Проблемы других национальностей в рф. Основные социальные проблемы россии и пути их решения. Причины национальных противоречий

Их причины:

Административно-командная система игнорировала потребности национального развития;

Ограничивалась самостоятельность республик, набирала силу тенденция к унитаризму;

Одной из серьезных причин обострения национальных проблем яви­лись массовые репрессии, переселения целых народов из мест их тра­диционного местожительства в другие республики и регионы (судьба крымских татар, чечено-ингушей);

Не всегда учитывались национальные условия и традиции, эконо­мические последствия, интересы комплексного развития территорий;

Отсутствие борьбы с национальными пережитками, возрождение феодально-барских замашек (Таджикистан);

Всё это должно быть учтено в проводимой национальной политике страны на современном этапе.

Направления осуществления национальной политики в Российской Федерации:

1. Последовательное осуществление курса на дальнейший материа­льный и духовный прогресс каждой республики и вместе с тем макси­мальное использование их потенциала для выхода страны из кризиса;

2. Развитие социальной структуры республик Российской Федерации;

3. Укрепление и углубление демократии;

4. Конкретная и целенаправленная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию народов России.

Национальные отношения в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Сложность национального вопроса, межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах - выдвигает и повышенные требования к командирам по организации патриотического и интерна­ционального воспитания личного состава.

Основные направления, формы и методы работы по патриотическому и интернациональному воспитанию изложены в Директиве Министра обороны Д-43 от 6 августа 1988г. "О политической и организаторской работе по улучшению интернационального воспитания личного состава армии и флота".

Эти направления:

Глубокое разъяснение национальной политики государства, значе­ние дружбы народов Российской Федерации для укрепления обороноспособности страны;

Пропаганда героического прошлого и традиций народов России, воинов различных национальностей;

Формирование у военнослужащих патриотических и интернациона­льных убеждений, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

Обеспечение наиболее рационального распределения воинов различных национальностей по подразделениям;

Недопущение оскорблений национальных достоинств военнослужа­щих;

Обеспечение принципа равного уставного подхода ко всему лич­ному составу;

Пресечение попыток националистических высказываний;

Изучение и учет национальных особенностей и традиций воинов различных национальностей;

Постоянное изучение социально-психологических явлений и про­цессов в воинских коллективах, взаимных оценок, симпатий и анти­патий.

Таким образом, национальные отношения являются важной и сложной сферой общественной жизни.

Утверждение правильных национальных отношений, укрепление единства и дружбы наций, способствуют общественному прогрессу, выступают важным фактором укрепления Вооруженных Сил России.

Прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Естественно, что в зависимости от населения или государственной политики перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Многие считают, что социальная проблема - это один из вопросов, связанных с положением малоимущих граждан или отдельных категорий населения. Однако это слишком ограниченное понимание вопроса. имеют более широкий диапазон и могут касаться не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Виды социальных проблем

Классифицировать социальные проблемы можно по разным признакам. Можно выделять экономические, демографические, продовольственные и т.п. Одни из них имеют общемировое значение, другие возникают только в некоторых странах. Разделить проблемы можно на следующие группы:

  • Проблемы, возникающие в процессе воздействия человека на природу. К ним можно отнести загрязнение мирового океана, истощение экологические катастрофы и т.д.
  • Проблемы, появление которых связано с системой общественного устройства (иначе говоря - с взаимодействием человека с обществом). Это такие вопросы, как здравоохранение, экономика, классовое неравенство, безработица и множество других.
  • Интерсоциальные проблемы. Проблемы, возникающие между государствами или этносами, объединенными общими интересами или идеей. К этой категории можно отнести проблему локальных военных конфликтов и экономики малоразвитых стран.

Если говорить о то, естественно, в их число входят:

  • Демографическая. Связана со стремительным увеличением населения планеты.
  • Продовольственная. Проблема, связанная с необходимостью обеспечить продовольствием постоянно увеличивающееся население.
  • Энергетическая. Связана с решением вопроса об обеспечении людей энергией и топливом в текущий момент времени и обозримом будущем.
  • Экологическая. Совмещает в себе проблемы загрязнения Мирового океана и атмосферы, утилизации и переработки твердых отходов.

Решение вышеописанных вопросов требует совместных усилий всех государств и сообществ.

Государственные проблемы в социальной сфере

Помимо участия в решении проблем планетарного масштаба, правительство любого государства должно решать и внутренние социальные проблемы, которые у каждой страны свои. Основные социальные проблемы России:

  • Бедность основной массы населения и социальное неравенство.
  • Алкоголизация и распространение наркоманий различных типов.
  • Безработица.
  • Проблема увеличения численности населения.
  • Проблема коррумпированности властей и чиновников.

Конечно, полный список проблем, которые существуют в нашем государстве, гораздо шире. Их решение требует постоянной поддержки и финансирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для осуществления населения страны сформированы различные социальные институты. Деятельность этих организаций направлена на предоставление населению различных услуг. В их числе:

  • Медицинское обслуживание граждан. Поликлинические услуги, лечение в стационаре, профилактика и оздоровление.
  • Обязательное бесплатное образование.
  • Социальная поддержка. Представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание определенных категорий населения: предоставление различных льгот, субсидий, дотаций и пособий, физическая работников.

г. Орел
julianapavlova2012@ mail . ru

Поиск социальной гармонии - вечная проблема. Понять закономерности и тенденции развития современного мира нельзя в отрыве от стремительно нарастающего процесса его глобализации, который носит достаточно противоречивый характер.

Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению. Эффективная экономическая модель в каждой стране - своя. Главное «условие» успешности - благосостояние граждан. В случае, если страна действительно развивается в положительном направлении, уровень жизни населения только растет, люди стабильно получают зарплату, могут себе позволить приобрести предметы уже не первой необходимости (это безусловно), а «для души», для самого себя.

Россия - это, в первую очередь, сообщество людей, поэтому главные ее проблемы - социальные. Зачем человеку, удовлетворенному условиями своей жизни, совершать преступления против экологии, других людей и общества в целом?

Самая главная социальная проблема современной России - бедность. Лишь ничтожное количество людей имеют достаточно средств для комфортной жизни, большинство же - просто существуют и даже выживают! Это подтверждено статистикой, согласно которой около 30 % населения России живут в нищете и три четверти - на грани бедности.

Причиной этого однозначно можно назвать безработицу. Несмотря на современный технический прогресс и появление новейших отраслей промышленности, специальностей и профессий, таких как копирайтинг и прочее, - огромная часть трудоспособного населения России остается без работы.

Не менее важная проблема - алкоголизм, причина деградации и вымирания населения. Согласно последним исследованиям, более 80 % населения страны употребляют спиртные напитки, около 75 тысяч смертей ежегодно и каждое пятое преступление - результат алкогольного опьянения.

Потребление наркотиков в России за последние годы возросло в 10 раз! Между тем, наркоман - потенциальный носитель и распространитель ВИЧ-инфекции и туберкулеза. С каждым годом количество смертей в результате этих заболеваний стремительно растет, а их распространение приобретает характер эпидемии .

Одним словом, развитие современной России невозможно без решения социальных проблем. Лишь здоровая и удовлетворенная условиями своей жизни нация может вознести страну на вершину мировой экономики, сделав ее развитым и правовым государством!

Таким образом, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие социальные проблемы, по мнению россиян, являются наиболее существенными. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 31 января - 1 февраля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Больше всего россиян сегодня беспокоит высокий уровень инфляции - его отмечают 28% респондентов, сетующих на наличие острых проблем. На первых строчках в списке проблемных тем также низкие зарплаты (13%), высокие цены на ЖКХ (12%), безработица (11%). Несколько меньше волнует состояние дорог (7%), здравоохранение (5%), коррупция и бюрократия (3%), низкие пенсии (3%), невозможность купить жилье (3%), развитие инфраструктуры (3%) и др. Лишь по 1% опрошенных упоминали о миграционной политике, произволе чиновников, низком уровне образования, работе общественного транспорта, пробках, экологии, мусоре на улицах, ветхом жилье, высоких процентах по кредитам.

