Дилеры и брокеры на рынке. Брокеры и дилеры на фондовом рынке. Профессия вашей мечты — трейдер

Дилеры и брокеры на рынке. Брокеры и дилеры на фондовом рынке. Профессия вашей мечты — трейдер

Религия (от лат. religio - совестливое отношение к чему-либо) - не менее сложное и многообразное явление, чем философия, наука или искусство. Его сложность и многообразие находят отражение в многозначности термина «религия». Часто под религией понимают «всякое воззрение, содержащее в себе значительный элемент веры. В этом случае в понятие религии включается множество самых разных явлений духовного мира человека. Поэтому для строгости и определенности рассуждений необходимо ограничить сферу применения понятия религии. Это легче всего сделать, приняв за точку отсчета развитые мировые религии. К их числу принято относить христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Названные религиозные направления, в силу длительности своей истории, широты распространения и других факторов, являются тщательно разработанными системами. Они содержат в себе все элементы, характеризующие религию как феномен духовной культуры и общественной жизни. Зачатки религии, возникшие в первобытном обществе, следует отличать от формы религии, какой она сложилась, начиная от «осевого времени» Перечислим основные элементы, характеризующие развитые формы религии:

  • 1. Вероучение.
  • 2. Религиозная организация (церковь).
  • 3. Культ (система обрядов и таинств). Вероучение представляет собой доктрину, в которой раскрывается смысл и существо данного религиозного направления. Центральное место в вероучении отводится учению о Боге - богословию, или теологии. Богословие (теология) раскрывает понятие о Боге, характерное для данной конфессии - объединения людей, исповедующих одну и ту же веру. Богословие разъясняет также смысл религиозных догматов - положений и идей, являющихся фундаментальными для данного вероучения. В большинстве мировых религий Бог трактуется как принципиально надмирное существо, т.е. существо, качественно отличное от вещей видимого (чувственно воспринимаемого) мира. Поэтому путь познания Бога должен принципиально отличаться от того, каким человек познает окружающий мир. Разъяснение путей познания Бога (богопознания) является одной из важнейших задач богословия, или теологии. Тесно связана с вероучением определенная этическая система-совокупность нравственных идеалов, принципов и норм, характерных для данного конфессионального направления.

Религиозная организация (церковь) - один из важнейших элементов религиозной жизни. Она состоит из системы религиозных учреждений, а также из людей, профессионально занятых организацией отправления религиозных культов - священнослужителей. Религиозная организация - это также и определенная система управления. Деятели церкви (клир) ведут религиозно просветительскую работу среди рядовых верующих - прихожан, или мирян. Сеть учебных и богословско-просветительских учреждений призвана готовить профессиональные кадры служителей церкви. Наличие церковной организации превращает религию в социальный институт, стоящий в ряду других социальных институтов, таких, как наука, право, учреждения культуры и образования. Главная функция церкви состоит в создании условий для отправления религиозных культов. Церковь рассматривается в качестве обязательного посредника между Богом и человеком.

Культ - это система обрядов (ритуалов) и таинств, характерная для данного религиозного направления. Развитые религии предполагают сложную систему обрядов и таинств. Предполагается, что без них невозможно полноценное общение Бога и человека. К элементам культа принадлежат в рамках, например, христианства крещение, молитва, исповедь, покаяние, причащение, пост, почитание святых, соблюдение религиозных праздников и знаменательных дат церковного календаря и т.д. Посредством культа религия обращается не только к умственной, но и к эмоциональной стороне человека. Большинство конфессий отчетливо осознают отличие религиозных форм познания от чисто рациональных. Отправление религиозного культа призвано воздействовать на все существо человека, а не только на его ум.

Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, прежде всего, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности. Вместе с тем факт наличия в составе большинства форм культуры, в том числе нерелигиозной, отдельных элементов культа общепризнан.

