По нашему законодательству, регулирующему деятельность в области бухучета, может составляться упрощенная бухгалтерская отчетность за 2016 год определенными юридическими лицами, являющимися малыми. Данная льгота очень облегчает жизнь бухгалтерам, ведь значительно упрощается объем подготавливаемой документации, полная отчетность включает в себя сразу несколько форм - бухгалтерский баланс , отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств. Хотя раньше было еще проще – «малышам» на спецрежимах не надо было сдавать отчетность вовсе. Но теперь она нужна, пусть и в усеченном виде.
Бухгалтерская отчетность малого предприятия состоит всего из двух форм. Также упрощенная финансовая отчетность состоит из гораздо меньшего количества строк, чем привычная отчетность, так как информация выводится более укрупнено.
Упрощенную форму отчетности ввели сравнительно недавно в наше законодательство, уже отчетность за 2013 год можно было сдавать по новой облегченной форме.
Напомним, какую бух. отчетность сдают малые предприятия – это бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств. Фирмы, которые занимаются предпринимательской деятельностью, сдают две формы - бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах . Компании, которые занимаются некоммерческой деятельностью, представляют бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. Но если требуется предоставить дополнительную информацию, для оценки финансового состояния компании, то фирма вправе сдать большее количество форм, которые раскрывают недостающие сведения.
Отчетность субъектов малого предпринимательства 2016 (кнд 0710096) используется для сдачи информации о деятельности за 2015 и 2016 годы, до этого времени использовались другие формы.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий в 2017 году сдается до 31 марта, отчетным является 2016 год. Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства сдается в два органа в обязательном порядке – это налоговая инспекция и органы государственной статистики.
Обязательно нужно соблюдать установленный законодательством срок для сдачи отчетности , когда он нарушается, то налагаются штрафы, как на саму компанию, так и на сотрудников, которые несут ответственность за сдачу отчетности, в том числе на директора. Даже если компания не ведет пока своей деятельности, то все равно требуется сдавать нулевую отчетность.
Когда идет просрочка сдачи в налоговую инспекцию, то компания должна уплатить 200 рублей за каждый несданный документ. При задержке сдачи в органы статистики, штрафы гораздо значительнее – от 3 до 5 тысяч рублей. А на должностных лиц штрафы одинаковые – от 300 до 500 рублей.
Какие предприятия сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность? К ним относятся малые предприятия, участники проекта «Сколково», компании, являющиеся некоммерческими. Основными критериями отнесения компаний к малым предприятиям является: численность (среднесписочная должна быть до 100 человек) и прибыль не должна быть больше 800 млн за год. Есть другие критерии, они перечислены в нормативно-правовом акте, регулирующем развитие малого и среднего бизнеса в России (ст. 4 закона №209-ФЗ). Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий в 2017 году не может сдаваться компаниями, где имеется обязательный аудит, кооперативы жилищные и строительные, микрофинансовые фирмы, госпредприятия, нотариусы, адвокаты, партии и т.д. Поэтому акционерные общества не могут прибегнуть к данной форме отчетности, так как у них обязательный аудит.
Упрощенная бухгалтерская отчетность – форма, с которой бухгалтеру часто приходится иметь дело. При ее составлении нужно придерживаться ряда правил.
Упрощенная отчетность отличается от обычной тем, что в ней содержатся только обобщенные статьи. Отсутствует детализация. Данная система отличается рядом особенностей:
Дебет и кредит в рассматриваемой отчетности не применяется. По этой причине получить развернутую информацию из документа практически невозможно.
Упрощенная бухотчетность ведется на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Новая редакция этого закона была утверждена 4 ноября 2014 года. Рассмотрим основные его положения:
ВАЖНО! Бухгалтер обязан изучить все нюансы закона №402. Руководитель должен проследить за правильностью ведения отчетности, так как за предоставление неправильных сведений будет отвечать именно он.
Также ведение упрощенной отчетности регулируется некоторыми нормативными актами:
Данные законы регулируют форму рассматриваемой отчетности, содержание, особенности подачи и прочие нюансы. Именно на их основании составляется документ.
