Условия начала 19 века предопределившие промышленный переворот. История экономики. Учебник. Урбанизация
и перемены в социальной структуре

Условия начала 19 века предопределившие промышленный переворот. История экономики. Учебник. Урбанизация и перемены в социальной структуре

Страница 1 из 4

Промышленная революция

19 век, как известно, вошел в историю как век научно-технического прогресса, век индустриальной революции. Научные открытия и основанные на их практическом применение технические достижения позволили человечеству достичь небывало высокого, принципиально нового уровня развития по сравнению со всеми предыдущими периодами истории, включая 18 век.

Однако технический прогресс неразрывно связан с изменениями во всех областях общественной жизни - социальной, экономической, политической и культурной.

Технические новшества и научные открытия формировали иную ментальность, иное отношение к роли и месту человека в мире. Бурное развитие фабрик и других крупных предприятий, использующих современную технику, разоряло владельцев мануфактур и мелких ремесленников, увеличивало число наемных рабочих. Механизация промышленного производства, появление новых профессий требовали повышения квалификации работников, увеличения числа инженерных кадров. Обратной стороной механизации стал рост безработицы, т. к. один станок мог заменить до 20 человек и больше, а труд неквалифицированных рабочих оплачивался крайне низко, особенно это касалось женского и детского труда.

Изменилось соотношение сельского и городского населения. Рост городских промышленных центров стимулировал приток в города разорившихся сельских жителей, которые стремились найти какую-нибудь работу в городе. Они попадали в полную зависимость от работодателя, соглашаясь на любую оплату труда. Подобные условия вызывали недовольство рабочих, обострялись противоречия между рабочими и фабричным руководством. Первоначально выступления рабочих носили стихийный характер, например, движение луддитов в Англии. Постепенно выступления рабочих приобретали более сознательный характер, их требования становились продуманными и четко сформулированными. Формировался класс пролетариата, оформлялись рабочие партии, программы которых отражали идеологию нового класса. Одновременно создавались профессиональные союзы, защищавшие интересы рабочих одной или нескольких родственных отраслей. Экономические последствия промышленного переворота состояли в повышении эффективности использования ресурсов, улучшении качества продукции, снижении себестоимости производимых товаров, расширении рынков, появлении принципиально новых видов товаров и услуг.

Взаимовлияние промышленного переворота и политики очевидно. Появление новых видов вооружения, использование более совершенных и мощных двигателей, военный флот, железные дороги, во много раз сокращающие время пути и стоимость перевозок, новые способы связи - телеграф и телефон и другие технические и научные достижения позволили ведущим развитым странам значительно усилить свою военную мощь и обороноспособность, проводить активную внешнюю политику, диктовать условия на международной арене.

Прогресс в типографском деле создал реальную возможность появления регулярной прессы - газет и журналов, на страницах которых в острой полемике отражалась политическая борьба, происходящая в обществе, формулировались программы и кредо различных партийных группировок. Усовершенствованные печатные машины и скорая доставка по железной дороге обеспечивали огромные тиражи и своевременное (на следующий день, а иногда и в тот же день), оповещение читателей свежими новостями. С помощью прессы происходило формирование общественного мнения.

Влияние технического прогресса на культуру также весьма значительно. Научные открытия в области математики, механики, физики, химии, биологии, физиологии, медицины и т. д. опровергли господствовавшее в 18 в. убеждение о том, что весь мир уже познан, основные законы мироздания уже открыты, и осталось лишь научиться ими пользоваться, совершенствуя природу и самих себя. Новые достижения отодвинули горизонты познания, внеся в представления человека с одной стороны, идею о невозможности конечного знания, а с другой - осознание безграничных возможностей человеческого мозга. Использование в повседневной жизни технических новшеств, привыкание к ним и к тем преимуществам, которые они создавали - будь то поездки по железной дороге, электрическое освещение или телефонная связь - формировали новые черты характера человека. Умение обращаться со сложными и не всем понятными станками и приборами, признание преимуществ нового, приобретение или владение им означало «причастность к прогрессу», повышало самооценку человека и его социальную значимость в глазах окружающих. Это делало его решительнее, увереннее в себе. Наличие телеграфного и телефонного сообщения вырабатывало привычку быстро принимать решения, четко и более жестко формулировать свое мнение.

