Статусы про деньги и здоровье. Самые лучшие статусы про деньги и друзей. Деньги - это жизнь, заработал - держись

Диссертация

Магомед-Эминов, Мадруддин Шамсуддинович

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая психология, история психологии

Количество cтраниц:

Глава I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ

ДОСТИЖЕНИЯ . II

1.1. Начальный период разработки проблемы мотивации достижения.

1.1«I. Идейно-теоретическая основа изучения мотивации достижения

1.1.2. Создание метода измерения мотива достижения й формулировка модели рискового выбора.

1.2. Модификация модели рискового выбора. 23 1.2.1. "Инерционные модели". 1.2.2. Ориентация на будущее.

1.2.3. Атрибутивная теория мотивации достижения

1.2.4. Когнитивная модель мотивации достижения Х.Хекхаузена

1.3. Предпосылки постановки проблемы исследования.

Глава П. МОТИВАЦИЯ КАК СЛОЖНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

2.1. Методологические и общетеоретические положения для изучения мотивации

2.2. Мотивация и мотив

2.2.1. Понятие мотивации.

2.2.2. Понятие обобщенного устойчивого мотива личности.

2.2.3. Мотивация: функции, структуры, детерминанты.

2.2.4. Предметное содержание мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи

2.3. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования

Глава Ш. СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОТИВАЦИЙ ДОСТИЖЕНИЯ НА ЭТАПАХ АКТУАЛИЗАЦИЙ И СЕЛЕКЦИИ.

3.1. Структура и механизмы мотивации инициации.

3.2. Мотивация селекции: выбор цели в структуре мотивации достижения.

Глава 1У.МОТИВАЦИЙ РЕАЛИЗАЦИИ И МОТИВАЦИЙ

ПОСТРЕАЛИЗАЦИИ .

4.1. Мотивация реализации.

4.2. Мотивация постреализации - причинная интерпретация в структуре мотивации достижения.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Мотивация достижения: структура и механизмы"

Актуальность проблемы. Активизация человеческого фактора -одна из центральных задач, стоящих перед советским обществом на современном этапе развития. Решение этой сложной задачи особо остро ставит вопрос о необходимости перестройки мотивационной сферы личности. В связи с этим большую значимость приобретает исследование таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной и т.п.), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения труда. Одним из основных видов такой мотивации выступает^мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качествеьвезде, где имеется возможность проявить свое мастерство и способности ^Принципиально важным является то, что мотивация достижения тесно связана с такими качествами личности как инициативность, от- -ветственность, добросовестное отношение к труду, реалистичность в оценке своих возможностей при постановке задач и т.п., необходимыI ми человеку для эффективного осуществления социально-экономической ] перестройки в нашем обществ. Говоря о кадровой политике в условиях перестройки, М.С.Горбачев в частности указал: "Мы решительно взяли курс на поддержку людей инициативных, думающих, энергичных, которые могут и хотят смело идти вперед, умеют добиваться успеха" /~3, с.48-497.

Постановка и решение проблемы строения и механизмов функционирования мотивации достижения имеет важное значение как для решения практических задач по оптимизации поведения человека в различных ситуациях достижения (производственной, научной, спортивной, учебной и т.п.), так и для дальнейшей разработки теории мотивации.

Однако данная проблема в советской психологии практически не изучена, а существующие исследования касаются лишь отдельных аспектов мотивации достижения /~21, 39 , 76 , 77 , 85J. В то же время $ теоретические представления, сложившиеся в зарубежной психологии (где данный феномен и был предложен), характеризуются рядом не-достатков и не могут быть механически заимствованы. В частности попытка зарубежных исследователей объяснить в рамках одной теории конструкты , принадлежащие разным, зачастую методологически далеким друг от друга теориям, привела к тому, что рассматриваемая предметная область разбилась на ряд малосвязанных вопросов, изучаемых отдельно друг от друга. Подобный методологический эклектизм и эмпиризм исследований вызывает массу сложностей и разногласий в понимании мотивации и составляющих ее конструктов /~П8, 162, 171, 2557. Дальнейшее продвижение в решении этой проблемы возможно, как мы думаем, не столько за счет неограниченного механистического расширения рамок традиционной модели "ожидание х ценность", сколько на основе анализа этапов, уровней мотивации, исследования конкретных мотивационных структур и детерминант в зависимости от динамики деятельности в конкретной ситуации. Отметим также, что в области исследования мотивации достижения наметились два диамет-у рально противоположных подхода к ее трактовке: динамический, игнорирующий значение познавательных процессов, и когнитивный, абсолютизирующий роль информационных, познавательных процессов. В связи с этим, на наш взгляд, перспективным является исследование мотивации достижения как сложной системы интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов.

В качестве предмета исследования в работе выступает структура и механизмы функционирования мотивации достижения.

Цель работы состоит в изучении конкретного содержания и особенностей структуры мотивации достижения и выделения механизмов ее функционирования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать научное состояние проблемы, ввделить дискуссионные положения, сформулировать исходные теоретические и методологические предпосылки экспериментального исследования;

2) разработать экспериментальные процедуры и конкретные методики, обладающие достаточной валидностью для достижения поставленной в работе цели и доказательства сформулированных положений;

3) ввделить основные структурные компоненты и детерминанты мотивации достижения и исследовать их экспериментально;

4) изучить механизмы функционирования мотивации достижения на разных этапах мотивационного процесса.

Научная новизна исследования. Проведенное исследование представляет собой одну из первых в советской психологии попыток изучения структуры и механизмов функционирования мотивации достижения. Традиционно проблема мотивации достижения изучалась в рамках модели "ожидание х ценность", направленной на предсказание выбора цели. В работе осуществлен иной подход, рассматривающий мотивацию достижения как сложную функциональную систему, состоящую из четырех структурных компонентов, каждый из которых вып§л-няет конкретные мотивационные функции в ходе выполнения деятельности: мотивации инициации (побуждающей, инициирующей деятельность) , мотивации селекции (отвечающей за выбор цели), мотивации реализации (регулирующей, контролирующей реализацию принятого намерения и выполнения соответствующего ему действия), мотивации постреализации (отвечающей за завершение выполнения действия и за переход от одного действия к другому). Выделены также новые детерминанты мотивации, объясняющие динамику выбора цели: моти-вационная значимость ситуации, компетентность в ситуации, конкретная компетентность в задании.

Показано, что одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения является мотивационная оценка ситуации, при этом мотивационная значимость ситуации и компетентность в ситуации являются двумя главными детерминантами процесса инициации деятельности. В работе сделан дальнейший шаг в преодолении моделей типа "ожидание х ценность": проанализированы и изучены специальные механизмы мотивации, опосредствующие процессы реализации принятого намерения; выделены детерминанты и механизмы саморегуляции - моти-вационные самоинструкции, разные типы рациональных стратегий, эмоциональные самовоздействия, контроль за ситуацией и распределением времени.

Процессы казуальной атрибуции проанализированы в работе как особый структурный компонент мотивации на этапе постреализации. Этот аспект нашел свое отражение в разработанной нами трехфактор-ной модели когнитивной структуры мотивации достижения.

Теоретическое значение работы состоит в раскрытии мотивации как целостного процесса, регулирующего выполнение деятельности по всему ходу ее осуществления. Это позволило выделить некоторые структурные компоненты мотивации и рассмотреть основные этапы мо-тивационного процесса (инициации, селекции, реализации и постреализации). Мотивация рассмотрена как со стороны содержательного аспекта - анализа ее регулятивной функции, осуществляемой посред-вом различных механизмов и детерминант, так и со стороны динамического аспекта - возникновения и трансформации мотивационного побуждения в ходе функционирования мотивации. Мотивация, мотив выступают в работе как функциональные системы интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, и это единство прослежено на разных этапах мотивационного процесса. ^Рассмотрение мотивации как сложной многоуровневой функциональной системы, как единства аффективных и когнитивных процессов позволяет преодолеть одностороннюю трактовку мотивации достижения либо как динамического образования, либо как когнитивного, а также противопоставить трактовке мотивации как гипотетического промежуточного процесса взгляд на мотивацию как на психический процесс, регулирующий деятельность конктерного субъекта в актуальной ситуации.