Перечень приложений изложен в пунктах 2,4 приказа Минфина №66н:
НКО не требуется составлять отчет о целевом применении средств. Этот документ заменяется формой годовой отчетности. По отношению к рассматриваемой форме отчетности применяются некоторые послабления, которые изложены в приказе №66н. В частности, в документе фиксируются укрупненные показатели:
Компании, которые используют упрощенную отчетность, вправе или применять уже существующие формы, или разрабатывать их самостоятельно. В пункте 6 приказа №66н указано, что в документе следует фиксировать только данные, дающие представление о результатах деятельности структуры. В приказе №66н перечислены шаблоны форм отчетности.
В сообщении Минфина от 2015 года указан перечень льгот, которые применяются к упрощенной отчетности:
Те нюансы, которые не были указаны в законе, компания может определить самостоятельно.
В отчетности не указываются сведения, которые не считаются существенными для ряда компаний. К таким сведениям относятся расходы по базовой деятельности, нынешний налог на прибыль и прочие показатели. В отчетности указываются следующие данные:
Это базовые сведения, которые требуется указать. При необходимости данный перечень может быть расширен.
Отчетность необходимо сдавать в ИФНС. Годовой отчет, согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ, нужно подавать или в электронной, или в бумажной форме. Форма подачи выбирается на усмотрение компании. Большинство организаций подают документ в электронной форме, так как в налоговом законодательстве содержатся требования к использованию электронных форм для компаний штатом больше 100 лиц и фирм, которые отчитываются по . ФНС был разработан формат упрощенной отчетности КНД 0710096 для ее сдачи через интернет.
Закон №402 о «О бухучете» от 6 декабря 2011 года установил право ведения бухотчетности упрощенного формата для следующих субъектов:
В большинстве случаев упрощенная отчетность сдается субъектами малого предпринимательства. Как понять, относится ли компания к малому бизнесу? Перечень признаков таких субъектов перечислен в ФЗ №209 от 24 июля 2007 года. Компания должна соответствовать ряду признаков:
Следует учесть ограничения, изложенные в пункте 5 статьи 6 ФЗ №402. В частности, упрощенная отчетность не может использоваться такими субъектами, как:
Данные субъекты должны сдавать отчетность в полном формате.
ВАЖНО! Даже в том случае, если перечисленные организации соответствуют всем признакам субъектов малого бизнеса, им все равно придется заполнять полную отчетность.
Упрощенная отчетность отличается рядом преимуществ: простотой, отсутствием необходимости указывать все сведения. Однако не все организации могут использовать ее. При ведении и подаче документации нужно основываться на существующих нормативных актах.
Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 допускает ведение некоторыми организациями упрощенного бухучета, а также представление упрощенной бухотчетности. Что представляет из себя упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, кто сдает упрощенные отчетные формы, рассмотрим в этой статье.
Упрощенная бухотчетность отличается от обычной отчетности, прежде всего объемом (п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ). В состав обычной отчетности включаются, помимо баланса и отчета о финансовых результатах, приложения к ним - отчеты о движении денежных средств, об изменениях капитала, а также пояснительная записка. Тем же, кто сдает упрощенную бухотчетность, достаточно всего двух форм: баланса и отчета о финрезультатах. Организациям, получавшим целевые средства, следует также заполнить форму отчета об их целевом использовании.
Организация, имеющая право на упрощенную отчетность, может отчитываться по обычным формам, если такой способ для него удобнее. В любом случае, тот кто имеет право сдавать упрощенную бухотчетность, должен закрепить в учетной политике - обычный или упрощенный способ он будет применять.
Второе отличие упрощенной отчетности от обычной – это сами отчетные формы. Они имеют меньшее количество строк для заполнения, а все показатели отражаются укрупненно по группам, без детализации по статьям.
Для тех, кто сдает упрощенную бухотчетность 2017, действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015). Приложение № 5 к приказу содержит следующие бланки упрощенной бухотчетности:
Предприятие, ведущее упрощенный бухучет само решает, нужно ли сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, или полный комплект бухотчетности с приложениями и пояснениями, если это имеет значение для оценки его финансового состояния (п. 6 приказа № 66н).
Сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам могут организации, перечисленные в п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ:
К субъектам малого предпринимательства, кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность в 2017 г., относятся предприятия, у которых в прошлом году доход не превышал 2 млрд руб., а среднесписочная численность работников была максимум 250 человек. Может ли микропредприятие сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Очевидно, что может, поскольку они тоже входят в сектор малого бизнеса, а критерии для микропредприятий значительно ниже указанных значений.
