Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения. Миграционные процессы. Трудовые ресурсы и проблема занятости

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения. Миграционные процессы. Трудовые ресурсы и проблема занятости

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Население

ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ʼʼЭКОНОМИКА ТРУДАʼʼ

ГОУ ВПО ʼʼРЭУ им. Г. В. Плехановаʼʼ

Составители: д-р экон. наук Е. В. Ш у б е н к о в а

канд. экон. наук Е. Е. М и р г о р о д

Задания для практических работ по дисциплинœе ʼʼЭкономика трудаʼʼ / сост.: Е. В. Шубенкова, Е. Е. Миргород. – М. : ГОУ ВПО ʼʼРЭУ им. Г. В. Плехановаʼʼ, 2010. – 40 с.

Представлены задания, связанные с выполнением экономических расчетов, имеющих отношение к формированию и использованию трудового потенциала.

Важно заметить, что для студентов экономических направлений и специальностей.

© ГОУ ВПО ʼʼРЭУ им. Г. В. Плехановаʼʼ, 2010

1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.. 4

2. МЕТОДЫ ИСЧИСЛЕНИЯ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 16

3. КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД 26

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

При определœении интенсивности и результатов естественного и механического движения населœения рассчитываются следующие показатели: общий коэффициент рождаемости (К р), общий коэффициент смертности (К см), коэффициент естественного прироста (К пр.ест), коэффициент интенсивности миграции по прибытию (К прб), коэффициент интенсивности миграции по выбытию (К вб), коэффициент общей (валовой) миграции (К в.м), сальдо миграции (механического движения населœения) (МС).

Упомянутые показатели рассчитываются по следующим формулам:

где Р – число родившихся за год на определœенной территории; – средняя численность населœения соответствующей территории (полусумма численности на начало и конец года);

К р = К сп ∙ d , (1а)

где К сп – специальный коэффициент рождаемости; d – доля женщин фертильного возраста (15–49 лет) в общей численности населœения;

где Н ж.ф – численность женского населœения фертильного возраста;

где У– число умерших за год на определœенной территории;

К пр.ест = К р – К см, (3а)

(3б)

(4)

где Ч прб – численность прибывших за год на данную территорию;

(5)

где Ч вб – численность выбывших за год с данной территории;

,(6)

МС = Ч прб – Ч вб, (7)

О = Е + МС, (8)

где О – общий прирост населœения территории за год (разница между численностью населœения на конец года и численностью населœения на начало года); Е – естественный прирост населœения за год (разница между числом родившихся и числом умерших).

Результаты расчетов по формулам (7) и (8) со знаком ʼʼ+ʼʼ свидетельствуют о положительном сальдо миграции, а со знаком ʼʼ–ʼʼ – об отрицательном.

В составе трудовых ресурсов определœенной территории выделяются основная и дополнительная части.

Основная часть трудовых ресурсов представлена трудоспособным населœением рабочего возраста. Границы рабочего возраста мужского населœения – 16–59 лет, а женского населœения – 16–54 года. Не включаются в состав трудовых ресурсов следующие категории лиц, находящихся в рабочем возрасте: а) неработающие инвалиды 1-й и 2-й групп; б) неработающие граждане, получающие пенсию по старости на льготных условиях.

Дополнительная часть трудовых ресурсов представлена фактически работающими лицами, находящимися за пределами рабочего возраста (работающие подростки до 16 лет и работающие пенсионеры).

Трудовые ресурсы предприятия характеризуются численностью работников, включая работников списочного состава; внешних совместителœей; работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера и др.

Списочная численность характеризует число сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент; определяется на дату и в среднем за период.

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и делœения полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день.

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за всœе месяцы с начала года по отчетный месяц включительно и делœения полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, т. е. соответственно на 2, 3, 4 и т. д.