Появлялся новый тип литературного героя, новая эстетика в живописи, в поэзии, в музыке, архитектуре. Эти веяния отражались и в моде, интерьере, оформлении витрин и т. д. В языке приживались новые словосочетания и обороты, заимствованные из техники. Формировалась новая ментальность, непременной чертой которой было безусловное признание достижений технического прогресса.

Промышленный переворот в России

Х I Х век - время утверждения промышленного производства. Осуществление промышленного переворота являлось началом индустриальной цивилизации. Темпы, глубина технических преобразований в обществе зависели от политических условий. Там, где буржуазный класс получал политические свободы и права в ходе революции, перестройка промышленности шла быстрее, новые формы, утверждаясь, уничтожали старые. Там, где господствующим по-прежнему оставался класс земельных собственников, переворот в промышленности начинался позже, шел медленнее, опирался преимущественно на государственные инвестиции. А экономика в целом представляла собой симбиоз новейшего передового промышленного капитализма и старых, менявшихся под буржуазным воздействием форм собственности.

Временем промышленного переворота в Европе являлись конец XVIII - начало Х I Х века, а его родиной стала Англия.

Промышленный переворот - это система экономических, технико-технологических и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного на ручном труде мануфактурного производства к машинному. Завершающим этапом промышленного переворота является формирование машиностроительной отрасли. Предпосылками промышленного переворота стали:

1) накопление первоначального капитала;

2) формирование рынка свободной рабочей силы;

3) увеличение спроса на продукцию промышленного производства.

Промышленный переворот - общеисторический, закономерный этап в развитии мировой экономики.. Этот этап был пройден большинством стран Европы, Северной Америкой и Японией в основном в течении Х I Х века. В Англии, Франции и США предпосылки для него были созданы буржуазными революциями

XVII-XVIII веков. В России промышленный переворот начался до проведения буржуазных реформ, в условиях сохранения феодальных отношений. Первый этап пришелся на 30-40 гг. XIX века.

Наиболее бурно промышленный переворот в России на первом этапе происходил в хлопчатобумажной промышленности, где раньше стал применяться наемный труд, а строительство производственных помещений и оборудование не требовали больших затрат. Первым в России предприятием, оборудованным прядильными машинами, стала Александровская мануфактура, основанная в Петербурге в 1798 г. Прядильные паровые станки частично были выписаны из Англии, но большинство стало производиться в своей механической мастерской.

В 40-х гг. ХГХ века началось внедрение машинной техники и передовой технологии в металлургии, сахарной, шерстяной и некоторых других отраслях обрабатывающей промышленности.

Сначала машинизация русской промышленности происходила на базе импортных машин и оборудования. Однако постепенно создавалось и расширялось их собственное производство; в первое время при действовавших капиталистических мануфактурах для нужд собственного производства, потом по заказам, а далее - и на специализированных машиностроительных заводах. Среди наиболее крупных из них следует отметить казенный Александровский чугунолитейный механический завод, Невский завод, Сормовский завод и другие. Эти заводы положили начало становлению Петербурга как центра русского машиностроения.

Разные отрасли машиностроения имели неодинаковые успехи: наиболее удачно развивалось транспортное машиностроение, в меньшей степени - промышленное. Машинное оборудование, весьма примитивное и в незначительных,15 масштабах, начинает проникать даже в сельское хозяйство.

В 1802 г. на заводе сельскохозяйственных машин Вильсона была построена простая молотилка. С 1830 г. организуется заводское производство плугов и иной сельскохозяйственной техники русских конструкций. С 1840 г. в свеклосахарной промышленности стали применяться паровые машины. Екатеринбургская механическая фабрика начала производить паровые машины и котлы для пароходов.

Начало промышленного переворота привело к сдвигам в структуре русской промышленности. Решающее значение приобрела металлургия. Важную роль в экономике также играли кожевенная, шелкоткацкая, писчебумажная, свеклосахарная отрасли.