Практическая значимость работы. Полученные в исследовании данные могут быть использованы для решения практических задач по оптимизации выполнения деятельности и повышения ее эффективности в различных ситуациях достижения (производственной, научной, учебной и т.п.). Кроме того, результаты исследования могут применяться для разработки практических рекомендаций при построении программ тренинга с целью формирования оптимальных видов мотивации достижения у руководителей, педагогов, студентов, школьников, спортсменов. Кроме того, в работе адаптирован, модифицирован, усовершенствован целый ряд методик для диагностики мотивации достижения: проективные методики Д.Мак-Клелланда с сотр. /~1947, также Х.Хекхаузена /~1587; тест для измерения мотивационных тенденций А.Мехрабиана /~2087; опросник тестовой тревоги Г.Мандле-ра и С.Сарасона /~2047; тест незаконченных предложений; тест для измерения стремления к принятию и страха отвержения А.Мехрабиана /~2107.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В структуре мотивации достижения правомерно выделить четыре основных структурных компонента: мотивацию инициации, мотивацию селекции, мотивацию реализации и мотивацию постреализации.

2. Одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает мотивационно-эмоциональная оценка ситуации субъектом, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции будет меняться в зависимости от изменения величины двух указанных параметров как у испытуемых с мотивом стремления к успеху (Му), так и с мотивом избегания неудачи (М^.

3. Выбор цели в ситуации достижения у испытуемых с мотивом стремления к успеху и мотивом избегания неудачи зависит от мотивационной значимости ситуации, общей и конкретной компетентности субъекта.

4. Реализация выбранной цели и выполнение соответствующего действия опосредствуется специальными механизмами мотивации, контролирующими, регулирующими реализацию намерения. У испытуемых с мотивами (Му) и (Мн) наблюдаются различия в функционировании механизмов мотивации реализации (рациональных стратегий, самоинструкций, эмоциональных самовоздействий, контроля ситуации).

5. Процессы каузальной атрибуции опосредствуют осуществление деятельности на этапе завершения выполнения одного действия и перехода к выполнению другого, при этом опосредствующая функция проявляется по-разному у испытуемых с мотивом стремления к успеху и с мотивом избегания неудачи.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены на Всесоюзной сессии по социальной перцепции (Москва, 1984 г.), на заседании лаборатории психологии общения института общей и педагогической психологии АПН СССР (Москва, 1986 г.), на Всесоюзной конференции "Психология как историческая наука (Луриевские чтения)" (Москва, 1985 г.). Диссертация прошла официальную апробацию на заседании кафедры общей психологии факультета психологии МГУ .

Внедрение в практику. Методические разработки, использованные в диссертации, включены в программу практикума по психодиагностике на факультете психологии МГУ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 190 страницах. Список литературы включает 266 наименований, из них 166 на иностранных языках. В приложении вынесены таблицы экспериментальных данных, подробное описание методик, использованных в работе, тестовые шкалы и ключи к ним, а также приводятся психометрические характеристики методик.

Заключение диссертации по теме "Общая психология, история психологии", Магомед-Эминов, Мадруддин Шамсуддинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании сделана попытка, опираясь на методологические и общетеоретические положения, разработанные в советской психологии, исследовать структуру и механизмы мотивации достижения.

Исследование данной проблемы потребовало провести подробный критический анализ основных моделей и теорий, предложенных в рамках исследования мотивации достижения за последние 30 лет. В результате теоретического анализа выделены и обсуждены основные недостатки предложенных моделей, проанализированы спорные вопросы, выделены предметные противоречия. Проведенный анализ показывает, что в современной зарубежной психологии (где феномен мотивации достижения и был вццелен) наметились два диаметрально противоположных подхода к трактовке мотивации достижения: динамический, игнорирующий значение познавательных процессов, и когнитивный, абсолютизирующий роль информационных, познавательных процессов.

Анализ теорий мотивации достижения выявляет еще целый ряд нерешенных вопросов. Так, все основные модели мотивации достижения опе-рационализированы в рамках парадигмы "ожидание х ценность" и сформулированы, главным образом, для ответа на вопрос о том, какая цель из поля наличных альтернатив будет выбираться. Тем самым за пределами рассмотрения остаются, во-первых, процессы актуализации мотивации; во-вторых, процессы реализации выбранной цели и намерения; в-третьих, процессы, осуществляющиеся после завершения действия. В литературе нет ответа на вопрос, какие механизмы и детерминанты мотивации определяют актуализацию мотивации достижения и в чем заключается специфика этапа мотивации, предшествующего выбору цели. Не изучены и механизмы особого структурного компонента мотивации - мотивации реализации - опосредствующего поставленное намерение и реальное выполнение соответствующего действия. Недостатком современных исследований является также то, что в них различные аспекты мотивации достижения - интенсивность мотивации, выбор цели, настойчивость, атрибуция , эффективность деятельности - изучаются не соотносительно целостного процесса мотивации, а отдельно и независимо друг от друга.

Для преодоления указанных противоречий мотивации достижения в работе рассмотрена как сложная функциональная система интегрированных воедино аффективных и познавательных процессов. При этом, реализуя принцип системной методологии, функции мотивации проанализированы в единстве и взаимопереходах, ввделены структурные компоненты мотивации достижения, описаны механизмы ее функционирования на разных этапах. В работе ^мотивация достижения раскрывается как психический процесс, регулирующий выполнение деятельности по всему ходу ее осуществления^ При этом она рассматривается как со стороны содержательного аспекта - анализа ее регулятивной функции, осуществляемой посредством различных механизмов и детерминант, так и со стороны динамического аспекта - возникновения и трансформации моти-вационного побуждения в ходе функционирования мотивации. Структура мотивации достижения подразделяется на четыре компонента в соответствии с четырьмя основными функциями, которые мотивация осуществляет в деятельности как более сложной метасистеме, ее включающей. Это следующие структурные компоненты: мотивация инициации, мотивация селекции, мотивация реализации, мотивация постреализации . Указанные компоненты подвергаются в работе экспериментальному исследованию.

Показана необходимость выделения специального структурного компонента мотивации - мотивации инициации, побуждающей, инцциирующей деятельность. Выделены две основных детерминанты этой мотивационной структуры: мотивационная значимость ситуации достижения и компетентность в ситуации достижения. Изменение этих параметров влияет (по-разному у испытуемых с мотивами (Му) и Шн)) на интенсивность актуализации мотивации достижения. Рассмотрен механизм актуализации мотивации достижения - мотивационно-эмоциональная оценка ситуации достижения, в результате которой ситуация открывается со стороны ее значимости для реализации мотива и возможности осуществления деятельности. Это позволило увязать выделенные детерминанты с мотивационной тенденцией, формирующейся на этапе инициации. Она побузвдает деятельность и направляет ее в широкую неконкретизиро-ванную зону, в которой возможна дальнейшая реализация мотива достижения путем конкретизации его в целях.

Исследование процессов мотивации селекции привело к выделению детерминант структуры и механизмов ее функционирования. В работе показано, что выбор цели зависит не только от известных когнитивных детерминант - ожидания цели и ценности цели - но и от ряда других важных детерминант:

1) от изменения мотивационной значимости ситуации достижения, в которой происходит выбор цели;

2) от обобщенного чувства компетентности в ситуации достижения;

3) от конкретной компетентности в определенных типах выполняемых задач.