Движение кадров на предприятии характеризуется следующими показателями:

Общий коэффициент оборотакадров (К о):

, (9)

где Ч п – число принятых; Ч у – число уволенных работников; Ч с – среднесписочная численность работников;

Частные коэффициенты оборота кадров: К о.п – по приему и К о.у – по выбытию:

Коэффициент сменяемости кадров равен меньшему из К о.п и К о.у;

Коэффициент текучести кадров (К т):

, (12)

где Ч у.с.ж – количество рабочих, уволившихся по собственному желанию; Ч у.п.н – количество рабочих, уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины.

Экономически активное населœение (ЭАН) - ϶ᴛᴏ часть населœения страны или отдельного ее региона в возрасте от 15 до 72 лет, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг на рынке труда.

ЭАН включает занятых и безработных. К занятым в экономике относятся лица, имеющие работу или занятие, приносящие им вознаграждение или доход. К безработным относятся лица, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Безработным, зарегистрированным в государственной службе занятости, выплачивается пособие по безработице. По порядку начисления пособия безработные делятся на две группы:

1. Безработные, которые имеют право на поддержание уровня жизни.

В первом (12-месячном) периоде производятся следующие выплаты: в первые три месяца – в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца – в размере 60%; в дальнейшем – в размере 45%, но во всœех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента. Во втором (12-месячном) периоде – выплаты в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

2. Другие. Этой категории безработных пособие начисляется в первом (6-месячном) периоде в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента; во втором (6-месячном) периоде – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

В 2009 и 2010 гᴦ. минимальная величина пособия по безработице в РФ составляла 850 рублей, максимальная величина пособия по безработице – 4900 рублей.

К экономически неактивному населœению (ЭНАН) относятся неработающие лица в возрасте от 15 до 72 лет. Основные категории ЭНАН: учащиеся дневных форм обучения (школьники, учащиеся ПТУ, студенты, аспиранты), пенсионеры, инвалиды, лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за больными, престарелыми и инвалидами.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ" 2017, 2018.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

в г. Нижний Новгород Нижегородской области

Факультет менеджмента

Кафедра менеджмента

Дисциплина: Управление персоналом

Контрольная работа на тему:

«Трудовые ресурсы и занятость населения»

Нижний Новгород - 2013 г

Введение

Глава 1. Трудовые ресурсы и их численность

Глава 2. Проблема занятости населения

Заключение

Список литературы

Введение

Экономический кризис, который переживает Россия, с особой отчетливостью проявляется на рынке труда. Одним из таких проявлений является несоответствие запросов, формирующихся на рынке труда, и структурой трудовых ресурсов, сформированных на длительный период экономического развития. Это является одним из важнейших факторов, определяющих уровень запросов. Поэтому особо актуальна становится проблема рационализации структуры трудовых ресурсов в направлении, которое отвечало бы реальному соотношению спроса и предложения труда на его рынке. Человеческий фактор производства, трудовой (кадровый) потенциал имеют в современных условиях развития рыночных отношений ключевое значение для функционирования всех предприятий и регионов, для подъема российской экономики и ее вхождения в мировое хозяйство. За годы рыночных реформ в отечественной экономике накоплен определенный опыт рационального использования трудовых ресурсов на различных уровнях управления: федеральном, региональном и внутрифирменном.

Очевидно, что эффективное использование трудовой силы (трудовых ресурсов) является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности страны. Для отдельного предприятия это означает: чтобы противостоять конкуренции, оно должно производить продукцию с наименьшими затратами и высоким качеством. Вывод же для сферы персонала гласит: трудовой потенциал (в частности, численность и качество персонала) должен обеспечивать достижение целей предприятия.

Глава 1.Трудовые ресурсы и их численность

Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население. Это лица, преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе. В нашей стране это мужчины от 16 до 59, женщины от 16 до 54 лет за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии льготные или по старости.

Второй составляющей трудовых ресурсов является население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве.

Трудовые ресурсы России в настоящее время составляют 84 млн. человек, т.е. около 60% общей численности населения.

С точки зрения международной статистики все трудоспособное население состоит из экономически активного и неактивного населения. Под экономически активным при этом понимается население:

·занятое общественно-полезной деятельностью, приносящей ему доход;

·лица, активно ищущие работу.

Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли. Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%.

Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика. В настоящее время трудовые ресурсы России 84 млн. чел., или около 60% общей численности населения. Тенденция превышения смертности над рождаемостью продолжает иметь место. Ожидается, что к 2013 году доля молодежи упадет почти на 11,5%. Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

·общей численностью трудоспособного населения;

·количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда

Качественный состав характеризуется с точки зрения трудоспособности. Различают общую и профессиональную трудоспособность. определяется следующими показателями:

·состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

Баланс трудовых ресурсов - это система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население. Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение.

Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.

Возрастная структура населения России следующая: моложе трудоспособного возраста насчитывается 34,5 млн. чел., в трудоспособном возрасте - 83,8 млн. чел., старше трудоспособного возраста - 29,7 млн. чел. Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занята в производстве, и следовательно, относится к трудовым ресурсам. В последние годы численность трудовых ресурсов России имеет тенденцию к сокращению.

Подобный процесс отрицательно влияет на социально- экономическое развитие страны. Снижается численность учащихся, возрастает численность трудоспособного населения, не занятого в народном хозяйстве. Сокращение численности занятого населения и неуклонный рост незанятого населения углубляют понимание причин всестороннего кризиса, охватившего Россию.

Глава 2. Проблема занятости населения

С точки зрения действующего закона, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом.

Вопросы занятости неразрывно связаны с безработицей, поэтому проблема занятости решается как проблема безработицы. В рыночном хозяйстве должны обязательно существовать оптимальный резерв работников и поддерживаться естественная норма превышения предложения рабочей силы над спросом, т.е. естественная норма безработицы. Рыночному хозяйству противопоказаны как полная занятость, так и чрезмерная безработица.

Безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы3.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и так далее.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируются массовые увольнения, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наиболее не защищенные слои населения.

Безработица приводит к различным потерям и утратам в жизни человека: потеря социального статуса, нарушение установленного порядка жизни, нарушение межличностных отношений с сослуживцами, отсутствие перспектив на будущее. Эмоциональная реакция на потерю работы сравнима с реакцией на потерю близкого человека. Переживание состояния безработицы протекает в 4 этапа:

Отрицание. Человек не может поверить в происшедшее. Возможны случаи, когда человек скрывает произошедшее, создавая для близких впечатление, что он еще работает.

Сопротивление. На этом этапе человек чувствует себя еще хуже. Это проявляется в частых жалобах на обстоятельства, сожалении о происшедшем, в сомнениях о возможности преодоления неудачного периода; возможны нарушения психического и физического состояния здоровья. Часты проявления агрессивности и возникновение чувства вины. Для облегчения протекания этого периода необходимо, чтобы безработный разобрался в своих переживаниях и чувствах и провел переоценку данной ситуации.

Поиск способов решения проблемы. Когда человек освобождается от отрицательных мыслей и эмоций, он переходит на следующий этап. Появляется интерес к будущему, появляется вера в возможность положительного решения создавшейся ситуации, улучшения общего положения, факт, который проявляется, в частности, в восстановлении образа жизни. Данный этап характеризуется неуверенностью, хаотичностью и отсутствием определенной цели. Но это позволяет установить возможности для накопления новых знаний и получения новых умений.

Переход к нормальной деятельности. Этот этап начинается, когда имеет место включение в новый вид деятельности, который представляет собой методический поиск места работы.

Длительность каждого этапа различна для каждого человека. Некоторые могут перескакивать или сравнительно легко и быстро переживать эти этапы, другие переносят их очень болезненно. Эти различия зависят от личного опыта человека в преодолении подобных проблем и от типа личности

Различают следующие виды безработицы:

Структурная безработица по существу является углубленной фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, так как рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у фрикционных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная более долговременная и поэтому считается более серьезной проблемой.

Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполна информация о вакантных рабочих местах. Уровень безработицы был бы ниже при налаженной работе системы информации. В этом же направлении действует завышенное пособие по безработице или заниженные налоги на доходы. В этом случае возрастает продолжительность безработицы, так как гасятся стимулы для энергичных поисков работы.