Происходила и отраслевая специализация промышленных губерний. В основном промышленное производство было сосредоточено в трех районах: Центральном, Петербургском и Уральском. Постепенно происходило некоторое оживление промышленности в окраинных районах.

Важным показателем начавшегося технического переворота является годовая выработка рабочего в обрабатывающей промышленности. За период с 1815 по 1825 гг. прирост выработки был 12 % с 1825 по 1845 гг. - 17%, с 1845 по 1855 гг. - 78 %. Подобного скачка в производительности труда русская промышленность не знала ни до этого периода, ни после.

Изменение экономических условий способствовало корректировке нормативно-правовой системы. Ряд законодательных актов касался купечества. Были уточнены разряды гильдейского купечества и права разных сословий. Были введены звания личного и потомственного почетного гражданина (за 20 лет пребывания в первой гильдии), титул барона за успехи в коммерции и предпринимательстве, предусмотрен переход в личное и потомственное дворянство при получении определенного чина. С 1832 г. действовали коммерческие суды для решения споров между предпринимателями. В 1850 г. был принят Торговый устав, который устанавливал правила учреждения предприятий в зависимости от их расположения и числа занятых рабочих. В 1836 г. были опубликованы правила организации акционерных компаний.

Крепостническая система определяла общие неблагоприятные, условия для развития промышленности. В стране был очень узкий рынок для_сбь1та промышленной продукции. У крестьян едва хватало денег на уплату повинностей. Они почти не покупали ни одежду, ни обувь, ни предметы домашнего обихода, а покупные товары передавали от поколения к поколению. Помещики тоже в значительной степени жили за счет продуктов из своих имений. Крепостное право мешало созданию рынка рабочей силы, формированию кадров промышленных рабочих. Отпущенные на оброк крестьяне, устроившись на работу в промышленности, могли быть в любое время отозваны помещиком. Крепостное право тормозило технический прогресс не только в деревне, но и в промышленности. Поскольку в вотчинных, приписных и посессионных мануфактурах использовался даровой принудительный труд, вопрос повышения производительности труда отступал на второй план.

В целом условия для частного предпринимательства в России были боле£ тяжелыми, чем в Европе. Крепостничества удерживало в деревне потенциальных a6o4Hx и фабрикантов. Сословные ограничения сдерживали хозяйственную инициативу людей. Но именно частное предпринимательство стало главным двигателем развития производительных сил страны и последующей модернизации всей экономической системы.

В начале ХГХ века были сделаны шаги в сторону поощрения банковского кредита. С 1817 г."начал действовать Государственный коммерческий банк. При проведении денежной реформы 1810 г. была открыта депозитная касса, а с 1841 г. ссудосберегательные кассы. Но в основном кредитование оставалось в руках частных лиц (ростовщиков, процентщиков), банкирских контор и торговых домов, которые нередко принадлежали иностранцам. Фактически капиталистически организованного коммерческого кредита в России не было. Начало ему было положено основанием Государственного банка в 1860 г.

Пути сообщения, транспорт в России были недостаточно развиты, что отрицательно сказалось на промышленном развитии. Выручали водные пути сообщения - полноводные реки, соединенные каналами. Строительство каналов продолжалось и в ХГХ веке, возникли Мариинская, Вышневолоцкая и Тихвинская системы. Вниз по рекам суда и плоты сплавлялись силой течения, которому "помогали" паруса и весла. На узких каналах применяли конную тягу. Баржи с товарами тянули идущие по берегу артели бурлаков. Первый пароход прошел по Каме в 1815 г., по Волге движение пароходов началось в 1840-х гг., а в 1860 г. имелось уже 339 пароходов. По суше перевозки осуществлялись гужевым транспортом. Между крупными городами были проложены тракты, а повсеместно использовались грунтовые дороги. Шоссе стали отпоить только в середине ХГХ века.

Необходимым условием прогресса и развития промышленности, торговли и внешних связей было создание железнодорожной сети. Железнодорожное строительство вызвало, к жизни транспортное машиностроение - стали организовываться паровозостроительные и вагоностроительные заводы. Все это создало обширный рынок для металлургии и отраслей топливной промышленности - каменноугольной и нефтяной.

