Под ред д э н. Учебное пособие под общей редакцией д э. н., профессора Н. А. Волгина Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Международный

Под ред д э н. Учебное пособие под общей редакцией д э. н., профессора Н. А. Волгина Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Международный


Виртуальная мастерская: Поиск эффективных институтов для России XXI-го века, существует с 1999-го года. Этот проект объединил усилия ученых – экономистов и социологов городов России и ближнего зарубежья Астана, Бийск, Донецк, Киев, Днепропетровск, Екатеринбург, Казань, Караганда, Кемерово, Краснодар, Минск, Москву, Н. Новгород, Новосибирск, Ростов на Дону, Санкт-Петербург, Улан-Батор, Улан–Удэ, Ульяновск, Харьков, Черкассы и др.

Руководитель центра ординарный профессор ГУ-ВШЭ Р.М. Нуреев, ключевые исследователи С.Б. Авдашева, А.В. Алексеев, С.Ю. Барсукова, В.В. Вольчик, В.В. Дементьев, С.Г. Кирдина, Ю.В. Латов, С.Н. Левин, Г.П. Литвинцева, М.Ю. Малкина, А.Н. Олейник, И.В. Розмаинский, Т.Ю. Сидорина, С.Г. Шульгин.

Виртуальная мастерская регулярно проводит интернет-конференции на федеральном портале «Экономика, Социология, Менеджмент» (http://www.ecsocman.edu.ru/forums.html), по материалам которых вышел ряд монографий. В 2001 году вышла монография «Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ)» (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/47998.html), а в 2003 году вышло её обновлённое издание в 3х томах (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/47998.html). С 2006 года в ГУ-ВШЭ издается серия «Экономическая теория: традиции и современность». В рамках неё вышли монографии «Великая трансформация Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее» и «Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в современной России».

Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ). Под редакцией д.э.н. проф. Р.М.Нуреева

Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Изд. 2-е, испр. и дополн. Часть 1. Домохозяйства современной России. Под ред. Нуреева Р.М.

Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Изд. 2-е, испр. и дополн. Часть 2. Фирмы современной России.
Под ред. Нуреева Р.М.

Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). Изд. 2-е, испр. и дополн. Часть 3. Государство в современной России. Под ред. Нуреева Р.М.

Великая трансформация Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее.

М.: ГУ-ВШЭ. 2006

Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России/ под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева.

Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: ТЕИС, 2007

Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): 10 лет спустя. Часть I . Российские домохозяйства. /Под редакцией д.э.н. проф. Р.М.Нуреева

М.: МОНФ, 2010

Монография подготовлена по итогам 10-летней работы виртуальной мастерской «Поиск эффективных институтов для России XXI века». Монография посвящена институциональному анализ трёх основных экономических субъектов постсоветской России: домохозяйств, фирм и государства. Сравниваются эпохи Ельцина и Путина и показывается их единство и различия. Основное внимание уделено анализу нового институционального пространства, механизмам привыкания домохозяйств к рынку; путям становления эффективного работника-партнёра; факторам, препятствующим накоплению человеческого капитала. Исследуются также проблемы становления среднего класса и институтов гражданского общества в России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и факультетов, всех, интересующихся актуальными проблемами социально-экономического развития современной России.

Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): 10 лет спустя. Часть II. Российские фирмы./ Под редакцией д.э.н. проф. Р.М.Нуреева.

М.: МОНФ, 2010

Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): 10 лет спустя. Часть III. Российское государство./ Под редакцией д.э.н. проф. Р.М.Нуреева

М.: МОНФ, 2010

Развитие виртуальной мастерской привело к созданию Международной Ассоциации Институциональных Исследований (МАИИ), которая с 2006 года издает ежегодник «Постсоветский институционализм», а с 2009 г. журнал «Институциональных исследований» (http://www.instud.org). Ежегодно проводится конференция членов общества, и несколько раз в год региональные конференции (Москва, Санкт-Петербург, Донецк, Кемерово, Ростов-на-Дону, Сочи и др.).

Основное направление исследований: институциональный анализ экономических субъектов постсоветской России, теория и практика общественного выбора, теневая экономика, проблемы власти и собственности, история институционализма. Многие из них лежат на стыке экономики, социологии, политологии.

В 2010 году издана трехтомная монография “Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ). 10 лет спустя”, в которой подводятся итоги институционального развития России за последнее десятилетие http://www.mpsf.org/ .