В целом о наличии серьезных социальных проблем говорит половина наших сограждан (50%). Однако 26% отмечают, что уже видят шаги по их решению. Прибегать к акциям протеста для преодоления трудностей считают необходимым 24%: в том числе 16% полагают, что они будут полезны в отдельных случаях и только 8% опрошенных заявляют, что острые вопросы в их родном городе/селе не решить без митингов и демонстраций. Протестные настроения чаще наблюдаются у респондентов, выражающих неодобрение деятельностью президента (47%), сторонников КПРФ (34%) и ЛДПР (32%). При этом более трети участников опроса (36%) вовсе не видят особо крупных проблем, требующих немедленного решения (среди опрошенных с высоким достатком - 50%, среди жителей крупных городов - 53%) .

Таким образом, чтобы переломить гибельные для страны тенденции, необходимо незамедлительно и радикально изменить политику государства, повернуть ее к социальной сфере, руководствуясь идеологией социального государства.

Возрождение России - в возрождении традиций. Это значит, что надо возвращаться к своим традициям и с их учетом решать непростые вопросы, которые ставят перед обществом время и обстоятельства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Попов Н .П . Главные социальные проблемы России последнего десятилетия // Мир измерений. Москва - 2010.
  2. Пресс-выпуск № 2776. «Проблемы страны и как их решать» 17.02.2015 [Электронный ресурс] http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115151 (дата обращения 8.05.2015).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО

«Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра экономики

Контрольная работа

по дисциплине «Регионалистика»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

Выполнила студентка первого курса

факультета заочного обучения

по специальности «экономика»

Малюк Ольга Николаевна

Чебоксары - 2013

Введение

1. Национальный состав населения

1.1 Национальная численность населения

1.2 Расселение народов по территории России

1.3 Языковые семьи и группы

2. Национальные проблемы России

2.2 Русско-чеченский конфликт

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация - многонациональное государство. В стране живут и работают множество народов и наций. Так как все мы живем в одном обществе, нам приходится сотрудничать, взаимодействовать. Но, как и в любом контакте, могут возникать проблемы в отношениях.

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку). В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются в виду определенные нации. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выделяются, хотя их количество в России, довольно значительно. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Распад СССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили множество острейших практических и теоретических вопросов. Среди таких актуальных вопросов, бесспорно, находятся проблемы национальной политики. Постсоветская ситуация позволяет более широко и реалистично осмысливать политику межнациональных отношений, проводившуюся в КПСС во времена советской власти: сотрудничество и помощь друг другу, совместная борьба и победа над фашизмом, становление и развитие национальных культур целого ряда народов.

С распадом Союза у России в области национальных отношений остается еще много болевых, потенциально опасных зон: стремление к созданию этнических государств, политические амбиции национальных элит, этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения из ряда регионов, территориальные претензии, отсутствие ясных приемлемых формул взаимодействия центра и регионов.

В советском обществознании уделялось большое внимание национальной проблематике. Определенная заданность исследований требовала раскрывать многосложную сферу межнациональных отношений с позиции прежде всего их классовой детерминации, бесконфликтности в условиях социализма, сближения народов и в перспективе их слияния.

В свете сказанного, представляется, что выбранная тема является научно значимой и актуальной.

Разработанность проблематики межнациональных конфликтов находится в российском обществознании пока еще в первоначальной стадии. Многие вопросы носят постановочный, общий характер и требуют дальнейших исследований.

Общественные процессы в условиях структурных преобразований и социальных реформ обретают во многих случаях национальную окраску, а нередко сопровождаются межнациональными конфликтами.

Постановка цели и задач курсовой работы.

Цель - анализ и классификация национального состава населения страны, а также анализ истоков и содержания межнациональных конфликтов в условиях современного российского общества, в нахождении возможностей устранения конфликтов и путей их разрешения.

· рассмотреть исторически сложившийся состав населения в России, в частности в Читинской области;

· рассмотреть межнациональные отношения в современном российском обществе с методологических позиций теории конфликтов;

· исследовать причины современных межнациональных конфликтов, порожденные условиями их длительного накопления и искусственного сдерживания и причины, порожденные реформированием общества и складыванием новых механизмов межнациональных отношений;

· обозначить роль политических элит и лидеров как в обострении, так и в урегулировании или преодолении конфликта;

· осмыслить состояние институциональных (государственные органы, партии и общественные движения) факторов в механизмах разрешения межнациональных конфликтов.

Основные понятия.

Население - это непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущая на земле в целом или в пределах какой-либо ее части.

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений. этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения из ряда регионов;

Этнос - народ, племя, группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих своими обычаями и укладом жизни, что отличает их от других групп.

Нация - это социально-историческая общность людей, совокупность граждан государства, имеющих общность территории и языка, социально-экономической и культурной жизни.

Межнациональный конфликт - конфликт между представителями разных наций, возникший в результате социально-политического неравенства, ущемления их прав, связанных с государственным устройством.

1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

1.1 Национальная численность населения России

региональный миграция межнациональный

К началу XX века территория Российской империи достигла 22,4 млн км2. Соответственно, с увеличением территории росла и численность населения и в этот период времени составляла 128,2 млн человек. Так, по данным переписи 1897 года в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русских составляла 44,3%.

В 1926 году по переписи населения СССР выделялось около 160 этносов, в том числе 30 ч численностью населения менее 1 тысячи человек. Характерной особенностью народов СССР было сильное различие их численности. Двадцать два из них, насчитывающие более 1 млн человек каждый, составляли 96% населения всей страны.

Что касается населения современной России, он также очень богат и разнообразен. Сегодня на территории российской Федерации проживает более 130 наций и народностей. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

По данным переписи 1989 года, большинство населения составляли русские (более 80%), далее из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн человек), украинцы (свыше 4 млн человек), чуваши, башкиры, белорусы, мордва и другие.

Что же касается национального состава Читинской области, то в переписи населения 1989 года было зафиксировано следующие данные (в процентах от всего населения региона): русские - 88,4%, буряты - 4,8%, украинцы - 2,8%, татары - 0,9%, белорусы - 0,7%, чуваши - 0,2%, башкиры - 0,2%, мордва - 0,1%, эвенки - около 0,1%, другие национальности - 1,9%.

Текущей статистикой было отмечено увеличение доли русских до 90,9%, бурят до 5,4%, эвенков до 0,2% и понижение доли представителей других национальностей.

Подавляющая часть представителей народов севера, в первую очередь, эвенки, проживает в Каларском, Тунгиро-Олёкминском и Тунгокоченском районах .

1.2 Расселение народов по территории РФ

Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы. Первая - этносы, большая часть которых живет в России, а за ее пределами составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, якуты, буряты, калмыки и другие). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы в составе Российской Федерации.

Вторая группа - это те народы стран ближнего зарубежья (то есть республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки, греки и другие).

И, наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве случаев живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, хорваты и другие).

Таким образом, около 100 народов (первая группа) живет в основном на территории РФ, остальные - представители второй и третьей групп - преимущественно в странах ближнего зарубежья или других государствах мира, но являются все же существенным элементом населения России.

Россия - многонациональная республика, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993 год).

В состав РФ на 1 января 2007 года входят 86 субъектов, из них 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального назначения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов.

Общая площадь 29 национальных образований (республик, автономных округов, автономной области) составляет 53% территории страны. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек (среди них почти 12 млн русских).