Некоммерческие организации (НКО) не преследуют получение прибыли. Они создаются для реализации государственных целей в сфере образования, культуры, медицины, для ведения благотворительной деятельности и т.п. Получать доход от дополнительных платных услуг они могут, только если это не противоречит основной цели их создания. О том, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность указано в п. 4 Информации Минфина РФ ПЗ-1/2015. НКО, кроме баланса и отчета о финрезультатах, в составе упрощенной отчетности представляют отчет о использовании целевых средств.
В то же время, положения ст. п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ, ограничивают круг тех, кто вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это в равной мере относится ко всем категориям организаций-«бухупрощенцев». Так, вести упрощенный учет и отчитываться упрощенно не могут:
Например, может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Может, если он относится к микро-, малым, или средним предприятиям, ведь запрета на упрощенную бухотчетность для ломбардов в п. 5 ст. 6 закона № 402–ФЗ не содержится.
При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:
Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н .
Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:
Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.
За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.
Составление упрощенной бухгалтерской отчетности - это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.
Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» :
В указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:
Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.
А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.
Российским законодательством предусматривается представление в инспекцию ФНС бухгалтерской отчетности компаниями категории малого бизнеса. Возможность формировать упрощенный пакет финансовой отчетности значительно облегчает деятельность сотрудников бухгалтерской службы.
Несмотря на то, что несколько лет назад малые предприятия были в принципе освобождены от составления отчетности, составление ее в сокращенном виде зачастую не вызывает сложностей .
Субъекты бизнеса, относящиеся к категории малых коммерческих предприятий, в 2018 году обязаны сдавать упрощенный пакет финансовой отчетности, которая включает в себя , отчет о финансовых результатах и о целевом использовании денежных средств.
В том случае, если компания занимается ведением некоммерческой деятельности, ей необходимо подготовить бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании денежных средств . Тем не менее, если «налоговики» потребуют дополнительные сведения, компании обязаны их предоставить.
Кто же вправе сдавать в инспекцию упрощенную финансовую отчетность? К таким компаниям относятся :
Запрещено формировать упрощенную отчетность организациям, чья деятельность подвержена обязательному проведению аудита, а также государственным компаниям, строительным и жилищным кооперативам, нотариусам, адвокатам и иным субъектам, согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ .
К предприятиям малого бизнеса относят компании, деятельность которых соответствует установленным ограничениям :
Каждая компания, организованная в форме юридического лица, должна закрепить методологию ведения налогового и бухгалтерского учета в таком внутреннем документе, как в соответствие с требованиями . Этот внутренний документ утверждается приказом руководителя и должен содержать такие сведения , как:
При утверждении учетной политики малым предприятиям необходимо обратить внимание на то, что существуют принципы, позволяющие им организовать систему ведения учета значительно проще .
Также с 1 января для малых компаний стало возможным отражать поступления материалов по ценам поставщика, не учитывая транспортные и прочие второстепенные расходы. Все компании, относящиеся к малому бизнесу, вправе единовременно списывать приобретенные материальные запасы.
Все эти особенности, несомненно, следует отразить в учетной политике компании . В противном случае, компания не вправе их применять.
Несмотря на то, что учетная политика является исключительно внутренним документом и не требует предоставления в инспекцию ФНС, формировать ее необходимо ежегодно. При осуществлении , сотрудники органов налогового контроля в первую очередь потребуют именно этот документ для того, чтобы оценить обоснованность применения тех или иных методов ведения учета.
В ходе осуществления деятельности каждой компании могут возникать ошибки в организации системы хозяйственного учета. При обнаружении таких ошибок компания немедленно должна проанализировать ситуацию и принять меры по их устранению.
Организациям малого бизнеса разрешено корректировать нарушения прошлых лет, выявленные в течение отчетного периода. Исправления осуществляют с применением . Сравнительные показатели отчетности пересчитывать за текущий период не нужно. Такие упрощенные правила коррекции выявленных ошибок актуальны только для значительных нарушений прошлых периодов. Все иные ошибки исправляются в соответствие с ПБУ 22/2010 .
В том случае, если нарушения за предыдущий год выявлены до предоставления в инспекцию пакета годовой бухгалтерской отчетности, то разрешается такие ошибки исправить и заново подготовить формы отчетности для инспекции.
