Советская твердая конвертируемая валюта 1922. Попытки ввести устойчивый рубль. По предмету «Основы экономической теории»

Великая Отечественная война закончилась победой над сильным и жестоким противником. Но это было достигнуто ценой огромных людских и материальных потерь. Война создала сложные проблемы во всех сферах жизни советского общества. Общий экономический ущерб, нанесенный государству, составил 2,6 трлн. рублей. В стране полностью или частично были разрушены 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, лишились крова свыше 25 млн. человек. Оккупанты сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий, 31850 промышленных предприятий. Колоссальный ущерб был причинен сельскому хозяйству, разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.

Проблемы, порожденные войной:

1) усиление потоков мигрантов, репатриированных. На 1 февраля 1946 г. в СССР было репатриировано 5,2 млн. человек, из них 1,8 млн. бывших военнопленных и 3,4 млн. гражданских лиц;

2) изменение соотношения мужского и женского населения. Число трудоспособных мужчин в 1946 г. уменьшилось по сравнению с 1939 г. в 2 раза;

3) необходимость трудоустройства миллионов демобилизованных военнослужащих тринадцати возрастов (к 1948 г. было демобилизовано более 8 млн. человек из 11,2 млн. находившихся в армии);

4) засуха 1946 – 1947 гг. породила проблему обеспечения продовольствием. По данным И.М. Волкова, план хлебозаготовок по СССР на начало 1947 г. был выполнен на 78,8%. Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 1,5 млн. голов, свиней – на 2 млн., овец и коз – на 2,9 млн.;

5) необходимость приведения в порядок финансов, сокращения денежной массы, деноминации рубля, уменьшение размера гос. займов;

6) упразднение некоторых наркоматов оборонного комплекса, восстановление нормального рабочего дня, предоставление ежегодных отпусков;

7) упразднение деятельности чрезвычайных верховных органов власти, действовавших в годы войны, восстановление нормальной деятельности советских органов в центре и на местах.

Перспективные цели послевоенного экономического развития И.В. Сталин изложил в речи на собрании избирателей 9 февраля 1946 г. Судя по объявленным в этой речи приоритетам, предполагалось сохранить основные черты экономической модели, сложившейся в СССР до войны, так как она, по мнению советского руководства, доказала свою эффективность. Таким образом, сохранялся мобилизационный характер советской экономики.

Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами: ежедневным, без выходных, трудом, сверхурочными работами; сверхнапряжением управленческого аппарата; обширным применением принудительного труда. Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным, часто надуманным поводам, то после войны их заменили военнопленные (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев), заключенные ГУЛАГа, «перемещенные лица», которых насчитывалось более 5 млн. человек (советские пленные, угнанные на работы в Германию и др.).

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства начался в полном объеме в 1946 г. В годы 4-й пятилетки (1946 – 1950) было восстановлено и построено вновь 6,2 тыс. крупных промышленных предприятий. На 25% поднялась производительность труда. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже в 1948 г., а в 1950 превзойден на 73%. Быстрому восстановлению предприятий в определенной степени способствовало и использование трофейной техники и оборудования, полученных из Германии согласно репарации. Новые предприятия возникали на Урале, Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь».

Наиболее быстрыми темпами восстанавливалась металлургическая и топливно-энергетическая база страны. В короткие сроки была восстановлена крупнейшая в Европе электростанция - Днепрогэс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Началось строительство целого каскада Волжских ГЭС. Построены первые газопроводы (Саратов – Москва и др.).

Денежная реформа, проводившаяся с 16 по 22 декабря 1947 г., стабилизировала денежное обращение. Деньги старого образца обменивались на новые в соотношении 1 новый рубль за десять старых. Это позволило сократить количество денег с 63,4 до 43,6 млрд. рублей. Общий государственный долг снизился со 158,8 до 58, 8 млрд. руб.

Менее значительны были успехи в восстановительный период в сельском хозяйстве. Положение в нем сильно усугубила засуха 1946/1947 гг., поразившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области. В 1947 – 1948 гг. только в РСФСР от голода и связанных с ним болезней погибло около 1 млн. человек. Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн. кв. метров жилой площади, расширение сети вузов, успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.