Это позволило объяснить динамику выбора цели у испытуемых с мотивом (Му) и мотивом (Мн) в зависимости от изменения указанных параметров: левой и правой ассиметрии выборов у испытуемых с мотивом достижения, одномодальных и двухмодальных распределений при выборе цели испытуемыми с мотивом избегания неудачи. В работе процессы целеобразования объясняются не как рационалистичные расчеты по механизму валентности и вероятности, а как сложные формы опосредствования связей между мотивом, целью (конкретной или общей) и условиями (внутренние, внешние) в ходе процессов целеобразования. В результате, мотивационная значимость цели рассматривается как многомерное образование, формирующееся на основе сложной смысловой структуры цели и процессов смыслообразования.

Одним из центральных моментов работы явилось исследование проблемы формирования намерения и реализации намерения как особого процесса в структуре мотивации. Динамически - энергетическому подходу, сводящему выполнение действия к наличию доминирующей мотивационной тенденции действия, а намерение - к дополнительным источникам энергии, в работе противопоставлен подход, во-первых, различающий выбор цели и реализацию цели, во-вторых, объясняющий реализацию цели и намерения на основе механизмов регуляции, контроля реализации намерения и управления за выполнением действия. Процессы мотивации реализации в работе понимаются как аффективно-когнитивные синтезы, функциональные системы, опосредствующие процесс реализации действия путем организации специальных саморегулятивных процессов.

В работе выделены конкретные детерминанты мотивации реализации и механизмы его функционирования. При этом рассмотрена роль рациональных стратегий, мотивационных самоинструкций, эмоциональных воздействий, организации специальных мероприятий по контролю ситуации и распределению времени. Выделены характерные особенности функционирования этих механизмов у испытуемых с мотивами (Му) и су.

Процессы каузальной атрибуции проанализированы в работе как особый структурный компонент мотивации на этапе постреализации. Этот аспект нашел свое отражение в разработанной нами трехфактор-ной модели когнитивной структуры мотивации достижения.

Таким образом,ув работе предложена целостная модель структуры и механизмов функционирования мотивации достижения, которую можно кратко описать следующим образом. Мотивационные структуры функционируют как звенья единого процесса. Так, процесс мотивации инициации побуждает, инициирует деятельность и направляет ее в широкую предметную зону конкретизации и реализации мотива. Итогом мотива-ционной оценки ситуации является выделение неформальной структуры ситуации, в рамках которой может произойти дальнейшая конкретизация мотивации и разворачивание когнитивной оценки формальной структуры ситуации (выделение целевой структуры). Процесс мотивационной селекции осуществляет выбор цели в выделенной на предыдущем этапе "целевой зоне" и направляет действие на цель. Специфическая селективная функция, реализуемая мотивом на этапе инициации, заменяется теперь неспецифической селекцией мотива и специфической селекцией целевых структур. Мотивация реализации регулирует выполнение действия до тех пор, пока выбранная на предыдущем этапе цель, поставленное намерение не будут достигнуты. С постреализационными мотивационными процессами связаны: констатирование исхода действия, интерпретация причин успеха и неудачи, процессы, переключающие выполнение одного действия на другое. С четырьмя мотивационными структурами связаны следующие мотивационные побуждения: с мотивацией инициации - мотивационная тенденция, с мотивацией селекции - тенденция действия, с мотивацией реализации - тенденция реализации действия, с мотивацией постреализации - остаточная мотивационная тенденция^

Результаты проведенного исследования могут найти ряд практических приложений. Во-первых, выделенные в работе специальные саморегулятивные процессы могут быть использованы для организации психологических тренингов по формированию эффективных способов саморегуляции , необходимой в профессиональной, учебной и других видах деятельности. Такие тренинговые курсы могут быть направлены не только на попытку изменения мотива избегания неудачи на мотив стремления к успеху, но и на формирование у людей с обоими типами мотивов эффективных психологических приемов саморегуляции для реализации поставленных целей, преодоления преград (внешних и внутренних). В работе приводятся валидизированные проективные методики и опросники. Их можно использовать в профотоборе, при проведении психологических тренингов. Укажем, что эти методики уже применялись в практике работы ряда психологических лабораторий.

Отметим, что многие гипотезы и допущения, а также модель мотивации, предложенная в работе, нуждаются в дальнейших исследованиях. Можно указать на ряд перспективных разработок: возникает задача изучения других механизмов реализации намерения, выделения способов самоконтроля, используемых людьми при возникновении препятствий на пути к достижению цели. Эта же проблема связана с вопросом о роли мотивации реализации в других формах мотивации. Перспективно выделение и исследование в процессе реализации намерения двух аспектов: формирования намерения и принятие решения его выполнить. Актуален также более подробный анализ процессов постреализации и исследование механизмов переключения с одной деятельности на другую.

Полученные в работе результаты позволяют сделать следующие выводы.

I. Мотивация достижения представляет собой функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу ее осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициации деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим).

2. Экспериментальное исследование показало, что одним из основных механизмов актуализации мотивации достижения выступает мо-тивационно-эмоциональная оценка ситуации, складывающаяся из оценки мотивационной значимости ситуации и оценки общей компетентности в ситуации достижения; интенсивность мотивационной тенденции меняется в зависимости от изменения величины двух указанных параи с мотивом избегания неудачи (Му).

3. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что выбор цели определяется не только когнитивными структурами, функционирующими на этапе селекции (ожидание и ценность), но и рядом других детерминант: во-первых, это изменение мотивационной значимости самой ситуации достижения (валентность ситуации), во-вторых, обобщенное чувство компетентности в ситуации достижения и, в-третьих, чувство конкретной компетентности в определенной сфере выполняемых задач.

3.1. Испытуемые с мотивом достижения при высокой компетентности выбирают трудные задачи, а при низкой компетентности -легкие задачи; испытуемые с мотивом избегания неудачи при высокой компетентности выбирают очень легкие задачи, а при низкой компетентности - очень трудные. метров как у испытуемых с мотивом стремления к успеху

3.2. В релаксирующей ситуации, в которой низка мотивационная значимость ситуации, у испытуемых с мотивом (Мн) обнаруживается ассиметрия выбора цели в сторону трудных задач. В активирующей ситуации, когда мотивационная значимость высокая, зона целей, выбираемых этими испытуемыми, сдвигается наоборот, в сторону легких задач.

4. Существуют специальные механизмы мотивации, опосредствующие реализацию поставленного намерения и выполнение соответствующего действия. Процессы мотивации не сводимы ни к отдельно взятому мотиву, ни к мотивационной тенденции действия, возникающей при выборе цели, но включают качественно новый уровень мотивации, регулирующий, контролирующий реализацию намерения. В роли таких механизмов выступают: рациональные стратегии, различные самоинструкции, эмоциональные воздействия, контроль ситуации, контроль распределения времени. При этом у людей с мотивами и (Мд) в характере функционирования этих механизмов наблюдаются различия. Так, испытуемые с мотивом стремления к успеху используют следующие способы самоконтроля: I) рациональную стратегию, направленную на повышение значимости практической активности - действия; 2) самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации; 3) эмоциональный контроль, направленный на активацию (гнев, недовольство собой и т.п.). Испытуемые с мотивом избегания неудачи используют иные способы самоконтроля: I) рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели; 2) самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации; 3) эмоциональный контроль, направленный на релаксацию (успокоение, самоуверенность и т.п.).

5. Процессы интерпретации причин успеха и неудачи выполняют регулятивную функцию на этапе постреализации.

5.1. Нарушение процессов саморегуляции у испытуемых с мотивом (М^ и центрация на эмоциональных последствиях неуспеха объяснены в рамках трехфакторной модели как свойственный им тип атрибуции "внутренний - стабильный - глобальный".

5 2. Показана неправомерность отождествления процессов мотивации достижения с атрибутивными: частота появлений атрибуции крайне низка в типичных экспериментальных ситуациях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Магомед-Эминов, Мадруддин Шамсуддинович, 1987 год

1. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-еизд. Т.З. С.7-544.

2. Материалы ХХУД съезда КПСС . М., 1986. С.21-24.

4. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностномвосприятии // Вопр. психол . 1979. № 6. С.26-38.

5. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проб- .лемы психологии личности. М., 1974. С.122-144.

6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.,1976. 158 с.

7. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамической парадигме исследования психологии деятельности // Личность и деятельность. M., 1977. С.35-36.

8. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947. 255 с.

9. Бжалава И.Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966.250 с.

10. Бибрих P.P., Орлов А.Б. Преодоление в зарубежной психологиитрадиционных факторных подходов к детерминации поведения // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1977. № 2.

11. Бибрих P.P. Из истории проблемы детерминизма в психологии мо-тивации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1978. W 2. С.75-87.

12. Бибрих P.P. Исследование видов целеобразования: Автореф. канд. «дис. М., 1979. 20 с.

13. Блауберг И.В., Ццин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 270 с.

14. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982. 198 с.

15. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983. 270 с.

16. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. 1. И., 1972. 351 с.

17. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы челове- *ка // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. -М., 1978. С. 168-179.

18. Божович Л.И. Значение культурно-исторической концепции Л.С.Выготского для современных исследований психологии личности // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. Тез. докл. Всесоюз. конф. М., 1981. - С.24-29.

19. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В., Славина Л.С. Цель и намерение <и их побудительная сила // Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы I Всесоюз. конф. Тбилиси. 1974. - С.14-17.

20. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986. -102 с.

21. Вайсман Р.f. Развитие мотивационной сферы человека в старшем (студенческом) возрасте: Автореф. канд. дис. М., 1973. -27 с.

22. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980. 192 с.

23. Васильев И.А., Куль Ю. Влияние индивидуальных психологическихразличий на процесс решения проблем // Вопр. психол. 1981. № I. С.140-148.

24. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.142 с.

25. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. 4

26. Леонтьев и современная психология. М., 1983. C.I9I-I99.

27. Вилюнас B.K. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986. 207 с.

28. Выготский Л.С. 0 психологических системах // Собр.соч.: в 6 т.1. T.I. М., 1982. C.I09-I3I.

29. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т.2. М.,1982. С.5-301.

30. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //

31. Собр.соч.: В 6 т. Т.З. М., 1983. С.5-329.

32. Гомелаури Т.Л. К вопросу о мотивационном значении социальныхожиданий // Личность и ее ценностные ориентации. М., 1969.- С.100-123.

33. Гошек В. Исследование потребности достижения в спорте // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. докл. I Всесоюз. конф. Тбилиси, 1974. - С.69-72.

34. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974- С.145-169.

35. Додонов В.И. Эмоция как ценность. М., 1978. 271 с.

36. Запорожец A.B. Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. Тез.докл. Всесоюз. конф. М., 1981. - С.57-63.

37. Зейгарник Б.В. Перспективы патопсихологических исследований всвете учения Л.С.Выготского // Научное творчество Л.С.Выгот ского и современная психология. Тез. докл. Всесоюз. конф. М., 1981. - С.63-64.

38. Зейгарник Б.В. Теория поля К.Левина. М., 1981. 119 с.37. йванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопр. психол. 1985. № 3. C.II3-I23.

39. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.

40. Калинин Е.А. Исследование стрессовых реакций студентов-спортсменов в связи с некоторыми особенностями личности: Автореф. \ канд. дис. M., 1975. 26 с.

41. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение.Воспитание. M., 1968.148 с.

42. Ковалев В.й. К проблеме мотивов // Психол. журн. 1981. № I. 1. С.29-44.

43. Ковалев В.И., Дружинин В.И. Мотивационная сфера личности и ее ^динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журн. 1982. № 6. С.35-44.

44. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности.1. M., 1980. 256 с.

45. Коченов М.М., Николаева В.В. Мотивация при шизофрении. М.,1978. 88 с.

46. Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация. M., 1986. 302 с.

47. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. M., 1976. 245 с.

48. Леонтьев А.Н. Потребности,мотивы и эмоции. M., 1971. 40 с.

49. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопр. философии. 1972.12. С.129-140.

50. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопр. фи- *лософии. 1972. » 9. С.95-108.

51. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1977. 301 с.

52. Леонтьев А.Н. Основные проблемы психической жизни // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1983. № 2. С.18-20.

53. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. M., 1984. 442 с.

54. Магомед-Эминов М.Ш. Влияние разных типов каузального приписы- .вания на поведение // Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений

55. ХХУ 1 съезда КПСС. Тез. докл. науч.-практ. конф. Ростов на/Д. 1982. - С.66-68.

56. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и интерпретация причин поведения.

57. Дипломн. работа. МГУ : ф-т психологии, 1983. 146 с.

58. Магомед-Эминов М.Ш. Трехфакторная модель когнитивной структурымотивации достижения // Вестн. Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1984. 9 I. С.57-59.

59. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и мотив // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебно-трудовой деятельности. -Тез. докл. науч.-практ. конф. Новосибирск, 1985. С.33-35.

60. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивационная регуляция поведения // Эмоционально-велевая регуляция поведения и деятельности. -Тез.докл. П Всесоюз. семинара молодых учен. Симферополь. М., 1986. С.58-59.

61. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопр. психол. 1986. № 5.- C.I6I-I68.

62. Магун B.C. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворительностью // Вопр. психол. 1978. № 6. С.86-93.

63. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельностиличности. Л., 1983. 175 с.

64. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности „

65. Вопр. психол. 1980. № 5. С.47-59.

66. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и еевоспитание у школьников. М., 1963. 64 с.i

67. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.144 с.

68. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.- 120 с.

69. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрал К. Планы и структура поведения. М., 1964. 238 с.

70. Мильнан В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности

71. Вопр. психол. 1982. № 3. С.5-14.

72. Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. 143 с.

73. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. ~ 240 с.

74. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Вопр. психол. 1957. № 5. С.142-154.

75. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 426 с.

76. Мясищев В.Н. Современное состояние и основные направленияпсихологии отношений человека // Психологическая наука в СССР . М., 1960. С.110-125.

77. Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности "и отношения к ней // Проблема сознания. М., 1966. С.126-133.

78. Орлов £.11., Шкуркин В.И., Орлова Л.П. Построение теста вопросника для измерения потребности в достижениях // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974. -С.76-95.

79. Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие уровней мотивации // Вестн. *

80. Моск.унта. Сер.14. Психология. 1983. № 4. С.23-31.

81. Проблемы формирования социогенных потребностей. Материалы

82. Всесоюз. конф. Тбилиси, 1974. 307 с.

83. Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред.

84. Чхартишвили Ш.Н. Тбилиси, 1981. 356 с.

85. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. « 590 с.

86. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. -328 с.

87. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемаличности // Проблемы общей психологии. М., 1976. С.240-252.

88. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопр. психол. 1981. * 6. С.59-74.

89. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

90. Сухинская Л.А. Возложение и принятие ответственности за успехи неудачи в группах разного уровня развития // Вопр.психол. 1978. * 2. С.35-43.

91. Теоретические проблемы развития личности. М.,1974. 318 с.

92. Тихомиров О.К. Психология мышления. И., 1984. 267 с.

93. Тихомиров O.K. Л.С.Выготский и современная психология // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. Тез. докл. Всесоюз. конф. М., 1981. - C.I5I-I54.

94. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования.1. М., 1977. 257 с.

95. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека.1. М., 1969. 304 с.

96. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980. 144 с.

97. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 451 с

98. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T.I. М., 1986. 405

99. Чудинова И.М. Теоретические основы проблемы потребностей личности. Красноярск, 1975. 245 с.

100. Щадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. 184 с.

101. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971. 221 с.

102. Abramson L.Y., Seligman M.E.P. Learned Helplessness in Humans,

103. Gutique and Reformulation// J.of Abnorm.Psychol. 1978. ¥.6?. P.49-74.

104. Ash 1. Uber die Willenstatigkeit und das Denken. Gottingen,1905. 294 p.

105. Allport Gr.W. Personality. A Psychological interpretation. N.Y.,1. Holt, 1937. 588 p.

106. Alp*rt R., Haber R.K". Anxiety in academic achievement situations // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1960. V.61. P.207-215.

