Причины рождаемости. Современное положение рождаемости в россии. Прирост населения в Беларуси и Украине

Причины рождаемости. Современное положение рождаемости в россии. Прирост населения в Беларуси и Украине

студент НИУ ВШЭ
Одной из актуальных тем для современной политологической мысли в России – осмысление политических протестов, охвативших в недавнее время крупные города страны. Уже в ходе самих этих событий в СМИ звучали мнения о том, что ведущую роль в протестном движении играет так называемый «креативный», или говоря языком Т. Веблена «праздный», класс. Представители «золотой молодежи», хипстеры, успешные писатели и сетевые блогеры – вот далеко неполный перечень тех, кого принято считать креативным классом, и кто оказался в числе организаторов и активных участников митингов «За честные выборы» и «Марш миллионов». Каким бы ограниченным ни был протестный потенциал данного социального слоя, вызывает удивление сам факт наличия подобных настроений в среде достаточно благополучных людей. Если предположить наличие историко-генетической связи российского креативного класса с его европейским аналогом, то такой подход актуализирует ретроспективный анализ истоков этоса и «жизненного мира» (в терминологии Э. Гуссерля) европейского «праздного» класса.

Одной из частных целей данного анализа является рассмотрение этоса ранних английских денди, стоявших у истоков формирования названного социального слоя. Дендизм – одно из самых ярких и в то же время слабо изученных социокультурных явлений. Своим происхождением эта субкультура во многом обязана выходцам из верхних слоев среднего класса, оказавшимся в кругах лондонской аристократии. Таковым был и ее основоположник – Дж. Б. Браммелл (1778-1840). Для таких молодых людей, попавших из среды нуворишей в «высший свет», необходимо было выработать модель поведения, которая подчеркивала бы их дистанцию от мещанства. Вместе с тем, денди стремились самоутвердиться перед лицом аристократии , демонстрируя поведение, отличное от бездумного подражательства ее образу жизни.

Дендизм – это не только и не столько особый дресс-код и стиль поведения, сколько уникальная философия жизни, возникшая в период промышленного переворота, когда формировалась принципиально новая, урбанистическая, парадигма британского общества.

В отечественной исторической науке дендизм остается практически неизученным явлением. На сегодняшний момент единственная фундаментальная монография, в которой эволюция дендизма фигурирует в качестве самостоятельной темы исследования – это блестящая работа О.Б. Вайнштейн «Денди: Мода, литература, стиль жизни». В зарубежной историографии ситуация более отрадная. Среди наиболее ярких исследований необходимо назвать работы Дж. Кемпбелла, Е. Карассю, Ф. Кобленс, Ж. Ланглад и др.

Эмпирическая база исследования представлена рядом исторических источников, относящихся к эпохе зарождения и развития дендизма. Работы французских современников данной субкультуры Ж.А. Барбе Д’Оревильи «О дендизме и Джордже Бреммелле» (1845 г.) 1 и «Поэт современной жизни» (1863 г.) Ш. Бодлера 2 , биографии О. де Бальзака, выполненные его современниками 3 . Были использованы дневниковые записи лорда Дж. Байрона 4 , путевые заметки Н.М. Карамзина 5 и французского путешественника А. Эскиро 6 . Немаловажным источником информации явилось такое художественное произведение той эпохи, как роман Э. Бульвер-Литтона «Пелэм, или Приключения джентльмена». В исследовании были также использованы данные указанной монографической работы О.Б. Вайнштейн 7 .

По мнению младшего современника Браммелла Барбе Д’Оревильи, дендизм – исключительно английское явление, возникшее как реакция на господствующую культуру, обусловленную религиозными влияниями. С его точки зрения, корни этой субкультуры нужно искать в периоде Реставрации Стюартов. Автор явно симпатизирует Карлу II, правление которого описывается им как эпоха, когда высшее общество освобождается от пуританского «ига», установленного О. Кромвелем 8 .

Интересную характеристику начала формирования этой субкультуры дал Ю.М. Лотман. «Зародившись в Англии,  писал он,  дендизм включал в себя национальное противопоставление французским модам, вызывавшим в конце XVIII века бурное возмущение английских патриотов. (…) В противоположность французской “утонченности” одежды, английская мода канонизировала фрак, до этого бывший лишь одеждой для верховой езды. “Грубый” и спортивный , он воспринимался, как национально английский. Таким образом, дендизм…примыкал к антифранцузским патриотическим настроениям, охватившим Европу в первые десятилетия XIX века» 9 .

Подлинным воплощением раннего английского дендизма выступает фигура Джорджа Браммелла, который в интерпретации его французского биографа приобретает черты дендистского архетипа. Д.Ж. Барбе Д’Оревильи и Ш. Бодлер создают своего рода «мифологию дендизма». Оба автора оценивают это явление положительно, стремятся изображать денди мощными личностями, «аристократами духа» и в то же время зацикленными на себе «нарциссами».

Основная добродетель денди – тщеславие. Главный герой романа Э. Бульвер-Литтона «Пелэм, или приключения джентльмена» противопоставляет денди окружающему ханжескому обществу. «Нет милосердия для фата,  заявляет Пелэм,  нет прощения для кокетки. Общество смотрит на них как на своего рода отступников… они не привержены той религии, которую исповедуют другие; они создают себе кумира из собственного тщеславия и этим оскорбляют все узаконенные виды тщеславия остальных. На них ополчается ханжество – костер уже пылает, злословие уготовило им аутодафе» 10 . В этом отрывке нельзя не заметить апелляции к христианской этике. Денди сознательно нарушают заповедь о сотворении кумира и за это подвергаются «суду инквизиции» в лице общественного мнения. Тем самым Бульвер-Литтон признает, что господствующие в Англии моральные нормы обусловлены религией , и что дендизм сознательная их инверсия.