В Донбассе и Приднепровье на чисто капиталистической основе вырос новый металлургический район с домнами на коксовой плавке, мартеновскими печами, железными рудниками. Железные дороги стали целью, средством и содержанием капиталистического развития России.

Первая железная дорога, проложенная в 1836 г. от Петербурга до Царского села, а затем продолженная до Павловска, экономического значения не. имела. Построенный Черепановым в 1833 г. в Нижнем Тагиле паровоз обслуживал только завод. В 1850-х гг. Николаевская (Петербург - Москва) и Варшавская (Петербург1 - Варшава) железные дороги положили начало железнодорожной сети страны.

В 1857 г. был утвержден Устав «Главного общества российских железных дорог», учрежденного иностранным капиталом. В 1857-58 гг. было создано еще несколько акционерных обществ для строительства отдельных железных дорог. Правительство оказывало им значительную финансовую помощь. Оно гарантировало получение 5% прибыли на вложенный капитал. Бели прибыль была меньше, то государство доплачивало разницу. Без такой гарантии частный капитал не шел в железнодорожное дело.

К 1861 г. в России было проложено железнодорожных путей на 1500 верст, в то время как в маленькой Англии - в 10 раз больше, а в Германии - в 7 раз. Но уже к 90-м гг. ХГХ века было построено около 26 тыс. верст новых линий. Россия вышла на первое место в Европе по протяженности железнодорожной сети и темпам ее создания. За эти годы была создана единая железнодорожная сеть страны -важнейшая составляющая инфраструктуры капиталистического рынка России. Новые промышленные районы были соединены со старыми, центральные - с колонизируемыми окраинами - Сибирью, Средней Азией. Это помогало распространению капитализма «вширь», укреплению единого всероссийского рынка.

В пореформенный период русская промышленность переживала, наиболее мощное и бурное развитие. За десятилетие (1881-1891) число предприятий увеличилось на 18,3%, число рабочих на 66%, а сумма производства удвоилась (с 1502 млн. руб. до 3006 млн. руб.). В целом для промышленного подъема 1890-х гг. было характерно преимущественное развитие тяжелой индустрии. Темпы ее роста были почти вдвое выше, чем в легкой. В результате и доля первого подразделения в общем объеме промышленного производства поднялась почти до 30 % Добыча угля, выплавка чугуна за 10 лет утроилась, добыча нефти выросла в 2,5 раза, железной руды - в 3,5 раза, продукция машиностроения - в 4 раза, а производство хлопчатобумажных тканей - на 75% , "..

В_1_890-е гг. в стране сложились новые промышленные районы: Донбасс и Закавказье. Здесь к этому времени развилась новая отрасль - нефтяная. История ее создания являла собой типичный пример нового капиталистического производства. Крупнейшей нефтепромышленной компанией здесь стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» («Бранобель»), которое с самого основания в J870 г. создавалась как концерн, объединяющий основные отрасли нефтяного производства - добычу и переработку, транспортировку, хранение и сбыт. Компания «Бранобель» прокладывала нефтепроводы на промыслах, строила нефтеналивные суда и вагоны-цистерны. К началу нового века эта фирма стала главным российским производителем нефтепродуктов, вытеснив иностранных конкурентов с внутреннего рынка.

В 80-90-е гг. Х I Х века капитализм свободной конкуренции сменяется стадией государственно-монополистического капитализма (ГМК). ГМК характеризуется образованием монополий и усилением вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Причем такое положение в экономике выгодно и для государства, и для частного предпринимательства. Для ГМК характерно образование финансовой олигархии и концентрация производства. _