Культура как целостное явление предполагает наличие определенных процедур (ритуалов). В них запечатлеваются образцы поведения, признающиеся данным объединением людей в качестве положительных. Нарушения принятых образцов воспринимаются как проявления негативного свойства. На основе принятых образцов вырабатываются нормы и правила или стандарты определенного вида деятельности. В этом смысле не лишена культовой стороны даже такая сугубо рациональная сфера человеческой деятельности, как наука. Однако ни в науке, ни в культуре в целом культу, конечно, не принадлежит такой значительной роли, какую он играет в религии. По этому признаку сравнение религии с философией не представляет трудностей, поскольку культ для философии неспецифичен. По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо, прежде всего, сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию. Так В.Ф. Шаповалов полагает, что можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии.

Первый вариант может быть охарактеризован краткой формулой: «философия - сама себе теология». Наиболее ярко он представлен античной философией. Античные философы в большинстве случаев строят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий. Это рациональные системы, стремящиеся обосновать абстрактное понятие о Боге. Элемент веры в философии, например, Платона и Аристотеля играет значительно меньшую роль по сравнению с верованиями греков. Античные философы создают особую теологию, рассчитанную на немногих, на образованную часть общества, на тех, кто способен и желает мыслить и рассуждать. Здесь Бог - весьма абстрактное понятие. Он существенно отличен от антропоморфных, т.е. человекоподобных богов религиозно-мифологических представлений: Зевса, Аполлона и т.д.

Второй вариант отношений философии и теологии складывается в средние века. Его можно охарактеризовать как «философствование в вере». Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии. Истины откровения рассматриваются в качестве незыблемых. На их основе развивается философское знание, более всеохватное по своему характеру и более абстрактное по сравнению с богословским. Христианского Бога-Личность «философствование в вере» наделяет абстрактно-философскими характеристиками. Он есть символ бесконечного, вечного, единого, истинного, доброго, прекрасного и т.д.

Третий вариант связан с направленностью философского знания на обнаружение таких универсальных характеристик бытия, которые не зависят от религиозного мировоззрения. Такая философия религиозно нейтральна. Она учитывает факт многообразия религиозных конфессий, но ее теоретические положения строятся так, чтобы были приемлемы для всех людей, без различия вероисповеданий. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Вопрос о Боге она целиком передает на усмотрение теологии. Этот тип характерен для ряда направлений западноевропейской философии XVIII в. и широко распространен и в наше время.

Четвертый вариант есть открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Она принципиально отвергает религию, рассматривая ее в качестве заблуждения человечества.

В современной философии представлены все названные варианты. Возникает вопрос о том, какой из приведенных вариантов наиболее «правильный». Предпочтение зависит от самого человека. Каждый из нас вправе самостоятельно решить, какой вариант предпочесть, какой из них наиболее соответствует характеру личного мировоззрения. Чтобы наметить подходы к решению этого вопроса, необходимо, в частности, выяснить, что такое вера, не религиозная только, а вера вообще. Осмысление феномена веры входит в задачу философии.

Вера - это незыблемая убежденность человека в чем-либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера как особая способность души имеет самостоятельное значение. Она не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо; волевое усилие не формирует веры и не способно породить веры. Точно так же нельзя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Вера требует посторонних подкреплений, когда иссякает энтузиазм веры. Та вера, которая нуждается во внешних подкреплениях, - слабеющая вера. Понятно, что нежелательно, чтобы вера противоречила доводам разума. Но это бывает далеко не всегда. Следует различать слепую и осознанную веру. Слепая вера имеет место тогда, когда человек во что-то верит, но не отдает себе отчета, во что именно и почему. Осознанная вера - это вера, тесно связанная с пониманием объекта веры. Такая вера предполагает знание того, во что следует верить, а во что верить не следует и даже опасно для благополучия человека и сохранения его души.