Но нельзя в связи с этим не заметить явного противоречия с тем фактом, что, по крайней мере, Браммеллу была свойственна нарочитая скромность. Она нашла, в частности, отражение в осуществленной им революции костюма. Начиная с 60-х гг. XVIII века, в среде столичной аристократии и высших слоях среднего класса Британии получает распространение стиль «macaroni» 11 . Приверженцы этого стиля, мужчины, носили костюмы самых ярких цветов, высокие надушенные парики, серьги, «мушки» и т.п. Вот как их описывает биограф Шеридана О. Шервин: «…непременными атрибутами благовоспитанного мужчины были пудренный парик, шпага, складной цилиндр, расшитый камзол, красные каблуки, кружевные гофрированные жабо и манжеты и пальмовая трость…» 12 . Н.М. Карамзин в конце столетия писал: «Франтов , нежели в Париже. Шляпа сахарною головою, густо насаленные волосы и вески, до самых плеч, толстый галстук, в котором погребена вся нижняя часть лица… обе руки в карманах и самая непристойная походка…» 13 . Такой образ, конечно, был сознательным эпатажем. В юности великий денди следовал моде близкой «кричащему» стилю macaroni. В более зрелом возрасте «Браммелл приглушил цвета своей одежды, упростил покрой и носил ее, не думая о ней» 14 . Теперь его девиз гласил: «Хочешь быть хорошо одетым – не надо носить то, что бросается в глаза» 15 . Денди осуществили переворот в моде в сторону «скромного буржуазного обаяния». О.Б. Вайнштейн характеризует основной принцип стиля ранних денди следующим образом: «заметная незаментность» (conspicuous inconspicuousness) 16 . В упомянутом произведении Бульвер-Литтона есть весьма показательный фрагмент. Пелэм, желающий произвести впечатление в свете, размышляет: «…я понял, что выделиться среди мужчин, а, следовательно, очаровывать женщин я легче всего сумею, если буду изображать отчаянного фата . Поэтому я сделал себе прическу с локонами в виде штопоров, оделся нарочито просто, без вычур (к слову сказать – человек несветский поступил бы как раз наоборот) и, приняв чрезвычайно томный вид, впервые явился к лорду Беннингтону» (курсив мой – А.Ц.) 17 .

Браммелл настойчиво внедрял в моральное сознание столичного бомонда мысль о том, что необходимо хотя бы внешне скрывать свое желание быть в центре внимания. Стремление произвести впечатление «грубыми методами», так как это делали macaroni, считается отныне вульгарностью. Бульвер-Литтон устами Пелэма отмечает: «…люди, не принадлежащие к избранному обществу, покупая вещи, всегда заодно покупают и суждения о них, руководствуясь исключительно ценой этих вещей или их соответствием моде» 18 . Можно говорить о внешнем аскетизме как одной из черт дендизма. В этой связи стоить отметить любопытную деталь. В одном из самых фешенебельных клубов Лондона, «Олмаксе», к созданию которого Браммелл имел косвенное отношение, его членам и гостям предлагали весьма простое, учитывая положение этих людей, меню: не самого высокого качества чай , сухие бисквиты, черный хлеб с маслом 19 . Как пишет Бульвер-Литтон, это делалось намеренно, так как клуб служил для аристократии средством дистанцироваться от нуворишей.

Аскетизм Браммелла и других ранних денди выражался, кроме всего прочего, в том, что кодекс их поведения включал в себя требование контроля разума над эмоциями. Показательно, в каких выражениях об этом пишет Барбе Д’Оревильи: «Беспечность не позволяла ему быть пылким, так как пылкость равносильна страстному увлечению: а страстно увлекаться – значит быть привязанным к чему-либо и, следовательно, унижать себя, к тому же хладнокровие питало его остроумие…» 20 . Если мысленно убрать ссылку на «беспечность», то остальная часть фразы будет выглядеть как фрагмент из проповеди. Общим для всех христианских конфессий является представление о страстях как том, что порабощает человека и унижает достоинство образа Божьего в его душе. Барбе Д’Оревильи писал о присущей денди «античной невозмутимости» 21 . Спокойствие и бесстрастность денди заставили Бодлера сравнить их со стоиками и даже спартанцами 22 . Рассуждая о хладнокровии, Пелэм замечает: «Я неоднократно наблюдал, что отличительной чертой людей, вращающихся в свете, является ледяное, невозмутимое спокойствие, которым проникнуты все их действия… тогда как люди низшего круга не могут донести до рта ложку или снести оскорбление, не поднимая при этом неистового шума» 23 .

Браммелл был одним из первых представителей «высшего света» Англии, отказавшихся от ношения париков, а единственными украшениями для него служили золотая цепочка часов и простое кольцо 24 . Отказ от парика имел не только аскетический смысл и гигиенические соображения, но говорил и о социальной позиции денди. Общеизвестно, что этот аксессуар был предметом статусного потребления, подчеркивающим принадлежность к аристократии. Отказ от его использования говорил о внешнем «демократизме». По словам Барбе Д’Оревильи, Браммелл «держался на равных со всеми могущественными и выдающимися людьми той эпохи , своей непринужденностью возвышаясь до их уровня» 25 . Пелэм, будучи сам аристократом, не имел ничего против проникновения в «свет» людей недворянского звания. В разговоре с мистером Кларендоном он заявляет: «…без подобного смешения мы представляли бы собой весьма малоинтересную компанию… Разве мы не находим, что наши обеды и soirées (светские рауты  А.Ц.) гораздо приятнее, когда рядом с прославленным остряком сидит министр, рядом с принцем – поэт, а фат вроде меня – рядом с красавицей, подобной леди Доутон» 26 .

Тем не менее, было бы неверно полагать, что по своим социальным взглядам денди были эгалитаристами. Браммелл утверждал, что даже не знает, где находится лондонский «Ист-Энд». Будучи выходцем из буржуазных слоев, он не придавал значения сословному происхождению. Но он же выдвинул принцип культурного элитаризма. Не низкий социальный статус предков, а вульгарность, отсутствие вкуса , неумение вести себя в обществе – вот что в этой субкультуре считалось достойным презрения.