К концу Х I Х столетия господствующее положение в хозяйственной жизни страны заняли акционерные компании. Изменилась роль банков. Результатом конкуренции стало образование крупных банков. Концентрация производства обусловила и концентрацию рабочих на крупных предприятиях*Конкуренция приводит к необходимости выработки определенных соглашений которые гарантировали бы получение прибыли. Это приводило к возникновению монополий разных видов: синдикатов, картелей, трестов, концернов. В России первые монополии стали появляться в 80-х гг. Х I Х века (Союз рельсовых заводов). Важнейшим признаком монополистического капитализма являлся вывоз капитала. Так, в 1890-е гг. в российскую экономику хлынул иностранный капитал. Высокие импортные пошлины в России препятствовали ввозу товаров, но можно было ввезти капитал, построить заводы и потом продавать товары без пошлин. В 90-х гг. XIX века иностранцам принадлежало 1/3, а к 1900 г. - примерно половина всего акционерного капитала страны. В горнодобывающей промышленности до 70% капитала находилось в руках иностранных владельцев. Причем до 96% всех зарубежных капиталов приходилось на 4 европейские страны: Францию, Германию, Англию, Бельгию.

Помимо технической и экономической сторон промышленного переворота следует выделить социальную - оформление двух классов капиталистического общества: буржуазии и пролетариата. В 60-90-е гг. ХГХ века в России резко увеличивается численность городского населения. Крупнейшими городами являлись Москва, Санкт-Петербург, Киев, Варшава. .

Особенности исторического развития придали специфический характер- российскому капитализму. В настоящее время получила распространение концепция, согласно которой Россия являлась страной второго эшелона капиталистического развития, т.е. такой, которой свойственно догоняющее развитие.

Следует отметить, что.сжатые сроки развития капитализма, регулирующая роль государства, длительное сохранение феодальных пережитков нарушили естественную последовательность формирования капиталистических структур. Все эти факторы способствовали тому, что в российском капитализме была представлена не только крупная фабрично-заводская промышленность, но и такие ранние формы, как мануфактура, система домашнего труда, мелкотоварное производство. Формировавшийся крупный капитал одновременно и разрушал, и консервировал их, создавая тем самым препятствие для собственного развития.

Таким образом, промышленный переворот в России имел ряд особенностей:

во-первых, он начался в условиях феодально-крепостнической системы и не был подготовлен буржуазными революциями, как во Франции, Германии, Англии;

во-вторых, для него характерна неравномерность развития производительных сил. Большое значение имели Юг, Закавказье, Прибалтика, а районы Сибири, Средняя Азия вообще не были развиты в промышленном отношении;

в-третьих, высокая концентрация производства в 1880-90-х гг. привела к
значительной концентрации рабочей силы, по этому показателю Россия занимала
1 место в Европе;

в-четвертых, наряду с крупной промышленностью в экономической жизни важную роль продолжало играть мелкое товарное производство, крестьянские промыслы, что позволяет говорить о многоукладном характере российской экономики;

в-пятых, Россия являлась выгодным рынком для иностранного капитала, который привлекали дешевая рабочая сила и неограниченные сырьевые возможности, однако западному капиталу не удалось приспособить к своим интересам экономику России, которая не стала ни. колонией, ни полуколонией;

в-шестых, особенно быстро развивались на первом этапе промышленного переворота текстильная и пищевая отрасли, но в 80-90-е гг. они были вытеснены нефтедобывающей, машиностроительной, химической отраслями;

в-седьмых, промышленному подъему содействовало крупное железнодорожное строительство, особенно в 90-е гг. ХГХ века. По протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире и первое в Европе.

«Догоняющий» характер экономического развития страны придал капиталистической эволюции неравномерный, импульсивный характер и ограничивал развитие свободной конкуренции и монополизации, что предопределило специфику экономических процессов в начале XX века.

