Трубопроводный транспорт - вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твёрдых продуктов по трубопроводам. Причины появления этого вида транспорта: НТР; потребность хозяйства в транспортировке массовых жидких и газообразных продуктов.
С помощью трубопроводного транспорта происходит более выгодное перемещение нефти, газа и др. без промежуточной перегрузки. Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт»: подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Особенность трубопроводного транспорта - непрерывность функционирования. Средний диаметр трубопровода - 1420 мм; давление 75 атм. Для повышения производительности трубопровода, иногда для осуществления перекачки возникает технологическая необходимость изменения физико-химических свойств грузов.
Специализация трубопроводного транспорта: перемещение жидких, газообразных и твердых (зерно, уголь) продуктов. Следовательно, протяжённость трубопроводов в зависимости от специализации разная - от нескольких км до нескольких тысяч км. Места назначения тоже разные: от места добычи (нефть) - к НПЗ; от места добычи (газ) - на химические заводы; от места добычи (уголь, мазут) - на электростанции; также пунктом назначения является бытовой потребитель.
Классификация трубопроводного транспорта:
1. Трубопроводы по значимости: магистральные, подводящие, промысловые, местные, для передачи документации.
2. Трубопроводы по виду перекачиваемого топлива: нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, пульпопроводы, газопроводы, водопроводы, канализационные.
Преимущества трубопроводного транспорта:
Возможность прокладки в условиях разного рельефа, через водные пространства, в условиях многолетней мерзлоты;
Неограниченность объёмов перекачки;
Полная сохранность качества и количества грузов благодаря герметизации труб и станций;
Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;
Автоматизация начально-конечных операций;
Самая низкая себестоимость и самая высокая производительность труда (это связано также с небольшим количеством работников для выполнения перекачки);
Меньшие капиталовложения;
Эффективность работы на любых расстояниях перевозки.
Недостатки : экологические проблемы; неуниверсальность.
Современными тенденциями развития трубопроводного транспорта являются:
Повышение пропускной способности трубопроводов за счёт увеличения диаметра или строительства вторых линий;
Увеличение мощности насосных станций;
Создание прочных тонкостенных труб;
Изменение технологии изготовления труб, способов спайки швов;
Расширение номенклатуры перевозимых жидких и твёрдых грузов.
Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. ХХ столетия. Сейчас это наиболее динамично развивающийся вид транспорта, оттеснивший в середине 80-х гг. по общему объёму грузооборота железнодорожный транспорт на второе место. Россия занимает второе место в мире после США по протяжённости трубопроводов. Отечественные трубопроводы выполняют наибольшие объёмы работы, поскольку используются трубы большого диаметра.
Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ. Продуктопроводы, предназначающиеся для транспортировки нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов, пока не получили в России большого распространения, хотя их развитие весьма перспективно.
Общая протяжённость отечественных магистральных трубопроводов составляет 233 тыс. км, в том числе газопроводов - 168 тыс. км, нефтепроводов - 49 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 16 тыс. км. Компания Транснефть владеет крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, по которой прокачивается более 90% российской нефти. Крупным оператором трубопроводного транспорта также является компания Газпром.
В России преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие из них начинаются в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье. Они пересекают всю европейскую часть страны, заканчиваются на территории сопредельных государств СНГ, а также в странах Восточной и Западной Европы.
По нефтепроводам нефть из районов добычи подаётся на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также поступает в крупнейшие нефтеэкспортные порты - Новороссийск, Туапсе, Вентспилс, Херсон и др.
Наиболее крупные магистральные нефтепроводы, транспортирующие российскую нефть: нефтепровод «Дружба» (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы с ответвлениями Унеча - Полоцк - Вентспилс и Мозырь - Ужгород). Сегодня эта система нефтепроводов подсоединена к Среднеобью, и по ней в значительной мере транспортируется западносибирская нефть;
Балтийская трубопроводная система (БТС)-1 - связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск;
БТС-2 - Унеча - Андреаполь - Усть-Луга;
Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;
Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;
Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегиревка - Одесса;
Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;
Нижневартовск - Самара;
Сургут - Полоцк;
Александровское - Анжеро-Судженск;
Красноярск - Ангарск;
Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу;
Нефтепровод «Восточная Сибирь» - Восточная Сибирь - Тихий океан;
Каспийский трубопроводный консорциум - месторождения Западного Казахстана - российское побережье Чёрного моря (около Новороссийска).
В проекте сооружение Мурманского нефтепровода, связывающего месторождения нефти Западной Сибири с глубоководным незамерзающим портом Мурманск, а также нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор.
Протяжённость магистральных нефтепродуктопроводов в 3 раза уступает нефтепроводам. Значительно меньше и их мощность.
Наиболее крупные нефтепродуктопроводы:
Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;
Уфа - Омск - Новосибирск;
Нижнекамск - Одесса.
Сегодня Россия обладает обширной сетью магистральных газопроводов большого диаметра (в основном 1220 и 1420 мм). Начало развития магистрального газопроводного транспорта России относится к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов - Москва протяженностью 840 км и диаметром 325 мм.
В 50-е гг. сооружаются более крупные газопроводы: Ставрополь - Москва; Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Ленинград; Средняя Азия - Урал и Средняя Азия - Центр.
С 70-х гг. большой размах получило строительство газопроводов из Республики Коми и особенно с западносибирского Севера: Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок; Надым - Пунга - Пермь; Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск. Строится целая система мощных газопроводов из Уренгоя и других месторождений Тюменского Севера в Центр и крупнейшая в мире система газопроводов протяженностью 4451 км: Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы.
Другой крупный газопровод, преимущественно экспортного значения, начинается в Оренбурге и, переходя через европейскую часть России и Украину, также заканчивается многочисленными разветвлениями в странах Восточной и Западной Европы. Довольно крупный газопровод передает попутный нефтяной газ из района Среднеобья в Новосибирск и Кузбасс. В 2011 г стал функционировать газопровод «Северный поток», передающий газ из РФ в Германию по дну Балтийского моря. Строится газопровод Бованенково - Ухта. Существуют проекты следующих газопроводов: «Южный поток», который свяжет РФ и Болгарию по дну Чёрного моря; «Алтай», который свяжет Западную Сибирь и запад Китая; Якутия - Хабаровск - Владивосток и Прикаспийский газопровод.
Таким образом, перспективы дальнейшего развития трубопроводного транспорта страны весьма благоприятны, поскольку предполагается строительство крупных трубопроводов-дублёров уже имеющихся широтных магистральных трубопроводов - для передачи нефти и газа Сибирского Севера в европейскую часть России, остальные страны СНГ, в Восточную и Западную Европу. Через территорию России пройдут транзитные трубопроводы из Казахстана и Средней Азии в европейские страны СНГ, страны Восточной и Западной Европы.
Нефтепроводы России - одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.
Трубопроводы подразделяются по своему назначению:
Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.
История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке. Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.
Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву. План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.
В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак - Самара и Усть-Балык - Альметьевск.
Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм. Благодаря некоторым из них (например, Сургут - Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.
Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:
Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.
В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% - на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» - единственная компания-оператор нефтепроводов в России. На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании - более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.
Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:
Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.
Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.
Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.
Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина трубы газопровода составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.
Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.
Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.
Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.
«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:
На данный момент существуют такие действующие газопроводы:
Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.
Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.
Самые крупные магистрали нефтепровода:
Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.
Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:
«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.
Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:
Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:
В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).
Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».
В последнем отчете инвестбанка Bank of America Merrill Lynch говорится, что нефть в обозримом будущем может подорожать до 100 долларов за баррель. Как это отразится на российской экономике и рубле?
В последнем отчете инвестиционного банка Bank of America Merrill Lynch говорится о том, что изменение баланса спроса и предложения может привести к заметному дефициту нефти на мировом рынке в ближайшие полтора года. В этих условиях BofAML прогнозирует нефть Brent по 90 долларов за баррель во II квартале 2019 года, а также видит риск ее удорожания до 100 долларов за баррель.
- Насколько реалистичен прогноз о том, что нефть снова будет стоить 100 долларов за баррель в ближайшее время? И если реалистичен - как долго может продержаться такая цена?
Я считаю, что это нереалистичный прогноз. То, что мы наблюдаем последние месяцы, когда цены на нефть уперлись в потолок около 75-78 долларов за баррель и не растут, несмотря на острейшую и тяжелейшую геополитическую ситуацию. Почему они не растут? Потому что их поддерживает фактор сланцевой нефтедобычи в США и то, что ФРС поднимает ставки. Все это влияет на цену нефти.
Что касается прогноза 100 долларов за баррель: геополитическая обстановка будет оставаться в обозримой перспективе непростой. Но, судя по предыдущему опыту, цены на нефть не будут подниматься вверх. Также будут действовать факторы, которые поддержали ее, - это рост нефтедобычи в США, потому что такая цена нефти комфортная и Штаты как наращивали, так и будут наращивать свою добычу. И продолжит повышать ставку ФРС.
Чтобы цены на нефть поднялись до 100 долларов за баррель, должно случиться что-то невероятное, и в ближайшее время такого не предвидится. Поэтому мой прогноз: 100 долларов за баррель не будет.
- Повлияет ли возможное резкое повышение мировых цен на нефть на курс рубля?
Нет, не повлияет. Прошедший апрель в этом смысле был показательным месяцем. У нас, несмотря на то что цена на нефть подросла, рубль ослабевал. Не очень хорошая макроэкономическая ситуация в России тоже понижательно действует на рубль. Несмотря на относительно высокие цены на нефть, мы видим, что рубль ослабевал.
- Может ли новый скачок нефтяных цен помочь ускорению экономического роста в России или, наоборот, сработать во вред российской экономике - в частности, в очередной раз отсрочить структурные реформы?
В краткосрочной перспективе он поможет, потому что экономика остается сырьевой, ничего структурно не перестроили. А это значит, что если цены на нефть вырастут, то они помогут экономике. Но это в краткосрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе это может отсрочить проведение реформ, которые и так будут не самыми комплексными. А это значит, что в очередной раз экономика не перестроится.
- Будет ли рост нефтяных цен способствовать повышению привлекательности российского фондового рынка и экономики в целом для наших и зарубежных инвесторов? Или фактор санкций все равно перевесит?
Смотря какой будет острота геополитического противостояния. Например, в апреле и фондовый рынок, и рубль падали. Поэтому санкции санкциям рознь. Точно так же, как оказалось, когда санкции были введены в отношении отдельных компаний. Самый яркий показательный пример - это санкции в отношении «Русала», которые оказались чувствительнее, чем секторальные санкции, которые вводились во второй половине 2014 года.
Поэтому перспективы фондового рынка будут определяться остротой санкционного противостояния и степенью болезненности этих санкций для России.
- Будет ли способствовать рост цен на нефть повышению доходов населения?
В краткосрочной перспективе - да, это дополнительные доходы в бюджет. Денег сейчас не хватает для выполнения обязательств. Один резервный фонд уже израсходовали, остался Фонд национального благосостояния. Поэтому, если цены на нефть вырастут, что-то может перепасть бюджетникам и пенсионерам.