Современные методы исследования в экономике. Методы экономического исследования. Исследование экономических связей

Современные методы исследования в экономике. Методы экономического исследования. Исследование экономических связей

Исследовательские процессы подразумевают глубокую и кропотливую работу экспертов и специалистов. Само понятие “исследование” определяется как процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

В социологическом словаре исследование определяется как вид систематизированной познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов.

Если в качестве основного классификационного признака избрать применяемый метод исследования, то можно выделить основные подходы к классификации исследований по:

виду исследования;

стадии исследования;

месту проведения исследования;

виду исследуемого объекта;

подходу к объекту исследования.

По своему виду исследования подразделяются на экспериментальные, теоретические, теоретико-экспериментальные.

На экспериментальном (эмпирическом) уровне исследований используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т. д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне исследование имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке.

К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень исследования. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно не похожими внешне фактами именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений.

Целью прикладных исследований является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определенных практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают, как правило, работы по реализации (внедрению) полученных результатов.

Практически исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуют выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определенных направлений разработки и реализации мероприятий по их усовершенствованию.

В зависимости от стадии проведения исследования подразделяют на поисковые разработки, научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские разработки.

Поисковые разработки проводятся с целью увеличения объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Они включают в себя разработку прогнозов развития науки и техники, открытие путей применения новых явлений и закономерностей.

Научно-исследовательские разработки - это работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) включают в себя технические, инженерные, лабораторные изыскания, доводящие результаты предваряющих их научно-исследовательских работ (НИР) до практической возможности их воплощения в производство.

По месту проведения различают лабораторные и промышленные исследования. Промышленные исследования, в отличие от лабораторных, проводятся в условиях реально функционирующих предприятий, что позволяет получить максимально точный результат.

По виду познаваемого объекта различают натурные и модельные исследования. Натурные исследования производятся непосредственно на самом познаваемом объекте путем реального экспериментирования над ним. В том случае, когда натурное исследование непосредственно над реальным объектом или системой невозможно в силу определенных причин, используется модель, замещающая объект оригинал или реальную систему, т.е. проводится модельное исследование. В настоящее время наиболее эффективным способом построения и познания идеальных моделей является метод компьютерного моделирования.

В зависимости от подхода к объекту исследования подразделяются локальные и комплексные. Локальные исследования затрагивают лишь определенную часть (один или несколько элементов) изучаемого объекта, что позволяет более четко сконцентрировать внимание на диагностике и решении конкретной проблемы. Недостатком такого рода исследований является абстрагирование от всей совокупности внешних и внутренних связей изучаемого объекта, иногда в ущерб полноте и объективности полученного результата.

По использованию ресурсов можно выделить ресурсоемкие и незначительные по ресурсоемкости исследования. В зависимости от времени проведения исследования подразделяются на продолжительные и непродолжительные.

По информационному обеспечению различают исследования, основывающиеся на внутренней информации, и исследования с привлечением внешней информации.

По степени организованности исследования подразделяют на спонтанные и организованные.

В зависимости от участия персонала можно выделить индивидуальные и коллективные исследования.

В практике исследования систем управления встречаются все рассмотренные выше типы исследований .

Методология исследования - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

В основу классификации научных методов может быть положена применяемость метода, возможность его использования в разных сферах человеческой деятельности. В таком случае можно выделить общие, особенные и частные методы научного познания.

Общие методы познания касаются любого предмета, любой науки. В истории философии можно найти только два таких метода - метафизический и диалектический - оба этих метода лишь намечают границы познания.

Частные методы научного познания - это специальные методы, действующие только в пределах отдельной отрасли науки, хотя иногда применяются и за рамками определенной сферы.

Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. Именно среди особенных методов можно выделить эмпирический и теоретический уровни познания. Таким образом, существуют особенные методы, проявляющиеся:

На эмпирическом уровне познания (особенные эмпирические методы);

На теоретическом уровне познания (особенные теоретические методы);

Как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания (особенные универсальные методы).

К особенным эмпирическим методам научного познания относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Наблюдение как метод исследования широко применяется при решении различных задач управления: для определения принципов взаимодействия с покупателями, для комплексной оценки рынка, для повышения эффективности организационной культуры компании и системы власти и влияния, для совершенствования процессов организации труда и т.д. В зависимости от специфики могут проводится включенные или невключенные, персональные или неперсональные, скрытые или прямые, структурированные или неструктурированные, систематические или эпизодические наблюдения.

Измерение - это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта исследования с помощью специальных технических устройств. Эти устройства могут работать как в руках человека, так и в автоматическом режиме. Современные компьютеры позволяют не только проводить процедуру измерения, но и обрабатывать полученные данные. Большую роль в исследовании играют единицы измерения - эталоны, с которыми сравниваются полученные данные. Они могут быть основными, или базисными, и производными, выводимыми из них с помощью математических операций. Частным случаем измерения является сравнение, которое позволяет оценить различные объекты и соотнести их друг с другом. Таким образом становится возможным ранжирование объектов.

Измерения применяются как основа для методов финансового, экономического, статистического анализа и т.д.

Различают шесть основных методов финансового анализа:

· горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

· вертикальный (структурный) анализ - выявление удельного веса отдельных статей в итоговом показателе, принимаемом за 100 %;

· трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

· анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет соотношений между отдельными позициями отчетности, определение взаимосвязей показателей;

· сравнительный (пространственный) анализ - с одной стороны, это анализ показателей отчетности дочерних фирм, структурных подразделений, с другой - сравнительный анализ с показателями конкурентов, среднеотраслевыми показателями и т. д.;

·факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результирующий показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяются в общий показатель.

