Финансовая политика с ю витте. С.Витте и управление народным хозяйством. Экономические взгляды С.Ю. Витте

Экономическая политика С.Ю. Витте.

В начале 1889 г. С.Ю. Витте был предложен пост директора Департамента железнодо­рожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. С.Ю. Витте стал министром путей со­общения, а в августе занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию которого входили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк. Крестьянский поземель­ный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С.Ю. Вит­те оставался бессменно одиннадцать лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований.

С.Ю. Витте был сторонником славянофильских взглядов. Славянофильская ориентация объясняет и большой интерес, проявленный им к учению немецкого экономиста первой половины XIX в. Фридриха Листа, раз­работавшего, в противовес «космополитической политиче­ской экономии», теорию «национальной экономии». Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и его государст­венного регулирования составили основу программы россий­ского министра финансов. С.Ю. Витте считал, что важнейшей задачей госу­дарства является поощрение развития отечественной про­мышленности, при слабом развитии которой общий эконо­мический прогресс страны невозможен. Концепция базировалась на пред­ставлениях, что в целях экономической модернизации страны необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры должны были создать условия для развития внут­реннего рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

При ближайшем участии С.Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казенной винной монопо­лии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорож­ной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г). Узловым пунктом виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ве­дущие отрасли промышленности.

В конце XIX в. наблюдался очевидный и уверенный подъ­ем производительных сил, особенно в промышленности. За время министерства С.Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 млрд. руб. иностранных займов, значитель­ная часть которых шла на производительные нужды. Подобная практика позволяла не только обеспечивать текущую стабильность финансовой системы, но и способствовала развитию важнейших элементов инду­стриальной инфраструктуры.

В н. XX века - изменение мировой экономической конъюнкту­ры привело сначала к спаду деловой активности, а с 1900 г. - и к кризису в отраслях производства, интенсивно разви­вавшихся в 90-е годы: металлургии, машиностроении, нефте- и угледобыче, электроиндустрии. Экономи­ческий кризис начала XX в. продемонстрировал, что государственный патернализм, интервенционное раскру­чивание экономики имеют свои логические пределы. Госу­дарственная власть при самых благих намерениях построить органичную капиталистиче­скую систему не может.

Окончание XIX в. охарактеризовалось в России проведе­нием крупнейшей финансовой реформы, качественно изме­нившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой програм­мы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России. Реформа способство­вала интеграции России в систему мирового рынка.

Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Для осуществления ускоренного промышлен­ного развития страны необходимо было решить задачи: увеличить ин­вестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле ин­дустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние ис­точники представлялись недостаточными. Однако до­биться сколько-нибудь благоприятных результатов было не­возможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной. Рубль кредитный, ставший основой денежного обраще­ния еще с середины XIX в., служил объектом спекулятивных манипуляций за границей. В 1891 г. курс рубля упал до 59,3%. Положение бумажных денег не было прочным и внут­ри страны. В 70-80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом.

Для ликвидации шаткости финансовой системы требова­лось изыскать надежный металлический эквивалент, кото­рым служило серебро. Но, начиная с 70-х го­дов, цена «второго благородного металла» неуклонно падала. Государство стремилось всеми сила­ми поддержать рубль и с этой целью искусственно ограни­чивало эмиссию бумажных денег. Однако нужны были решительные действия, чтобы изменить положение.

Первоначально С.Ю. был сторонником укреп­ления кредитного рубля посредством административного контроля: ужесточение надзора за обра­щением денег и усиление ответственности позволят укрепить рубль. В начале 1893 г. были установлены тамо­женные пошлины (I копейка за 100 рублей), запрещены сдел­ки, основанные на курсовой разнице рубля, усилен контроль за биржевыми операциями в Рос­сии и введен запрет на производство биржевых сделок мак­лерами-иностранцами. Колебания курса стали уменьшаться, но эти меры были малоэффективны, необходима качественная перестрой­ка всей финансовой системы.

Существовал выбор основы реформы: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (се­ребро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра. Но привязка рубля к биметаллическому эквиваленту могла усилить ее неустойчивость. С.Ю. Витте был сторонником монометаллизма. Введению монометаллического паритета рубля, устойчи­вой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное эко­номическое положение. Россия имела положительное торговое сальдо, формировались и внушительные золотые запасы.

Шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день пла­тежа. Правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого экви­валента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Го­сударственного банка покупать золотую монету по опреде­ленному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на теку­щий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках.



