НДФЛ – федеральный налог, направляемый в местные и региональные бюджеты и действующий по всей территории России. Обязанность по его перечислению возлагается на физлиц, получающих доходы как в пределах РФ, так и за границей. Налогоплательщики НДФЛ определяются гл. 23 НК РФ, в гл. 26 называются категории граждан, освобожденных от бюджетного обязательства.
Налог распространяется на разные виды поступлений физлиц:
Налоговая база исчисляется как сумма доходов, поступивших физлицу, уменьшенная на положенные по закону вычеты. Если размер вычетов превышает поступления, гражданин ничего не перечисляет в бюджет. Отрицательная разница, образовавшаяся в ходе расчетов, «обнуляется» и не вычитается в следующих периодах.
При расчете фискальной базы учитываются доходы в виде денежных сумм, товаров, услуг, в форме материальной выгоды.
Согласно положениям НК РФ, основного нормативного документа в данном вопросе, к категории плательщиков подоходного налога относятся физлица:
Несовершеннолетние дети не исключаются из числа плательщиков подоходного налога. От их имени в налоговых правоотношениях выступают законные представители: родители, опекуны, попечители.
От уплаты НДФЛ освобождены индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы: , или работающие по патенту. Это распространяется на доход от зарегистрированных видов деятельности и не касается дополнительных поступлений, например, от реализации личного имущества.
Согласно положениям НК РФ, резидентами признаются плательщики НДФЛ, пребывающие на территории России не менее 183 дней за последние 12 месяцев. В счет дней отсутствия не включаются периоды выездов за рубеж для обучения и лечения, длительность которых составляет менее полугода.
Порядок определения резидентства описывает ст. 207 НК РФ. Для отнесения человека к конкретному налоговому статусу нужно просуммировать дни фактического пребывания в РФ и дни выездов за рубеж для обучения и лечения. Законодательство не содержит требований, что эти даты должны следовать подряд. Они могут прерываться командировками, отпусками и иными выездами.
От факта резидентства зависит ставка подоходного налога. Для резидентов она установлена на уровне 13%, для иных лиц – 30%.
Важно! Налоговое резидентство и гражданство РФ – не взаимосвязанные понятия. Например, россиянин, проводящий 2/3 года в заграничных командировках, утрачивает статус резидента.
НК РФ определяет, кто платит НДФЛ и в каком порядке. Для официально занятых граждан функцию расчета налога и его направления в госказну выполняет налоговый агент – компания-работодатель.
Самозанятые граждане, коммерсанты и физлица, получающие доход от сделок, не связанных с работой (например, от продажи имущества, сдачи в аренду), рассчитывают и уплачивают налог самостоятельно.
По результатам года не позднее 30.04 подается декларация, содержащая сведения о расчете суммы налога. ИП перечисляют бюджетное обязательство тремя платежами (по итогам полугодия, 9 и 12 месяцев), физлица – одним, не позднее 15 июля.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Под налогообложением следует понимать закрепленную законодательством процедуру по установлению, взиманию и уплате сборов и налогов в бюджет. Она включает в себя установление ставок, величин, видов платежей, правил отчисления сумм разными лицами. Рассмотрим далее, .
В НК их определение отсутствует. Между тем во 2 статье Кодекса закреплен круг отношений, регулируемых НК. Они связаны с:
В качестве субъектов налогового права выступают организации и отдельные физические лица - плательщики налогов , а также органы власти, уполномоченные на реализацию контрольно-надзорных функций в сфере налогообложения.
Субъекты, участвующие в налоговых правоотношениях, разделяются на 4 категории. Согласно 9 статье НК, в них включены:
Эта классификация считается общей. Кроме того, различаются по юридическому составу, хозяйственной и управленческой обособленности. К примеру, в зависимости от статуса различают резидентов и нерезидентов. По управленческой обособленности субъекты налогообложения разделяются на независимых и взаимозависимых.
Как следует из приведенной выше информации, основные виды плательщиков налогов - это физлица и организации. К первым относят:
К ним, согласно 207 статье НК, относят физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней (календарных) на протяжении 12 месяцев, идущих подряд. Период пребывания этих субъектов налогообложения в РФ не прерывается на время краткосрочного (до полугода) выезда за границу страны на обучение или лечение. Вне зависимости от фактической продолжительности нахождения в стране, резидентами признаются военнослужащие РФ, проходящие службу за рубежом, сотрудники государственных и местных структур власти, командированные за границу.
Отдельную категорию субъектов налогообложения составляют индивидуальные предприниматели. Ими являются физлица, прошедшие госрегистрацию в установленном порядке и ведущие предпринимательскую деятельность без создания юрлица. К этой же категории относят частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Согласно п. 2 11 статьи НК, физлица, ведущие предпринимательскую деятельность без создания юрлица, но не зарегистрированные в данном статусе, не могут ссылаться на то, что они ИП не являются.
Юрлица, являющиеся налоговыми плательщиками , разделяются на:
Она составляет основу статуса участника налоговых правоотношений. Налоговая правосубъектность формируется из дее- и правоспособности. Последняя представляет собой способность субъекта исполнять обязанности и иметь права. Налоговая дееспособность предполагает личное участие в правоотношениях, несение ответственности за нарушения положений НК.
В качестве ключевых участников налоговых правоотношений выступают плательщики с одной стороны и государство (в лице уполномоченных органов) с другой. Участие других лиц (к примеру, налоговых агентов) является факультативным. В соответствии с 19 статьей НК, плательщиками признаются граждане и организации, на которых возложена обязанность отчислять установленные платежи в бюджет. Согласно п. 2 83 нормы НК, постановка в ИФНС на учет ИП и юрлиц, включение их в ЕРН (единый реестр) производятся вне зависимости от наличия обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязанности по выплате того либо другого налога. В РФ , таким образом, лицо будет считаться плательщиком до того, как у него появится объект обложения.
Физические лица, в отличие от юридических, не должны вести бухучет. Вменяемость и возраст не влияют на признание физлица плательщиком. При определении объекта налогообложения для плательщиков налога имеет значение наличие статуса резидента или нерезидента. В первом случае отчисления производятся со всех доходов, полученных и на территории России, и за ее пределами. Нерезиденты выплачивают налоги с прибыли, извлеченной только в РФ.
Плательщики вправе участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителя. Полномочия последнего должны подтверждаться документально. Представительство, согласно 27, 28 статьям НК, может осуществляться законным или, в соответствии со ст. 29, субъекта.
Эта категория субъектов выделена в законодательстве отдельно. В случае признания лиц взаимозависимыми налоговые органы вправе провести проверку правильности применения цен, определенных сторонами сделок, для целей обложения. Взаимозависимыми считаются субъекты (организации либо физлица), если отношения между ними могут повлиять на экономические результаты или условия как их деятельности, так и деятельности лиц, представляемых ими. Например:
Перечень взаимозависимых субъектов не считается исчерпывающим. Суд вправе признать лиц таковыми по другим основаниям, прямо не установленным в НК, если их отношения могут оказать влияние на результаты сделок, связанных с реализацией услуг, товаров либо работ.
Основной их перечень закрепляет 21 статья НК. Кроме этого, лица, отчисляющие налоги в РФ, обладают следующими правами:
В НК предусмотрены следующие основные обязанности плательщиков:
Согласно п. 1 22 статьи НК, плательщикам гарантирована судебная и административная защита их интересов. Правила ее обеспечения определены в НК, а также иных нормативных актах. В число последних входят:
После вступления в действие НК в 1992 г. возникла необходимость систематизировать информацию о субъектах, на которых возложена обязанность отчислять платежи в бюджет. В этой связи были сформированы разные базы данных, среди которых особое значение имеет реестр плательщиков НДС. В этой информационной базе присутствуют сведения обо всех лицах, обязанных отчислять налог на добавленную стоимость.
В реестре присутствуют следующие данные о субъектах:
Он отчисляется в региональный бюджет. Характеризуется налог как имущественный, смешанный, прямой. До 2003 г. обложение ТС основывалось на двух платежах - налоге с имущества физлиц в отношении воздушных и водных транспортных средств и отчислении с владельцев транспорта. После вступления в действие 28 главы НК эти налоги были объединены в один. Транспортный налог предусмотрен НК и вводится в соответствии с законами субъектов РФ. После утверждения региональных нормативных актов он становится обязательным по всей территории соответствующего региона. Плательщики транспортного налога - физлица и организации, на которых зарегистрированы ТС, выступающие в качестве объектов обложения. К категории данных субъектов относят всех лиц, владеющих транспортом на любом законном основании, влекущем обязанность регистрации. Это может быть собственность, аренда и пр. В качестве объекта обложения выступают:
Он определяется 31 статьей НК и нормативными актами, принятыми муниципальными органами власти, законами городов федерального значения. Плательщики земельного налога - организации и физлица, обладающие участками, отнесенными к объектам обложения, на праве наследуемого владения, собственности, бессрочного пользования. Соответствующие права, согласно ГК, возникают в момент госрегистрации имущества, если иное не предусматривается законодательством. В качестве основания для взимания налога выступают документы о госрегистрации. Величина отчисления не зависит от финансовых показателей деятельности плательщика. При расчете учитываются объективные обстоятельства, к которым относят плодородность, местонахождение участка и прочие факторы. В качестве плательщиков не признаются лица, обладающие участками на праве срочного безвозмездного пользования либо предоставленными им в соответствии с договором аренды.
Он считается одним из важнейших налогов, отчисляемых в федеральный бюджет. Платеж выполняет регулирующую и фискальную функции. Плательщики налога на прибыль разделены на 2 категории:
Не выплачивают налог юрлица, применяющие УСН, отчисляющие ЕНВД, ЕСН и налог, предусмотренный для игорного бизнеса.
Для отечественных организаций ею признаются полученные доходы за минусом расходов, установленных в соответствии с НК. Для иностранных юрлиц прибылью являются поступления, полученные через постоянные представительства, уменьшенные на затраты этих подразделений. Указанные расходы также определяются согласно НК. Для других иностранных организаций прибылью считаются доходы, которые были получены от источников в РФ.
В качестве них, в соответствии с 24 статьей НК, выступают субъекты, исполняющие обязанности по исчислению, удержанию с плательщиков и отчислению налогов в бюджет РФ. Агентами могут являться организации как отечественные, так и постоянные представительства зарубежных юрлиц, а также физлица (ИП, частные нотариусы и прочие частнопрактикующие субъекты, имеющие наемных сотрудников). Юридический статус указанных лиц аналогичен статусу плательщиков. Однако он обладает рядом отличительных черт. Налоговые агенты:
За несоблюдение требований налогового законодательства агенты могут быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной, согласно нормам российского права.
Они формируют единую систему контроля соблюдения положений НК. Налоговые органы проверяют правильность расчетов, своевременность и полноту уплаты сборов и налогов в бюджетную систему страны. Централизованная система органов состоит из:
В качестве федеральной исполнительной структуры выступает ФНС. возглавляет руководитель, которого назначает на должность и снимает с нее Правительство по представлению министра финансов. Руководитель ФНС несет индивидуальную ответственность за исполнение функций и задач, возложенных на Службу. В качестве основной цели деятельности налоговых структур выступает обеспечение своевременного и полного поступления в бюджеты и внебюджетные фонды сборов и налогов. Уполномоченные органы действуют в рамках своей компетенции, согласно положениям законодательства, в том числе административного, гражданского и пр.
К основным функциям ИФНС следует отнести:
Единый налог вводится нормативными актами муниципалитетов, городских округов, городов федерального значения. ЕНВД применяется наряду с ОСНО и распространяется на отдельные виды деятельности. Единый налог заменяет выплату некоторых видов отчислений, упрощает и сокращает контакты с налоговой службой. Перечень объектов обложения ЕНВД определен законодательством. В него входят:
Налоговая база за отчетный месяц определяется путем умножения базовой доходности, коэффициента-дефлятора (К1) и величины физического показателя, предусмотренных в федеральном законодательстве, а также коэффициента, учитывающего специфику ведения деятельности (К2). определяется НК и составляет 15 %. Коэффициент К2 не должен быть меньше 0.005 и больше 1. Соответствующие пределы закреплены федеральным законодательством. В качестве налогового периода выступает квартал.
Лица, решившие заниматься бизнесом по УСН и определившиеся со сферой будущей деятельности, должны выбрать группу единого налога. Плательщики, доход которых не превышает за год 300 тыс. гривен, относятся к первой группе. Ставка налога для них до 10 % прожиточного минимума (160 грн.). Во вторую группу относят лиц, доход которых за год не превышает 1.5 млн грн. Ставка налога - 20 % от МРОТ (до 640 грн.) К третьей группе относятся субъекты с доходом до 5 млн грн./год. Для них установлены следующие ставки от оборота:
В четвертую группу входят бывшие плательщики сельскохозяйственного налога. Переход из одной группы в другую может быть обязательным или добровольным. В первом случае смена происходит при превышении лимита на ежегодный доход.
Если организация или ИП пользуется водным объектом и такое водопользование подлежит лицензированию, то они являются плательщиком водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Например, в случае добычи воды из подземной скважины, при сплаве леса и других видах водопользования. В случае заключения договора водопользования вносится плата за пользование, неналоговый платеж.
Налогом облагается не любое водопользование, а только указанное в п. 1 ст. 333.8 НК РФ:
В качестве критериев для обложения водным налогом указаны виды деятельности и тот факт, что эта деятельность подлежит лицензированию. Но что будет, если организация не получила лицензию? В этом случае налоговый орган при проверке и обнаружении факта неуплаты водного налога вправе доначислить водный налог и пени и привлечь к ответственности, и отсутствие лицензии не будет основанием для неуплаты налога.
Например, если организация осуществляет водозабор самовольно, не оформив лицензию, то она признается плательщиком водного налога и расчет водного налога будет осуществляться по правилам п. 2 ст. 333.10 НК РФ с определением объема воды на основании показаний водоизмерительных приборов.
Если приборов для измерения объема воды нет, то объем определяется исходя из технических средств, их времени работы и производительности. Если и этот метод невозможно использовать, то за основу берутся нормативы водопотребления.
Иные методы нельзя использовать. Например, налоговый орган не вправе определить объем воды исходя из данных о реализации полученной воды организацией.
При этом в зависимости от указанных в лицензии данных может быть определен размер водного налога. Например, согласно п. 5 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога применяется с коэффициентом 10, если вода добывается с целью реализации. Но если в лицензии не указано о целевом назначении воды для продажи в упакованном виде, то дополнительный коэффициент не применяется (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-06-06-02/35354).
Для расчета налога необходимо определять налоговую базу в зависимости от вида водопользования отдельно по каждому водному объекту (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).
Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог и ежеквартально подает декларацию в сроки, установленные для уплаты налога. Водный налог уплачивается до 20 апреля, июля, октября, января.
Но надо учитывать, что при расчете налога необходимо применять поправочные коэффициенты, повышающие и дополнительные, а кроме того, могут быть применены льготные ставки.