Нефть за 100 долларов. «100 долларов за баррель не будет. Борьба между Соединенными Штатами Америки и Саудовской Аравией за главенство в поставке сырья

Нефть за 100 долларов. «100 долларов за баррель не будет. Борьба между Соединенными Штатами Америки и Саудовской Аравией за главенство в поставке сырья

Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.

С помощью трубопроводного транспорта происходит более выгодное перемещение нефти, газа и др. без промежуточной перегрузки. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт»: подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Особенность трубопроводного транспорта - непрерывность функционирования. Средний диаметр трубопровода - 1420 мм; давление 75 атм. Для повышения производительности трубопровода, иногда для осуществления перекачки возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов.

Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная - от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) - к НПЗ; от места добычи (газ) - на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) - на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.

Классификация трубопроводного транспорта:

1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.

2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.

Преимущества трубопроводного транспорта:

Возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;

Неограниченность объёмов перекачки;

Полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;

Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

Автоматизация начально-конечных операций;

Самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);

Меньшие капиталовложения;

Эффективность работы на любых расстояниях перевозки.

Недостатки : экологические проблемы; неуниверсальность.

Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:

Повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;

Увеличение мощности насосных станций;


Создание прочных тонкостенных труб;

Изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;

Расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.

Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов - 168 тыс. км, нефтепроводов - 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.

В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.

По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты - Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.

Наиболее крупные магистральные нефтепроводы, транспортирующие российскую нефть: нефтепровод «Дружба» (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь - Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;

Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 - связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;

БТС-2 - Унеча - Андреаполь - Усть-Луга;

Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;

Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;

Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегиревка - Одесса;

Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;

Нижневартовск - Самара;

Сургут - Полоцк;

Александровское - Анжеро-Судженск;

Красноярск - Ангарск;

Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу;

Нефтепровод «Восточная Сибирь» - Восточная Сибирь - Тихий океан;

Каспийский трубопроводный консорциум - месторождения Западного Казахстана - российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).

В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор.

Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.

Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:

Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

Уфа - Омск - Новосибирск;

Нижнекамск - Одесса.

Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов - Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.

В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь - Москва; Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Ленинград; Средняя Азия - Урал и Средняя Азия - Центр.

С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок; Надым - Пунга - Пермь; Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы.

Другой крупный газопровод, преимущественно экспортного значения, начинается в Оренбурге и, переходя через европейскую часть России и Украину, также заканчивается многочисленными разветвлениями в странах Восточной и Западной Европы. Довольно крупный газопровод передает попутный нефтяной газ из района Среднеобья в Новосибирск и Кузбасс. В 2011 г стал функционировать газопровод «Северный поток», передающий газ из РФ в Германию по дну Балтийского моря. Строится газопровод Бованенково - Ухта. Существуют проекты следующих газопроводов: «Южный поток», который свяжет РФ и Болгарию по дну Чёрного моря; «Алтай», который свяжет Западную Сибирь и запад Китая; Якутия - Хабаровск - Владивосток и Прикаспийский газопровод.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов - для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.

Нефтепроводы России - одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.

Классификация трубопроводов

Трубопроводы подразделяются по своему назначению:

  • Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий.
  • Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом.
  • Магистральные - трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода. В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др.

Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.

Развитие нефтепроводов в России

История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке. Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.

Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву. План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.

В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак - Самара и Усть-Балык - Альметьевск.

Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм. Благодаря некоторым из них (например, Сургут - Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.

Достоинства трубопроводного транспорта

Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:

  • Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери.
  • Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов.
  • Стабильная работа в разных климатических зонах.
  • Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях.
  • Высокий уровень механизации при строительстве.
  • Автоматизация систем контроля над технологическими процессами.

Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.

Крупнейшие нефтепроводы России

  1. Баку - Новороссийск - нефтепровод для перекачки каспийской нефти в порт Новороссийска.
  2. Балаханы - Черный город - это первый нефтепровод России, введенный в строй еще в 1878 году. Трубопроводная магистраль соединяет Балаханский промысел на и нефтеперерабатывающие мощности в окрестностях Баку.
  3. Балтийская трубопроводная сеть. Проектная пропускная способность - 74 млн т нефти в год. Соединяет морской порт Приморск с нефтяными промыслами в Западной Сибири и Урало-Поволжском районе.
  4. Восточная Сибирь - Тихий океан - трубопровод, соединяющий Сибирские месторождения с наливным портом Козьмино возле Находки. Оператор нефтепровода - ОАО «АК «Транснефть». Протяженность 4188 км дает возможность экспортировать Российскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
  5. Нефтепровод «Дружба» - самая крупная в мире система магистральных трубопроводов, построенная для поставок нефти и нефтепродуктов в социалистические государства Восточной Европы. Сейчас эксплуатируется для экспортных поставок в Европу.
  6. Грозный - Туапсе - первый Российский магистральный нефтепровод среднего диаметра, построенный еще в начале ХХ века для транспортировки кавказской нефти на черноморское побережье.
  7. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) связывает месторождения западного Казахстана с терминалом на черноморском побережье вблизи Новороссийска.
  8. Мурманский трубопровод с пропускной способностью 80 млн т связывает нефтяные промыслы Западной Сибири и морской порт Мурманска.
  9. Сургут - Полоцк - нефтепровод, связывающий с Беларусью и далее странами Прибалтики и Польшей.
  10. Единственный в своем роде подогреваемый магистральный нефтепровод Узень - Атырау - Самара.

Экспорт через нефтепроводы

В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% - на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» - единственная компания-оператор нефтепроводов в России. На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании - более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.

Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:

  • Балтийский нефтепровод, пропускная способность - 74 млн т в год;
  • Система трубопроводов "Дружба". Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая - в Словакию. Общая пропускная способность - 90 млн т;
  • Черноморские нефтепроводы - 43 млн т.

Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.

Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» - одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль - проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль - через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система - это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 - это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум - это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» - это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» - длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» - газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» - трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».

В последнем отчете инвестбанка Bank of America Merrill Lynch говорится, что нефть в обозримом будущем может подорожать до 100 долларов за баррель. Как это отразится на российской экономике и рубле?

В последнем отчете инвестиционного банка Bank of America Merrill Lynch говорится о том, что изменение баланса спроса и предложения может привести к заметному дефициту нефти на мировом рынке в ближайшие полтора года. В этих условиях BofAML прогнозирует нефть Brent по 90 долларов за баррель во II квартале 2019 года, а также видит риск ее удорожания до 100 долларов за баррель.

- Насколько реалистичен прогноз о том, что нефть снова будет стоить 100 долларов за баррель в ближайшее время? И если реалистичен - как долго может продержаться такая цена?

Я считаю, что это нереалистичный прогноз. То, что мы наблюдаем последние месяцы, когда цены на нефть уперлись в потолок около 75-78 долларов за баррель и не растут, несмотря на острейшую и тяжелейшую геополитическую ситуацию. Почему они не растут? Потому что их поддерживает фактор сланцевой нефтедобычи в США и то, что ФРС поднимает ставки. Все это влияет на цену нефти.

Что касается прогноза 100 долларов за баррель: геополитическая обстановка будет оставаться в обозримой перспективе непростой. Но, судя по предыдущему опыту, цены на нефть не будут подниматься вверх. Также будут действовать факторы, которые поддержали ее, - это рост нефтедобычи в США, потому что такая цена нефти комфортная и Штаты как наращивали, так и будут наращивать свою добычу. И продолжит повышать ставку ФРС.

Чтобы цены на нефть поднялись до 100 долларов за баррель, должно случиться что-то невероятное, и в ближайшее время такого не предвидится. Поэтому мой прогноз: 100 долларов за баррель не будет.

- Повлияет ли возможное резкое повышение мировых цен на нефть на курс рубля?

Нет, не повлияет. Прошедший апрель в этом смысле был показательным месяцем. У нас, несмотря на то что цена на нефть подросла, рубль ослабевал. Не очень хорошая макроэкономическая ситуация в России тоже понижательно действует на рубль. Несмотря на относительно высокие цены на нефть, мы видим, что рубль ослабевал.

- Может ли новый скачок нефтяных цен помочь ускорению экономического роста в России или, наоборот, сработать во вред российской экономике - в частности, в очередной раз отсрочить структурные реформы?

В краткосрочной перспективе он поможет, потому что экономика остается сырьевой, ничего структурно не перестроили. А это значит, что если цены на нефть вырастут, то они помогут экономике. Но это в краткосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе это может отсрочить проведение реформ, которые и так будут не самыми комплексными. А это значит, что в очередной раз экономика не перестроится.

- Будет ли рост нефтяных цен способствовать повышению привлекательности российского фондового рынка и экономики в целом для наших и зарубежных инвесторов? Или фактор санкций все равно перевесит?

Смотря какой будет острота геополитического противостояния. Например, в апреле и фондовый рынок, и рубль падали. Поэтому санкции санкциям рознь. Точно так же, как оказалось, когда санкции были введены в отношении отдельных компаний. Самый яркий показательный пример - это санкции в отношении «Русала», которые оказались чувствительнее, чем секторальные санкции, которые вводились во второй половине 2014 года.

Поэтому перспективы фондового рынка будут определяться остротой санкционного противостояния и степенью болезненности этих санкций для России.

- Будет ли способствовать рост цен на нефть повышению доходов населения?

В краткосрочной перспективе - да, это дополнительные доходы в бюджет. Денег сейчас не хватает для выполнения обязательств. Один резервный фонд уже израсходовали, остался Фонд национального благосостояния. Поэтому, если цены на нефть вырастут, что-то может перепасть бюджетникам и пенсионерам.