Несмотря на указанные меры, золотая монета очень мед­ленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и прини­мать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за по­луимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотноше­ния между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным руб­лем и кредитным в соответствии с реальным курсом обра­щения, согласно министерской программе, вве­дение золотого эквивалента рубля не предполагало установ­ление тождества бумажных и металлических денег. В основу реформы был положен принцип существенной де­вальвации. В представленном в Государственный совет в марте 1896г. законопроекте «Об исправлении денежного обращения» С.Ю. Витте следующим образом определял условия проведения и цели реформы: «Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного об­ращения». Введение размена рубля на драгоценный металл устанав­ливалось исходя из реально сложившегося и ста­бильного курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2 /з копейки золотом. В 1896 г. возникла необходимость приступить к изготов­лению золотой монеты нового образца. Было решено чеканить но­вую монету с надписью на империале «15 рублей» и на по­луимпериале «7 рублей 50 копеек».

Решающий этап реформы денежного обращения насту­пил в 1897 г., когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы но­вой финансовой системы. Январь - указ о выпу­ске в обращение золотой империальной монеты в 15 руб. и полуимпериальной в 7 руб. 50 коп.; август - об уста­новлении твердого основания для эмиссии кредитных биле­тов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Кредитные билеты должны обес­печиваться рубль за рубль (один империал ра­вен пятнадцати рублям кредитным).

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, но­вая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 г.: государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота, золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами, полно­ценная золотая монета обязательна к приему во всех плате­жах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомо­гательными в обращении. Обращались монеты прежнего чекана. Золото довольно быстро утвердилось в ка­честве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Очень быстро стали заметны результаты денежной ре­формы. Монетною единицей служил рубль, содержавший 0,7742 г (17,424 доли) чистого золота. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золо­того слитка мог свободно представить его для чеканки моне­ты. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счет­ную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограни­ченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ве­дении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге. Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком под обеспечение золотом. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения сум­мы. На 1 января 1900 г. на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения. Введение золотой валюты укрепило государственные фи­нансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. В конце XIX - начале XX в. золо­тая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 г. на нее приходилось почти две трети денежной массы.

С.Ю.Витте и управление народным хозяйством

(к 150-летию со дня рождения)

ВАДИМ МАРШЕВ
профессор МГУ им. М.В.Ломоносова

Яркой фигурой, стоявшей во главе системы государственного управления хозяйством в России, был Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915). Начав службу после окончания физико-математического факультета Новороссийского университета (г.Одесса) с должности кассира на Одесской казенной железной дороге, он вырос до ее начальника, а потом министра путей сообщения, министра финансов и председателя Совета министров. Свою карьеру С.Витте закончил членом Государственного совета (1906-1915 гг.).

За 17 лет (с 1889 по 1906 г.) пребывания на руководящих государственных должностях С.Витте подготовил и реализовал более 10 крупных народнохозяйственых реформ, в результате которых Россия совершила скачок в своем экономическом и особенно промышленном переустройстве и развитии.

Экономическая политика С.Витте

Находясь на высших руководящих постах, С.Витте делал основной акцент в своей деятельности на усилении роли государства в управлении народным хозяйством, особенно в критических ситуациях. В целом его экономическая политика базировалась на двух важнейших элементах - протекционизме и привлечении иностранных капиталов.

Если первое не было оригинальным, а, по существу, продолжало идеи И.Вышнеградского 1 , то второе потребовало от С.Витте резких изменений во взглядах, чему способствовало успешное проведение разработанной им денежной реформы. Еще в 1893 г., уже будучи министром финансов (с 1892 по 1903 г.), он весьма осторожно отзывается о привлечении иностранных капиталов, высказывая опасение, что “русская предприимчивость”, несмотря на таможенное ограждение, может оказаться не в силах одолеть у себя соперничества “иностранной предприимчивости”. Но к концу 90-х годов С.Витте начал выступать за интенсивное привлечение иностранных капиталов.

Основной идеей Витте было стремление приобщить Россию к мировому хозяйству, открыть широкие пути для промышленного развития страны, утвердить прочную денежную систему – залог привлечения к промышленной деятельности капиталов и расширения сферы кредитных отношений с Европой.

О развитии отечественной промышленности

В марте 1899 г. на совещании министров под председательством царя обсуждался доклад С.Витте “О необходимости установить и затем неуклонно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи”, содержавший его взгляды на перспективы экономического развития России. В докладе он утверждал, что упомянутая политика должна проводиться “по определенному плану, со строгой последовательностью и систематичностью”, ибо только благодаря этому может быть решена “коренная не только экономическая, но и политическая задача” – создание своей собственной национальной промышленности.