Циклическую безработицу вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спады, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых «бомжей» не привели к переориентации этой категории населения.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, а другие - наоборот, уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объема производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.

Скрытая безработица характерна для национальной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполную рабочую неделю или день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Для реализации активной государственной политики занятости населения, начиная с 1994 года принимаются соответствующие программы занятости населения. Эти программы предусматривают конкретные мероприятия по содействию трудоустройству незанятого населения, удовлетворению потребностей граждан в работе, предотвращении массовой безработицы и социальной защиты безработных от ее последствий. Укрепление рынка труда требует принятия как экономических, так и организационных мер. Такими мерами со стороны государства являются:

гибкая налоговая политика и льготное кредитование в восстановлении старых рабочих мест и создание новых рабочих мест;

экономическая и материальная поддержка малых и совместных предприятий, в первую очередь, которые используют трудовые ресурсы из числа безработных, социально уязвимых слоев, таких как: молодежь, мамы с малолетними детьми, инвалиды, лица предпенсионного возраста и другие.

За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в РФ до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. РФ же нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу. Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде. Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности государственных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.

К сожалению, всем помочь не удается, и здесь причина в том тяжелом положении, в котором находится экономика страны. Так же не удается помочь и тем, кто ждет от социального работника готового решения без каких-либо усилий со своей стороны. К сожалению, такие случаи не единичны и встречаются довольно часто.

трудовой ресурс демографический безработица

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что особенно остро проблема трудовых ресурсов и безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

Для достижения более полной и эффективной занятости населения как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо четкое разграничение функций между ними. Основными направлениями деятельности служб занятости населения являются: подбор подходящей работы с помощью компьютерных банков вакансий, интенсивный поиск вариантов занятости в первые 10 дней с момента обращения в службу занятости до признания обратившегося безработным, использование групповых форм работы с гражданами, совершенствование информационного обслуживания населения. Наряду с вышеперечисленным службы занятости осуществляют работу по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей; организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан; осуществляют специальные мероприятия, способствующие обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, такие как разработка региональных программ содействия занятости инвалидов, молодежи и женщин, организация общественных работ, работы по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г., в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

Будем надеяться, что данный нормативный акт будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.

Список литературы

Авраамова, Е.М. Правовое регулирование на российском рынке труда // Вопросы экономики. - 2011. - № 4. - с. 37-41.

Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости: учебное пособие для вузов / М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 190 с.

Аксаков Н.,Кураков Л.П. Основные понятия рыночной экономики. - Чебоксары: Чув. университет, 2008.

Бреев, Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. - 2010. - №7-8. - с. 305-325

Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Международные отношения, 2010. - 184с.

Рофе, А. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А. Рофе, Б. Зобченко, В. Ильин. - М. : Наука, 2009. - 85 с.

Мировая экономика/Под ред. В. К. Ломакина. - М.: Издательство АНКИЛ, 2008. - 257с.

Население мира: демографический справочник/Сост. В. А. Борисов. - М.: Мысль, 2011. - 477с.

1. Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.

Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

2. Баланс трудовых ресурсов - это система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население.

Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение.

Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства.

3. Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%.

Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

  • Во - первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объём благ, который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
  • Во - вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения вы бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
  • В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.
  • В - четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы.
  • В - пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. Безработица - явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 млн. чел.

Опыт развитых стран показывает, что рынок труда - одно из важнейших условий рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать страны, создает конкурентную борьбу за рабочее место, способствует росту квалификации кадров и снижению их текучести. Вместе с тем рынок труда повышает мобильность рабочей силы и помогает распространению разнообразных форм занятости (в том числе и на неполный рабочий день).

Сегодня рынок труда фактически есть уже в странах Восточной Европы, и в Китае (где существует огромная избыточная сила в деревне), и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

Среди различных категорий населения мира особенно страдают от безработицы женщины. К сожалению, в мире еще сохранились страны, где женщины вообще не имеют политических, социальных и экономических прав. В некоторых из них эти права ограничены либо только формальны. Старые традиции и сегодня проявляются в таких дискриминационных мерах, как неравная плата за равный труд с мужчинами, ограничения при приеме женщин на работу и т. д.

Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли.

Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%.

4. Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что механизм рыночного регулирования неспособен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда.

В первую очередь это относится к безработице. Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания, как со стороны государства, так и со сторону профсоюзов.

Практика регулирование занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьирует от страны к стране в зависимости от особенностей социально - политического и экономического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются:

  • регламентация рабочего времени;
  • регламентация набора рабочей силы;
  • борьба с безработицей;
  • гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни;
  • защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;
  • защита детей, подростков и женщин;
  • регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения;
  • организация профессионально-технического обучения.

В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Основными органами МОТ являются: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).

Трудовые ресурсы - совокупность способных к труду людей, составляют основной элемент производительных сил общества, характеризуются потенциальной массой живого труда, что в данный период в наличии у государства, определяют современное состояние и перспективное развитие экономики государства. Различают социальную и экономическую сущность трудовых ресурсов.

Социальную сущность трудовых ресурсов составляют люди, занятые в конкретных производственных условиях. Экономическая сущность определяется рабочим временем, необходимым для общественно полезного труда.

Для оценки состояния трудовых ресурсов данного региона используют количественные и качественные показатели демографического, экономического и социального содержания. Демографические показатели характеризуют состояние трудовых ресурсов в зависимости от воспроизводства населения, учитывают такие характеристики как пол, возраст, расселения, шлюбнисть, миграция и др.

Экономические показатели отражают зависимость состояния трудовых ресурсов от развития производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, состояние конкурентоспособной продукции и т.д. и отражают общее количество населения, занятого во всех сферах экономической деятельности, формирование, распределение и использование трудоспособного населения в различных отраслях производственной деятельности, на предприятиях различных форм собственности.

Социальные показатели характеризуют трудовые ресурсы с позиций влияния на их формирование социального состояния общества, по уровню образования, профессиональной подготовки, текучести, связанной с обеспечением социальных нужд.

Указанные показатели используют для оценки состояния трудовых ресурсов, а также количества безработных - нового слоя населения, который появился в обществе в результате внедрения рыночных отношений.

Состояние трудовых ресурсов определяют показателям "количество занятого населения" - количество людей в трудоспособном возрасте, а также коэффициент занятости (в%). Трудоспособный возраст мужчин составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), для женщин - 39 (от 16 до 55 включительно). Кроме того, учитывается количество трудоспособных людей (трудоспособного населения) за пределами трудоспособного возраста - количество лиц мужского и женского пола пенсионного возраста.

К населения, занятого во всех сферах экономической деятельности, отнесены лица трудоспособного возраста и старше и подростки, которые в течение года были постоянно заняты экономической деятельностью: работали по найму на условиях полного (неполного) рабочего дня (недели), работодатели, самостоятельно обеспечивали себя работой, включая предпринимателей, бесплатно работающих членов их семей, служителей религиозных культов и других.

В количестве занятого населения не учитываются: ученики трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства, военные срочной службы и женщины, находящиеся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком до достижения им возраста согласно действующему законодательству, а также иностранные граждане.

К населения, занятого в отраслях экономики, относят рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций; рабочих и служащих в трудоспособном возрасте и членов их семей занятых в личном подсобном сельском хозяйстве; лица, занятые в совместных, частных предприятиях, международных организациях, фермерских хозяйствах.

При изучении структуры трудовых ресурсов по возрасту выделяют следующие основные группы:

молодежь (от 16 до 25 лет);

Лица в возрасте от 25 до 40 лет;

Лица предпенсионного возраста (мужчины 55-59 лет, женщины 50-54 года);

Лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

Изучая возрастную структуру трудовых ресурсов выделяют общие закономерности в их использовании такого содержания:

Люди, занятые обучением, получают профессиональную подготовку, принимают участие в военной службе, включаются в общественное производство после 25 лет. Поэтому самая высокая трудовая активность населения наблюдается у людей в возрасте 25-40 лет.

