Данные по формам статистической налоговой отчетности. Налоговая и статистическая отчетность

Порядок составления форм налоговой отчётности.

Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность и счисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.

Рассмотрим порядок составления налоговых деклараций на примере декларации по налогу на прибыль организаций (см. Приложение №7). В налоговом учете для заполнения строк 010,020,040,060 приложения №1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организации следует предварительно составить регистр налогового учета «Учет доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества». Этот регистр заполняется на основании аналитических данных по счетам 90 «Продажи» и 91 «прочие доходы и расходы» (см. таблица 9).

Таблица 8.

Регистр «Учет доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и прочего имущества»

Налогоплательщик: ООО ДРСП «СОЮЗ». Идентификационный Период с 01.01.06 по 31.12.06

Предприятие ООО ДРСП «СОЮЗ» представляет декларацию по налогу на прибыль В Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области по месту своего нахождения.

Достоверность и полноту сведений, указывающихся в декларации подтверждает руководитель организации, главный бухгалтер.

К примеру: «Расчет налога на прибыль организаций» это одна из составляющих данной декларации. Здесь выделяются доходы от реализации (010), Внереализационные доходы (020), Расходы, уменьшающие сумму дохода от реализации (030), Внереализационные расходы (040) и т.д.

Можно ли рассчитать налог на прибыль и заполнить декларацию по этому налогу, основываясь на данных бухгалтерского учета? Да, можно. Но далеко не во всех случаях, а лишь тогда, когда правила бухгалтерского учета не отличаются от норм Налогового кодекса РФ. Говоря о налоге на прибыль, нужно установить, насколько отличаются доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском учете, от доходов и расходов в учете налоговом (именно по ним определяется размер прибыли). В бухгалтерском учете доходы от реализации основных средств - это сумма всех поступлений, связанных с расчетами за эти основные средства. Так сказано в п.10.1 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 10/99. Так же определяет доходы и Налоговый кодекс РФ. Следовательно, сумму, полученную от продажи основных средств и сформированную в бухучете, можно использовать для расчета налога на прибыль.

С расходами не все так однозначно. Расходами от реализации имущества в бухучете признается остаточная стоимость этого имущества. Так сказано в п.14.1 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99. Так же трактует расходы и Налоговый кодекс РФ. Однако это не означает, что остаточную стоимость имущества, сформированную на счетах бухгалтерского учета, можно всегда использовать для расчета налога на прибыль.

Это можно делать только если и первоначальная стоимость имущества, и сумма амортизации по нему равны в бухгалтерском и налоговом учете. Такое возможно лишь тогда, когда имущество вы приобрели в этом году и начисляете амортизацию линейным методом (этот метод одинаково применяется и в том, и в другом учете).

А по имуществу, у которого остаточная стоимость будет различаться, все-таки лучше отдельно вести налоговый учет, а не пытаться использовать для расчета налога на прибыль данные из бухгалтерского учета.

Кроме того, в бухгалтерском учете доходы и расходы от реализации основных средств считаются операционными. Они отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Налоговый кодекс РФ, однако, устанавливает иную классификацию этих доходов и расходов. Если от продажи основных средств получена прибыль, то выручка считается доходом от реализации, а расходы - расходами, связанными с производством и реализацией. Следовательно, для целей налогообложения бухгалтеру придется корректировать операционные доходы и расходы.

По строке 070 Приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль показывается сумма выручки от реализации права требования как реализации финансовых услуг (переуступка права требования или прекращение соответствующего обязательства). Эта выручка определяется как стоимость имущества, причитающегося предприятию при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. Причем этот доход можно уменьшить на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга. Это установлено п.3 ст.279 Налогового кодекса РФ.

Заполнить эту строку на основании данных бухгалтерского учета достаточно сложно. Ведь порядок учета выручки от реализации права требования в бухгалтерском и налоговом учете различен. Поэтому для заполнения строки 070 трудно обойтись без данных регистра учета доходов текущего периода.

В строки 080 - 090 Приложения 1 к листу 02 нужно вписать суммы выручки от реализации прав требования. По строке 080 показывается сумма выручки от реализации прав требования до наступления срока платежа. А по строке 090 отражается сумма выручки от реализации прав требования после наступления срока платежа.

Чтобы заполнить эти строки, лучше вести отдельные налоговые регистры. Те предприятия, которые ведут учет в налоговых регистрах, рекомендованных МНС России, могут заполнить эти строки на основании данных регистра учета доходов текущего периода.

