Ставка водного налога. Не относят к налогооблагаемым объектам вод РФ. Когда надо платить налог

Ставка водного налога. Не относят к налогооблагаемым объектам вод РФ. Когда надо платить налог

Водный налог относится к тем видам обязательных платежей в бюджет, которые обусловлены спецификой деятельности налогоплательщика. В данной статье описаны принципы формирования налоговой ставки, а также процедура расчета суммы налога.

Кто его должен платить

Вступил в действие этот налог 1 января 2005 года, заменив тем самым сбор под названием «плата за пользование водными объектами». Водный налог теперь описан в отдельной главе 25.2 НК РФ, и в соответствии с нормами этой главы платят такой налог организации и физические лица, пользующиеся водой на особых или специальных условиях.

Специальное водопользование – это, когда применяются технические средства, сооружения или устройства.

Если юридические или физические лица заключили договор об использовании некоего объекта после ввода в действие Водного кодекса РФ (после 1 января 2007 года), то они водный налог не платят. С них берется отдельная плата, схожая с арендной.

Какие объекты облагаются водным налогом

Налоговый кодекс определяет случаи, когда этот налог следует взимать:

  • Если из водных объектов осуществляется забор воды.
  • Если используются акватории объектов (лесосплав в эту категорию не входит).
  • Если водные объекты используются без отбора воды для электроэнергетики.
  • Если водные объекты используются для лесосплава.

Мало того, что в приведенных случаях надо платить налог на соответствующие виды деятельности, еще требуется получение лицензии.

В каких случаях водный налог не берется

Налоговый кодекс установил виды водопользования, для которых водный налог не исчисляется. Налогообложение не осуществляется если:

  • Производится забор термальной воды или воды, в состав которой входят полезные ископаемые, лечебные минеральные вещества.
  • Производится забор для пожарной безопасности, ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.
  • Водные объекты используются для нужд обороны и госбезопасности.
  • Производится забор для воспроизводства биологических ресурсов, в том числе для рыбоводства.
  • Акватории водных объектов используются для мониторинга государственными органами природных ресурсов.
  • Акватории используются для гидротехнических сооружений различного хозяйственного назначения.
  • Акватории используются для организованного отдыха детей, инвалидов и ветеранов.
  • Производится забор воды для полива земель сельскохозяйственного назначения и личных подворий, а также обслуживается птица и скот граждан и сельскохозяйственных организаций.
  • Акватории используются для охоты и рыболовства и т.п.

Перечень этот носит закрытый характер; то есть никаких дополнений к нему быть не может.

Налоговый период и налоговая база

Как представляется отчетность

Расчет водного налога прост: надо умножить показатель налоговой базы на величину налоговой ставки для данного вида деятельности. Производить расчет должен самостоятельно каждый налогоплательщик, поскольку инспекция извещений, как в случае с земельным и налогом на имущество, не шлет.

Расчет содержит и декларация по водному налогу, которую следует сдавать не позднее 20-го числа того месяца, который следует за отчетным кварталом. Например, за первый квартал сдать ее надо до 20 апреля и т. д. в ту налоговую инспекцию, в ведении которой находится объект налогообложения.

Когда надо платить налог

Следует иметь в виду, что уплата водного налога по сроку совпадает с конечной датой подачи декларации – 20-е число того месяца, который идет за очередным налоговым периодом - кварталом. Поэтому сдавать отчетность надо до 20-го числа, чтобы не произошло нежелательного наложения конечных сроков.

Налогоплательщикам не запрещено осуществлять несколько видов водопользования, сочетая их. Однако налог надо уплатить в обозначенные сроки единой суммой, а вся дифференциация по видам должна быть отражена в налоговой декларации.

Какой налог платится на водные транспортные средства

Термин «налог на водный транспорт» – это производное выражение от обычного транспортного налога, принципы применения которого определены главой 28 НК РФ. В этой главе отдельно водные виды транспорта упомянуты наряду с автомобильными средствами и воздушными судами. Обязательное условие налогообложения – регистрация транспортного средства в законном порядке. Плательщиками данного налога являются физические лица и организации, имеющие в собственности объект налогообложения.