Познавательное значение веры невелико. Было бы легкомысленным сохранять незыблемую убежденность в абсолютности тех или иных научных положений вопреки данным эксперимента и логическим доводам. Научное исследование предполагает умение сомневаться, хотя и оно не обходится без веры. И все же, познавая, мы не можем делать ставку на веру. Гораздо большую важность здесь имеют обоснованность и логическая убедительность. Но если познавательное значение веры невелико, то исключительно велико ее жизненное значение. Без веры невозможен сам процесс жизни человека. В самом деле, чтобы жить, мы должны верить в то, что нам суждена какая-то более или менее значительная миссия на земле. Чтобы жить, мы должны верить в собственные силы. Мы доверяем нашим органам чувств и верим, что в большинстве случаев они поставляют нам верную информацию о внешнем мире. В конце концов, мы верим и наш разум, в способность нашего мышления находить более или менее приемлемые решения сложных проблем. Впрочем, в жизни существует множество ситуаций (их большинство), исход которых заранее просчитать с абсолютной точностью мы не в состоянии. В таких ситуациях вера выручает нас. Безверие ведет к апатии и унынию, которые могут перейти в отчаяние. Отсутствие веры рождает скепсис и цинизм.

Философия так или иначе признает роль веры в широком смысле. Немецкий философ К. Ясперс обосновал, например, понятие «философская вера». Аналогичные понятия можно встретить и у других философов. Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой - она приемлема и для людей религиозно индифферентных в вопросах религии. Философская вера противостоит суевериям. Суеверие - это необдуманная вера в приметы и предсказания произвольного характера. Она отвергает также поклонение кумирам. Такое поклонение возводит на недосягаемый пьедестал какое-либо лицо или группу лиц, наделяя их свойством непогрешимости. Наконец, философская вера отвергает фетишизм. Фетишизм есть поклонение вещам. Он неправомерно наделяет абсолютным значением то, что по своей природе является временным, условным, преходящим. Философская вера предполагает признание того, что обладает безусловным значением. Она ориентирует человека на вечные ценности. Это вера в то, что свято, что имеет непреходящее значение. В философской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красоту, хотя их и трудно достигнуть, но они существуют и заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Ориентируя на высшее, вера помогает лучше ориентироваться в мире земном, избегать его соблазнов и искушений. Поэтому ее, по словам К. Ясперса, «можно назвать также верой в коммуникацию. Ибо здесь имеют силу два положения: истина есть то, что нас соединяет, и - в коммуникации заключены истоки истины. Человек находит... другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии. На всех ступенях объединения людей попутчики по судьбе, любя, находят путь к истине, который теряется в изоляции, в упрямстве и в своеволии, в замкнутом одиночестве».

Для благополучия и процветания современного мира крайне важно найти путь налаживания полноценного диалога между верующими и неверующими, между людьми различной конфессиональной принадлежности. В решении этой задачи важная роль принадлежит философии.

В статье вы узнаете:

Здравствуйте, читатели!

Надо бы взять на заметку. Зная и понимая, в чем отличие философии от религии, мы расширим свой кругозор, а наши «серые клеточки» получат пищу для размышлений. Итак, 4 основных отличия по версии блога Юноны ☺ .

Вера и знания

Религия – это мировоззрение, основанное на вере в духовное божественное начало, которое создало материальный мир и подчиняет его себе. В связи с этим религию нельзя назвать наукой, поскольку ее доктрины не имеют материальных доказательств.

Философия – это мировоззрение, основанное на анализе вопросов развития материального и нематериального мира. Она отличается противоположным подходом – не принимает все на веру, а подвергает изучаемый объект критике и глубокому детальному осмыслению . Философия требует доказательств, основанных на аргументах, а не на безоговорочной вере. И анализирует, в том числе, саму религию.

Догма и поиск идеалов

  • Вера человека должна проявляться в следовании определенным законам и догмам, объясняющим существование всего мира. Требует соблюдения конкретных обрядов, ритуалов и действий (молитвы, исповеди, причастие и т.д.). Если человек уклоняется от их исполнения, то он вероотступник .
  • Отличие философии заключается в том, что она приветствует расширение системы знаний, поиск идеалов, концепций, нового практического опыта.
    Как говорил Сократ «Я знаю, что ничего не знаю» и в этом заключается внутренний стимул к бесконечному познанию. И когда Платон, его ученик, избрал иные взгляды на мир, Сократ гордился им. Он радовался тому, что его ученик пошел собственным путем в поисках истины.

Воссоединение и любовь к мудрости

Еще одно из главных отличий религии и философии в том, что они решают разные задачи . И в этой степени их сопоставить невозможно. Среди философов было много верующих людей, но они никогда не брались за сравнение этих разных видов мировоззрения.