По строке 100 Приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организации показывают выручку от реализации товаров (работ, услуг) по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы. Заполняется эта строка на основании данных регистра учета доходов текущего периода.

Строку 101 заполняют профессиональные участники рынка ценных бумаг. В эту строку они вписывают выручку от реализации ценных бумаг.

По строке 110 Приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций записывается общая сумма доходов от реализации. Чтобы определить эту сумму, надо сложить показатели строк 010, 060, 070, 080, 090, 100 и 101 Приложения 1 к листу 02.

Порядок составления форм статистической отчётности.

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу предприятия за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей. При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, а также текущего бухгалтерского учета и отчетности. Одной из основных форм статистической отчетности является форма №П-3 «Сведения о финансовом состоянии предприятия» (см. Приложение №8).

Также как и между всеми формами бухгалтерской отчетности существует взаимосвязь, также и между показателями форм статистической отчетности и бухгалтерской отчетности она присутствует. Рассмотрим взаимоувязку этих показателей на основе данных таблицы 10

Таблица 11.

Взаимоувязка показателей формы №П-3 «Сведения о финансовом состоянии предприятия» и форм бухгалтерской отчетности

Сведения о финансовом состоянии предприятия (форма №П-3)

Формы бухгалтерской отчетности

Наименование (строка)

Наименование (графа)

Сумма, тыс. руб.

Наименование (форма, строка)

Наименование (графа)

Сумма, тыс. руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения за период с начала отчетного года (01)

Прибыль (убыток) до налогообложения за соответствующий период с начала предыдущего года (02)

Прибыль (убыток) до налогообложения (ф№2,140)

Дебиторская задолженность (03)

Дебиторская задолженность (ф№1, 230+240)

Задолженность покупателей и заказчиков за товары, работы, услуги (05)

Кредиторская задолженность (13)

Кредиторская задолженность (ф№1, 620)

Задолженность по платежам в бюджет (15)

Задолженность по налогам и сборам (ф№1, 624)

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды (18)

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами (ф№1,623)

Задолженность поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги (19)

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (ф№2, 010)

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (30)

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) (ф№2,010)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (31)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (ф№2, 020)

Коммерческие расходы и управленческие расходы (32)

Коммерческие расходы (ф№2, 030) + Управленческие расходы (ф№2, 040)

Прибыль (убыток) от продаж (33)

Прибыль (убыток) от продаж (ф№2, 050)

Внеоборотные активы (36)

Итого по разделу I (ф№1, 190)

Внеоборотные активы (36)

Итого по разделу I (ф№1, 190)

Оборотные активы (40)

Оборотные активы (40)

Итого по разделу II (ф№1, 290)

Капитал и резервы (48)

Итого по разделу III

Капитал и резервы (48)

Итого по разделу III (ф№1, 490)

Россия (49)

В т.ч. покупатели и заказчики (ф№1, 231+241)

Россия (49)

Поставщики и подрядчики (ф№1, 621)

Россия (49)

Займы и кредиты (ф№1, 610)

Раздел 1 «Показатели финансового состояния и расчетов» формы №П-3 заполняется на основании данных Бухгалтерского баланса форма №1 и Отчета о прибылях и убытках форма №2. Для заполнения строк 01, 02 формы №П3 используют показатели строки 140 за отчетный период и за аналогичный период предшествующего года формы №2. Строки 05-27 формы №П-3 заполняются на основании строк 230,240,510,610,620 бухгалтерского баланса форма №1. Строки 30-33 раздела 2 «Доходы и расходы» заполняются на основании данных строк 010, 020, 030, 040, 050 Отчета о прибылях и убытках (форма №2) как за отчетный период, так и за аналогичный предыдущий. Строка 34 «Выручка от продажи основных средств» заполняется по данным строки 210 формы №4 «Отчет о движении денежных средств». Раздел 3 «Активы организации» заполняется по данным бухгалтерского баланса (форма №1). Строка 36 соответствует итоговой строке по разделу I «Внеоборотные активы» 190 формы №1, а строки 37-39 формы №П-3 соответствуют строкам 110-130 формы №1. Аналогично заполняются строки 40-47. По строке 48 «Капитал и резервы» отражается итоговая сумма по разделу III бухгалтерского баланса (строка 490). Раздел 4 «Состояние расчетов с организациями и предприятиями России и зарубежных стран» заполняется на основании данных, представленных в форме №1 и №4.