Монография осуществлена по итогам 10-летней работы виртуальной мастерской «Поиск эффективных институтов для России XXI века». Монография посвящена институциональному анализ трёх основных экономических субъектов постсоветской России: домохозяйств, фирм и государства. Сравниваются эпохи Ельцина и Путина и показывается их единство и различия.

Основное внимание уделено анализу нового институционального пространства, механизмам привыкания домохозяйств к рынку, путям становления эффективного работника-партнёра, факторам препятствующим накоплению человеческого капитала.

Исследуются также проблемы становления среднего класса и институтов гражданского общества в России.

ИННОВАЦИОННОГО

теория и практика

Издание 2-е, переработанное и дополненное

Под редакцией д.э.н., профессора Л. К. Казанцева,

д.э.н., профессора Л. Э. Миндели

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521 500 «Менедснсмент», специальности 061100 «Менедэюмент организации»

Э К О Н О М И К А www.economizdat.ru

УДК 65.01:001.895(075.8) ББК65.290-2я73

П о д р е д а к ц и е й

Д.Э.Н., проф. А. К. КАЗАНЦЕВА, д.э.н. проф. Л. Э. МИНДЕЛИ

А в т о р с к и й к о л л е к т и в:

Л.С. Барютин, д. э. и. проф. (гл. 10);С.5.Валдайцев, д. э. и. проф. (5.2; 5.3; 12.4);А.В. Васильев, к. э. и, доц. (11.3);П.Н. Завлин, д. э.н. проф. (гл. 1; 8; 11.1; 11.2);B.C. Кабаков, д. э. к. проф. (4; 14);А.К. Казанцев, д. э. и. проф. (гл. 2; 7; 13);Л.Э. Миндели, д. э. и. проф. (гл. 3; 5.1);И.С. Минко; д. э. и. проф. (гл. 9);

К.Ф. Пузыня, д. э. н. проф. (гл. 6);Л.С. Серова, к. э. н, доц. (гл. 12).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Последнее десятилетие XX в. для России стало периодом радикальных социальных и экономических реформ, масштабных политических и инсти­ туциональных преобразований, протекавших на фоне затянувшегося сис­ темного кризиса.

Однако экономические результаты России на рубеже смены веков пре­ взошли самые смелые ожидания и породили оптимистические надежды на ближайшую перспективу. Период с 1999 по 2003 г. характеризуется положи­ тельной динамикой основных макроэкономических показателей -- индекса промышленного производства, валового внутреннего продукта, внешнетор­ гового оборота, объема инвестиций в основной капитал и др. Давно ожидав­ шиеся экономические успехи способствовали появлению иллюзии начала периода устойчивого роста экономики и автоматического разрешения на этой основе существующих острых проблем в научно-инновационном ком­ плексе страны.

В действительности же устойчивое экономическое и научно-инноваци­ онное развитие не может возникнуть спонтанно. Оно требует наличия и успешного функционирования адекватного ситуации механизма роста, предусматривающего создание необходимых хозяйственных, финансовых и организационно-правовых условий. Многие из них пока либо отсутствуют, либо не используются по различным причинам в реальной практике.

Во-первых, требуется создание методологических основ и реальной прак­ тики формирования и реализации эффективной государственной инноваци­ онной политики на федеральном и региональном уровнях. В условиях жестко ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для со­ хранения и развития научнотех1п<1ческого потенциала, важнейшей задачей становится концентрация их на ограниченном числе приоритетных направ­ лений развития науки и техники. Необходим объективный и достаточно прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки на их основе конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей науки и отдельных научных учреждений. Селективный, избирательный под­ ход должен очевидно стать в ближайшей перспективе основным инструмен­ том стратегического планирования развития инновационной сферы.

Во-вторых, необходимы мощные и разнообразные инструменты финан­ сового обеспечения инновационной деятельности. Финансовый механизм должен гармонично сочетать бюджетные и коммерческие источники, пря-

мые и косвенные формы стимулирования научно-инновационной деятель­ ности в целях создания благоприятного инновационного климата.

В-третьих, требуется в соответствии с новым законодательством создать в науке и инновационной сфере специфические инструменты управления интеллектуальной собственностью. Новое патентно-лицензионное законо­ дательство лишь создало основу правовой защиты интеллектуальной соб­ ственности, но не выработало действенных инструментов для хозяйствен­ ного управления ею, объективной оценки и коммерческого использования значительных нематериальных активов организаций и научных учрежде­ ний.

