейшие апробации проходят в море с помощью бывших военных моряков, обладающих опытом эксплуатации подлодок.

Во всех вариантах в оснащение таких субмарин входят телевизионный перископ и навигационная система. Кроме того, состав бортового оборудования может включать гидроакустическую станцию, чаще всего доработанную гражданскую рыболовецкую, выдвижные антенны радиосвязи и космической радионавигационной спутниковой системы Navstar для применения на перископной глубине. По желанию заказчика устанавливается примитивное устройство обеспечения работы двигателя под водой, позволяющее производить зарядку аккумуляторных батарей на глубине двух-трёх метров.

Имеются сведения о том, что для увеличения радиуса действия возможна скрытная буксировка транспортной лодки в район назначения надводным судном. При этом субмарина находится в подводном положении, для чего на лодке смонтирован специальный дистанционно-управляемый захват для буксирного троса. По прибытии судна в назначенный район судно-буксировщик передаёт команду экипажу лодки и производит дистанционное отсоединение. После разгрузки лодки возможно повторное взятие её на буксир для возвращения на базу, если будет принято решение сохранить лодку для будущих рейсов.


Эту дизельную подлодку в пятнистом камуфляже с покрытием из кевлара захватила эквадорская полиция на реке Гуйяувил (вблизи границы с Колумбией) в июле 2010 г.

Захваченное полупогружённое судно, имеющее условное название Bigfoot II. Это распространённый и относительно дешёвый вид судов-наркокурьеров, цена такого полупогружённого «катера» - в пределах 500 тысяч долларов

Транспортные лодки снабжены грузовыми помещениями, чистый объём которых колеблется от шести до десяти кубических метров. Не исключается и наружное размещение нескольких грузовых модулей, что упрощает доставку и получение груза. Управляет лодкой, как правило, один человек. Для обеспечения трёхсменной вахты во время длительного перехода её экипаж может составлять три-четыре человека. Автономность по провизии и системам жизнеобеспечения для команды такой численности доходит до 20 суток.

В качестве главной энергетической установки применяются электрические двигатели или обычная дизель-электрическая установка, состоящая из дизель-генератора (мощностью около 100 кВт) и электродвигателя (мощностью 40 -60 л.с.). Запас дизельного топлива -шесть-десять тонн, что обеспечивает дальность хода под шнорхелем или в надводном положении до 2000 миль, а аккумуляторные батарея гарантируют 10-15 часов подводного хода.

Конструкция лодок наркодилеров однокорпусная, без водонепроницаемых переборок, в носу и корме могут находиться цистерны главного балласта. Иногда с целью транспортировки корпус лодки выполняется разборным на ряд отдельных модулей, что позволяет перевозить их в двух-трёх стандартных 30-тонных контейнерах класса ІА.

Под приведённое описание, например, полностью подходят две подводные лодки наркомафии, захваченные в Колумбии в октябре 2007 года. Одна субмарина была готова к отплытию, другая находилась в процессе строительства на верфи вблизи порта Буэнавентура на Тихоокеанском побережье.

В коммюнике пресс-службы ВМФ отмечается, что оба судна принадлежат левоэкстремистской фуппировке «Революционные вооружённые силы Колумбии» (РВСК), она же контролирует и верфь в Буэнавентуре.

Готовое к плаванию судно способно было перевозить до 5 тонн наркотиков. Недостроенная же субмарина могла принять на борт более 10 человек.

Сравнительные размеры сверхмалых лодок колумбийской и эквадорской наркомафии

Субмарина колумбийской наркомафии, захваченная 14 февраля 2011 г. вблизи Тимбику департамента Кауке (Тихоокеанское побережье Колумбии). Подобные лодки находили и раньше, но такую большую ещё никогда. Длина этой субмарины - 30 метров, и она может погружаться под воду на 9 метров

14 февраля 2011 года колумбийские военные пожертвовали праздником и накрыли подпольную верфь в русле реки на юго-западе Колумбии, пае стояла новенькая подводная лодка для перевозки наркотиков. Длина лодки 31 метр, ширина - 3 метра. Субмарина может погружаться на глубину 9 метров, спасаясь от обнаружения береговыми патрулями.

Когда её нашли, людей на судне не было. Но это самое современное судно наркоторговцев из тех, что видели колумбийские военные. Кокаиновая подводная лодка могла взять на борт экипаж из 4-х человек и до 8-ми тонн наркотиков. Стоимость постройки такой подводной лодки, по оценкам экспертов, - не менее 2 миллионов долларов.

