Условные знаки, которые мы видим на современных картах и планах, появились не сразу. На древних картах объекты изображались при помощи рисунков. Только начиная с середины 18 века рисунки стали заменять такими изображениями, какими объекты выглядят сверху, или обозначать объекты специальными знаками.
Условные знаки - это символы, обозначающие на планах и картах различные объекты. Древние картографы стремились передать с помощью знаков индивидуальные особенности объектов. Города изображали в виде стен и башен, леса - рисунками разных пород деревьев, а вместо названий городов наносили маленькие знамёна с изображением гербов или портретов правителей.
В настоящее время картографы используют очень разнообразные условные знаки. Они зависят от степени подробности, охвата территории и содержания картографического изображения. Знаки планов и карт крупного масштаба делают похожими на изображаемые объекты. Дома, например, обозначают прямоугольниками, лес закрашивают зелёным цветом. По планам можно узнать, из какого материала сделан мост, из каких пород деревьев состоит лее и получить много других сведений.
Значения показаны в легенде. Легенда изображение всех условных зпаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений. Легенда помогает читать план и карту, то есть понимать их содержание. С помощью условных знаков и легенды можно представить и описать объекты местности, узнать их форму, размеры, некоторые свойства, определить географическое положение.
Пo назначению и свойствам условные знаки планов и карт подразделяют на три вида: линейные, площадные и точечные.
Линейные знаки изображают дороги, трубопроводы, линии электропередачи, границы. Эти знаки, как правило, преувеличивают ширину объекта, но точно указывают его протяжённость.
Площадные (или масштабные) знаки служат для изображения объектов, размеры которых можно выразить в масштабе данной карты или плана. Это, например, озеро, участок леса, сад, поле. По плану или карте с помощью масштаба можно определить их длину, ширину, площадь. Площадные знаки, как правило, состоят из контура и заполняющих контур знаков или цветовой окраски. Все водные объекты (пресные озёра, болота, моря) на любых планах и картах имеют голубой цвет. Зелёным цветом на планах и картах крупного масштаба обозначают территории с растительным покровом (леса, кустарники, сады).
Точечные (или внемасштабные) знаки это точки или особые значки-рисунки. Они отображают небольшие объекты (колодцы, водонапорные башни, отдельно стоящие деревья па планах, населённые пункты, месторождения на картах). Из-за маленького размера такие объекты выразить в масштабе невозможно, поэтому определить их размеры по картографическому изображению нельзя.
Многие объекты, которые на картах обозначены значками, на планах отображают площадными условными знаками. Это, например, города, вулканы, месторождения полезных ископаемых.
На планах и картах много собственных географических названий, пояснительных подписей и цифровых обозначений. Они дают дополнительную количественную (длина и ширина моста, глубина водоёма, высота холма) или качественную (температура, солёность вод) характеристику объектов.
Все элементы ситуации местности, существующей застройки, подземных и надземных коммуникаций, характерные формы рельефа отображаются на топографической съемке условными знаками. Их можно подразделить на основные четыре типа:
1. Линейные условные знаки (отображают линейные объекты: ЛЭП, дороги, продуктопроводы (нефть, газ), линий связи и т.д.)
2. Пояснительные подписи (указывают дополнительную характеристику изображенных объектов)
3. Площадные либо контурные знаки (изображают те объекты, которые можно отобразить в соответствии с масштабом карты и занимающие определенную площадь)
4. Внемасштабные условные знаки (отображают те объекты, которые невозможно выразить в масштабе карты)
Чаще всего встречаемые условные знаки топосъемки:
-Пункты гос. геодезической сети и пункты сгущения
— Границы землепользования и отводов с межевыми знаками в точках поворота
— Строения. Цифрами указывается этажность. Пояснительные подписи даются для указания огнестойкости здания (ж — жилое неогнестойкое (деревянное), н — нежилое неогнестойкое, кн — каменное нежилое, кж — каменное жилое (обычно кирпичное), смж и смн — смешанное жилое и смешанное нежилое — деревянные здания с тонкой облицовкой кирпичом или с этажами, построенными из разных материалов (первый этаж кирпичный, второй деревянный)). Пунктиром отображается строящееся здание
— Откосы. Применяются для отображения оврагов, насыпей дорог и других искусственных и естественных форм рельефа с резкими перепадами высот
— Столбы ЛЭП и линий связи. Условные обозначения повторяют форму сечения столба. Круглый или квадратный. У железобетонных столбов в центре условного знака точка. Одна стрелка в направлении электропроводов — низковольтные, две — высоковольтные (6кв и выше)
— Подземные и надземные коммуникации. Подземные — пунктирная линия, надземные — сплошная. Буквы указывают на тип коммуникаций. К — канализация, Г — газ, Н — нефтепровод, В — водопровод, Т — теплотрасса. Также даются дополнительные пояснения: Количество проводов для кабелей, давление газопровода, материал труб, их толщина и т.д.