  • Религия , если вкратце, призвана организовывать общественную жизнь людей с помощью морального воспитания, развития в них нравственности и духовности. Именно поэтому политические силы и религиозные течения часто сотрудничают и разделяют власть над населением.
  • Философия же, в свою очередь, как наука , призвана сформировать истинные знания и принципы существования бытия и человека, ценностную картину мира. Научить людей свободно мыслить: творчески и самостоятельно. Найти смысл жизни, свое место в мире.

И это отражается в этимологии самих учений. Религия с латинского переводится как «воссоединять». Философия же несет в себе слова «любовь к мудрости», иногда ее называют искусством . Потому что выйти за рамки обыденного мышления, осмыслить и увидеть новые закономерности, сможет только творческий высокоинтеллектуальный ум, рождающий образы в жадных поисках знаний.

Узнай себя

Бог, дух и сознание

Предметом религии являются отношения Бога, человека и мира. Бог для религии непознаваем. Мы можем познать себя в Боге, любовь Бога, его благодать и откровение, но не его самого или ту сущность, которая представлена в его форме.

Философия же отличается тем, что она познает процессы, причинно-следственные связи, для нее нет запретных тем, она постоянно ищет ответы. Ее основной вопрос : отношение сознания к материи, мышления к бытию и духа к природе. Например, что первично, дух или материя? Кроме того, она изучает и другие предметы:

  • глобальные силы, законы их организации (онтология),
  • человека, его природу и деятельность (антропология),
  • познание, его возможности (гносеология),
  • обобщенную историю человека (социальная философия),
  • природу ценностей (аксиология),
  • закономерности бытия (диалектика) и т.д.

4 отличия: резюме

Таким образом, отличие религии и философии заключается в следующем:

Религия:

  1. Она дает нам веру и уверенность в знаниях и ценностях без их доказательной проверки.
  2. Она дает готовые ответы, догматична и любые отступления от ее утверждений еретичны.
  3. Она служит людям, помогает им существовать вместе в мире и понимании. Безусловно, плохие люди есть везде и я опускаю сейчас те случаи, когда религией пользуются во вред, наживаясь на других и превращая ее в бизнес.
  4. Имеет конкретное практическое применение.

Философия:

  1. Она дает знание путем осмысления и подвергания сомнению.
  2. Она ставит вопросы и ищет на них ответы. Открыта к новому знанию и опыту.
  3. Учит человека мыслить, формировать собственное мировоззрение. Призвана создать целостную картину знаний о мире и человеке.
  4. Теоретически шире, чем религия и анализирует ее, как и все остальные предметы.

Стоит добавить, что, несмотря на различия философии от религии, они тесно взаимосвязаны , используют постулаты друг друга в своих учениях. И каждая из них по-своему полезна: оба, в конечном итоге, воспитывают душу человека. Однако разными методами. Кому какой способ подходит – выбирать вам.

Удачи и всего наилучшего. Ваша Джун.

Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются особыми формами общественного сознания, отражающими духовные, культурные и мировоззренческие аспекты в осмыслении человеческой сущности, природы вещей и законов бытия. Эти аспекты по-разному проявляются в религиозных и философских учениях, корни которых уходят в индоевропейскую и восточную мифологию.Каталог конкурсов!

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.
Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.
Философия – высшая форма общественного сознания, проявляющаяся в интеллектуальной и духовной деятельности, направленной на постановку и анализ мировоззренческих вопросов. Философские учения, школы и направления складываются на основе практического опыта и глубокого осмысления закономерностей развития материального и нематериального мира.

Сравнение философии, мифологии и религии

В чем же разница между философией, мифологией и религией?
В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.
Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения.
Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.
Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.
Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

TheDifference.ru определил, что отличие философии от мифологии и религии заключается в следующем:

Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.
В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.
В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.
Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследовани рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Философия и религия.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

Философия Древнего Востока.

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

    конфуцианство;

  1. школа закона;

  2. школа "инь-янь" (натурфилософы);

    школа имен.