Не отрицая наличия у населения огромных финансовых трудностей, возникших в связи с введением таможенного тарифа 1891 г., и одновременно указывая на низкое качество отечественной продукции и общую слабую развитость национальной промышленности, С.Витте видел решение всех проблем в “капиталах, знаниях и предприимчивости”. Прежде всего - в капиталах, ибо без них “нет и знаний, и нет предприимчивости”. Россия бедна капиталами, следовательно надо искать их за границей. При этом он настаивал на сохранении таможенного тарифа 1891 г., а также на том, чтобы “по крайней мере до 1904 г.” не производилось никаких стеснений притоку иностранных капиталов.

К началу XX в. политика Витте приняла конкретный и целенаправленный характер - в течение примерно 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Средства предлагались те же - таможенная защита отечественной промышленности и поощрение вывоза; привлечение иностранных капиталов; накопление ресурсов с помощью косвенного налогообложения, казенной винной монополии и казенных железных дорог.

С.Витте критически оценивал достижения России, признавая ее земледельческой страной. В связи с этим он писал: “при сложившемся ныне строе политических и экономических международных отношений земледельческая страна, не имеющая своей собственной промышленности, достаточно развитой, чтобы удовлетворить главным потребностям населения продуктами отечественного труда, не может почитать свою мощь непоколебимой; без своей собственной промышленности она не может достигнуть настоящей экономической независимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять в полной мере и свое политическое могущество. Англия, Германия, Соединенные Штаты прежде чем стать влиятельными державами в международной политике, напряженными усилиями и всесторонней системой мероприятий насаждали и развивали у себя промышленность”.

По мнению Н.Бунге 2 , ни один из министров финансов пореформенной России не пользовался так широко средствами государственного воздействия на экономику страны, как С.Витте. При этом он не пренебрегал опытом частного предпринимательства. Сказалось то, что на протяжении более 10 лет он практически реализовывал и оценивал возможности частного хозяйства, занимая различные руководящие должности в акционерном обществе юго-западных железных дорог. Будучи управляющим юго-западными дорогами С.Витте руководил 30-тысячным коллективом и вывел это частное хозяйство из убыточного в прибыльное.

О работе с персоналом

Уже там раскрылись его способности по работе с кадрами. Он сумел создать такое рабочее настроение и так умело подобрать людей, что дорога стала творить “чудеса”. Все ее служащие стояли друг за друга и готовы были сделать для дороги все возможное и невозможное. Причем стоило С.Витте в каком угодно ведомстве встретить мало-мальски выдающегося человека, как он немедленно устраивал его у себя. Заняв высшую государственную должность, он использовал свои знания и опыт (и прежде всего опыт работы с людьми), чтобы сделать казенное железнодорожное хозяйство страны прибыльным.

С.Витте с первых же дней своей деятельности в качестве министра путей сообщения, а вскоре и министра финансов стал привлекать в качестве сотрудников известных ему специалистов из частного сектора, формируя, как теперь модно выражаться, команду специалистов и руководителей. Приходилось преодолевать устоявшиеся бюрократические каноны системы чинопроизводства. Благо, что в 80-х годах в России серьезно обсуждался вопрос об ее отмене, высказывались отрицательные оценки этой системы, порождавшей массовую “узаконенную” некомпетентность и в итоге сковывавшей развитие производительных сил страны.

В ту пору ряд ведомств в интересах привлечения специалистов начали пополняться лицами, переходящими с частной службы на государственную, а следовательно, либо не имевшими чинов, либо находившимися в чинах, не соответствующих занимаемому положению. В этом вопросе С.Витте имел и личный опыт. Будучи управляющим юго-западными дорогами в момент назначения директором департамента железнодорожных дел министерства финансов он имел чин всего лишь IX класса (титулярного советника), а получил сразу чин IV класса (действительного статского советника). Правда, этот случай был уникальным, сугубо персонифицированным, поскольку перевод был осуществлен по решению Александра III.

В связи с острой потребностью в профессионалах и компетентных кадрах по инициативе С.Витте были изданы законы, устанавливавшие вопреки “Уставу о службе гражданской” новые правила определения на государственную службу лиц ведомства министерства финансов, что позволило ему на законном основании реализовывать свою кадровую политику. Так, он пригласил на службу специалистов в области тарифного дела преимущественно из управления юго-западных дорог, часто не имевших никаких чинов и даже прав на вступление на государственную службу.