В-четвертых, необходимо выработать формы гармоничного сочетания национальных интересов в научно-инновационном развитии с международ­ ной дифференциацией, специализацией и сегментацией рынков наукоемких технологий. Чрезмерно активная интеграция ослабленной национальной науки в мировое сообщество под влиянием развивающихся процессов гло­ бализации может привести ее к периферийному позиционированию и не дать ожидаемого развития.

В-пятых, требуется сформировать субъект научно-инновационного раз­ вития, охватывающий все разнообразие направлений науки, видов научной и инновационной деятельности, стадий процесса создания и трансферта современных технологий. Субъект научно-инновационной деятельности в виде структурированной сети научных и инновационных организаций дол­ жен обладать рациональными пропорциями, развитой инфраструктурой. Его стратегические интересы и институциональное положение должны быть связаны с общенациональными стратегическими интересами.

Перечисленные аспекты являются составными элементами создаваемой в стране целостной национальной инновационной системы. Управление ее функционированием и развитием составляет содержание инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправлен­ ной деятельности человека.

Изучение теоретических основ и практических методов инновационного менеджмента составляет содержание специальной учебной дисциплины, предусмотренной учебными планами большинства экономических специ­ альностей. Знание основ управления инновационной деятельностью в оди­ наковой степени необходимо специалистам, занимающимся научными ис­ следованиями, разработчикам новой техники, менеджерам и финансовоэкономическим работникам различных сфер бизнеса.

Предметом инновационного менеджмента являются принципы и методы управления инновационной деятельностью отдельных организаций и их объединений, связанной с:

созданием новых потребительских ценностей;

освоением их производства;

распространением и использованием;

введением в хозяйственный оборот и коммерциализацией.

Задачи изучения дисциплины заключаются в:

изучении теоретических основ управления инновационной деятельнос­

тью организаций; знакомстве с практическими методами принятия стратегических, такти­

ческих и оперативных решений в сфере управления инновационной дея­ тельностью организаций;

приобретении навыков применения различных приемов и средств при­ нятия решений в области инновационного менеджмента.

В предлагаемом читателю втором издании книги систематизирован тео­ ретический и методический опыт, накопленный в отечественной и зарубеж­ ной практике управления инновациями. В работе приняли участие ученыеэкономисты Москвы и Санкт-Петербурга, посвятившие много лет изучению экономических проблем научно-технического прогресса и инноваций. В книге раскрыты основные понятия и категории современной инноватики, рассмотрены особенности масштабных инновационных процессов в эконо­ мике страны, изложены основные положения современной концепции инно­ вационного менеджмента и обобщена практика формирования и развития российской национальной инновационной системы.

Структура работы предусматривает детальное изучение содержания ин­ новационных процессов в экономике страны (гл. 1), методологических основ построения менеджмента в инновационной сфере (гл. 2) и принципов государственного регулирования инновационных процессов (гл. 3). В гла­ вах 4-10 основное внимание уделено практическим методам стратегическо­ го управления инновациями, методам инновационного маркетинга, органи­ зации, планирования и финансирования инноваций. Значительное место в работе отведено изложению методов оценки эффективности отдельных ин­ новационных проектов и инновационной деятельности организаций. Главы 12-14 посвящены рассмотрению специфических аспектов экономики и уп­ равления инновационными проектами, предпринимательством, а также правовому обеспечению инновационной деятельности.

Издание ориентировано на широкий круг специалистов, занятых в инно­ вационной сфере, а также на студентов и аспирантов, изучающих экономику и менеджмент.

Г л а в а 1

ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Основные определения

1.1.1. Инновации

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари). В литературе встречается несколько подходов к определению сущ­ ности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном слу­ чае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде Ьовой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как про­ цесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо дей­ ствующих. Нам более импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потреби­ тельных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навы­ ков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, поня­ тие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследо­ вательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах дея­ тельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, по­ лучивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологическо­ го процесса, используемого в практической деятельности [И]. Таким обра­ зом, конечным результатом инновации является коммерческий успех.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной эко­ номики базируется на международных стандартах, рекомендации по кото­ рым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название - «Руководство Осло». Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические из­ менения . Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно раз­ личаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенст­ вованных продуктов (см. 1.2.3).

