Государство постоянно работает над внедрением методов, позволяющих восполнить золотовалютный запас и нормализовать обстановку, сложившуюся на инвалютном рынке. Обязательная продажа валютной выручки – один из таких способов, который не оригинален и был задействован в РФ.
До 2007 года предприятиям необходимо было непременно реализовать инвалюту, вырученную в процессе работы с зарубежными партнерами, на рынке внутри страны. Происходило это на спецторгах и валютной бирже. Причина подобных мер – необходимость укрепить и поддержать отечественную денежную единицу за счет увеличения ее количества на внутреннем рынке.
Предприниматели-резиденты вправе пользоваться такими путями реализации инвалютной выручки:
Операции по продаже дохода в у. е. осуществлялись с помощью уполномоченного банка, работающего с бизнесом. Реализовать его следовало не позже семи дней (рабочих) с той даты, когда он появился на счету резидента.
Центробанк контролирует соблюдение резидентами сроков и точных нормативов.
Нормы продаж колебались от 50% до 75%. После стабилизации экономики и выхода из кризиса процент снизился сначала до 25%, а затем и до ноля.
Ст. 21 ФЗ № 173, согласно которой устанавливалась обязательная продажа валюты на внутреннем рынке страны, с 2007 года уже не действует.
В текущем году остается в силе утвержденная Центробанком норма обязательной реализации иностранной денежной массы, полученной от партнеров по бизнесу. Она предполагает снижение ранее установленного норматива до нулевого значения.
Центробанк обосновал свое решение:
По мнению регулятора, возвращение системы обязательной продажи инвалютной выручки в прежнем объеме:
Кроме того, необходимость обязательной реализации части заработанной резидентами валюты:
В итоге наметившаяся устойчивость экономического состояния нарушится, поскольку прочность рынка обеспечивается предсказуемыми и адекватными мерами в отношении к монетарной политике страны.
Эксперты предполагают, что критическая точка нижней стоимости отечественной валюты пройдена. Вероятность того, что цены на нефть снова пойдут вниз, ничтожная. А значит, котировки национальной валюты останутся на допустимом уровне.
Введение нормы обязательной реализации валютной выручки не обеспечит снижение процента инфляции и не уменьшит цены, поскольку отечественная экономика и без того заметно стабилизировалась, и наметился рост курса рубля.
Возвращение в законодательном порядке обязательства продавать инвалюту угрожает сильным ударом по производителям. Такой ресурс нужен бизнесу, особенно крупному, для сохранения достигнутых оборотов и их увеличения.
Кроме того, в банках страны увеличится количество валютных контролеров, что чревато значительным разрастанием бюрократии, тормозящей рост экономики.
Продажа валютной выручки ИП(Индивидуальными предпринимателями)
До 2007 года закон обязывал индивидуальных предпринимателей и бизнесменов продавать валютную выручку в принудительно-обязательном порядке. В какие-то периоды норматив продаж зашкаливал до 75% от валютного дохода. Позже он был скорректирован до 30%. Отход от системы обязательной реализации ин.валюты, поступающей от предпринимательской деятельности, помог повысить перспективы вливания заграничных денежных потоков в страну, а также привел к повышению курса рубля.
Резиденты перестали бояться введения более жестких контрольных мер за своим капиталом в инвалюте. Также отмена принудительной продажи способствовало снижению темпа инфляции, стабилизировало инвестиционную политику и облегчило ведение бизнеса с заграничными партнерами. На текущий момент ЦБ утвердил норматив реализации валютной выручки на уровне 0%. Это обусловлено текущим состоянием отечественной экономики, ее положительной динамикой, достаточностью госбюджета.
Обязательно-принудительная реализация валютной выручки ИП довольно жестко ударяла по бизнесу. Крупным бизнесменам валютный ресурс необходим постоянно для наращивания торговых оборотов в производстве и сотрудничества с зарубежными партнерами. После снижения этой нормы до 0% объемы трансграничных денежных потоков значительно увеличились, а риски инвестирования в российские активы снизились. Увеличение объемов ин.валютного капитала повлияло на курс рублевой валюты, которая перешла на свободную конвертацию.
Доходы в валюте поступают на счет предпринимателя в том случае, когда он заключает договоры на поставку грузов или оказания услуг с зарубежными компаниями. В результате взаимодействия перечисляется определенный транш, который называют «валютной выручкой». Чтобы законно получать доход в валюте, нужно грамотно оформить документацию и завести валютный счет. На основании предоставленных документов банк открывает следующие счета в валюте:
После открытия счетов нужно уведомить налоговую. Если этого не сделать или сделать с опозданием, то есть шанс получить штраф или наложение запрета на использование счета. Обычно уведомлением занимается курирующий банк в 5-дневный срок. Параллельно банком оформляются паспорта сделок, документация для валютных контроллеров, где содержатся все сведения о движении валютных средств на счете.
В некоторых случаях банк вправе отказать в открытии валютных счетов. Это касается тех вариантов, когда клиент предоставляет ложные данные или некорректные сведения, проводимые операции не соответствуют требованиям закона, контракты или договора представлены без сопровождающих писем на русском языке и проч.
Таким образом, на сегодняшний день отменена обязательная реализация валютного дохода ИП. В Госдуме ее посчитали нецелесообразной. Это можно считать хорошим сигналом для экономики, поскольку благосостояние будет достигаться иными адекватными методами, что увеличит инвестиционную привлекательность государства.
Инструкция ЦБ №111 от марта 2003 г. и ФЗ №173 от декабря 2003 г. предусматривали обязательно-принудительную реализацию выручки валюте в размере до 30%. Продажа проводилась на основании распоряжения ИП не позднее 7-дневного срока. Предприниматели могли уменьшить сумму выручки на размер расходов, потраченных на следующие расчеты:
Реализация валюты проводилась по внутрирыночному курсу инвалюты к рублю, действующему дату продажи.
Он состоял из следующих этапов:
При невыполнении этих обязательств банк мог наложить ограничения на использование валютного счета, а также его закрытие в принудительном порядке за невыполнение предписания. Также можно было получить серьезный штраф от налоговой в денежной форме.
Каждое предприятие может открыть в банке валютный счет. Если валютный счет открывается в том же банке, что и рублевый, клиент представляет в банк заявление и все предусмотренные законодательством документы.
Для открытия в уполномоченном банке валютного счета организация должна представить следующие документы: 1. нотариально заверенную копию устава; 2. нотариально заверенную копию учредительного договора или заявку на создание организации; 3. нотариально заверенные карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера в двух экземплярах; 4. заявление на открытие валютного счета (в заявлении должно быть отражено обязательство клиента соблюдать банковские правила ведения валютного счета). Банки имеют типовые образцы заявлений и предоставляют их клиентам; 5. копию свидетельства о регистрации; 6. бухгалтерский баланс на последнюю отчётную дату; 7. справку из налоговой инспекции о постановке на учет; 8. протокол собрания учредителей.
Кроме этого, совместные организации должны представить в банк свидетельство о внесении их в Государственный реестр организаций с иностранными инвестициями. Данное свидетельство выдается после регистрации в Государственном комитете Российской Федерации по иностранным инвестициям.
Нерезиденты должны представить в банк выписку из торгового или банковского реестра, определяющую юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения национального иностранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и легализованы в посольстве Российской Федерации либо в посольстве иностранного государства.
Проверенные уполномоченным банком представленные документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям законодательства, являются основанием для открытия клиенту валютного счета.
В настоящее время предприятия, учреждения и организации-резиденты имеют право без ограничений по количеству и видам иностранных валют открывать в уполномоченных банках на территории России валютные счета. Валютный счет может быть открыт предприятию: 1. только в одной валюте платежа (например, в долларах США); 2. в нескольких валютах платежа.
Наряду с одним или несколькими валютными счетами предприятие может открыть и один валютный счет в нескольких иностранных валютах (мультивалютный счет).
Для учета валютных операций организациям открываются счета: 1. 405 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности"; 2. 406 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности; 3. 407 "Счета негосударственных предприятий"; 4. 408 "Прочие счета".
Юридическому лицу на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллельно открываются: 1. транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже, и проведения других операций; 2. текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;
Валютная выручка, поступающая от нерезидентов, зачисляется первоначально на транзитный валютный счет, и после обязательной продажи предприятием валютной выручки остальная часть зачисляется на текущий валютный счет.
Валюта, полученная резидентами в качестве экспортной выручки, подлежит обязательной частичной продаже на внутреннем валютном рынке. В настоящее время экспортер обязан продать 25% экспортной выручки на внутреннем валютном рынке.
Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.
Экспортная валютная выручка, поступающая на транзитные валютные счета посреднических организаций в пользу предприятий, не являющихся резидентами Российской Федерации, перечисляется с транзитных счетов по поручению посреднических организаций на валютные счета организаций-нерезидентов без обязательной продажи части валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения, начисленного посредническими организациями в свою пользу.
Обязательная продажа валюты производится по поручению предприятий, в пользу которых поступила валютная выручка, с их транзитных валютных счетов. После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению предприятий на их текущие валютные счета и может быть использована на любые цели в соответствии с законодательством.
Предприятия могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте: 1. в пользу нерезидентов в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов; 2. в пользу предприятий-резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении; 3. по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур.
Вышеуказанные расходы в иностранной валюте оплачиваются до осуществления обязательной продажи части валютной выручки. Если же предприятия произвели вышеуказанные расходы со своих текущих валютных счетов, то на сумму фактически произведенных платежей средства в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на валютные счета предприятий.
Репатриация в валютном законодательстве
Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).
Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).
Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:
При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).
До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.
В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).
Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.
Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:
ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.
В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки :
Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:
Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Размер штрафа |
Ст. КоАП |
|
Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д. |
1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием |
П. 4 ст. 15.25 |
От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета На должностное лицо от 20 000 до 30 000 |
||
Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки) |
На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб. |
П. 4.1 ст. 15.25 |
Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом |
1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока |
П. 5 ст. 15.25 |
От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. |
В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.
Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.
К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).
Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:
Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).
Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.
Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:
Таким образом, ответ на вопрос «что это - репатриация валютной выручки ?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.