Источники информации для диагностики финансово-хозяйственного состояния организации подразделяются на учетные и внеучетные.

Учетные источники информации:

Бухгалтерский учет и отчетность;

Статистический учет и отчетность;

Управленческий учет и отчетность.

Внеучетные источники информации:

Материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита;

Данные лабораторного и врачебно-санитарного контроля;

Результаты проверок налоговой службы;

Материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива;

Средства массовой информации;

Внутренние документы и переписка со сторонними организациями;

Сведения, получаемые от личного контакта с исполнителями.

Эксперимент - это целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных его сторон, связей и отношений. Таким образом, в ходе эксперимента ученый может вмешиваться в естественный ход процессов, преобразовывать объект исследования, помещать его в искусственные условия.

Эксперименты могут быть натурными (в реальных условиях), полунатурными (деловая игра), мысленными (мозговая атака, коллективная генерация идей).

К особенным теоретическим методам научного познания относятся процедуры абстрагирования и идеализации , в ходе которых образуются научные понятия.

Абстрагирование - мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые представляются несущественными для данной теории.

Идеализация - это операция мысленного выделения какого-либо одного, важного для данной теории свойства или отношения (не обязательно, чтобы это свойство существовало реально) и мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством. Полученные таким образом идеальные объекты в действительности не существуют, так как в природе не может быть предметов и явлений, имеющих только одно свойство или качество. В этом состоит главное отличие идеальных объектов от абстрактных.

Формализация - использование специальной символики вместо реальных объектов. Ярким примером формализации является широкое использование математической символики и математических методов.

Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента, получение общего вывода на основании частных посылок, движение от частного к общему.

Индукция не может существовать в отрыве от дедукции.

Дедукция - метод научного познания, представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний, вывод от общего к частному.

К универсальным методам научного познания относятся аналогия, моделирование, анализ и синтез, а также классификация.

Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым объектом по каким-то существенным свойствам.

Метод аналогии тесно связан с методом моделирования.

Метод моделирования предполагает изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. В основе этого метода лежит существенное сходство объекта-оригинала и его модели.

Приведем наиболее общепринятые классификации моделей процесса принятия управленческих решений.

На практике зачастую выделяют три типа моделей: описательные, аналоговые и символьные.

Описательная модель (физическая) изображает предмет или ситуацию, показывая нам, как они выглядят. Подобные модели содержат большую долю конкретных деталей и относительно малую долю абстракции. Например, архитектурная модель нового завода является описательной моделью. Подобный тип моделей относительно легко создать, но нелегко изменить. Трудно манипулировать переменными в описательной модели, так как ее элементы довольно конкретны. Они создаются для изображения конкретной, частной ситуации. Масштабная модель завода - это масштабная модель конкретного завода, и черты ее не могут быть использованы для описания заводов вообще.

Аналоговые модели изображают предметы или ситуации, заменяя различные реальные элементы другими, отличающимися формой или свойствами. Например, озеро на карте изображается голубым цветом. Изображение денежного потока компании, на первый взгляд, похожее на вертикальную диаграмму, тоже является аналоговой моделью. Этими моделями легче манипулировать, чем описательными, так как в них более высок уровень абстракции.

Символьная модель изображает различные свойства и элементы ситуации символами. Примером такого типа моделей может служить математическая модель, в которой различные элементы ситуации выражаются в форме уравнений. Символьными моделями наиболее легко манипулировать, так как в них высок уровень абстракции .

В рамках теории разработки управленческого решения рассматриваются и другие классификации моделей:

Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.

Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития.

Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.

Индуктивные и дедуктивные модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным решениям. Качество индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны, удается упростить описание ситуации принятия решения, а с другой - насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций.

Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса.

Модели решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач.

Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.

Одноцелевые и многоцелевые модели. Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей.

Одноцелевыми называются модели, в которых имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремится организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели. В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия. Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, не сводимых к одной комплексной.

Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения. Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения. Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решения.

Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены, и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.

Этапы процесса построения модели:

1. Постановка задачи – самый важный этап, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Следует определить, в чем заключается проблема.

2. Построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные данные предполагается получить, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также требуется определить, какая информация необходима для построения нужной модели, а кроме того, расходы и реакцию людей.

3. Проверка модели на достоверность. Определяется степень соответствия модели реальному миру (все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель?).

4. Применение модели. Зачастую созданные модели используются не в полной мере. Чтобы этого избежать, следует давать возможность линейным руководителям, для которых предназначены модели, участвовать в постановке задач и установлении требований к моделям. Кроме того, руководителей нужно научить использовать модели.

5. Обновление модели. С целью получения дополнительных выходных данных; с учетом изменения целей организации или внешней среды .

Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение.

Анализ дополняется синтезом. Синтез - метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.

Целый ряд методов базируется на системном подходе , позволяющем рассмотреть целое как комплекс взаимосвязанных элементов. Внутренняя среда организации структурируется в зависимости от целей исследования и может быть представлена отдельными элементами (табл. 2).

Внешняя среда также подразделяется на макро- и микросреды (факторы прямого и косвенного воздействия). К факторам прямого воздействия относят: поставщиков, покупателей, партнеров, конкурентов. К факторам косвенного воздействия относят: экономические, политические, технологические, социально-демографические, правовые.

Оценка факторов внутренней и внешней среды осуществляется на основе методов стратегического анализа. Среди наиболее известных - метод SWOT-анализа, ППЭСТ-анализ (СТЭПП-анализ), метод «Анализ поля сил», метод «Диаграмма Ишикава», методы конкурентного и факторного анализа .