Процессные инновации - это освоение новой или значительно усовершен­ ствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продук­ ции невозможен при использовании имеющегося оборудования или приме­ няемых методов производства.

Следует отметить различия американской и японской систем инноваций:

в США Va всех инноваций относится к процессным, а 2/з к продуктовым; в Японии - обратное соотношение.

Более подробно классификация инноваций рассматривается в 1.2.1. Все существующие определения можно классифицировать по пяти основ­ ным подходам: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае

в качестве определяемого термина часто выступает термин «нововведе­ ние»); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитар- ному; 5) процессно-финансовому .

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инно­ вации выступает объект - результат НТП: новая техника, технология. Раз­ личаютбазисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техни­ ки;улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобре­ тения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;псевдоинновации (рационализирующие инно­ вации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений тех­ ники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая ин­ новация, если речь идет о продукте, возможная область применения которо­ го, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их при­ менении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикато­ рами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, каче­ ственные или стоимостные характеристики которого были заметно улучше­ ны за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершен­ ствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров про­ изводимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов к кассетным - примеры улучшающей инновации. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось ранее.

Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению. За этим разделением стоят два различных инновацион­ ных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий - де­ шевле и может дать быстрый результат (например, Япония). Это выражается в большом количестве разработанных в США патентов, а в Японии - приобретенных лицензий. В то же время в Японии очень высокий коэффи­ циент изобретательской активности (число национальных патентных за­ явок в расчете на 10 000 человек) - 28,3 против 4,9 в США (в России - 1,13). В России в 2001 г. по отношению к 2000 г. на 16% возросло число поданных патентных заявок, но на 10% снизилось число выданных патентов .

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплекс­ ный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммер­ циализацию новых потребительных ценностей - товаров, техники, техноло­ гии, организационных форм и т. д.

Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инно­ вации понимается объект - новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения - способности удовлетворить общественные потреб­ ности с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» за­ ключается в том, что в данном случае инновация представляется как ком­ плексный процесс создания, распространения и использования нового прак­ тического средства.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется при­ менительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскры­ вается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определе­ ния инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное ново­ введение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия

понятия «инновация» следует использовать системный подход с позиций целеполагания и развития. На основе анализа 14 авторами сущности поня­ тия «инновация» дано обобщающее его определение как «процесс реализа­ ции новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствую­ щий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект» .

Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неоп­ ределенности при получении научно-технического результата, особым ха­ рактером финансирования, т.е. риском временнбго разрыва между затрата­ ми и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреж­ дающую роль.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновацион­ ного предприятия (ИП) на внутренние и внешние. Внутренний стимул ин­ новационной активности - необходимость замены устаревшего оборудова­ ния с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономичес­ кого кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.

Переход мировой экономики на новую ступень научно-технического раз­ вития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. 90-е годы XX в. внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных хозяйству­ ющих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего по­ ведения в этой области.

Именно инновации становятся главным «действующим лицом» теорети­ ческих сценариев и практической реализации современной научно-техни­ ческой революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих пор в теориях, как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспро­ изводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается как основное условие НТП и экономического развития вообще. Это неуди­ вительно: характер воспроизводства в нашей стране продолжает носить явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в этих теоретических построениях никогда не было места рынку. Однако принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на современном этапе.

Нововведение - это такой товар, который непосредственно руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно математических), про­ фессиональной компетенции и необходимой информированности; его без

Рецензенты:

М. А. Давтян, д.э. н, проф. лауреат премии Правительства РФ в области образования;

И. И. Столяров, д.э.н., профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

И. Н. Албин, к.ю.н., проф.; Д. В. Валовой, д.э.н., проф.; М. Д. Валовая, д.э.н., проф.; Т. Д. Валовая, д.э.н., проф.; Н. Н. Гриценко, д.э.н., проф.; В. Т. Иванов, к.э.н., проф.; Н. Н. Кузьмина, к.э.н.; Л. Э. Слуцкий, д.э.н., проф.; М. М. Тажин, д. социол.н., проф.; Ю. В. Якутии, д.э.н., проф.

История экономических учений

Аристотель и Ксенофонт – основатели теорий экономики и хрематистики

1.1. Что таков теория и зачем нужна наука?

Широко бытует мнение, что занятие теорией – это удел ученых и руководителей. Невольно вспоминаются слова г-на Журдена из комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»: «Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой…». Многие граждане постоянно занимаются теорией, но они об этом не знают, так же как тысячелетиями люди использовали закон земного притяжения, не имея представления о его существовании. Например, вы решили купить дом или обменять квартиру. С чего начнете? С изучения вопроса и анализа его по многим параметрам – цена, район, транспортные пути, экология и так далее. Перед выпускниками школ встает проблема: куда пойти учиться дальше? Возникает тысяча и один вопрос: вуз платный или бесплатный, есть ли общежитие, каковы отдаленность, престижность и специальности вуза, перспективы трудоустройства. И снова начинается серьезное теоретическое исследование проблем, и лишь после этого принимается практическое решение.

Теория (от греч. theoria – наблюдение, исследование) представляет собой «мысленный слепок» обобщенного знания о каком-то явлении, процессе или предмете. Наблюдая за движением планет, люди теоретически определяли их характеристики и маршруты движения. Теоретические открытия Коперника, Кеплера, Галилея, Циолковского и других обосновали возможность практического освоения космического пространства. Вершиной науки XX в. является запуск в 1957 г. первого искусственного спутника Земли, а в 1961 г. и полет человека в космос – Юрия Гагарина. Практическая проверка многих теоретических выводов о космосе создала условия для полетов на другие планеты.

Гениальный теоретик Д. И. Менделеев убедительно доказал: «Теория – это душа, а практика (опыт) – тело науки. Без теории легко заблудиться в океане мыслей и в лесу фактов». Это относится ко всем сферам человеческой деятельности, но в особенности к экономике, где переплетаются и горизонтальные и вертикальные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

Наука – это метод, способ изучения, исследования сущности какого-либо предмета, процесса, явления. Маркс как-то отметил: «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней». Внешне кажется, что Солнце вращается вокруг Земли. А сколько веков и человеческих жертв потребовалось, чтобы доказать обратное. Более полтора тысячелетия господствовала догма о том, что все богатство создано Богом. Инакомыслящих отправляли на костер. После преодоления средневекового религиозного фанатизма более трех веков шел поиск ответа на вопрос: если богатство не Богом создается, то откуда оно берется?

В природе и в обществе действуют объективные законы, которые выражают сущность вещей и явлений. Открытие, познание и определение механизма сознательного использования на практике этих законов и является целью науки. Проникая в сущность явлений природы и общества, люди выявляют действие определенных законов. Почему, например, ночь сменяется днем, лето – осенью, зима – весной? Многие века считалось, что такая смена происходит по воле господа Бога. Но, когда легенда божественного устройства мироздания была развеяна, таинственностьсмены ночи днем, а лета осенью исчезла. Теперь люди знают не только, почему она происходит, но с математической точностью, до долей секунды, определяют время такой смены и сознательно учитывают это в своем поведении. Когда же данное явление природы было еще научно не познано, люди приспосабливались к нему стихийно. Днем они работали, а ночью отдыхали; летом заготавливали продукты для зимы, а зимой готовились к весенне-летним работам. Пока яблоко не упало на гениальную голову Ньютона, люди учитывали закон земного притяжения подсознательно. Они всегда остерегались, чтобы какой-либо предмет не свалился им сверху на голову. Разве без измерения и познания сущности этого закона возможно было выйти в космос?

Аналогичным образом благодаря теории выявляется и сущность явлений и процессов в экономической жизни. Вспомните, сколько выдвигалось теорий в поиске ответа на вопрос: если богатство не Богом дается, то откуда оно берется? Многие экономические теории не выдерживают испытания практикой и временем. Но есть такие теории и законы, которые когда-то и были научно обоснованными, но в изменившихся условиях уже не отвечают существующим между людьми экономическим отношениям и их интересам.

В этом отношении весьма характерной является теория А. Смита о саморегулировании экономики («lasser faire»). Когда существовали десятки и сотни тысяч мелких товаропроизводителей и свободная конкуренция, а монополий не было и в помине, стихийное регулирование производства было единственно возможным. Однако в условиях монополизации возможность и эффективность подобного регулирования снизилась до критической отметки. Вот как выразил это Дж. М. Кейнс: «Я полагаюсь на государство: я покидаю точку зрения lasser faire без энтузиазма и не потому, что испытываю неуважение к этой старой доброй доктрине, а потому что – нравится нам это или нет – времена ее успехов миновали».