Ещё один факт. В 2011 году в порту Буэнавентура полицией была захвачена беспилотная наркоторпеда. Она имеет 7,5 метра в длину и полтора метра в ширину, способна перевозить до пяти тонн наркотиков. При этом наркоторпеда гораздо проще, чем подлодка наркомафии, пойманная в феврале 2011 года, потому что не имеет команды и является неуправляемым аппаратом. Эту подлодку цепляют к судну, а в случае опасности опускают под воду.

ТЮРЕМНЫЕ МЕМУАРЫ

Мировая пресса распространила интервью захваченного на одной из наркоподлодок подводника Густаво Алонсо. Вместе с тремя другими членами экипажа и охранником из колумбийской наркомафии он теснился в небольшой субмарине площадью не более 15 кв. м, курсирующей вдоль мексиканского побережья. Подлодку обнаружил вертолёт береговой охраны США. К этому времени наркокурьеры уже почти две недели болтались в море - их контактное лицо в Мексике опаздывало на встречу на четыре дня. На борту находилось 3,5 тонны кокаина, за которые, попади они на улицы американских городов, можно было выручить не менее 60 миллионов долларов. На лодке было так мало места, что члены экипажа с трудом могли встать в полный рост. Они коротали время за игрой в карты; единственным связующим звеном с внешним миром для них был торчащий над водой стеклянный купол субмарины. Когда появился вертолёт, они предпочли не сопротивляться хорошо вооружённым американцам - шансов спастись с утлого судна посреди океана у наркокурьеров практически не было.

Это был не первый рейс Алонсо: до этого он уже перевёз на другой субмарине 5 тонн кокаина. «Когда я первый раз увидел такую подлодку, то испугался», - признаётся Алонсо. Впрочем, испуг прошёл, и с десятью тоннами горючего на борту, запасом консервов, воды и 3,5 тонны кокаина он снова вышел в море. Субмарина была разделена на три отсека. Люк в носовой части вёл в грузовой отсек длиной в метр. Пакеты с кокаином Алонсо и его подручные протаскивали туда на коленях. Резервуары с дизельным топливом располагались под крохотным отсеком, где спал экипаж. Туалетов и вентиляции на борту не было, зато имелись GPS-навигатор и радио. Когда на лодке начинали работать двигатели, становилось невыносимо жарко, кислорода не хватало, а воздух наполнялся оксидом углерода. «Ты постоянно чувствуешь, что задыхаешься», - вспоминает Алонсо. Каждые четыре часа субмарина сбрасывала скорость с 12 узлов до четырёх. В это время экипаж ровно на одну минуту открывал люк и запускал внутрь свежий воздух, после чего лодка снова набирала скорость. Пить приходилось много из-за жары, а зловоние от находившейся рядом «параши» быстро стало невыносимым. Лодка Алонсо была перехвачена береговой охраной США. Пойманный с поличным экипаж получил очень серьёзные тюремные сроки. Им не повезло: большинству наркокурьеров всё сходит с рук....

Эксперты дали прогноз ситуации на рынках торговой, офисной и складской недвижимости Московского региона в следующем году

Эксперты четырех ведущих международных консалтинговых компаний ожидают восстановления рынка коммерческой недвижимости Москвы в следующем, 2018 году.

В первую очередь аналитики прогнозируют в столице увеличение ввода торговых и офисных площадей, снижение доли пустующих площадей во всех сегментах коммерческой недвижимости, а также незначительный рост ставок аренды или сохранение их на текущем уровне.

Торговые центры

«Главный тренд — снижение вакантности помещений в торговых центрах»

Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости JLL:

— Главным трендом московского рынка торговой недвижимости в 2018 году будет снижение вакантности в качественных торговых центрах Москвы. В условиях ограниченного ввода новых объектов в 2017 году (около 200 тыс. кв. м) мы ожидаем снижения доли свободных площадей с 7,5% в декабре 2016 года до 5,7% в декабре 2017-го. В 2018 году в действующих ТРЦ также будут постепенно заполняться площади в торговых центрах, введенные в 2015-2016 годах.

Крупные сетевые ретейлеры продолжают свое развитие, тестируют новые концепции и запускают новые форматы. Также мы видим растущий интерес к нашему рынку со стороны новых международных брендов, и всем для этого нужны подходящие площадки в современных профессиональных торговых центрах.