Кроме того, метод дерева целей, метод анализа иерархий, методы функционально-стоимостного анализа также позволяют представить проблему исследования как взаимосвязанные задачи различных уровней.

Дерево целей - это схематичное представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Таблица 2

Системный анализ в оценке внутренней среды организации

Автор концепции Элементы, системы и подсистемы внутренней среды организации
Дж. Клоусон (системная модель организации) Подсистема управления, адаптации, контроля поступлений, производства, контроля оттоков, поддержки
С.Адамс, Б. Адамс (модель шести систем) Система коммуникаций, лидерства, норм, производства, ответственности, производительности труда
М. Вайсборд (модель шести ячеек) Цели, структуры, взаимоотношения, вознаграждения, лидерство, вспомогательные механизмы
Т. Питерс, Р. Уотерман, Дж.Филипс (модель 7S) Структуры, системы и процедуры, стратегия, персонал, совместно разделяемые ценности, стиль управления, сумма навыков
Г. Левитт («алмаз Левитта») Технология, задачи и миссия, структура, люди
М. Сейнер Люди, задачи, принятие решений, структура, информационные системы, культура, системы контроля, системы вознаграждения

Классификация - метод научного познания, позволяющий объединить в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках.

Экспертные методы исследования применяются для разработки и обоснования решений в условиях дефицита информации. Сущность этих методов заключается в том, что решение принимается посредством получения ответов специалистов на поставленные вопросы.

Методы экспертных оценок используются для анализа объектов и проблем, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается математической формализации, т.е. для которых трудно разработать адекватную модель. Наиболее часто методы экспертных оценок используются при рассмотрении социальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

Посредством применения методов экспертных оценок целесообразно решать следующие типовые задачи:

· составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

· определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;

· определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

· разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

· альтернативное распределение ресурсов для решения задач с ранжированием их очередности;

· альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса экспертов различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Индивидуальные экспертные методы основаны на использовании мнений экспертов-специалистов соответствующего профиля независимо друг от друга. Основными преимуществами этих методов являются возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления, оказываемого на отдельного работника. Однако эти методы мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта о развитии смежных областей науки.

Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод «интервью», аналитический метод, метод написания сценария.

Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности интервьюируемого эксперта экспромтом давать заключения по самым различным фундаментальным вопросам.

Аналитические экспертные оценки предполагают длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния, путей развития прогнозируемого объекта. Метод дает возможность эксперту использовать всю необходимую информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки.

Написание сценария - это метод, с помощью которого устанавливается логическая последовательность событий с целью показать, как, исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования. Описание обычно совершается в явно выраженных временных координатах. Эта особенность существенна при прогнозировании в области социально-экономических проблем, однако для целей научно-технических прогнозов введение явной зависимости от времени не всегда обязательно. Основное значение сценария - определение генеральной цели развития объекта прогнозирования, выявление основных факторов фона и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей». В сценарии используются заранее подготовленные прогнозы и материалы по развитию объекта прогнозирования. Разработка сценария принуждает исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы легко упустить, если бы ограничился абстрактными соображениями.

Сущность методов коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами (например, аналитическим расчетом, экспериментом и т.д.). В основе применения этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы, перспективность развития определенного направления исследований, времени свершения того или иного события, целесообразности выбора одного из альтернативных путей развития объекта прогноза и т. д.

Основными преимуществами методов коллективной экспертной оценки являются два момента: 1) при коллективном мышлении выше точность результата; 2) при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

На практике чаще всего используются такие методы коллективной экспертной оценки, как: метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), метод Дельфи, метод морфологического анализа.

Использование метода коллективной генерации идей позволяет получить продуктивные результаты за короткий период времени и вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс. Сущность метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструктурирование (критику) этих идей с формулированием контридей.

Метод «Дельфи» - один из наиболее распространенных методов экспертной оценки будущего. Он разработан американской исследовательской корпорацией РЭНД и служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий. Метод «Дельфи» построен на следующем принципе: в неточных науках мнения экспертов и субъективные суждения в силу необходимости должны заменить точные законы причинности, отражаемые естественными науками. Метод «Дельфи» позволяет обобщать мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение. Ему присущи все недостатки прогнозов, построенных на основе экспертных оценок.

При использовании метода «Дельфи» опросы проводятся в несколько этапов, причем после каждого этапа вся информация о результатов прошедшего тура сообщается экспертам. Участников экспертизы просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с коллективным суждением. Вся процедура повторяется 3-4 раза. В результате происходит сужение диапазона оценок.

Морфологический анализ представляет собой упорядоченный способ рассмотрения предметов и получения систематизированной информации по всем возможным решениям изучаемой проблемы. С помощью морфологического анализа в ряде случаев удается не только упорядочить входную информацию, но и получить качественно новую информацию. Этот метод позволяет ответить на три типа вопросов: какие средства (приборы) необходимы для получения всей информации о данной совокупности явлений; какова последовательность всех явлений, происходящих из определенной причины; как проследить все средства данного класса или все методы данного класса, все решения данной конкретной проблемы.

Морфологический анализ включает ряд приемов, но принцип у них один: систематизированное рассмотрение явлений, предметов, стремление не пропустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования. Этой цели служит прием систематизированного охвата, при котором исследование начинают с данного уровня знаний. Затем систематически просматривают одну за другой все возможные области знаний, пока не будет достигнут другой уровень знаний. В процессе анализа все объекты разбиваются на группы, каждая из которых подвергается тщательному изучению. Такой подход позволяет накапливать данные для последующих исследований по методу «морфологического ящика».