— Различные площадные объекты с поясняющими подписями. Пустырь, пашня, стройплощадка и т.д.
— Железные дороги
— Автомобильные дороги. Буквы указывают на материал покрытия. А — асфальт, Щ — щебень, Ц — цемент или бетонные плиты. На грунтовых дорогах материал не указывается, а одна из сторон изображается пунктиром.
— Колодцы и скважины
— Мосты через реки и ручьи
— Горизонтали. Служат для отображения рельефа местности. Представляют собой линии, образованные при сечении земной поверхности параллельными плоскостями через одинаковые интервалы изменения высоты.
— Отметки высот характерных точек местности. Как правило в Балтийской системе высот.
— Различная древесная растительность. Указывается преобладающая порода древесной растительности, средняя высота деревьев, их толщина и расстояние между деревьями (густота)
— Отдельно стоящие деревья
— Кустарники
— Различная луговая растительность
— Заболоченность с камышовой растительностью
— Ограждения. Заборы каменные и железобетонные, деревянные, штакетник, сетка рабица и др.
Часто используемые сокращения на топосъемке:
Строения:
Н — Нежилое строение.
Ж — Жилое.
КН — Каменное нежилое
КЖ — Каменное жилое
СТР. — Строящееся
ФУНД. — Фундамент
СМН — Смешанное нежилое
СМЖ — Смешанное жилое
М. — Металлическое
разв. — Разрушенное (или развалившееся)
гар. — Гараж
Т. — Туалет
Линии коммуникаций:
3пр. — Три провода на столбе ЛЭП
1каб. — Один кабель на столбе
б/пр — без проводов
тр. — Трансформатор
К — Канализация
Кл. — Канализация ливневая
Т — Теплотрасса
Н — Нефтепровод
каб. — Кабель
V — Линии связи. Цифрами количество кабелей, например 4V — четыре кабеля
н.д. — Низкого давления
с.д. — Среднего давления
в.д. — Высокого давления
ст. — Сталь
чуг. — Чугун
бет. — Бетон
Площадные условные знаки:
стр. пл. — Строительная площадка
ог. — Огород
пуст. — Пустырь
Дороги:
А — Асфальт
Щ — Щебень
Ц — Цемент, бетонные плиты
Д — Деревянное покрытие. Практически не встречается.
дор. зн. — Дорожный знак
дор. указ. — Дорожный указатель
Водные объекты:
К — Колодец
скв. — Скважина
арт.скв. — артезианская скважина
вдкч. — Водокачка
бас. — Бассейн
вдхр. — Водохранилище
глин. — Глина
Условные обозначения могут отличаться на планах различных масштабов, поэтому для чтения топоплана необходимо пользоваться условными знаками для соответствующего масштаба.
Государственное регулирование экономики является научной экономической дисциплиной, изучающей формы участия государства экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.
Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ -- реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутри региональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений социологизацией, повышением материального благосостояния населения.
Государственное регулирование экономики опирается на объективные экономические законы общественного развития. В условиях рыночных отношений -- это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.
Наряду с этим есть понимание рынка как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, движения его составных частей. Это также правомерная, можно сказать, воспроизводственная характеристика рынка. Наконец, есть третье понимание рынка -- это рынок как тип функционирования экономики в противоположность командно-административным npif-казным методам регулирования. Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.
Исторический опыт развития свидетельствует о необходимости применения стимулов и регуляторов, основанных на использовании отношений рынка при утверждении эффективной рыночной экономики. Только при достаточном насыщении спроса и развитии конкуренции между производителями возникает рынок потребителя, тот самый товарный рынок, который жестко подчиняет производство удовлетворению общественной потребности и обеспечивает более надежный механизм реализации его целей.
Одновременно он же формирует экономическую основу для непрерывного наращивания капиталовложений с целью обновления выпускаемой продукции и внедрения новых технологий в производство.
Это определяет главную задачу создания современного рынка -- удовлетворение спроса на разнообразные товары производственного и непроизводственного назначения, услуги, ликвидация товарного дефицита.