По оценкам современников и исследователей, такой метод подбора чиновников явился успешной и к тому же, по всей вероятности, первой в истории российской бюрократии попыткой введения в состав среднего чиновничества служащих предпринимательских организаций.

Став министром финансов, С.Витте в конце 1894 г. внес представление в Госсовет, испрашивая разрешения на прием в должности всех ведомств министерства до V класса включительно (чин статского советника) лиц, не имевших права на определение на службу, но при условии наличия у них высшего образования. Это способствовало значительному увеличению в составе государственных учреждений людей с высшим образованием - с 1893 по 1896 г. их число возросло на 64% при общем увеличении штата на 6%. Оценивая кадровую политику и реальные мероприятия С.Витте, не надо забывать, что все они проводились с целью сделать вмешательство государства в экономическую жизнь страны более эффективным.

Вот как С.Витте сам оценивает свои качества руководителя: “Я имел счастье вообще, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников, что, по моему мнению, составляет одно из самых главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам, а по государственным в особенности. Лица, которые не умеют выбирать людей, не имеют нюха к людям, которые не могут оценить их способностей и недостатков, мне кажется, не могли бы быть хорошими администраторами и управлять большим делом. Что касается меня, то я могу сказать, что у меня этот нюх, может быть природный, очень развит. Я всегда умел выбирать людей, и какую бы должность я ни занимал, и где бы я ни был, везде являлась крупная плеяда талантливых и способных работников. Так было на юго-западных железных дорогах. Особенно же это проявилось на более обширном поприще моей деятельности, т.е. когда я был министром финансов в течение 10,5 лет. Все последующие министры финансов, бывшие после меня, как-то Плеске, Шипов, Коковцов 3 – все это бывшие мои сотрудники, которых я, так сказать, вытащил. Также среди членов Государственного совета есть целая серия членов, которые прежде были моими сотрудниками на различных поприщах. В настоящее время главные посты министерства финансов все заняты бывшими моими сотрудниками, а также это можно сказать и относительно частных обществ”.

О подготовке кадров

Значительны заслуги С.Витте и в создании системы коммерческого и технического образования. Это первостепенной государственной важности дело он сумел поставить на прочный фундамент, отстранив от него всякие следы “духовно-консерваторской опеки” и открыв широкий простор для частной инициативы. Только перечень открытых под эгидой департамента торговли министерства финансов учебных заведений показывает, как много он сделал для народного просвещения.

В начале С.Витте с целью инициирования активности российских промышленников и предпринимателей в учреждении и управлении коммерческими училищами провел через Госсовет Положение о коммерческом образовании. В результате представители частного бизнеса стали охотно давать на это деньги и за 4-5 лет практически без затрат государственных средств были открыты 73 коммерческих училища, реорганизовано Строгановское училище технического рисования и учреждено несколько промышленно-художественных училищ. В заслугу С.Витте нужно поставить и закон 1897 г. о сельских ремесленных учебных мастерских.

Развив сеть среднего коммерческого образования, С.Витте начал кампанию по учреждению первых в России коммерческих и технических высших учебных заведений, “которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов”. Под его руководством был разработан и принят Госсоветом устав Санкт-Петербургского политехнического института, а затем открыты этот и еще два института (в Киеве и Варшаве).

Можно привести и другие примеры успехов С.Витте, но и эти примеры убедительно говорят о его выдающейся государственной экономической деятельности.

1 И. Вышнеградский был министром финансов с 1887 по 1892 г.
2 Н. Бунге был министром финансов с 1881 по 1886 г.
3 Э. Плеске был министром финансов с 1903 по 1904 г., И. Шипов – с 1905 по 1906, В. Коковцов – с 1904 по 1905 г. и с 1906 по 1914 г.

краткое содержание других презентаций

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Меры для смягчения малоземелья крестьян. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Персоналии. Идеология. Полицейское государство. Смена правительства. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Политика в области образования. Внутренняя политика Александра III. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. События. Временные правила о печати. Документ. Выход крестьян из общины.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Транссибирская железнодорожная магистраль. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Направления экономической политики И.А. Вышнеградского. Финансовая реформа. Особенности промышленного развития. Крестьяне. Характеристика. Основные направления экономической политики. Развитие сельского хозяйства. Характеристика экономической политики. Роль государства в развитии промышленности. Направления экономической политики С.Ю. Витте.