«Морфологический ящик» строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие параметры. Последовательное соединение одного какого-либо параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней представляет собой одно из возможных решений проблемы. Общее количество возможных решений равно произведению числа всех параметров, представленных в «ящике», взятых по строкам. Учитывая, что некоторые из этих решений практически неосуществимы, действительное число решений будет несколько меньше.

В результате этого метода создается новая информация об изучаемом объекте и вырабатывается оценка всех возможных альтернатив для каждой составной части проблемы. Цель его - выработка наиболее приемлемого решения на основе рассмотрения каждого возможного решения. Преимущества данного метода в том, что он осуществим при наличии малого количества информации по изучаемой проблеме, причем для оценки решений можно использовать самые общие критерии.

Метод «морфологического ящика» представляет интерес для прогнозирования возможного исхода фундаментальных исследований.

Подготовка и проведение экспертизы при проведении коллективных экспертных оценок включает в себя ряд этапов.

1. Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы, в функции которых входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данной отрасли. Количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 150 человек, в зависимости от сложности объекта.

При формировании группы экспертов основными являются вопросы определения ее качественного и количественного состава. Отбор экспертов начинается с определения вопросов, которые охватывают решение данной проблемы; затем составляется список лиц, компетентных в этих областях.

Для получения качественного прогноза к участникам экспертизы предъявляется ряд требований, основными из которых являются: высокий уровень общей эрудиции; глубокие специальные знания в оцениваемой области; способность к адекватному отображению тенденции развития исследуемого объекта; наличие психологической установки на будущее; наличие академического научного интереса к оцениваемому вопросу при отсутствии практической заинтересованности специалиста в этой области; наличие производственного и (или) исследовательского опыта в рассматриваемой области.

Для определения соответствия потенциального эксперта перечисленным требованиям используется анкетный опрос. Дополнительно к этому часто используют способ самооценки компетентности эксперта. При самооценке эксперт определяет степень своей осведомленности в исследуемом вопросе на основании анкеты. Обработка данных дает возможность получить количественную оценку компетентности потенциального эксперта.

Установить оптимальную численность группы экспертов довольно трудно. Однако в настоящее время разработан ряд формализованных подходов к этому вопросу. Один из них основан на установлении максимальной и минимальной границ численности группы. При этом исходят из двух условий: высокой средней компетентности группы экспертов и стабилизации средней оценки прогнозируемой характеристики.

Кроме описанных выше процедур, в методах коллективных экспертных оценок используется подробный статистический анализ экспертных заключений, в результате которого определяются качественные характеристики группы экспертов. В соответствии с этими характеристиками в процессе проведения экспертизы качественный и количественный состав экспертной группы может корректироваться.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Торгово-экономический институт

Кафедра экономики и планирования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «микроэкономика»

Вариант № 3

Красноярск, 2017

1. Методы экономических исследований

Основные методы экономических исследований:

1. наблюдение и сбор фактов;

2. эксперимент;

3. моделирование;

4. метод научных абстракций;

5. анализ и синтез;

6. системный подход;

7. индукция и дедукция;

8. исторический и логический;

9. графический.

Обращаясь к первому методу, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от этого, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.

Метод научных абстракций используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи - продукты труда, предназначенные для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования.

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.

Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция, ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего

Исторический и логический методы тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваются наглядность и компактность в изложении теоретического материала.

Например, на рисунке видна зависимость между ценами на товар и предложением. Чем выше цены, тем больше предлагающих товар.

2. Что такое номинальная и реальная ставка процента?

Процент - это абсолютная величина. Например, если одолжено 20 000, а должник должен вернуть 21 000, то процент равен 21000-20000=1000.

Ставка (норма) ссудного процента - цена за пользование деньгами - это определённый процент от суммы денег. Определяется в точке равновесия спроса и предложения денег.

Очень часто в хозяйственной практике для удобства, когда говорят про ссудный процент, имеет в виду ставку процента.

Различают номинальную и реальную ставки процента. Когда говорят о процентных ставках, то имеют ввиду реальные процентные ставки. Однако реальные ставки не могут быть непосредственно наблюдаемы. Заключая кредитный договор, мы получаем информацию о номинальных процентных ставках.

Номинальная ставка (i) - количественное выражение процентной ставки с учётом действующих цен. Ставка по которой выдаётся заём. Номинальная ставка всегда больше нуля (кроме бесплатного займа).

Номинальная процентная ставка - это процент в денежном выражении. Например, если по годовой ссуде в 10000 ден.ед., выплачивается 1200 ден.ед. в качестве процента, то номинальная процентная ставка составит 12% годовых. Получив по ссуде доход 1200 ден.ед., станет ли кредитор богаче? Это будет зависеть от того, как в течение года изменились цены. Если годовая инфляция составила 8%, то реально доход кредитора увеличился только на 4% .

Реальная ставка(r) = номинальная ставка - уровень инфляции.

Реальная ставка банковского процента может равна нулю и даже иметь отрицательное значение.

Реальная процентная ставка - это увеличение реального богатства, выраженное в приросте покупательной способности инвестора или кредитора, или обменный курс, по которому сегодняшние товары и услуги, реальные блага, обмениваются на будущие товары и услуги. То, что рыночная норма процента испытает непосредственное влияние инфляционных процессов первым предположил И. Фишер, который определял номинальную ставку процента и ожидаемого темпа инфляции.

Взаимосвязь между ставками может быть представлена следующим выражением:

i = r + e , (1)

где i - номинальная, или рыночная, ставка процента;

r - реальная ставка процента;

е - темп инфляции.

