Учетная ставка - это процент по ссудам, которые предоставляет центральный банк коммерческим банкам.
Несмотря на то, что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращаясь за кредитами к центральному банку.
Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличить, так и уменьшать учетную ставку, и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются.
Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.
Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство, ценой падения производства и роста безработицы, добивается снижения темпов инфляции.
Политика «дешевых» денег (учетная ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования».
Таким образом, экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость. Чаще проводится политика «дорогих» денег. Так, Федеральная резервная система США (выполняющая функции Центрального банка) в качестве антиинфляционного средства в 1994 году шесть раз (!) повышала ставку учетного процента.
Несмотря на то, что коммерческие банки являются главными кредиторами страны, предоставляя ссуды промышленным компаниям, при определенных условиях они сами превращаются в банки-заемщики, обращаясь за кредитами к центральному банку.
Согласно законодательству большинства стран рыночной экономики, центральный банк имеет право административно изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической конъюнктуры, центральный банк может как увеличивать, так и уменьшать учетную ставку и, следовательно, увеличивать или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос на деньги центрального банка со стороны коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если учетная ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной, спрос на кредиты центрального банка уменьшается и финансовые возможности сокращаются.
Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег
Политика «дорогих» денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты промышленным компаниям, также увеличивают свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя политику «дорогих» денег, правительство ценой падения производства и роста безработицы добивается снижения темпов инфляции.
Политика «дешевых» денег (учетная ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что может вызвать рост инфляции. Поэтому политику «дешевых» денег еще называют «политикой инфляционного кредитования»
Таким образом, экономические последствия регулирования нормы учетной ставки двойственны. Повышение нормы учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы и социальную напряженность в обществе. Понижение нормы учетной ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство страны, реализуя ту или иную экономическую программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость Чаще проводится политика «дорогих» денег. Так, Федеральная резервная система США (выполняющая функции Центрального банка) в качестве антиинфляционного средства в 1994 г. шесть раз(!) повышала ставку учетного процента.
Дополнительные методы денежно-кредитной
Политики
Среди рассмотренных методов денежно-кредитной системы наиболее эффективными являются «операции на открытом рынке». Реализация государственных ценных бумаг позволяет за небольшой промежуток времени существенно повлиять на совокупную денежную массу, участвующую в обращении.
Два других рассмотренных метода - маневрирование резервными требованиями и учетной ставкой, - хотя и используются правительствами многих стран, оказать существенное воздействие на денежное обращение не могут. Дело в том, что обязательные резервы всегда и во всех странах воспринимаются банками негативно: резервируемые деньги перестают «работать», не приносят процентов, и банки начинают оказывать серьезное противодействие правительству, заставляя его идти на попятную. С помощью учетной ставки правительства оказывают воздействие только на денежную массу, которую коммерческие банки заимствуют у центрального банка. А она, как правило, составляет 2-3 % их кредитных возможностей.
Три наиболее распространенных метода воздействия на денежно-кредитную систему, в зависимости от экономической конъюнктуры и степени разлаженности финансовой системы, могут дополняться рядом других. Одни, в силу их огромного значения для функционирования финансовой системы, можно назвать радикальными, другие - функциональными.
Когда темп инфляции ежегодно составляет тысячи (иногда десятки тысяч) процентов и деньги настолько обесцениваются, что их покупательная способность практически становится нулевой, государство прибегает к своеобразной «хирургической операции» - проводит денежную реформу («нуллификацию», или «деноминацию»). «Старые» деньги изымаются из обращения, а новых выпускается столько, сколько необходимо для обращения товаров и без инфляционного развития.
Эта крайняя мера применяется в исключительных случаях, когда традиционные способы воздействия на денежно-кредитную систему не дают желаемых результатов. Тем не менее она является важным элементом денежно-кредитной политики.
В условиях переходной экономики, в целях достижения соответствия между товарной и денежной массой, правительства иногда прибегают к денежным реформам в скрытом виде - к «либерализации» цен, снимая всякий контроль над ними. Такую политику правительство России начало проводить в 1992 г. В результате денежная масса увеличилась в 2,2 раза, а цены - в 30 раз! Иными словами, денежная масса относительно товарной (в ее стоимостном выражении) резко уменьшилась. Фактически произошло прямое изъятие из обращения денежной массы.