Все национальные образования отличаются сложным составом населения. Причем доля основной или «титульной» нации в ряде случаев сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в шести основные народы составляют большинство (Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская Республика). В полиэтническом Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения. В девяти республиках на народы «титульной» нации приходится менее одной трети населения (в том числе в Карелии и Калмыкии).

Существенно отличается картина расселения народов в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и других), которые приезжали на работу - осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, строить дороги, промышленные объекты и города. В итоге «титульные» народы в большинстве автономных округов и в единственной автономной области составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-мансийском автономном округе - 1,5%, в Ямало-Ненецком - 6 %, Чукотском - около 9%. Подробную национальную структуру населения автономий России можно проследить по данным таблицы 1.1 в приложении работы.

1.3 Языковые семьи и группы

Отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи. По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковые семьи:

1. Индоевропейская семья (80% всех жителей страны). В эту семью входят: - славянская группа, наиболее многочисленная в России, включающая русских, украинцев, белорусов, поляков и других.

Иранская группа, включающая таджиков, осетин, курдов.

Романская группа, в которую входят молдаване, цыгане, румыны.

Германская группа. К ней относят немцев, евреев.

2. Алтайская семья (6,8% всех жителей страны). В ее состав входят следующие группы: - тюркская группа, в состав которой входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы, карачаевцы, хакасы, балкарцы, алтайцы, шорцы, долганы.

Монгольская группа, состоящая из бурят, калмыков.

Тунгусо-маньчжурская группа. К данной группе относят - эвенов, эвенков, нанайцев, удэгейцев и других.

Палеоазиатская группа, состоящая из чукчей, коряков.

3. Уральская семья (2% всех жителей страны). Подразделяют на группы: - финно-угорская группа, в которую входят мордва, эстонцы, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, манси, венгры, саамы.

Самодийская группа, включающая ненцев, селькупов, нганасанов.

Юкагирская группа (юкагиры).

4. Северокавказская семья (2% всех жителей страны). Также включает в себя несколько групп: - нахско-дагестанская группа. К ней относятся чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши.

Картвельская группа · грузины.

Адыго-абхазская группа, включающая адыгейцев, абхазцев, черкесов, кабардинцев.

Кроме выше указанных семей, в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены); эскимосско-алеутской семьи (эскимосы, алеуты) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и другие).

Языки всех народов России полноправны, но языком межнационального общения является русский.

2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

Во многих многонациональных странах, существуют какие-либо межнациональные конфликты, и Россия принадлежит к их числу.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

Сейчас мы начали новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.

Однако, по-прежнему, остаются актуальными некоторые проблемы, которые рассмотрим ниже.

2.1 Межнациональная напряженность в региональном аспекте

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально-, но и административно - территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, а с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.

На сегодняшний день в условиях постепенного ослабления экономической нестабильности Российское правительство в состоянии удерживать страну от развала. Однако пока существуют такие «горячие точки» как «республика Чечня» |Российское правительство не может гарантировать целостность, как и безопасность государства (тем более, что остальной мир называет этот «конфликт» войной).

2.2 Русско-чеченский конфликт

Русско-чеченский конфликт, который с перерывами продолжается уже десятый год, видится и оценивается очень по-разному в зависимости от положения наблюдателя. Для человека из России - это центральный политический конфликт страны.

Русско-чеченский конфликт называют “забытая война”. СМИ (Средства массовой информации) время от времени сообщают о потерях российских войск и иногда напоминают о тяготах и лишениях сотен тысяч беженцев из Чечни, но пока не происходит какой-либо сенсационный террористический акт, (взрыв на станции м. Пушкинская, «Норд-ост»…)интерес к этой войне падает до интереса, уделяемого армяно-азербайджанской распре из-за Карабаха или какому-либо аналогичному этническому столкновению в иных экзотических точках планеты.

В отличие от правительственных кругов мировое общественное мнение за последние годы выработало по чеченскому конфликту целую гамму позиций, весьма разнящихся между собой. И если в случае кризиса в Косово западное общественное мнение стало важнейшим фактором давления на правительства и НАТО, то в случае Чечни разнообразие позиций и подходов, эта разноголосица мнений по поводу чеченского кризиса позволила правительствам занять выжидательную позицию и проводить политику полного невмешательства.

Социал-демократические группировки также поддерживают идею права наций на самоопределение и осуждают действия российского правительства в Чечне, однако обосновывают свою критику грубейшими и повсеместно распространенными нарушениями прав человека в русско-чеченском конфликте. Социал-демократы осуждают применение войск, призывают к перемирию в Чечне и настаивают на мирных переговорах с участием международной общественности. Учитывая ведущее положение социал-демократов в большинстве правительств Западной Европы, эта позиция вполне могла бы быть, подкреплена практическими мерами. Она, однако, напротив, заметно ослабла в последнее время из-за укрепляющихся связей чеченского сепаратизма с миром исламского фундаментализма. Чем больше ход военных событий в Чечне толкает чеченскую сторону к сближению с миром исламского терроризма, заставляя полагаться на его финансовую и военную поддержку, тем менее влиятельным становится социал-демократическая позиция защиты прав человека в Чечне.

В либерально-демократических кругах Запада существует достаточно ясное понимание, что чеченская война отбрасывает Россию назад, задерживая ее модернизацию и ограничивая российские возможности участия в международной политике.

Никто на Западе не желает продолжения русско-чеченской войны. Ее окончание было бы воспринято с общим удовлетворением. Но, наблюдая за тем, как была развязана война, как она ведется, и, главное, видя неспособность политического класса России окончить ее, либерально-демократические силы Запада приходят к выводу, что в настоящий момент эта война - меньшее из зол. Война высветила такие характеристики российской политической элиты, как ее отсталость, непросвещенность, неспособность к постановке долгосрочных задач, глубоко укоренившиеся анти-западнические установки и зараженность бреднями о существовании особого русского пути развития. Простая мысль, которую с детства усваивают граждане развитых демократических стран, что величие и влияние государства определяется не только и не столько его географическими размерами и военной мощью, сколько показателями экономического благосостояния, уровнем культуры, качеством системы образования и здравоохранения, общим жизненным уровнем населения, и уровнем консолидации - еще не стала прочной характеристикой российского массового сознания.

2.3 Проблема миграции и беженцев

Во время недавнего разговора с руководителем пограничной службы ФСБ Владимиром Проничевым президент поинтересовался, как обустроена наша граница. «Надо честно сказать, никак», - последовал ответ. «Больше десяти лет ничего нет, да как же так!», - возмутился тогда президент. Справедливости ради надо отметить, что Проничев возглавляет погранслужбу всего несколько месяцев, поэтому возмущение главы государства было, скорее всего, адресовано ее прежним командирам - генералам Николаеву и Тоцкому (один из них сегодня занимается делами обороны в Госдуме, второй - представляет Россию в НАТО). А начальник миграционной службы МВД Александр Чекалин, выступая перед депутатами, признал, что на территории России находится более 5-ти миллионов нелегальных мигрантов, в основном из стран СНГ.

Необустроенность границ и нелегалы в России: не связаны ли эти два явления? Вот что говорит об этом советник мэра Москвы Константин Затулин.

К. Затулин: Безусловно, связаны. В ФПС долгое время торжествовала доктрина, согласно которой мы должны охранять выдвинутые вперед рубежи СНГ, бывшую границу СССР. Военное присутствие в Таджикистане или Армении, конечно, - дело нужное, но при этом оказалась совершенно открыта наша собственная граница с бывшими братскими республиками.

Резкий спад экономики, вооруженные конфликты привели к тому, что миллионы людей из этих государств, хлынули в Россию (из Азербайджана, например, уехало более 20 % населения). А что с ними делать в России никто не знает. Никакой серьезной миграционной политики в России не было, да, по сути, до сих пор нет. У нас демографическая катастрофа, людские ресурсы нужны стране. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а главное - где они нужны. Ведь целые регионы сегодня просто опустошены. А мигранты стремятся туда, где рынок труда и так переполнен, прежде всего в Москву. В результате резко ухудшается криминогенная обстановка: количество преступлений, совершенных иностранцами, за 10 лет выросло втрое. В столице растет напряженность, отторжение, связанное с наплывом мигрантов.

