Существует огромное количество классификаций налогов, однако всех их можно объединить по трем признакам – это фискальная, регулирующая и социальная составляющие.
Что такое фискальная функция не трудно догадаться – это пополнение государственного бюджета. По сути, это главная миссия налогов. Средства населения, предприятий и организаций аккумулируются и далее перераспределяются, обеспечивая этим необходимые условия для эффективного управления.
Что касается регулирующей функции, то здесь государство посредством налогов влияет на деловую активность, экономический рост или спад, увеличение или снижения спроса и предложения и т.д.
Главным механизмом социальной функции является социальная справедливость: богатые должны платить больше, а бедные – меньше. Она проявляется, путем применения всевозможных льгот, вычетов, упрощений или отмены налогов.
Прежде всего, они направлены на слои населения с невысоким доходом. А вот граждане, имеющие высокие доходы – наоборот должны отчислять больше. Ярким примером тому служит повышенные ставки транспортного налога на роскошные авто.
Если структурировать все налоги по различным признакам, то получим следующие формы налогов. Главным признаком здесь является способ изъятия, как с физических, так и с юридических лиц.
Прямые налоги всем нам хорошо известны – они изымаются из части дохода (подоходный налог, налог на УСН, налог на прибыль и пр.), либо из стоимости определенного имущества (налог с продажи объектов движимого и недвижимого имущества, земельный налог, налог с наследства и пр.).
Косвенные налоги отличаются скрытым характером. Всем нам хорошо известный НДС является ярким представителем косвенного налога, скрывающегося в стоимости товара. Каждый раз, оплачивая товары в супермаркете, покупатели автоматически становятся плательщиками данного налога. То же касается и акциза. Если о существовании прямых налогов нам хорошо известно, то о косвенных мы иногда можем и не догадываться! Таким образом, косвенные налоги еще выполняют и ценообразующую миссию.
У каждой из этих форм есть свои плюсы и минусы для государства. Например, стабильность поступлений в бюджет прямых налогов – главное их преимущество.
А вот открытый характер – наоборот недостаток, поскольку создаются предпосылки для уклонения от их уплаты (скрываются доходы, осуществляются действия с фиктивным налоговым кредитом по НДС и др.)
Как уже говорилось, скрытый характер косвенных налогов делает их менее ощутимыми для плательщиков, ведь не всегда на товаре указано, какие именно косвенные налоги включены в его цену.
Помимо этого, они играют некоторую роль в регулировании спроса на товары, которые могут принести вред здоровью (алкоголь, табачные изделия), ведь за счет акцизного налога цены на эти товары далеко не самые низкие. Стимулирование национального производства – также прерогатива косвенных налогов.
Отечественные товары для потребителей намного доступнее иностранных за счет отсутствия таможенных пошлин. А вот неучтеность фактора социального неравенства в доходах – беспрекословный минус косвенных налогов, ведь повышение цен чаще всего на себе ощущают именно малообеспеченные слои населения, в том время как богатые даже могут и не заметить разницы. В связи с этим можно часто наблюдать различные программы для бедных – товары для таких категорий людей продают по льготным ценам, без включения в них косвенных налогов.
Следующим признаком для определения формы налогов будет уровень бюджета, в который идут поступления. В связи с этим выделяют: федеральные, региональные и местные налоги.
Налоговый кодекс определяет федеральные налоги обязательными к уплате на всей территории РФ. Какие же налоги к ним относятся?
Региональные налоги обязательны к уплате субъектами Федерации в соответствующем регионе. При этом правительство в праве пересматривать ставки, изменять условия оплаты налогов или вообще их отменять. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог.
По принципу региональных, местные налоги имеют гибкость в отношении установления, ставок и отмены на уровне власти муниципалитета и включают в себя: земельный налог, налог на имущество физ. лиц, торговый сбор.
Если рассматривать характер целевого использования средств, поступающих в бюджет, то можно определить такую закономерность:
Общие налоги не имеют точно определенной цели использования, то есть эти средства обеспечивают всесторонние расходы государства – как текущие, так и капитальные (налог на прибыль, НДФЛ, НДС и др.) А вот специальные налоги предназначены для конкретной цели (отрасли).