В качестве дополнительных мер воздействия на денежно-кредитную систему правительства часто используют и регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке. В США, например, с целью ограничения деятельности банков по скупке акций Федеральная резервная система значительно ограничивает использование ими заемных средств для расчетов по этим операциям. Как правило, только 50 % покупной цены могут оплачиваться заемными средствами, остальные - наличными. Центральный банк России в 1994 г. в целях ограничения подобных спекулятивных операций значительно увеличил по ним требования к размерам резервного фонда (до 35 %). Если, например, банк приобретает акций на миллиард рублей, то 350 миллионов он должен отдать в резервный фонд.
Еще одной мерой, с помощью которой правительства также воздействуют на совокупную денежную массу в обращении, является ограничение потребительского кредита. В этих целях Центральный банк обязывает коммерческие банки, предоставлявшие кредиты частным лицам, делать «специальные» вклады в резервный фонд (иногда они составляют 15-20 % от суммы кредитов). Этим государство сдерживает желание банков предоставлять потребительские кредиты, поскольку резервные деньги, как известно, процентов не приносят.
Проводя политику борьбы с инфляцией, правительства иногда рекомендуют коммерческим банкам сокращать кредитование компаний. Так, Федеральная резервная система США в 1980 г. «настоятельно рекомендовала» коммерческим банкам уменьшить предполагаемое расширение кредита с 20 до 6-8 %. Такие рекомендации для коммерческих банков необязательны, тем не менее банки, зная о возможных санкциях государства, как правило, стараются их выполнять.
В системе денежно-кредитной политики государства всегда имеется и ряд косвенных методов регулирования денежной массы, среди которых особое значение имеют такие, как «государственная регистрация банков» и «амортизационная политика».
Во всех странах рыночной экономики в качестве обязательного условия регистрации и получения лицензии коммерческий банк обязан предоставить доказательства наличия у него уставного капитала в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, государство, таким образом, косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитной эмиссией.
Регулируя норму амортизации, государство косвенно способствует увеличению или уменьшению денежной массы. Ускоренная амортизация дает возможность предприятиям быстро возвращать вложенные в вещественные факторы производства денежные средства и использовать их для развития производства.
Лекция 18. Налоги и налоговая система
Что такое налоги?
Ставка рефинансирования - это косвенный инструмент кредитно-денежной политики. Иными словами, это процент, по которому ЦБ может дать кредит коммерческим банковским структурам. Зачастую возникает ситуация, когда коммерческие банки либо оказываются на грани банкротства, либо нуждаются в дополнительном финансировании для удовлетворения кредитных потребностей своих клиентов.
Рост учетной ставки приводит к снижению кредитуемых сумм, кроме того, он приводит к завышению банками ставки по кредиту, что делает кредит более дорогим и менее доступным. В результате деньги дорожают, и их предложение идет на спад. Такие меры полезны для сдерживания чрезмерной деловой активности и потребительского спроса, которые могут вызвать инфляцию спроса и издержек и в их совокупности - инфляционную спираль. В обратном направлении действует снижение учетной ставки. Чем дешевле кредит банки могут получить, тем ниже процент они устанавливают по кредитным сделкам. Соответственно, спрос на кредиты удовлетворяется по максимуму. Денежное предложение растет, а сама денежная единица теряет свою стоимость.
Учетная ставка ЦБ, как правило, составляет величину несколько меньшую, чем процент на межбанковском рынке. Следует отметить, что ЦБ кредитует не каждого заемщика, некоторые цели коммерческих банков могут оказаться неприемлемыми с точки зрения ЦБ. Главным образом кредитованию подлежат финансовые структуры, находящиеся в достаточно трудном финансовом положении. Сами ссуды делятся на два типа: долгосрочные и краткосрочные. Последние необходимы для пополнения коммерческими банками их резервов. А долгосрочные займы и ссуды идут главным образом на погашение долгов и выхода из очень тяжелого материального положения.
Таким образом, можно составить логическую цепочку результатов изменения учетной ставки. Между учетным процентом ЦБ и процентами частных банков существует определенная взаимосвязь. Предположим, что ЦБ повысил ставку рефинансирования, в результате все банковские структуры воспринимают эти меры как начало сдерживающей кредитно-денежной политики. Результатом становится рост процента по межбанковскому кредиту, что несомненно отражается на конечной ставке процента, по которой банки кредитуют экономических субъектов. Все эти изменения передаются очень быстро и заканчиваются качественным снижением денежного предложения.