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

Религиозные воззрения подразумевают жизнь в единении с Богом. Цель такого духовного общения нередко состоит в отыскании путей для спасения души и нахождении прочной жизненной основы. Те, кто постоянно пребывают в религии, часто обретают радость и душевный покой, испытывают умиротворение и удовлетворенность.

Философия – это наука о наиболее общих законах бытия, общества и человеческого мышления. Она стоит выше личных интересов. Конечная цель философского знания состоит в установлении и постижении взаимосвязей между объективно существующими явлениями материального и духовного мира.

Если религия подразумевает главенство веры, то философия строится на прочном фундаменте объективного и проверяемого знания о природе вещей.

Постижение религиозных истин не требует от человека логических построений и четко выведенных доказательств бытия Бога, являющегося, по мнению богословов, основой мироздания. Догматы церкви требуют веры, а не научных поисков и строго выверенных обоснований. Философия же стремится отыскать объективную первооснову мира, опираясь на достижения современных наук и эмпирические данные, которые можно измерить и систематизировать.

Сходство между философским и религиозным миропониманием

Основное сходство между религией и философией состоит в том, что обе эти формы духовной деятельности направлены на постижение истины. Как религия, так и философия стремятся глубоко проникнуть в суть бытия и дать ответы на те вопросы, которые волнуют человечество с давних времен.

Что такое жизнь и смерть? Что есть добро и зло? Каково предназначение человека и человечества в целом? Эти и подобные вопросы стоят в центре религии и философии, хотя и решаются с разных позиций.

Религии, как и философии, свойственно стремление получить ответ на вопрос о движущих силах жизни в наиболее общем смысле этого слова. В обеих областях духовной деятельности присутствует выход за пределы видимого существования и трансцендентный опыт. Некоторые положения современной науки, на которые опирается философия, пока что недоказуемы, что переводит их в разряд предположений, требующих веры или отрицания.

Философия и религия фактически помогают человеку создать цельную картину мира. При этом часто не имеет значения, какие способы и методы используются для достижения этой цели. Оба направления взаимно обогащают и дополняют друг друга, оказывают непосредственное влияние на формирование личности человека и систему его взглядов на жизнь, природу и общество.

Религия и наука. Два самых главных социально-культурных института. Два подхода к изучению мира и явлений, происходящих в нем. Вечное противостояние расчетливого, рационального мышления и всеобъемлющей любви, чувств, веры и духовности. Несмотря на столь различные фундаменты и способы познания, наука и религия имеют много общего.

Инструкция

Религия и наука – это два вида представлений о действительности. В этом их главное сходство. Религия подразумевает существование высшего разума, который представляет собой систематизированный и организованный свод знаний о бытии. Наука занимается постоянным поиском фактов и объективных знаний о действительности, о мире и его законах, обновляя и систематизируя эту информацию. Цель и здесь и там одна – познание, различны только подходы.

Христос, Мухаммед, Гаутама. Аристотель, Ньютон, Менделеев. Каков бы ни был подход, но процесс познания не может обойтись без личностей. Основоположниками и того и другого всегда служили люди, стремящиеся к познанию, познавшие, обучающие других. Роль личности велика как у истоков, так и на всем пути развития науки и религии.

Религии основываются на вере. Это вера в бога, в высший разум, в рай и ад, в просветление и нирвану, в знания, которые даны религиозными учителями. Наука по своей сути тоже вера. Вера в закономерности, факты, разумное устройство мира. Человек не пьет бензин – это разумно. В геометрии через любые две точки проходит прямая – это факт, закономерность.

Наука опирается на знания, накапливаемые годами, изменяемые в процессе познания. Так раньше думали, что солнце вокруг Земли, впоследствии доказали обратное. Это стало фактом, на основании которого существует множество теорий. Религия также опирается на знания. Библия, Коран, упанишады, трипитака и прочие. Все религии основываются на первоначальных текстах и знаниях, которые были даны какими-либо учителями. Опора на знания – важнейшее сходство религии и науки.

Изначальная цель науки – изменить мир к лучшему, облегчить существование людей на планете. Забота о человеке – то