Результатом экономического развития является. Экономическое развитие. Термины и понятия

Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Ксенофонт древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель.

Аристотель противопоставлял экономику хрематистике -- отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. Аристотель противопоставлял хрематистику и экономику, как целенаправленную деятельность по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика рассматривает ситуацию, когда прибыль и накопление денег стало основной целью деятельности (например, ростовщичество, спекулятивная торговля). Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.-- Аристотель. Политика

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, обеспечивающим потребление на грани физического выживания. Сначала первобытные люди добывали средства к существованию, охотой и собирательством, но в результате неолитической революции возникли земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство. Возникло рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который сначала осуществлялся в форме натурального обмена, но с появлением денег превратился в торговлю. Тем не менее, в обществах Древнего мира и Средневековья преобладающим было натуральное хозяйство. С конца XV века началась Эпоха великих географических открытий, которая привела к тому, что сложилась мировая экономика и началась эпоха первоначального накопления.

В эту эпоху создалась одна из первых школ экономической теории.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма -- увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У. Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше, чем покупать.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641).

Антуа де Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот термин политическая экономия.

С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия. Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами. Они выражали интересы крупных землевладельцев. Физиократия - французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 года Франсуа Кенэ. Несмотря, что школа была открыта, термин «физиократы» вошел в употребление лишь в XIX в. При жизни Франсуа Кенэ и его учеников, они себя называли «экономистами», а свое учение - «политической экономией».

Название «физиократия» дано Дюпон де Немуром -- первым издателем сочинений Кенэ -- ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» в хозяйственной жизни общества -- идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Классическая школа политэкономики.

С последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела к тому, что в наиболее развитых странах большинство населения к концу XIX века было занято уже не в сельском хозяйстве, а в промышленности.

Преобладающей экономической системой стал капитализм. Происходил процесс превращения традиционного общества в современное, аграрного общества в индустриальное общество.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии. Основная идея в учениях Адама Смита -- идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма - Марксизм.

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируемую из центра. Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма:

В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Неоклассическая экономическая теория - Маржинализм.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются:

Карл Менгер.

Фридрих Визер.

Леон Вальрас.

Эйген-Бем-Баверк.

Уильям Стэнли Джевонс.

Основная идея -- использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции. экономический монетаризм меркантилизм денежный

Также возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и Маржинализма неоклассическая школа, в ней экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Представители неоклассической школы:

Альфред Маршал.

Артур Пигун.

Кейнсианство.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода. Дж. Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма.

Это направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан -- институций (семья, партия, профсоюз и т.д.).

Понятие Институционализма включает в себя два аспекта: «институции» -- нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» -- закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Главная идея современного Институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, а экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма).

Монетаризм -- макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером.

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков.

По мнению Милтона Фридмана микроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и экономические рынки.

Монетарное правило.

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила, заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции.

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что глупо отказываться от активной кредитно-денежной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя дестабилизирующее на всю экономику.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

Экономическое развитие представляет собой многофакторный процесс, отражающий как эволюцию хозяйственного механизма, так и смену на этой основе экономических систем. Вместе с тем это противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие происходит неравномерно, включает периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции. Вероятно, экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды времени.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического развития (роста), среди которых наибольшее значение имеют длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие название "циклы Кондратьева" (по имени русского экономиста Н. Кондратьева); нормальные, или так называемые большие, промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или "циклы Китчина" (по имени открывшего их американского экономиста), охватывающие 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов. В первых двух циклах отмечается четыре фазы: спад, депрессия, оживление и подъем производства - и две точки: пик подъема и пик спада.

Показатели уровня экономического развития.

При определении уровня экономического развития страны требуется прежде всего установление точки отсчета. Многие страны сравнивают свой уровень с уровнем США.

Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей:

  • · ВВП и ВНП на душу населения;
  • · Качество и уровень жизни населения;
  • · Конкурентоспособность экономики;
  • · Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;
  • · Стоимость человеческого капитала на душу населения, его качество и производительность;
  • · Встроенность в мировую экономику;
  • · Уровень коррупции;
  • · Место в ведущих мировых рейтингах;
  • · Финансовые и экономические рейтинги и оценки ведущих мировых рейтинговых агентств;
  • · Отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики;
  • · Производство основных видов продукции на душу населения;

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.

Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. Так, к числу развитых стран в середине 90-х гг. относились страны с душевым производством ВВП от 6-7 тыс. долл. в год и выше.