Cтраница 1
Изменение учетной ставки - последнее оружие ФРС, и оно, как правило, применяется уже в ответ на действие рыночных сил. Очень часто подобные меры принимаются после того, как рынки начинают двигаться в одном направлении. Иными словами, повышение учетной ставки обычно происходит после повышения краткосрочных процентных ставок, о котором свидетельствует падение фьючерсных цен на казначейские векселя. Снижению учетной ставки обычно предшествует рост фьючерсных цен на казначейские векселя. Таким образом, причин для того, чтобы внимательно следить за фьючерсами на краткосрочные процентные ставки, более чем достаточно.
Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков. Под ликвидностью понимается способность коммерческих банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. Она зависит от объема имеющихся резервов, структуры депозитов, возможности получить заем, экономической конъюнктуры.
Изменение учетной ставки центральный банк использует для контроля за объемом денежной базы и, следовательно, предложением денег.
Изменение учетной ставки не дает большого эффекта, так как удельный вес кредитов, взятых у ЦБ коммерческими банками, весьма незначителен.
Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны небанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.
Эффект от изменения учетной ставки Теперь порассуждаем о том, что теория говорит о последствиях уменьшения учетной ставки ФРС. С уменьшением учетной ставки ФРС, как показано на рис. 25 - 8, с г до г1 точка излома графика предложения заемных резервов опускается вниз.
В случае изменения учетной ставки центральным банком страны общий уровень процентных ставок на разные периоды также меняется - увеличивается или снижается примерно на такое же количество базовых пунктов.
Повышение частоты изменений учетной ставки не означает более активного использования учетной политики. При близком рассмотрении видно, что изменение учетной ставки происходило вслед за изменением ставки по федеральным фондам. Рисунок 17 - 2 показывает, что, действительно, заимствование банков-членов ФРС чувствительно к относительным изменениям учетной ставки.
Колонка 1 показывает изменение учетной ставки в течение рассматриваемого периода.
В действительности, эти изменения учетной ставки, происходящие вслед за изменением ставки по федеральным фондам, представляют собой пассивные действия со стороны ФРС. Обычно ФРС предпочитает поддерживать относительную учетную ставку на постоянном уровне.
Как уже отмечалось, изменение учетной ставки может оказать непосредственное влияние на резервы депозитных учреждений, денежную массу и объем кредитования. При этом может оказываться и другое, второстепенное влияние.
Трейдеры реагируют не просто на изменение учетной ставки как таковой, а на изменение разницы учетных ставок, процентный дифференциал. Например, если все страны Большой пятерки (США / USD, Великобритания / GBP, Швейцария / СНГ, Япония / JPY и Евросоюз / EUR) решат одновременно понизить свои учетные ставки на 0 5 %, валютный рынок будет безразличен к этому, поскольку процентный дифференциал останется неизменным. На практике в большинстве случаев ставки меняются в одностороннем порядке, что приводит к изменениям как процентного дифференциала, так и обменного курса.
В США принятие решения об изменении учетной ставки происходит на заседаниях Комитета по операциям на открытом рынке Федеральной резервной системы - Federal Open Market Committee (FOMC), который собирается по вторникам раз в месяц. В Германии такое решение принимается на заседаниях Бундесбанка, проходящих по четвергам через две недели.
Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных капиталов, что способствует улучшению состояния платежного баланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.
К функциям центрального банка относятся также установление и изменение учетной ставки (дисконта) и ломбардного процента .
Исторически банковский процент (многообразный в зависимости от вида, цели, сроков, обеспеченности кредита) складывался под влиянием соотношения спроса и предложения ссудного капитала. Давно было отмечено, что низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности.