«Александр III и его внутренняя политика» - Программа царствования Александра III. Совещание государственных чиновников. Закон о земских участковых начальниках. Контрреформа. Новые назначения. Крестьянский банк. Сведущие люди. Временные правила о печати. Национальная и религиозная политика. Какие задачи решал Александр III. Правление Александра III. Начало. Цензура. Выход крестьян из общины. Рабочее законодательство. Портрет. Судебная контрреформа.

«Контрреформы Александра 3» - Насильственная русификация. Национальная и религиозная политика. Замена крестьянской администрации дворянской. Контрреформы. Задачи. Новые назначения. Александр правил вместо умершего брата. Какой характер носила политика. Земская контрреформа. Деятельность Александра III называют контрреформами. 1845-1894 – годы правления Александра III. Воспитатели. Портрет. Судебная контрреформа (1887-1894гг). Реформа в области просвещения.

«Внутренняя политика Александра 3» - Игнатьев предложил созвать Земский собор. «Циркуляр о кухаркиных детях». Ликвидация мирового суда. Попытки судебной контрреформы. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных. Цензурная контрреформа. В.П. Мещерский. 1884 г. – студенческие волнения. Контроль над волостным судом. Министерство Н.П. Игнатьева. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным.

«Контрреформы Александра III» - Начало царствования. Протекционизм 1897 г. – финансовая реформа. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%. 1882 г. – введение новых «Временных правил о печати». Транссиб – ж/д, связавшая Европейскую Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Александр III. Общая протяженность – 9332 км. Усиление цензуры. Эпоха контрреформ. Создание «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности» – «охранки».

29. Экономическая политика С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматри­вал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фак­тор, как социальный инструмент стабилизации политической об­становки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния «хозяи­на земли Русской» Николая II (1894-1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за пре­дыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввози­мые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были бан­ки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. ис­ключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правитель­ства конца XIX - начала XX в. оставалась противоречивой. И про­грамме Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин эко­номического кризиса 1900-1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в сниже­нии темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъ­ем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Естественным продолжением правительственного курса в на­чале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг), занимавшего пост председателя Совета Мини­стров в 1906-1911 гг.

Цель реформы : сохранение помещичьего землевладения, ускорение буржуазных изменений в сельском хозяйстве, воспитание в крестьянине чувство собственника, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создать там опору правительства – сельскую буржуазию.

Суть реформы:

    Указ от 9 ноября 1906г. разрешил выход крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910г. сделал выход обязательным.

    крестьянин мог объединить участки земли в единый отруб или выселиться на отдельный хутор

    создавался фонд из части казенных и императорских земель

    для покупки земли Крестьянский банк давал денежные ссуды

    правительство поощряло переселение крестьян за Урал, т.к. в центре России был “земельный голод”.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской Рос­сии, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличилась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

На деле : 35% крестьян вышло из общины 10% завело хуторское хозяйство. 16% переселенцев вернулось в центральные районы и пополнили армию пролетариев. 20% крестьян, взявших ссуду разорились. Нужды крестьянина в земле не были удовлетворены. Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата.


Они были противоречивы.

К 1914 году Россия по объему пром. производства занимала 5 место в мире, уступая США, Германии, Англии, Франции. При этом отрыв России от трех крупнейших держав оставался весьма значительным. По объему пром. производства СШа превосходили Россию в 7 раз. Германия в 3 раза, Англия почти в 3 раза. Россия немного уступала Франции.

Доля России в мировом пром. производстве составляла 5%, а Франции 6%. По важным отраслям пром. производства Россия занимала 4 место в мире. Это машиностроение, производство стали, проката. По добыче нефти в 1913 году Россия уступала только США.

Однако процесс индустриализации в России не был завершен к 1914 году. Доля промышленности в валовом национальном продукте росла, но уступала доле сельского хозяйства. По методике расчета, которая была применена Струмилиным, а потом английским ученым, к 1914 году в валовом национальном продукте промышленность давала 27-28%, на долю с/х приходилось 55%. Т.е. промышленность не стала доминирующей отраслью в экономике.

В последнее время ряд исследователей ставят под сомнение эти цифры. Эта методика не учитывает, что в России цены на пром. товары были искусственно завышены, а цены на с/х товары искусственно занижены. Если брать поправку на это, то получится, что доля промышленности была еще меньше.

…превышение доли легкой промышленности.

В странах, совершивших индустриализацию, основная масса промышленной продукции создавалась в секторе тяжелой промышленности.