Рынок требует иных, чем при административно-командной системе, хозяйственных руководителей. Для рынка нужна особая инфраструктура, необходимо умение ее создавать и работать в ней.
Рынок нельзя ввести или отменить декретом. Его становление и утверждение -- закономерный исторический процесс, длительный и сложный, требующий определенного переходного периода.
В данный переходный период российской экономики на первый план поставлена задача восстановления нарушенного равновесия в народном хозяйстве, обеспечение элементарной сбалансированности спроса и предложения, а затем введение рыночных регуляторов.
Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.
В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.
Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.
Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий.
Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции развития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий -- все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.
Государственное регулирование -- это не просто организационно- управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления.
Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.
Как уже отмечалось, под государственным регулированием понимается система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции.
Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования.
В хозяйственном комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями, своими специфическими чертами, руководствуется в ходе деятельности своими хозяйственными интересами. Являясь объектами государственного регулирования, они требуют к себе индивидуального подхода в применении отдельных регуляторов.
В современный переходный период, когда стоит задача выхода из кризиса и стабилизации экономики, регулирование должно основываться на принципах использования стоимостных инструментов рынка в качестве нормативов хозяйственной деятельности.
Смысл использования товарно-денежных отношений в условиях несформировавшейся еще рыночной экономики в России состоит в следующем.
В период перехода к рыночным отношениям целесообразно плановое регулирование рыночных отношений, которое заключается в создании таких экономических условий хозяйствования, которые бы принуждали товаропроизводителя ради общественной хозяйственной выгоды приближать объемы и структуру своего производства к параметрам общегосударственного плана.
Государство, предоставляя товаропроизводителю независимо от формы собственности и хозяйствования право самостоятельно планировать свое производство, доводит ему количественные показатели до рыночных параметров. В их пределах, товаропроизводитель сам выбирает такую структуру производства, которая для него будет экономически наиболее выгодной.
Таким образом, содержание планового регулирования рынка в общих чертах сводится к централизованной разработке его основных стоимостных параметров на определенный период времени.
В плановом хозяйстве эти параметры выполняют функции нормативов.
К числу основных планируемых рыночных нормативов относятся цены и тарифы, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованные инвестиции и дотации.
Перечисленные нормативы составляют основной набор инструментов планового регулирования товарно-денежных отношений.
Все они взаимодействуют в совокупности. Именно система нормативов составляет определяющие параметры хозяйственных условий. Целенаправленно изменяя их величину, но не выходя при этом за пределы объективной меры законов товарного производства, государство может создавать благоприятные условия для производства и реализации тех или иных видов продукции и тем самым регулировать их объемы, приближая производство к требованиям государственного плана развития экономики.
Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства и соответствие объективных экономических законов этому высокому уровню могут быть достигнуты только с помощью вмешательства в экономику государства, т.е. при помощи государственного регулирования. Во всех развитых странах мира, при всех экономических системах государство в той или иной степени регулирует экономику, при этом роль государства в регулировании процессов социально-экономического развития возрастает по мере углубления международного разделения труда.
Однако в теории развития рыночных отношений существуют прямо противоположные подходы. Еще в XVIII в. Адам Смит, а в XX в. М. Фридмен и ряд других экономистов считали и считают недопустимым вмешательство государства в становление рынка, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию, равновесию спроса и предложения. Другие же, например английский экономист Дж.М. Кейнс и американский экономист лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев, считали необходимой систему государственного регулирования рыночной экономики.
Причем каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей -- природно-экономических, исторических, уровней экономического развития и т.д.
Изучая примеры построения рыночной экономики других стран мира, Россия не может копировать их модели, так как ни одна из стран мира не существовала столь длительный период времени в столь жестких командно-административных рамках управления. Кроме того, каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, разные уровни развития регионов.
Поэтому на первом этапе реформирования экономики нельзя было полностью разрушать сложившуюся и долго действующую систему управления; это привело к экономическому хаосу, катастрофическому спаду производства, обнищанию населения, затяжному кризису. Для России нужны были постепенный переход к рынку и использование положительных черт старой управленческой системы, сохранение экономических связей, складывающихся многие десятилетия. В конце концов с учетом ошибок, допущенных в начале периода реформ, государство пришло к необходимости регулируемой рыночной экономики.
Суть государственного регулирования экономики можно свести к следующему.
Государственное регулирование предполагает эффективное функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования в совершенствовании методики расчетов трансфертов.
Изучение научной дисциплины «Государственное регулирование экономики» имеет целью подготовку специалистов высшей квалификации в области управления, способствует формированию у них государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.