Нерегулируемый рынок ссудного капитала постоянно переживал приливы и отливы. При низкой учетной ставке спрос на кредиты повышался, но приток новых вкладов из-за низкого процента поним сокращался. Более того, при хорошей конъюнктуре, когда прямые вложения в хозяйство дают прибыль, которая выше, чем процент по вкладам, происходило востребование вкладов из банков. Спрос на заемный капитал превышал его предложение, в этих условиях банки вынуждены были повышать процентную ставку. Увеличивался приток вкладов в банки, средства изымались из хозяйственного оборота и помещались в банки, что наряду с дороговизной кредитов (высоким процентом) ухудшало хозяйственную конъюнктуру. Предложение ссудного капитала превышало спрос на него. Особенно опасной становилась ситуация, когда колебания учетной ставки происходили синхронно с колебаниями конъюнктуры; возникал эффект раскачивания качелей.
Государство не могло довериться рыночномумеханизму в определении учетной ставки на рынке ссудного капитала и передало задачи ее установления центральному банку. С тех пор процент, периодически изменяемый центральным банком, называют официальной учетной ставкой или учетной ставкой центрального банка. Ставка эта выражается в дисконте, т. е. проценте, взимаемом при переучете векселей, передаваемых коммерческими банками центральному банку (коммерческие банки получили их в виде обеспечения кредитов от юридических и физических лиц), проценте, взимаемом с частных банков при выдаче им кредита под залог ценных бумаг. Все остальные ставки по иммобильным, контокорректным, потребительским и другим видам займов - производные от названных выше ставок.
Центральный банк является главным кредитором всех остальных финансовых институтов.
Процент по полученным от центрального банка кредитам ложится в основу калькуляции ставок коммерческих банков, под которые они выдают полученные средства вместе с собственными и привлеченными в виде вкладов.
В соответствии с целями ГРЭ центральный банк меняет ставки, изменяя таким образом соотношение спроса и предложения ссудного капитала. Повышая официальную учетную ставку, он делает кредит более дорогим, менее выгодным для заемщика, снижает спрос и увеличивает предложение свободных денег, одновременно сокращая приток этих денег в экономику. При понижении ставки наблюдается обратная картина, дополнительные средства поступают в экономику, направляются на финансирование инвестиций, пополнение оборотных средств, приобретение товаров длительного пользования, ценных бумаг, инфраструктурное и жилищное строительство.
Кроме непосредственного воздействия на хозяйственную активность, изменения учетной ставки центрального банка оказывают сильное влияние на состояние экономики.
Велика роль учетной ставки центрального банка и как фактора, оказывающего влияние на издержки производства и уровень национальной конкурентоспособности. Капитал является фактором производства, процент на капитал - это цена его использования и составная часть издержек производства товаров и услуг. Процент на капитал калькулируется в издержках независимо от его происхождения: взят ли этот капитал в долг в центральном банке, в других финансовых институтах, внесен ли вкладчиками в банки или принадлежит собственникам. Как «цена» одного из факторов производства процент на заемный капитал входит в цену товаров и услуг, поскольку повышение учетной ставки ведет к повышению издержек. Особенно наглядно эти последствия проявляются в условиях недостаточной насыщенности внутреннего рынка и относительной защищенности его от иностранной конкуренции (количественные и таможенные барьеры), В этих условиях предпринимателям легко перекладывать возрастающие издержки на потребителя через цены.
Чем богаче, устойчивее и ликвиднее компания, тем большая доля капитала, которым она оперирует, принадлежит собственникам и мобилизована путем самофинансирования (нераспределенной прибыли, ускоренного амортизационного списания основного капитала, реализации скрытых резервов).
Таким образом, повышение учетной ставки центрального банка означает повышение рентабельности и собственного капитала, и капитала вкладчиков. Реальный доход собственника, занимающегося предпринимательской деятельностью, частично отрывается от балансовой прибыли его компании. При сохранении балансовой прибыли на одном уровне или некотором ее сокращении собственник за счет повышения учетной ставки может получить больший реальный совокупный доход. Правда, для собственника это слабое утешение. Процент на капитал он рассматривает как нечто само собой разумеющееся, его он получит, даже если выйдет из дела и поместит свой капитал в банк или в надежные ценные бумаги.
Изменение официальной учетной ставки имеет далеко идущие последствия для внешнеэкономических позиций страны, состояния ее платежного баланса и устойчивости национальной валюты. В условиях всеобщей либерализации международного движения краткосрочного капитала, т. е. «горячих денег», потоки этого капитала чутко реагируют на три индикатора: учетную ставку центрального банка, уровень налогообложения доходов на банковские вклады и перспективы изменения курса национальной валюты. При неизменности двух последних индикаторов определяющее воздействие на направление потока отечественного и иностранного краткосрочного капитала (в страну или из страны) оказывает изменение учетной ставки. А это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса и национальной валюты.