Так где же выход?

Меры должны приниматься в первую очередь на федеральном уровне. Тем более, что не только милиция, но миграционная служба и служба трудоустройства теперь выведены из под прямого подчинения московских властей (считаю, что это было непродуманное решение). Незаконных, нежелательных мигрантов следует возвращать на родину. В отношении же тех, кому мы открываем дверь (в первую очередь это наши соотечественники), должна быть выстроена целостная миграционная политика. Переселенцев надо ориентировать туда, где в них есть потребность, в том числе через дифференциацию по регионам условий предоставления вида на жительство, создание им возможностей для обустройства.

2.4 Проблема миграции в Москву

Что касается собственно Москвы, то необходимо подтвердить правомерность всех тех решений, которые в свое время принимались мэром и правительством города, и которые вызывали жесткое неприятие со стороны некоторых правозащитников. Имеется в виду наличие в Москве специальных норм регистрации. У нас, конечно, в этом отношении очень либеральная Конституция, но надо смотреть в лицо реальности: сегодня в столице каждый десятый человек фактически находится на нелегальном положении.

Свою роль должна сыграть работа московского правительства с национальными общинами. Москва - интернациональный город, и она не должна потерять это свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться пропорции сложившегося этнического баланса. Я полагаю, представители национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким подходом. Ведь мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что преступления совершают одни «гости столицы», а страдают от возникающего протестного настроения совершенно другие люди, зачастую коренные москвичи.

2.5 Причины международной миграции рабочей силы

Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это "утечка умов", устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае - чисто экономические.

Заключение

Россия - страна многонациональная. Конечно же, Вы можете сказать, что существуют страны с ещё большим количеством народов, и будете совершенно правы. Однако Россия всегда была и остаётся страной особенной. Огромное количество этносов (более 100 - я даже не могу себе представить столько различных лиц!) уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже, несмотря на существующие неприятные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране нельзя назвать плохими. А ведь сколько политиков пытаются добиться обострения ситуации.

В целом Советский Союз (а теперь и Россия) был не «плавильным котлом», как США, где множество народов переплавлялись в единую американскую нацию, а, наоборот, своего рода полигоном не только сохранения, но и дальнейшего развития наций. Здесь шел по сути, двуединый процесс: с одной стороны, осуществлялся процесс модернизации, приведший к превращению аграрных обществ в аграрно-промышленные и городские; с другой - росли и укреплялись единство и консолидация титульных наций, от которых получили свои названия союзные республики.

Особенно, важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. К концу ХХ в. многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.

Проявившееся в некоторых регионах в 60-70-х годах пренебрежительное отношение к национальным языкам и культурам имело для большинства из них далеко идущие отрицательные последствия. Наблюдающийся в последние годы заметный всплеск интереса к местным языкам, культурам, истории, традициям у всех без исключения народов России как раз и призван преодолеть эти последствия и не допустить в будущем перекосов в национальной политике. Вместе с тем нельзя не признать, что для подавляющего большинства народов русский язык является не просто языком межнационального общения - он стал вторым родным, а для многих и единственным родным языком (независимо от того, какая политика проводилась в межнациональных отношениях по вопросу о языках). Данный факт в неизмеримо большей степени верен применительно к народам, населяющим национальные республики самой России.

Государственная политика призвана стать в большей мере национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету национальных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи -- возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой. Убедительный пример консолидированного региона являет собой ассоциация "Сибирское соглашение", объединившая 19 сибирских областей и национальные центры от Тюмени до Читы. На этой необозримой земле проживают свыше 16 млн человек, она располагает богатейшими природными ресурсами, здесь имеются развитая промышленность и множество научных учреждений.

Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит -- предупредить межнациональные трения и конфликты.

Список используемой литературы

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М.: Аграф, 2000. Т.3.

2. Богоявленский Д.Д. Вымирают ли народы Севера? // СОЦИС: Социологические исследования. - 2005. - N 8.

3. Журнал «Русский Архипелаг» статья «Демографическая ситуация в стране и мире», Анатолий Вишневский. 2006.

4.Заславский Виктор «Русско-чеченский конфликт глазами запада» 2001 год.

5. Российская многонациональная цивилизация: единство и противоречия / отв. ред. Трепавлов В.В. - М.: Наука, 2003.

6. Тишков В.А. Народы России. М.: "Большая Российская Энциклопедия", 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические и нормативно-правовые основы проведения статистики численности и состава населения, применяемые методы и инструменты исследования. Национальный состав и расселение населения России, его уровень жизни и доходы. Демографические сценарии.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2013

    Понятие и разновидности миграции населения. Современные миграционные процессы в России и их изучение, проблема управления. Меры по регулированию внутренней миграции в стране. Современные показатели миграции сельского населения, проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Анализ современной демографической ситуации в российском обществе, основные причины его депопуляции. Сущность понятия "русский крест" и его значение на сегодня. Тенденции, разнообразие решений изменений численности населения российских регионов.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Миграции населения – перемещения людей, связанные с изменением постоянного места жительства; типы, классификация, причины. Численность иностранной рабочей силы в РФ и граждан, выехавших за границу, миграционный прирост населения; современные тенденции.

    презентация , добавлен 17.05.2011

    Показатели и оценка тенденций развития демографической ситуации в России. Анализ итогов переписей 1989 и 2002 годов, причины депопуляции. Оценка опасности алкоголизации населения России. Динамика численности населения в России, показатели миграции.

    научная работа , добавлен 09.02.2009

    Статистические данные о численности, составе и естественном движении населения в России, его состав по основным демографическим признакам. Основные показатели, характеризующие численность, состав и воспроизводство (естественное движение) населения.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2010

    Сущность и структура демографической политики. Анализ современной демографической ситуации в России. Динамика численности населения России. Показатели естественного движения населения. Естественный прирост и убыль населения. Сокращение уровня смертности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    История проведения всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Учёт демографической динамики населения в России. Увеличение продолжительности жизни и миграционный прирост по данным 2006-2010 гг. Плотность населения России по субъектам.

    творческая работа , добавлен 19.05.2012

    Анализ этнического (расового, национального, лингвистического) состав населения, понятие и теории этноса (этничности). Этнолингвистическая классификация народов мира. Классификации этносов по территориальной форме существования и причинам формирования.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Проблема изучения различий в материальной обеспеченности населения России в региональном аспекте. Анализ социально-экономических процессов. Общий принцип кластерного анализа. Построение кластерной модели социально-экономического положения по регионам РФ.

Социальные проблемы современной России. Виктор Басов.

(Аналитический обзор выполнен студентом 3-го курса РГПУ им. Герцена, приводится с сокращениями).

Аналитический обзор статей.