107. Atkinson J.W. The achievement motive and recall of interrupted and completed tasks //J. Bxp. Psychol. 1955* V.46. P.381-390.

108. Atkinson J.W., Reitman W.R. Performance as a function of motive, strength and expectancy of goal attainment // J. abnorm. Soc .Psychol . 1956. V.53. P.364-366.

109. Atkinson J.W., Raphelson A. Individual differences in motivation and behaviour in particular situations // J.Pers. 1956. V.24. P.349-363*

110. Atkinson J.W.(ed.) Motives in fantasy, action and society:a method of assessment and study. Princeton, D.Van Nostrand, 1958. 873p*

111. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behaviour // Psychol.Rev. 1957* V. 64* P.359-372.

112. Atkinson J.W. Towards experimental analysis of human motivation in forms of motives, expectancies and incentives // J.W. Atkinson (ed.). Motives in fantasy, action and society. Princeton,1958. P.280-305.

113. Atkinson J.W., Bastian J.R., Earl S.W., Litwin G.H. The achievment motive goal-setting andprobability preferences // J.Ab-norm.Soc.Psycliol.1960. V.60. P.214-56.

114. Atkinson J.W*, Litwin H. Achievement motive and test anxietyconceived as a motive to approach success and motive to avoid failure // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1960. V.60. P.52-63.

115. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton H.-Jersey, 1964. 360p.

116. Atkinson J.W., Cg,rtwright D. Some neglected vorigbles in contemporary conceptions of decision and performance // Psychol. Reports. 1964. V.14. P.575-590. 115* Atkinson J.W., Feather K.T. (eds.) A Theory of Achievement Motivation. E.Y.,1966. 591p.

117. Atkinson J.W*, Rayaor J.O. Motivation and achievement. Winston, 1974. 41 Op.

118. Atkinson J.W., Birch D. Introduction to motivation. JsT.Y.,1978.381 p.

119. Atkinson J.W. Personality and Motivation // American Psychologist. 1981. V.36, K2. P.117-128

120. Bandura A. Self-efficaly: Towards Unifying Theory of Behavioural Change // Psychol.Rev. 1977» V.84, 3ST2. P.191-215.

121. Birney R.S., Burdick H., Teevan R.O. Fear of failure. N.Y.,1969.3 40p.123* Balles R.C. Reinfacement, expectancy and. learning // Psychol. Rev. 1972. 7.79. P.394-419.

122. Bradler G.W. Self-serving biases in the attribution process:

123. A reevamination of the fact or fiction question // J.of Person, and Soc.Psychol. 1978. V.36. P.56-71.

124. Brody N. 1 achievement, test anxiety, and subjective probability of succes in risk-taking behaviour // J.Abnorm.Soc. Psychol. 1963. V.66. P.413-418.

125. Brown S.S. Problems presented by the concept of acquired drives // Sympos.Current Theory and Research in Motivation. Lincoln, Univ. of Nebraska Press, 1953. P.1-21.

126. Cartwright D., lestinger L. A quantitative theory of decision //

127. Psychol. Rev. 1943» V.50. P.595-622»

128. Choukin A.L. The effects of four outcome schedules on persistence, liking for the task and attributions of causality // J.of Personality. 1971 V.39» P.512-526.

129. Charms R., de,Dare P. Hope of success fear of failure, subjective probability, and risk-taking behaviour // J.of Person, and Soc.Psychol. 1965. V.1. P.558-568.

130. Clark R.A., Teivan R., Ricciuti H.N. H§pe of success and fearof failure as aspects of need for achievement // J.Abnorm. Soc.Psychol.1956. V.53« P.182-186.

131. Cohen L., Reid J., Boothroyd K. Validation of the Mehrebian

132. Edwards W. The theory of decision making // Psychol.Bull.1954. V.51. P.380-417. 135* Easter L.V., Murstein B.J. Achievement fantasy as a function of probability of success // J.Consult.Psychol. 1964. V.28. P.154-159.

133. Fabbo T., Beck R.C. Nieve psychology and the attributuional model of achievement // J.of Personality. 1979* V.47. P.185-195.139» Feather N.T. The study of Persistance // Psychol.Bull. 1962. V.39.,^2. P.94-115.

134. Feather N.T. The relationship of persistence at a task to expectation of success and achievement related motives // J.Ab-norm.Soc.Psychol.1961. V.63. P.552-561.

135. Feather U.T. Persistance at a difficulty //J. Abnorm.Soc.

136. Psychol. 1963. V.66. P.604-609.

137. Feather I.T. The relationship of expectation of success toneed achievement and test anxiety // J.of Person, and Soc. Psychol. 1965. V.1. P.118-126.

138. Feather M.T. Performance at a difficult task in relation toinitial expectation of success, test anxiety and need achievement // J.Pers. 1965. V.33. P.200-217.

139. Feather M.T. The relationship of expectation of success to reported probability, task structure and achievement-related motivation // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1965» V.66. P.231-238.

140. Feather K.T. Valence of autoome and expectation of success inrelation to task difficulté and perceived locus of control // J.of Person, and Soc.Psychol. 1967« V.7« P.372-386.

141. Feather 1Г.Т. Attribution of responsibility and valence of success and failure in relation to initial confidence and taskperformance // J.of Person.and Soc.Psychol. 1969. V.13. P.129-144.

142. Feather Ш.Т., Simon S.C. Attribution of responsibility and valence of outcome in relation to initial confidence and success and failure of self and other // J.of Person.and Soc.

143. Psychol.1971« V.18. P.173-188.

144. Feather K.T., Simon S.C. Causal attributions for success andfailure in relation to expectations of success based upon selective or manipulative control // J.of Personality. 1971« V.39. P.527-541.

145. Feather H.T., Simon J.A. Fear of success and causal attribution for outcome // J.of Personality. 1973« V.41. P.525-542.

146. Frieze J., Weinor B. Cue utilization and attributional judgements for success and failure // J.of Personality. 1971« V.139. P.581-606.

147. Frieze J.ÏÏ. Causal attributions and information seeking toexplain success and failure // J.of Research in Personal.1976. V.10. p.293-305.

148. French E.G. Development of a measure of complex motivation //

149. Atkinson J.W.(ed.). Motives in fantasy, action and society (Ibid.). 1958. P.210-218.153» French E.G., Thomas F.H. The relation of achievement motivation to problem-selving effectivness // J.Abnorm.Soc.Psychol. 1958. 7.56. P.46-48.

150. Gjesme T. Goal distance in time and effects on the realtionsbetween achievement motives and performance // J.of Ees.in Personality. 1974. 7.8. P.161-171.

151. Gjesme T. Slope of gradients for performance as a function ofachievement motive goal distance in time and future time orientation // J.of Psychol. 1970. 7.91. P.143-160.

152. Heckhausen H. Hoffnung und Furcht in der Leistungs Motivation»7erlag Anton Hair. Musenheim an C.Can, 1963«203p. 159» Heckhausen H. The anatomy of achievement motivation. N.I., Acad.Press,1967. 230p.

153. Heckhausen H. Achievement motive research. Current problemsand some contributions towards a general theory of motivation // Arnold W.J.(ed.). Nebraska. Sympos.Motivation.1968. P.103-174.

154. Heckhausen H. Achievement motivation and its construct. A cognitive model // Motivation and Emotion. 1977« 7.1. P.283-329.

155. Heckhausen H. Motivation und Handeln. Heidelberg,1980.808p.163» Heider F. The psychology of interpersonal relations. H.Y., Wiley,1958, 528p.