Сведения о финансовом состоянии организации

Организация ООО ДРСП «СОЮЗ» заполняет форму № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (см. Приложение №9).

Форму предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации на сторону, их обособленные подразделения (кроме банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций, а также юридических лиц, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера). Организации ежемесячно представляют сведения по разделам I (кроме строк 03, 04, 05), II, III, IV за отчетный месяц, предыдущий месяц и соответствующий месяц прошлого года, по разделу V - за отчетный месяц; ежеквартально - по строкам 03, 04, 05 - по состоянию на конец отчетного периода. С помощью этой формы собирается информация об общем объеме производства товаров и услуг, а также по их видам. Также эта форма содержит сведения о выпуске товаров и услуг в фактических ценах, информацию об отгрузке продукции. Сопоставление этих показателей позволяет сделать выводы об эффективности работы предприятия (продумана ли система реализации продукции без задержек или же предприятие работает "на склад"). При этом предусмотрена достаточно подробная классификация производимой продукции (строительно-монтажные работы, оборот торговли, потребительские товары) и информация по каждому виду продукции в соответствии с перечнем, определенным органами государственной статистики.

Следует отметить, что некоторые данные, собираемые органами статистики, относятся к будущему периоду и приводятся справочно. В таком режиме в форме № П-1 собирается информация об общем объеме заказов на поставку продукции в последующие периоды.

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» (см. Приложение №10).

Форму предоставляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения (кроме юридических лиц, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера). Форма содержит данные об инвестициях предприятий в финансовые и нефинансовые активы. Инвестиции в финансовые активы показываются с выделением долгосрочных и краткосрочных вложений, а также зарубежных инвестиций. Инвестиции в нефинансовые активы приводятся по видам активов. Из состава источников инвестиций выделяются собственные средства предприятий (в том числе прибыль) и привлеченные ими средства из других источников (кредиты банков, заемные средства других-организаций, средства бюджета и внебюджетных фондов, эмиссия акций и др.). Инвестиционная деятельность - это приобретение ресурсов, способных обеспечить получение доходов в будущем. В зависимости от типа приобретаемых активов инвестиции подразделяются на финансовые вложения, осуществляемые с целью приобретения финансовых прав (акций, облигаций и т.п.), и инвестиции в нефинансовые активы (здания, машины, землю и т.п.). В форме № П-2 (особенно в разделе 2) применена терминология, приближенная к определениям системы национальных счетов.

Следует отметить, что форма № П-2 предусматривает отражение финансовых инвестиций с двух позиций:

как стоимости ресурсов, израсходованных организацией за определенный период на приобретение финансовых прав - акций, облигаций, долей в уставном капитале других организаций, банковских вкладов, займов, предоставленных другим организациям;

как стоимости активов, представляющих собой финансовые права, которыми располагает организация на определенную дату.

В первом случае финансовые инвестиции рассматриваются как финансовые потоки, которые характеризуются интервальным показателем и определяются по сумме фактических затрат инвестора на их приобретение, включая вознаграждение за выполнение посреднических услуг по покупке ценных бумаг.

Во втором случае финансовые инвестиции рассматриваются как накопленная величина, характеризуемая моментным показателем и определяемая по балансовой стоимости инвестиций на определенную дату. Балансовая стоимость финансового актива может отличаться от фактических затрат на его приобретение за счет того, что в бухгалтерском учете разница между покупной стоимостью государственной ценной бумаги и ее номинальной стоимостью постепенно относится на финансовые результаты организации. Кроме того, различие возможно за счет того, что имеющиеся у организации акции, рыночная котировка которых регулярно публикуется, при составлении годового бухгалтерского баланса отражаются не по стоимости приобретения, а по рыночной стоимости (если последняя ниже стоимости приобретения).

В обоих случаях финансовые инвестиции могут быть определены как валовые и как чистые инвестиции, т.е. с учетом и без учета принятых финансовых обязательств. Валовые инвестиции представляют собой финансовые вложения, осуществленные данным предприятием в другие хозяйственные единицы (строки 01-20 формы № П-2). Чистые инвестиции формируются путем вычитания из валовых инвестиций финансовых вложений в данное предприятие (последние отражены по строкам 21-24 формы №П-2). Данные об источниках инвестиций позволяют определить долю собственных средств, вовлеченных в процесс инвестирования (особенно прибыль предприятия), степень использования заемных средств для целей инвестирования (в том числе кредиты коммерческих банков, что является индикатором сбалансированности денежно-кредитного и реального секторов экономики).

