Раскройте содержание терминов ложная урбанизация. Понятие «ложная урбанизация. Урбанизация в России

Увеличение численности городского населения, рост количества городов, в том числе крупных и крупнейших, распространение городского образа жизни называется урбанизацией . Урбанизация - одно из важнейших глобальных явлений современного мира. Ее причины - рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.

Доля городского населения по регионам и странам мира существенно различается. В Европе, Латинской Америке, Северной Америке, Австралии и Океании городское население составляет 3/4 всего населения, а в Азии и Африке - 1/3. Среднемировой уровень урбанизации составляет 47 %. По уровню урбанизации выделяются страны Европейского союза - около 80 %.

Высокоурбанизированными странами являются те, где доля городского населения превышает 70 %. В эту группу входят все экономически развитые страны, а также многие из развивающихся стран. Среди них особо выделяются страны-«чемпионы», где уровень урбанизации превышает 80 %. Это Нидерланды, ФРГ, Дания, Аргентина, Венесуэла, Австралия, Новая Зеландия. Бельгия, Израиль - страны, где уровень урбанизации выше 90 %. Среднеурбанизированные страны имеют долю городского населения от 20 до 50 %. К этой группе относится большинство стран Азии: Китай, Индия, Индонезия, в Африке - Египет, Нигерия и др. В слабоурбанизированных странах доля городского населения составляет менее 20 % (Афганистан, Нигер, Эфиопия, Чад и др.).

В экономически развитых странах городское население растет в основном благодаря социально-экономическому развитию и собственному естественному приросту, а не притоку населения из сельской местности. В последнее время отмечается даже отток населения в пригороды и сельскую местность.

В развивающихся странах темпы роста городского населения выше, чем в развитых странах (рис. 29). Безземелье и отсутствие возможности получить работу «выталкивает» миллионы людей из села в город в поисках лучшей жизни даже при отсутствии жилья и работы.

Возникает так называемая «ложная урбанизация » - стихийный процесс роста численности городского населения, сопровождающийся ухудшением жилищных и социальных условий, обострением экологических проблем. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни. В результате именно в развивающихся странах сконцентрирована значительная часть крупнейших городов мира (Юго-Восточная Азия, Южная Америка). Начиная со второй половины XX в. отмечается преимущественный рост больших городов, формирование городских агломераций, мегалополисов, распространение городского образа жизни.

В 1900 г. в мире было примерно 360 городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек. В них проживало немногим более 5 % всего населения. К 1950 г. число таких городов увеличилось до 950, а доля их в мировом населении выросла до 16 %. В 2000 г. насчитывалось примерно 4000 больших городов, в них проживала 1/3 населения мира.

В современном мире отмечается ускоренный рост сверхбольших агломераций с населением более 10 млн человек. Агломерация - это территориальная концентрация городских поселений, срастающихся друг с другом, объединенных в одну систему хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Самыми крупными городскими агломерациями мира считаются Токийская, Нью-Йоркская, Сан-Паулу, Мехико, Мумбайская, Шанхайская. Каждая из них насчитывает от 15 до 25 млн жителей. (Покажите на карте основные городские агломерации мира.)

Рост и развитие агломераций часто приводит к образованию мегалополи сов - скоплений соседних, близко расположенных агломераций и урбанизированных зон.

Выделяют 6 крупных мегалополисов: Токайдо (20 агломераций от Токио до Осаки с населением 60 млн человек); Босваш (40 агломераций, протянувшихся от Бостона до Вашингтона, с общей численностью населения 50 млн человек); Чипитс (35 агломераций от Чикаго до Питтсбурга с населением 40 млн человек); Английский (30 агломераций от Лондона до Ливерпуля с населением 35 млн человек); Рейнский (30 агломераций от Рандстадта до Майна с населением 30 млн человек); Сансан (15 агломераций от Сан-Диего до Сан-Франциско с населением около 20 млн человек).

Экологические проблемы больших городов

Города стали главной формой расселения людей. В них сконцентрировано промышленное производство и развитая инфраструктура (дороги, электроснабжение и водоснабжение, телекоммуникационные системы, общественный транспорт). Города являются научными, административными и культурными центрами, в них пересекаются главные транспортные пути. Города мира концентрируют на своей очень небольшой площади более 4/5 производства всего национального дохода, 9/10 стоимости продукции обрабатывающей промышленности и 2/3 добывающей. Они оказывают решающее влияние на экологическую обстановку в отдельных странах и регионах (загрязнение воздуха, почв, водных объектов, городской шум и др.).

Наиболее острая проблема больших городов - загрязнение атмосферного воздуха, выпадение кислотных дождей, образование смога и т. п. Жилые застройки снижают скорость ветра. Застой воздуха способствует концентрации в нем вредных для жизни газов и примесей.

Высокая концентрация населения, промышленных объектов, транспорта в городах создают условия для возникновения у горожан легочных, сердечно-сосудистых, аллергических, онкологических заболеваний. Строители в городах изменяют рельеф, горожане потребляют для своих нужд большое количество пресной воды (в среднем 300-400 л в сутки на человека). В городах образуются большие объемы сточных бытовых и промышленных вод, загрязняются водоемы, грунтовые и подземные воды. Это требует больших материальных затрат для решения экологических проблем.