«Кузницей кадров» и одновременно средством дистанцироваться от остального общества для этой «касты элегантных» служили элитарные клубы 27 . Кроме уже названного «Олмакса», Браммелл имел отношение к созданию клуба «Ватье». Последний был назван по имени французского повара принца Уэльского. Эти учреждения имели очень суровые уставы, и попасть туда можно было лишь в случае единогласного решения всех членов в пользу кандидата. Известно, что Бенджамин Дизраэли, уже будучи премьером, так и не удостоился быть принятым в клуб «Уайтс», хотя очень желал этого 28 . Ни аристократическое происхождение, ни деньги, ни общественный статус не являлись гарантией того, чтобы быть принятым в этот бомонд. Так, клубом «Олмакс» руководили десять патронесс во главе с известной «светской львицей» леди Джерси. Их голос был решающим для принятия нового члена. Важнейшими критериями были вежливость, «хороший тон» и наличие вкуса. Можно говорить о своего рода меритократии, так как именно личностные качества индивида давали ему возможность попасть в избранное общество. А денди служили неким эталоном, позволяющим «отсеивать» недостойных кандидатов.

Важная тема – отношение к деньгам в рассматриваемой субкультуре. Чтобы быть денди требовался большой доход и неограниченный кредит. Но, как пишет Бодлер , для настоящего денди деньги не имеют значения, «…низкую страсть к накопительству он уступает обывателям» 29 . Фраза звучит с явным моралистическим оттенком. Однако адепты дендизма были далеки от того взгляда на финансовые средства, которого придерживались христианские проповедники, утверждавшие в качестве одного из важнейших императивов активную благотворительность. Денди были демонстративно расточительны 30 . В беседе с одной дамой Пелэм не без бравады сообщает: «Сегодня я живу на третьем этаже, а в будущем году… вероятно, буду жить на четвертом; ведь здесь у вас кошелек и его владелец как бы играют в старинную детскую игру – качаются на наклонной доске, и чем ниже скатывается первый, тем ближе к небесам взлетает второй» 31 . Действие этой части романа происходило в Париже, в гостиницах которого верхние этажи стоили дешевле. Молодой денди спокойно и даже в шутливой форме говорит о перспективе стать беднее и оказаться в менее комфортных условиях. Ему и в голову не приходит перестать транжирить деньги, чтобы избежать такого поворота дел. Другой литературный персонаж – герой романа Джейн Остен «Эмма», Фрэнк Черчилл  совершает путешествие из маленького городка в Лондон только для того, чтобы постричься. «Он приехал и в самом деле постриженный , очень добродушно над собою же посмеиваясь, как будто ничуть не пристыженный тем, что выкинул подобную штуку,  повествует автор.  Ему не было причины печалиться о длинных волосах, за которые можно спрятать смущение, или причины горевать о потраченных деньгах, когда он и без них был в превосходном настроении. Так же весело и смело, как прежде, глядели его глаза» 32 . Этот поступок вызвал резкое осуждение со стороны провинциальной общественности.

Не вызывает сомнений то, что принцип показного мотовства был отчасти подражанием аристократическому этосу. Как отмечает М. Оссовская, демонстративная щедрость служила одним из средств самоидентификации знати с эпохи средневековья 33 . Причем, эта модель поведения была лишь проявлением более фундаментальной позиции – презрения к выгоде вообще. В случае с рыцарской субкультурой подчеркнутый антиутилитаризм имел некий романтический характер. Денди воспринимают эту этическую позицию, но далекие от романтизма они придают ей эстетическое измерение. Для них филистерство – синоним вульгарности 34 . Расточительность денди – это не просто «поза», как полагают многие исследователи, но некая инверсия аскетической установки по отношению к деньгам. Диссентеров такая установка толкала к систематической благотворительности и, по мысли М. Вебера, к постоянной капитализации прибыли. Скорее всего, она же побуждала денди, образно говоря, «сорить деньгами».

Особого внимания заслуживает тема телесности. На первый взгляд, тело для денди представляет огромную ценность, может быть даже большую, чем душа. Многие авторы пишут об их «изнеженности», как о некой принципиальной позиции. Герой романа Джейн Остен «Доводы рассудка», сэр Уолтер, ежедневно уделял массу времени своему туалету и был хорошо осведомлен в средствах ухода за телом 35 . Теофиль Готье вспоминает о Бальзаке: «… у него были замечательно красивые руки прелата, белые, с пухлыми сужающимися к концу пальцами, с розовыми блестящими ногтями ; он щеголял своими руками и довольно улыбался, когда на них обращали внимание… Он даже грешил предубеждением против тех людей, чьим конечностям не хватало изящества» 36 .

Браммелл одним из первых начал пропагандировать новые стандарты гигиены среди столичного бомонда. «В отличие от своих современников,  отмечает О.Б. Вайнштейн,  которые заглушали духами запах немытого тела, Браммелл ежедневно принимал ванну и не душился вовсе. Аккуратная стрижка, заменяющая парик, ежедневное бритье и тщательные омовения – все эти телесные техники были основой его стиля» 37 . Характерно, что многие его знакомые воспринимали такое поведение как вычурность. Ежедневные ванны Бальзака также стали «притчей во языцех» 38 . По словам британских исследователей Л. Давидофф и К. Холл, беспокойство относительно опрятности было характерной чертой именно среднего класса Англии 39 . Причем, по их мнению, завышенные относительно остального общества стандарты гигиены имели религиозную подоплеку.

Несмотря на чрезвычайную заботу Браммелла о своем теле, что-то заставило Барбе Д"Оревильи говорить и о чисто «духовной красоте» денди, которую он противопоставляет понятию «чувственность» 40 . Эта мысль несет в себе отзвук картезианского дуализма. Бодлер справедливо замечает: «…неразумно также сводить дендизм к преувеличенному пристрастию к нарядам и внешней элегантности. Для истинного денди все эти материальные атрибуты – лишь символ аристократического превосходства его духа » 41 (курсив мой – А.Ц.). Неслучайно, такие качества, как сдержанность и эмоциональная холодность рассматривались в дендизме в качестве императива поведения. «Дендизм,  по словам Бодлера,  подобен закату солнца: как и гаснущее светило, он великолепен, лишен тепла и исполнен меланхолии» 42 . Тот же императив сдержанности был весьма распространен и в религиозном дискурсе кальвинизма.