У людей старше 50 лет трудовая активность, как правило, уменьшается. Однако эта категория людей может активно использоваться в общественном производстве и представляет собой значительный резерв в общих объемах трудовых ресурсов региона.

Особую группу составляют пенсионеры, которые продолжают работать в народном хозяйстве. Эти люди могут рационально использоваться в отраслях социально-бытовой инфраструктуры.

Изучая структуру трудовых ресурсов по сфере деятельности, обращают внимание на соотношение между мужчинами и женщинами, которые заняты в общественном производстве. Использование мужчин и женщин может быть различным в зависимости от характера производства, размещения предприятий и других факторов. Особое внимание уделяется занятости людей на физически тяжелых и вредных для здоровья работах.

Объективной характеристикой трудовых ресурсов, показателем интеллектуального потенциала общества служит уровень профессионального образования. Структура трудовых ресурсов в этом направлении напрямую зависит от влияния территориальных и отраслевых факторов.

Численность трудового населения каждого региона постоянно меняется. С одной стороны происходит увеличение численности трудовых ресурсов за счет вступления молодых людей в трудоспособный возраст, привлечения к труду незанятых людей, проживающих на данной территории, а также людей, которые переселились из других регионов. Одновременно возможном сокращении трудового населения за счет той части населения, становится неработоспособной, людей, выходящих на пенсию.

Для характеристики тенденций в изменении состояния трудовых ресурсов на территории отдельных регионов Украины в табл. 2.5 приведено количество занятого населения за период с 1995 по 2002

Таблица 2.5.

Количество занятого населения по регионам (млн. Чел.)

Приведенные данные свидетельствуют, что в целом по Украине количество занятого населения уменьшается. Увеличение количества занятого населения отмечено только в г.. Киеве (на 8,4%) и практически не изменяется в Крыму. На территории других регионов наблюдается уменьшение количества занятого населения с разной интенсивностью в зависимости от местных особенностей внедрения новых рыночных отношений. На территории Степного региона уменьшение составило 6,9% при практической стабильности занятого населения в Одесской и Николаевской областях, на территории Донбасского региона количество занятого населения уменьшилось на 16,3%, особенно в Луганской области - в 2 раза и Донецкой - на 18%.

На формирование количественного состава трудового населения региона отрицательно влияют такие факторы, как уменьшение естественного прироста населения, ухудшение демографической ситуации в сельской местности, снижение рождаемости, рост смертности, миграция населения из сел в города в результате влияния урбанизации, трудности, возникшие в обществе в результате формирование новых экономических отношений, создания рыночной среды. Изменился современное состояние использования трудовых ресурсов. На использование трудовых ресурсов постоянно воздействуют процессы приватизации государственных предприятий, создание новых условий для развития предприятий различных форм собственности и видов деятельности. В процессе изменений, произошедших в общественных отношениях, произошел перераспределение трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, перераспределение между отраслями народного хозяйства и предприятиями различных форм хозяйствования. Меняется профессиональный уровень работников под влиянием требований новых более совершенных технологических процессов, повышается эффективность использования квалифицированного труда. Формируется рынок труда - важный элемент рыночной среды.

Наряду с положительным влиянием рыночных преобразований и процесса приватизации в обществе проявились негативные стороны. В результате приватизации предприятий, разрыва старых хозяйственных связей между предприятиями, остановилась большое количество предприятий, освободилась значительное количество работающих, появилась армия безработных. Люди оказались на рынке труда не подготовлены к новым условиям существования, вынуждены менять профессию, искать новых мест работы, обеспечивать свою жизнь и жизнь своих семей. Все эти процессы негативно повлияли на жизненный уровень людей. Рыночная среда меняет социальное представление о занятости, вместо существовавших ранее требований к полной занятости, внедряется представление о занятости населения, в соответствии с развитием производства, потребностей общества.

Безработными, согласно Закону Украины "О занятости населения", признаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не имеют заработка или других непредвиденных территории РБ, из-за отсутствия надлежащей работы, зарегистрированные в государственной службе занятости, действительно ищут работу и способны приступить к труду.