В развивающихся странах (особенно в Азии и Африке) темпы урбанизации более высокие, чем в развитых странах. В крупных городах обостряются экологические и социальные проблемы. Большие города выступают в роли главных источников загрязнения воздуха, водных объектов, почв, что негативно сказывается на здоровье человека.

Развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в сельского населения и возрастающее населения из сельского окружения и ближайших малых в крупные (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.).

Процесс урбанизации идет за счет:

  • естественного прироста городского населения
  • преобразования сельских населенных пунктов в городские
  • формирования широких пригородных зон
  • из сельской местности в городскую

История урбанизации

Первый этап урбанизации, связанный с массовым переселением сельских жителей в города завершился в странах Западной Европы и к - годам . В развивающихся странах этот этап подходит к завершению, в некоторых станах он ещё в полном разгаре, а во многих странах он ещё не начался. В это произошло несколько позже, окончательная стабилизация процентного соотношения городского и сельского населения произошла к годам. Сравнения данных переписей населения и годов не выявляют притока сельских жителей в города или наоборот, однако городское население за этот период выросло приблизительно в 4 раза.

Характерная особенность современной урбанизации - опережающий рост городского населения по сравнению с сельским. Население афро-азиатских стран из-за своей большой численности создает общий перевес над по миру, хотя большая часть населения , и живет в . Наиболее высокий процент городского населения - в странах старого мира ( - 91 %, - 85 %, - 78 %).

Субурбанизация

Следующий этап урбанизации - субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов не в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, и др.), а главное - места приложения труда.

В Западной Европе и процесс субурбанизации начался в годах. В первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе , однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

Процесс субурбаницации вызывает много критики. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками , т. к. общественный транспорт в пригородах как правило отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например и пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту , обострению социально-экономических проблем.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на , что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного и , например система RER в Париже.

В процессе компьютеризации экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом ослабляется (для работодателя некоторого типа работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция «всемирной деревни»: все (а точнее - информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.

Ложная урбанизация. Это процесс, при котором доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сфере Главная причина: постоянный приток неимущего сельского населения, не способного себя обеспечить жильём и работой. В результате формируются трущобы, «пояса нищеты», в которых живёт 30-50 % населения многих крупных городов развивающихся стран.

Слайд 31 из презентации «Темпы урбанизации» . Размер архива с презентацией 5745 КБ.

География 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Египет» - Политическое состояние. Блокнот туриста. Проверь себя. Отрасли промышленности. Краткая история Египта. Население. Древняя страна. Высококлассные отели. Природные ресурсы. Каир. Представители животного мира. Курортные зоны. Фотогалерея курортов. Животный мир. Растительность. Климат. ФГП. Египет. Великие пирамиды. Общие сведения.

«Рекреационные ресурсы» - Страны. Исторические памятники. Зона отдыха Челябинской области. Лечебные грязи. Знакомство с рекреационными районами. Рекреация. Творение природы. Курорты Румынии. Лекция. Динамика международного туризма. Лесные массивы. Горные массивы. Морские побережья. Курорты Чехии. Курорты Болгарии. Выход миниральных вод. Курорты для жителей нашей страны. Рекреационные ресурсы мира. Берега рек. Курорты Венгрии.

«География сельского хозяйства и рыболовства» - География сельского хозяйства и рыболовства. Родина чая. Выберите один правильный ответ. Зарождение кукурузы. Условия для проверки уровня знаний. Интенсивное животноводство. Зеленая революция. Аквакультура. Страны-лидеры по производству шерсти. Разведение и выращивание на подводных «фермах». Зерновое хозяйство. Средняя урожайность. Понятие о «зеленой революции». США. Пшеничная страна. Мировая добыча рыбы и морепродуктов.

«Ресурсы Мирового океана» - Энергетические ресурсы. Ежегодно на шельфах Мирового океана добывается около 700 млн. тонн нефти. Минеральные ресурсы. Пути решения проблем. Продуктивные области. Проблемы Мирового океана. Примеры минералов. Десятки миллионов тонн рыбы. Ряд крупных месторождений нефти. Ресурсы Мирового океана. Морская вода. Источник химических элементов. Кладовая богатств. Океанологи. Биологические ресурсы.

«Этапы формирования политической карты» - Классификация стран по уровнюсоциально-экономического развития. НАТО – Организация Североатлантического договора. Число независимых государств: 1900 - 57 1956 - 89 1990 - 170 2003 - 193. III период (15-19 вв.) НОВЫЙ. ?! Государства - «карлики» Андорра, Лихтенштейн, Монако, Ватикан, Маврикий, Барбадос, Науру и др. Типология стран мира по государственному строю. Германия. I период (до 5 века) ДРЕВНИЙ.