В этой связи нельзя не отметить асексуальность ранних английских денди, которая отличает их и от подражателей среди французов и от более поздних соотечественников. Браммелл всю жизнь оставался холостяком и поддерживал с женщинами чисто дружеские отношения. Вот как Барбе Д’Оревильи пишет о попытках мадам де Сталь увлечь его героя: «Всемогущее кокетство ее ума оказалось бессильным перед холодностью и насмешливостью денди. Бесстрастный и придирчивый он не способен был принимать всерьез ее энтузиазм» 43 . О.Б. Вайнштейн подтверждает: «Все знавшие Браммелла отмечали его удивительную холодность в отношениях с женским полом» 44 . По словам исследовательницы, для многих денди была предпочтительна «спокойная, уравновешенная женщина, партнер по светскому времяпрепровождению, однако не провоцирующая на эротические эскапады. Для Браммелла подобными женщинами-друзьями были герцогиня Девонширская и особенно герцогиня Йоркская» 45 . О первой из них О. Шервин сообщает: «На долгие годы она становится признанной законодательницей мод и вкусов… Среди модников почитается особым шиком иметь ее портрет…» 46 . Скорее всего, для молодой «светской львицы» первый денди был наставником в вопросах, касающихся манеры одеваться и держать себя, но не более того. Возможное объяснение феномена дендистской асексуальности заключается в косвенном влиянии кальвинизма на их гендерное поведение. По сути, Браммелл и его последователи доводят до предела ту тенденцию к отказу от эротики , которая прослеживается в произведениях протестантских моралистов.

Отказ Браммелла от таких вещей, как косметика, парики, парфюмерия, кроме всего прочего, говорит о том, что в этой субкультуре приветствовалась естественность. Особенно денди ценили такое качество, как умение непринужденно вести светскую беседу. Так, мистер Кларендон утверждал: «… герцоги, лорды и высокородные принцы едят, пьют, разговаривают, ходят так же, как прочие люди из других классов цивилизованного общества, более того,  и предметы разговора большей частью совершенно те же, что в других общественных кругах. Только, может быть , мы говорим обо всем даже более просто и непринужденно, чем люди низших классов» 47 . Браммелл, который тратил до трех часов на свой туалет, выйдя за порог дома, держался совершенно раскованно. Он никогда не выказывал беспокойства о внешнем облике.

После наполеоновских войн возник противоположный тип, «денди-бабочка», названный так из-за пристрастия его приверженцев к узким корсетам. Последние настолько сильно затягивали талию мужчин, что они становились похожими на насекомых. Очевидно, мировоззренческий подтекст нового имиджа состоял в стремлении до некоторой степени эстетически преодолеть в себе природное начало. А это означает, что на предрассудочном уровне оно должно было восприниматься как нечто негативное. Возможно, речь здесь идет о косвенном влиянии кальвинистского взгляда на природу человека как полностью испорченную первородным грехом. Таким образом, стремление к самосовершенствованию отклоняется из области этики в эстетику, смешение которых характерно уже для раннего дендизма.

Ранний английский дендизм обнаруживает ряд общих черт с религиозно обусловленным буржуазным этосом. Их возникновение и развитие связано с модернизацией и массовым религиозным возрождением. И тот, и другой демонстрируют следы влияния религиозного дискурса (прежде всего, кальвинизма) и античной философской традиции. Личность занимает центральное место в мировоззрении и буржуа, и денди. Приветствуется активная самореализация индивида. Причем у последних ее направление смещается в сферу «светского общения» и конструирования собственного стиля. Денди представляет собой искаженный вариант буржуазного идеала «self-made», воплощенный в рамках «праздного класса».

Русско-английский перевод ДЕНДИ

Еще значения слова и перевод ДЕНДИ с английского на русский язык в англо-русских словарях.
Что такое и перевод ДЕНДИ с русского на английский язык в русско-английских словарях.

More meanings of this word and English-Russian, Russian-English translations for ДЕНДИ in dictionaries.

  • ДЕНДИ — Dandy
    Русско-Американский Английский словарь
  • ДЕНДИ — муж. buck, dandy, exquisite, Jack-a-dandy
    Большой Русско-Английский словарь
  • BUCK"S FIZZ — бакс физз (шампанское с апельсиновым соком) от buck - денди и разг. fizz - шампанское
  • BLOOD — разг. 1) денди, щёголь, изысканно одетый молодой человек (в привилегированных средних школах и университетах) 2) молодой член клуба, партии и …
    Англо-Русский словарь Britain
  • TOFFISH — (разговорное) франтоватый, щеголеватый - you certainly look * in that new suit в новом костюме ты выглядишь как настоящий денди
  • JAY — сущ. 1) сойка (птица) 2) разг. невыносимый болтун; балаболка Syn: chatterbox 3) а) простак, простофиля Syn: simpleton б) …
    Большой Англо-Русский словарь
  • JACK-A-DANDY — (устаревшее) денди; щеголь, франт
    Большой Англо-Русский словарь
  • JACK-A-DANDY
    Большой Англо-Русский словарь
  • FILBERT — сущ. 1) а) фундук; культурная форма лещины, лесного ореха Syn: filbert-tree б) фундук (плод) Syn: hazelnut 2) сл. …
    Большой Англо-Русский словарь
  • FASHION-PLATE — сущ. 1) цветная иллюстрация самых модных образцов одежды 2) человек, одевающийся по последнему слову моды а) модница, кокетка б) денди, …
    Большой Англо-Русский словарь
  • EXQUISITE
    Большой Англо-Русский словарь
  • ELEGANT — (ироничное) щеголь, денди, модник элегантный, изящный - * room со вкусом обставленная комната - to be * in dress элегантно …
    Большой Англо-Русский словарь
  • DANDYISM — сущ. дендизм, франтовство, щегольство Syn: smartness, foppishness (книжное) дендизм, франтовство, щегольство - to affect * строить из себя денди …
    Большой Англо-Русский словарь
  • DANDY I — 1. n 1) щёголь, денди; 2. a 1) щегольской, нарядный; 2) разг. великолепный
    Большой Англо-Русский словарь
  • DANDY-ROLLER
    Большой Англо-Русский словарь
  • DANDY
    Большой Англо-Русский словарь
  • DANDIACAL — прил.; редк. щегольски одетый, свойственный денди (редкое) щегольски одетый; фатоватый, характерный для денди dandiacal редк. щегольски одетый
    Большой Англо-Русский словарь
  • BUCK — I 1. сущ. 1) самец животного (особ. оленя или антилопы) 2) денди, щеголь; (употребляется также в качестве фамильярного обращения) Syn …
    Большой Англо-Русский словарь
  • BLOOD — 1. сущ. 1) кровь to let draw one"s blood ≈ пустить кровь to lose, shed, spill blood ≈ истекать кровью, …
    Большой Англо-Русский словарь
  • BEAU BRUMMEL
    Большой Англо-Русский словарь
  • BEAU BRUMMEL — щеголь, денди (по имени Г.Р.Бруммеля, лондонского модельера первой половины XIX века, носившего прозвище "Красавец Бруммель") (историческое) Красавчик Бруммель щеголь, денди; …
    Большой Англо-Русский словарь
  • БУМАГА — БУМАГА И ПРОЧИЕ ПИСЧИЕ МАТЕРИАЛЫ Бумага представляет собой материал в виде тонких листов, изготавливаемый путем переработки тряпья, соломы, древесины и …
    Русский словарь Colier
  • EXQUISITE — 1. сущ. денди, франт, самодовольный хлыщ Syn: dandy, fop, coxcomb 2. прил. 1) а) изысканный, изящный, тонкий exquisite taste …
  • DANDY-ROLLER — цел.-бум. ровнитель, денди-ролл (бумагоделательное) ровнитель, денди-ролл
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • DANDY — I 1. сущ. 1) денди, франт, щеголь, хлыщ Syn: fop, beau 2) (the dandy) разг. что-л. первоклассное Marriage to …
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • — сущ. денди, франт, щеголь, фат, пижон, хлыщ Jack-a-dandy щеголь, франт, денди
    Новый большой Англо-Русский словарь
  • BEAU BRUMMEL — щеголь, денди (по имени Г.Р.Бруммеля, лондонского модельера первой половины XIX века, носившего прозвище "Красавец Бруммель") (историческое) Красавчик Бруммель щеголь, денди; …
    Новый большой Англо-Русский словарь