Только в особых случаях, когда на денежном рынке нет повышения цен (е=0), реальная и номинальная процентные ставки совпадают. Уравнение показывает, что номинальная процентная ставка может изменяться вследствие изменений реальной процентной ставки процента или вследствие изменения инфляции. Так как заемщик и кредитор не знают, какие темпы примет инфляция, то они исходят из ожидаемых темпов инфляции. Уравнение обретает вид:

i = r + eе, (2)

где eе ожидаемый темп инфляции.

Это уравнение известно, как эффект Фишера. Его суть в том, что номинальная процентная ставка определяется не фактическим темпом инфляции, так как он не известен, а ожидаемым темпом инфляции. Динамика же номинальной процентной ставки повторяет движение ожидаемого темпа инфляции. Необходимо подчеркнуть, что при формировании рыночной ставки процента имеет значение именно ожидаемый темп инфляции в будущем с учетом срока погашения долгового обязательства, а не фактическая ставка инфляции в прошлом.

Если непредвиденная инфляция имеет место, то заемщики выигрывают за счет кредиторов, так как возвращают кредит обесценившимися деньгами. В случае дефляции кредитор выиграет за счет заемщика.

Иногда может сложиться ситуация, когда реальные процентные ставки по кредитам имеют отрицательное значение. Это может произойти в случае превышения темпов инфляции темпов роста номинальной ставки. Отрицательные процентные ставки могут установиться в период галопирующей инфляции или при гиперинфляции, а также в период экономического спада, когда спрос на кредиты падает и номинальные процентные ставки понижаются. Положительные реальные процентные ставки означают рост доходов кредиторов. Это происходит, если инфляция снижает реальную стоимость займа (полученного кредита).

Процентные ставки могут быть фиксированными и плавающими.

Фиксированная процентная ставка устанавливается на весь период пользования заемными средствами без одностороннего права ее пересмотра.

Плавающая процентная ставка - это ставка по средне- и долгосрочным кредитам, которая складывается из двух частей: подвижной основы, которая меняется в соответствии с рыночной конъюнктурой и фиксированной величины, обычной неизменной в течение всего периода кредитования или обращения долговых ценных бумаг.

3. В условиях несовершенной конкуренции фирмы получают максимальную прибыль, если объемы их производства соответствуют условию:

а) равенства предельного дохода и предельных издержек;

б) превышения рыночной цены над совокупными издержками производства;

в) равенства совокупного дохода и совокупных издержек;

г) превышения рыночной цены над предельными издержками.

исследование экономический конкуренция

Ответ: г

4. Задача. Предельная полезность масла для потребителя зависит от его количества: MUm = 40 -- 5m. Предельная полезность хлеба: MUx = 20 -- 3x. Цена 1 кг масла равна 5 дол., цена хлеба - 1дол. Доход составляет 20 дол. Какое количество хлеба и масла приобретет потребитель?

Решение:

Потребительское поведение -- это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

Полезность какого-либо блага - его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Общая полезность -- совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность - полезность последней единицы потребляемого блага

В основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке) лежит функция полезности. Функция полезности объясняет, каким образом потребителям следует распределять свой ограниченный денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Функция полезности -- функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Потребитель должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. Совершая покупку одного товара, он сравнивает данный вариант расходования своих ограниченных средств с альтернативными вариантами, пока не убедится, что он принесет ему не меньше полезности, чем другие. Если бы потребитель использовал только два блага: Х и Y, то предельную полезность единицы блага Х надо было бы оценивать количеством единиц блага Y, от которых он готов отказаться ради приобретения единицы блага Х.

Но так как рынок предполагает многообразие товаров, то необходимо определить, от скольких единиц других благ (Y, Z, …, N) покупатель готов отказаться ради приобретения одной единицы блага Х. Это условие называется правилом максимизации полезности: потребитель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, станет равна предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Таким образом, потребитель старается так распределить свой бюджет, чтобы уравнять средневзвешенные предельные полезности приобретаемых товаров. При этом он достигает максимума благосостояния (или равновесия).

Уравнение равновесия потребителя, при котором он максимизирует полезность потребляемых благ, можно записать так:

где MU - предельная полезность отдельных товаров;

Р - цены товаров.

Потребительский выбор -- это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Таким образом на основании исходных данных получаем, что

MUM/Pm= МUхл/Pхл

I=Pm*Qm+Pхл*Qхл

20=5*Qm + Qхл;

(40-5*Qm) / 5= 20 - 3*Qхл;

(40-5*/Qm) / 5=20 - 3*(20-5Qm)

5*(20-60+15*Qm)= 40-5*Qm

100-300+75*Qm = 40-5*Qm

75*Qm+5*Qm=40 -100 + 300

Ответ: Потребитель приобретет 5 булок хлеба и 3 кг масла.

Библиографический список

1. Вечканов Г. С. Микроэкономика: учеб. пособие / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. - СПб. : Питер, 2007. - 256 с.

2. Ильяшенко В.В. Микроэкономика (для бакалавров) : Учебник.-КноРус,2012 .-276 с

3. Симкина Л.Г.Микроэкономика (для бакалавров) :Учебное пособие.- КноРус, 2012.- 356 с.

4. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для бакалавров.- Дашков и К, 2013.- 327с.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. - М.: Норма, 2008. - 576 с.

6. Юданов А.Ю. ,Грязнова А.Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. - КноРус, 2012 . -619 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности зарождения и развития экономической теории. Обобщение основных методов экономической теории: диалектический метод, методы абстракции, дедукции и индукции, допущения "при прочих равных условиях", анализа и синтеза. Анализ метода экономики.