В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриальным странам, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции на душу населения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.

Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. Это соотношение выявляется прежде всего по доле обрабатывающей промышленности.

Показатели экономической эффективности

Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает (прямо или косвенно) качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала страны, трудовых ресурсов.

Не вдаваясь в подробное перечисление и методику расчета показателей этой многочисленной группы, можно выделить из них:

  • · производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств);
  • · капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции;
  • · фондоотдачу единицы основных фондов;
  • · материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.

В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные Международным валютным фондом (МВФ). Эта система показателей создана для соизмерения цен и издержек в обрабатывающей промышленности страны и по отношению к средневзвешенным соответствующим индикаторам наиболее развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:

  • 1. удельные затраты на заработную плату (в расчете на единицу продукции);
  • 2. нормализованные удельные затраты на рабочую силу (в расчете на единицу продукции), т. е. выпуск продукции на отработанный человеко-час;
  • 3. уровень полных удельных издержек по элементам добавленной стоимости, т. е. показатели удельных расходов всех первичных факторов производства;
  • 4. сравнительный уровень оптовых цен промышленности;
  • 5. сравнительный уровень экспортных цен промышленных товаров.

Конечно, и эта система не в полной мере может характеризовать экономическую эффективность страны, однако одну из сторон ее деятельности - конкурентоспособность в международной торговле - отражает достаточно достоверно.

Важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала - в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку, в качество жизни населения.

Развитые страны инвестируют в человеческий капитал в 2-5 раз больше в долях ВВП и национального бюджета, чем Россия и некоторые другие развивающие страны. Тем самым они наращивают преимущества своего человеческого капитала и экономики. Наращивают отрыв в производительности труда и человеческого капитала, которые близки по величине.

Страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.), которые в последние десятилетия вошли в число развитых передовых по производству и экспорту высоких технологий, начинали свою модернизацию с модернизации человеческого капитала и роста в него инвестиций, в первую очередь государственных (в образование, науку, медицину, качество жизни).

Их успешный опыт - весьма убедителен и полезен для других стран.


Экономическое развитие означает совершенствование производства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социально-экономических показателей.
При определении уровня экономического развития страны требуется установление точки отсчета. Многие страны мира уровень экономического развития своей страны сравнивают с уровнем США.
Уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждьш этап развития национальной экономики и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей.
Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Основные показатели уровня экономического развития:
  1. ВВП (валовой внутренний продукт) или НД (национальный доход) на душу населения;
  2. отраслевая структура национальной экономики;
  3. производство основных видов продукции на душу населения;
  4. уровень и качество жизни населения;
  5. показатели экономической эффективности производства.
Ведущими показателями при анализе уровня экономического развития являются показатели ВВП и НД надушу населения. Эти показатели положены в основу международной классификации, подразделяющей страны на развитые и развивающиеся.
Другим показателем, широко применяемым в международной практике, является отраслевая структура экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего изучается соотношение между крупными народно-хозяйственными отраслями материального и нематериального производства.
Уровень экономического развития страны характеризуют показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики. Они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.
К таким показателям относят производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех отраслей народного хозяйства, за этим показателем скрываются возможности развития научно-технического процесса, достигнутый уровень производства и качества товаров, уровень услуг и т.п
Другой характерный показатель такого рода - производ ство в стране на душу населения основных видов продуктов питания (зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.).
Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется структурой ВВП по его использованию. Особен но важен анализ структуры чистого конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельсгвус {
о более высоком уровне жизни населения, следовательно, о бо лее высоком общем уровне экономического развития страны.
Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей - потребител). ской корзины и прожиточного минимума.
Ограниченность ресурсов, цикличность развития экономики непосредственно воздействуют на экономический рост страны.
Экономический рост-это постоянное увеличение реального объема производства товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Увеличение совокупного производства рассчитывается в процентах по отношению к предыдущему периоду.
Экономический рост может измеряться в натуральных (тоннах, метрах и т.д.) и стоимостных показателях.
Первый способ надежнее, т.к. позволяет исключить воздействие инфляции, и универсальнее, поскольку при расчете темпов роста трудно рассчитать общий показатель для производства различных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца очистить его от инфляционных наслоений.
Основные показатели экономического роста:
  1. годовой прирост объема ВНП, ВВП, НД;
  2. годовые темпы роста ВНП, ВВП, НДна душу населения;
  3. годовые темпы роста промышленного производства в целом, его отраслей на душу населения.
Различают экстенсивный тип экономического роста, осно- нанный на старой технико-технологической базе, и интенсивный тип экономического роста, основанный на новой технике и современной технологии.
Экстенсивный рост происходит за счет количественных факторов при сохранении прежней технологической основы (дополнительного привлечения рабочей силы, увеличение числа предприятий, цехов, расширения строительства новых объектов). При данном типе экономического роста в производство вовлекается все большее количество ресурсов (природных, трудовых, материальных), но не происходит существенных тменений в технике и технологии, организации производства I фуда, квалификации работников.
Интенсивный рост производства происходит за счет более полного использования ресурсного потенциала, повышения произ- иодительносги труда, отдачи основных производственных фон- 1оп, эффективности использования оборотных средств (рис. 13.1).