Copyright © 2010-2019 сайт, AllDic.ru. Англо-русский словарь Онлайн. Бесплатные русско-английские словари и энциклопедия, транскрипция и переводы английских слов и текста на русский.
Free online English dictionaries and words translations with transcription, electronic English-Russian vocabularies, encyclopedia, Russian-English handbooks and translation, thesaurus.

По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, сегодня мир переживает очередной демографический переход, который характеризуется увеличением продолжительности жизни людей и снижением уровня рождаемости. Мировой коэффициент рождаемости в 1950-1955 гг. составлял пять рождений на одну женщину, в 2010-2015 гг. — в два раза меньше. Растёт количество стран, в которых этот коэффициент составляет 2,1. Это так называемый уровень замещения, при котором поколение родителей рожает себе на смену эквивалентное число детей. В 1975-1980 годах рождаемость на этом уровне была только у 21% мирового населения, в 2010-2015 — уже у 46%. Согласно прогнозам ООН, уже в период между 2025 и 2030 годами две трети населения Земли будет жить в странах, в которых рождаемость опустится ниже уровня замещения.

Из-за чего сокращается рождаемость?

Учёные пришли к выводу, что уменьшение рождаемости не связано с низким уровнем жизни. Напротив, согласно данным статистики, более высокие показатели рождаемости наблюдаются в развивающихся странах, а не в развитых. То есть чем беднее страна, тем больше там рождается детей. Это было установлено ещё в XIX веке, когда французский демограф Жак Бертильон провёл исследование рождаемости в округах Парижа, Берлина и Вены и выяснил, что в более обеспеченных семьях рождается меньше детей.

Американская аналитическая компания Stratfor пишет, что сейчас в мире слишком много пожилых иждивенцев и недостаточно работающего населения. Поэтому снижение рождаемости может привести к негативным последствиям в мировой экономике. Компания выделяет следующие причины падения уровня рождаемости: изменение религиозных ценностей, эмансипация женщин, рост их трудовой занятости, более высокие затраты на уход за детьми и образование.

В докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам за 2017 год отмечается, что падение общего уровня рождаемости связано со старением населения Земли. Также спад демографы объясняют сокращением детской смертности, высоким доступом к современным средствам контрацепции и возросшим желанием женщин отложить рождение детей, чтобы получить образование и построить карьеру.

Американские антропологи во главе с Полом Хупером в статье 2016 года пишут, что перечисленные факторы имеют место, однако настоящей причиной снижения рождаемости является конкуренция за высокий социальный статус и обладание престижными вещами. Авторы исследования отмечают, что наиболее резкое снижение рождаемости происходит в странах с рыночной экономикой, где наблюдается конкуренция за рабочие места и избыток потребительских товаров. Антропологи аргументировали эту гипотезу на примере племени цимане, проживающего на севере Боливии. В среднем в семье цимане девять детей, однако у их представителей, которые переехали в города ближе к испаноговорящему населению, среднее количество детей в семье падает до трёх.

О том, какие ещё существуют причины падения рождаемости, АиФ.ru рассказала Аминат Магомедова, кандидат экономических наук, доцент кафедры народонаселения Экономического факультета МГУ им. Ломоносова . «Есть разные подходы к объяснению исторической эволюции рождаемости. В рамках теории демографического перехода снижение рождаемости является элементом глобального демографического процесса перехода к более экономичному режиму воспроизводства. Концепция демографического гомеостаза рассматривает динамику рождаемости в связи с показателями смертности. Чем выше уровень смертности в обществе, тем больше нужно детей, чтобы хотя бы себя воспроизвести. А по мере снижения смертности, соответственно, снижается и рождаемость», — говорит Магомедова.