В России была обратная ситуация: тяжелая промышленность развивалась опережающими темпами, но все же основную массу пром. продукции в стоимостном выражении создавали предприятия легкой промышленности. К 1914 году примерно 60% падало на долю легкой промышленности, около 40% на долю тяжелой промышленности.

Сохраняли свою позицию в пром. секторе многие мелкие предприятия, работавшие вообще без применения машин. К 1913 году насчитывалось порядка 30 тысяч пром. предприятий фабрично-заводского типа и 150 тысяч предприятий ремесленных, базировавшихся на ручном труде с небольшим количеством работников. Они давали немалую долю в пром. производстве. Т.о. большая доля промышленности вырабатывалась еще допромышленным способом, вручную.

Многие важные отрасли промышленности к 1914 году, что очень болезненно сказалось на ситуацию страны во время 1 мировой войны, находились еще в зачаточном состоянии, не удовлетворяли потребностям, зависимость от импорта оставалась весьма высокой. Например, в машиностроении, больше половины с/х машин ввозилось из-за рубежа. Половина машин не С\Х тоже из-за рубежа.

Отечественная промышленность не успевала за потребностями внутреннего рынка. В период быстрого пром. подъема предвоенного, рост импорт в пром. сфере. Это было такой неблагоприятной тенденцией, обозначившейся перед 1-й мировой войной, как уменьшения положительного сальдо в торговом балансе России. Экспорт превышал импорт, но это превышение уменьшилось. Во время 1-й мировой войны, когда мировые хозяйственные связи нарушились, российская экономика оказалась в тяжелом положении.

Говоря о промышленном развитии России, особенно в 1890-е годы необходимо остановиться на экономической политике царского правительства.

Самодержавие вступило на путь создания мощной отечественной промышленности и последовательно эту линию проводило. Апогея политика поощрения индустриального развития страны достигла как раз в 1890-егоды. Этот путь был связан с деятельностью Сергея Юрьевича Витте, который с 1992 по 1903 год занимал пост министра финансов. Министерство помимо финансов, курировало и торгово-промышленную сферу.

Только в 1905 году было создано отдельное министерство торговли и экономики.

Политика форсирования индустриализации получила название «Система Витте».

Витте принадлежал к числу наиболее крупных гос. деятелей России в последние десятилетия ее существования. Витте никогда не принадлежал к числу забытых персонажей отечественной истории. О нем много писали и в советское время и в постсоветское время.

Писали много и по-разному. У него были восторженные почитатели и противники. Он писал мемуары, но в переработанном виде, потому что подлинник был засекречен в американских архивах, куда его передала вдова. Но в подлиннике сенсаций не оказалось. Редакторская правка, как оказалась, преследовала целью сделать мемуары более читаемыми, потому что подлинники читать тяжело.

Воспоминания Витте интересны, но пристрастны.

Мемуары были опубликованы впервые в 1922 году. Воспоминания Витте вызвали в эмигрантской среде целый поток контр-воспоминаний. Один из деятелей ответил Витте, опубликовав свои опровержения, которые облек в форму письма, хотя Витте уже не было в живых. Он писал: пишу Вам, Витте. И дальше следовал перечень прегрешений Витте.

Витте родился в 1849 году. Его отец был выходцем из Прибалтики, лютеранином, принявшим православие. По матери Витте был в родстве с князьями Долгорукими, и возводил свой род к черниговскому князю Михаилу Ярославичу.

Витте провел молодость в Тифлисе. Затем окончил математический факультет Новороссийского университета. После окончания университета он хотел избрать научную карьеру и Витте поступил на государственную службу в канцелярию Одесского генерал-губернатора. Прослужил недолго и перешел на частное предприятие в Акционерное Общество Юго-Западной железной дороги. Начал службу с самых низов. Для приобретения опыта он поначалу стал кассиром. Потом повышался и стал управляющим.

Первый опыт участия в политической деятельности Витте получил в 1881 году. Под впечатлением от убийства Александра 2 он обратился через своего дядю к новому императору Александру 3 с письмом, в котором предлагал создать контр террористическую организацию. (Его дядя, Фадеев, был известным публицистом, входившим в окружение к новому императору). Такая организация была создана, но ее быстро прикрыли. Но тем не менее Витте был замечен.

Витте довольно долго был приверженцем славянофильства. Он был против быстрого промышленного развития России, он считал, что промышленность, индустриализация превращают людей в придаток машин. Но в 1880-е годы его взгляды претерпели в этом отношении изменения. Витте осознал то обстоятельство, что невозможно в конце 19 века оставаться в ряду великих держав, не имея развитой промышленности.