В послевоенный период сохранилась мобилизационная система, которая обеспечила кратковременную возможность форсированного развития экономики в первые послевоенные годы. В начале 50-х гг. ее возможности были практически исчерпаны. Страна стояла на грани значительных экономических потрясений, о чем свидетельствовали резко ухудшившиеся в 1951 – 1953 гг. все хозяйственные показатели, создававшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945-1953 гг. следует считать логическим завершением экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

Переход на мирные условия жизни потребовал преобразования существовавшего государственного аппарата. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются СНК СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов. В марте 1946 г. СНК СССР переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик – в Советы Министров соответствующих уровней, а наркоматы – в министерства республик. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 – начале 1948 г. – очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти. В феврале 1947 г. созданы постоянные комиссии законодательных предложений Совета Союза и Совета Национальностей ВС СССР. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета СССР.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции: с одной стороны – попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, обострение внутренней борьбы в руководстве, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества; с другой стороны – вторая (после 1937 – 1938 гг.) волна массовых политических репрессий. Сталинское руководство не могло смириться с возможностью появления инакомыслия, особенно среди кругов интеллигенции.

Лекция 7. Тема 7. СССР в 1953 – 1991 гг.

Внутриполитическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Л.И. Брежнев.

ЛЕКЦИЯ № 18. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

С отстранением от власти Н. Хрущева правящую партию воз­главил Л. Брежнев (1964-1982 гг.). Произошел отказ от реформ партийно-государственного управления, начатых при Хру­щеве. Уже в 1964 г. прекращено деление райкомов и обкомов на промышленные и сельские, восстановлены единые территори­альные парторганизации. В 1965 г. ликвидированы совнархо­зы и восстановлен отраслевой принцип управления экономикой; в 1966 г. из партийного устава исключены положения об обяза­тельной сменяемости выборных партийных органов. Суть курса Брежнева выражалась термином «стабильность». На смену импульсивным, волевым и нередко непродуманным действиям пришло коллективное руководство. В Л. Брежневе партийная элита увидела лидера, способного представлять и отстаивать ее инте­ресы. Важные государственные посты были заняты выдвижен­цами Брежнева.

В результате по государственным вопро­сам решения не принимались годами. Наметилось старение кад­ров: к началу 80-х годов большинству руководителей партии и государства было более 70 лет; они утратили способность реаги­ровать на меняющуюся ситуацию в стране и на международной арене. Местные лидеры, главы союзных республик, областей, ведомств превращались в своего рода баронов, бесконтрольно распоряжавшихся бюджетом. Главным критерием их соответ­ствия занимаемой должности являлась личная верность Гене­ральному секретарю. Государственный аппарат разъедала кор­рупция, хищение казенных средств, протекционизм.

В период брежневского руководства отчетливо проявились черты ресталинизации (называемой также неосталинизмом), т.е. попытки пересмотра курса XX съезда КПСС. Прекращается критика политики культа личности, публика­ции на тему ГУЛАГа. Появляются публикации, литературные произведения, кино­фильмы, показывающие заслуги Сталина как Верховного главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Прекратили работать комиссии по реабилитации жертв ста­линских репрессий. Ужесточилось преследование диссидентов. Так, в 1974 г. выслан из страны А. Солженицын, а в 1980 г. отправлен в ссылку в Горький А. Сахаров.

Формируется культ личности Брежнева, достигший верши­ны во второй половине 70-х - начале 80-х годов. Культ Брежнева носил официальный ха­рактер, навязывался сверху. Это явление вызывало иронию в обществе.

В экономической сфере брежневский курс первоначально ха­рактеризовался попытками проведения серьезных реформ. Их необходимость определялась тяжелым положением с обеспече­нием населения продовольствием. Тревожным симптомом было то, что по темпам внедрения многих новых технологий СССР от­ставал от стран Запада.



В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС были провозглашены новые ориентиры аграрной политики. Их суть - ослабление кон­троля над колхозами: повышение закупочных цен на сельскохозяйственную про­дукцию; установление твердого плана государственных закупок на 5 лет; возможность реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%; увеличение посевных площадей под пшеницу и рожь; введение стабильных денежных окладов вместо трудодней; отмена запретов на ведение личного подсобного хозяйства; осуществление программы орошения засушливых земель, осушения заболоченных районов.

Много внимания уделялось агропромышленной интеграции, которые позволяли обеспечить более тесную взаимосвязь сельского хозяйства и пи­щевой промышленности. Впервые на развитие сельского хозяйства выделялись крупные средства. Реформа не затрагивала основ колхозной системы, прежде всего отношений собственности, поэтому самостоятельность кол­хозов осталась декларированной. Средства, вложенные в сельс­кое хозяйство, не привели к перелому в аграрном производстве. Трудности с обеспечением населения продовольствием с каж­дым годом возрастали, ограничивался отпуск продуктов в одни руки. В 1982 г. Пленум ЦК принял Продовольственную програм­му, провозгласив цель за 20 лет обеспечить товарное изобилие. Основные пути: развитие личного хозяйства и агропромышлен­ная интеграция (создание Госагропрома). Кризис в сельском хозяйстве нарастал.