На 2018 год в Москве анонсированы к вводу порядка 300 тыс. кв. м арендуемых площадей в торговых центрах. Самыми крупными событиями будущего года станут ТРЦ на Каширском шоссе (71 тыс. кв. м, девелопер — «ЭНКА ТЦ»), «Остров мечты» (160 тыс. кв. м, девелопер — ГК «Регионы»), «Арена плаза» (20 тыс. кв. м от ВТБ). Примечательно, что из всего списка проектов 2018 года только один является классическим ТРЦ — проект «ЭНКА ТЦ» на Каширском шоссе.

Офисы

«Мы не ожидаем серьезных изменений на рынке офисной недвижимости»

Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank:

— Мы не ожидаем серьезных изменений на рынке офисной недвижимости Москвы в 2018 году. По мере ухода с рынка дешевых предложений средневзвешенная ставка вырастет на 3-5% за год: в офисах класса А она составит 24,5 тыс. руб. за 1 кв. м в год без учета НДС и операционных расходов, в офисах класса В — 14 тыс. руб. за 1 кв. м.

Ввод новых бизнес-центров вырастет относительно 2017 года и составит около 500 тыс. кв. м офисов класса А и В. За счет невысокого объема нового строительства, но стабильного чистого поглощения на уровне 600 тыс. кв. м в год свободные площади продолжат сокращаться и в офисах класса А достигнут значения 16,7%, а в офисах класса В — 12,6%.

Стрит-ретейл

«Рынок стрит-ретейла продолжит тенденции текущего года»

Ольга Ясько, директор по развитию бизнеса Cushman & Wakefield:

— Рынок стрит-ретейла в 2018 году продолжит тенденции текущего года. В первую очередь это касается помещений в торговых коридорах центра Москвы, которые активно оправляются от последствий программы по благоустройству улиц. В наиболее трудном положении оказался сегмент люксовых операторов — для них отсутствие парковки и полный запрет на движение личного автотранспорта является критичным фактором для развития. Программа по благоустройству города в будущем затронет более удаленные от центра районы столицы, что приведет к улучшению характеристик отдельных помещений, а значит, к их большей ликвидности.

Основной объем спроса по-прежнему формируют и продолжат формировать операторы общественного питания и продуктовые операторы различных форматов. При этом торговые помещения, особенно в периферийных районах города, активно арендуют не только сетевые продуктовые концепции, но также операторы, торгующие отдельными видами продукции — мясной, рыбной, овощной, хлебопекарной и так далее.

Что касается стоимости аренды, то сейчас нет никаких предпосылок к их изменению. А отмечаемые увеличения средних цен по отдельным улицам в большей степени связаны с тем, что с рынка были вымыты наиболее ликвидные предложения.

Склады

«Ставки аренды на склады сохранятся на прежнем уровне»

Элеонора Богданова, региональный директор департамента складской недвижимости Colliers International:

Прошедший год продемонстрировал нам, что рынок постепенно восстанавливается на фоне сохранения высокого уровня спроса на складские площади. Мы ожидаем, что подобная рыночная активность продолжится и в 2018 году. При этом фокус будет сохраняться на развитие ретейла, в том числе онлайн-ретейла. Не изменится интерес и к большим складским площадям.

Существенный объем готовых складских площадей, большая доля реализованных проектов по схеме built-to-suit сдерживают рост ставок. В следующем году ставки аренды на качественные склады в Московском регионе останутся на прежнем уровне — в диапазоне 3,4-4 тыс. руб. за 1 кв. м в год в зависимости от расположения складского комплекса и объема арендуемого блока. Вакантность при этом продолжит снижаться на фоне низкого объема спекулятивного ввода. Примечательным в этом отношении станет 2019 год, когда на рынок должны будут вернуться складские площади, которые сейчас занимают арендаторы, ожидающие собственные склады, реализуемые по схеме built-to-suit.

Источник: IRN.RU

Ситуация на рынке недвижимости Москвы в последние месяцы почти не меняется. С одной стороны, продолжается вымывание наиболее доступных вариантов, что приводит к росту средней стоимости метра; с другой – цены на квартиры бизнес-класса и «квазиэлитное» жилье постепенно ползут вниз.

В октябре, по данным аналитического центра www.irn.ru, на фоне укрепления рубля долларовый индекс стоимости жилья вырос на 2,7%, или чуть выше $2 500 за кв. м. Рублевый за тот же период прибавил символические 0,1%, слегка не дотянув до 170 000 руб. за метр. Как и в предыдущие месяцы, рост цен обеспечили дешевые сегменты, где сейчас сосредоточен основной спрос. При этом дорогие типы жилья – современный монолит-кирпич и сталинки – ушли в минус.