Внедрение машин на предприятиях, замена водяного двигателя паровым означали смену мануфактурного периода капитализма, основой которого являлась ручная техника при большом разделении труда, новой, более высокой стадией в развитии капитализма: стадией крупной индустрии, которой присуща машинная техника и разделение труда.
Широкое внедрение машин, возможное только в сочетании с наемным трудом и капиталистической формой производства, приводит к промышленному перевороту.
В Англии, где раньше других стран широко использовались машины, промышленный переворот произошел еще в последние десятилетия XVIII в.
В России, в силу господства крепостничества, обусловившего экономическое отставание ее, промышленный переворот произошел значительно позднее. Начался он в дореформенное время, в 30-40-х годах XIX в., когда во многих, но еще далеко не во всех отраслях промышленности стали использоваться паровые двигатели и внедряться машины, а закончился он уже в пореформенное время, в 70-х и частично в 80-х годах XIX в.
Некоторые советские историки, ссылаясь на единичные факты применения машин, писали, что мануфактурный период капитализма заканчивается в России в 90-х годах XVIII в. на том основании, что в 1795 г. была установлена первая паровая машина на машиностроительном заводе Берда. Однако этот аргумент совсем не убедителен. Одна машина не делает переворота в технике всех других предприятий. Не случайно, конечно, погибла изобретенная Ползуновым паровая машина, как и похороненные под спудом крепостного хозяйства многие другие изобретения, сделанные тогда и позднее в России, так как капиталистические мануфактуры в России в то время не имели достаточных условий для перерастания в капиталистическую фабрику. Но не только применение одной машины, но и применение их в большем, но все же единичном числе, «спорадически», не означало еще начала в первой четверти XIX в. промышленного переворота в России. Более серьезные сдвиги в области применения машин в России наблюдаются с 30-х и даже с 40-х годов XIX в. В это время в более широкой степени используются в качестве двигательной силы пар и применяются различные машины (прядильные, механические, ткацкие станки и пр.).
Так, в 1846 г. в России было 700 тыс. прядильных веретен, приводившихся в действие паром, и в 1859 г. - около 1600 тыс., а перед реформой 1861 г. - 2 млн. веретен. На прядильных фабриках используются прядильные машины, которые с 1842 г. было разрешено вывозить из Англии.
Перед реформой 1861 г. в России использовалось несколько тысяч механических ткацких станков, применялись ситценабивные и ситцепечатные машины. Но вместе с этим надо указать и на то, что Россия, в силу господства крепостничества, сильно отставала от Англии, бывшей тогда передовой капиталистической страной, где в это время было уже 30 млн. механических веретен и 400 тыс. паровых ткацких станков.
Из других отраслей промышленности, в которой относительно широко применяется механическая энергия, надо отметить свеклосахарную. В свеклосахарной промышленности в 1848-1849 гг. заводы, использовавшие паровую энергию, давали 44% всей продукции, а в 1860-1861 гг.- 85%. Даже в металлургической промышленности, наиболее отсталой, появляются прокатные станы для выделки железа, применяется пудлингование, производятся опыты бессемеровского способа продувки железа. Пудлингование применялось в 1837 г. на казенном Камско-воткинском заводе, в 40-х годах на одиннадцати заводах Урала, на двух московских заводах и т. д. По подсчетам С. Г. Струмилина, перед реформой 1861 г. пудлинговые печи давали около половины металла. Замена водяной энергии паровой на уральских заводах шла медленно, однако и здесь перед реформой паровыми машинами и водяными турбинами давалось 18% двигательной энергии.
Начавшийся промышленный переворот нашел свое выражение и в области транспорта, где стали применяться паровые машины на пароходах, строятся первые железные дороги. В этом отношении русские инженеры и мастера своими изобретениями опережают во многих случаях западных изобретателей, но в силу косности крепостного строя, тормозившего прогресс в России в области техники, многие русские изобретения оставались под спудом и не использовались. Примером может служить постройка в 1833 г. первого паровоза отцом и сыном Черепановыми. Однако их изобретение не реализовалось и в 1837 г. паровозы выписывались в Россию из Англии. Примером косности крепостников и тормозящей роли феодально-крепостнической надстройки может служить и тот факт, что несмотря на постройку для парохода «Геркулес» в 1832 г. паровой машины, изобретенной в Англии позднее, лишь в конце 30-х годов, русский военный флот к войне 1855 г. был парусным, а английский и французский в своей основе - паровым. В 1840 г. в России насчитывалось 16 пароходов, в 1850 г.- 99, а в 1860 г.- 339.
Существующая феодально-крепостническая надстройка тормозила развитие производительных сил, в частности тормозила развитие техники, и поэтому промышленный переворот в России затянулся на такой долгий срок и завершился лишь в пореформенное время - в 60-70-х и частично 80-х годах XIX в. Но несмотря на препятствие со стороны устаревших производственных отношений, производительные силы неуклонно прокладывали себе дорогу и в России увеличивалось производство машин внутри страны. Показателем технических сдвигов, происшедших во второй четверти XIX в., является возникновение в России машиностроительных мастерских и заводов, число которых в 1851 г. равнялось 29, со стоимостью их производства в 478 тыс. рублей, а в 1860 г.- 99 предприятий, со стоимостью производства в 7954 тыс. рублей.
Но эти заводы не могли удовлетворить потребностей, котооые выросли в связи с применением машин в 30-50-х годах, особенно в текстильной промышленности, и поэтому все большую роль играет ввоз инструментов и машин из-за границы.
Все эти данные показывают, что в 30-50-х годах XIX столетия по сравнению с первой четвертью XIX в. происходит значительный рост промышленности России.
Этот рост происходил на основе укрепления капиталистической мануфактуры и фабрики, дальнейшее развитие которых требовало уничтожения крепостничества. Наряду с этим в 30-50-х годах XIX в. предельно обострился кризис и разложение крепостного барщинного и оброчного хозяйства.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Там, где строились большие фабрики и заводы, с началом промышленного перевороты стали быстро возникать и рости города, в которых жили рабочие. Будучи сильно перенаселенными и неблагоустроенными, эти фабричные города создавали серьезные проблемы в жизни страны. Дома в таких городах, особенно тех, что строились на севере Англии, были самой дешевой постройки и стояли рядами, «спиной» друг к другу, вплотную смыкаясь боковыми стенами. В большинстве домов не было ни канализации, ни водопровода. Улицы были грязными, а и все водоемы были загрязнены фабричным дымом и отходами. Неудивительно, что инфекции и болезни распространялись в этих городах с опасной быстротой. До тех пор пока не появились дешевые способы передвижения, фабричные рабочие были вынуждены селиться вокруг своих фабрик, которые, в свою очередь, часто строились около угольных шахт и чугунолитейных заводов.