В области промышленности в 1965 г. началась реформа, во­шедшая в историю по фамилии председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Вместо объема валовой продукции (ранее главного показа­теля работы предприятия) вводились такие показатели, как объем реализованной продукции, рентабельность, прибыль, отдача производственных фондов. Расширялась автономия предприятий в связи с их перево­дом на хозрасчет. Часть заработанных средств после вып­латы установленных платежей в бюджет предприятия мог­ли оставлять в своем распоряжении. За счет полученной при­были шло расширение производства; создавались фонды материального стимулирования: фонд развития производ­ства, фонд строительства жилья, объектов культурно-быто­вого назначения; фонд материального поощрения. Эта реформа усиливала заинтересованность предприятий и трудовых коллективов в перевыполнении плановых заданий, эко­номии ресурсов, повышении качества продукции. Она означала переход от административных методов управления к экономи­ческим. Восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) стала наиболее бла­гополучной за всю советскую историю.

Но результаты проведенных реформ оказались ограничен­ными. Причины заключались в том, что новые принципы хозяйствования встраивались в привычную схему администра­тивного управления. Хозяйственная номенклатура не была за­интересована в проведении реформ, не умела управлять иначе. Формально осуществление экономической реформы успешно про­должалось, но на практике реформа сворачивалась с декабря 1969 г.

В 70-е годы наблюдается противоречивая экономическая картина. С одной стороны, идет широкое индустриальное развитие: строятся крупнейшие предприятия (Атоммаш в Волгодонске, ав­тозаводы в Тольятти, Набережных Челнах, Байкало-Амурская магистраль); развивается топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в котором ведущее место заняли нефть и газ. Ведущую роль в обеспечении страны нефтью и газом играла Западная Си­бирь, где были открыты их колос­сальные запасы. С другой стороны, падают важнейшие эконо­мические показатели: темпы прироста производства националь­ного дохода, производительности труда. Возникает явление стаг­нации - застоя. К началу 80-х годов во многих районах страны пришлось ввести карточную систему распределения продукции. Возрастает отставание от стран Запада в области освоения дости­жений научно-технического прогресса. В 70-е годы на Западе про­исходит компьютерная революция, а в СССР, не завершившего еще индустриальную модернизацию и поставленного перед не­обходимостью развития постиндустриального (информационно­го) общества, возникает ситуация стадиального отставания. Со­ветский Союз входит в период структурного кризиса плановой экономики, связанный с несоответствием экономической систе­мы вызовам эпохи НТР.

В середине 70-х важнейшим ресурсом поддержания стабиль­ности были высокие цены на нефть и газ на мировом рынке. За «нефтедоллары» государство приобретало на внешнем рынке обо­рудование, товары широкого потребления, продовольствие, что искусственно поддерживало советскую экономику в условиях ее низкой эффективности. Приток «нефтедолларов» позволил руководству игнорировать сигналы неблагополучия в хозяйственной жизни. В середине 80-х годов цены на нефть и газ стали снижаться, что обусловило па­дение в одиннадцатой пятилетке национального дохода, нанесло тяжелый удар всей советской экономике.

В рассматриваемый период росло благосостояние населения. Значительная часть получила отдельные квартиры, приобрела товары длительного пользования (телевизоры, холодильники). Начался массовый выпуск автомашин для граждан. Росли накопления в сберкассах. Цены на основные виды товаров и ус­луг, размер квартплаты оставались неизменными. Горожане об­заводилась приусадебными участками, дачами. В 1967 г. была введена 5-дневная рабочая неделя, увеличилась продолжитель­ность отпусков. Но в социальной сфере наблюдались и негативные тенденции: происходила скрытая инфляция; дефицит товаров стал постоянным явлением; расцвел «черный рынок» товаров, где цены в несколько раз превышали государственные, шла спекуляция дефицитны­ми товарами; возникли подпольные производства - «теневая экономика».

В 70-е годы стало ясно, что курс на «развернутое строитель­ство коммунистического общества», провозглашенный в Программе КПСС в 1961 г., несостоятелен. Официальная идеология выдвигает концепцию разви­того социализма - длительного исторического этапа, предше­ствующего построению коммунизма. Создание в СССР развито­го социалистического общества провозгласила Конституция 1977 г. В ней СССР назывался общенародным социалистичес­ким государством. Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов. В Конституцию была включена 6-я статья о КПСС как «руководящей и направляющей силе советского общества, ядре его политической системы», закреплявшая господство партийного аппарата. Конституция предоставляла гражданам важнейшие политические права и свободы.