Для современного российского общества характерно наличие множества социальных проблем, которые не только не решаются, но многие из них все больше обостряются. Всевозможные программы и меры, предпринятые правительством страны, не дают ожидаемого результата. Ситуацию еще больше ухудшает экономический кризис.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Проблемы современной России в социальной сфере, причины их возникновения и факторы, препятствующее улучшению ситуации, освещены в статье Н.П. Попова «Главные социальные проблемы России последнего десятилетия». Предваряя непосредственное изложение, автор констатирует отсутствие ясности в вопросе определения наиболее острых и безотлагательных задач. Значимость социальных проблем часто меняется в соответствии с целями и интересами руководства страны. А общественное мнение складывается под влиянием информационно-пропагандистской деятельности органов власти. В результате данные опроса общественного мнения и статистические данные значительно отличаются, а то, что беспокоит людей лично, отличается от того, что, по их представлениям, значимо для страны в целом.
Основная часть статьи посвящена описанию самих проблем, при этом, отмечается их взаимозависимость, и проводится достаточно подробное исследование по отдельным проблемам. На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения. А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляет 15–20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30% всех бедных, а 61% бедных семей – семьи с детьми. Основная причина бедности – коррупция и экономическая политика властного класса.
Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему “левая”, теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47%. населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. Автор констатирует, что в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом.
Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник
ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%. Одна из причин роста наркомании – недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы» было выделено 3,09 млрд. р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд. долл. Другие причины – недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти.
Распространение в стране ВИЧ- инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2009 г. рост заболеваемости ВИЧ составил 13% по сравнению с предыдущим годом. А от туберкулёза ежегодно умирают 25 тыс. человек. В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван,
во-первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во-вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2008 г. лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен.
С 1992 г смертность в России превысила рождаемость, и тех пор превышение составляло временами в полтора раза. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 120 млн. человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Основные причины смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления. Для исправления ситуации государством были предприняты меры для увеличения рождаемости. Но, вместе с этим, обострились другие проблемы: увеличились случаи отказа от детей в роддомах, вследствие алкоголизма отцов, распада семей и бедности, а также количество родителей, лишенных родительских прав, участились побеги детей из дома. Точной цифры беспризорных и безнадзорных детей никто не знает. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. А около половины выпускников детских домов становятся алкоголиками или преступниками. При этом не решаются проблемы усыновления и опекунства. Другая мера предпринятая государством для решения демографической проблемы – миграция - также оказалась неэффективной. Была выработана программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек.
Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн. р. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.
В заключение автор подвергает критике монополизацию власти в руках одной правящей партии. Отсутствие публичного обсуждения социальных проблем, по мнению Н.П. Попова, явилось главной причиной их нерешения.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ

В предыдущей статье бедность определена как лидирующая по значимости и остроте проблема современной России. В 2008 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Статья Ю.П. Лежниной "Социально -демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности" представляет результаты глубокого и детального исследования этой проблемы. В статье анализируются социально-демографические характеристики, оказывающие влияние на уровень жизни россиян; рассматриваются факторы, определяющие уровень потребления, а также, ухудшающие позиции на рынке труда; дана характеристика изменения положения социальных групп в условиях кризиса. Результаты анализа этой проблемы представлены на основе проведенного ИС РАН в марте 2008 г. исследования «Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся?» Для выявления среднесрочных динамических тенденций использовались данные исследования ИКСИ РАН 2003 г. «Богатые и бедные в современной Россие», а для оценки последствий текущего экономического кризиса - данные проведенного в марте 2009 г. исследования ИС РАН «Российская повседневность в условиях кризиса». Основные данные в статье приводятся по 2008 г.
Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст, особенности домохозяйства и т.д. Социально-демографические характеристики определяют характер и масштаб расходов россиян, влияют на жизненные шансы в сфере потребления и на рынке труда. К примеру, иждивенческая нагрузка или плохое здоровье резко увеличивают затраты, и влияют на доступность для них эффективной занятости. Так, предпенсионный возраст, проживание в малых городах и селах или наличие в семье инвалида, требующего ухода, заметно снижают шансы на занятие привлекательных социально-профессиональных позиций. Особо значимой социально-демографической характеристикой, оказывающей влияние на уровень жизни населения является состояние здоровья.
На основании приведенных в статье данных можно сказать, что за последние годы улучшились возможности решения материальных проблем для людей с относительно хорошим здоровьем, но для россиян с плохим здоровьем было характерно ухудшение материального состояния. В 2008 г. среди россиян с плохим состоянием здоровья были бедны 36% и лишь 10% принадлежали к благополучным слоям. С хорошим состоянием здоровья соотношение было обратным - 8 и 60%, соответственно.
В 2008 - 2009 гг. наблюдался рост относительного обеднения россиян с увеличением их возраста. Кроме того, фактором, определяющим уровень жизни, явился не столько возраст, сколько факт выхода на пенсию, т.к. пенсионных выплат зачастую не хватает даже для поддержания жизни на уровне малообеспеченности.
Существует также значительные различия доли бедных и благополучных слоев населения в разных гендерных группах. В возрасте 55 - 59 лет, когда женщины становятся пенсионерами, а мужчины - еще нет: бедны 23% женщин и 12% мужчин, а благополучны - 23% женщин и 30% мужчин. Худшее положение женщин по сравнению с мужчинами наблюдается и в 31 - 40 лет: женщины этой возрастной когорты в 2 раза чаще мужчин попадают в категорию бедных. Одним из факторов относительно низкого уровня жизни женщин по сравнению с ровесниками мужчинами является специфика их семейного положения: именно в этом возрасте для женщин максимален показатель численности разведенных - 23%. После разводов мужчины в массе своей заново женятся, а женщины остаются с детьми (во главе 83% неполных семей - женщины). Неполные же семьи менее благополучны, чем все остальные. В 2008 г. среди них 30% были бедны и 55% малообеспечены.
В 2008 г. холостых и состоящих в браке россиян характеризовал примерно одинаковый уровень жизни: среди тех и других лишь около трети были благополучны и чуть менее половины - малообеспечены. При этом разведенные россияне в 2 раза чаще холостых попадали в число бедных и в 2 раза реже - в число благополучных, для вдовствующих эта разница была еще выше. Но для риска бедности и малообеспеченности оказался важен не сам гражданский статус, а определенные характеристики семьи.
Гражданское состояние не столько само по себе является фактором, определяющим уровень жизни, сколько опосредованно, действуя совместно с другими факторами, включая иждивенческую нагрузку, свидетельствует об определенном типе домохозяйства. Степень иждивенческой нагрузки значима для уровня жизни только при критических ее показателях: в 2008 г. доля бедных среди членов семей с высокой иждивенческой нагрузкой была в 2 - 2,4 раза выше, а благополучных - в 1,6 - 2,1 раза ниже по сравнению с членами домохозяйств с меньшей иждивенческой нагрузкой. Показатели высокой иждивенческой нагрузки максимальны в семьях пенсионеров (87% с высокой нагрузкой), несколько ниже - в многодетных и неполных семьях (60% - со скорее высокой и 28% - с высокой нагрузкой) и семьях, в которых есть не только дети, но и пенсионеры (57% - со скорее высокой и 28% - с высокой нагрузкой). Самый низкий уровень жизни имеют в настоящее время домохозяйства пенсионеров, а также многодетные и неполные семьи. В 2008 г. при одинаковом риске малообеспеченности (56%) среди семей с детьми, но без пенсионеров были бедны 5%, а среди семей с пенсионерами, но без детей -14%.
Усугубляют неравенство жизненных шансов населения и различие типов населенных пунктов. В 2008 г. среди жителей мегаполисов доля бедных была в два, а доля малообеспеченных - более чем в полтора раза ниже, чем среди жителей ПГТ и сел. Нередко происходит взаимоналожение двух одновременно действующих факторов малообеспеченности и бедности - особенности типа домохозяйств и место проживания. Изменение места проживания также влияет на жизненные шансы россиян. Эффективность переезда в населенный пункт другого типа зависит от факта социализации в условиях городской или сельской культуры.

Подводя итоги анализу роли социально-демографических характеристик малообеспеченности и бедности, Ю.П. Лежнина подчеркивает содержательную и статистическую значимость исследованных характеристик. Основными факторами, влияющими на уровень жизни в российских условиях, выступают тип населенного пункта в месте нынешнего проживания и в период первичной социализации, характер иждивенческой нагрузки и тип домохозяйства в целом, состояние здоровья индивида и его возраст.

АЛКОГОЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В рассмотренной выше статье Н.П. Попова, особое внимание уделено проблеме алкоголизма. Для более подробного ознакомления с этим вопросом будет логично обратиться к другой его статье «Сколько мы пьём и почему». В статье представлены данные ВЦИОМ, опросов ФОМ и РОМИР-Мониторинга, статистических исследований потребления алкоголя, заболеваний, смертности, преступности и других последствий от его употребления, а также данные исследования в Санкт-Петербурге характера питья по регулярности, количеству и месту.
Значительная часть статьи посвящена исследованию истории пьянства, при этом развенчивается миф об особом широком характере русской натуры, жаждущем разгула и возлияний.
Потребление вина стало частью человеческой культуры более 7 тыс. лет назад. При этом в Ветхом Завете винопитие осуждалось. Христианская религия, в отличие от иудаизма, не считает употребление вина грехом, особенно в процессе религиозных обрядов – порицается чрезмерное его питие, пьянство.
В дохристианской Руси основным источником хмельных напитков был мёд. Из него делали медовуху, пиво, брагу – слабоалкогольные напитки крепостью 5–8 град. Застолья были эпизодическими. С приходом христианства застолья перешли к более регламентированному употреблению – по христианским праздникам, крестинам, поминкам, причём российские поминки в других странах не встречаются, это сохранившаяся традиция языческой тризны. Пили по-прежнему медовуху, брагу, пиво, а с Х в. и виноградное вино, но в целом слабоалкогольные напитки. Важное место в культуре питья играли общественные питейные заведения – корчмы, куда народ приходил выпить и повеселиться. Его владельцы платили “бражную пошлину” на солод, мёд и хмель и веселили народ, который приходил выпить и поесть с музыкой и песнями. До XVI в. проблема повального пьянства как острая социальная проблема не была известна. Важную роль в распространении пьянства на Руси сыграло появление крепких напитков. Крепкие напитки появились в России с привозом из Италии виноградного спирта в 1386 г., который разбавляли водой для питья. А в 1448–1474 гг. русские умельцы наладили получение спирта из ржаного зерна. Этот разбавленный ржаной спирт получил название “хлебного вина”, или водки. Началась эпоха массового коммерческого производства алкогольных напитков из зерна, на которое “наложило лапу” государство, увидевшее в этом производстве неиссякаемый источник средств для царской казны. До этого ни в одной стране производство вина не рассматривалось государством как источник доходов, поскольку оно считалось естественной переработкой даров природы в домашних условиях. Заманчивость для государства заключалась и в низкой себестоимости, а соответственно, и в высокой прибыльности дела.
При Иване Грозном было запрещено простым людям самим варить медовуху, пиво и брагу, а традиционные корчмы, где можно было выпивать и закусывать, были заменены на “царёвы кабаки” где можно было только пить, но не есть. При этом все доходы поступали в царёву казну. С этого периода и началось повальное пьянство в России. Развитие производства крепких напитков и водки не было потребностью мерзнущих северных народов, оно стало следствием перехода от патриархально общества к феодальному с растущими экономическими потребностями царской власти, в том числе и военными. Другого сравнимого источника пополнения царской казны не было. С полной монополии на торговлю водкой в 1598 г. началась эпоха государственного развития пьянства на Руси. Появился целый социальный слой “кружечных голов” и “целовальников”, чьей задачей было расширять посещение “царёвых кабаков” и увеличивать объём выпитого – “питухов от царёвых кабаков отнюдь не отгонять” и “кружечный сбор сдавать в царёву казну против прошлых с прибылью”.
В конце XVII в. церковь ополчилась против пьянства, и под её давлением царь Алексей Михайлович в 1652 г. созывает Земский собор, принявший решение ограничить число кабаков и усилить борьбу против пьянства. Была поднята цена на водку, и отпуск водки “в одни руки” ограничивался одной чаркой 143,5 г – вот откуда пошли традиционные “сто пятьдесят грамм”. Ограничения продержались семь лет, затем казна вернула всё назад.
При Петре I пьянство обрело новый толчок – петровские войны и реформы требовали всё больше денег в казну. К тому же молодой царь напористо проводил вестернизацию правящих кругов, в которых пьянство “на европейский манер” стало традицией.
Важную роль в увеличении государственной выгоды от продажи водки сыграла и Екатерина II. Она заменила государственную монополию на торговлю спиртными напитками откупной системой, при которой эта торговля отдавалась на откуп частным лицам, платившим заранее установленную указом сумму за продажу того или иного числа вёдер водки. Деньги в казну пошли быстрее. Одновременно, чтобы пустить денежные потоки именно на потребление государственной водки, были подняты налоги на производство и продажу пива. Частные распивочные лавки стали закрывать, тяжёлое водочное пьянство развивалось. За последовавшее столетие в России окончательно сформировался “северный стиль” потребления алкоголя.
Царскому правительству эта откупная система частной торговли водкой казалась недостаточно прибыльной, и в 1863 г. царь Александр II ввёл новую реформу, акцизную, – государство отменило свою монополию на производство водки и разрешило её производство частным заводчикам, платившим за это акцизные сборы в казну. Это создало систему свободной конкуренции на рынке производства и продажи водки, выпуск водки резко возрос, система посредников-откупщиков была ликвидирована, доходы казны возросли. Водка стала продаваться свободно и везде, распивочно и на вынос. За год потребление водки выросло в два раза.
Разгул пьянства вызвал рост протестов в различных кругах общества, в результате Александр III в 1894 г. провёл очередное реформирование – вернул государственную монополию на водку. Частные кабаки были закрыты, и вместо них была организована система государственных лавок по продаже алкоголя. Дабы прекратить кабацкое пьянство и привить культуру питья, водку стали продавать только в закупоренных сосудах и только на вынос. Предполагалось, что питьё станет домашним и культурным во время еды вместе с семьёй и друзьями. Вышло, как всегда, наоборот. Народ стал пить на улице – в садиках, на лавочках, в подъездах. Потребителям помогали “стаканщики”, которые обеспечивали народ гранёными стаканами. Такая культура питья с тех пор укоренилась в народе.
В результате всех этих мер, совместного интереса производителей водки и государства, потребление водки в начале XX в. достигло критических размеров. В 1911 г. водка составляла 89,3% в общем объёме потребления спиртных напитков. И хотя Россия стояла на одном из последних мест среди развитых стран по объёму потребляемого алкоголя, алкогольная смертность у нас была в 5 раз выше, чем во Франции, которая выпивала алкоголя в 7 раз больше, чем Россия.
Николай II, по совету премьер-министра С.Ю. Витте и Г. Распутина, накануне Первой мировой войны ввёл в империи “сухой закон”, а именно, запретил продажу водки и других крепких напитков, а позже – и вина, и пива. До этого нигде в мире “сухой закон” не вводился. За первые два года, потребление алкоголя снизилось в несколько раз, уменьшилась уличная преступность, снизились прогулы, повысилась производительность труда на заводах, оздоровился крестьянский быт. Однако винокурение не прекратилось, а лишь ушло в подполье, водка продавалась из-под полы, и, что ещё хуже, в ход пошли разнообразные заменители, с тех пор столь популярные в России. Народ стал пить денатурат, политуру, одеколон, разные суррогаты – “киндер-бальзам”, “кумушку”, “ханжу” и т.п. Из провинции сигнализировали, что запреты не работают. Правительство решило усилить ядовитость денатурата, добавляя в него метиловый спирт, что должно было отпугнуть пьяниц потерей зрения и смертельным исходом. Это и стало происходить, но пить суррогаты не перестали. После Февральской революции запрет остался, но подпольная торговля процветала, пьянство ширилось, пить стали и в воинских частях. Начались погромы винных складов и магазинов, достигшие пика во время октябрьского переворота. Затем, в декабре 1917 г. советское правительство установило запрет на торговлю водкой во время войны и революции. Другими мерами было разрешение продажи креплёных вин. Пока в 1924 г. правительство не отменило запрет на торговлю водкой, введя государственную водочную монополию. С тех пор государство получало огромные деньги от торговли водкой, время от времени пытаясь одновременно ограничить пьянство. После Великой Отечественной войны пьянство достигло особого размаха, из-за военной привычки к “наркомовским ста граммам” бывших солдат, и страданий народа в тяжёлые послевоенные годы.
В 1958 г. правительство Н.С. Хрущёва, обеспокоенное разгулом пьянства, ввело запрет на продажу водки в розлив в предприятиях общественного питания (кроме ресторанов), как это уже делалось двести лет назад. Результат был таким же – пьянство выплеснулось на улицу, что ещё больше увеличило употребление водки. В целом за 1960-е гг. потребление алкоголя на душу населения выросло на 2,8 л в год, достигнув 6,7 л к 1970 г.
В конце 1960-х и 70-х гг. предпринимались попытки перевести потребление спиртных напитков из привычки питья водки в потребление более слабых напитков – вина и пива. В 1977 г. было выпущено решение ЦК и правительства “О мерах по усилению борьбы с пьянством”, которое предусматривало сокращение производства водки и увеличение выпуска сухих вин и пива. Полностью оно выполнено не было, выпуск водки остался на прежнем уровне, зато в 2 раза выросло производство дешёвых плодово-ягодных вин. Параллельно создавались профилактории для лечения алкоголиков и их перевоспитания. Несмотря на все эти меры, потребление алкоголя в стране продолжало увеличиваться, достигнув к середине 1980-х годов 14 л на душу в год.
Перестройка М.С. Горбачёва своим первым мероприятием сделала жёсткое ограничение производства и продажи алкоголя в 1985–1987 гг. Поначалу потребление алкоголя снизилось до 11,5 л чистого алкоголя в год, начала снижаться смертность и увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни. Но в то же время возникли длинные очереди за дефицитным алкоголем, народ начал скупать сахар и дрожжи для производства самогона, в том числе в городах. Вместе с растущими экономическими проблемами это привело к фактическому свертыванию антиалкогольной программы в 1988 г. Заодно пострадали производства вина и пива, многие виноградники и плантации хмеля и ячменя были уничтожены. Два года после введения “сухого закона” 1985 г. дали всплеск самых худших последствий запрета потребление алкоголя. Помимо массового употребления суррогатов – лосьонов, очищающих жидкостей, всей бытовой химии на спирту, фактически возникла “культура” токсикомании – вдыхания одурманивающих газов из баллонов, возросло потребление наркотиков.
Не принесло облегчения алкогольной проблемы и введение рыночной экономики. Сначала президент Б. Ельцин 7 июня 1992 г. своим указом отменил государственную монополию на водку. Началось массовое производство нестандартных напитков типа водки. Потёк спирт из Франции, Бельгии, Бразилии, Польши. Водка стала дешевле мыла. Пьянство разрослось до беспрецедентного уровня. К тому же бюджет лишился большей части “пьяных” денег. Прошёл всего лишь год и 11 июня 1993 г. Ельцин своим новым указом восстановил государственную монополию на “производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции в РФ”. Эти скачки государственной политики или отсутствие осмысленной долгосрочной стратегии государства в области производства и потребления алкоголя привели к уходу большой части производителей “в тень”. В 1994–1995 гг. потребление алкоголя в стране достигло наибольшего за всю историю страны уровня в 15–18 л на человека в год. За эти же годы отмечена самая высокая смертность населения от отравления суррогатным алкоголем.
Кризис 1998 г. несколько изменил алкогольную ситуацию в стране. Дешёвый импортный спирт подорожал, в силу этого производство водки несколько уменьшилось. Восстановилось производство вина и пива.
Главный результат двух десятилетий после отмены “сухого закона” в 1987 г. – это развитие сложной, многоступенчатой и совершенной системы нелегального производства и продажи алкогольной продукции.
Ещё один миф, что народ травится самогоном - не соответствует действительности. Отработанная технология и вековые традиции позволяют получать самогон вполне высокого качества и вкуса. По свидетельству экспертов центра наркологии Минздравсоцразвития, “самогон, изготавливаемый населением России, по химическому составу и количеству примесей соответствовал дистиллированным алкогольным напиткам, производимым в Западной Европе и Америке в середине прошлого столетия”, таким как ром бренди, и виски. Оно особая современная российская черта алкоголизации народа состоит в питье того, что для питья вообще не предназначено. Сюда относятся различные лекарственные средства, парфюмерно-косметические алкогольные растворы и жидкости бытовой химии. В целом, по оценкам экспертов, на эти растворы приходится до трети всего потребления алкогольной продукции в России.
Автор считает, что сокращение смертности от отравлений суррогатами на техническом спирте – вопрос в техническом смысле легко решаемый, но этому препятствует коррумпированная бюрократическая система.
В заключении Н.П.Попов приходит к неутешительным выводам, что ситуация с алкоголизацией страны ухудшается и вошла в замкнутый круг:
- за последние четверть века происходит увеличение потребления спиртных напитков в России;
- при росте потребления пива и вина не снижается, а в целом нарастает потребление крепких напитков;
- в силу дороговизны официального алкоголя растёт потребление самогона и спиртсодержащих суррогатов;
- в обществе и в государственных структурах отсутствует долгосрочная и понятная населению стратегия и политика борьбы с алкоголизацией;
- государственные органы нацелены, прежде всего, на получения денег от продажи алкоголя в бюджет;
- в сознании населения наряду с озабоченностью по поводу роста пьянства господствуют представления о традиционности и привычности высокого потребления алкоголя, и особенно водки, в стране.