Налог на водный транспорт исчисляется на следующих принципах:

  • Если у транспортного средства есть двигатель, что налоговой базой считается мощность этого двигателя, определенная в лошадиных силах.
  • Если судно относится к буксируемому типу – вместимость в тоннах.
  • Если ни то, ни другое – само транспортное средство.

Налоговым периодом считается год.

Данный налог относится к региональным платежам, поэтому его ставки устанавливается властями на местах и содержат множество льгот для разных категорий налогоплательщиков. Федеральный центр задает только рамки, за которые выходить непозволительно.

Основание и правовые основы

Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог - плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - она так и называется - плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами - она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата .

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия - по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия - по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз - налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу - квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами , то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов - ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/ Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Ставки водного налога на 2018 год устанавливаются с привязкой к базовым величинам и значениям специальных коэффициентов. Базовые тарифы зафиксированы Налоговым кодексом. Обязанность по расчету и уплате этого налога возлагается на субъектов хозяйствования, которые обладают лицензией на водопользование и осуществляют пользование водными ресурсами.

Классификация ставок ведется в разрезе видов водопользования и регионов РФ, по принадлежности к определенной категории источника воды (река, озеро, море). Облагаться налогом могут операции по забору воды, лесосплаву, выработке электроэнергии и другие формы эксплуатации акватории водоемов.

Водный налог 2018: ставки

При эксплуатации водных акваторий необходимо учитывать детализацию по типу объектов – поверхностные воды или морские. К поверхностным объектам применяются дифференцированные ставки в зависимости от экономических субъектов, а для морских объектов установлена конкретизация по каждому источнику (ст. 333.12 НК РФ). Как для этих категорий начисляется водный налог (2018): ставки обозначенные в тысячах рублей, умножаются на каждый эксплуатируемый квадратный метр акватории на протяжении года (таблица 1).

Таблица 1
Экономический район
Северный 32,16
Северо-Западный 33,96
Центральный 30,84
Волго-Вятский 29,04
Центрально-Черноземный 30,12
Поволжский 30,48
Северо-Кавказский 34,44
Уральский 32,04
Западно-Сибирский 30,24
Восточно-Сибирский 28,2
Дальневосточный 31,32
Калининградская область 30,84
Море Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории
Балтийское 33,84
Белое 27,72
Баренцево 30,72
Азовское 44,88
Черное 49,8
Каспийское 42,24
Карское 15,72
Лаптевых 15,12
Восточно-Сибирское 15
Чукотское 14,04
Берингово 26,16
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) 29,28
Охотское 35,28
Японское 38,52

Организации, которые пользуются водными ресурсами для выработки электроэнергии, в расчет принимают ставку в рублях, начисления осуществляются за каждую 1000 кВт/ч произведенной электроэнергии (таблица 2).

Если предприятие пользуется водной акваторией для сплава леса, то за основу берется рублевая ставка за каждую 1000 куб. м древесных пород, сплавляемых на расстояние в 100 км (таблица 3).

В следующей таблице ставок водного налога в 2018 году (таблица 4) содержатся сведения по тарификации забора водных ресурсов из рек и озер, а в таблице 5 приведены данные о ставках налога при заборе морской воды.

Таблица 4
Забор воды из рек и озер по районам
Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной
из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378
Северо-Западный Волга 294 390
Западная Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие реки и озера 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Западная Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие реки и озера 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Северная Двина 252 312
Прочие реки и озера 270 330
Центрально-Черноземный Днепр 258 318
Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие реки и озера 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие реки и озера 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие реки и озера 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие реки и озера 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие реки и озера 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Озеро Байкал и его бассейн 576 678
Прочие реки и озера 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие реки и озера 252 306
Калининградская область Неман 276 324
Прочие реки и озера 288 336

Ставки установлены в рублевом эквиваленте, который применяется к каждой 1000 куб.м. водных ресурсов, использованной предприятием. Такое правило характерно только для операций, связанных с периодическим или регулярным отбором воды.

Водный налог в 2018 году при осуществлении забора воды для дальнейшей ее поставки населению высчитывается по ставке 122 руб. за каждую тысячу куб. м потребленных ресурсов. Сниженные ставки предприятия могут применять при соответствии такому набору требований:

  • в лицензии на забор воды указана цель ее использования – удовлетворение хозяйственных нужд населения;
  • по каждому эксплуатируемому объекту в лицензии отдельно прописан допустимый объем потребления.