Один из подходов — полезностная концепция, которая объясняет рождение детей их полезностью. «В рамках экономической полезности детей рассматривается изменение направления передачи благ „от детей к родителям“ на „от родителей к детям“. Если раньше дети были выгодны как рабочая сила, считалось, что чем больше детей, тем сильнее экономически семья, то сейчас мы понимаем, что это дети требуют максимума расходов, времени, сил, энергии. Есть также и объяснение с точки зрения психологической полезности. Считается, что даже один ребёнок может удовлетворить психологическую потребность в детях в современном обществе. Для этого их не надо иметь в большом количестве», — рассказывает эксперт.

Также Магомедова отмечает, что снижение рождаемости связано с выходом на передний план личностных интересов, индивидуализацией сферы рождаемости, меньшим влиянием традиций и норм на принятие решения о рождении ребёнка. Увеличение доли образованных женщин и рост занятости женщин в постиндустриальном обществе приводят к откладыванию рождения детей, порой — к отказу от их рождения.

Рождаемость и ее показатели

РОЖДАЕМОСТЬ

Рождаемость и ее показатели

Под рождаемостью понимают массовый статистический процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение. Рождаемость как массовый процесс следует отличать от индивидуальных рождений детей у отдельных женщин или в отдельных семьях. Рождаемость как процесс складывается из массы индивидуальных случаев рождения, но не сводится к ним. Она является социальным процессом, который подчиняется действию социальных сил и закономерностей, но разворачивается в определенных, конкретно-исторических границах, задаваемых действием биологических, физиологических и санитарно-гигиенических факторов .

Эти границы, их существование и определенность связаны с понятием плодовитости , которое характеризует биологический потенциал рождаемости, физиологическую способность индивида или брачной пары к воспроизведению потомства. Плодовитость имеет конкретно-исторический характер, она зависит от имеющихся в данном обществе в рассматриваемый момент времени социально-экономических и санитарно-гигиенических условий. Однако плодовитость является более стабильной характеристикой по сравнению с числом рождений. Последнее представляет собой реализацию плодовитости, реализацию биологического потенциала рождаемости и является одним из результатов репродуктивного поведения женщин или семей. Плодовитость нельзя измерить напрямую. Ее можно только оценить косвенным образом.

Для измерения рождаемости применяется система показателей, позволяющих определить как ее общий уровень и динамику, так и интенсивность, а также ее величину в различных социально-экономических и демографических группах.

Как известно, в демографии применяются два способа изучения демографических процессов и явлений - метод условного поколения и метод реального поколения. Соответственно показатели рождаемости в этой связи делятся на показатели, относящиеся к периоду времени (обычно году), и показатели, характеризующие определенную когорту или поколение.

Абсолютное число рождений показывает, сколько всего детей родилось в том или ином населении за определенный период, обычно за год. Величина абсолютного числа рождений дает первое представление об общих тенденциях рождаемости и позволяет производить их сравнение по различным периодам времени и различным территориям. Информацию об абсолютных числах рождений получают в ходе учета естественного движения населения, обрабатывая статистические регистрационные формы свидетельств о рождении.

Однако абсолютное число рождений является малоинформативным показателем, поскольку зависит от абсолютной численности населения. Судить о рождаемости по величине абсолютного числа родившихся нельзя, не сопоставив его с общей численностью населения. Следовательно, необходим переход к относительным показателям рождаемости, которые бы не зависели от численности населения.

Первым, наиболее простым и широко используемым относительным показателем рождаемости является общий коэффициент рождаемости. Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год, и переводится в промилле:

, (4.1)

где - общий коэффициент рождаемости;

Длина периода;

Среднее население.

Величина общего коэффициента рождаемости дает лишь самое первое, приближенное представление об уровне рождаемости, поскольку зависит не только от интенсивности рождаемости, но и от демографических структур, в первую очередь, половозрастной и брачной.

Не намного лучшими качествами, чем общий коэффициент рождаемости, обладает специальный коэффициент рождаемости . Он представляет собою отношение родившихся за период к средней численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет):

, (4.2)

Абсолютное число рождений за период;

Длина периода;

Границы интервала репродуктивного возраста были выбраны статистиками еще в XIX в., когда они в основном соответствовали границам периода жизни, в котором женщины рожали детей. Сегодня, когда эти границы существенно изменились, подобный интервал берется в большей части для сопоставимости данных предыдущих и нынешних исследований.

Общий и специальный коэффициенты рождаемости связаны между собой следующим соотношением - общий коэффициент рождаемости равен специальному (), скорректированному на долю женщин репродуктивного возраста ():

. (4.3)

Специальный коэффициент рождаемости имеет по сравнению с общим коэффициентом некоторые достоинства. Они состоят в том, что его величина не зависит от половой структуры населения и в меньшей степени, чем общий коэффициент, зависит от возрастной структуры. Недостаток специального коэффициента, однако, тот же, что и у общего коэффициента: зависимость его величины от особенностей возрастной структуры населения. Правда, уже от особенностей возрастной структуры внутри женского репродуктивного контингента. Хотя эта зависимость и меньше в четыре раза по сравнению с общим коэффициентом, ее искажающего влияния хватает для того, чтобы сделать специальный коэффициент рождаемости мало полезным в демографическом анализе.

Повозрастной коэффициент рождаемости представляет собой отношение числа родившихся за период у матерей возраста x к средней численности всех женщин этого возраста:

, (4.4)

где - повозрастной коэффициент рождаемости;

Число родившихся у матерей возраста x ;

Длина периода;

Средняя численность женщин возраста x .

Возрастные коэффициенты рассчитываются по однолетним и пятилетним возрастным группам. Самые подробные - однолетние повозрастные коэффициенты - дают наилучшие возможности для анализа состояния и динамики рождаемости. Однако они подвержены влиянию деформации данных о возрастной структуре женского репродуктивного контингента под влиянием возрастной аккумуляции. Поэтому, когда не требуется очень высокая точность, исследователи обходятся пятилетними повозрастными коэффициентами, которые, хотя и подвержены небольшому влиянию колебаний возрастной структуры внутри пятилетних интервалов, все-таки дают вполне хорошие возможности для анализа уровня рождаемости.