Витте был под влиянием взглядов немецкого экономиста Фридриха Листа. Германия уступала в промышленном отношении Англии и Франции. Как Германия может преодолеть отставание? Лист выступил активным пропагандистом политики жесткого протекционизма. Лист исходил из того, что страны, вырвавшиеся вперед в промышленном развитии, своими дешевыми и качественными изделиями наводняют рынок более отсталых стран и душат на корню их промышленность. Выход из этого положения – установление высоких таможенных барьеров, под защитой которых может развиваться отечественная продукция.

Идеи Листа были восприняты Витте и он даже написал брошюру.

Восхождение Витте к власти началось в конце 1880-х годов, после крушения царского поезда. Причины катастрофы были следующие: императорский поезд, который по весу равнялся по весу товарному поезду, передвигался однако со скоростью пассажирского поезда, т.е. быстрее, чем нужно. Это было очень рискованно. Витте, которому по должности директора Общества юго-западных железных дорог приходилось сопровождать императорскую семью, неоднократно обращал внимание министерства путей сообщения, что это опасно. В конце концов рельсы не выдержали. Происшествие было скандальным.

Тем не менее, Александр 3 обратил внимание на Витте, на его предостережения. По поручению царя Витте пригласили на гос. службу. Витте в своих воспоминаниях пишет, что он не хотел, но принял царское предложение, потому что не мог не принять. На самом деле это не так. Витте давно рвался на гос. службу. У него были контакты с Вышнеградским, Витте печатался в «Московских ведомостях». Но было препятствие финансового характера. Как управляющий Обществом юго-западных железных дорог он получал намного больше, чем получал бы на гос. службе. В год он получал 50 тысяч рублей. А качестве директора департамента, которую ему предлагали, он мог получать только 8 тысяч рублей. Александр 3 выразил готовность приплачивать Витте из своих средств еще 8 тысяч рублей. В сумме 16 тысяч, это тоже не 50. Но власть видимо привлекла его больше.

В 1889 году Витте занял пост Директора департамента железнодорожного дела, которое курировало финансовые аспекты ж/д строительства. Министром финансов являлся его покровитель Вышнеградский.

В 1892 году Витте был назначен на должность министра путей сообщения. В это же время тяжело заболел Вышнеградский, у него был инсульт. Его преемником Александр 3 назначил Витте. С тех пор с 1992 по 1903 год Витте занимал пост министра финансов.

Витте может быть причислен к числу выдающихся гос. деятелей. Он обладал глубоким умом, энергией, способностью к анализу, был прекрасным организатором. Он был мастером политической интриги.

В бюрократической среде СПб Витте был чужеродным элементом. Он был провинциалом, с неправильным выговором, не умел гладко выражаться, с грубоватыми манерами. Но это импонировало Александру 3, так как он сам не был светским человеком, он чувствовал в Витте родственную натуру.

Но те же черты Витте помешали ему найти впоследствии общий язык с Николаем 2. Не только личные черты, конечно, были и политические мотивы. Николай 2 был человеком другого склада. В конце концов, Николай 2 и Витте расстались, ненавидя друг друга.

Современник заметил так: государь – художник-миниатюрист, а Витте – грубый дикарь, они не могут понять друг друга в принципе.

Тем не менее и при Николае 2 вплоть до своей отставки в 1903 году экономическую, торгово-промышленную политику во многом определял Витте.

Свою программу Витте изложил в 1893 году вскоре после своего назначения на пост министра финансов. В соответствующей записке Витте подводил итоги промышленного развития России за 3 пореформенных десятилетия (начиная с отмены крепостного права). Витте писал, что эти годы прошли не впустую. Индустриальное развитие страны продвинулось существенно, однако Россия по-прежнему качественно отстает от ведущих держав. Ставилась задача это отставание преодолеть, или хотя бы существенным образом сократить.

Витте выступал как активный сторонник широкого вмешательства государства в экономику. Он подчеркивал, что финансовые, юридические, экономические предпосылки для быстрого промышленного развития на западе складывались в течение столетия, а в России они _______ , поэтому государство не может предоставить дело промышленного развития в частные руки, частной инициативе, она еще слишком слаба. Государство не может ограничиться как на западе только установлением правил _______ , а дальше предприниматель будет действовать сам. Государство должно активно помогать частным предпринимателям, оказывать им покровительство. По сути дела широкое государственное вмешательство в экономику рассматривалось Витте как важное средство, способное обеспечить быстрое развитие экономики.