«Формирование политической карты мира» - Современные государства. Изменения на ПКМ. Международные территории и акватории. Формы административно-территориального устройства. Колония. Территории с неопределенным статусом. Территория государства. Политическая карта мира. Кондоминиум - совместное владение. ВГО. Геополитика. Политическая карта мира (ПКМ). Этапы формирования ПКМ в Новейшем периоде (20 век). Этапы формирования политической карты.

При которой бурный рост численности городского населения не сопровождается соразмерным ростом городских функций, способных обеспечить адекватный уровень включения новых горожан в городскую культурно-экономическую среду . Понятие возникло во второй половине ХХ века, в ходе бурного роста городской массы населения в странах Латинской Америки, Азии и Африки при довольно слабом росте их экономики и недостаточного количества рабочих мест в городах. Взрывной рост городского населения происходит как за счет массового переселения крестьян в города, так и за счет демографического взрыва в уже существующей городской среде. Часто явное аграрное перенаселение в результате разрастания латифундий «выталкивает» население из сельских районов в города , где оно пополняет ряды маргиналов . В любом случае, спрос на формально занятую рабочую силы в таких городах, особенно в капиталистических странах не имевших опыта планирования экономики, намного превышает прирост населения. В результате, огромные массы квази-горожан не участвуют ни в современном потреблении, ни в современном производстве. Не получая государственной поддержки, подлинные города обрастают поясами нищеты и трущобами , в которых процветают неформальные, а также криминальные виды занятости. Последние возникают также при отсутствии генплана городского развития, плохой транспортной сети и прочих неблагоприятных условиях . Вышеназванные диспропорции в урбанизационных процессах развивающихся стран не означают что подлинная урбанизация в них не происходит совсем, а лишь подчеркивает их культурные и экономические особенности. В свою очередь в развитых странах заметна гиперурбанизация, при которой зоны развития городских поселений перегружают естественный ландшафт и нарушают экологическое равновесие , хотя в целом условия проживания относительно комфортны для самих горожан.

В Российской Федерации

Интересной особенностью урбанизации населения России, а также других стран СНГ, является сочетание проблем ложной урбанизации с гиперурбанизацией, в зависимости от региона. Черты ложной урбанизации широко распространены в первую очередь в небольших городах регионов России. Это явление обусловлено следующими факторами: подавляющее большинство горожан России - это недавние выходцы из села в первом или во втором поколении (доля горожан в третьем поколении меньше 20 %). Кроме этого, около 2/3 всех городов современной России - новые, возникшие в ХХ веке. Более того, около 15 % российских горожан населяют малые города, пгт и станицы, которые в России по большинству признаков правомерно считать элементом сельской местности. Особенно это касается южных регионов страны. Уровень обеспеченности жилых домов водопроводом, канализацией, стационарными телефонами в малых городах, а также на периферии крупных городов была довольно низкой до конца 1990-х годов, поэтому в таких городах мало признаков подлинной городской культуры. Их жители часто продолжают заниматься личным подсобным хозяйством, поэтому их образ жизни в целом близок к сельскому. По некоторым оценкам, доля горожан ведущих так называемый полугородской образ жизни, в конце ХХ века достигала около четверти городского населения России

Тенденции урбанизации

Как известно, урбанизация представляет сложное комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически невозможно. Урбанизация рассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира, как некий объективный процесс, связанный с обеспечением для всё большего числа жителей планеты условий для более удобной и комфортабельной жизни, для более полного развития способностей, для более защищенной и здоровой жизни. Конечно, урбанизации сопутствуют не только позитивные перемены в жизни людей, но и отрицательные. Можно долго перечислять те негативные факторы, которые сегодня связывают с неконтролируемой урбанизацией. Это и загрязнение окружающей среды, перенаселенность и возникающие в связи с ней "кварталы бедных" в городах- мегаполисах, повышенная преступность и многие другие нежелательные явления. Тем не менее, урбанизация - в целом прогрессивное явление, не случайно Всемирная организация здравоохранения, организовав 2 года назад в японском городе Кобе Международный научный центр по развитию, к числу основных научных направлений деятельности этого центра отнесла проблемы урбанизации и исследование современной ситуации в крупнейших городах мира.

Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом. Вероятно, всем известно о так называемой "проблеме больших городов", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.

Другой метод разгрузки крупных городов предлагают аргентинские учёные. Ещё недавно широко обсуждался проект переноса столицы Аргентины из Буэнос-Айреса во Вьедму. В пользу этого приводились несколько факторов. Во-первых, будет разгружен Буэнос-Айрес, т. к. в трёхмиллионной агломерации Большого Буэнос-Айреса сосредоточена почти 1 / 10 часть всего населения страны; это не только административная, но и промышленная столица страны, а также крупнейший порт. Во-вторых, развитие нового центра способствовало бы освоению Патагонии, а как следствие, оттоку населения из Буэнос-Айреса в провинцию, более равномерному распределению населения по территории страны, что приведёт к снижению уровня урбанизации и контролированию её процесса.

Понятие «ложная урбанизация»

В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.