    курсовая работа , добавлен 19.08.2010

    Методика и порядок анализа материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов. Краткая характеристика экономических условий работы ОАО "Яранский комбинат молочных продуктов", динамика основных технико-экономических показателей.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2009

    Изучение основных ранних экономических воззрений, классической политической экономии и современных теорий. Описания особенностей меркантилизма, маржиналистской революции и кейнсианства. Характеристика общей теории занятости, процента и денег Д. Кейнса.

    презентация , добавлен 04.12.2011

    Эволюция экономических теорий в контексте межрегиональной конкуренции. Этапы развития теории межрегиональной конкуренции. Вклад различных научных теорий в ее формирование. Особенности теории межрегиональной конкуренции в современном ее представлении.

    статья , добавлен 12.09.2011

    Методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии в экономической теории. Ее познавательная, прогностическая и практическая функции. Расчет размера заработной платы работников и отчислений на социальные нужды. Определение затрат на производство.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2012

    Современные методы экономических исследований, методика системного, комплексного экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятий. Характер действия экономических законов, установление закономерностей экономических явлений.

    методичка , добавлен 11.04.2010

    Рассмотрение сущности конкурентоспособности предприятия и методов ее повышения. Проведение анализа экономических показателей работы и конкуренции на рынке товаров. Составление программы мероприятий по повышению конкурентоспособности организации.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2014

    Сущность научного исследования, предмет и объект экономических исследований. Эволюция философско-психологический взглядов на сущность "интуиции". Роль интуиции в экономических открытиях, проявление интуиции в бизнесе, интуитивное принятие решений.

    реферат , добавлен 25.12.2009

    Теоретические подходы к изучению методов исследования экономических процессов и явлений. Основные понятия и пути совершенствования методологии науки. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа. Содержание сущность факторного анализа.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Применение математического планирования эксперимента в научных исследованиях. Начальные навыки работы с совокупностью случайных величин. Расчёт математического ожидания, дисперсии и среднеквадратического отклонения. Результаты дисперсионного анализа.

Рис. 1.1.

Исследуя хозяйственные процессы, ЭТ применяет ряд общенаучных методов познания. Важнейшие из них для экономики - девять (рис. 1.1). Так, очевидно, что эмпирическая функция ЭТ предполагает наблюдение (преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря полученной таким образом информации можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной пепиол. как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий. В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда, проводят её пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

В свою очередь моделирование предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому, виртуальному образцу - по модели, которая замещает сам объект исследования (особенно эффективно моделирование на компьютерах).

Метод научных абстракций (абстрагирование) - особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - абстракции (от лат. abstractio - отвлечение), или категории (стоимость, цена, деньги, рынок, дорогой, дешёвый и др.).

К примеру, понятие товара - как его определить? Если отталкиваться от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем разнотоварье - больших-малых, съедобных-несъедобных, жид- ких-сыпучих... Как привести это к "общетоварному знаменателю"? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное? Только с помощью абстрагирования , т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение экономических явлений как по частям - это анализ (от греч. analysis - расчленение), так и в целом - синтез (от греч. synthesis - соединение). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт - это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России - синтез.

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы ) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Это важно, ибо вся экономика (и не только она) состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий, предприятия - из цехов, стоимость товара - из элементов затрат, рынок - из многих секторов, ниш, участников).

С анализом и синтезом логически связано деление ЭТ на микро- и макроэкономику. Оно предполагает два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домохозяйство); а также (б) отдельные рынки (скажем, рынок зерна); производство, сбыт или цену конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего - госсектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими (агрегатными) показателями типа: валовой объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение таких общих понятий, как стоимость, рынок, бюджет, налоги и пр.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать, поскольку они тесно взаимосвязаны, переплетены. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Далее индукция и дедукция. Это два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция (от лат. inductio - наведение), или обобщение. Рассуждение же в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio - выведение). Так, когда мы видим в какой-то стране, что почти все граждане имеют работу, что их растущие доходы опережают повышение цен, а магазины наполнены отечественными товарами, то это наводит на мысль об экономическом росте (индукция ). И обратный пример по дедукции. Если страна слывёт отсталой и бедной, то из этого общего представления можно наверняка сделать выводы : в ней царят произвол и продажность чиновников, беззаконие и преступность, безработица и хозяйственный застой.

Исторический и логический методы (подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

Широкое применение в ЭТ получил графический метод. Он отображает хозяйственные явления с помощью схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость и наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, например, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 1.2). На рисунке видно, что здесь имеет место обратно пропорциональная (отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях могут быть прямо пропорциональные (положительные) зависимости с восходящими линиями на графике (с. 122).

Экономические процессы, протекающие в обществе, сложны и запутанны. Чтобы понять их тенденции, следует пройти длительный путь. Методы экономических исследований им и являются. Они помогают осознать научно истину происходящего. Слово "метод" в переводе с греческого обозначает "путь к истине". Пройдя его, можно достичь цели. Применительно к экономике, конечным результатом исследования выступает понимание закономерностей в хозяйственной деятельности на макроуровне. Это поможет охватить перспективу, к которой приведут действующие принципы системы.

Суть методов экономических исследований

Экономика в реальной жизни очень сложна. В масштабах одного государства существует множество отраслей хозяйствования, которые в свою очередь, состоят из множества предприятий различной величины. Все эти субъекты связаны между собой финансовыми, организационными, технологическими зависимостями. Изменение параметров деятельности одного предприятия способно повлиять на многие другие, связанные с ним компании.

Интересы у каждого производителя свои, и направлены они на получение максимальной прибыли. В противоположность предприятиям потребители стремятся приобретать продукцию наивысшего качества по самым низким ценам.