Если предприятие пользуется водой не только для поставки ее населению, но и в коммерческих целях, налогообложение операций по забору воды с разным назначением осуществляется отдельно по дифференцированным ставкам.

Водный налог: коэффициент 2018

К базовым ставкам при расчете налоговых обязательств дополнительно применяются повышающие коэффициенты:

  • индексирующие величины, которые обновляются каждый год (на 2018 год установлен коэффициент 1,75);
  • специализированные коэффициенты.

Коэффициенты не применяются в отношении забора воды, который обусловлен необходимостью обеспечения поставок ее населению. В этом случае законодателями предусмотрен планомерный ежегодный рост рублевых ставок по 2025 год. С 2026 года будет введен единый механизм обновления их размера, при котором коэффициент привязывается к колебаниям потребительских цен.

Если выделенный предприятию лимит по водозабору в течение отчетного интервала был превышен, ставка увеличивается коэффициентом, равным 5. Рост ставки осуществляется не для всего потребленного объема ресурсов, а только по отношению к объему превышения зафиксированных предельных значений. Скорректированная на коэффициенты ставка округляется до полных рублей.

Если у предприятия нет средств измерения потребляемых ресурсов, дополнительно необходимо увеличивать рассчитываемые налоговые обязательства на 1,1. При перепродаже добываемой воды применяется коэффициент, равный 10. Все подлежащие учету значения коэффициентов при расчете налога перемножаются с базовой ставкой.

Декларация по водному налогу: срок сдачи в 2018 году

Налог рассчитывается ежеквартально по ставкам, которые зафиксированы на территории нахождения эксплуатируемого водного ресурса. Декларационная форма подается в налоговую инспекцию с привязкой к месту, где фактически расположен налогооблагаемый актив (ст. 333.15 НК РФ). Декларация составляется по унифицированному шаблону КНД 1151072, который утвержден Приказом ФНС РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@. Срок подачи формы и уплаты налога ограничен 20 числом месяца, следующего за отчетным квартальным интервалом. В 2018 году декларацию подают в следующие сроки:

  • за 1 квартал – 20.04.2018,
  • за 2 квартал – 20.07.2018,
  • за 3 квартал – 22.10.2018,
  • за 4 квартал – 21.01.2019.

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщикаиз природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок
Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Еще одним видом обязательных платежей в бюджет признается водный налог. Его плательщиками являются организации и ИП, занимающиеся деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов. Водный налог введен в действие в 2005 году, заменяет ранее существующий налог на пользование водными объектами. Относится к федеральным.

Плательщики водного налога

Для того чтобы считаться плательщиками водного налога, экономические субъекты должны заниматься определенной деятельностью. При этом деятельность должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ. Иные работы, связанные с водопользованием, не попадают под рассматриваемое налогообложение.

Плательщики водного налога используют водные ресурсы следующим образом:

  • использование водной территории (акватории) за исключением сплава леса;
  • лесосплав;
  • получение ресурсов в гидроэнергетических целях;
  • забор воды.

В качестве плательщиков признаются и субъекты, действующие на основании выданных лицензий в соответствии с утратившим силу с 01.01.2007 г. Водным кодексом РФ предыдущей редакции.

Не рассматриваются как плательщики налога организации и ИП, осуществляющие виды водопользования, среди которых нижеперечисленные:

  1. Непосредственно связанная с водой деятельность. Сюда относят рыбоводство, судоходство, некоторые виды строительств, орошение и прочие.
  2. Если виды работ облагаются другими налогами (извлечение минеральных и термальных вод).
  3. Водоохранные мероприятия.
  4. Льготируемые виды деятельности ― оборонные нужды, обеспечение пожарной безопасности.

Начиная с 2007 года деятельность по поверхностному использованию вод лицензированию не подлежит. Осуществление таких работ возможно по заключенным договорам водопользования или полученным решениям.

Ставки водного налога

Ставки по водному налогу зависят от нескольких факторов: региона использования и от вида забора воды. Исходные данные установлены законодательно и закреплены в НК РФ. Расчет производится исходя из цены за 1 тысячу забранных кубометров воды.