Единственным исключением стали старые кирпичные пятиэтажки, цены на которые вернулись к августовским значениям. Небольшая коррекция связана с достаточно активным ростом цен в этом сегменте в предыдущие месяцы. Напомним, именно квартиры в кирпичных хрущевках оказались главными бенефициарами программы реновации.

Динамика цен в разрезе комнатности подтверждает вышеописанную тенденцию. Наибольший плюс продемонстрировали однушки, на втором месте по темпам роста цен – двухкомнатные квартиры. А просторное и, значит, дорогое жилье – трешки и многокомнатные квартиры – по итогам октября ушло в минус.

Аналогично и с географией: в лидерах рынка в основном демократичные округа, а в аутсайдерах – западные. Как неоднократно отмечал IRN.RU, недвижимость бизнес-класса и «квазиэлита», которой много именно на западе Москвы, - наиболее переоценённый, а значит, и самый уязвимый сегмент московского рынка. При этом действительно уникальная элитная недвижимость менее подвержена ценовой коррекции. Поэтому и Центральный округ, где сосредоточено такое жилье, в октябре оказался в средине рейтинга.

Цены на квартиры по типам домов

Окт 18

Сен 18

Старая панель (5-этажки и иные квартиры с маленькой кухней) 142 758 +0,5%
Типовая панель (9-14 этажей, типовые площади) 146 124 +0,7%
Современная панель (от 16 эт. и иные кв. увеличенных пл-дей) 157 608 +0,6%
Старый кирпич (5-этажки и иные квартиры с маленькой кухней) 157 542 -0,6%
Сталинки и типовой кирпич (6-11 эт., и иные кв. небол. пл-дей) 181 698 -0,7%
Современный монолит-кирпич (монолиты, кирпич увел. пл-дей) 195 294 -1,5%
Все панельные и блочные дома 148 830 +0,6%
Все монолитные и кирпичные дома 178 178 -1,0%

Цены на жильё по комнатности

Окт 18

Сен 18

Однокомнатные квартиры 164 736 +0,3%
Двухкомнатные квартиры 164 340 +0,2%
Трехкомнатные квартиры 160 050 -1,1%
Многокомнатные квартиры 182 424 -1,2%

Цены на жильё по округам

Окт 18

Сен 18

Центральный округ 296 736 +0,2%
Северный округ 165 594 +0,2%
Северо-Восточный округ 149 292 +2,0%
Восточный округ 157 674 +1,2%
Юго-Восточный округ 137 346 +0,3%
Южный округ 146 124 +0,2%
Юго-Западный округ 199 320 +0,1%
Западный округ 182 490 -0,7%
Северо-Западный округ 170 082 -0,7%
Все районы за МКАД 126 918 +0,6%

Оживление спроса в последние месяцы привело к вымыванию с рынка наиболее дешевых лотов и небольшому росту средних цен. О пропорциональном повышении стоимости всех квартир, как это бывало в докризисные годы в периоды активизации покупателей, речи не идет – меняются средние показатели в связи с изменением структуры предложения. При этом в разрезе отдельных лотов если и есть рост цен, то куда более умеренный.

Спрос простимулировало несколько факторов. Разговоры о запрете хождения долларов на территории РФ и угроза введения американских санкций в отношении российских госбанков напугали граждан с долларовыми накоплениями, в результате чего валютные депозиты в упомянутых банках сократились на несколько миллиардов долларов. Часть из этих средств по традиции пришла на московский рынок недвижимости. Активизации «долларового» спроса поспособствовало и ослабление рубля, благодаря которому владельцы иностранной валюты почти на четверть увеличили рублёвую стоимость своих сбережений (доллар в 2018 г. подорожал с 55-56 руб. до 70 руб. на пике). Начавшийся рост ипотечных ставок, о котором IRN.RU предупреждал еще летом, также заставил покупателей поспешить со сделками.

Примечательно, однако, что рост спроса не привел к существенному подорожанию всех сегментов вторичного рынка жилья. Более того, спрос сосредоточен почти исключительно в дешевых сегментах, что свидетельствует об ограниченной платежеспособности покупателей. Поэтому, скорее всего, оживление рынка будет кратковременным – при отсутствии устойчивого роста доходов населения искусственная активизация потребительской активности всегда приводит к исчерпанию спроса будущих периодов.