Для оценки состояния незанятости населения используют следующие показатели:

Ожидаемое количество безработных;

Количество незанятых граждан, которые обратились по вопросам трудоустройства в отчетном периоде, чел., В том числе: высвобожденных из отраслей народного хозяйства, уволенных по причинам текучести кадров, выпускники учебных заведений, ранее занятых в домашнем хозяйстве, других категорий незанятого трудоспособного населения;

Количество незанятого населения, которую предполагается занять, в том числе трудоустроить в отраслях хозяйства, направить на обучение и повышение квалификации, направить на общественные работы;

Количество незанятого населения, для трудоустройства которого необходимо создать новые рабочие места;

Расходы на реализацию мероприятий по содействию занятости и социальной защите от безработицы, в том числе для: создания новых рабочих мест, переподготовки высвобождаемых работников, оплата труда граждан, направляемых на общественные работы, выплаты пособия по безработице.

Тенденция в изменении количества безработного населения по методологии Международной организации труда (МОТ) по регионам, а также уровень безработицы, приведены в табл. 2.6, свидетельствует о наличии некоторых положительных сдвигов, уменьшение количества безработных.

Приведены в табл. 2.6 данные свидетельствуют о наличии значительного количества людей в Украине (2,3-2,7 млн.), Которые не имеют работы. По отдельным регионам количество безработных за три года практически не изменилась. По методологии Международной организации труда (МОТ) уровень безработицы в Украине составляет 10-12%, однако реальная безработица с учетом скрытого (вынужденные отпуска без сохранения заработной платы по инициативе администрации или труд в течение неполного рабочего дня (недели) и т.д.) равна 26-32 процентам официально занятой в экономике рабочей силы.

Сложное положение сложилось с трудоустройством шахтеров, жителей малых городов с моноотраслевой промышленностью, высвобожденных работников в сельском хозяйстве.

Таблица 2.6.

Количество безработного населения (в возрасте 15-70рокив) по методологии МОТ по регионам

тыс. человек

Коэффициент безработицы,

тыс. человек

Коэффициент безработицы,

тыс. человек

Коэффициент безработицы,

Полесский

Подольский

Карпатский

Донбасский

Всего по Украине

Проблема безработицы все больше набирает четко выраженного регионального характер, усиливает в обществе социальное напряжение. О состоянии безработицы в отдельных областях (в 2002г.) Свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2.7.

Таблица 2.7

Количество безработного населения по методологии МОЛ в 2002г. (в возрасте 15-70 лет)

Наибольшее количество безработного населения сконцентрировано на территории Степного региона (521,2 тыс. Человек), особенно в Днепропетровской (146,9 тыс. Человек), Одесской (92 тыс. Человек), Запорожской (86,3 тыс. Человек) областей и Донбасского региона (510,9 тыс. человек), в том числе в Донецкой (218,3 тыс. человек), Харьковской (155,6 тыс. человек) и Луганской (137 тыс. человек) областях. Однако, используя показатель коэффициент безработицы можно сделать вывод относительно высокого уровня безработицы также в других областях. При общем уровне безработицы на территории Украины в 2002г. В 10,1% наибольшее значение указанного коэффициента отмечено в Карпатском регионе (13,3%), в том числе в Черновицкой (16%), Львовской (12,8%), Ивано Франковский (12,5%) областях, в Полесском регионе (12,1%), особенно в Сумской (13,7%), Ровенской (13,3%), Житомирской (13,3%) областях.

В условиях, когда безработица стала важной социальной проблемой, должно осуществляться государственное влияние, государственное регулирование сложных общественных процессов, чтобы обеспечить защиту людей от стихии рынка, не допустить разрушения интеллектуального достояния, сохранить научно-технический потенциал, науку, культуру, искусство.

Мировой опыт свидетельствует о наличии активного и пассивного воздействия на уровень занятости населения.

Активные меры включают стимулирование производства во всех отраслях экономики, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, формирование рынка труда, позволяет создать новые рабочие места и привлечь в это производство свободную рабочую силу.