156. Hull C.L. Principles of behaviour. N.Y., 1943. P.422.

157. Hull C.L. A behaviour system. Hew Haven, Yale, Univ.Press,1952. P.372.

158. Hiroto D.S., Seligman M.E. Generality of learned helplessnessin man // J.of Person.and Soc.Psycho1.1975. V.31, N2. P.301-327.

159. Jones E.E., Davis K.E. From acts to disposition: the attribution process in person perception // Berkowitz (ed.). Advances in experimental social psychology. ET.Y., 1965. V.2.P312-148

160. Kolb D.A. Achievement motivation training for und erachievinghighschool boys // J.of Person.and Soc.Psychol.1965« V.2. P.783-792.

161. Kukla A. Attributional determinants of achievementrelated behaviour // J.of Person.and Soc.Psychol. 1972. V.21.P.166-174.

162. Kuhl J. Standard setting and risk preference: An elaborationof the theory of achievement motivation and an empirical test // Psychol.Rev. 1978. V.85, N3. P.239-248.

163. Kuhl J. Motivational and functional helplessness* The moderating effect of state versus action orientation // J.of Person, and Soc.Psychol. 1981. Y.40. P.155-170.

164. Kuhl J. The expectance-value approach in the theory of socialmotivation. Elaborations, extensions, critique // Feather N.T. (ed.). Expectation® and action«. 2T.Y., 1982. P.141-165.

165. Kuhl J. Motivation, Koirflikt und Handlungs kontrolle. Heidelberg, 1983. P.384.

166. Latta M.R. Differential testa of two cognitive theories ofperformance: Weiner versus Kukla // J.of Peraon. and Soc. Psychol. 1976. V.34. P.295-304.179. liewin"K. A dynamic theory of personality! Selected paper®. N.Y.,1935. 310 p.

167. Lewin K. A theory of topological psychology. 21.Y., 1936. 231 p.181. lewin K. Behaviour and development as a function of the totalsituation // Manual of Child Psychology. N.Y. 1946. P.791-844.

168. Lewin K. Defining the field at a given time // Psycliol. Rev.1943. V.50. P.292-310.

169. Lev/in K., Dembo T. at al. Level of aspiration // J.Metlunt (ed.)

170. Personality and behaviour disorders. N.Y., 1944. P.333-379.

171. Lewis S.A. The role of perceived competence, outcome, and process feedback in the determination of task satisfaction // J.of Person. 1976. V.44. P.321-340.

172. Litwin G.H. Achievement motivation expectancy of success and risktaking behaviour in theory ef achievement // Atkinson J.W., Feather H.T. (eds.). A theory of achievement motivation. U.Y., 196i P.103-115.

173. Locke E.A. Towards a theory of task motivation and incentivesorganizational behaviour and human performance. 1968. V.3. P.157-189.

174. Lowe G.A., Medway F.J. Effects of achievement motive on divergentselfother attributions for success and failure // Percept, and Motor Skills. 1976. V.42. P.127-132.

175. Madsen K.B. Theories of motivation. Copenhagen, 1968« 352p.

176. Madsen K.B. Modern theories of motivation. Copenhagen, 1974,352p,

177. Mac Arthur R.S, An experimental investigation of persistancein secondary schoolboys // Can.J. Psychol. 1955* V.9. P.42-54.

178. Mac Dougall W. An introduction to social psychology. L.,1908.355P.

179. Mc Clelland D.C./ Liberman A.M. The effect of need-relatedwords // J.Persist. 194-9. 7.18. P.236-251. 193- Mc Clelland D.C. Personality N.Y.,1951* 266p.

180. Mc Clelland D.C., Atkinson J.W., Clark K.A., Lowell E.L. Theachievement motive. I.Y., Appleton-Centure Grofts,1953*i)«584.

181. Mc Clelland D.C. Some social consequences of achievement motivation // Jones M.R. (ed.). Nebraska Sympos. on motivation. Lincoln, Univ.of Nebraska Press, 1955* P.41-69.

182. Mc Clelland D.C. Methods of measuring human motivation // Atkinson J.W. (ed.). Motives in fantasy action and society. Princeton Van Nostrand, 1958. V.1. P.42.

183. Mc Clelland D.G. Risk-taking in children with high and lowneed for achievement // Atkinson J.W. (ed.). Motives in fantasy, action and society. Princeton Van Nostrand, N.Y.,1958. P.306-321.

184. Mc Clelland D.C. The achieving Society. Grington,1961.

185. Mc Clelland D.C. The achievement motive // Current perspectives in social psychology. 3-rd ed. Oxford,1971. P.166-174.

186. Mc Clelland D.C., Steele R.S. Human motivations A book of readings. Morristown, Gen Learning Press, 1973* 510p.

187. Mandler G. , Sarason S.B. A study of anxiety and learning //

188. J.Abnorm.Soc.Psychol. 1952. 7.4?. P.166-173.

189. Mandler G., Cowen. Test anxiety questionnaires // J.Consult.

190. Psycholo. 1958. 7.22. P.228-229

191. Marlowe D. Relationships among direct and indirect measuresof the achievement motive and obert behaviour // J.Consult. Psychol. 1959. V.93* P.329-352.

192. Maslov A. Motivation and personality. N4. XT.Y., Harper,1954.411p.

193. Mehrabian A. Male and female scales of the tendency to achieve/

194. Educational and Psychological measurement. 1968. 7.28. P.493502.

195. Mehrabian A. Measures of achieving tendency // Educational and

196. Psychological measurement. 1969. 7.29. P.445-451.

197. Mehrabian A., Ksionzky A. A theory of affiliation. Lexington, Mass., 1974. gio p.

198. Meyer W.7. Leistungs-motiv und Ursachener Klarung von Erfolgung Misserfolg. Stuttgart,1973. 180p.

199. Medway F.S., Lowe C.A. The effect of stimulus person valanceon divergent self-other attributions for success and failure// J.Res.Personal. 1976. 7.10. P.266-278.

200. Miller D.T. Ego involvement and attribution for success andfailure // J.Person.and Soc. Psychol. 1976. 7.34. P.901-906.

201. Miller D.T., Ross M. Self-serving biases in the attribution ofcausality: Factor fiction // Psychol.Bull. 1975- 7.82. P.213-225.215 Moult on R.W., Raphelson A.C., Kristofferson A.B., Atkinson J.W.

202. The achievement motive and peroeptual sensivity under two conditions of motive arrousal // Atkinson J.W. (ed.). Motives in fantasy, action and society. Princeton, Van Norstrand. 1958. P.350-359«

203. Murrey H.A. Exploration in personality. N.r., Oxford Univ.1. Press, 1938. 761p.

204. Nygard R.A reconsideration of the achievement motivation theory // Eupopean J.of Soc.Psychol. 1975- V.51(1). P.61-92.

205. Hisbelt R., Ross L. Human inference: Strategies and shortcomings of social ¿judgement. N.Jereey, Prentice-Hall, 1980.33^P*

206. Nuttin J.M. The future time perspective in humah motivationand learning // Acta Psychologica 1964. V.23.

207. Uuttin J.M. Motivation, planning and action. A relational theory of behaviour dynamics. U.Jersey, 1984. 25lp.

208. Parducci A. Category judgement: A range-frequency model // Psycho 1.Rev. 1 965. V.72. P.407-418.

209. Raynor J.O. Relationships between achievement-related, motives, future orientation and academic performance // J.of Person.and Soc Psychol. 1970. V.15. P.28-33.

210. Raynor J.O., Atkinson J.W., Brown M. Subjective aspects of achievement motivation immediately before an examination // Atkinson J.7/., Raynor J.O. (eds.). Motivation and achievement. Washington, D.C. 1974. P.155-1?1.

211. Rest S., Uierehberg R., Weiner B., Heckhausen H. Further evidence concerning the effects of perceptions of effort and ability on achievement evaluation // J.of Person.and Soc.Psychol. 1973. V.28. P.187-191.

212. Ross L., Bierbrauer G., Polly S. Attribution of educationaloutcomes by professional and nonproffessional instructors // J.of Person.and Soc.Psychol. 1974. V.29. P.609-618.