В соответствие с Федеральным законом № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни компании должен быть подтвержден первичным учетным документом. У организаций есть право самостоятельно разработать и утвердить формы.
Главным требованием является наличие в таких документах обязательных реквизитов, среди которых выявляют следующие :
Документ первичного бухгалтерского учета формируется либо в процессе совершения операции, либо непосредственно после ее завершения.
Прежде чем приступить к составлению бухгалтерского баланса, небольшое предприятие должно его реформировать. сводится к закрытию всех счетов учета финансового результата, таких как 90, 91 и 99. По итогам этой операции на формируется положительный или отрицательный результат деятельности по окончанию календарного года. На основе полученной информации в компании составляется бухгалтерский баланс.
Прежде чем приступать к закрытию счетов, следует проверить, корректно ли отражены хозяйственные операции в течение истекшего периода. Для этих целей уполномоченными лицами осуществляется ревизия обязательств и активов компании и сопоставляются полученные показатели с учетными данными. Также малым предприятиям следует рассчитать все налоги за предшествующий год, так как они непосредственно влияют на финансовый результат. Если все данные совпали, то можно приступать к реформации баланса.
Все процедуры оформляют последним числом календарного года, даже в том случае, если реформацию осуществляют в феврале.
В первую очередь закрывают счета и 91, а после этого производят закрытие счета 99 «Прибыли и убытки», на котором в течение календарного года отражались результаты деятельности компании.
По итогам года все субсчета 90, 91 и 99 счетов должны иметь нулевое сальдо и на счете 84 формируется итоговый результат:
После закрытия счетов процедура реформации бухгалтерского баланса считается завершенной, и бухгалтер может приступать к формированию отчетности .
Особенности формирования бухгалтерской отчетности представлены в данном видео.
К формированию бухгалтерской финансовой отчетности нормативно-правовыми актами предъявляются определенные требования:
При составлении необходимо отображать данные за несколько предшествующих периодов, что сделает проверку более понятной для инспектора. Если данные являются несопоставимыми, то предшествующие показатели подлежат корректировке.
Все значимые показатели следует отображать в отчетности обособленно друг от друга.
Степень детализации компании должны определить самостоятельно в той мере, чтобы обеспечить заинтересованных пользователей финансовой актуальной и достоверной информацией относительно деятельности компании.
Компании, относящиеся к представителям малого бизнеса, должны предоставить в инспекцию ФНС пакет бухгалтерской финансовой отчетности, включающий в себя следующие документы:
Упрощенный бухгалтерский баланс имеет в своем составе только укрупненные статьи. Отчет о финансовых результатах не содержит информации о величине налога на прибыль, расходам по основной деятельности, так как в большинстве случаев значения этих показателей не являются существенными.
Органы налогового контроля пристально следят за соблюдением сроков подачи бухгалтерской финансовой отчетности малыми предприятиями. За непредставление установленных форм отчетности компании грозит штраф за каждый отсутствующий документ.
При исчислении величины штрафа «налоговики» будут отталкиваться от полного пакета форм бухгалтерской отчетности. Помимо общего штрафа ответственность ждет и должностных лиц, допустивших нарушение, в размере от 300 до 500 рублей .
Предоставлять бухгалтерскую финансовую отчетность малым предприятиям следует один раз в год по окончанию налогового периода до 31 марта . Передав отчетность в органы налогового контроля, компании обязаны отправить дублирующий пакет документов и в органы статистики. Если организация зарегистрирована после 30 сентября, ей не нужно формировать отчетность по итогам этого года.
Передать отчетность можно как лично, так и через представителя компании. Для этого совсем необязательно посещать инспекцию. Можно отправить документы по почте письмом с описью или воспользоваться сетью интернет.
Таким образом, в 2019 году представители малого бизнеса должны предоставить бухгалтерскую отчетность за 2018 год не позднее 31 марта 2019 года .
Несмотря на то, что небольшим компаниям разрешено сдавать бухгалтерскую отчетность в упрощенном формате, составление и передача пакета документов в органы налогового контроля требуют от бухгалтера наличия актуальных бухгалтерских знаний и контроля над последними изменениями в законодательстве страны.
Как правильно хранить документы бухгалтерской отчетности — на данном видео.