БЕСПРИЗОРНОЕ ДЕТСТВО

Рассмотренные в предыдущих статьях проблемы в значительной мере влияют на рост числа сирот и безнадзорных детей. «Каждый четвертый ребенок в богатой России – беспризорный» - так звучит подзаголовок статьи Надежды Поповой. В коротком введении автор на конкретных примерах известных людей, бывших беспризорников, демонстрирует как благодаря решительным и действенным мерам государства, в трудные 20-е годы прошлого столетия были спасены «миллионы ничейных детей». Сегодня количество беспризорных детей сопоставимо с годами Гражданской войны. По самым осторожным оценкам, в России от 4 до 6 млн. беспризорных, но точное их количество неизвестно. Целенаправленно информацию по беспризорникам никто не собирает. Почти 60% беспризорников со временем пополняют ряды уголовников.
Для выхода из создавшейся ситуации автор предлагает создать министерство по делам детей по примеру Деткомиссии 1921 года, и обращает внимание на то, что еще в 2002 г. В. Путин дал поручение «принять незамедлительные меры по решению проблем детской беспризорности». Но меры приняты не были. В статье критикуется деятельность государственных ведомств, их проекты и программы. Критика обоснована конкретными примерами. Так, в мае 2001 года Совет безопасности РФ признал: детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны. Прошло почти 10 лет, но положение не изменилось. А попытка министра Фурсенко к 2010 году сократить на четверть количество детей в детских домах, за счет раздачи детей в приемные семьи привела к тому, что часть детских домов закрыли, «а воспитанники побежали на улицу». Большинство сохранившихся детских домов находятся в бедственном положении. Это подтверждает следующий факт - на содержание в детском доме одного ребенка выделяется от 5 до 8 рублей в день. Не менее ярко иллюстрирует материальное состояние детских домов пример детдома в Саратовской области, где на одного ребенка положено двое трусиков, восемь носовых платков и 10 пар носочков (в год). А младенцам досталась одна пеленка и один подгузник (в месяц).
Посильную помощь детям оказывают благотворительные организации. В частности, в Москве работает благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям». Но однодневные акции не могут исправить положение. В настоящее время детям сиротам и безнадзорным помогают в основном иностранцы - волонтеры из США, Норвегии, Канады, Великобритании, Польши и Голландии. Предприниматели Тайваня присылают в Россию контейнеры с гуманитарным грузом.
В заключение Н. Попова ставит вопросы:
- Неужели в такой богатой стране, как Россия, нет своих бизнесменов, которые могли бы дать детишкам на молочишко?
- Была принята Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2003–2006 годы. И было обещано разработать Национальный план действий в интересах детей до 2010 года. Где обещанный Национальный план действий в интересах детей до 2010 года?
- В чьи карманы ушли деньги на все мертворожденные программы?
- Может быть, пора принимать те самые незамедлительные меры, о которых президент В. Путин сказал премьеру М. Касьянову еще в 2002 году?