Отметим еще один аспект ГРЭ при помощи изменений учетной ставки центрального банка. Частые судорожные изменения ставки неэффективны. Во-первых, между изменением ставки и его последствиями существует значительный лаг. Во-вторых, частые изменения процента препятствуют калькуляции перспективного эффекта хозяйственной деятельности и вносят фактор неопределенности в принятие хозяйственных решений. Изменение учетной ставки центрального банка в целом должно носить ясный, целенаправленный и логичный характер, осуществляться плавно, без крутых поворотов.
Использование учетной ставки центрального банка как инструмента ГРЭ осуществляется не в отдельности, а в сочетании с другими денежно-кредитными и бюджетными средствами регулирования, о которых будет сказано ниже. Изменения учетной ставки без применения других мер ГРЭ резко снижает их эффективность.
Несмотря на свою более чем вековую историю, эффективность применения этого инструмента характер в силу следующих обстоятельств. Динамика конъюнктуры и наличие свободного капитала, который можно было бы привлечь для заемного финансирования, в классической модели рыночной экономики носят совершенно противоположный характер. Заемный капитал нужен, когда его меньше всего; предложение его достаточно или избыточно, когда потребность в нем меньше всего. Соответственно соотношению спроса и предложения вела бы себя учетная ставка в нерегулируемом хозяйстве.
Государство пытается оторвать уровень учетной ставки от ее естественной рыночной тенденции. Это ему удается в пределах финансовых возможностей центрального банка кредитовать коммерческие банки под процент, не определяемый спросом и предложением, а устанавливаемый в соответствии с целями ГРЭ. Принципиально и надолго противодействовать рыночному механизму на рынке ссудного капитала центральные банки не могут. Возможны лишь его корректировка и временные изменения.
Несмотря на постоянную и всеобщую борьбу с обесценением денег, XX в. проходит под знаком неизлечимой болезни - инфляции. Образно названная раком крови хозяйственного организма, инфляция в одних странах редко, в других чаще, в-третьих хронически вырывается из пределов, допустимых для нормального развития экономики.
Высокие, особенно непрогнозируемые нормы инфляции подрывают механизм использования учетной ставки в качестве инструмента ГРЭ и функционирование денежно-кредитной системы вообще.
Продолжающаяся концентрация капитала и рост самообеспечения потребностей крупных фирм своим капиталом ведут к относительному снижению во многих странах роли заемного капитала в финансировании инвестиций.
Менее зависимые от кредитов коммерческих банков компании и относительно менее зависимые от кредитов центрального банка частные финансовые институты не так чувствительны к изменениям учетной ставки, как фирмы и банки, работающие в значительной степени на заемном капитале.
Международная монополия, строящая крупный хозяйственный объект и финансирующая его за счет собственных средств, конечно, обращает внимание на изменение учетной ставки в стране, где строится объект, но на решение о продолжении строительства эти изменения практически не оказывают воздействия.
Еще одним ограничителем эффективности регулирования официальной учетной ставки является международная миграция капитала. Либерализация движения капитала между странами и полная свобода его перемещения внутри интеграционных межгосударственных объединений противодействуют кредитной политике отдельного государства. Реакцией на это, в частности, стало согласование действий центральных банков по изменению учетной ставки в странах ЕС.
Крупные и частично средние компании в наши дни обычно носят международный характер. В связи с тем что официальные учетные ставки в отдельных странах разные (зависят от ситуации в экономике в целом и, в частности на рынках свободного капитала, от целей и возможностей ГЭП), эти компании могут прибегнуть к займам в той стране, где процентная ставка ниже. Более того, существуют международные финансовые рынки (например, евродолларов, евромарок), которые не подвержены национальному регулированию.
Несмотря на перечисленные границы эффективности, изменение учетной ставки центральным банком остается широко распространенным в мире и постоянно применяемым средством ГРЭ, воздействие которого на покупки в кредит, деятельность мелких и средних компаний, фермеров, жилищное строительство особенно заметно.