Достаточно эффективным средством анализа повозрастных коэффициентов рождаемости является их графическое представление. Кривая возрастных коэффициентов рождаемости изображается в системе координат, где по оси абсцисс откладываются границы возрастных групп, а по оси ординат - значения повозрастных коэффициентов рождаемости (рис. 4.1). Степень вогнутости кривой возрастных коэффициентов рождаемости отображает степень активности внутрисемейного контроля рождаемости.



Рис. 4.1 - Возрастные коэффициенты рождаемости в СССР и России

Повозрастные коэффициенты рождаемости позволяют анализировать уровень и динамику чистой интенсивности рождаемости в условном поколении, свободную от влияния возрастной структуры как населения в целом, так и женщин репродуктивного возраста. В этом заключается их преимущество перед общим и специальным коэффициентами рождаемости. Однако некоторым неудобством повозрастных коэффициентов рождаемости является то, что их число слишком велико. Это обстоятельство затрудняет анализ и сравнение. Чтобы преодолеть эту трудность и иметь возможность анализировать уровень и динамику рождаемости с помощью одного показателя, также свободного от возрастной структуры населения, рассчитывают так называемый суммарный коэффициент рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости вычисляется путем суммирования возрастных коэффициентов рождаемости с умножением их на длину возрастного интервала в целых годах. Сумма в итоге делится на 1000, т.е. показатель выражается в расчете на 1 женщину:

, (4.5)

где - суммарный коэффициент рождаемости;

Длина возрастного интервала;

Повозрастной коэффициент рождаемости.

Если же интервалы разные по длине, что бывает достаточно редко, то необходимо каждый повозрастный коэффициент умножать отдельно на соответствующую ему длину возрастного интервала (). Тогда формула примет более строгий в математическом отношении вид:

(4.6)

В целом суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько детей рожает в среднем одна женщина репродуктивного возраста за всю свою жизнь, при условии, что на всем протяжении этого периода жизни данного поколения возрастные коэффициенты рождаемости в каждой возрастной группе остаются неизменными на уровне расчетного периода.

Суммарный коэффициент рождаемости является наилучшим показателем рождаемости. Он обладает следующими достоинствами:

1) Его величина почти не зависит от особенностей возрастной структуры населения и женского репродуктивного контингента.

2) Этот показатель позволяет одним числом оценить состояние уровня рождаемости с позиций обеспечения ею воспроизводства населения. Для такой оценки достаточно лишь помнить критическое, пороговое значение суммарного коэффициента рождаемости, соответствующее уровню простого воспроизводства населения. В условиях самой низкой смертности простое воспроизводство обеспечивается уровнем рождаемости с суммарным коэффициентом рождаемости равным 2,1 ребенка.

Суммарный коэффициент рождаемости суммирует повозрастные коэффициенты для всего репродуктивного периода, но такое суммирование можно производить и для любого другого возраста в пределах репродуктивного периода. Полученные таким образом показатели называются кумулятивными коэффициентами рождаемости к определенному возрасту и рассчитываются аналогично коэффициенту суммарной рождаемости.

Частные коэффициенты рождаемости рассчитываются для устранения влияний демографических и недемографических структур. В общем, частный коэффициент рождаемости имеет следующий вид:

, (4.7)

где - частный коэффициент рождаемости;

Длина периода;

Число родившихся у представителей когорты возраста ;

Средняя численность населения когорты возраста

К числу наиболее употребляемых частных коэффициентов рождаемости относятся частные коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости, частные коэффициенты рождаемости городского и сельского населения и т.д.

Важное значение при анализе процесса рождаемости играет учет такого показателя, как очередность (порядок) рождения. Хотя порядок рождения наибольшее значение имеет в когортном анализе, его роль велика и в поперечном анализе, в контексте условного поколения. В демографии применяются следующие показатели рождаемости по порядку рождения для условного поколения:

1) специальный коэффициент рождаемости по порядку рождения ;

2) повозрастной коэффициент рождаемости по порядку рождения ;

3) вероятность рождения ребенка определенной очередности .

Первый из них рассчитывается как отношение числа рождений детей -ой очередности к численности женщин репродуктивного возраста:

, (4.8)

где - специальный коэффициент рождаемости по порядку рождения;

Абсолютное число рождений за период -ой очередности;

Длина периода;

Средняя численность женщин репродуктивного возраста.

В свою очередь, сумма специальных коэффициентов по порядку рождения образует обычный специальный коэффициент рождаемости:

, (4.9)

где - специальный коэффициент рождаемости;

Специальный коэффициент рождаемости по порядку рождения.

Специальный коэффициент рождаемости по порядку рождения является весьма информативным показателем при анализе процесса снижения рождаемости, поэтому в населениях с низкой рождаемостью значения этого коэффициента для высших порядков рождения практически равны нулю. С другой стороны, одним из первых индикаторов начала снижения рождаемости является как раз уменьшение коэффициентов для высших порядков рождения.

Повозрастные коэффициенты рождаемости по порядку рождения рассчитываются как отношение числа рождений -ой очередности у женщин возраста лет к численности женщин этого возраста:

, (4.10)

где - повозрастной коэффициент рождаемости по порядку рождения;

Численность женщин, имеющих число детей, равное .

Для реальных поколений рассчитываются те же показатели, что и для условного поколения, за исключением общего коэффициента рождаемости. Однако наиболее часто для реальных поколений рассчитывают кумулятивные коэффициенты рождаемости к определенному возрасту. Они показывают, какое в среднем число рождений имело место в поколении к тому или иному возрасту. Среди кумулятивных коэффициентов наибольшее значение имеет коэффициент суммарной (исчерпанной ) рождаемости когорты . Он представляет собой среднее число рождений на 1 женщину реального поколения к окончанию репродуктивного возраста. Динамика данного показателя наиболее точно характеризует изменение рождаемости на протяжении длительных периодов времени, от поколения к поколению.

Различия между коэффициентами рождаемости для реального и условного поколений можно проследить посредством анализа таблицы повозрастных коэффициентов рождаемости за определенный период (табл. 4.1). Так, для расчета суммарного коэффициента рождаемости для условного поколения, например в 1975 г., необходимо сложить соответствующие повозрастные коэффициенты, относящиеся к рассматриваемому периоду, скорректировав их на длину возрастного интервала. В таблице ячейки с необходимыми данными выделены серым цветом. Для того же, чтобы получить суммарный коэффициент рождаемости для реального поколения, родившегося в 1956-1960 гг., которому соответственно в 1975 г. было 15-19 лет, необходимо сложить значения в ячейках, располагающихся по диагонали (с жирными границами ячеек).