Например, раньше средства от поступлений транспортного налога использовались исключительно для ремонта и строительства дорог. Сейчас данный налог уже относится к общим. Однако существуют регионы, где по инициативе региональных властей созданы дорожные фонды и средства из них идут исключительно по целевому направлению – на развитие дорожной отрасли. К специальным также относится налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог.
Такая классификация форм налогов возникла на основе механизма действия ставок. Зависимость по пропорции (пропорциональные налоги) означает, что ставка никак не меняется от изменения дохода и устанавливается в фиксированной величине (в основном это процент от дохода или стоимости). Этот принцип положен в основу многих современных налогов, к примеру, предприятие платит налог на прибыль в размере 20% при любой величине полученной прибыли.
Прогрессивные налоги предполагают изменение ставок с изменением величины налогооблагаемого объекта, а поскольку слово «прогресс» – это движение вверх, то неудивительно, что ставки имеют тенденцию только к повышению при увеличении дохода. Тот же пример относительно налога с владельцев ТС: ставки увеличиваются при стоимости авто от 1 миллиона рублей.
Механизм регрессивного налога работает по принципу обратной пропорции: чем больше база налогообложения – тем меньше налог. В чистом виде эту форму налога встретить достаточно тяжело, да и вообще кажется нелогичной подобная взаимосвязь. Однако регрессивные налоги призваны стимулировать деловую активность, рост производства, желание работать и приносить выгоды не только себе, но и экономике страны. Поэтому в количественном соотношении сборов данная форма может опередить даже прогрессивный метод. В России по этому принципу пытаются вывести из тени зарплату работников – чем больше размер заработной платы, тем меньше отчисления в фонды.
Данные формы налогов образовались в зависимости от уплаты. Например, форма «по декларации» предполагает сдачу в налоговую службу документа специальной формы, в которой плательщик заявляет о своих налоговых обязательствах (НДС, налог на прибыль и прочие).
«У источника выплаты» подразумевает получение налогоплательщиком дохода уже за вычетом налога. Классический пример – работники получают зарплату «на руки» за минусом налоговых удержаний.
Кадастровая форма отличается тем, что доходность от операции определяется с помощью специального реестра, содержащего информацию о типичных объектах. Земельный налог относится к данной форме, поскольку он определяется исходя из кадастровой стоимости земли.
Таким образом, разнообразные формы налогов государства связаны во многом с его основной целью – финансированием. Но совершенствование налогового механизма во многих странах способствует некоторому смещению приоритетов – важно не только изымать, но и заботиться о развитии, поэтому на одно место с фискальной задачей становится социальная политика, культурная составляющая, экология и безопасность.
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам. Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на всей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К ним относятся:
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще потому что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается в том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
Налоги, имеющие определенное целевое назначение, давно известны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появились еще в докапиталистическую эпоху и сохраняются по настоящее время. В отличие от обычного порядка они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов, который поступает в дорожный фонд.
Такой опыт был широко использован при установлении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов и других платежей, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды, или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели, а также в целевые бюджетные фонды. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г., был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.
Четко выраженное целевое назначение из числа ныне действующих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойствен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой; местному налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, налогу с продаж, а также некоторым платежам обязательного характера разных уровней, включенных законодателем в налоговую систему Российской Федерации (платежи за пользование природными ресурсами, лесным фондом, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор на нужды образовательных учреждений и другие, среди них и местные целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории и иные цели).
На основании Закона РФ «О дорожных фондах в РФ» от 10 октября 1991г. были созданы внебюджетные дорожные фонды, предназначенные для мобилизации финансовых ресурсов в целях содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). Такие фонды создавались на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации (Закон именует последние «территориальными фондами»). Впоследствии Законом РФ «О федеральном бюджете на 1995 год» от 31 марта 1995г. Федеральный дорожный фонд, наряду с некоторыми другими внебюджетными фондами, был включен (консолидирован) в федеральный бюджет и преобразован в целевой бюджетный фонд, что было продолжено и в последующие годы. Одновременно проведение такой консолидации было рекомендовано субъектам РФ. Что касается субъектов Федерации, то они вправе решить этот вопрос самостоятельно. Преобразование дорожного фонда из внебюджетного в целевой бюджетный не повлекло изменений в источниках средств его формирования.