С 1 января 1998 года организации представляют органам государственной статистики Сведения о численности, заработной плате и движении работников по форме № П-4 (см. Приложение 11). Сведения включают следующие разделы:

Численность и начисленная заработная плата - содержатся данные по всему персоналу о средней численности, фонде начисленной заработной платы, выплатах социального характера. Показатели этого раздела заполняются на основании данных документов по учету личного состава, труда и его оплаты, а именно, штатного расписания (ф. №Т-3), расчетно-платежных ведомостей (ф. №49).

Использование рабочего времени - указывается информация об эффективности использования рабочего времени. Заполняется на основании первичных документов: Табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13), График отпусков (ф. №Т-7).

Движение работников и предполагаемое высвобождение - заполняется по данным Приказов о приеме работника на работу (ф. №Т-1), Приказов о прекращении действия трудового договора с работником (ф. №Т-8) и т.д. .

Рассматриваемая организация заполняет также форму № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» (см. Приложение №14). Для заполнения раздела 1. «Численность и заработная плата работников» пользуются:

o табелем учета использования рабочего времени;

o приказами о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (ф. ф. N N Т-1, Т-5, Т-8);

o приказами (распоряжениями) о предоставлении отпуска работнику (форма №Т-6);

o личными карточками работника (ф. N Т-2);

o табелями учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ф. N Т-12), табелями учета рабочего времени (ф. N Т-13);

o расчетно-платежными ведомостями (ф. N Т-49) и другими документами.

В разделе 2. «Численность и заработная плата работников подсобных промышленных производств» показываются данные о персонале, занятом промышленными видами деятельности в непромышленных организациях, показанные в целом по строке 10 раздела I, отражаются по видам промышленных производств в разделе II. Т.к. в отношении нашего предприятия мы не можем сказать, что у нас есть работники.

Функции органов статистики, в сущности, просты: собрать и обобщить информацию об экономических показателях деятельности предприятий России. Именно для получения достоверных данных Росстат обязывает предпринимателей составлять и отправлять отчетность.

Однако следует иметь в виду, что отдельные представители малого бизнеса попадают «на заметку» служащим статистики, только если оказались в так называемой «выборке». По этой причине некоторые небольшие фирмы ни разу не получали требований о предоставлении отчета в статистику.

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу закреплены на законодательном уровне:

    Среднесписочная численность сотрудников. Чтобы считаться микропредприятием, в штате должно быть не больше 15 человек. Для малых это ограничение – не более 100 человек.

    Доля юридических лиц в уставном капитале. Для среднего и малого бизнеса установлена планка: не более 25%

    Величина выручки для микропредприятия должна составлять не более 60 млн. руб. Для малого бизнеса – 100 млн. руб.

Отчетность ИП-работодателя состоит из отчетности за самого себя и отчетности по налогам и взносам за работников. Отчетность по налогам и взносам, уплачиваемым с доходов, выплачиваемых физическим лицам по трудовым договорам и договорам подряда, оказания услуг и авторского заказа, не зависит от системы налогообложения ИП. Поэтому список общий для всех систем налогообложения.

    Расчетная ведомость в Фонд социального страхования (форма 4 ФСС). Представляется в филиал ФСС, в котором предприниматель зарегистрирован как работодатель, в срок до 15 числа (включительно), месяца следующего за отчетным периодом. Отчетные периоды – квартал, полугодие, 9 месяцев и год. В ведомости указываются два вида взносов – взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам (РСВ-1) срок подачи до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетные периоды - 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев и год. Представляется в Пенсионный фонд по месту регистрации ИП.

    Персонифицированная отчетность с 2011 года сдается за каждый квартал. Срок как и у отчетности по страховым взносам до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

    Справки о доходах физических лиц (2-НДФЛ) – представляются в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

8 Основы финансового анализа.

Одно из важнейших условий успешного управления предприятием – анализ и системное изучение финансового состояния предприятия и факторов, на него влияющих, прогнозирование уровня доходности капитала предприятия.