Каковы были составные элементы «Системы Витте»? Системой ее можно назвать довольно условно, потому что он не был ее творцом. Во многих отношениях, хотя он в своих мемуарах этого писать не любил, он выступил продолжателем дела тех, кто занимал пост министра финансов до него, Бунге и Вышнеградского. Во многом он реализовал то, что они задумали, но не смогли осуществить.

Важнейшей составной частью была политика таможенного протекционизма. В 1891 году при Вышнеградском был принят покровительственный таможенный тариф. Витте стоял за его незыблемость и даже за ужесточение. Став министром финансов, Витте добился согласия Александра 3 на то, чтобы министру финансов по соглашению с министром иностранных дел предоставлялось право повышать своей властью ставку таможенного обложения, установленную законом 1891 года, для товаров тех стран, которые создают угрозу российской экономике и которые не в свою очередь не создают благоприятных условий для российского экспорта. Такой страной являлась Германия, которая в конце 19 века являлась главным торговым партнером России. Действительно, русско-германские политические отношения в начале 1890-х годов значительно ухудшились. Стороны по многим вопросам занимали диаметрально противоположные позиции. Германия поставляла в Россию промышленные товары и была заинтересована в том, чтоб пошлины были низкими. Но это пагубно сказывалось на отечественной промышленности, поскольку конкурировать на равных с немецкой русская промышленность тогда не могла.

С другой стороны Россия поставляла в Германию с/х продукцию. Немцы, защищая своих аграриев, устанавливали высокие пошлины на русскую продукцию. Это не отвечало интересам России. И вот в 1893 году началась русско-германская таможенная война, которая выражалась в том, что немцы последовательно повышали пошлины на русскую с/х продукцию. А Витте, в свою очередь, повышал пошлины на германские промышленные товары. Отношения между обеими империями крайне ухудшились, заговорили даже о том, что таможенная война перерастет в настоящую войну. Витте занял в этом конфликте с Германией очень жесткую позицию.

Сокращение торговых связей с Германией было довольно болезненным для российской экономики, для потребителей. Но Витте полагал, что для Германии сокращение торговых связей с Россией еще болезненней. Это был фактор, когда работает так называемое преимущество отсталости. Россия в экономическом отношении была более отсталой страной, чем Германии. Но в этом состояла ее сила. Как более отсталая страна Россия была меньше связана с внешним рынком и меньше от него зависела. Поэтому сокращение отношений с Россией германская экономика переживала более болезненно, чем российская экономика переживала сокращение торговых связей с Германией.

В конце концов в 1894 году был заключен русско-германский торговый договор. Стороны пошли на уступки. Этот торговый договор был выгоден для России. Главные позиции Витте удалось отстоять. Торговый договор был заключен сроком на 10 лет. В 1904 году его сменили менее выгодным для России договором, поскольку в данном случае немцы воспользовались русско-японской войной.

Договор 1894 года, защищавший от немецкой конкуренции, послужил образцом в соответствии с которым были заключены торговые соглашения с рядом других государств, с Францией, Австро-Венгрией.

Витте последовательно проводил курс защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

Каковы были последствия? Противоречивые. С одной стороны защита отечественной промышленности обеспечивала ее быстрый рост. С другой стороны эта политика была обременительна для населения. Без иностранных товаров обойтись было невозможно, поскольку потребности внутреннего рынка отечественные производители не удовлетворяли. Но вследствие высоких таможенных пошлин, эти иностранные товары продавались по завышенным ценам.

За это политика Витте подвергалась критике в правящих кругах. Витте осознавал, что в общем для населения это обременительно, но, как он заявлял: великие задачи требуют великих жертв. Мощная промышленность нужна государству. Витте стоял за то, чтобы время, в течение которого эти жертвы будут приноситься, было бы максимально коротким. Надо быстрее развивать собственную экономику. А для этого нужны деньги, а денег не хватало. Выход: привлечение в Россию иностранного капитала.

И в 1890-е годы в этом отношении было много сделано.

В Западной Европе было немало капиталов, которые искали своего применения за пределами национальных экономик. Россия была весьма привлекательным рынком для иностранных инвестиций. Этому способствовала внутренне-политическая стабильность, низкая зарплата рабочих. Во многом привлекательной для иностранных инвесторов российская экономика оказывалась и благодаря российской политике таможенного протекционизма. Ведь эта политика защищала продукцию, произведенную внутри страны, без относительно кому принадлежит предприятие. Если оно размещено в России, то не важно, что оно существует на английские, французские, немецкие деньги.