На практике экстенсивный и интенсивный типы экономического роста не существуют в чистом виде, поэтому различают преимущественно интенсивный и преимущественно экстенсивный пути развития.
В России темпы экономического роста в 1990-е гг. были отрицательными, и только с 1997 г. после глубокого спада наступила некоторая стабилизация.
Для развитых стран характерны низкие темпы экономического роста (1Л4%). Эти страны уже не могут свободно вовлекать в производство дополнительные трудовые и природные ресурсы. Развитие производства осуществляется совершенствованием имеющихся технологий. Кроме того, высокий уровень развития этих стран ставит перед экономикой такие ограничивающие темпы роста, как защита окружающей среды и сохранение невосстановимых природных ресурсов, качественное совершенствование уровня жизни.

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.). Типы стран мира. В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и . На долю этих стран приходится 2/3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай, Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2/3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1/2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам. Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Основными показателями социально-экономического развития стран являются ВВП и ИРЧП. Уровень развития мирового хозяйства определяют экономически развитые страны. В мировой экономике возрастает роль Китая и новых индустриальных стран.

Сущность экономического развития

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.

Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран). Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

По уровню экономического развития различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.), в том числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки), а также страны с переходной экономикой (бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия), большинство из которых занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.

В целом экономическое развитие общества - противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции. Это наглядно проявилось в 90-х гг. в России, когда прогрессивные реформы по трансформации экономической системы сопровождались сокращением производства и резкой дифференциацией доходов населения. Вероятно, экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды, а также в рамках отдельной страны или мирового сообщества в целом.

Неравномерность экономического развития отдельных стран и регионов мира особенно проявилась во второй половине ХХ в., когда наиболее динамично развивающимся регионом стала Азия. Так, больших успехов в экономическом развитии достигли такие страны, как Япония, а затем Китай и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Во многом благодаря им темпы роста ВВП в развивающихся странах за этот период (с 1950 г. по настоящее время) почти вдвое превзошли соответствующий показатель развитых стран, в результате чего доля последних в мировой экономике сократилась с 63 до 52,7%, а доля развивающихся стран выросла с 21,7 до 31,4%.

Большие изменения произошли в экономическом развитии стран с переходной экономикой.

Самая тяжелая экономическая ситуация сложилась в государствах Тропической Африки. Здесь темпы роста ВВП были самыми низкими среди всех стран с рыночной экономикой, их удельный вес в мировой экономике к концу ХХ в. снизился с 2,3 до 1.8%.

Показатели уровня экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:

Общий объем реального ВВП;

ВВП/ВНП на душу населения;

Отраслевая структура экономики;

Производство основных видов продукции на душу населения;

Уровень и качество жизни населения;

Показатели экономической эффективности.

Если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП/ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

Например, ВВП на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности (см. гл. 38), в Люксембурге составляет около 38 тыс. долл., что в 84 раза превосходит ВВП на душу населения в самой бедной стране - Эфиопии и даже выше, чем в США, хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России в 1998 г. ВВП на душу населения по последним оценкам составил 6,7 тыс. долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой. В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения достаточно высокий, однако он не соответствует современной отраслевой структуре экономики (низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора; высокая доля вторичного сектора, прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры). Отраслевая структура экономики России характерна скорее для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс (показатель) человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности). В 1995 г. этот индекс в России составил 10,767, что близко к среднемировому значению. В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых - был близок к 0,2.

Экономическая эффективность характеризуется прежде всего производительностью труда, рентабельностью производства, фондоотдачей, капиталоемкостью и материалоемкостью единицы ВВП. В России эти показатели в 90-х гг. ухудшились.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей