Минфин попросит не включать неналоговые платежи в налоговый кодекс. Неналоговые платежи

Минфин попросит не включать неналоговые платежи в налоговый кодекс. Неналоговые платежи

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Минфин и Минэкономразвития не хотят перекраивать Налоговый кодекс ради упорядочения десятков неналоговых платежей. Они будут убеждать премьер-министра Дмитрия Медведева в нецелесообразности включения этих платежей в НК

Антон Силуанов (слева) и Максим Орешкин (справа) (Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»)

Все неналоговые платежи должны быть объединены в отдельном законе, считают Минфин и Минэкономразвития. Об этом РБК рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства. Подобный закон уже был разработан Минфином совместно с Минэкономразвития и представлен в июле прошлого года. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК).

Поручение премьера — «относительно новый сюжет в дискуссии о неналоговых платежах, поэтому единая позиция правительства по нему пока не формировалась», сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «В настоящее время Минфин и Минэкономразвития придерживаются взгляда о создании отдельного закона, и вероятно, что эта позиция может возобладать», — говорит он.

Во вторник, 23 января, на базе Экспертного совета, в который входят представители бизнеса , пройдет дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, посвященная законодательному урегулированию неналоговых платежей. А на прошлой неделе на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина была сформирована единая позиция Минэкономразвития и Минфина по созданию отдельного законопроекта, рассказал РБК один из участников совещания. Оба ведомства будут представлять премьер-министру доводы против внесения платежей в Налоговый кодекс, добавил он.

Два варианта

Идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс на Гайдаровском форуме 17 января поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — заявил он в ходе экспертной дискуссии «Налоговая система России: образ будущего».

Сейчас эти платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными нормативными актами. Таких платежей несколько десятков, они взимаются по различным правилам, администрируются различными ведомствами. «Такая практика делает бесконтрольным фискальное давление на бизнес и снижает прозрачность механизма сбора этих платежей», — считает Макаров.

Тем не менее в правительстве не хотят отказываться от первоначальной идеи создать для неналоговых платежей свой «кодекс», сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — добавил другой собеседник.

Боязнь налоговых санкций

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, сказали РБК в Минэкономразвития. «Включение в Налоговый кодекс может максимально упорядочить все процедурные вопросы, в том числе ответственность за неуплату, но и распространит все предусмотренные документом меры ответственности», — сказал собеседник агентства. С другой стороны, есть и другие требования для бизнеса — платежи, имеющие неналоговую природу, которые не получится туда включить. У них иные получатели средств и система взимания, добавили в ведомстве.

Предпринимательское сообщество неоднозначно относится к идее включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, рассказал в беседе с РБК глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин. «Дело в том, что в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные НК РФ, например уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д., будут также распространены и на неналоговые платежи, чего ранее не было», — отметил он.


Сергей Катырин (Фото: Владимир Смирнов / ТАСС)

В ТПП опасаются, что налоговые органы попросту не имеют соответствующих ресурсов, чтобы дополнительно администрировать еще и неналоговые платежи. Узнать позицию Федеральной налоговой службы не удалось: в ведомстве рекомендовали обратиться в Минфин. Сам Минфин не ответил на запрос РБК. Вопросы ресурсов и администрирования данных платежей будут зависеть от итогового решения правительства, добавили в Минэкономразвития.

«Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс ставит вопрос, какое ведомство будет их обслуживать, так как в настоящее время все платежи в НК администрируются налоговыми органами», — рассуждает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Сейчас неналоговые платежи администрируются другими ведомствами, и неясно, готовы ли они работать по правилам НК, подразумевающим определенные нормы контроля, вычисления и обжалования, отмечает юрист.

Партнер PwC Legal Раиса Алексахина считает правильным включение неналоговых платежей в НК, но лишь в долгосрочной перспективе. «Сама идея унификации любых сборов правильная, но сразу включить их в Налоговый кодекс, скорее всего, не получится. Не все госорганы будут готовы жить по принципам налогового законодательства, которые будут также на них распространяться. На мой взгляд, любые неналоговые платежи, взимаемые государственными органами, местными органами власти или уполномоченными ими лицами, которые имеют принципы обязательности, должны быть в НК, это дает больше гарантий для бизнеса. В связи с этим перечень будет, скорее всего, промежуточным решением», — сказала она.

«Любые платежи, которые имеют признаки обязательных платежей за совершение в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий или за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на определенной территории, должны подчиняться правилам НК. Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — рассуждает она.