Пример ставок налога по регионам РФ

Экономический регион Акватория Поверхностные водные объекты Подземные водные объекты
Северный Волга 300 384
Северный Нева 264 348
Северо-Западный Волга 294 390
Северо-Западный Нева 258 342
Центральный Волга 288 360
Центральный Нева 252 306
Волго-Вятский Волга 282 336

Подобное разделение налоговых ставок затрагивает и прочие районы РФ: Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский, Уральский, Центрально-Черноземный, Калинградский, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Поволжский. Среди охватываемых бассейнов рек и озер ― Лена, Дон, Днепр, Байкал, Обь и другие.

Ставка по водоотбору морских вод зависит от используемого моря. Так, по отношению к Черному и Азовскому морям водный налог рассчитывается как 14,88 рублей за 1 тысячу кубометров воды. Относительно Чукотского моря размер выплат составит 4,32 за тысячу кубов.

Отдельные ставки устанавливаются за используемую акваторию и за потребление воды в целях гидроэнергетики. Для лесосплава налог рассчитывается исходя из 1 тысячи кубометров древесины на 100 км пути. Например, указанные действия в бассейне Ладожского озера обойдутся в 1705,2 рублей за кубический метр на 100 км.

Предусмотрена и льготная ставка. Она используется при заборе воды для водоснабжения населения. Размер ее рассчитывается по данным ст. 333,12 НК РФ. В 2016 году этот показатель равен 93 рублям за 1 тысячу кубов забранной воды.

Порядок расчета налога

Водный налог рассчитывается на основании установленных ставок, но и с учетом утвержденных повышающих коэффициентов. Размер этих показателей изменяется ежегодно вплоть до 2025 года. При расчете налога за 2016 год следует использовать коэффициент 1,32, за 2017 ― 1,52.

Дополнительные коэффициенты применяются и при следующих действиях по забору воды:

  • 5-кратный расчет устанавливается при превышении лимита забора;
  • 10-кратный вводится при заборе подземных вод с целью продажи;
  • 10% учитывается дополнительно, если отсутствуют измерительные приборы для забора.

Расчет итогового водного налога происходит с учетом всех действующих коэффициентов.

Пример. Организация занимается забором подземной воды с целью дальнейшей продажи на территории Северного экономического региона в бассейне реки Волги. Объем забора во 2 квартале составил 24 тыс. кубометров. Рассчитать сумму положенного к уплате налога.

Начальная ставка за забор воды по исходным данным составляет 384 рубля за 1000 кубических метров. Также необходимо учитывать следующие повышающие коэффициенты: 10-кратный при заборе воды с целью продажи и 1,32, действующий в 2016 году. Итого сумма налога равна 384*24*1,32*10= 121 651 рубль.

Предоставление отчетности по водному налогу

Расчет налоговых платежей за потребляемые водные ресурсы, предоставление декларации производятся ежеквартально. Уплату требуется произвести до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Перечисление платежа производится по месту нахождения объекта.

Если объект налогообложения отсутствует, то отчетность можно не составлять.

Вопросы и ответы по теме водного налога

1. Организация использует несколько видов деятельности, связанной с потреблением водных ресурсов. Какую ставку налога брать за основу?

При расчете платежей следует ориентироваться на утвержденные ставки налогов по видам деятельности, территории нахождения объектов. Полученные показатели суммируются.

2. Наше предприятие при заборе воды в 2-м квартале превысило лимит на 20 тысяч кубов. В 1-м квартале забор воды составил 160 тысяч кубов при разрешенном лимите 220 тысяч. Можем ли мы не учитывать при расчете налога за 2-й квартал 5-кратный повышающий коэффициент?

Нет, не можете. Отчетным периодом по водному налогу признается квартал. Сумма рассчитывается по каждому кварталу отдельно вне зависимости от ранее полученных результатов за предыдущее время.

3. Является ли организация плательщиком водного налога, если осуществляет действия по использованию поверхностных водных объектов согласно лицензии, срок действия которой обозначен до конца 2016 года. Лицензия выдана в 2006 году.

Да. Организация признается плательщиком водного налога, несмотря на то, что положения новой редакции Водного Кодекса РФ не признают рассматриваемый вид деятельности лицензированным. Операции, совершаемые согласно выданным ранее лицензиям, признаются объектом налогообложения.