К пассивным мероприятиям относятся денежная помощь безработным, повышение минимального размера заработной платы, улучшение социальных условий для населения.

В создании рынка труда, снижении социальной напряженности в период формирования новых экономических отношений важную положительную роль должны играть работники органов регионального управления и местного самоуправления, руководители предприятий, а также профсоюзы, представляющие интересы людей.

В государстве создана система социальной защиты населения. Создана государственная служба трудоустройства, которая выполняет несколько

функций: осуществляет регистрацию граждан, ищущих работу, распределяет рабочие места, обеспечивает консультацией безработных, выплачивает пособие по безработице и организует переподготовку работников.

В областных центрах занятости направляют свою деятельность на выполнение следующих задач:

Трудоустройство;

Организация профессионального обучения;

Переподготовка;

Осуществление контроля за выполнением предприятиями и организациями законодательства о занятости.

В каждой области разрабатывают программы занятости населения, основанные на прогнозных расчетах рынка труда, способствуют повышению уровня занятости. В программах предусматривают меры, направленные на:

Стабилизацию сферы приложения труда, уменьшение скрытой безработицы;

Создание дополнительных рабочих мест;

Самозанятость и предпринимательскую деятельность, трудоустройство населения, проживающего в сельской местности, а также женщин, инвалидов, молодежи,

Осуществление профориентационной работы, переподготовку специалистов, повышение квалификации работающих.

Для активной поддержки рынка труда, обучение кадров для работы в различных сферах трудовой деятельности, для содействия трудоустройству населения выделяются необходимые средства из государственного бюджета.

Положительный опыт организации трудоустройства накоплен, например, в г.. Ровно. Местные власти рассматривают центр занятости как основную структуру, которая должна координировать действия власти, учреждений, осуществляющих подготовку кадров. Значительное внимание уделено трудоустройству молодежи. Здесь настраивают молодых людей на полезный труд, на выбор такой профессии, которая пользуется спросом на рынке труда, одновременно искореняя у молодых людей потребительское отношение к жизни. Человек, который оказался без работы, может получить консультации по имеющимся вакансиям, может выяснить, в каких профессиях есть потребность на рынке труда. Центром занятости распространяется много полезной информации для безработных.

Для эффективного решения проблем занятости и безработицы на рынке труда необходимо:

При формировании общегосударственных, отраслевых и региональных программ экономического и социального развития, реализации программ структурной перестройки экономики, инвестиционных, приватизационных программ и программ реструктуризации предприятий предусматривать осуществление мероприятий по эффективному решению проблем занятости работников;

Определять отраслевые и региональные приоритеты создания новых и повышение эффективности использования имеющихся рабочих мест, введение производственных мощностей и объектов социальной сферы;

Предусматривать привлечение и эффективное использование капитальных вложений, внутренних и внешних инвестиций и других финансовых поступлений для создания новых рабочих мест, расширения занятости населения;

Принять меры по усилению стимулирования работодателей к созданию дополнительных рабочих мест. При проведении конкурсов на размещение государственных заказов отдавать предпочтение предприятиям с подавляющим численностью работающих инвалидов с целью их социальной защиты, стабилизации производства и сохранения рабочих мест для инвалидов;

Усилить развитие малого и среднего предпринимательства, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда, особенно в населенных пунктах с монофункциональная структурой производства;

определить объемы профессионально-квалификационной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учебных заведениях в соответствии с потребностями отраслей экономики;

усилить контроль за эффективностью использования рабочей силы на предприятиях, развитием системы профессионального обучения кадров на производстве, реализацией работодателем воспроизведенной, стимулирующей и регулирующей функций заработной платы и тому подобное.

Решение социальной проблемы занятости и безработицы должно осуществляться в условиях усиления координирующей и регулирующей функции в деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, связанной с разработкой и реализацией мероприятий по эффективному использованию трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения - это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Экономически активное население - это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

    общей численностью трудоспособного населения;

    количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

    состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

    качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект - интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.