БОРЬБА С НАРКОМАНИЕЙ

Как указывалось выше, среди лиц, употребляющих наркотики, достаточно большой процент молодежи. Д. Медведев 18 апреля 2011года поставил четыре задачи по понижению спроса на наркотики в молодежной среде: создать государственную систему мониторинга и систему профилактики наркомании, современную систему медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц и систему «раннего выявления потребителей наркотиков» (обязательное тестирование школьников). Президент отметил, что меры, которые проводит Государственный антинаркотический комитет, и принятие стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года не приводят к ощутимым результатам. Уже на следующий день инициатива президента получила отклик в СМИ. Статья в газете «Коммерсантъ» сообщает, что многие родители считают введение обязательного тестирования нарушением права на частную жизнь. А эксперт Института прав человека Л. Левинсон и профессор Казанского ГМУ, один из ведущих экспертов в РФ в области лечения наркомании В. Менделевич заявили, что «экспертиза должна проводиться только с согласия пациента, а ее результаты должны быть известны только подростку или его родителям, если подростку меньше 15 лет. Все остальное - нарушение закона, в том числе и предложенное на Госсовете принудительное лечение». Кроме того, тестирование - очень дорогостоящая мера. Например, в Татарии за пять лет тестирования из 300 тыс. школьников выявлено 416 человек (0,14%), употребляющих наркотики, при этом одна положительная проба обошлась в 72 тыс. руб.
Статья демонстрирует интерес и критическое отношение к действиям правительства в отношении социальных проблем. И вызывает вопрос: оправданы ли такие затраты, когда, как замечено выше, среди основных причин распространения наркотиков эксперты называют недофинансирование?

КАК ОСТАНОВИТЬ ВЫМИРАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ?

Из предшествующего обзора статей можно сделать вывод, что все перечисленные социальные проблемы, так или иначе, ухудшают демографическое положение в России. Решение этих проблем, безусловно, может улучшить демографическую ситуацию, но не решит ее полностью, к тому же, это довольно длительный процесс.
В. Третьяков в статье «Демография и революция» предлагает для реализации новую революционную демографическую политику:
- Законодательное объявление всех детей национальным достоянием России с возложением обязанностей по их сохранению, воспитанию, образованию и материальному обеспечению во всех случаях, когда это не могут делать родители, на государство. Введение института государственных детей.
- Рождение детей – в браке или вне брака, – провозглашается главным общественным предназначением и обязанностью женщины. До максимально возможного уровня повышаются выплаты и льготы, связанные с рождением детей. Неполная семья должна получать материальную помощь, полностью компенсирующую отсутствие одного из родителей.
- Полный запрет на искусственное прерывание беременности, если к тому нет медицинских, либо серьезных психологических показаний.
- Всё медицинское обеспечение, связанное с беременностью и родами, становится полностью бесплатным.
- Резкое повышение уголовной ответственности за нелегальное производство абортов. Повышение уголовной ответственности за насилие над детьми и, особенно за их убийство.
- Введение налога на бездетность, который полностью аккумулируется в специальном Федеральном детском фонде.
- Признание за любой родившей женщиной права свободного (без объяснения причин) отказа от родившегося ребенка и официальной передачи его за государственный счет в детские воспитательные дома. При этом каждая мать должна иметь право в течение полутора лет со дня рождения вернуть себе своего ребенка. Если за полтора года мать не захотела вернуть ребенка, то она полностью и навсегда лишается родительских прав на него.
- Моментальное начало реализации программы строительства воспитательных домов лицейского типа, материальная обеспеченность которых должна не уступать обычным школам, а превосходить их.
- Сохранение системы начисления, так называемого материнского капитала (и других форм поддержки рождаемости в сложившихся семьях). Модернизация этой системы применительно к возникшему институту государственных детей: все средства, получаемые в виде налога на бездетность, должны ложиться на именные неотчуждаемые счета государственных детей с момента их перехода под опеку государства.
- После достижения государственными детьми 18-летия они должны в обязательном порядке получать в собственность новое отдельное жилье.
Действенность предложенной программы автор подтверждает простым расчетом: В 2008 году в России родилось 1,7 миллиона детей и зарегистрировано 1,2 миллиона абортов. Если путем запрета уменьшить число абортов до 200 тысяч (медицинские показания), то уже на следующий год Россия перестанет вымирать.
Данную статью отличают новизна и доказательность идей, в ней предложены оригинальные пути решения демографической проблемы. Предложенная программа поможет решить и проблему беспризорных детей. Однако, учитывая взаимозависимость социальных проблем, без улучшения в других социальных сферах, и, главное, без заинтересованности властных структур возможность практического применения программы на сегодняшний день вызывает сомнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех рассмотренных статьях присутствует критика властных структур в отношении к социальным проблемам. Но тогда, как газетные публикации лишь заостряют внимание на общественной значимости этих проблем и в общих чертах раскрывают их причинно-следственные связи – журнальные статьи представляют более глубокий анализ фактов и явлений, выполненный на достаточно высоком научном уровне и содержат ряд выводов, представляющих практический интерес. Исключение составляет статья В.Третьякова в газете «Известия», в которой предложена оригинальная программа выхода из демографического кризиса, но, не смотря на аргументацию автора, ее реализация и эффективность на сегодняшний день вызывает сомнение.
Статьи Н.П. Попова целом дают реальное представление об остроте социальных проблем, и в некоторой мере открывают возможности выявить пути эффективного разрешения этих задач.
Отдельного внимания заслуживает статья Ю.П. Лежниной. В представленной для обзора статье анализируется социально-демографические характеристики, оказывающие влияние на уровень жизни россиян и факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности, а также исследованы среднесрочные динамические тенденции, дана характеристика изменения положения социальных групп в условиях кризиса и оценка его последствий. Таким образом, статья может служить основой для выработки методов и программ по преодолению бедности и социального неравенства россиян.

Аналитический обзор составлен на основании следующих статей:
1. «Главные социальные проблемы России последнего десятилетия»
Н.П. Попов, доктор исторических наук, член корреспондент РАЕН Журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Опубликована - «Мир измерений». 1.03.2010.
2. «Демография и революция». Виталий Третьяков, декан ВШ телевидения МГУ. «Известия» 10.06.2010 г.
3. «Охранная грамота» для чумазого гавроша». Надежда Попова. «Аргументы Недели» 21 февраля 2011г.
4. «Президент проявил четырехсистемное мышление в вопросах борьбы с молодежной наркоманией». И. Граник, А. Козенко. «Коммерсантъ», №68 (4609), 19.04.2011.
5. «Сколько мы пьём и почему» Н.П.Попов. «Мир измерений», 2008. № 7. С. 56–61; 2008. № 8. С. 54–61.
6. «Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности». Ю. П. Лежнина, магистр экономики, научный сотрудник Института социологии РАН. Статья подготовлена в рамках работы по исследовательскому проекту N 09 - 03 - 00538а «Формирование низших классов в России: состояние и перспективы», выполняемому при поддержке РГНФ. Опубликована - «Социологические исследования», № 3, Март 2010, C. 36-45.

Политика, аналитика:: публикации по теме»