Зачем нужен свой реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в ТПП. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

В ТПП отмечают, что законопроект в таком виде допускает установление неналоговых платежей законами субъектов РФ и муниципальными актами. По мнению Катырина, неналоговые платежи должны устанавливаться исключительно федеральными законами, которые также должны определять базовые параметры и предельные размеры платежей. «А регионы и муниципалитеты в пределах, установленных этими федеральными законами, будут решать, вводить соответствующий платеж или нет», — говорит он.

В РСПП тоже выступают за отдельный закон о неналоговых платежах. Как отметил глава деловой организации Александр Шохин на Гайдаровском форуме, сейчас они не контролируются ни Счетной палатой, ни министерствами.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. При подготовке госбюджета на 2018-2020 годы на рост неналоговых платежей. Президент Владимир Путин в декабре ограничить рост неналоговой нагрузки.

Часть неналоговых платежей будет отменена, а введение новых и повышение ставок существующих станет более предсказуемым и экономически обоснованным.

Как стало известно "Российской газете", минфин внес в правительство разработанный совместно с минэкономразвития законопроект о неналоговых платежах (к ним относятся утилизационный сбор, плата за возмещение вреда дорогам с большегрузов и так далее). Это рамочный закон, он станет основой "кодекса неналоговых платежей".

Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности. В первоначальной редакции перечня неналоговых платежей федерального уровня их было более 30, рассказал "РГ" директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин. Все они рассматривались на заседаниях рабочей группы по установлению на среднесрочный период моратория в отношении неналоговых платежей, которую возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин. "Это не исчерпывающий список, так как существуют еще региональные платежи, перечни которых также должны быть составлены по каждому субъекту РФ, - пояснил Вадим Живулин. - В случае принятия законопроекта будет проведена масштабная инвентаризация существующих обязательных платежей. При этом взимать с предпринимателей можно будет только те из них, которые будут признаны обоснованными в ходе такой работы. Это снизит общую неналоговую нагрузку и сделает правила взимания публичными, открытыми и понятными".

После 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальные реестры

Законопроект предполагает, что после 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальный реестр или информация о которых не появится в Интернете в установленном порядке.

После того, как документ примет Госдума во втором чтении, будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей, сообщили "РГ" в пресс-службе минфина.

Кроме того, к любому новому платежу или изменению существующего бизнесу дадут подготовиться: принятые об этом акты будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года либо через полгода после опубликования. Похожее правило вводится по новым формам отчетности, связанным с платежами. Упорядочивается определение ставок платежей. Проект также дает ряд процедурных гарантий компаниям, касающихся точности расчетов, - возможность быстрого получения справок о платежах, проведения совместной сверки, перерасчета.

По словам Вадима Живулина, при подготовке законопроекта были учтены основные замечания бизнеса, такие как установление четких критериев отнесения платежей к "обязательным", закрепление обязанностей органов, администрирующих платежи, и плательщиков, а также придание деятельности по систематизации обязательных платежей публичного характера (формирование интерактивного реестра).

Бизнес-объединения неоднократно говорили о необходимости упорядочить неналоговые платежи и описать, как они вводятся. Это стало одним из главных предложений в перечне из 25 пунктов, которые в феврале "большая четверка" (ТПП, РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России") передала в правительство для включения в план роста экономики до 2025 года.

Однако законопроект охватывает лишь те платежи, чей характер близок к налогам и сборам, а затраты на выполнение обязательных требований (наподобие организации хранения данных операторами связи по антитеррористическим поправкам) под данное в проекте определение не подпадают, говорит президент "ОПОРЫ России" Александр Калинин.

Он считает, что в "пакете" с законом о неналоговых платежах нужно изменить процедуру принятия актов, вводящих дополнительные требования к бизнесу: разработчик должен в обязательном порядке предоставлять расчеты, во сколько может обойтись его инициатива. Сейчас он обязан лишь просчитать последствия для федерального бюджета.

"Было бы логичным сделать в этом смысле процедуру принятия нормативно-правовых актов более качественной в рамках Года предпринимательства, который планируется объявить в 2018 году, - считает Александр Калинин. - Причем оценка дополнительной нагрузки на бизнес должна стать обязательной для всех субъектов законодательной инициативы, включая Госдуму и региональные законодательные собрания, а не только для правительства или отдельных ведомств".