Таблица 4.1 - Анализ рождаемости для условного и реального поколений.

ПОИСК ПО САЙТУ:
Годы Повозрастные коэффициенты рождаемости

Рождаемость для каждой страны имеет огромное значение. Если в государстве этот показатель на низком уровне, то создается угроза для территориальной целостности страны. Высокая рождаемость и низкая улучшают , гарантируют сохранение нации. Статистика рождаемости позволяет отслеживать необходимые показатели.

Рождаемость также является показателем уровня страны. В бедных государствах, где люди получают маленькую , обычно высокий уровень , детей на свет появляется мало. В развитых странах, где хорошие условия для проживания, население не боится рожать по несколько малышей.

Динамика численности населения в РФ

В таблице представлена статистика рождаемости в России по годам. По ней можно судить о том, как менялся естественный прирост населения:


Год Количество рожденных детей Общая численность населения
1927 4 688 000 94 596 000
1939 4 329 000 108 785 000
1950 2 859 000 102 833 000
1960 2 782 353 119 906 000
1970 1 903 713 130 252 000
1980 2 202 779 138 483 00
1990 1 988 858 148 273 746
2000 1 266 800 146 303 611
2010 1 788 948 142 865 433
2015 1 940 579 146 544 710
2016 1 888 729 146 804 372

Чтобы выяснить, какого пола детей появляется на свет больше, существует статистика рождаемости мальчиков и девочек. Рассмотрим показатели по городу Новополоцк. В 2014 году появилось на свет около пятисот детей женского пола и почти шестьсот мужского. 2015 год ознаменовался рождением 595 мальчиков и 537 девочек. По другим населенным пунктам дело обстоит примерно также.

Статистика рождаемости девочек и мальчиков говорит о том, что младенцев мужского пола появляется на свет больше.

Однако к среднему возрасту количество представителей обоих полов примерно уравнивается. Тогда как в преклонном возрасте остается больше женщин. Представительницы слабого пола живут дольше.

Также существует статистика рождаемости детей с отклонениями. На территории России их появляется на свет довольно много. Более 50% младенцев рождаются с психики. Это связано с наследственностью, с большим количеством стрессов у родителей. Плюс к этому мало хороших врачей, которые могут вовремя оказать квалифицированную помощь. Каждый год рождается примерно 2 тыс. детей с синдромом Дауна. Около 30% имеют генетические нарушения. Здоровых малышей в России ежегодно рождается не более 20%.

Рождаемость и смертность в 2016 году


Статистика рождаемости за последние годы в России несколько снизилась. Детей рождается меньше, чем в СССР. Тем не менее, прирост населения остается положительным. Благодаря тому, что снизилась смертность, и произошел приток . За 2016 год (с января по август) родилось 1275 тыс. детей. Тогда как за этот же период 2015 года прирост был больше на 2 тыс. человек.

Какая статистика рождаемости и смертности в России? В некоторых населенных пунктах страны смертность ниже, чем рождаемость. Остальные регионы можно считать постепенно вымирающими. Самый высокий прирост населения наблюдается в таких :

  1. Чеченская республика.
  2. Ингушетия.
  3. Ямало-ненецкий автономный округ.

Наихудшие показатели имеет:

  1. Тюменская обл.
  2. Псковская обл.
  3. Тульская обл.

Общая численность продолжает уменьшаться, несмотря на то, что смертность не превысила статистику рождаемости в России в 2016 году. При этом в государстве вышло на более высокий уровень. Статистика рождаемости за 10 лет показывает, что Россия занимала 63 место в мире (данные за 2016 год) по естественному приросту населения. В таблице отображены основные причины, по которым умирали россияне (период с января по август 2016 года):

Количество человек (в тысячах)
716,7
198,2
13,5
5,7
16,3
7,2
Инфекций 21,8

Статистика рождаемости за 2016 год показывает, что плотность населения в РФ составляет 8,6 человек на 1 м². Это один из самых низких показателей в мире. Огромные территории просто пустуют. Деревни и маленькие города за последние 20 лет вымерли, а некоторые местности никогда не были заселены.

Ситуация в мире на начало 2017 года

Почти на 50 млн человек выросла рождаемость в мире по статистике на первую четверть 2017 года. Ежедневно в мире рождается несколько сотен тысяч малышей. Э тот факт можно проверить по счетчику населения земли в режиме .

Рождаемость и смертность за 2017 год в России

Россия всегда была самым большим территориальным государством в мире. Однако численность населения здесь неумолимо сокращается. Страна переживает демографический кризис. Согласно статистике рождаемости в России на начало 2017 года детей родилось меньше по сравнению с предыдущим годом.

Прирост населения в Беларуси и Украине

Статистика рождаемости по годам в Украине:

Год Количество рожденных детей Общая численность населения
2000 нет данных 48 663 600
2005 426 100 47 100 462
2010 497 700 45 782 592
2015 411 800 42 759 300

Ниже представлена диаграмма со статистикой рождаемости в Украине, а также смертности по годам (за последние 25 лет). Он наглядно показывает, в какие годы численность населения страны росла, а в какие – снижалась.

Статистика рождаемости в Беларуси по годам:

Год Количество рожденных детей Общая численность населения
2000 93 691 9 988 000
2005 90 508 9 664 000
2010 108 050 9 491 000
2015 119 509 9 481 000

Статистика рождаемости мальчиков в Республике Беларусь приводится в цифрах на графике ниже. Младенцев мужского пола рождается немного больше, чем женского пола. Но в последнее время количество рожденных мальчиков незначительно уменьшилось. Что касается численности мужского и женского населения, то, судя по таблице мужчин в Беларуси больше, чем женщин.


За последние годы в РФ и Украине численность населения снизилась, а в Беларуси выросла, статистика рождаемости и смертности в России подтверждает этот факт.