Предпочтения потребителей постоянно меняются. Это все приводит к колебаниям в экономике. Чтобы не потеряться среди многообразия факторов, влияющих на реальность в сфере хозяйствования, применяют различные методы экономических исследований. Существует множество способов получить необходимые знания по интересующей теме. Путей к цели достаточно много, поэтому следует рассмотреть их подробнее.

Этапы исследований

Любая область науки использует свои приемы для сбора данных. В биологии и медицине для этих целей применяют микроскоп, в астрономии - телескоп. Экономика предполагает использование совсем иных способов.

Система экономических исследований предполагает следующую последовательность действий.

  1. Наблюдение за объектом экономического исследования.
  2. Обработка информации, полученной на первом этапе. Для этого применяют множество приемов. К ним относится синтез, анализ, аналогия, индукция, дедукция, моделирование, абстракция, сравнение и аналогия.
  3. Проведение экспериментов.
  4. Построение логических и математических моделей.

Для проведения экономических исследований применяют определенное количество методов. Они могут быть всеобщими или применяемыми к одной отрасли.

Диалектика и метафизика

Экономика использует для получения информации об объекте исследования такие методы, как метафизика и диалектика. Различие этих систем заключается в их точке зрения на экономическую реальность.

Метафизика рассматривает фактор вне общей системы. В момент исследования явление находится в состоянии покоя и не меняется с течением времени. Это помогает познать внутреннюю структуру отрасли. Особенностью метафизики выступает факт, что результаты экономических исследований получаются на основе разрозненных явлений.

Диалектика имеет большее приближение к действительности. Результаты, получаемые путем обобщения всех процессов, предполагает такое экономическое исследование.

Основой диалектики являются противоречия, которые выступают в своем неразрывном единстве. Взаимодействие противоположностей движет процессы вперед, как мотор. Диалектика позволяет избежать односторонних, плоских суждений о действительности. Это в большей мере способствует исключению ошибочных решений.

В экономике борьба противоположностей (спрос и предложение, монополия и конкуренция и т. д.) составляет одно целое, и они должны рассматриваться в своем неразрывном взаимодействии. В этом случае приближен к реальности конечный результат исследования.

Обработка информации

Проведя наблюдение при помощи рассмотренных подходов, следует рассмотреть более специфические инструменты, позволяющие анализировать экономику.

Применяют специфические и общенаучные методы.

Специфические подходы к изучению хозяйственных взаимоотношений применимы для конкретно взятой отрасли. Это более точный анализ. В таком случае общенаучные подходы подстраиваются под условия объекта исследования.

Качественные методы

Общенаучные методы включают в себя исторический, логический, математический, статистический подходы.

Исторический метод рассматривает истоки происхождения экономических процессов. Это позволяет понять состояние системы в разные периоды времени. Экономика не является чем-то исторически неизменным. Исторический подход не позволяет выявить типичные черты системы.

Логический метод помогает проникнуть в причинно-следственные зависимости. Объективная логика помогает понять закономерности процессов.

Эти два метода позволят оценить систему с позиции ее качеств. Но современные подходы стремятся выявить еще и количество влияющих на систему факторов.

Количественные методы

К числу количественных методов изучения процессов относятся экономико-математические и статистические методы исследования.

Стремясь обобщить определенное количество явлений и факторов, современная экономическая наука прибегает к математическим выражениям показателей. За определенное количество времени изучаемые факторы меняют свое значение. Для оценки этих изменений используют статистику.

Математические приемы позволяют рассчитать количественные изменения показателей, влияющих на результат исследования. Для этого, проводя основные экономические исследования, соответствующие показатели группируются в единую систему. Это позволяет сделать вывод о влиянии каждого из них на конечный результат.

Экономико-математические и статистические методы являются неотъемлемой частью исследования.

Исследование экономических связей

После сбора информации ее анализируют и обрабатывают. Это помогает сделать выводы о действительности и спрогнозировать ход развития событий.

Институтом экономических исследований применяются всевозможные приемы для построения общей картины реальности. Помимо описательного этапа исследования применяют познание связей между элементами. Для этого используют метод научной абстракции, дедукции, индукции, аналогии.

Экономические теории генерируются путем создания модели действительности. Подведение существующих взаимоотношений к единому предсказуемому принципу функционирования является основным приемом в достижении целей проведения экономических исследований.

Вырабатывая шаблон, по которому работает система, можно понять состояние всей системы. Это сравнимо с анализом крови. По малому количеству биоматериала лаборант может судить о состоянии всего организма и спрогнозировать его состояние в перспективе.

Метод научной абстракции

Представленный метод позволяет создать модель экономической действительности путем исключения несущественных факторов.

Объект экономического исследования в научном абстрагировании очищается от множества частных, кратковременных, единичных характеристик.

По окончании этого процесса для исследования оставляются только самые надежные экономические связи, только часто встречающиеся процессы.

Четких границ абстрагирования не существует. Не установлено никаких правил относительно того, до какой степени обобщать объект исследования. Если углубиться в отсекание несущественных факторов системы, можно отмести и влияющие на результат исследования показатели. Поэтому глубину абстрагирования определяют интуитивно, опираясь на опыт и общие познания протекания процессов.

Дедукция и индукция

Индукция и дедукция дополняют друг друга. Цели экономических исследований достигаются путем формулирования гипотез. Индукция предполагает формирование общих принципов и положений на основе частных показателей. Разрозненные факты сводятся в теории и законы.

Дедукция применяет другую философию. Собирая данные об общих положениях, объясняется состояние определенного экономического объекта. Дедукция выдвигает гипотезу и подвергает ее проверке на корректность. Если реальные факты вписываются в выдвигаемое предположение, оно считается успешным. На этой основе разрабатываются научные теории.

Основные экономические исследования, ограниченные во времени, производятся дедуктивным методом.

Модели

Дабы упростить экономическую действительность, для наглядности составляют абстрактные модели.

Исходя из тематики экономических исследований, модели могут быть представлены в математической форме, виде графиков или таблиц.

Институт экономических исследований дополняет выводы об анализе показателей визуальными выражениями их связей. Самым популярным из них выступает график. Слова становятся убедительнее, когда их дополняет рисунок динамики факторов, влияющих на результат.

Таблица помогает сравнить количественные показатели модели. При помощи формул выражают экономико-математические зависимости системы.

Метод предельного анализа

Зависимость между взаимодействующими элементами системы иногда оценивают путем метода предельного анализа.

Предельная величина в представленном подходе выступает в качестве дополнительного показателя. Это может быть дополнительный доход предприятия, дополнительные издержки и т. п.

При совершении продаж дополнительной единицы товара возрастают и дополнительные издержки на ее изготовление. Суть метода предельного анализа заключается в осуществлении сопоставления таких величин.

В зависимости от темы экономических исследований сопоставляются факторы, увеличенные до максимального значения. Если соотношение предельных издержек и предельного дохода будет выгоднее существующих в реальности показателей, предприятию целесообразно увеличивать объем производства. Если же предельные затраты начинают превышать предельную выгоду, увеличение оборота является нерентабельным.

Ошибки в исследовании

Моделирование процессов в экономике иногда допускает ряд ошибок. Это ложные утверждения, вытекающие из логических путей поиска реальной картины объекта.

Среди наиболее частых ошибок выделяют ложное построение доказательства, а также ложное совершение выводов. Такие ситуации должны учитываться в процессе проведения исследования.

Ошибочное моделирование доказательства вытекает из ложного предположения «что хорошо для одного, подойдет и другим». Наглядным примером такой ситуации может послужить увеличение зарплаты на одном предприятии. Это привело к росту потребительской способности его работников. Но совсем не значит, что при увеличении зарплаты на всех предприятиях люди смогут покупать больше товаров. Последнее приведет к росту цен и инфляции. Покупательская способность останется прежней.

Вторая ошибка заключается в ложном построении следствия, причины. Это случается при упущении третьего фактора С или случайном (несистемном) изменении А от В. Например, рост цен на автомобили привел к увеличению объема продаж. Это противоречит закону спроса. В примере с автомобилями не учтен индекс инфляции, который стал причиной роста потребления при повышении цены.

Поэтому при построении экономических моделей следует проявлять максимум внимания ко всем факторам.

Результаты исследований

Существующие методы экономических исследований в большей или меньшей степени способствуют познанию факторов и их взаимодействия в системе.

Получив результат в ходе комплексного анализа показателей и пройдя тем или иным путем к теоретическому выводу, его проверяют на практике.

Дабы избежать масштабной ошибки, которую будет трудно исправить, следует провести эксперимент.

Не всегда получается проверить на практике правильность теории, не вызывая последствий среди рыночных связей. Однако, найдя верное утверждение, можно достичь главной цели экономического исследования – прогнозирования и оптимизации процесса в плановом периоде.

Ознакомившись с основными подходами, которые применяются для осознания экономической действительности, можно овладеть пониманием связей между элементами системы. Проблемы хозяйственной организации общества не терпят легкомысленности и необоснованности в их решении. Методы экономических исследований, применяемые при проведении анализа, помогут максимально снизить риск ошибочных решений в области управления рыночными процессами. Ошибки, допущенные на пути познания истины, могут стоить очень дорого на уровне макроэкономических отношений.

Методы экономических исследований

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки.

В экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же мы поступим, например, при классификации типов собственности, форм хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы .

Экономическая теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)- создатель систематической теории диалектики- центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Гегель оценивал как “мотор”, как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.

При изучении хозяйственных процессов авторы, например, экономикс признают наличие противоречий в разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и М. Брю пишут: “Не существует экономических систем без слабостей и недостатков”. Исходя из этого, они доказывают как необходимость, так и “несостоятельность” государственного сектора экономики, приводят доказательства в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют аргументы “за” рынок и “против” рынка .

Диалектический метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок). В последующих темах мы сможем научиться соединять, скажем, такие противоположности, как спрос и предложение, конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе отличительные черты современной экономики.

Экономическая теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив, оказалось, что экономические принципы и законы по-разному действуют в зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В послевоенный период (с 40-50-х годов) многие хозяйственные отношения стали анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства, перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии и др.

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднять серьезное теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.

Логический метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д.

Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремиться как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством .

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

Экономическая теория изучает не быстропротекающие и случайные события. Она стремится к научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении более или менее продолжительного периода - 10, 20 и более лет.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.

Список литературы

Банки и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997, - 351с.

Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.

Курс рыночной экономики. / Под ред. Г.Н. Рузавина. - М.: Менеджмент, 1994. – 212с.

Курс экономической теории: Конспект лекций / Е.М. Анципович, А.В. Бондарь, Л.В. Воробьева и др.; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн. ООО «Мисанта», 1997. – 336с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992, – 399с.

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – СПб: Питер, 2000. – 496с.: ил.

Основы экономической теории: Схемы, диаграммы, таблицы / Л.Н. Давыденко, В.А. Войцеховский, С.Г. Галуза и др. – Мн.: Выш.шк., 1991. – 207с.

Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.

Современная экономика: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 192с.

Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.

Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.

Теория национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.: «Плюсминус», 1994. – 168с.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. – 637с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/