213. Ross L., Lepper M.R., Hubbard M. Per severence in self-perception and social perception: Biased attributional processes in the debriefing paradigm // J.of Person.and Soc.Psychol. 1975. V.32. P.880-892.

214. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychol.Monographs. 1966. V.80, K1 .

215. Schmalt H.D. Das LM- Gitter. Gottingen,1976. 68p.235* Smith C.P. Achievement-related motives and goal-setting under different conditions. // J.of Personality. 1963. V.31. P.124-140.

216. Spence K.W. Behaviour theory and conditioning. N.Heaven, Yale1. Univ. Press, I96I. 262p.

217. Strenfert S., Strenfert S.O. Effects of conceptual structure,failure, and success on attribution of causality and interpersonal attributes // J.of Person.and Soc.Psychol. 1969* Y.11. P.138-147.

218. Schlenker B.BL. Group members attributions of ^««ponsibilityfor prior group performance // Repr.Research in Soc.Psychol. 1975. V.6. P.96-108.

219. Schlenker B.R., Soraci S., Mc Carthy B. Self-esteem and group *performance as determinants of egocentric perceptions in cooperative groups // Human Relations. 1976. V.29« P.H63-II76.

220. Schulz C.B., Pomerantz M. Achievement motivation, locus ofcontrol and academic achievement behaviour // J.of Personality. 1976. Y.44. P.38-51.

221. Skinner B.3?. About behaviorizm. N.Y., Knopt. 1974.

222. Smedstund J. The concept; of correlation in adults // Scandinavian J.of Psychol. 1963. 7.4. P.165-173.

223. Snyder M.L., Stephan W.G., Rosenfield D. Egotism and attribution // J.of Person.and Soc.Psychol. 1976. 7.33. P.435-441.

224. Tolman E.C. Purposive behaviour in animals and men. N.Y. Centure C°, 1932. 463p. 245« Tolman E.C. The intervening variable // Psychological Theory.

225. Weiner B., Kukla A. An attributional analysis of achievment motivation // J.of Person.and Soc.Psychol. 1970. 7.25. P.1-20.

226. Weiner B., Potepan P.A. Personality characteristics and affective reactions toward exams of superior and failing college students // J.of Educational Psychol. 1970. 7.61. P.144-151.

227. Weiner B., Frieze I., Kukla A., Reed L., Rest S., fiosenbau, M.

228. Perceiving the causes of success and failure. N.Y.,1971. 112p.

229. Weiner B., Heckhausen H., Meyer W.7., Cook R.E. Causal ascription and achievement motivation: A conceptual analysis of control // J.of Person.and Soc.Psychol. 1972. 7.21. P.239-248.

230. We iner B. Achievement motivation and attribution theory.

231. Morris town (I.Y.), Gen learning Press, 1974. 216p.

232. Weiner B. Human motivation. H.Y., Holt, Rinehart and Winston,1970. 480p.

233. Weinstein M. Achievement motivation and risk preference // J.of

234. Person.and Soc.Psychol. 1969* 7.13. P.153-172.

235. Winer B.J. Statistical principles in experimental design. H.Y.,1962. 672p.

236. Woodworth R.S. Dynamic psychology. K.Y., Columbia Univ.Press,1918. 21Op.

237. Wortman C.B., Costanzo P.R., Witt T.R. Effect of anticipatedperformance on the attributions of causality to self and others // J.of Person.and Soc.Psychol. 1973* V.27. P.372-381.

238. Vroom V.H. Work and motivation. N.Y.,1964.

239. Young P.T. Motivation of behaviour. N.Y., Wiley,1936. 562p.

240. Zuckerman M., Allison S.N. An objective measure of fear ofsuccess: Construction and validation // J.of Personality. 1976. V.40. P.422-430.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Психологическую практику, которая в современной психологии обычно строится в рамках медицинской парадигмы, мы рассматриваем с точки зрения психологической помощи. Следуя этой методологической установке, мы дополняем описательную и объяснительную научно-психологические установки горизонтом помогающей психологии, направленной на осуществление заботы о Другом и о себе. Поставив перед собой вопрос о психологической помощи человеку, нуждающемуся в этой помощи, вне медицинской парадигмы, мы оказываемся перед необходимостью очертить горизонт проблематизации феномена психологической помощи. Таким образом, вопрос о психологической помощи тематизируется с точки зрения сущностного устроения самого феномена. Вопрос о феномене психологической помощи, прежде всего, подразумевает раскрытие и схватывание феномена помощи как определенной человеческой ситуации, т. е. определенного способа существования конкретного человека в современном мире в многообразии событий «со-бытия».

Рассматривая проблему психологической помощи онтологически, с точки зрения бытия конкретного человека в мире в проблематичном существовании, мы должны осуществить переход от абстрактной психологии субстанционального субъекта к конкретной психологии бытия человека в драмах жизни (Выготский JI.C., 1986), т. е. в драматургическом «со-бытии» личности с другими личностями. При переходе от сущностной онтологии субъекта, личности, человека к онтологии существования, жизни конкретной личности, т. е. живого человека, мы сразу сталкиваемся с определенными, достаточно серьезными, методологическими проблемами, говоря словами JI.C. Выготского, требующими философии практики. О личности, субъекте приходится говорить не только как о категориях, понятиях, но и как об определенной, вполне конкретной, единичной, живой и живущей человеческой реальности.

Человек, в отличие от понятий, живет в драмах жизни, которые не имеют представительства в психологическом аппарате, как, собственно, и сам единичный человек, живущий этой жизнью.

Вот этот единичный человек, пребывающий в перекрестье многообразия живых драматических событий, стал привлекать пристальное внимание психологов, особенно в связи с массовыми бедствиями, катастрофами и социальными катаклизмами современной эпохи. Дело в том, что именно благодаря переходу психологии в жизнь, если верить JI.C. Выготскому, сместился центр психологической науки, и «камень, который презрели строители, стал во главу угла» (Выготский JI.C., 1982). Краеугольным может быть не всякий «камень» практики, а только такой, который требует методологии и общей теории, или философии практики.

В этом развитии взаимопересекаются, по сути, две методологии — общая, абстрактная методология и конкретная методология практики. Для раскрытия сути порождающей работы личности мы должны увидеть взаимодействие производства, порождения и присвоения. Присвоение опыта происходит в смысловой работе личности, в которой человек осуществляет заботу о воспроизведении и развитии культурно-исторического опыта, создании непрерывности связи поколений.

Таким образом, психологическая помощь трактуется с точки зрения принципа заботы, раскрываемого на основе культурно- исторической работы личности, в ходе осуществления которой формируется, развивается и восстанавливается культура заботы о себе и о Другом. Новую ситуацию можно обозначить как движение объяснительной и описательной психологии в сферу помогающей психологии. Сама психология должна совершить переход — не только объяснять явления и описывать феномены, но выйти в особую помогающую ситуацию, требующую преобразования, деятельной, «работающей» заботы.

Когда мне было 13 лет, я думала, что дружба решает. В 16 лет, думала-любовь. А сейчас я знаю точно, в мире решают: деньги!:)

О деньгах и стихах. Я стихов насочинял - денег не прибавилось, Я ещё придумал стих, думал всё исправилось… Счас сижу пишу поэму - понесу в издательство, Может денег мне дадут за стиховаятельство!

Новый год, как секс - сначала долго к нему готовишься, тратишь деньги, столько стараешься и все ради одной секунды удовольствия.

[-счастье не в деньгах, совсем. Богатые тоже бывают несчастны. - да, но лучше плакать в лимузине, чем в трамвае]

Хочу лично убедиться - что не в деньгах счастье)))))

Эх, сейчас бы собрать все те деньги, которые я пропила… и снова пропить!!!

Деньги - это свет в темноте кошелька.