Главная причина, по которой пока невозможно даже примерно спрогнозировать дату не только принятия, но и внесения в Госдуму законопроекта , предусматривающего , и не допускающего произвольного введения новых их видов (далее – законопроект), – отсутствие единого мнения о том, необходимо ли распространить на какие-либо из существующих платежей правовой режим налогов и сборов. Представители двух профильных министерств: Минфина России (разработчик документа) и Минэкономразвития России, давшего положительное заключение по итогам оценки регулирующего воздействия проекта, в принципе не отрицают, что ряд платежей, в частности утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор, обладают всеми признаками налогов (). Тем не менее они предлагают сначала принять закон об обязательных платежах [согласно данному Владимиром Путиным поручению Правительство РФ должно было обеспечить внесение в Госдуму законопроекта, определяющего единые правила установления, исчисления и взимания неналоговых платежей, уже к 15 декабря 2017 года (). – ГАРАНТ.РУ ], а потом – на этапе "инвентаризации" всех установленных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях платежей для юрлиц и ИП и формирования реестров обязательных платежей – выявить те, которые имеют очевидную налоговую природу, и уже отдельно обсудить возможность включения их в НК РФ, определить сроки такого включения и т. д.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕЗИСЫ ЗАКОНОПРОЕКТА

  • Обязательные платежи взимаются в связи с осуществлением юридическими лицами и ИП определенных видов предпринимательской деятельности.
  • К обязательным платежам не относятся налоги и сборы, страховые взносы, таможенные платежи, штрафы, платежи, определяемые в ходе конкурсов и аукционов, платежи, необходимые для предоставления госуслуг, платежи по договорам гражданско-правового характера, заключенным в связи с вовлечением в оборот природных ресурсов.
  • Обязательные платежи могут устанавливаться или изменяться только федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, проекты которых подлежат оценке регулирующего воздействия. Соответствующие НПА вступают в силу не чаще двух раз в год – с 1 января или 1 июля (но не ранее чем через шесть месяцев после официального опубликования).
  • Принимающий акт о введении обязательного платежа орган власти обязан определить его предельный размер.
  • Все подлежащие уплате платежи включаются в федеральный, региональный и муниципальный перечни обязательных платежей, которые интегрируются в единый реестр обязательных платежей. Все реестры размещаются в открытом доступе (на портале госуслуг).
  • В случае одобрения законопроекта принятый на его основании закон вступит в силу с 1 января 2019 года. После 1 июля 2020 года взимание платежей, не включенных в перечисленные перечни, будет незаконным.

Как показал проведенный Минэкономразвития России анализ платежей, вызывающих наибольшее количество нареканий со стороны бизнеса в связи с неопределенностью методики расчета тарифов и существенной величиной расходов на их внесение, абсолютное большинство платежей (а общее их количество – более 100: как минимум 80 установлено федеральными нормативными актами, от 30 до 50 – региональными актами субъектов РФ, муниципальные акты пока вообще не подвергались такому анализу) имеют не налоговую и абсолютно разную правовую природу и разные порядки администрирования, отметил директор Департамента оценки регулирующего воздействия министерства Вадим Живулин . Например, платеж, взимаемый за выдачу племенных свидетельств на молочный крупный рогатый скот, платеж за подтверждение соответствия организации требованиям законодательства о противодействии терроризму, портовый сбор, плата за использование радиочастотного спектра и т. д. Поэтому основная цель законопроекта заключается не в какой-либо унификации платежей, а в определении четких правил их установления и взимания. "Сейчас взимается огромное количество платежей, многие из которых не идут в бюджет. Создание полного перечня поможет оценить общий размер уплачиваемых платежей. Более того, в процессе включения платежей в перечни они будут дополнительно обсуждаться, поэтому часть из них будет просто ликвидирована, – добавила директор Департамента доходов Минфина России Елена Лебединская . – Бизнес попросил навести порядок. Принятие законопроекта – самый хороший способ сделать это, не ломая систему и не растягивая этот процесс".

Поддерживает законопроект и Счетная палата РФ – при условии, что при включении платежей в реестр обязательно будет учитываться их экономическая эффективность. В частности, затраты на администрирование, которые должны быть существенно меньше собранной в результате его взимания суммы. Ярким примером неэффективного платежа, по мнению аудитора палаты Сергея Штогрина , является . В 2016 году сумма, выплаченная оператору системы "Платон", и расходы на возврат плательщикам транспортного налога превысили размер поступивших в бюджет в результате взимания платы средств. В 2017 году поступления в бюджет превысили расходы, но незначительно.