Постепенное улучшение жизни людей

В результате аграрного и промышленного переворота множество людей осталось без работы и средств к существованию. Чтобы получить хоть какую-то помощь, им приходилось идти в так называемые работные дома, где они должны были жить и работать. Условия в работных домах были очень суровыми, чтобы отпугнуть тех, кто, не желая работать, пошел бы туда только ради крыши над головой и куска хлеба. Мужчин и женщин селили в разных половинах дома, поэтому попавшие туда семьи волей-неволей оказывались разбитыми.

Кое-кто из врачей или богатых людей пытался что-то сделать, чтобы облегчить участь бедных. Например, некий Доктор Барнардо организовал детские приюты. Другим таким человеком был генерал Бут, который основал христианскую организацию под названием Армия спасения. В XIX в. были приняты некоторые законы с целью облегчить жизнь людей в промышленных городах. Среди них были законы, обязывающие городские власти следить за чистотой в городе, строить более благоустроенные дома и открывать бесплатные школы. С 1909 года появились пенсии по возрасту. Эти люди получают свою пенсию в почтовом отделении. В 1911 году был принят закон о страховании рабочих на случай болезни или безработицы.

Рабочие стали объединяться и создавать профессиональные союзы (тред-юнионы), чтобы отстаивать свои интересы – например, добиваться повышения заработной платы или улучшения условий труда, угрожая забастовкой в случае отказа. Сначала профсоюзы были нелегальными, но со временем были приняты законы, которые признавали их существование и разрешали им организовывать пикеты (то есть стоять около фабричной ограды и пытаться убедить рабочих не идти на работу). Некоторые профсоюзные деятели, а также те, кто поддерживал их взгляды, объединились в организацию, которую назвали партией труда (по-английски labour party, отсюда название лейбористы). На всеобщих выборах 1906 г. 29 членов партии лейбористов получили места в парламенте.