Упомянутый Закон РФ «О дорожных фондах в РФ» среди источников образования названных фондов указывает ряд налогов, для которых характерна связь с использованием автомобильного транспорта и дорог. Они включены в перечень федеральных налогов. К ним отнесены налоги:
а) на реализацию горюче-смазочных материалов;
б) на пользователей автомобильных дорог;
в) с владельцев транспортных средств;
г) на приобретение автотранспортных средств;
д) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Плательщиками налогов являются организации и физические лица.
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) уплачивают организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ.
Объект налогообложения - оборот по реализации (в денежном исчислении, включая акциз) без налога на добавленную стоимость.Ставка налога - 25% суммы реализации горюче-смазочных материалов. Данный налог взимается также при перепродаже горюче-смазочных материалов с суммы разницы между выручкой и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость). Ставка - также 25%.
Налог на пользователей автомобильных дорог. Егоплательщики - предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по российскому законодательству. К их числу относятся также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства; иностранные юридические лица; филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Ставки налога в 1997г. повышены: они установлены в размере:
а) 2,5% выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
б) 2,5% суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Закон РФ распределяет средства налога между Федеральным и территориальными дорожными фондами: в Федеральный фонд зачисление производится по ставке 0,5% и в территориальные фонды - 2%. Однако законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут с учетом местных условий изменять (повышать или понижать) ставку налога, но не более чем на 50% ставки данного федерального налога.
Объектом налогообложения выступают: выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Льготы. От налога освобождаются колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (при удельном весе доходов от ее реализации 70% и более); предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования и отдельных магистральных улиц городов Москвы и Санкт-Петербурга; иностранные и российские юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания профессиональных центров переподготовки лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.
Учреждения, финансируемые собственником (в том числе бюджетные), и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
При уплате этого налога действует также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» в соответствии с которым инвесторы - российские и иностранные юридические лица - могут быть освобождены от уплаты налога.
Налог с владельцев транспортных средств. Плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения и организации, включая иностранных юридическихлиц, а также граждан, в том числе иностранных, и лиц без гражданства, имеющих транспортные средства на пневмоходу, указанные в Законе.
Объект налогообложения - принадлежащие указанным лицам транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. При этом не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси).
Ставки налога установлены Законом в твердых денежных суммах с каждой лошадиной силы. Они зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Законодательные органы субъектов Федерации компетентны увеличивать эти ставки в связи с изменением уровня цен и заработной платы.
Уплата налога производится ежегодно до регистрации, перерегистрации или технического осмотра транспортных средств в сроки, установленные органами государственной власти субъектов Федерации.
По налогу предусмотрены льготы, которые носят характер социальной поддержки (освобождаются, к примеру, от его уплаты инвалиды, имеющие мотоколяски и автомобили, общественные организации инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и т.д.). Другие льготы стимулируют необходимую для общества деятельность: не взимается налог с колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, осуществляющих содержание дорог общего пользования; иностранных и российских юридических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ; профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований; органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ. Закон освобождает от уплаты налога Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, признавая их заслуги перед обществом и государством.
От налога освобождаются также российские и иностранные юридические лица, выполняющие в качестве инвесторов работы по соглашениям о разделе Продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»".
Дополнительно к предусмотренным в Законе РФ льготам органы государственной власти субъектов Федерации вправе полностью освободить отдельные категории граждан, предприятий и учреждений от уплаты налога.
Налог на приобретение автотранспортных средств.
Плательщиками налога являются предприятия, организации, учреждения, предприниматели без образования юридического лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга или взносов в уставной фонд.
Объект налогообложения - продажная цена автотранспортного средства (без налога на добавленную стоимость и акцизы). Их виды перечислены в Законе. Уплата налога производится по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.
Ставки налога зависят от вида транспортных средств. Они установлены в процентах от их продажной цены: для грузовых автомобилей, пикапов, легковых фургонов, автобусов, специальных автомобилей, легковых автомобилей - 20%; для прицепов и полуприцепов - 10%.
Если автотранспортные средства приобретены за пределами Российской Федерации, налог исчисляется по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, которая определяется в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Льготы по данному налогу в большой мере сходны с льготами по налогу с владельцев транспортных средств. Кроме того, освобождаются от налога граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.
Органы государственной власти субъектов Федерации вправе производить полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера.
Из перечисленных налогов в федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, а также часть налога на пользователей автомобильных дорог,другие платежи подлежат зачислению согласно Закону о дорожных фондах втерриториальные дорожные фонды.