Кстати, само бизнес-сообщество, в интересах которого был разработан законопроект, не ожидает одномоментного сокращения количества платежей в случае его принятия, но радуется перспективе законодательного закрепления гарантии защиты от бесконтрольного введения новых видов платы. "Проект предполагает ту самую предсказуемость, которая нам нужна. Поскольку платежи будут вводиться только законодательными органами, мы получаем возможность хоть как-то их обсуждать. Сейчас многие такие документы проходят как документы служебного пользования, и в конце года мы узнаем, что у бизнеса появляется новый платеж", – подчеркнула вице-президент РСПП Мария Глухова .

В то же время представители бизнес-объединений отмечают, что предприниматели опасаются применения в их отношении аналогичных с предусмотренными за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов санкций: блокировки счетов, значительных штрафов, проведения проверок, а особенно – привлечения к уголовной ответственности (напомним, ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов установлена ). "Санкционный режим должен соответствовать характеру платежа. Мы прекрасно понимаем, что если речь идет о пошлинах и иных подробных сборах, никакие механизмы камерального контроля, выездных проверок в принципе не применимы", – отметил председатель Комитета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин .

Как показало обсуждение, опасения бизнеса небезосновательны: заместитель Председателя Совета Федерации Евгений Бушмин заявил, что само определение платежей в качестве обязательных предполагает возможность их принудительного взыскания и применения санкций к неплательщикам. Поэтому, раз законопроект предусматривает для плательщиков обязательных платежей гарантии, аналогичные установленным для плательщиков налогов и сборов, то и ответственность они должны нести такую же – кроме уголовной. Сенатор, к слову, считает, что уголовные санкции вообще не должны применяться при нарушении положений НК РФ.

Определенные нестыковки в позиции разработчиков законопроекта отметил и полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин . Он напомнил, что необходимость систематизации неналоговых платежей обсуждается с 2011 года, во всех поручениях президента по этому вопросу говорится также о неналоговых платежах, а в законопроекте появился совсем другой термин, и непонятно, относятся ли все неналоговые, то есть не включенные в НК РФ, платежи к обязательным или нет.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что рассмотрение законопроекта точно будет непростым и длительным – даже на этапе подготовки к внесению в Госдуму, тем более что никаких, даже примерных, сроков его рассмотрения разработчики так и не обозначили.

______________________________

С текстом законопроекта "О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/07-17/00069659). Последняя версия проекта имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Сергей Николаевич Катырин выразил своё одобрение , или “О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который в случае принятия начнёт действовать с 2018 года. В то же время, у ТПП есть замечания к его редакции.

С.Н. Катырин считает внесённый законопроект “важным шагом на пути дальнейшего развития отечественного предпринимательства”. Все основные пожелания по упорядочиванию выплат, высказанные ТПП РФ, были учтены. В частности, формирование реестра неналоговых платежей, увеличение срока их взимания / введения новых.

Основное замечание ТПП к законопроекту “О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” следующее: установление платежей органами исполнительной власти должно кодифицироваться федеральным законом о неналоговом платеже. Говорят, что в Минфине отвергают необходимость закона и предлагают довольствоваться изменениями Налогового кодекса.

В России на 2017 год действуют порядка 70 неналоговых платежей – обязательных выплат в дополнение к Налоговому кодексу. Эксперты говорят о том, что в своей совокупности неналоговые платежи составляют 0.5-1% внутреннего валового продукта страны.

Попытки навести порядок с неналоговыми платежами делаются правительством с 2015 года, когда оно ввело мораторий на часть неналоговых платежей и предоставило отсрочку на них до 2019 года. Однако, этот мораторий коснулся в основном экологических отчислений, на тот момент заявленных, но не взимаемых (экологического сбора, сброс загрязнений, порчи водоотведения, резервов чрезвычайных ситуаций).

В то же время, основные неналоговые платежи – это:

  • взносы во внебюджетные фонды,
  • утилизационный сбор,
  • пошлины за патенты,
  • регистрационные сборы,
  • плата за въезд крупногабаритного транспорта (свыше 12 тонн),
  • лицензирование,
  • проведение госэкспертиз,
  • отчисления на экологию (поддержание лесной отрасли, загрязнение природы) и тп.

Все эти платежи, согласно законопроекту о неналоговых сборах с бизнеса, будут разделены на 3 вида по важности и включены в единый реестр. То есть, при формировании включении неналогового платежа в реестр будет проведена оценка его необходимости для государства, а часть платежей, возможно, будет отменена. Предположительно, в число наиболее важных неналоговых платежей войдут утилизационный и экологический сборы, госэкспертиза и патенты.

Источник: Пресс-служба ТПП

Навигация по записям