«Эра Брежнева» завершилась в ноябре 1982 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. Анд­ропов, бывший руководитель КГБ. Андропов понимал реальное положение дел в стране. Был взят курс на наведение порядка: Громкие процессы против коррупции в высших эшелонах власти. Укрепление производственной дисциплины: резко ужесто­чились санкции за прогулы и опоздания; на улицах и в об­щественных местах милиция в рабочее время проверяла до­кументы. Таким образом, Андропов делает ставку на чисто админист­ративные меры. В годы его деятельности в официальных изда­ниях полностью прекращается критика сталинизма. После смерти Андропова в течение года пост Генерального секретаря занимал престарелый К. Черненко, который свернул кампанию по наведению порядка. Застой достиг своего апогея.

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведеныреформы , которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку , о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления. Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую «подпитку» отраслей нематериального производства, ориентированных на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.

Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике . Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению принципы командно-административной системы. Речь шла о преодолении ее крайностей, таких, как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся, отставание в массовом внедрении научно- технических достижений в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений.

Экономический курс в деревне . На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

Хрущев осудил практику существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад.

Высказанные идеи и принятые постановления могли дать отдачу лишь через несколько лет. А поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. Выход нашли в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь.

К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954г. целина дала свыше 40 процентов валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что приводило к удорожанию стоимость зерна, а, следовательно, мяса, молока и т.д.

1956 год - год ХХ съезда - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине - урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности с хлебозаготовками, казалось, стали уходить в прошлое. Да и в центральных районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих оков сталинской системы, напоминавшей зачастую государственное крепостничество, получили новые стимулы к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда. В этих условиях, в конце 1958 г., по инициативе Н.С.Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам (до этого техника находилась в руках машинно-тракторных станций (МТС)).

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть колхозов оказалась не в состоянии сразу купить технику и выплачивала деньги в рассрочку. Другим отрицательным последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти в колхозы, но это означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение к содержанию техники ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для ее хранения в зимнее время, да и общий уровень технической культуры колхозников был еще низок.

Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат.

Но не решался главный вопрос по предоставлению крестьянству свободы выбора форм хозяйствования . Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов.

Усиливались волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам, по его настоянию, рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться высоких показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических, а в новых бесконечных реорганизационных перестановках. В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращенное в консультативный орган. Хрущев сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство. Однако желаемого рывка так и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам. Затем гонению подверглись хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются «спекулянты и тунеядцы», торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводствоповышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г. Новочеркасске подавили силой.

Трудности в аграрном секторе нарастали . В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики СССР на протяжении длительного периода.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.), в части развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

Реформа управления промышленностью . К середине 60-х гг. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз.

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом, среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 %, в сельском хозяйстве - 75 %). Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК, в 1955 г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, с помощью которого надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса . В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств, так как в этом был не только научный, но и военный интерес.

Впечатляющими для советских людей стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин», открытие Института ядерных исследований.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - Советы народного хозяйства (совнархозы). В стране было создано 105 экономических районов на базе существовавшего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, были переданы в ведение местных совнархозов. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако, в характерном для административно- командной системы духе, эта реформа предполагала коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить их внутрихозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева.

Организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956- 1960 гг. было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия, вместо мелочной опеки министерств, получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не могла дойти, так как не была даже сориентирована на это. Недовольны были и высшие хозяйственные руководители министерств в столице, которые теряли немалую часть своей, ставшей уже привычной власти. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Вместо поисков материальной заинтересованности каждого работника в результатах своего труда были проведены изменения в нормировании и оплате. Результатом этого стало значительное сокращение рабочих, трудившихся на основе сдельной оплаты, и рост числа повременщиков. И без того невысокие материальные стимулы к труду стали резко снижаться.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлениижилищного строительства . Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

XXI съезд КПСС - еще одна попытка радикального ускорения. Реформа, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате, сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако признать это и вносить необходимые коррективы руководство страны не стало. Было найдено другое решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 гг. - семилетним планом на 1959-1965 гг. В качестве обоснования данной меры приводились масштабы хозяйства, необходимость установления длительной перспективы экономического планирования.

Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости сделать решающий рывок по обеспечению народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились к неизменному, опережающему развитию капиталоемких отраслей группы «А». Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии.

Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета преувеличенно оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в «период развернутого строительства коммунистического общества».

Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Затронул в своем докладе Хрущев и некоторые вопросы теории. Он сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем самым, по его мнению, решился вопрос о возможности построения социализма в одной стране.

Важнейшим внутриполитическим событием изучаемого периода был и XXII съезд КПСС . На нем была принята новая программа партии. XXII съезд КПСС был одновременно и триумфом всей политики, связанной с именем Н.С.Хрущева, и началом его конца. В ходе его работы и решениях отразилась вся противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации, определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни и резкое усиление культа личности самого Хрущева.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были, в основном, ограничены двадцатью годами.

В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему :

во-первых , решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых , полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих , решить жилищный вопрос, обеспечив каждую семью отдельной благоустроенной квартирой;

в-четвертых , ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур, невиданной прежде, гонки вооружения.

1. 1964-1985 годы - один из наиболее сложных периодов в истории страны. С одной стороны, были начаты реформы в экономике, принята Конституция 1977 года, рос уровень жизни народа. С другой стороны, - свертывание демократических преобразований, серьезные просчеты в политике, идет сфере, отсутствие гласности, нарушение законности и социальной справедливости, рост оппозиции власти, инакомыслия (диссидентство).

2. В эти годы были приняты сотни новых законов, но большинство из них носили декларативный характер и никогда не Е поднялись. Среди населения распространялся правовой нигилизм (отрицание).

3. В 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР. В ней было заявлено, что в СССР построено развитое социалистическое общество - высшее достижение человечества. В 6-й статье Конституции законодательно закреплялась руководящая роль КПСС. КПСС стала по существу государственной партией.

4. Но разрыв между нормами Конституции (огромного количества прав, предоставляемых Конституцией советскому чел веку) и реальной жизнью углублялся. Любая критика КП С Советского государства жестоко подавлялась. Профсоюзы: фактически не защищали права трудящихся. Местные Советы почти ничего не решали. Руководство страны заявило, ч национальный вопрос решен в СССР полностью и окончательно, что возникла новая историческая общность людей советский народ. Но в действительности существовали серьезные национальные проблемы в Средней Азии, Закавказье Прибалтике, на Украине. Однако эти проблемы замалчивались, любое проявление национального недовольства объявлялось буржуазным национализмом.

Вопрос

Внешняя политика СССР в 1953-1965 гг. Кризисы "Холодной войны" и разрядка.

«Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику.

XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путеи к социализму; оценка стран так называемого «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире. Соответственно во внешней политике СССР 1953-1964 гг. приоритетными были три направления: отношения с капиталистическими странами; отношения с союзниками по социалистическому лагерю; отношения со странами «третьего мира», в первую очередь членами движения неприсоединения (Индия, Египет и др.).


Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. - с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программу вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет. Начало 60-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского Договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961). Наконец, в 1962 г. произошел так называемый Карибский кризис, поставивший мир на грань войны. СССР разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе, США ответили угрозой вторжения на «остров свободы». Компромисс между Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции.

Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран - участниц Варшавского Договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских вооруженных сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма. Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский.

В 1964-1985 гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.

Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией. В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Наконец, в 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др.

Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.

Вопрос

Экономические и политические преобразования периода "Перестройки". "Новое политическое мышление". Распад СССР.

Экономическая реформа 1987 г. Радикальная, экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты -Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформы предусматривал:

а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

в) отказ от монополии внешней торговли;

г) глубокая интеграция в мировой рынок;

д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.

1. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

2. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров.

3. В противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа "500 дней", нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др. В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.

Политическая реформа. Основными направлениями реформирования стали:

Возрождение Советов и местного самоуправления;

Политический плюрализм;

Создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме и приоритете прав человека.

Введение многопартийности;

Введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;

Избрание главы государства прямым тайным всеобщим голосованием;

Введение особой процедуры выражения недоверия руководителю государства - «импичмента»;

Отмену 6-ой главы Конституции 1977 г., утверждающей «руководящую и направляющую роль КПСС» в советском обществе и государстве.

Признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (принятие в августе 1990 г. закона о печати, где на государственном уровне провозглашалась свобода средств массовой информации и недопущение их цензуры; начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий и др.);

Отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демократии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов.

«Новое политическое мышление.» Исходя из идеи «нового политического мышления» М.С. Горбачев и его сторонники убедили руководство страны в необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными – классовыми, национальными, государственными; конструк-тивное, равноправное взаимодействие государств и народов в масштабах всей планеты.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Распад СССР. В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990-1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

Сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

Единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

Политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит

Последствия:

Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

Коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

Разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР;

Возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).