Анализ финансовой отчетности – это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово – хозяйственной деятельности нашей организации относительно будущих условий существования.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность на определенный момент времени.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если поставленные задачи в перечисленных видах деятельности успешно реализовываются, это положительно влияет на финансовое результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основная цель анализа финансового состояния – получение наибольшего числа ключевых, т.е. наиболее информативных, показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика, как правило, интересует не только текущее финансовое состояние предприятия, но и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Основными функциями анализа финансового состояния являются:

Своевременная и объективная оценка финансового состояния предприятия, установление его "болевых точек" и изучение причин их образования;

Выявление факторов и причин достигнутого состояния;

Подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений.

Источниками информации для анализа финансово – хозяйственной деятельности являются данные оперативного и бухгалтерского учета.

Состав бухгалтерской отчётности организаций определён ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учёте". В неё включаются:

Бухгалтерский баланс-форма №1

Отчёт о прибылях и убытках – форма №2

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках.

Пояснительная записка

В соответствии с приказом Минфина РФ №67н от 22.07.2003 г. "О формах бухгалтерской отчётности организаций" в настоящее время в качестве пояснения к основным формам бухгалтерской отчётности выступают:

- "Отчёт об изменения капитала"- форма №3;

- "Отчёт о движении денежных средств" – форма №4

Приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5.

Налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки общества по НДПИ направил налогоплательщику требования о представлении документов. Указанными требованиями обществу предложено представить пакет документов, среди которых – копии форм государственной статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп, № 71-тп. Общество решило, что требования инспекции о представлении форм статотчетности были необоснованными и не соответствовали законодательству, поэтому оно обратилось в суд.

Позиция налогоплательщика

Общество ссылается на нормы Налогового кодекса, в частности на статьи 88 и 93, в которых сказано, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Налогоплательщик полагает, что в нарушение этих норм налоговая инспекция запросила документы (формы статотчетности), не связанные с исчислением и уплатой налогов.

Позиция налогового органа

Инспекция, также ссылаясь на Налоговый кодекс, подтверждает свое право истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ), при этом указывает, что оспариваемые запрошенные документы (формы статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп и № 71-тп) являются основаниями для начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

Суд решил

Постановление Арбитражного суда Московского округа
от 1 июня 2016 г. № Ф05-5927/2016 по делу № А40-140056/2015

Суд рассмотрел направленные обществу требования о представлении документов. Указанными требованиями у общества запрашивались следующие документы:

  1. технические проекты разработки месторождений и рудников;
  2. технологические карты процесса по добыче полезного ископаемого месторождений, рудников;
  3. стандарты качества на добытые полезные ископаемые;
  4. календарный план развития горных работ;
  5. копии форм государственной статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп, № 71-тп.

Судами правильно указано, что налоговый орган при проведении проверки вправе затребовать у налогоплательщика документы, связанные с порядком исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых; к таким, например, относится технический проект разработки месторождения полезного ископаемого. Также, с учетом положений налогового законодательства, является правомерным истребование инспекцией календарного плана развития горных работ как документа, имеющего значение для принятия решения об обоснованности отнесения фактических потерь к нормативным и применения в отношении фактических потерь ставки 0%.

А стандарты качества на добытое полезное ископаемое подтверждают данные, отраженные по строке 010 раздела 2 налоговой декларации.

Судами установлено, что формы статотчетности не содержат сведений, которые налоговый орган мог бы использовать непосредственно для проверки данных налоговых деклараций общества за спорные налоговые периоды. Кроме того, государственная статистическая отчетность является годовой и представляется в специально уполномоченные органы, осуществляющие государственное регулирование в соответствующей сфере, в то время как налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Таким образом, для установления налоговым органом факта полного и своевременного исчисления обществом НДПИ необходимо наличие документации, содержащей информацию о выручке от реализации добытого полезного ископаемого, о количестве реализованного добытого полезного ископаемого, о фактических потерях полезного ископаемого, о сумме расходов по отгрузке и траспортировке потребителю, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДПИ.

Судьи также указали, что в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» не содержится требований к налогоплательщику о представлении форм государственной статистической отчетности.

Полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями статьи 88 Налогового кодекса. Данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов (определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. № 310-КГ14-2017).

ИФНС имела право истребовать технический проект разработки месторождения и календарный план развития горных работ, а также стандарты качества на добытое ископаемое, так как эти документы связаны с исчислением и уплатой налога. А вот в формах статотчетности нет сведений, которые можно использовать непосредственно для проверки деклараций. Таким образом, суд признал незаконными действия налогового органа по истребованию спорных документов и уточнил, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу формы государственной статистической отчетности.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев.