Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:
Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :
Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.
Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:
Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.
А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три подфункции:
Подробнее о подфункциях
Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.
Вместе с тем стимулировать можно не только развитие определенных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.
Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.
Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не безграничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.
Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно дестимулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных пошлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, рекомендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.
Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов.
К числу основных функций налогов относятся:
Фискальная;
распределительная (социальная);
регулирующая;
контрольная;
поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить , устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
Оно осуществляется в двух основных направлениях:
Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово- воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской .
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению , стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной .
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.
По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования .
Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.
Налоговые льготы используются и для смягчения социального неравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.
Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино была установлена ставка в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видео показом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.
Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц де-лаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, рас-ширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений , поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении
воспроизводственном процессе . Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в орга-
Нельзя говорить о том, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер... потом государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни... . Характер своего действия система приобретает с момента ее законодательного утверждения, т. е. характер задается экономической (в том числе фискальной) политикой. Политика, как мы знаем, порой далеко отстоит от общественных потребностей . Функции любой экономической системы либо объективны, если они реализуют внутренний потенциал этой системы, либо искусственно насаждаются правящей в стране администрацией. Последнее уже есть искажение сущности любой объективной экономической категории или экономической системы в угоду политике. Акцент на фискальном предназначении налогообложения превращает эту систему из воспроизводственного фактора в механизм административного изъятия чистого дохода у предприятий и организаций. Таковыми и были взаимоотношения предприятий, граждан с государством вплоть до конца 90-х годов. Исходя из растущих, порою экономически необоснованных расходов устанавливались система нормативных отчислений от прибыли, изъятия свободного остатка прибыли, платы за фонды и нормируемые оборотные средства , налог с оборота, подоходный налог
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе . Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм . В налоговом регулировании возникла стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений).
Распределительная функция налогов выражается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются денежные средства , которые направляются затем на решение общегосударственных проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий сферы материального производства и доходов граждан, направляя их на развитие непроизводственной сферы.
Сущность распределительной функции налогов состоит в том, что налоги выступают в руках государства важнейшим инструментом распределения и перераспределения результатов воспроизводства как на микро-, так и на макроуровнях. В некоторых литературных источниках регулирующую и распределительную функции налогов объединяют в одну общую - экономическую функцию.
Распределительная функция налогов заключается в перераспределении налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.
Распределительная функция налога
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том. что с ее помощью налоговое бремя период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход домашнего хозяйства - часть совокупного дохода , которая осталась в распоряжении домашнего хозяйства после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распреде-ния относятся все участники домашнего хозяйства.
В рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов соответствует его экономическим интересам . Однако нужно иметь в виду, что налоги и сборы, выплачиваемые физическими лицами , являются одной из доходных статей централизованных денежных фондов , средства которых в условиях развитой рыночной экономики направляются в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.
Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов . Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
Налог с доходов физических лиц безусловно должен реализовывать свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. Поданным Госкомстата России, в 2000 г. почти половина денежных доходов НЕ селения концентрировалась у группы населения с наиболее высокими доходами. Резкое снижение ставки подоходного налога для этой группы населения еще более усиливает расслоение населения по уровню обеспеченности.
Через распределительную Функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета . Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются
Цена выполняет распределительную функцию. В этом случае цена выступает инструментом распределения и перераспределения денежных средств между регионами, отраслями экономики, ее секторами, предприятиями различных форм собственности , фондами накопления и потребления, различными социальными слоями населения. Эта функция цены реализуется через акцизы на некоторые товары, налог на добавленную стоимость , пошлины, налог с продаж и другие налоговые сборы, которые поступают в бюджет.
Непосредственно с распределительной функцией связана регулирующая функция налогов, используемых федеральным центром для достижения на каждом этапе определенных целей , например развития приоритетных отраслей экономики, ускоренного решения определенных социально-экономических проблем. Данная функция налогов
Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют следующие функции регулирующую , стимулирующую, распределительную, фискальную.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ) ФУНКЦИЯ налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.
Распределительная функция - главная функция налогов , заключающаяся в перераспределении доходов государства, воздействии на те или иные отрасли экономики, социальной защите отдельных групп населения (инвалидов, малоимущих, и т. п.). Долгое время эта функция носила лишь фискальный (касающийся интересов государства) характер - наполнив казну, расходовать средства на содержание армии, государственного аппарата, впоследствии - и социальной сферы . Вмешательство государства в экономику придало этой функции налогов и регулирующий характер. Изменяя налоговые ставки и условия налогообложения, органы власти воз-действующ на деловую активность в различных сферах экономики, на перемещение капиталов из одних отраслей в другие.
Налоги и сборы являются одновременно экономической и правовой категорией. Сущность налогов как экономической категории проявляется через их функции. Налоги выполняют следующие функции фискальную , распределительную, стимулирующую, контрольную, воспроизводственную, социальную и др.
Из оценок функций компенсированного спроса было получено, что часть ценовых эластичностей компенсированного спроса становится незначимой с ростом доходов потребителей (эффект насыщения). В такой интерпретации фрукты относятся к категории менее
Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках.
Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.
Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс.
Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах.
1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus - государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.
2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.
3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.
Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций:
1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции.
2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.
3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную - с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период.
Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Естественно, у налога, пошлины, сбора существует ряд общих черт.
К ним относятся:
1. Обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и фонды.
2. Четкое поступление их в бюджеты и фонды, за которыми они закреплены.
3. Изъятие их на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления.
4. Принудительный характер изъятия.
5. Осуществление контроля едиными органами Государственной налоговой службы.
6. Безэквивалентный характер платежей.
Однако, несмотря на схожесть этих механизмов, они имеют четкие различия.
Пошлина и сбор отличаются от налогов:
А. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше.
Б. По цели. Цель налогов - удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов - удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений.
В. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; пошлина, сбор выплачиваются в связи с услугой, предоставляемой плательщику государственным учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.
Г. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина, сбор характеризуются определенной добровольностью действий его и не регулируются иногда отношениями императивного характера.
Д. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто носят разовый характер и их уплата осуществляется без определенной системы; налоги характеризуются определенной периодичностью.
Отличия по периодичности включают два подхода:
Периодичность уплаты (сборы, пошлина - одноразовая уплата, налоги - определенная периодическая уплата);
Периодичность действий (сборы, пошлина прямо зависят от количества действий, порождающих обязательство по уплате, налоги - четко не увязываются с периодичностью действий, например, периодичность уплаты налога с владельцев транспортных средств не связывается с характером использования транспортного средства).
Е. Отношения возмездности характерны для пошлин, сборов (в отличие от налогов).
Законодательного разграничения пошлины и сбора в Украине нет. Раньше основным критерием было поступление средств: если в бюджет - пошлина, если в пользу организации - сбор. В современных условиях акценты несколько сместились:
сбор - платеж за обладание особым правом;
пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий.
Каждый день люди сталкиваются с массой вопросов, на которые хотят либо найти ответы, либо узнать информацию от других. Естественно, часть из них озвучивается, а в вторая часть только подразумевается. Но немалое количество жителей планеты Земля хотят узнать, как , чтобы получить на них нужные, положительные или развернутые ответы.
На самом деле психологи давным-давно сделали определенное разделение всех существующих вопросов исходя из того, как человек на них отреагирует. Зная те или иные психологические уловки и хитрости манипулирования можно задать вопрос, ответ на который будет заранее вам подходящим. Как вариант, это может быть полноценный ответ на ваш запрос, дающий получение информации, которая вам необходима.
Будем отталкиваться от информации, что существует два основных варианта вопросов, которые могут задаваться людям:
Естественно, из контекста можно определить, когда и какие вопросы задавать. Однако чаще всего этим интересуются или психологи, или люди, работающие в сфере продаж, пытающиеся найти общий язык с неразговорчивым клиентом.
Здесь все зависит от того, какие ответы надо получить. Есть люди, которые специально выстраивают предложение таким образом, чтобы получить четкий положительный или отрицательный ответ. Отдельно стоит разобрать те элементы, которые используются в вопросе-просьбе. Здесь необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы человек ответил положительно, но опираясь на существующий запрос.
Итак, рассмотрим основные методы, благодаря которым можно получить желаемый ответ:
Необходимо помнить о том, что спланированные вопросы, а также варианты ответов на них, помогут не только поддержать беседу, но еще и узнать ту информацию, которая была целью самой беседы. Итак, что же необходимо иметь в виду?
Ориентируюсь на вышеуказанные правила и методики можно без проблем получить необходимые ответы, которые человек будет давать осознанно и без каких-либо затруднений. Естественно, если предстоит достаточно серьезный разговор или собеседование, желательно потренироваться в создании правильных вопросов и провести диалог-тренинг. Так можно отрепетировать полученные навыки и уже без опаски общаться с человеком, от которого необходимо получить информацию.