Март 2019: В 2019 г. отечественный рынок недвижимости ждут два «черных лебедя» с глобальными, но труднопрогнозируемыми последствиями. Во-первых, американский конгресс в ближайшие месяцы может принять новую, еще более жесткую версию «санкций из ада», предполагающих, среди прочего, введение ограничений в отношении российского госдолга. Во-вторых, с 1 июля 2019 г. кардинально изменятся правила игры на первичном рынке жилья (что в итоге неизбежно затронет и вторичный) в связи с отказом от «долевки» и переходом на продажу новостроек через систему счетов эскроу. Усиление санкционного давления на отечественную экономику и переформатирование строительной отрасли могут кардинальным образом повлиять на динамику объемов предложения, цен и ипотечных ставок. Подробнее о тенденциях рынка недвижимости читайте в статьях и обзорах аналитического центра сайт:

Прогнозы в деталях

Прогнозы рынка недвижимости до 2024 года

Текущая ситуация

Посчитать самостоятельно: калькуляторы онлайн

Авторитетное мнение

Могут ли цены на жилье вырасти на 20% из-за перехода рынка на эскроу-счета? Пожелания застройщиков не всегда соответствуют возможностям покупателей Реформа закона о долевом строительстве, в результате которой с 1 июля 2019 г. застройщики будут вынуждены перейти на проектное финансирование, уже в этом году приведет к резкому росту цен на жилье, пугают покупателей некоторые участники рынка. Цифры они называют разные – 15-20-25%. Целью любого бизнеса является максимизация прибыли, поэтому девелоперы с удовольствием поднимут цены и в два раза, если смогут. Но смогут ли? Вот в чем вопрос. Очередное ужесточение 214-ФЗ: власти придумали, как заставить девелоперов много строить И одновременно предотвратить появление новых обманутых дольщиков Власти, похоже, придумали, как заставить девелоперов много строить, чтобы выполнить поручение президента об увеличении объемов ввода жилья до 120 млн кв. м в год, и одновременно не допустить появление новых обманутых дольщиков - чего также требует президент. Сначала застройщикам позволили набрать огромное количество новых проектов, а теперь говорят, что реализовывать их все придется через счета эскроу, комментирует руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости сайт» Олег Репченко новые поправки в 214-ФЗ. Москва не позволит вырасти ценам на жилье в Подмосковье Застройщики будут бороться за снижение себестоимости строительства Из-за давления со стороны сильно подешевевшего московского рынка подмосковные новостройки не смогут ощутимо подорожать даже после фактической отмены долевого строительства 1 июля 2019 г. Однако и обвала цен ждать не стоит, так как маржинальность строительства жилья в области уже упала значительно ниже комфортного для местных застройщиков уровня, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости сайт». Ипотека может подорожать до заградительных 12-13% годовых Рост ключевой ставки вряд ли ограничится 0,25 п.п. Увеличение ключевой ставки Центробанка на 0,25 п.п. само по себе не создает дополнительных проблем для рынка недвижимости. Проблемы начнутся, если ЦБ будет повышать ставку и дальше, что неизбежно приведет к значительному удорожанию ипотеки и, соответственно, сокращению платежеспособного спроса на жилье. В этой связи весьма настораживает реакция «Дом.рф» (бывшее АИЖК) на действия ЦБ.

Прогнозы и обзоры по сегментам рынка жилья:
новостройки Москвы и Подмосковья, загородная недвижимость

Новостройки Москвы в 2018 году: объем нового строительства увеличился в полтора раза Превзойдён рекорд 2015 года, по данным «ИРН-Консалтинг» В 2018 г. первичный рынок Москвы между Третьим транспортным кольцом (ТТК) и МКАД пополнился 161 новостройкой. Суммарная площадь квартир в новых домах выросла на 53,5% (в 1,53 раза) и составила 3 145 800 кв. м против 2 049 600 кв. м в 2017 г. По объему нового строительства 2018 г. превзошел 2015 г. в 1,5 раза, а 2016 г. - в 1,8 раза. Динамика объемов нового строительства По данным «ИРН-Консалтинг», объемы нового строительства в 2018 г. увеличились по сравнению с 2017-м во всех классах. Больше всего соответствующие показатели выросли в сегментах бизнес и эконом: на 92,4% (в 1,9 раза) и на 58,1% (в 1,6 раза). Самые дешевые новостройки Москвы: рейтинг столичных районов в пределах МКАД в ноябре 2018 года Самые дешевые квартиры и метр - в Люблино Компания «ИРН-Консалтинг» представляет рейтинги* самых недорогих районов Москвы в пределах МКАД по минимальной и средней стоимости метра и квартиры в ноябре 2018 г.