7 утра, у меня даж на роже написано, что я спал 2 часа. Сажусь в троллейбус. Кондуктор выглядит даже хуже, чем я. Даю ему денег, он дает мне билетик. Потом он опять ко мне подходит. Я даю ему билет, он мне деньги и уходит. Я минуты 2 пересчитывал, вдупляя, в чем подвох.

Мне муж подарил книгу Как экономить деньги в результате он бросил курить. И похудел на 10 кг.

Почему люди разучились любить-искренне, по настоящему. ? А научились оценивать и измерять её в подарках и деньгах? Ведь любовь ценят не по подаркам, а по касаниям.

Деньги не портят человека, а открывают его скрытые черты характера!!!

На улице трещит мороз, снежинки белые летают. Замёрзли уши, щёки, нос, И только деньги быстро тают))

ДЕНЬГИ что птицы, они улетают к ДЕНЬГАМ, где собираются в стаи…

С деньгами мужчина чувствует сeбя мужчиной, а женщина - человекoм.

Секс за деньги?! Никогда! - А материнский капитал, тем не менее, получила.

Единственное, о чем я прошу - дайте мне шанс убедиться, что деньги не могут сделать меня счастливым.

Деньги - это шестое чувство, без него вы не сможете пользоваться остальными пятью.

Дайте картошку-фри - пожалуйста. Стойте, куда же вы? А деньги? - какие деньги, неуч? free по-английски бесплатно!

Папина радость, мамина гордость____папины деньги, мамины нервы.)

Слишком много людей тратят деньги, которые они не заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся. © Уилл Смит

Незаметно исчезают 3 вещи: деньги, ключи и твои любимые сладости.)

боже, как мне надоел этот мир, где всё держится на деньгах, сексе и преступности! Маша, 11 лет

Мелочный ты, дружок. Не забывай, всё что можно купить за деньги очень дёшево.

Такие понятия как любовь, добро, счастье - не купишь за деньги.

Деньги - вещь очень важная! Особенно когда их нет.

В глазах женщины идеальный муж тот, что зарабатывает большие деньги тем, что всё время проводит с ней.

Деньги - нерв войны. © Цицерон

Когда человек убьет последнего зверя, срубит последнее дерево, выловит последнюю рыбу и загубит последнюю реку, только тогда он поймет, что деньги есть нельзя!

Никогда не вкладывайте деньги в идею, которую Вы не можете объяснить на пальцах.

Проблемы у мужчины начинаются нe тогда, когда женщина начинает раздeваться за егo деньги, а тогда - когдa начинает одеваться на них.

Запомните одно: банкир даёт вам деньги лишь тогда, когда вы не нуждаетесь в них. Если вам действительно нужны деньги, значит, вы в отчаянном положении. А если вы в отчаянном положении, то банкиру вы не интересны. Книга Зелёный король

Деньги жене, нефть стране, проблемы себе.

Муж моей подруги просто подарок судьбы! Ну, из тех подарков, которые распаковываешь, а в голове вертится: "Лучше бы деньгами.

Банк - это учреждение, где можно занять деньги, если есть способ убедить, что ты в них не нуждаешься.

Любой каприз за ваши деньги! Вы платите - я капризничаю.

Деньги не пахнут, а как же жены находят заначку?

Если бы за каждый взгляд противоположного пола мне бы платили деньги, то билл гейтс был бы моим шофёром!

Игры (интеллектуальные), безусловно, тоже приносят доход, но основные деньги я все же зарабатываю на политических консультациях.

На свадьбе, жених решил, что за такие деньги легче выкупить брата из тюрьмы, чем выкупить невесту.

Ты осуждаешь девушек, которые предпочитают деньги… а разве сам не выбираешь девушек по красоте???

Деньги счастья не приносять, но укрепляют нервную систему.

Ваш ребёнок повзрослел, если на вопрос: "Что подарить?" отвечает: "Давай деньгами.

Деньги - это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна. © Виссарион Григорьевич Белинский

Деньги - это то же, что секс: если их нет, ни о чём другом не думаешь, Если они есть - думаешь обо всём, только не о них.

Те вещи, которые нужны по-настоящему, за деньги не купишь. © Стивен Кинг

Парень который подошол ко мне вчера и дал мне пачку денег убейся аб стену они фальшивые и я теперь сижу в КПЗ за покупку фальшивыми деньгами пакета канфет.

И запомните, нет ничего вечного в человеке, и жизнь его коротка, но тогда почему мы тратим свои жизни на такие же невечные вещи, как работа и деньги, когда рядом с нами вечности по имени Море, Солнце и Ветер?

Требуются рабочие для работы на работе. Оплата деньгами.

В погоне за длинным рублём помните, что деньги бегают быстрее.

А кто в детстве, когда мама/бабушка давала деньги на хлеб, приносил покусанный батон?

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Статусы про деньги и друзей

Самые лучшие статусы про деньги и друзей

Если тебе нужны деньги – иди к чужим, если совет – иди к друзьям, если тебе ничего не нужно – иди к родственникам.)))

Мудреца спросили: -Скажи, почему мы любим своих родных, близких и друзей, но как только появляются деньги отношения портятся, начинаются конфликты... Мудрец подумал и говорит: -Подойди к окну. Что ты видишь? -Ну... детей, играющих в песочнице. Влюблённую парочку... цветы, деревья... облака. -Хорошо. Теперь подойди к зеркалу. Что ты видишь? -Себя. -Смотри, и то, и то – стекло. Но стоит добавить немного серебра, и ты уже не видишь никого, кроме себя.

Знаете, о чём я жалею? О том, что не сделала больше. Больше всего. Даже глупостей. Жалею о том, что не любила сильнее. Не целовала чаще. Не обнимала дольше. Потому что всё проходит. Всё исчезает. Красота. Деньги. Любимые. Друзья. Живи полной жизнью...

Когда мои друзья станут бизнесменами, я продам их неудачные снимки из моих архивов за бешеные деньги и куплю виллу на лазурном берегу.

Друзья, это такие люди, которые в трудную минуту разделят с тобой все: неудачи, горе, напасти... деньги... бизнес... жену...

Свободная жизнь не может обрести много денег, потому что это нелегко сделать без раболепства перед толпой или правителями; но она имеет все в непрерывном изобилии. А если как-нибудь она и получит много денег, то легко сможет разделить их для приобретения расположения близких друзей. Эпикур

Выбирайте друзей не тех у кого больше денег, а тех у кого поступки дороже всяких денег!

Если хочешь потерять друга, одолжи ему денег.

Не имей сто рублей в облигациях, а имей сто друзей в нужных организациях!...

Хочешь избавиться от друга - одолжи ему деньги.

Лучшие друзья мальчиков - это миллиарды!

Да, у меня много денег! Да, я могу покупать друзей и их дружбу! Но я никогда не продаю то, что покупаю!

За деньги нельзя купить друга, зато можно приобрести врагов поприличнее.

Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Каждый даст по 2 рубля, будет 200 у тебя!

Деньги правят миром, управляют людьми. Чувствовать их запах - это у меня в крови. И все вокруг друзья, когда есть куча бабла. Это правило простое я прекрасно поняла.

Когда ты на машине, при деньгах, друзья тебя качают на руках. Когда ты покупаешь им вино, они с тобой смеются заодно... Ты делаешь подарки, к ним спешишь, волнуешься и дружбой дорожишь. Приходишь, помогаешь им в беде... Ты плачешь... А друзья сегодня где?

Нет, друзья не там, где за столом друг за друга тосты возглашают. Дружба там, где заслонят плечом, где последним делятся рублем и в любых невзгодах выручают. Эдуард Асадов

За деньги нельзя купить друзей, но можно завязать немало интересных знакомств.

Если бы каждый мой настоящий друг дал мне по пять рублей, у меня уже было бы 7.5 рублей.

Друзья, которые желали мне на прошлый день рождения много денег, успехов в работе, удачи и много, что ещё интересного... Спешу Вас обрадовать – ни хрена не сбылось!